На этот день мы назначили себе выезд по малому кругу Болгарии (Варна, Велико Тырново, Габрово, музей народных ремесел в Етыре, Шипка, Бургас).
Для этого необходимо было отправиться в Варну и взять напрокат автомобиль - на Золотых песках Рент-а-кара не нашли - может, не сезон еще, а может, его и нет здесь вообще. Поднявшись наверх, к остановке автобуса, мы совсем уж было собрались честно ожидать его прибытия, но нас довольно энергично подозвал таксист, стоявший рядом и предложил за 8 левов довезти до центра (это притом, что по счетчику реально это стоит не менее 15). Разумеется, мы согласились. Таксист попался разговорчивый, и, все разузнав про нас и наши планы, тут же вызвался нам помочь и быть нашим водителем по всему маршруту. При этом он особенно упирал на различные препятствия, могущие осложнить нам путешествие - злых и жадных полицейских, которые спят и видят, как бы нажиться на глупых иностранцах, высоких для неболгарских граждан ценах в отелях, и вообще, о сложных дорожных условиях... Когда мы поинтересовались стоимостью его услуг, он, пожевав губами, назвал сумму 250 баксов за два дня путешествия. Поскольку мы явно не рассчитывали столько потратить, а также из-за того, что хотели быть сами себе хозяевами, мы мягко, но твердо отказались. Забегая вперед, скажу, что полиция на всем протяжении нам попалась раз пять, а остановила вообще лишь однажды, и то, на выезде с курорта. Хохма заключалась в том, что мы забыли документы на машину в номере, и полицейский вежливо предложил нам вернуться и не ездить без документов, а также накинуть ремешок при выезде на трассу. Ни о каких баснословных штрафах И РЕЧИ НЕ БЫЛО. И вообще, наша отечественная привычка мигать встречному транспорту, если впереди пост полиции, в Болгарии еще сохранилась, и, может благодаря этому, мы и избежали неприятных встреч.
Снова отвлекся... Другие опасности вообще можно было не рассматривать, поскольку цены в отелях для резидентов и нерезидентов отличались совсем незначительно, а обстановка на дорогах, после московского трафика, скорее напоминала езду на автодроме без машин.
Добравшись до центра Варны, мы, в первую очередь, направились в Интернет-кафе, просмотреть почту и кое-какую полезную информацию. Это удовольствие - полчаса работы и две распечатанные страницы - обошлись нам всего в один лев, что более чем по-божески.
Далее нам предстояло поменять деньги и найти Rent-a-car. И если с первым мы справились довольно быстро, поменяв по значительно более выгодному курсу, чем на курорте (1,675 против 1,6), то со вторым вышла целая история: дабы не тратить время зря в поисках искомого, попросили местного таксиста нас туда доставить. Он, покружив немного по городу, высадил нас у некоего здания, сообщив, что где-то в нем есть rent-a-car. После этого, взяв 2 лева, благополучно укатил. Как Вы, наверное, догадываетесь, исходив здание вдоль и поперек, ничего, хотя бы примерно напоминающее прокат автомобилей, мы не нашли. Пришлось снова прибегнуть к помощи такси. А этот раз, таксист, прежде чем везти нас в никуда, запросил по радио свою диспетчерскую, и уже минут через 10 мы были на месте. Rent-a-car, напоминающий наш магазин-павильончик находился довольно далеко от центра - пешком мы шли бы около часа. К нашим услугам было предложено несколько автомобилей, от дешевых (28 лев за сутки) до не очень дешевых (Фольксваген Поло за 75 лев). Мы было нацелились на самый дешевый вариант, но нас огорчили, что эти машины (кажется Опели доисторические) будут только часам к 3-4 дня. Поскольку время было только 12, мы не стали полдня ждать и согласились на компромиссный вариант. Итак, Опель Кадет 1992 года, трехдверный, с виду очень неплохой. Стоимость- 38 лев в сутки, если брать на 4-7 суток. (40 лев, если на 1-3 дня). Дополнительным фактором, повлиявшим на наш выбор, была его малолитражность, что при существующих ценах на бензин (95-й стоит 1,33-1,38 лева при курсе 1,67, т.е. около 80 центов) оказалось одним из главных преимуществ. Всего на 1500 км нашего пробега на бензин мы потратили около 100 левов, что, в общем-то, довольно немного.
Ну что, за руль и в путь. Выбравшись из Варны, и почти не заплутав (бестолковые указатели, лучше ориентироваться по карте Варны, которую просто необходимо купить - в киосках за 3 лева продается карта Болгарии, на обратной стороне которой имеются мини карты всех курортных городов, в том числе Варны, Бургаса, Албены...), мы выехали на единственную в Болгарии автостраду европейского уровня - три полосы в каждом направлении, с разделительным барьером - можно ехать и не о чем не думать со скоростью 160. Правда, к сожалению, она продолжается всего километров 70-80, а далее - обычное одно -, реже, двухполосное шоссе. Дорога везде практически прямая, возможностей для обгона предостаточно, да и машин-то очень мало, плотного потока на всем протяжении маршрута нами встречено не было. Много знаков ограничений скорости- до 60 км, особенно при подъезде к поворотам на какую-нибудь деревню или перед опасными участками в горах. В последнем случае очень рекомендую следовать указаниям знаков - некоторые участки действительно опасны и замаскированы растительностью - улететь можно запросто. Доехав до средней точки нашего сегодняшнего маршрута - города Шумена , решили проехать по нему и поискать место для обеда. Оставив автомобиль на, как нам кажется, центральной площади, мы направились по короткой пешеходной улочке. Метров через 300 заметили в глубине двора небольшой ресторанчик, зашли. Признаюсь, цены в меню порадовали - минимум раза в 2 ниже, чем на курорте, да и место уж больно приятное - ресторанчик представляет собой как бы старый болгарский дворик, с печью в углу и развешанными на стенах предметах быта. Разумеется, иностранцев здесь практически не бывает - откуда им взяться в захолустном городке в 120 км от побережья? Перекусив, отправились дальше. До Велико Тырново добрались часа в 4 дня.

ВЕЛИКО ТЫРНОВО

Древняя столица Болгарии, очень живописный городок, расположен на склонах гор, посередине впадина, по которой течет река. По берегам - небольшие деревеньки-поселки с красными кирпичными крышами. Центральная улица проходит по склону горы, вокруг нее лепятся 2-3 этажные домики. Вид потрясающий. На вершине горы - полуразрушенная крепость (вход- 6 левов). С самой высокой точки крепости открывается великолепный обзор на весь город. Но карабкаться придется пешком - довольно высоко. В крепость мы попали уже практически к закрытию - в 18 часов, а до этого расселялись в отеле и парковали автомобиль. Для размещения воспользовались советом одного из рассказчиков (см. Турмаяк), в котором он предлагал отель (на самом деле не отель, а что-то типа дома колхозника) Трапезица за какие-то копейки. Наверное, цены сильно изменились с тех пор, так как номер нам обошелся в 44 лева за ночь (за двоих) без завтрака. Не скажу, что копейки... Тем более за такой номер - две кровати, тумбочки, туалет, душ. И все. Наверно, если бы было побольше времени, можно найти что-то получше и подешевле... Но, как я уже сказал, гостиница находилась в центре, номер нам нужен был только на 8 часов сна, так что мы не привередничали. Сбросив вещи, пошли прогуляться до крепости- метров 800, полазили по развалинам, читая таблички на болгарском, русском и английском языках, узнав, что защитники крепости долго и успешно защищались от турков лет эдак 400 назад. Часов в 7 отправились поискать местечко, где можно было бы совсем легонько перекусить и отметить день Победы. Естественно такое местечко отыскалось на самой что ни на есть центральной площади, и конечно это было Happy. Взяв кто пиво, кто ракию, чокнулись за Великую Победу. Никто из болгар нас не поддержал - такого праздника у них нет. А могли бы и вспомнить, кто их освободил... Посмотрев на некий фольклорный концерт, проходящий на площади, отправились гулять дальше. По дороге завернули в рыбный магазинчик и долго допытывались у продавца, есть ли у него вобла. Кажется, он нас понял и предложил купить какой-то соленой сушеной рыбки, по виду ничем не напоминающую известную всем пивоманам воблу, а по твердости могущую посоперничать с деревом. Для нас оказалось то, что надо. Догуляв обратно до гостиницы - о чудо, наткнулись на тот же Happy, где и решили поужинать окончательно. Самый шик был в том, что мы впервые, наверное, в истории посетители ресторана, которые, поужинав, пили пиво, закусывая той самой рыбкой, для которой нам даже принесли пустую тарелку. Дальше наш путь лежал в ночной клуб напротив гостиницы. Музыка, дискотека, стойка бара... Недорогое пиво, дешевая ракия- до 2 ночи. Решив, что нагулялись окончательно, пошли спать.

ЦУМ София

Когда-то софийский ЦУМ был крупнейшим универмагом болгарской столицы. И сейчас он держит марку. Здесь смогут найти себе наряд по душе даже самые взыскательные клиенты. …