Да. Я теперь – Гонец из Ганы! Театральный анекдот про студента, которому поручили маленкую роль гонца из Пизы, которому всего-то было надо выйти га сцену, объявить себя гонцом из Пизы и вручить письмо, но всё перепутал, я пересказывать не буду по цензурным соображениям. Говорят, анекдот старинный, но я не верю, так как Гана – страна молодая, а в «старину» существовали лишь берега – Слоновой Кости да Золотой Берег. Африканцам эти названия никогда не нравились, так как они попахивали колониализмом. «Берега» - только для пришельцев с моря, для которых любая суша начинается с берега. Лет пятнадцать тому назад правительство республики Берег Слоновой Кости обратилось к мировой общественности с просьбой именовать их Республикой Кот д’Ивуар. В переводе с французского – тот же «Берег Слоновой Кости», но для тех, кто по-французски не разумеет, это кошачье-мурлыкающее название вроде как имя собственное.

С Ганой все обстоит немного по-другому. Вообще, «Империя» Гана существовала на территории, которая едва примыкала к северным пределам нынешней Ганы. Но после обретения независимости в 1957 году встал вопрос о том, как новую страну назвать. Две историко-географических области – «окультуренный» европейцами Золотой Берег и полусамостоятельное Королевство Ашанти. Есть еще трьетья – так называемые «Северные Территории», где проживают народы моси и груси. У моси государственность имеет более древние корни, чем у ашанти. Их «империя», вернее, конфедерация мини-государств под председательством «моро-наба» - верховного вождя – стала складываться еще в Х веке, а в XIV в. вылилась в формирование двух довольно сильных государств – Ятенга и Уагадугу. Нужно никого не обидеть и поддержать дух нации. Отбросив лишнюю скромность, назвали страну Ганой, тем более, что, согласно преданиям ашантийцев, их предки пришли на территорию Королевства Ашанти именно с территории этой страны.

Вообще, нынешние ганские историографы лишней скромностью не страдают. Я держал в руках книжку, где на 60 страницах увлекательно рассказывалось о том, какие поселения народа ашанти располагались в Месопотамии, Египте и Израиле, совсем рядом с Иерусалимом. Ну прямо наш «академик» В.М.Кандыба, находивший корни славян буквально везде.
Остается неясным только, почему потомки древних египтян создали свое собственное государство только спустя 2000 лет после смерти последнего египетского фараона.

На самом деле, западноафриканская государственность имеет довольно долгую историю. Империи Гана, Мали и Сонгай процветали в долинах Нигера и Сенегала на протяжении двенадцати веков (с IV по XVI вв.). От былого величия империи Мали на территории одноименной страны пока еще кое-что осталось. «Пока еще» - потому что засуха и наступление Сахары может в конечном итоге привести к тому, что Тимбукту , Дженне и другие города со своими фантастическими глинобитными мечетями и дворцами могут быть оставлены жителями и буквально занесены песком. Сейчас уже ЮНЕСКО собирается выключить Тимбукту из своего списка «Мирового Культурного наследия», поскольку его памятники находятся в плачевном состоянии.

Поразительно, как люди убивают среду в которой живут. Им надо готовить пищу – нужен огонь. Нужен огонь – нужны дрова. На дрова идут деревья и кусты, которрые сдерживают наступление пустыни. А пустыня пищи не дает. Разве только поймать тушканчика и съесть его, разделив по-братски между всеми мужчинами племени, менее съедобные части отдав женщинам и детям. Но тушканчик прыткий, его еще надо поймать.
Так и получается сплошной замкнутый круг. Слава Богу, что еще осталась довольно широкая полоса суши, где еще слышны голоса птиц и шумит листва деревьев.

…В Восточную Африку едут для того, чтобы посмотреть зверей. В Западную – чтобы посмотреть людей. Туристов здесь мало. В основном – «ностальгисты» из Франции, которые едут в Сенегал, Мали, Бенин, из Англии , любящие отдыхать в Гамбии (где построено достаточно много хороших «пляжных» отелей на берегу Атлантики), а также афроамериканцы, стремящиеся попасть на родину предков, откуда этих самых предков вывозили в трюмах кораблей. Конечно, никто из них на этой родине не остается, но припасть к корням – признак хорошего тона. Туристов интересует прежде всего этнографический аспект.
Действительно, в отличие от европеизированной ЮАР, здесь люди еще ходят в традиционной одежде, сохраняют многие ритуалы, забытые в других частях Африки.

А что такое Африка вообще? Это континент в форме черепа с пустой глазницей озера Виктории? Нет! Африка разлита по всей земле. Бразилия, Карибы, Гарлем, Новый Орлеан, окраины Лондона и Парижа – это всё Африка. Она входит в каждый дом через флюиды, испускаемые экранами телевизоров, когда MTV крутит очередной клип негритянской группы с изрядно посветлевшей кожей. Вы думаете, это Америка? Нет , это Африка.

Крупных животных, особенно «Большую Пятерку» здесь извели давно. Самим есть нечего. В Гане в заповеднике Куджани, как говорят, пара-тройка слонов, хотя не ясно, действительно ли это так. В Кот д’Ивуаре слоны точно есть. Обезьяны, антилопы в заповедниках есть в относительном изобилии, а вот с серьезными хищниками – напряг. Поэтому туристы сюда едут пообщаться с местным народам, посмотреть песни-пляски, поучаствовать в ритуалах вуду, особенно в Бенине, где колдунов больше, чем на Украине. Отсюда этот культ перекочевал в Новый Свет и стал широко известен благодаря творчеству некоторых писателей. Жрецы вуду есть и в Гане, но не в таком количестве, как в Бенине. Кстати, эта страна, бывшая Дагомея, тоже «оприходовала» название другой страны - Великого Бенина , находившейся на территории нынешней Нигерии и знаменитой своим бронзовым литьем.
Впрочем, в Западной африке всё очень перемешано. На бутылке какао-ликера, привезенного из Аккры, красуется бенинский воин, стилизованный под бронзовую статуэтку. Так сказать, эксплуатация чужого культурного наследия.

В Гане раз в два года проходит PANAFEST (Panafrican Festival), на который съезжаются фольклорные и театральные коллективы со всей Западной Африки. Конечно, зрелище яркое и интересное. Некоторые американские и европейские турфирмы организуют специальные туры на этот фестиваль. Однако, следует признать, что туристов в Западной Африке немного. Пляжных отелей мало, многие страны неспокойны (Того, Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея, Нигерия), другие слишком бедны и «неколоритны» (хотя колорит, если постараться, везде можно найти). Взять, к примеру, Буркина Фасо, северную соседку Ганы. Раньше Верхней Вольтой называлась. По идее, Гана должна была Нижней Вольтой называться, но кто снизу хочет быть?
Природа – опустыненная саванна (сахель), животных нет, кроме коз и собак. Есть музей в Уагадугу и мелкие крокодилы в обеих Вольтах. Ну и дальше что? Проедет несколько раз в год группа французов на грузовике (truck expedition) или на джипах, и то по дороге из Мали в Бенин, - и всё.

Кстати, о птичках (вернее, крокодилах). Из кожи крокодилов, варанов и ящериц в Западной Африке изготовляют устрашающе экзотические дамские сумочки. Их наиболее экстравагантным аксессуаром являются свисающие оскалившиеся крокодильи морды, а также лапки с вострыми когтями. В Гане такая «прелесть» стоит порядка тридцати долларов. Пройдя по улицам Москвы, дамочка с такою сумочкой не останется без внимания. Можно привезти партию таких сумок, покрыть лаком, пустить знакомую девицу по городу с крокодилом через плечо, а когда прохожие будут задавать вопросы, где такое чудо она купила, она будет отвечать, что ее муж – знаменитывй охотник на крокодилов и привозит такие кожизделия из своих экспедиций. Долларов за 300 может продать, если будет заказ… Даёшь шоп-туры в Гану!

С сувенирами здесь проблем нет. Выбор изделий «народных промыслов» громадный, хотя территориальные различия не очень заметны. Неспециалист никогда не определит, из какой страны какая маска привезена. Хотя в каждой стране есть свои мотивы, например, в деревянной скульптуре. В Гане это переплетенные между собой человечки, символизирующие единство, куклы плодородия (о них речь пойдет ниже) и ритуальные стульчики. Много изделий из бронзы, особенно фигурных гирек для взвешивания золота, а также фигур и масок в стиле «Великий Бенин». Одним словом, привезти на память есть что.

Некоторые страны посылают свои делегации и имеют стенды на крупных международных выставках. Я был, например, на стендах Мали и Гамбии. Сенегал, Гана, Кот д’Ивуар и даже Нигерия, знаменитая «черным расизмом», тоже периодически имеют свои стенды на выставках в Лондоне и Берлине. Там вообще выставляются страны, которые никто даже не мог заподозрить в наличии привлекательности для туризма. «Редкие» незападноафриканские страны – Ливия, Эфиопия, Камерун – тоже часто гостят на выставках. У нас ливийцы два года назад на MITT погостили и плюнули на это дело – не едут к ним толпы туристов из России.

Конечно, туризм в тех краях – для публики «пресыщенной», всю остальную, «цивилизованную» экзотику уже освоившей. Ей что-нибудь особенное подавай: туарегов на верблюдах и фульбе на конях, зомби и детишек со вздувшимися животами. Но может в такой неосвоенности, незаеженности, естественности и заключается привлекательность Западной Африки? Есть люди – созерцатели, которым интересна жизнь и бытие других людей и народов в их естественном, а не театрализованном проявлении. А если так, то не существует «неколоритных» стран, а возможность посмотреть на «другой» мир существует независимо от наличия каких-либо highlights в данном конкретном месте.

Согласно статистике, в довольно «раскрученную» Кению выезжает всего какая-то пара сотен российских туристов. Но там полно зверья, лоджи, кемпинги, море фирм, предлягающих туризм во всех вариациях. Природа Западной Африки сильно «подпорчена» человеком. А зачем ехать в Африку, как не «за природой»?

Однако здесь есть и памятники, оставленные человеком. На территории Мавритании сохранились руины Кумби-Сале – столицы Ганы, в Мали - города Тимбукту, Дженне, Сегу, деревни догонов. Банко – строительный материал из глины и соломы – в сухом климате способен долго не разрушаться. Там, где дожди, глинобитные стены долго не простоят. Про дерево и говорить не приходится. Посему археологам и исследовать-то нечего.

Большинство исторических сведений о здешних государствах дошли дот нас благодаря арабским купцам и путешественникам.
Государства долины Нигера вели активную посредническую торговлю со странами Магриба и племенами, которые жили в более лесистых районах, примыкавшим к Гвинейскому заливу. В этих районах добывалось золото, которое обменивалось на сахарскую соль. Ходовым товаром были также рабы, причем «ходовым» во всех смыслах слова – ведь передвигались они сами.
Здесь мы переходим к одному интересному вопросу, весьма, впрочем, болезненному для африканцев. Речь идет о работорговле. У нас во всем было принято винить европейских колонизаторов, но, положа руку на сердце, следует признать, что массовая торговля «живым товаром» в Африке – изобретение арабов, которые устраивали настоящие облавы на потенциальных рабов на побережье Восточной Африки. В Западной Африке роль арабов играли … сами африканцы. Вожди прибрежных племен быстро смекнули, ЧТО нужно европейцам, строившими опорные пункты на берегу. Поссорился с соседом, захватил деревню, жителей – на продажу. Война стала прибыльным делом. Европейцы снабжали своих партнеров по бизнесу огнестрельным оружием, в результате чего одни племена получали преимущества перед другими в «военной технике». Это сейчас экскурсоводы с трагизмом в глазах рассказывают об ужасах работорговли, а когда-то их же предки буквально охотились друг за другом. Подьем государств Ашанти и Дагомеи связан именно с появлением ружей и пороха. Это объясняет то, что само возникновение этих государств хронологически совпадает со строительством европейских факторий и развитием работорговли. В Дагомее Абомей и Вида вообще считались кркпнейшими цетрами работорговли в мире. Почему возникло государство Ашанти? Да потому, что у их южных приморских соседей фанти были «ключи» к торговле с европейцами, а у ашанти – не было. Подавив соседей, они пленных продали фанти, а те, в свою очередь, англичанам, голландцам, датчанам и пр.
Вот так-то.

Но конечно, эта торговля была выгоднее всего этим самым «колонизаторам». Новый Свет требовал рабочей силы. Дешевый, почти дармовой «товар» был в Африке. По разным оценкам, Африка потеряла примерно 100 миллионов человек за 350 лет работорговли. Даже после отмены работорговли практически всеми государствами в XIX веке, она продолжалась контрабандными путями. Крупнейшими поставщиками рабов была Западная Африка – Золотой Берег и Дагомея (фр.). В XVIII веке только с Золотого Берега вывозилось до 100000 рабов ежегодно.

Теперь их потомки приезжают сюда на экскурсии. Я думаю, они в глубине души очень даже довольны, что их прадедушек и бабушек вывезли отсюда в трюмах кораблей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Страницы1

2,0/5 (1)

1 комментарий

  1. МХ
    МХ 16 января

    Замечание по поводу работорговли
    Уважаемый автор! Работорговлю европейцы, конечно, не придумали сами. Однако, именно с появлением первых европейских колонизаторов в Африке в конце 17 в. работорговля была поставлена на "промышленные" рельсы. Сами африканцы друг другом до этого времени поторговывали, но это не шло ни в какое сравнение с массовой охотой на людей, предшествующей вывозу из за океан. Так что роль европейцев в этом вопросе была малоприятной. Вы, по-моему, к числу вывезенных африканцев один лишний нолик приписали. Не далее как на прошлой неделе я видела в серьезном исследовании число 10 миллионов за три века, что тоже очень много для того времени и учитывая, что рабы вывозились в основном из Западной Африки.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все