Введение.

Года 2 назад до меня дошла полезная информация о том, что из Санкт-Петербурга организуются достаточно недорогие туры по Скандинавии. Сразу несколько компаний параллельно отправляли автобусы с туристами в Финляндию, Швецию, Данию. В то время меня, жутко неуважающего длительные автобусные переезды, тем не менее заинтересовала 3-х дневная программа "Швеция + Финляндия", в которой хорошо сочетались цена (порядка $60), маршрут и время. Замечу, что никогда ранее я не пользовался услугами турагенств и объездил полмира с рюкзаком за спиной и путеводителями в руках. Однако, в этом случае было ясно, что поехав в Швецию сам по себе, я заплачу сумму значительно большую, чем стоимость тура.

Я обратился тогда в турфирму "Нева", в их офис в Екатеринбурге. Все казалось предельно просто и ничто не предвещало осложнений. После того, как я уплатил требуемую сумму, мне выдали ваучер и пожелали счастливого пути. Однако, примерно за неделю до выезда из фирмы перезвонили и с сожалением оповестили, что моя бронь не прошла. В ответ я согласился записаться на другой тур, более дорогой кстати, с посещением Дании. Те с радостью согласились, однако буквально на следующий день перезвонили и сообщили, что…и тут бронь не прошла (!).

В тот момент я иронично усмехнулся и сказал сам себе, что мол этого и следовало ожидать, когда доверяешься туроператорам, да еще и российским (см. 90% писем туристов на форумах). Позднее я узнал через свою приятельницу, сотрудницу одной из турфирм Москвы, что в моём случае фирме скорее всего просто невыгодно брать меня с собой. Дело в том, что мне, как счастливому обладателю двойного гражданства (хоть в чем-то должно же человеку повезти !) не требуется виза ни в Шенген, ни в Америку. А фирмы меж тем, предлагая подобные, массовые туры по демпинговым ценам, делают упор на оформление виз. Я думаю, что спецы согласятся со мной в том, что $55 за 3-дневный тур в Финляндию и Швецию – это практически себестоимость турпродукта.

Произошедшее меня несколько задело, хотя, с другой стороны деньги мне вернули без проблем, скандалов, или же судебных разбирательств. Зато я зарёкся – не ездил с турфирмами раньше - не поеду и в будующем.

В путь !

…Прошло 2 года, много воды утекло. Судьба вновь занесла меня в Россию. На определенном этапе моей деятельности на бизнес-поприще, выдались свободные две недели, которые я решил использовать с тем, что бы воплотить давнишнюю мечту и побывать в Скандинавии. У меня были дела в Питере, а потом я запросто мог попутешествовать.

Итак – место действия КПП Ивангород / Нарва, на границе с Эстонией. Я в роли пассажира "Евролайнса". Счастливо избежав отъема денежных средства (практикуемым последнее время любимой российской таможней в отношении туристов), я сажусь в автобус и мы трогаемся в направлении моста через пограничную речку Нарову. Шофер, однако, притормаживает возле магазина "Duty free", обьявляет 10-минутную остановку и публика устремляется за сигаретами и водкой. Я же отправился чуть далее по дороге и сделал несколько снимков Ивангородской крепости и Нарвского замка. И тот и другой впечатляют, к сожалению времени на посещение этих достопримечательностей не оставалось. Тяжело вздохнув я поворачиваю назад, в сторону автобуса и замечаю, что…он уже едет мне на встречу ! Видимо я несколько не расчитал время.

Начинаю отчаянно махать рукой приближающемуся автобусу, но шофер-эстонец лишь необьяснимо кивает мне головой и…проезжает мимо ! Идиотская ситуация – мой рюкзак остался в салоне, а автобус уже переехал через мост на эстонскую сторону. Я побежал за ним, но на мосту, перед самым шлагбаумом мне на перерез кинулись двое пограничников с криком "Эй, стоять, тут государственная граница !".

Я попытался обьяснить взбудораженным погранцам, что произошел казус и меня просто "забыли". Меж тем паспортный и таможенный контроль я уже прошел. Меня завели в здание администрации КПП и усатый капитан долго и недоверчиво крутил в руках мой паспорт и хмурился. Он заявил, что моё поведение его безумно шокирует и по-хорошему надо бы меня передать милиции, для дальнейшего прояснения ситуации. Я же, ничуть не менее возмущенно отвечаю, что моей вины здесь нет и что я сам пострадал от рук безответственного водителя автобуса.

Неожиданно за моей спиной возникло двое пассажиров того же автобуса, которых, как выяснилось…тоже забыли в магазине (!). Это в корне меняло ситуацию. Капитан со словами "-Что за *** твою мать ?!", принялся звонить начальству и советоваться по поводу произошедшего. Спустя какое-то время все разрешилось благополучно. Автобус был специально для нас задержан на эстонской стороне, нас пропустили через шлагбаум. Жаль, что пассажирам пришлось сидеть и ждать нашего возвращения лишние полчаса.

Эстонская пограничница поинтересовалась наличием у меня медицинской страховки. Это видимо было чем-то новеньким, т.к будучи в Эстонии дважды в 1999 и 2000 годах, никто никаких страховок не требовал. Дело, однако, могло принять нежелательный оборот. Девица ждала от меня вразумительного ответа в отношении страховки и я, сознавая, что промедление смерти подобно, сочинил сходу, что еду в Швецию транзитом через Эстонию и уже сегодня вечером покину страну. К счастью, её мой ответ удовлетворил, она хлопнула печать в въездной штамп в паспорт и на этом пограничные страсти завершились.

Путь в Таллинн лежит через наиболее неблагополучные районы Эстонии – города Нарва, Сылламяэ, Кохтла-Ярве, Иыхви. Эти места населены преимущественно русскоязычным населением, причем в Нарве и Кохтла-Ярве процент "русских" составляет 90% и более. Независимое эстонское государство рассматривает эти места и местное население как тяжелую ношу, доставшуюся с советских времен. Заводы встали еще в начале девяностых и сейчас уровень безработицы в Восточной Эстонии достигает 2/3 от трудоспособного населения. Очень силён раскол между местными русскими и государством. Старшее поколение так и не приняло новую власть и видит себя несправедливо обиженными, эстонский язык знают немногие, работы нет, перспективы сумрачны. Гражданство имеет лишь мизерная часть жителей этого русского анклава Эстонии (при этом в Таллине большинство русскоязычных уже получили "синие" паспорта).

Эти города напоминают "сталкеровские" пейзажи. Мрачные и облупленные хрущевки стоят посреди равнины, побитые дороги, скелеты заброшенных заводских цехов, скучающие мужики, посреди рабочего дня играющие в домино. Все это сильно напоминает убогую российскую провинцию, но никак не страну, счастливо заявляющую о своей готовности вступить к 2003 году в Евросоюз.

Таллинн.

В Таллинне я не впервой. Тут я бывал в 1987, с родителями, будучи совсем еще ребёнком. Потом я приезжал сюда дважды пару лет назад. В самом Таллинне я привел в общей сложности около месяца и город этот изучил достаточно прилично. Не стану вдаваться в описание красот эстонской столицы – об этом вам намного лучше и информативнее поведают путеводители. Скажу одно – это город сказка. Чудесный, миниатюрный Vana Tallinn, узенькие мощеные улочки, соборы, Ратушная площадь, крепостной холм Томпеаа, великолепно сохранившиеся стены Старого города, множество чудных и уютных пивнушек и кафешек…вообщем это надо видеть !

За последние годы сильно подорожал городской транспорт, например осенью 2002 года проезд стоил 10 ЕЕК, т.е $0,70. Вполне по европейски. Для тех, кто намеревается провести в городе несколько дней, лучше обзавестись книжечкой на 10 билетов по цене 70 крон. Месячный проездной стоит 190 крон. Для студента проезд стоит 5 крон за одну поездку и 70 крон за месячный проездной. При этом, как мне объяснили знакомые, речь идет исключительно о студентах эстонских вузов. Впрочем, официальной информации на этот счет я не имею и однозначно утверждать не стану. Штраф за безбилетный проезд (либо неправильно оплаченный проезд) – 600 крон ($40). Контролеры встречаются довольно редко, но мне довелось столкнуться с ними по крайней мере дважды.

Из недорогихъ мест ночлега в Таллине я бы выделил Mahtra hostel, по адресу Mahtra 44, где двухместный номер стоит порядка 300 крон ($20), включая завтрак. Другой вариант – молодежные хостели в Старом городе (их порядка 5), где одно место в 2/4/6 местной комнате обойдется в 7-10 долларов в сутки. Несколько недорогих гостиниц можно найти на припортовой улице Нарва Манте, либо вдали от центра города, на улице Сыпрусе. Вряд ли там выйдет дешевле, чем $10 на человека и поэтому туда стоит отправиться лишь в том случае, если вы не найдете места ночлега в центре.

Помимо стандартных туристических маршрутов я бы выделил посещение Таллинского зоопарка, который меня просто поразил своей коллекцией разнообразных животных, чистотой, новыми и современными павильонами.

Пирита – еще один живописный уголок Таллинна, расположенный в северной части города по пути в Виимси. При впадении небольшой речушки Пириты в Финский залив расположены массивные руины древнего монастыря Св.Бригитты. На берегу речушки действует лодочная станция и ресторан. Можно арендовать лодку и предпринять небольшое турне вверх по течению Пириты.

Из колоритных молодежных баров Старого города я бы выделил Kloostri Ait и Levis. Именно там мы заседали темными вечерами в компании друзей по пиву.

Итак, возвращаясь к моему путешествию, пробыв в Таллине некоторое количество дней, я зашел в офис паромной компании "Tallink", организующей морское сообщение между эстонской столицей и городами Финляндии и Швеции. И надо же было такому случиться, что именно в воскресенье (а это было воскресенье !) компания предлагала наиболее выгодные программы. 3-х дневный круиз в Стокгольм стоил 590 крон ($37). Стоимость более, чем подходящая ! Замечу, что для тех, кто предпочитает свободный и независимый от воли турфирм отдых – такой вариант был бы очень удобен, даже если принять во внимание стоимость проезда в Таллинн из Санкт-Петербурга ($10 в одну сторону на автобусе). Попутно я поинтересовался стоимостью подобных круизов в Швецию с отправлением из Хельсинки и выяснил, что в зависимости от сезона и дня недели, вполне реально подобрать круиз по цене 35-60 долларов.

Круиз Таллинн – Стокгольм – Таллинн.

Паромы в Швецию отправляются от терминала D, Таллинского морского порта. Все крайне цивилизованно, продуманно и совершенно организованно. Чистый современный терминал с ресторанами, кафе, обменниками, разным сервисом и т.д. Быстрый паспортный контроль, длинный "хобот" тоннеля и вот я уже на борту парохода "Fantaasia". Нет смысла вдаваться в описание сего плавсредства. Тот, кто участвовал в круизах, прекрасно представляет себе, что такое громадное 8-10 этажное судно с магазинами, ресторанами, бассейном, казино и т.д. Моя каюта – самая простая, класса С2, т.е двухместная на одной из нижних палуб. Но уровень вполне приемлем – свой душ, туалет. Очень чисто, свежее выглаженное белье, столик, пачка информационных листов и рекламных проспектов на диванчике. Приятно гудит кондиционер, вообщем…отличное начало путешествия !

Паром отправляется из Таллинна в 18:00 и прибывает в Стокгольм в 10:00 на утро. При этом время прибытия указывается местное, так что не следует думать, что вы сойдете в Швеции с опозданием в час, а лучше переведите часы на один час назад. Далее следует паспортный контроль, к сожалению весьма долгий ввиду того, что в один миг к 3-4 будкам пограничников устремляются несколько сот пассажиров парохода. Граждане стран ЕС преодолевают сей барьер намного быстрее.

Не дай бог впереди вас окажутся соотечественники из СНГ – в виду полного их незнания английского языка (по крайней мере у очень многих), вы долго будете ждать своей очереди, пока шведы найдут переводчика. Занятно, что десятки россиян и русскоязычных граждан Эстонии не могли ответить на такой несложный вопрос, как "-How long time you gonna stay in Sweden ?". Увидев впереди русскоязычных, я метнулся в соседнюю, более плотную очередь, где, правда стояли большей частью японцы и американцы (судя по говору). И не прогадал, ибо за то время, как в моей очереди прошло 2-3 человека, в этой очереди прошло не менее десяти !

Швед не глядя шлепнул штамп в мой паспорт, и вот я уже на улице, возле автобусной остановки. Стоимомость проезда в центр города – 20 SEK, при курсе 9 SEK=$1. Я же, взглянув на карту, предпочёл прогуляться пешком, ибо от терминала "Фрихамн" до центра было от силы минут 15-20 пешком.

Оговорюсь, что как и в случае с Таллином, я не стану вдаваться в описание достопримечательностей шведской столицы – об этом расскажут соответствующие путеводители.

Говоря глобально, я бы сказал так, что Стокгольм - город несомненно красивый и достойный интереса. С другой стороны, человеку, побывавшему в Праге, Амстердаме, или Париже, шведская столица вряд ли покажется особенно выдающейся. Стокгольм построен на десятках островов, связанных мостами. Наиболее интересен район Гамла Стан (Старый город), находящейся тоже на острове. Наиболее известные музеи города (Nordska Museet, Vasa Museet) находятся на острове Скансен, там же, кстати можно посетить и музей сказок Астрид Линдгрен (Junibacken). Музеи: Дальневосточных древностей, архитектуры, современного искусства – находятся на соседнем острове Скепсхольмен.

Кстати, с последнего открывается хорошая панорама Старого Стокгольма и оттуда можно отснять отличные снимки. Если вы прибыли в город дикарём и ищите место недорогого ночлега, то наилучшим вариантом станет плавучий хостель "Chapman", действующий на старинном фрегате, стоящим на вечной стоянке прямо на набережной. Ночлег на одного стоит порядка 20 долларов. Замечу, что для Стокгольма это совсем не дорого !

Наиболее же завораживающая панорама города открывается от Сити Холла на острове Кунгсхольмен. Именно оттуда сняты большинство стокгольменских поздравительных открыток. Раз уж вы там – обязательно поднимитесь на башню Сити Холла – это самое высокое строение города. Панорама потрясающая ! Вход стоит 15 SEK. Покупки сувениров лучше всего осуществлять в районе Нормальм, сразу к северу от Старого города. Там масса как солидных и дорогих магазинов, так и небольших лавочек уличных торговцев.

Шведская столица очень дорогой город. Если вы прибыли с круизом на один день, то практичнее вообще не тратиться ни на что, а воспользоваться бутербродами с парохода. Для примера: Хот-Дог стоит 15-20 SEK, жестяная баночка Пепси 15 SEK, Среднего уровня обед в недорогом ресторанчике в Старом Городе – 200-300 SEK ($25-30). Проезд на городском транспорте стоит 20 SEK, но можно купить и проездной на весь день по цене порядка 75 SEK.

По городу собственно говоря, проще и лучше всего путешествовать именно пешком, так как расстояния не велики, интересного много, а транспорт дорог. По-идее, ехать то особенно и некуда, т.к Старый Город компактен, а прогулки по спальным районам вряд ли вас заинтересуют.

Страницы1

0,0/5 (0)

5 комментариев

  1. Владимир
    Владимир 11 октября

    Здорово...
    Сам давно собираюсь по Скандинавии. Вот собираю полезную информацию (самоходом хочу поехать). Большое спасибо!

  2. Ольга
    Ольга 17 октября

    "сталкеровские" пейзажи
    Прочитала статью. Человек, который написал ее не имеет ни малейшего представления об Эстонии. Сложилось впечатление, что он там вовсе и не был. Из всего, что написано о стране, вероятнее всего, правда о зоопарке, я там давно не была.

  3. Саша
    Саша 17 октября

    Ольга, а что собственно говоря неправда в моем рассказе ?
    Мне действительно очень занятно, как это я умудрился написать на 100% неверный рассказ об Эстонии ? По поводу цен на транспорт и паромы - просто проверьте цены на сайтах tallink.ee и сайте городского транспорта Таллина (это если мне на слово не верите :) По поводу положения русскоязычных в Эстонии - тут тоже не совсем ясно в чем конкретно неправда моего рассказа - похоже на то, что это не я, а вы имеете не совсем верную информацию об Эстонии. Меня это не удивляет кстати - я встречал некоторых русских, живущих в Таллине, получивших синий паспорт, выучивших язык и более-менее адаптировавшихся среди эстонцев, так вот, они не имеют практически ни малейшего представления о том, что большая часть русскоязычных Эстонии живет в совсем иных, гораздо более худших условиях, чем они сами. Но это уже из серии богатому бедного не понять.

  4. хапуга
    хапуга 28 июня

    из Парижа в Сибирь
    Все более менее прилично написано, хотя язык ужасный - что такое стокгольмский сити холл, на каком это языке?! Ратуша? Stadshuset? Или city hall - почему? - русскими буквами. Повествование о толпе русских , которые не в состоянии объяснить куда едут и зачем - забавно, но конечно полная лапша на уши невинных.

  5. хапуга
    хапуга 28 июня

    из Парижа в Сибирь
    Все более менее прилично написано, хотя язык ужасный - что такое стокгольмский сити холл, на каком это языке?! Ратуша? Stadshuset? Или city hall - почему? - русскими буквами. Повествование о толпе русских , которые не в состоянии объяснить куда едут и зачем - забавно, но конечно полная лапша на уши невинных.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Большая говорящая лампа

Большая говорящая лампа

Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …