Сижу на работе, среда, июль месяц. Планов никаких, и настроение соответствующее… Надо его улучшать. «Каждый человек кузнец своего счастья»! Почему бы не рвануть куда-нибудь на выходные – в пансионат что ли съездить или посетить какие-нибудь достопримечательности в округе…
Звоню подруге, может поедет со мной. А она мне и говорит: «Слушай, у меня времени в обрез! Я через два дня в Черногорию улетаю на неделю.» Ой! А что это такое, эта Черногория? Должна со стыдом признать, что до этой случайной поездки я не знала ни точного местоположения этой страны, ни какие там политическая и экономическая ситуация… Нужны ли русским визы? Отдельная это страна или все еще часть Югославии? Стреляют ли там? На счет последнего я меньше всего волновалась. После отличного отдыха в Ливане пару лет назад, я поняла, что в «горячих точках» тоже можно отдыхать. Ну а потом оказалось, что в Черногории последние несколько лет все очень спокойно, экономика, правда, еще только поднимается после Балканских конфликтов, туристов там мало (еще не раскрученное место), что для меня всегда только плюс, официальная валюта – немецкая марка (теперь, очевидно, Евро), природа там потрясающая – горы, леса, чистейшее море, климат очень мягкий – тепло, но жары не ощущаешь… Ну просто рай на земле! Все, едем!

С визой получилась чехарда. Никто толком ничего не знает – нужна она или нет. Поскольку времени до отлета оставалось всего два дня, потом один, я в пятницу утром с контрактом из турагенства приехала в посольство Югославии, где мне в течение дня сделали визу. Красота! Потом оказалось, что полсамолета летело без виз, и их все равно пустили, хотя официально виза нужна. Мы летели в Тиват, и там отношение к наличию виз очень спокойное (по крайней мере было), но если лететь через Белград, то без визы однозначно не пустят.

Аэропорт Тивата меня поразил полным отсутствием какой-либо жизни. Наш самолет был единственным в поле видимости, никаких других туристов или просто людей вокруг не было – тишина, спокойствие и солнце над головой. Поскольку мы были единственным прибывшим рейсом, то процедуры по паспортному контролю и получению багажа прошли без сучка и задоринки.
Поехали. Первое впечатление, надо сказать, весьма унылое. Вокруг грязновато, Тиват город довольно обшарпанный, стоит немножко в стороне от моря, «восхитительной» природы, о которой я читала, пока тоже не видно... А правильно ли мы сделали, что поехали? Добрались до гостиницы, и тоска еще больше усилилась. Гостиница 2 звезды, называется Сплендид, находится в бухте Бечичи. Нас, как потом оказалось, разместили в старом корпусе – в номере ничего не было, кроме кроватей и стульев, мебель старая и потрепанная. Был, правда, балкон, дверь на который толком не закрывалась и ужасно скрипела. Перед гостиницей – пляж, на пляже полно народа, в основном югославы. Иностранных туристов не видно и не слышно. Югославы отдыхают семьями или большими молодежными компаниями – все шумят, носятся вокруг, на пляже много «грязи», пустых бутылок, всяких кожурок и очисток от фруктов и т.д. – все это меня несколько озадачило. Приехали, называется!
Негативная часть рассказа закончилась… теперь позитивная…

Положительные эмоции начались за ужином. Еда была великолепная. Изумительные салаты и закуски – просто невозможно оторваться. Все свежее, очень аппетитное. Невольно вспомнился целый зал еды в 5ти звездочном отеле в Турции, где совершенно нечего было есть – т.к. никаких вкусовых восторгов та еда не вызывала… А ведь хочется на отдыхе себя побаловать! В Черногории еда – это особая статья. Мне больше всего понравились салаты, свежая рыба в разных приготовлениях и гарнир (вареная картошка, перемешанная с листьями шпината). Еще понравилось, что все делалось от души. Как только мы подошли к столу с закусками, одна из официанток на хорошем русском нас поприветствовала, стала советовать, что сегодня «особенно удалось», что из чего приготовлено, какой салат в какой части страны едят… Потом рассказала, что весь обслуживающий персонал в отеле – студенты из Белграда. Они на лето приехали подработать. Ребята оказались очень веселые и искренне дружелюбные. К русским относятся очень хорошо и с большим удовольствием говорят по-русски.

Поскольку пляж меня сначала не впечатлил, я сразу заинтересовалась экскурсиями. В нашем отеле работала девушка Наташа, она черногорка, но отлично говорит по-русски. Ее мы нашли на первом же ужине и присели с ней побеседовать и заодно что-нибудь прикупить. Повсеместно в Черногории поражает «спокойное» отношение людей к жизни. Начинается все с виз – есть они, нет их – заходите! Потом это отношение сквозит во всем. Вот и Наташа, начала не спеша, но увлеченно рассказывать о разных чудесных экскурсиях: в каньон реки Тара (местная горная река), на рафтинг, в город Катор – мы уже губы раскатали… а потом оказалось, что на эти-то экскурсии мы поехать с ее помощью не сможем, так как народу из России в Сплендиде мало и необходимая группа (6 человек кажется) не набирается! Ну зато хорошо поболтали и много узнали о Черногории и ее достопримечательностях. Раньше ведь ничего не знали! Постепенно мы подвели Наташу к интересующему нас вопросу, какие экскурсии мы у нее все-таки можем купить. Оказалось, что на следующий день организуется экскурсия на Скадарское озеро. Ну а еще через день – экскурсия в Дубровник! Дальше все туманно – никаких конкретных планов нет, но может быть будут еще экскурсии, если будут желающие. Ну что ж. Съездим пока на эти экскурсии, а там посмотрим. С оплатой тоже получилось чудно – я, стараясь «забить» места на экскурсиях, силилась вручить Наташе деньги и наши паспортные данные (они нужны для Дубровника). Наташа, улыбаясь и отмахиваясь, говорила, чего сейчас этим заниматься, приносите деньги к автобусу и сразу поедете. Итак, пришлось расслабиться и включиться в ритм черногорской жизни.

Скадарское озеро. Очень красивая горная дорога – проезжали перевал, виражи – просто дух захватывает. Ехать час-полтора. По озеру мы ходили на катере, примерно два часа. Останавливались для купания – вода очень теплая и, конечно, пресная. Вокруг нас горы, по берегам только дикая природа и полуразвалившаяся крепость – никаких жилых строений или деятельности не заметно. Часть озера принадлежит Албании – нам показали албанский берег… ни у кого не возникло желания на нем высадится. Ну, как хотите! На обратном пути катер остановился в камышах, и мы слушали пение птиц, какие-то редкие птицы, к сожалению, название не помню. На берегу нас ждал обед. Группу привели в уютный ресторан, усадили на тенистой веранде. Кроме нашей группы, в ресторане никого не было, поэтому все внимание и забота хозяев легли на наши плечи. И тут началось! Застолье такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Весь стол был уставлен салатами, свежими и маринованными деликатесами, домашним хлебом и вином. На первое подавали отличную уху. А потом начались перемены основных блюд! Внесли огромные подносы с жаренной и вареной рыбой, рыбы было несколько сортов, все свежевыловленное из озера. Ели мы ели – объеденье, а еду все несут и несут. Силы нас начали покидать. Тут хозяева позвали с улицы трио музыкантов, и те закатили веселый концерт. В нашей группе было две черногорки – они сопровождали туристов из Швейцарии. Эти черногорки пустились петь и плясать, потом и нас всех растормошили – и не смотря на жару и явное переедание, мы дружно встали, подхватывая припевы местных песен, язык очень похож на русский, и разучивая танцевальные движения. Потом исполнили несколько русских песен. Праздник явно удался! Должна сказать, что с другими русскими туристами, присутствующими на этой трапезе, мы так сплотились, что до сих пор с удовольствием встречаемся и общаемся.

Дубровник.
С экскурсией в Дубровник нам очень повезло. Уже потом, после поездки, когда я с энтузиазмом рекламировала эту экскурсию другим туристам, я наслушалась ужасных историй о 4х часовых ожиданиях на Югославско-Хорватской границе, потому что в автобусе были граждане стран СНГ (не России). И если визы россиянам в Хорватию не нужны, то гражданам других бывших республик – да. Сотрудники турагенств стойко борются за своих клиентов, при этом задерживая весь автобус, а в результате тех, кому нужны визы, все равно высаживают. Также у турагенств разные маршруты – у некоторых заложено время на купание, у других – нет. Без купания тяжко, день получается слишком жаркий и пыльный.
Наша же программа проходила примерно так: человек 20 туристов ранним утром повезли в Хорватию. Граница пролегает на узкой дороге в горном ущелье – слева от Вас - отвесная скала, справа – обрыв. На дороге стоит маленький киоск Duty Free и находятся два погран поста. Я сразу представила бедных туристов, которых на этой границе «высаживают» из автобуса.
Виды там безусловно потрясающие, но вот идти совершенно некуда. Отношения между странами (Хорватия и Югославия) довольно напряженные. Черногорцам в Хорватию нужны визы, и получить их довольно сложно. Перед пересечением границы, нас пересадили в другой автобус, с хорватскими номерами, потому что если ездить по Хорватии с черногорскими номерами, Вам могут разбить стекла или еще как-нибудь «нашкодить». По крайней мере, нам так объяснили черногорцы.
В Дубровник мы прибыли к 10ти утра. Нашу группу встретил очень приятный гид, который начал экскурсию словами: «Разрешите поприветствовать вас на экскурсии во 2-м самом красивом городе мира, после русского Санкт-Петербурга.» Мы все сразу расплылись в улыбках.
Дубровник – сказочный город. Всем очень советую там побывать. Мне больше всего понравилось в свободное время гулять по стенам города и наслаждаться видами на Адриатику и на сам Дубровник. Примерно за час можно обойти город вокруг по крепостной стене: под вами плещется лазурное море, водную гладь разрезают яхточки, а с другой стороны разворачивается неспешная городская жизнь – звонят колокола собора, на площади люди пьют кофе, в ресторанах жарят на гриле рыбу и морепродукты.
После 4х часового изучения города (с экскурсоводом и самостоятельно) нас повезли на пляж недалеко от Дубровника, что было очень кстати. Я как залезла в воду, так и плавала часа полтора, пока нас не начали усиленно зазывать в автобус.
По дороге назад в Черногорию мы получили еще один чудесный подарок за тот день – посещение полуострова Цевтат, который находится в нескольких километров от Дубровника. В это место, такое спокойное, умиротворенное и гармоничное, я сразу же влюбилась. Думаю, все кто там побывали, хотят туда снова вернуться.

После экскурсий, мы посвятили несколько дней изучению окрестностей. Весь берег Черногории изрезан бухточками – некоторые совсем маленькие, другие побольше. Как нам объяснили гиды: Хорватия известна островами, а Черногория – бухтами. Наша гостиница находилась в бухте Бечичи. Здорово было просыпаться рано утром (чуть-чуть до рассвета), выходить на пустую набережную, вдыхать аромат цветущих вокруг деревьев. И вот солнце медленно выползает из-за гор и озаряет первыми лучами знаменитый остров/гостиницу Святой Стефан, который хорошо видно из нашей бухты.
В соседнюю бухту, в которой находится красавица побережья «Старая Будва», ходит маленький паровозик. Можно было пройти туда и пешком, примерно минут 40 вдоль берега моря. Будва – это игрушечный город, почему-то напоминал мне Дубровник в миниатюре. Будва также находится на полуострове, выдающимся в море, волны бьются о стены из серого кирпича, а солнце играет на красных крышах. В Будве тоже можно пройтись по крепостной стене. В отличие от Дубровника, это удовольствие бесплатное, ну и конечно времени занимает раза в 3 меньше. В самом городе на всех улочках сплошные кафе и магазины.
Нам особенно понравилось одно кафе, где делали классный холодный кофе с шоколадным сиропом и мороженным. Вдоль побережья в нашей бухте и в соседней находится бесчисленное количество баров, кафе и дискотек. Вечерами все отдыхающие вываливают на набережную, и начинается веселье. Во многих заведениях играет очень громкая музыка, часто поют в живую какие-то местные певцы. Суеты и гама предостаточно. Можно, однако, найти и спокойные места, и под шум прибоя, любуясь луной, послушать песни под гитару. Ночью из-за прибрежных дискотек могут возникнуть проблемы со сном. Слышимость великолепная и до 3х часов ночи спасения от музыки, со всех сторон летящей в окна, – нет. Так что запасайтесь берушами или уж гуляйте до утра.

Пляж в Бечичах меня не впечатлил. Но рано я расстраивалась, потому что вокруг нас было столько прекрасных бухточек, что можно было найти пляж на любой вкус. За городом Будва находятся два частных пляжа (Морган 1 и 2). Вход стоил 1.5 марки, и Вы попадаете в две очень красивые, соединенные между собой бухточки, мне там, пожалуй, больше всего понравилось загорать и плавать. Во всех бухтах есть лежаки, души, кафешки и киоски с фруктами и напитками. Если двигаться из Бечичей в другую сторону (к Святому Стефану), то там тоже несколько бухт, где находятся пляж Короля, пляж Королевы, другие пляжи, а вдоль моря разбит прекрасный парк, с тенистыми аллеями и лужайками, где тоже загорают отдыхающие. Вдоль побережья можно передвигаться на маршрутках или, гораздо приятней, на лодках. Каждые 30 минут в Бечичах останавливается моторная лодка (маленький катер), и желающих туристов везут в соседние бухты. Вечером можно поймать такую же лодочку и вернуться обратно в Бечичи. Проезд в оба конца стоил 5 марок.
Наша же бухта неожиданно тоже привлекла мое внимание одним интересным мероприятием. В конце бухты установили круговую канатную дорогу, и там удальцы носились на водных лыжах. Уау! Первый раз в жизни попробовала этот вид спорта, и потом меня как магнитом каждый день тянуло на воднолыжную станцию. Час катания стоил 20 марок. Народу было не очень много, никаких очередей, поэтому кататься получалось столько, сколько хочешь или можешь, пока руки не уставали так, что отказывались держать трос и тогда с брызгами и визгами я летела в чистую соленую воду. Позже я пробовала кататься на водных лыжах на озере, и впечатления совершенно иные: вода мутная, тяжелая, совсем не то, что в море. Атмосфера на воднолыжной станции сложилась очень дружелюбная: все друг другу помогали, делились впечатлениями. Ходили практически одни и те же люди, и уже на второй день мы здоровались и болтали, как старые знакомые. Когда я уставала и больше кататься не могла, я садилась в тенек и наблюдала за выступлениями профи – инструкторы на станции устраивали мини-шоу, показывая свое мастерство. Водными лыжами с тех пор я «заболела».

Почему-то мне очень хотелось поехать на экскурсию в каньон реки Тара. Посмотреть поподробней страну: природу, монастыри, деревеньки, горные мосты. В нашей гостинице эту экскурсию так и не организовали, и мне пришлось обойти соседние отели – там тоже везде работали русскоговорящие гиды и продавали экскурсии. В результате я нашла подходящий вариант, и мы поехали. Меня предупреждали знакомые, что это утомительная поездка… Хм, но такого я, честно говоря, не ожидала. Дети в нашем автобусе «вырубились» где-то в середине дня и потом уже никакие красоты и интересные места их привлечь не могли. Когда мы в 9 вечера вернулись в гостиницу (а выехали мы в 6 утра), я, обычно человек очень активный и неутомимый, еле держалась на ногах, голова шла кругом, и меня покачивало из стороны в сторону. Наташа, которая встретилась мне по дороге, весело сказала, «Анют, никак с Тары вернулась! Поздравляю!» Трудно резюмировать мои ощущения: посмотрели мы очень много, и все было безумно красиво и интересно… но из 15 часов поездки – 10-11 мы провели в автобусе и вообще весь день получился очень жарким и утомительным. Кстати, в Будве я как-то зашла в туристическое агентство, поинтересоваться этой же экскурсией, и сотрудник агентства предложил мне поехать «частным образом» на его машине – если наберется 4 человека, то стоимость примерно 45 долларов с каждого. Экскурсии в группах на автобусе стоят только чуточку дешевле, поэтому очевидно «частный» вариант более предпочтителен. Да и на машине по горным серпантинам передвигаться быстрее, чем на огромном автобусе.

Эта экскурсия стала для меня последней, я успокоилась, и побережье покидать больше не хотелось. Еще две экскурсии хвалили отдыхающие: это Бакокаторская бухта и город Катор и экскурсия в монастырь Острог, который находится на отвесной горной стене и кажется, что он буквально висит в воздухе. В эти места мы не попали, но если еще раз будем в Черногории, то обязательно съездим.

Не могу не сказать пару слов о самих черногорцах. Вы приезжаете в страну писанных красавиц и красавцев. ВСЕ мужчины и женщины, не зависимо от возраста, обладают великолепными фигурами, статностью, прекрасной кожей и волосами. Когда идешь вечером по набережной, ощущение «нереальности происходящего». Ну не могут все встречающиеся люди быть такими стройными, высокими и симпатичными. Конечно, у каждого свой вкус и восприятие, но я еще не встречала места, где столько красивых людей.

Общие впечатления от отдыха остались великолепные. Чудесное море, климат, кухня, люди. Посмотрели и узнали много интересного, о чем раньше и представления не имели. Некоторые ругают сервис. Я довольно непритязательный человек, и искреннее дружелюбие местного населения меня покорило больше, чем вышколенное обслуживание на разных других курортах.

В заключение, хочу всем пожелать прекрасного отдыха, куда бы Вы ни поехали.

1. Татьяна
    Татьяна 08 апреля

......
    Мне очень понравился Ваш рассказ! Я сама большая поклонница Дубровника. Дважды уже там отдыхала и ездила оттуда на экускурсию в Черногорию - в Будву и Котор. Но наш гид (хорватка) отговаривала нас ехать когда-либо отдыхать в Черногорию, говоря, что сервис там гораздо хуже, чем в Хорватии, а цены не сильно ниже. Судя по Вашему рассказу, она права, но та атмосфера, которую Вы описали совершенно особенная. И мне очень захотелось туда съездить. :) Хотя хорваты тоже очень милые и приветливые, но Черногория совершенно особенная. Вообще, Балканы имеют особенную, присущую только им магию притягивать. Я сама уже "болею" Ховатией, в этом году опять туда собираюсь, на Истрию. А вот видимо в следующем - в Чрногорию. :) Спасибо за интересный и позновательный рвссказ!

2. Екатерина
    Екатерина 08 апреля

Черногория - страна контрастов: изумительная природа (чистейшее море, горы,каньоны реки Тара и Морача, пляжи Могрен 1,2, Яаз)и в то же время спокойствие местных жителей, граничащее с пофигизмом. Нигде, даже в родной российской глубинке я не видела ТАКИХ куч мусора и брошенных остовов автомобилей, как по пути к Таре. Но один раз туда съездить, безусловно, стоит. Обязательно надо увидететь Котор и Боко-Которскую бухту, Скадарское озеро и мост через Тару, Свети Стефан и дальше, дальше, дальше... Рекомендую отель Гранд Авала, Будва, рядом с пляжем Могрен. Шумно, но удобно.

3. Vlad
    Vlad 09 апреля

Не-е-ет, только не Будва! =)
    Свети Стефан, и на фиг все эти отели... Виллы и просто частный сектор стоят гороздо дешевле отелей, а условия там лучше... ИМХО, конечно, для любителей шума - Будва и Бечичи - самое то...

4. Элька
    Элька 09 апреля

После прочтения рассказа сложилось мнение, что автор только пожрать ездить за границу. Пожрать - так и в Москве рестораци до фига. А Хорватия и Черногория - отстойник для нищих на самом деле. такого "сервиса" нигде уже не осталось. Жить в таких 5* отелях, которым и 2* не поставить - могту только бомжи. Жрать эти помои - тоже. Фу, еле неделю высидели там. Пойти некуда, инфраструктура развлечений отсутствует как таковая, пляжи грязные, засранные...

5. Vlad
    Vlad 10 апреля

К "Элька"
    Уважаемая, если вам не нравится Черногория и Хорватия - это не повод всех, кому эти места нравятся причислять к нищим и бомжам. Особенно это относится к Хорватии - далеко не самые бедные люди там отдыхают, уверяю вас. Черногорию же высоко оценили и Бернард Шоу, и Высоцкий. Отельная база в этих двух странах слабовата, но есть большое кол-во вилл и частного размещения, природа же тм выше всяких похвал. Но вы, видимо, этого не заметили...

6. Инна
    Инна 11 апреля

Черногория - удовольствие на любителя :)
    Природа чудная, но кругом грязь. Люди красивые, но пофигизм их превосходит всякие границы, особенно для народа, который хочет строить свое благополучие на туризме. Гостиницы и сервис - ужасны, но при раздаче чаевых можно наладить приемлемый быт (вопрос в том, за этим ли вы ехали?)... Кстати, насчет трудности получения виз в Хорватию. Мы арендовали машину, на ней ездили в Дубровник - вся процедура получения визы заняла у на минут 10. Но могу подтвердить, что в Дубровнике не очень ласково относятся к машинам с черногорскими номерами. Хотя в целом отношение, внимание и вежливость сервиса в Хорватии на порядок превосходит черногорские. В общем, я бы посоветовала тем, кто искренне бесится от невнимания продавцов в наших магазинах, кто привык расплачиваться картами и не возить с собой кучу наличных, кто привык за свои деньги получать соответственные услуги - в общем, для тех, кто не ищет в отдыхе экстима, выражающегося в возврате к советским традициям в сервисе - езжайте отдыхать не в Черногорию, а в Хорватию. Море и природа там ничуть не хуже, а комфорта гораздо больше.

7. Vlad
    Vlad 12 апреля

Инне. Черногория vs Хорватия.
    Согласен, Черногория - не для всякого туриста подходит, впрочем, как и Хорватия. И там и там отельная база старой общеюгославской постройки, далеко не везде есть средства на ремонт, новых отелей строят мало. Привыкшим к испаноско-турецким стандартам на отели и пляжи там может не понравиться. Что касается сервиса, то не могу скзать что он какой-то особенно плохой в Черногории... Что вы именно имеете в виду? В магазинчиках и ресторанчиках и в Черногории, и в Хорватии к клиенту внимательны и вежливы. В Черногории (Свети Стефан) уже на второй раз в магазинчике тебя привествуют как старого знакомого и, если не разошлись сдачей мелкими монетками - говорят, что дескать, завтра принесете... В Хорватии - примерно то же самое... С чем, как вы утверждаете "на порядок отличающимся по сервису" встретились вы в Черногории? Прошу прояснить... У меня сложилось впечатление по отличию для туриста этих стран: в Черногории грязней, многолюдней на пляжах, но примерно на 30% дешевле, кроме того есть песчаные пляжи в отличие от каменистой Хорватии. Природа красива по-своему и там, и там. Старинные городки очень похожи, поскольку одной и той же венецианской застройки... Народ и там, и там близко по языку и кухне, много влияния на культуру оказывает близость Италии.

8. Андрей
    Андрей 17 апреля

для Инны
    не знаю, не знаю... отдыхал этим летом в Черногории все очень понравилось. Отели просто надо уметь выбирать самим, не покупать все что предлагают агентсва ( я так терпеть не могу тур.агенста из=за этого) В отличном номере у нас было все(кровать, диван, душ, туалет, кухня, плита, отличные виды из окон, кондиционер, спутниковое TV- покзывалоНТВ+ и т.д.)

9. CTACEHbKA
    CTACEHbKA 19 апреля

надо бы еще кое-что добавить..
    но пока не очень понимаю, что именно... Согласна на все 100 с Владом, так здорово описавшим свое путешествие по Черногории, обеими руками голосую за частный сектор, сама убедилась. Первый год (1997) я как все заселилась в отель. Все бы хорошо, да только сервис совершенно не соответствовал ценам. 3 звезды тянули по стоимости на 4, а на самом деле не больше 2-х. Я обожаю Черногорию, но зачем переплачивать? Гораздо лучше поселиться буквально в 50-ти метрах от пляжа, до которого рукой подать (перейти пешеходный мост). Мы жили в домике завхоза отеля, так что сами понимаете - даже матрасы там были родные (как в гостинице). В доме плита электрическая, вода горячая-холодная, тишина и покой или наоборот - все по нашему велению. Сразу должна предупредить, что цена размещения сильно зависит от степени знакомства с хозяевами, если с ними сдружиться и еще подарить сувенир из России - вполне можно скостить оплату. Все вместе мы платили кажется 11 марок в день (сентябрь!), меня же вообще бесплатно приглашали. К сожалению, мне буквально все надо записывать, потому что там все так дешево. Не очень дешево там из продуктов мясо - разорительная вещь. Потому что своих коровушек немного. Поэтому-то и пршут так недешев. На счет кидалова - там оно безусловно есть, но люди бесхитростны даже в этом. Я бы советовала быть осторожнее в других странах всем туристам, не только бывшим нашим. Потому что только самым разбитным авантюристам везет переночевать под открытым небом в палатке без приключений (см. рассказ путешественника по Хорватии автостопом). Да, вот еще – в Будве, около одного из выходов к пирсу находится маленькое уютное интернет-кафе, надеюсь оно доживет до следующего сезона. В Бечичах тоже было чахлое (модемное) интернет-кафе в отеле «МонтенегроА», но во время грозы оно в отличие от первого не работает. Вообще, учитывая то, что страна перешла тихой сапой на ЕВРО, следует ожидать повышения цен в сезоне 2002 года. То что раньше было в марках, теперь будет стоить в Еврах, так мне думается. Кстати, интересный момент, когда я первый раз ехала в Цетинье и на Ловчен меня тоже крутило на поворотах, там вообще очень быстро автобус взбирается в гору, так что уши закладывает. А в прошлом году я туда повезла своих подруг (мне было все по барабану, а у них уши заложило), которым в Цетинье после Будвы страшно понравилось. Больше всего понравилась пустота и тишина. Мы шатались там пол воскресенья, девочки сходили на службу в манастырь, я же сидела под своим любимым каштаном и наслаждалась ощущением дежа-вю. А может это все было в позапрошлом году…

10. Сергей
    Сергей 18 июня

А что такое отдых?
    Рассказ Татьяны понравился.Реплики Влада очень интересны.Отдыхал и буду отдыхать в Черногории.Много друзей местных жителей и с их помощью увидел и вкусил шарм,изюминку этой прекрасной республики.С уважением.Сергей.

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница (Restaurant Stari Mlini) находится в историческом здании начала XVIII века. …