В один из поразительно тёплых (для Екатеринбурга !) ноябрьских дней, я решил предпринять давно планировавшееся турне в Сибирь, в старинный город Томск. Изначально целью поездки были дела, однако, на достаточно раннем этапе стало ясно, что эта командировка не имеет под собой практического смысла. Однако, не в моих правилах отказываться от задуманного, тем более, что в Томске я намеревался погостить у знакомой по одному из интеллектуальных форумов девушки.

Итак, на руках у меня железнодорожные билеты на фирменный поезд Москва-Абакан, отправление в полдень 23 ноября. Железнодорожный вокзал Екатеринбурга встретил меня до отвращения знакомой толпой бомжей, торгашей, тысяч бесцельно слоняющихся пассажиров, ждущих объявления своего поезда, рыщущих в поисках очередной жертвы милиционеров. Вокзал этот я всегда старательно избегал, либо старался свести мое невольное пребывание на нем до минимума.

Вот и сейчас, приехав за полчаса до отправления, я неторопливо прогуливался по противоположной вокзалу стороне площади, периодически заходя погреться в 9-этажное здание гостиницы “Свердловск”.

Отправление.…Мои соседи по купе – три простых мужика, направляющиеся на “севера” на заработки, ибо, как известно, в нефтянно-угольном кольце России (Нижневартовск, Сургут, Кузбасс) вполне можно заработать совсем неплохие, по российским меркам, деньги. Мужики рассказали, что за вахту (1-3 месяца) им удавалось привезти домой порядка 2 тысяч долларов и даже больше.

Так, коротая время в ненавязчивом обсуждении тем политики, терроризма, войны в Чечне, тягот жизни и сложности воспитания детей (все, кроме меня были людьми семейными !), мы неумолимо преодолевали километр за километром по пути в Сибирь. Как-то незаметно проехали Тюмень, потом был Омск, Барабинск, Новосибирск. Потом я посвятил долгое время планированию некоторых разделов своего веб-сайта (www.sela-v.com/ru/rememb.html). На 20-ом часу пути болтать стало уже не о чем. Газеты были прочитаны от корки до корки. Мы просто переваливались с бока на бок, нетерпеливо поглядывая на часы каждые полчаса. Время замедляло свой бег, дорога начинала изматывать !

По истечении 25 часов пришел мой черед прощаться, позади остались 1854 километра пути по Транссибу, разделяющие Екатеринбург и сибирский городок Юрга, в котором я делал пересадку на Томск, до которого оставалось еще 110 километров.

Дело в том, что Томск расположен чуть в стороне от главной магистрали Москва-Владивосток, по которой движутся все транссибирские поезда. В этом и счастье города и его потеря, впрочем, об этом чуть позже.

Сказать по правде, меня мучили большие сомнения в отношении того, как именно я буду добираться в Томск. Никто из моих родных и друзей там не бывал ,а в кассе Трансагентства, где я покупал билеты, мне так и не смогли доходчиво обьяснить, как удобнее всего добираться в Томск. По идее был прямой поезд “Москва-Томск”, но, во-первых он отправлялся посреди ночи из Екатеринбурга, а во-вторых ходил всего 3 раза в неделю и в-третьих достать на него билет было довольно сложно, тем более это было совершенно нереально сделать в день отъезда.

Изучая обычную автодорожную карту России, я прикинул, что узловые города по пути в Томск, - это Юрга и Тайга. Первый – дорожный узел, второй – ж.д. Тайга меня смутила своим смачным, не обещающим ничего хорошего названием и населением всего в 20 тысяч жителей (деревня, из которой я мог и не выбраться потом). Юрга же, судя по атласу имела население порядка 100 тыс.жителей и находилась всего в 110 км к югу от Томска на автостраде Новосибирск-Томск.

Итак…жребий брошен ! Стоянка поезда 2 минуты. Я с неспокойным сердцем соскакиваю…нет, не на перрон ! А на голую, покрытую толстым слоем снега землю. Проводник желает мне счастливого пути и поезд, скрипнув всем своим корпусом, трогается. Прямо перед мной – одноэтажное, довольно заброшенное здание станции, надпись – “Юрга, Западно-Сибирская ж.д”. Ни одной живой души !!!

Здание вокзала закрыто. Вокруг – деревянные домишки, пахнет банькой, дымят печки, собаки, увидев нежданного гостя кидаются мне на встречу и облаивают, виляя при этом крученными хвостами. Довольно холодно, плотнее застегиваю пуховик, натягиваю перчатки.

Меня выручил местный мужик, стоявший на автобусной остановке, напротив ж.д станции. Он обьяснил, что станция Юрга, находится на расстоянии 10 километров от самого города Юрга, а добираются туда автобусом ,который, в свою очередь, ходит раз в час. В итоге, после получаса ожидания на крохотной остановке, что напротив вокзала, появился автобус ПАЗ, заполненный деревенскими стариками и старухами. На этом автобусе я и добрался до самой Юрги.

Юрга – маленький городок, очень сильно разбросанный, центр которого состоит из хрущёвок, а ближайшие окраины – из 2-этажных деревянных бараков. Но…по сравнению с ужасом, охватившим меня на станции Юрга, тут, по крайней мере был верх цивилизации ! Проезжая через главный проспект Юрги я приметил гостиницу (!), правда, возможную перспективу ночлега там, я, конечно же оставил на самый крайний случай.

Я вышел из автобуса возле автовокзала Юрги. Не в пример ж.д станции, автовокзал был вполне солиден ! Куча народу, много автобусов, такси. Таблички на лобовых стеклах автобусов гласили “Новосибирск”, “Томск”, “Барнаул”. Мой автобус отправлялся через полчаса, однако уже при входе на автовокзал появились мужики, предлагавшие довезти до Томска по цене автобуса. Я согласился, с учетом того, что измученный и раздолбанный Икарус, отправлявшийся в Томск, мог затратить много больше времени на дорогу.

В этот самый момент, кто-то похлопал меня по плечу, оборачиваюсь – мой сосед из соседнего купе ! Мы с ним общались пару раз, стоя в коридоре вагона. Оба мы были удивлены встрече, ибо нам показалось, что каждый из нас вышел в Юрге в единственном числе. Действительно, сей момент был не ясен ! Мужик рассказал, что добрался от станции до Юрги на такси (хммм…и где же это он нашел такси ?), а тут его встретили родственники на машине, место встречи было назначено на вокзале (а почему не на станции ?).

Все это было странно и необъяснимо, но по большому счету, он предложил подвезти до Томска и причин не соглашаться у меня не было. Его родня приехала на старом, измученном сибирскими дорогами, но всё же…Мерседесе !

Дорога до Томска – довольно неплохой тракт. Вокруг – тайга, мощные сосны, ветви которых укрыты снежным покровом. Довольно сильное зрелище ! Дорога заледеневшая, счастье, что почти нет машин. В какой-то момент впереди по курсу возникла…гора ! Сначала было не ясно, что это за явление природы, но подьехав поближе, мы увидели, что гора, перегораживающая шоссе, это куча промерзшего сена, которое волоком тянул за собой трактор “Беларусь”. Гора была метра три высотой и метров 10 в ширину, тем самым занимая все дорогу ! Мы принялись отчаянно сигналить, а наш шофер разразился таким трёхэтажным матом, что мне, повидавшему немало, стало чуть-чуть не по себе !

В Томск вьезжали через здоровенный мост, пересекавший одноименную реку Томь. Река уже скована льдом, а при въезде в город возник указатель “Лагерный посёлок”. Мой спутник из поезда, заметив мое недоумение, пояснил, что это ни что иное, как один из районов города, не имеющий ничего общего с тюрьмами и лагерями. При этом он добавил, что настоящие лагеря, строгого режима, находятся несколько севернее Томска, а его знакомый там даже сидел. Мдда… информация полезная, ничего не скажешь !

Мужики высадили меня напротив главного вокзала города, Томск-1. Напротив него расположен и автовокзал. Именно на входе в автовокзал была назначена встреча с Морган, но несколько позднее. Тут следует сделать отступление и рассказать вот о чем – дело в том, что разница во времени, между Екатеринбургом и Томском, составляет 1 час. Я, будучи в Юрге, подводил свои часы под местное время, однако не учел того, что, оказывается Юрга относится к иному, чем Томск часовому поясу (там 4 часа с Москвой, а в Томске - 3). Я приехал в Томск, будучи уверенным, что сейчас 13.00 по местному времени, хотя на самом деле в Томске было на час меньше !

Таким образом я прождал Морган лишний час, и был уверен почти до самой встречи, что она опаздывает, вот ведь нелепость ! Минут за 10 до встречи моя ошибка выяснилась и мне ничего не оставалось, кроме как ругать самого себя за невнимательность. В тот момент, когда я уже начал терять веру в то, что меня вообще кто-то встречает, Рита неожиданно материализовалась в виде светловолосой симпатичной девушки и увлекла меня в сторону от вокзала. Мы сели на автобус и поехали к ней домой, где нас ждал горячий обед. Путь наш лежал через весь центр Томска, а по ходу она рассказывала и показывала достопримечательности города.

Первое впечатление о Томске – Европа в Сибири ! На фоне однотипных российских городов, отстроенных в Сибири (да и не только !), Томск являл собой нечто более интересное. Прекрасно сохранившийся исторический центр, много интересных церквей, соборов, музеев. Город не так уж и молод, в этом году отмечает свое 400-летие. Помимо этого город является университетским центром Сибири и, как говорят томичи, в их городе каждый седьмой – студент !

Мы вышли на остановке в северной части города, протопали метров двести по узенькой тропинке в глубоком снегу и вот мы на месте – квартал называется “Северный городок”, бывшие казармы русской армии 19 века. Массивные кирпичные дома, расположенные в правильной геометрической форме, в со зданием администрации в центре и 5-6 корпусами по периметру, немного все это напоминало крепость. Сейчас казармы служат как жилые дома, разве что казарменная планировка была использована для вселения жильцов с общими на несколько семей удобствами и кухней, иными словами – коммуналка.

Потолки метра четыре, никак не меньше, от всего отдает стариной. Скрипучие полы, стены, толщиной не менее метра. Рита разместила меня в комнате и тут же отправилась на кухню готовить обед. Мне был выделен единственный диван и никакими уговорами не удалось мне убедить девушку в том, что не стоит идти на такие жертвы и что я, как человек проведший в казармах и палатках ЦАХАЛа (израильской армии), свои положенные 3 года, вполне могу поспать и на полу, причем совершенно спокойно.

Нет смысла рассказывать о том, что жизнь в коммуналке – это совсем не сахар и что соседи могут быть сварливы и хамоваты. Повторюсь буквально в двух словах – следуя к Ритиной комнате через длинный, недружелюбный коридор, вы в полной мере ощущаете то, что называется “враг не дремлет” (шучу конечно !). Дело в том, что в некоторых комнатушках, живут довольно гадливые старушенции, коротающие свой век в склоках и скандалах с остальными жильцами. Они приникают к замочным скважинам, только заслышав чьи-то шаги в коридоре, их скрюченные фигурки возникают в проемах дверей и подозрительно присматриваются к вошедшим.

Но главный возмутитель спокойствия на этаже – Галина Сергеевна, женщина одинокая, живущая со старухой-мамой и бугаем-сыном лет тридцати. Семейка совершенно безнадежная и озлобленная своим социальным положением. Г.С задевала Риту по поводу и без повода, а с учетом того, что она совершенно чужой человек, не имеющий никакого морального права вообще комментировать что-либо, то ее выпады были откровенно отвратительны.

Мое появление в гостях было прокомментировано, как: “-Ах ты ***, водишь к себе мужиков ?!”, потом ушат непристойностей был вылит на Риту на тему уборки общей лестницы, шума, недостаточного (по ее мнению) порядка на кухне и т.д и т.п. При этом должен заметить, что ее высказывания не имели под собой никакой основы.

Безработный пьяница-сын ГС, бывший боксер с бритой головой и в майке, восседал периодически на кухне и угрюмо жевал картошку с помидорами.

Впрочем…чего это я увлекся описанием бог знает чего ?

Страницы123

0,0/5 (0)

4 комментария

  1. Олег
    Олег 16 декабря

    Супер ! Пора Тебе, Саша, уже книгу написАть.

  2. Всеволод
    Всеволод 17 декабря

    Интересно!
    Саша, спасибо за интересный рассказ! Читаю уже не первый Ваш текст про родную для меня Россию (и СНГ), и снова с уловольствием! Небольшие заметки: 1. Можно пользоваться данными по расписаниям пригородных поездов, которые я и некоторые другие люди по узловым и пересадочным станциям собираем на http://all-transport.narod.ru. Как раз в этом году я переписывал расписание и по ст. Тайга. 2. Курган, как и Томск и Новосибирск, тоже неплохой город, просто Вы его мало видели. 3. Между Россией и Казахстаном нет никакой колючей проволоки, равно как и у России с Украиной и др. странами СНГ. 4. Согласен, что чинить дополнительные преграды европейцам в России нехорошо. Да, это ухудшает туризм в нашей стране, что плохо. Но с другой стороны, и Европа постоянно усложняет условия для россиян, и это тоже не очень хорошо. Может быть настанет день, когда все границы на Земле исчезнут и вся планета станет принадлежат всем жителям "шарика"!

  3. Житель Эстонии
    Житель Эстонии 03 января

    Про визы и границы
    Потому и усложняют условия, что всякая шваль с юга без виз лезет. Установите границу со Средней Азией, а для стран ЕС безвизовый режим введите, паспорт показал - и все. И туристов сразу станет в разы больше, если они вам конечно нужны, в чем я не уверен.

  4. Виктор
    Виктор 03 января

    Визы нужны чиновникам, на этом зарабатывающим
    100% согласен с "Жителем Эстонии". Безвизовый режим с Европой и Штатами пойдет России только на пользу, а вот от диковатых соседей-мусульман надо отгораживаться и по-быстрее. Да только чиновники хорошо наживаются на этих визах с западников, им глубоко плевать на то, что сам факт посещения страны миллионами, не ограниченных муторным визовым вопросом туристов, принесет многократно больше прибыли ГОСУДАРСТВУ. Чиновников интересует не государство, а их личный карман и то, сколько бабок они срубят лично для себя, в лучшем случае для своего ведомства. Точно так же глубоко этим МИДовских и другим мерзавцам плевать на то, что стремительно растет количество приезжих южан в наших городах. И будет их счисло расти, тюк опять же все наплевать. Может быть в очередной раз чиновничья команда наживается на чем-то, что им известно лучше, чем нам, простым смертным. Одним словом...больно за Родину, черт подери.

Ваш комментарий

Достопримечательности России Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…