Пришла весна 2003 г. Наступает лето. До отпуска ещё очень далеко, даже не верится, что он когда-нибудь будет. А с приходом теплых дней в организме начинается какое-то трепыхание и томление. Это, наверное, сродни инстинкту перелётных птиц. Пришло время и никуда от этого не денешься. Просто хочется путешествовать, тянет куда-то в неведомые дали. А времени на такую блажь не очень то и выкроишь – работа. И у нас созревает план – скататься куда-нибудь недалеко. Но чтобы обязательно интересно! После обдумываний и обсуждений план принимает более чёткие очертания – в Хакассию, в горы. Разведать дороги, посмотреть перевалы хотя бы означенные в автомобильных картах. Далеко в горы не соваться, только туда где пройдёт наша машинка. Да и размять нашу Ласточку. А то она бедняга, за зиму, уже и забыла, наверное, что её гордое имя БМП – боевая машина путешественников.
Решено! Выезжаем в пятницу, 30 мая, в середине дня (организовав себе нечто вроде короткого дня ради предстоящих выходных). В первый день доезжаем до Абакана – 405 км. Ночуем там. Во второй день, в субботу, прокатываемся до перевала, любуемся красотами на высоте 2214 м и возвращаемся ночевать обратно в гостиницу. Обратно планируем быть к вечеру в воскресенье. На работе на нас смотрят, как на слегка помешанных – куда едут, зачем едут, да ещё и ребёнка с собой тащат (ребёнку 12 лет вообще-то)! Народу непонятно. Родственники тоже не разделяют нашего энтузиазма.
План первого дня выполнен полностью. С утра кот Кузьма и морская свинка Фрося плотно накормлены. В районе 15:00, когда приезжали за Машей, выставлено ещё по две полные миски с утроенной порцией кормёжки. Вещи брошены в багажник. Дочь Маруся с нетерпением дождалась таки дома, пока папа с мамой закончат свои обязательные дела на работе и заберут ее. Весёлая семейка готова к путешествию!
Всякий раз въезжая в Хакассию меня поражают отличия в окружающем пейзаже. Вот едем по Красноярскому краю – вокруг поля, луга, леса и перелески. Всё ясно и понятно – едем по России и пейзажи соответственно славянские. И тут раз, вроде и границы никакой чёткой нет, а сразу понимаешь, что братья славяне далеко уже. А вокруг раскинулась древняя хакасская степь и вздымающиеся курганы совсем какие-то не славянские. А уж когда вдоль дороги, в разных местах, замечаешь группы стоящих вертикально больших камней (у меня ассоциации с капищами древними), тут уж точно понимаешь, что земля вокруг другая. И трава, и холмы, и степь, и даже небо – всё другое, необыкновенно древнее и прекрасное. Деревень вдоль дороги до Абакана не много, дорога летит вперёд прямая как стрела. И ты уже чувствуешь, что совсем не удивишься если с ближайшего кургана скатится волна смуглых скуластых всадников. Или в ложбине между вот этими холмами обязательно должно обнаружится поселение из белоснежных юрт с кострами, табунами и многолюдным населением. И уже наша машина начинает ощущаться инородным предметом на этих дышащих древними тайнами землях.
К 24:00 добрались до Абакана и устроились в гостинице. Всем спать! Завтра насыщенный день! Если бы мы знали тогда, насколько он будет насыщенный!..
Единственное и главное наше упущение было в том, что мы исключительно городские жители. И планируя этот марш-бросок, совершенно выпустили из внимания тот факт, что если в городе в конце мая - начале июня уже жара и почти лето, то в горах лету ещё топать и топать до вступления в права владения природой. В горах в начале июня снег лежит, а горные реки могут и вовсе себя беспокойно вести. От радости и предвкушения, что наконец-то, тепло скоро наступит!
Но, мы как городские жители, о таких мелочах даже не задумались и помчались любоваться местными Хакасскими красотами.
Субботнее утро (31 мая) встретило нас легкой моросью с небес. Ну, это ерунда, подумали мы! Подумаешь, морось! Нас из Красноярска вон, какой дождище проводил! И ничего -закончился! И опять небо синее. Даже, думали мы, жалко, что купальники с собой забыли взять. Мы ведь гораздо южнее приехали нашего родного Красноярска. Здесь, просто по определению, должно быть солнечно и жарко! Ага, как же!
Морось сопровождала наш выезд из Абакана, дождишко принялся развлекать нас по дороге. Передавая, правда, время от времени, возможность пообщаться с нами своим старшим родственникам – дождям, ливням и дождищам. Мы, конечно, расстроились такой слезливости, но не охладели к цели нашего путешествия. Едем - любуемся на хакасские степи и курганы, могильные камни по полям вдоль дорог, россыпи диких ирисов вокруг. Расстроились только раз, когда проехали мимо маральей фермы и из-за дождя не получилось выйти и посмотреть, что ж это за зверь такой – марал. Там в огороженном загоне даже бродил кто-то, но из-за дождя не разглядишь – то ли олень, то ли корова, то ли лошадь. Чего-то такое копытное. Вот тут в первый раз я пожалела, что не взяла достаточно тёплых вещей. Да и куртки наши годились защитить нас только от ветра, но никак не от дождя. Делая снимки разных интересных видов мы с Марусей вымокли обе и в кроссовках почему-то захлюпало. Едем дальше. Степи плавно начинают вздыбливаться холмами, холмы решительно принимают горные виды. Реки, коих немало встречается на нашем пути, проявляют неспокойный характер, увеличивающееся полноводие и бунтарство. Мутные, вспененные несутся они по камням и мечутся на порогах. Чем дальше в горы, тем воды в реках всё более прибывает. Окрестности ошеломляют дикой красотой. Или это у нас фантазия разыгрывается? Но это ведь только гриппом все вместе болеют, а фантазии у всех разные бывают. Деревни и прочие населённые пункты отсутствую почти напрочь (встречаются конечно, тут я лукавлю всё-таки, но очень редко и в отдалении от дороги). Мы едем и не устаём любоваться окрестными красотами. Изредка делая снимки. А дождь не устает сопровождать нас. Километров за 30-50 от перевала дождь плавно переходит в снег. Сначала мокрый, а потом совсем нормальный, снежный снег такой! Елки вокруг стоят в снегу, на земле лежит и снег который сейчас нападал и большие залежи снежные которые с зимы ещё не растаяли. На календаре 31 мая! А природа вокруг показывает нам виды больше похожие на позднюю осень. Жухлые желто-бурые кусты, мрачные темно-зелёные ели, травы нет вовсе. И сверху все это прикрывается свежим снежком. На дороге появляется ледяная корка вперемешку со снежной кашей. Саша получает «удовольствие» особого толка при езде по заснеженной и обледенелой горной дороге. А резину зимнюю мы уже переобули, и давненько. J Дорога вьётся и виляет. Причём видимость падает: в 2-3 метрах не видно кто тебе на встречу едет и где поворот и обочина. Хорошо место безлюдное. За всё время подъёма нам встретился только один раз здоровый грузовик-лесовоз. Как он умудрялся со своими габаритами втискиваться в повороты?… Да на скользкой дороге… С одной стороны скала, с другой – обрыв. И высота (или надо сказать – глубина) того обрыва теряется в снежном тумане. Но даже то, что видно в просветах падающего снега хватает для дрожи в коленках и адреналина в крови. Подъезжаем к месту, где со стороны скалы лежит сплошной снег высотой метра 2. И это в конце мая! А что же тут зимой делается! Дорогу вблизи не видно, а в перспективе проглядывают сногсшибательные горные виды. Жалко, что падающий и лежащий снег многое скрывает. В ясные дни виды вокруг, наверняка, просто фантастические. Не удерживаемся и делаем несколько снимков окружающего пейзажа. Ну, и, конечно же, снежный пласт выше человеческого роста тоже запечатлеваем. Меркой служит Маруся. Она у нас девочка далеко не пигалица, росточком папа с мамой ребёнка не обидели – 166 см при 12 годках возраста. Около четырёх часов дня добираемся до перевала. Снег сверху, снег под ногами, снег вокруг. Тяжёлое сизое небо. Не небо, а одна сплошная снежная туча. Скальные утёсы и обрывы, поросшие хвойным лесом, кажутся в непогоду мрачными и хмурыми. Белизна снега добавляет суровости в окружающий пейзаж. Постояв некоторое время и налюбовавшись суровой красотой, едем обратно.
Оставив далеко позади базу «Снежный барс», где наша Маруся два года назад провела волшебную неделю и вспоминает с восторгом до сих пор, и не доезжая немного до д. Кубайка замечаем несколько смытых на дорогу со склона камней и маленькую берёзку. Поудивлялись, объехали аккуратно, и движемся дальше. И почти сразу же утыкаемся в завал полностью перегородивший дорогу. Мы же вот совсем ещё недавно здесь проехали!!??.. Не подозревая ещё насколько всё серьёзно, выходим и оглядываем препятствие. На длину около 10-15 метров на дороге расположилась растительность с правого от дороги склона. Мы пытаемся разобрать завал руками, но довольно быстро понимаем, что бестолку – под растительностью слой глины и грунта толщиной около метра. Без спецтехники это не разобрать. Минут около 15 мы находимся одни, но вот с противоположной стороны к завалу подъезжают две машины, потом ещё одна, затем с нашей стороны несколько машин. Народ местный – это или хакасы плохо говорящие по-русски, или просто очень молчаливые и стеснительные, или русские, но крепко навеселе. В состоянии перманентного похмелья. Стоим в полном обалдении, решаем извечный русский вопрос: «Что делать?». Понимая, что по причине отдалённости от жилья, отсутствия связи – какая сотовая связь в Хакасской глубинке, и в основном по причине субботы, расчистки мы дождёмся не раньше понедельника. А нам в понедельник край на работе надо быть! Нетрезвый, но очень активный народ, пытается собрать денег (кричат о том, что денег нужно много, предлагают скидываться по 500 или 1000 с машины) и обязуется привезти бульдозер, даже с бульдозеристом, чтобы начать расчистку. Но, местные хакасские граждане не проявляют желания расставаться с такими деньгами. Я подозреваю, что по причине полного отсутствия таких денег. Мы, со своей стороны, тоже не испытываем восторга от идей похмельных активистов. Все ходят туда-сюда или стоят в ожидании неведомо чего. А дождь продолжается. И вот случается то, что и должно было случиться – склон ползёт дальше, завал начинает увеличиваться. Только весь кошмар в том, что этот склон ползёт на нашу машину, которая стоит как раз под этим склоном. Впереди машины падает здоровая берёза, сзади подпирает пласт глины вперемешку с кустами и травой толщиной около полуметра. А по центру всей экспозиции нависает молодая крепкая сосна и опять же пласт глины упирается по всему правому боку. Ни вперёд, что называется, ни назад. Народ начинает вопить, все стоящие с нашей стороны кидаются к своим машинам и переводят свой транспорт подальше от завала и от склона. Саша пытается добежать до машины, так как был далековато. Новый язык завала продолжает медленно и зловеще ползти дальше, уже двигая нашу машину к левой обочине – там обрыв и деревья. Я мечусь между необходимостью успокоить испугавшуюся Марусю и необходимостью быстро решить, что Саше прокричать: «бросай машину, тебя вместе с ней завалит!» или «беги быстрей – спасай машину!». Саша уже подбегает к ней. И я уже вижу, что вот он садится за руль и либо эта сосна валится аккурат по середине машины, либо …. Вообще страшно даже представлять, как всё может быть….
Над нами видно все три ангела кружили: грунт перестал ползти, прибежали ребята из соседних машин и на руках, приподнимая, вытащили нашу машину из капкана. А потом уже и своим ходом можно было отъехать. От всей души благодарим всех помогавших. Пользуясь случаем ещё раз говорю ОГРОМНОЕ СПАСИБО всем тащившим нашу машину из завала.
И стали мы с Сашей думать: здесь оставаться и ждать когда завал разберут, а будет это неизвестно когда. Да ещё может и сзади чуток грунт подплывет и замкнёт нас здесь как в ловушке: впереди - завал, сзади – завал. И мы в середине – без еды, без тёплых вещей и в ожидании когда середину завалит. Был и другой вариант - так как другой дороги нет, то возвращаться к перевалу и добираться к Абакану кружным путём, через Ак-Довурак и Кызыл. Долго это, лишних более 500 км, но других дорог нет. L После того, как тот язык, в западне которого была наша машина, пополз снова и дополз почти до левой обочины, вернее до обрыва, т. к. обочины слева там не было никогда, мы решились наконец-то. Развернулись и отправились опять на перевал. А это около 90 км. Населённых пунктов, вплоть до Ак-Довурака (больше 180 км) нет, ночевать – негде. Да и Ак-Довурак судя по карте – деревня. В деревне вряд ли найдётся гостиница. На ночёвку в «Снежном барсе» мы не сильно то и рассчитывали. Знаем, что там всего 60 мест и все места за несколько месяцев вперёд расписаны. Место уж очень красивое и экологически чистое. Народ красноярский, да и приезжие тоже, распробовали там отдыхать. Да и терять час или даже больше на выяснение того, что там мест нет мы не стали. Так что, ближайшее жильё - это пресловутый Ак-Довурак, а гостиница и того дальше – в Кызыле. И ехать нам предстоит ночью. А что делать, покряхтели – покряхтели, в затылках почесали, и поехали. Неслись как угорелые, пока чистый асфальт - проскочить побыстрее. К перевалу добрались уже в сумерках. Снег там так и не прекратился. Видимость и снежная каша на дороге остались прежние, добавились сумерки. А затем и вовсе ночь пришла. Я с ужасом представляла, как мы скользим по снежной каше и оказываемся в свободном полёте с обрыва. Или темнота и снег скрывают от Саши поворот, и мы опять оказываемся, всё в том же полёте. Или…. Вариантов не очень много, но и того, что есть, хватало для страха, так как приводили они, в моём нервном воображении, к одинаковому результату. И этот результат мне никак не мог нравиться. Да какое там нравиться! Этот результат меня даже близко не устраивал! Я сидела и тряслась в адреналине с ног до головы, пока Саша боролся с темнотой, со снежной кашей на дороге, с крутыми виражами дороги и перевалом. Не хотела бы я сейчас быть на месте моего мужа!
Как только перевали через перевал (экий каламбурчик случился) окружающий пейзаж ОПЯТЬ резко изменился. Это была уже Тува. Причину резкой смены, ни я, ни Саша толком не понимаем, но пейзаж действительно изменился. Если в Хакассии, горы хоть и высокие, но поросшие лесом, то в Туве – горы более низкие и все каменистые. В лучшем случае низкая травка растет по камням. В Хакассии деревни хоть и редко, но все же случаются, в Туве же до Ак-Довурака деревень нет совсем, а дальше до самого Кызыла встречаются ещё реже чем в Хакассии. Только изредка виднеются в отдалении от дороги становища из 2-3 юрт с небольшим загоном для коров или коз и обязательно небольшой грузовичок рядом. Маша, да и мы сами впервые видели настоящие юрты (хотя, может быть, эти жилища по тувински как-нибудь иначе называются). Так и сопровождали нас до самого Кызыла эти мини поселения.
Сколько раз мы пожалели, что у нас с собой ни особо тёплой одежды, ни нормального запаса еды, а главное – нет палатки. Спать в машине очень неудобно, да и холодно. Но принимались ночевать за ночь пару раз, когда Саше совсем невмоготу ехать становилось.
Несмотря на нервы и недысып, окружающие красоты радовали наши взоры. Когда было хоть что-то видно, конечно. Виды ошеломительные. Фотографировать охота всё. Но в растрёпанных чувствах мы не сделали ни одной фотографии. Настроение не то, да и старались выехать из этих мест как можно быстрее.
И вот в половине пятого утра, в воскресенье (1 июня), мчимся мы по совершенно пустынной, тувинской дороге. А посередине её, дороги, значит, стоит покачиваясь, (может быть спросонок?) какая-то коза. Дикое совершенно животное. Какого лешего эту бедолагу вынесло медитировать на середину дороги? Предутрений неясный свет и наш недосып послужили тому, что заметили мы это созданье слишком поздно, чтобы остановиться или маневрировать для объезда. А она от звука машины и от звука, когда Саша ей посигналил, встрепенулась и с ужасом кинулась нам навстречу и наискосок относительно траектории нашего движения. И о, ужас! Случилось то, что случилось- мы сбили эту злосчастную, горемычную козу. А она разнесла нам всё спереди: капот, бампер, решетку радиатора, правую фару вдрызг и ещё вмятина здоровая на правом крыле. Мы сами удара не почувствовали, только испугались. Проверка пассивной безопасности, хоть и не запланированная, показала отличные результаты. Мы только испугались, а машина в состоянии ремонта на 8-15 тыс. руб. Козу проверять не пошли, чтобы не травмировать Марусю вполне ожидаемым при такой ситуации кровавым зрелищем. Если учесть, как она уделала машину. Надеюсь, хоть и слабая надежда конечно, что это создание, может, оклемалось и ушло??….. L
Так, подбитые и безглазые, дальше и ехали. Время от времени, останавливаясь на обочине для короткого сна для Саши. Остановившись только раз, по другой причине – около 9 утра позавтракали. Где-то за Кызылом.
А вот и Абакан. У нас получился крюк более 1000 км, и ещё ведь до Красноярска 400 с лишним км катить.
Домой приехали усталые, измученные и с предчувствием того, что запланированный на конец июля вояж на Кавказ может сорваться. Денег на ремонт и на отпуск может не хватить.
Если кому-то наши злоключения помогут избежать похожих ошибок, что ж хоть какая-то польза. Хотя увиденные и зафотографированные (мизерная часть) красоты Хакасских просторов могут, наверное, перевесить неприятности случившиеся с нами в дороге. Но уж охоту к путешествиям, ближним и дальним, эти коллизии у всех нас не отбили. И в будущем имеем намерение побывать в Хакассии и Туве ещё раз, основательнее подготовившись – с палаткой, одеждой и прочими нужностями. И всем настоятельно рекомендуем: съездите – не пожалеете! Такие красоты непременно нужно увидеть своими глазами!

Страницы1

0,0/5 (0)

5 комментариев

  1. Константин
    Константин 22 октября

    Здорово! Хотелось бы познакомиться, я тоже люблю эти края.
    Из Новосибирска каждый год езжу на Алтай, тоже побывал в разных переделках, в том числе и этой весной. Теперь хочу дальше, в Хакасию и Туву. Мои приключения есть на моем сайте hoppek.narod.ru Если интересно, заходите.

  2. Марина
    Марина 29 января

    Без названия
    тува- моя родина, в 90-х годах мне пришлось уехать оттуда, ваш рассказ мне понравился, я не увидела только фотографий, а жаль....

  3. Елена (автор)
    Елена (автор) 29 января

    Для Марины
    Вся особенность той поездки и заключалась в том что по Туве мы уже неслись сломя голову: "быстрей-быстрей домой-домой!!!" Машина разбита, бензин заканчивается, еды и теплых вещей и не было и вот так мы всю ночь не смыкая глаз ломились через перевал по снегу и метели. Про то что красоты надо было бы пофотографировать мы подумали уже в Красноярске. Вот поэтому очень охота съездить в Хакассию и Туву ещё раз. Более подготовленными. С палаткой, вещами и едой. Думаю что этим летом мы это попробуем... А некоторые фото из той поездки у меня есть, но я не нашла где их на том сайте можно выложить...

  4. Юлия
    Юлия 06 апреля

    Приглашаем в Сибирь!!!
    Запомните! Четыре вещи нельзя вернуть обратно: сказанное слово, пущенную стрелу, прожитую жизнь, и … упущенную возможность путешествовать! Основным принципом работы нашего агентства является индивидуальная работа с каждым клиентом, тщательная подготовка программы путешествия и максимально хороший результат при полном соответствии качества и цены! Уже более 6 лет мы работаем, как туроператор по СИБИРИ и имеем богатейший опыт в организации обслуживания клиентов с любым уровнем запросов. В КАТАЛОГЕ - 2004 мы рады предложить Вам широкий спектр программ отдыха:  Экскурсионно-познавательные туры для школьников  Экзотик-туры  Этнографические туры  Историко-археологические туры  Рыболовные туры  Эзотерические туры  Паломнические туры  Отдых на турбазах СИБИРЬ – это наше основное направление и мы знаем о ней практически все! Если вы не нашли того, что нужно Вашим клиентам, свяжитесь с нами – в данном каталоге представлены далеко не все наши предложения. Идя навстречу пожеланиям наших клиентов, мы можем организовать маршрут любой сложности и продолжительности. Ведь для нас каждый турист – VIP персона! Звоните, пишите и мы найдем для вас именно то, что вы искали - путешествие по Байкалу, Хакасии или Туве!!! (39022) 49616 [email protected] С уважением, дружный коллектив туристического агентства “ТУРПАН”

  5. Елена
    Елена 06 апреля

    От возмущённого автора
    коллективу тур.агентства из предыдущей реплики хотелось бы сказать: весь этот наглый СПАМ уже достал!! Имейте совесть люди - даже в обсуждение моего рассказа со своей рекламой влезать!!!! Это исключительно нагло и беспардонно!!! Мне теперь даже если и понадобятся тур.услуги - вашими я не воспользуюсь.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…