Как все начиналось

Рига. Начало июля. Вечером я с друзьями закончил сборы продовольствия и снаряжения для похода. Теперь надо было выспаться перед завтрашним днем. Сон не шел, и я проснулся раньше времени. Я решил не спешить со сборами и плотно позавтракать. Не успел я толком перекусить, как раздался телефонный звонок. Звонил друг, чтобы я не проспал и успел на автобус. В спешке я забрал из холодильника недостающие продукты и пошел на троллейбусную остановку.

Вот я с веслами стою в очереди за билетами на автовокзале (билеты в кассе заканчивают продавать за 15 минут до отправления). Цель нашей поездки мост через Гаую, в 2 километрах от поселка “Виреши”. Билет от Риги до Виреши обошелся мне в 2 лата 30 сантимов. Сели в автобус “Рига – Алуксне” в 7 часов утра. В Виреши мы планировали приехать к полудню. Пол пути играли в карты и делились первыми впечатлениями. По плану мы должны были проплыть путь от Виреши до Стренчи за 3 дня, чтобы успеть на электричку в 19:30 до Риги. Общая протяженность планируемого маршрута 110 километров по течению реки, из них 35 километров вдоль границы с Эстонией. Реально за 3 дня мы прошли только пол пути (около 50 км) и высадились под мостом Анниняс возле Валки. Автобус шел с большой остановкой в Смилтене, на месте мы были в 12:00. Еще около 2 часов нам понадобилось на надувание плота и для спуска его на воду. Плот надували ножным насосом, автомобильного типа (насос шел в комплекте к плоту). Итак, в 13:55 мы начали свой путь по реке Гауе в неизвестность. По этому маршруту мы плыли впервые. Для всех, кроме меня, это была уже вторая поездка. Поэтому чувствовалась уверенность команды нашего маленького “корабля”. Ребята поделились со мной опытом предыдущего путешествия, когда они спали в мокром плоту под открытым небом, а после 3-4 часов пути не могли точно сказать свое местоположение. В предыдущий раз они брали плот на прокат в Латвийском Университете, и он потонул через 5 часов их путешествия. Сдутый плот пришлось в плавь тянуть к берегу и затаскивать вместе с вещами на отвесной склон для ремонта. Если бы не лейкопластырь и жевательная резинка они не смогли бы продолжить поход.

Я представил себе жесткие спартанские условия их предыдущего путешествия и начал ощущать себя в новом плоту на 20 человек, как на водяной постели номера люкс. Наш плот по своим характеристикам является морским спасательным плотом с тентом. Вот под этим тентом время от времени прятались все по очереди, скрываясь, то от палящего солнца и слепней, то от дождя. Двое гребли. Остальные отдыхали и пели песни под гитару. Так прошли наши первые часы похода. По плану мы должны были проходить по 5-6 километров в час, но на практике мы делали не больше 3-4 километров. Мы переоценили массу плота и наши силы. Пришлось посмотреть правде в глаза. За три дня до Стренчи нам не дойти. Ориентируясь по карте (спутниковая съемка местности, где один квадратик это один километр) мы считали каждый поворот реки. Жара стояла невыносимая. Синоптики ожидали до 35 градусов тепла, а на собственной шкуре я чувствовал все 40. Дождь обещали местами и мы надеялись, что это место будет далеко от нас. Вечером послышались раскаты грома. Что ж синоптики не обманули. Дождь начался неожиданно. Светило солнце, как вдруг пошел самый настоящий “грибной” ливень. Наше первое испытание. Кто выпрыгивает в воду и тащит плот на берег, кто в темпе закрывает входы в плот, кто вычерпывает воду. На счету каждая секунда и сухой пол, на котором спать вечером. Дождь был сильным, но не долгим. Этого хватило, чтобы половина нашего экипажа вымокла до нитки и тряслась от холода. Когда “буря утихла” мы продолжили наш путь. Дождь унес с собой наше веселое настроение и драгоценные километры пути. Так заканчивался наш первый день. Настала пора подумать о ночлеге. Промокшие и голодные мы искали подходящее место для ночевки. Остановившись на песчаной речной насыпи, мы столкнулись с очередной проблемой. После дождя сухих веток не найти. К несчастью мы не взяли с собой средство для поддержания огня. Приходилось надеяться только на собственную смекалку и бумажное полотенце, которое пошло на растопку. К полуночи мы все-таки развели костер, а в час ночи состоялся наш первый совместный “обед”. Изнуренные мы залезали в плот спать. Через пару часов надо было вставать так, как за следующий день нам предстояло пройти 35 километровый участок вдоль границы с Эстонией.

День второй. В нейтральных водах.

Туман еще не рассеялся, когда мы толкали наш плот в холодную воду Гауи. По нашим подсчетам до границы оставалось около 5 километров. Для меня подъем в 5 часов утра оказался особенно тяжелым. Я не привык так рано вставать. После защиты бакалаврской, я отсыпался за все бессонные ночи, проведенные у компьютера. С неподдельной радостью я забрался обратно в плот под еще теплое одеяло, когда его спустили на воду, и практически сразу забылся в нервном сне. Как мы пересекли границу, я не видел, но по рассказам не спящих товарищей в этом не было ничего необычного: “За очередным поворотом мы увидели пограничный столб с одной стороны и табличку, предупреждающую о начале территории чужого государства с другой. Мы дважды проплыли мимо, чтобы запечатлеть момент”.

Итак, мы покинули Латвию и продолжили наш путь в нейтральных водах. Когда я проснулся, пейзаж за бортом в очередной раз изменился. Если раньше мы проплывали мимо пологих склонов с песчаными отмелями, временами похожими на равнину, то теперь перед моим взором предстал - густой сосново-еловый лес на отвесных глиняных берегах. Ласточки, чьи гнезда были по обе стороны реки, летали высоко в небе, вселяя надежду на то, что погода сегодня не испортиться. Мы обсуждали наше положение и то, что будет, если мы встретим пограничников. Местные жители из Гауене предостерегали нас от встречи с ними. Никому из нас не хотелось стать легкой плавучей мишенью, но к счастью людей в форме мы не встретили. Зато для всех остальных мы были, словно бродячий цирк на воде: плавки, носки, мокрые полотенца, которые сушились на крыше плота в равной степени, как и сам плот, привлекали внимание с обоих берегов. Если латыши на хуторах следили за тем, чтобы мы что-нибудь не стащили, то их эстонские коллеги просто молча глазели на плавучее “чудо”. По началу это было интересно, но вскоре всем надоело, и мы плыли, не обращая ни на кого внимания. Плыть на этом участке реки было тяжело. Очень слабое течение и ветер в лицо сильно затормозили наше продвижение вперед. Весь экипаж изрядно устал и проголодался. После очередной “вахты на веслах” я отправился спать.

Проснулся я уже на берегу. В плоту было душно. Вставать не хотелось, но надо было найти в себе силы подняться. Лежать здесь становилось невыносимо. Одним рывком я присел и на корточках вылез наружу. Ребята уже разожгли костер и собирались варить макароны. Жара стояла невыносимая. Даже слепни перестали доставать своим назойливым вниманием. Пот не успевал проступить, как сразу испарялся. Медленно я побрел по раскаленному до бела песку к ребятам. Мне сразу же предложили искупаться и даже попробовали столкнуть в воду. На что я с “просони” никак не отреагировал. Я просто плюхнулся на горячий песок, подставив свое тело под палящие лучи солнца. Погода стояла на редкость хорошая. На небе ни облачка. Тишину нарушало пение кузнечиков и неизвестных мне птиц. Лежа на песке у реки, где до ближайшего населенного пункта было около 20-30 километров, я чувствовал себя Робинзоном на необитаемом острове. Один наедине с природой и друзьями, где нет никаких забот и проблем, кроме совместного труда по приготовлению пищи, разжиганию костра и “дежурства на веслах”. Какая прелесть отдых вот так экспромтом, когда не знаешь, что ждет тебя впереди. Это не туристическая поездка за границу, где все куплено, рассчитано вплоть до мелочей и не дай Бог, что-нибудь пойдет не по плану. Мне стало жаль своих соотечественников, тратящих деньги на отдых за границей, так и не узнав все прелести отдыха в собственной стране. Наслаждаясь солнечным светом, я забыл о друзьях, о времени, о проблемах. Я слился с природой. Ощущал ее прикосновение каждой клеточкой моего организма. Впитывал в себя живительные соки Солнца и песка, обжигающего мою спину.

Но надо было помогать готовить обед. Не то, чтобы ребята не справлялись без моего участия, просто совесть не позволяла мне лежать без дела, когда все вокруг суетятся над костром. Проанализировав ситуацию, я понял, что моя помощь пока не требуется и можно пойти искупаться. Ребята давно предлагали мне залезть в реку, но после сна в душном плоту, вода показалась мне холодной. Сейчас же я готов был залезть, даже под “ледяной душ”. Медленно я начал заходить в воду. В месте, где мы остановились, река сужалась. Течение реки было быстрое, но русло мелкое, поэтому вода успевала прогреваться до температуры 25-28 градусов. Я не люблю холодную воду, поэтому залезть в водоем, где температура воды меньше 25 градусов, для меня настоящая пытка. Дойдя чуть ли не до середины реки, я никак не решаясь окунуться полностью. Вот мой товарищ с разбегу ныряет около меня. Еще минута раздумий, и я плыву по течению. Да, жизнь порой похожа на реку. Тебя несет куда-то, а ты отчаянно пытаешься выплыть и занять свое место под солнцем. Порой это удается, иногда нет, и тогда случаются трагедии, в виде поломанных судеб и разбитых надежд. Так и я отчаянно боролся с течением, не позволяя уносить меня далеко от берега, где мои друзья ставили на огонь кастрюлю с водой. Оказавшись на берегу, я со свежими силами принялся помогать в приготовлении обеда. Когда вода в кастрюле закипела, каждый приготовил себе суп с вермишелью. Нет ничего вкуснее “свежего” бульона под открытым небом у реки! Ты ешь и не можешь утолить свой голод, останавливаешься лишь, когда почувствуешь отвращение к еде. Обед закончен. Пора собираться в дорогу. Мусор убран. Костер потушен. Плот с легким трением о песок плюхается в воду. Все на борту?! Тогда в путь. Вперед в неизвестность. Ведь впереди еще пороги, о которых я наслышался от более опытных товарищей...