Отзывы о туристических маршрутах Словакия
Словацкая осень с остановками в Польше и Венгрии
Этой поездкой я решил ознаменовать окончание некоего очередного жизненного этапа, а именно – окончания работы в одной
екатеринбургской компании, под чьим крылом вкалывал на ниве российского бизнеса у…
екатеринбургской компании, под чьим крылом вкалывал на ниве российского бизнеса уже более года. Буквально с кровью
вырвав из пасти дракона мой законный оклад за последний месяц работы, решил употребить часть этой суммы на небольшое
турне в Европу. Собственно говоря, по ходу дела возникла у меня мысль посвятить отдельный очерк теме работы в России,
всех нюансов, как положительных, так и отрицательных с ней связанных и самый главный вопрос – “Стоит ли нашим бывшим
согражданам, живущим в вполне цивилизованных странах, возвращаться на биологическую Родину, хотя бы с целью работы ?
Подготовка
Итак, возник в вопрос – куда поехать ?
Исходные данные:
1. Местонахождение – город Екатеринбург
2. Уход с одной работы, через 2 недели начало работы в другом месте.
3. Сроки – 10-12 дней, конец октября
4. Предполагаемые вложения $350-400
5. Визы – не требуются (двойное гражданство)
Из вышеперечисленного следует, что вариантов было не так много. Либо Узбекистан, либо Восточная Европа. Шансы
перехватить горящую Хургаду, или Анталию в условиях Екатеринбурга – минимальные, а кроме того, туда особенно и не
тянуло. Любые другие предложения связаны либо с дорогими авиаперелетами, либо с чрезмерными затратами времени и сил.
Найти спутников оказалось крайне сложно. На фоне обьективно занятых, либо безденежных друзей, к сожалению превалировали
те, кто просто невротически вздрагивали, услышав, что речь идет о самостоятельной поездке. Занятно, что немалое
количество людей предпочитали проводить отпуска в загазованном городе, не имея средств на организованный тур, однако ни
в какую не соглашались провести сутки в поезде, ибо привыкли к “цивилизованным” перелетам в одну из двух мусульманских
стран (сами понимаете каких), облюбованных массовым туризмом.
В результате я обратился к Интернету, а именно сюда, где и нашел спутников.
Найдя друг-друга, мы нашли и проблему, о которой я и не задумывался доселе – визы. Прожив пол жизни за границей, впитав
в себя дух свободы и открытости границ, я ни разу не задумывался на тему того, что есть люди, любящие путешествия не
меньше меня, но…не имеющие такой возможности, в силу своего “неудобного” паспорта.
Мои предложения поехать “куда-нибудь” в Скандинавию, Прибалтику, или Чехию вызывали у ребят недоумение. Не стану
вдаваться в детали, ибо и так ясно, о чем идет речь. Вдобавок ко всему, Польша, на которую мы всерьез рассчитывали –
ввела визы для россиян.
В конце-концов, с учетом пожеланий моей спутницы Оксаны из Санкт-Петербурга, было решено ехать в Словакию, визу в
которую россиянам дают без проблем, без брони и без приглашений. Вариант был добираться туда транзитом через Польшу, ибо
несмотря на введение виз, последняя оставляла небольшую “лазейку” в виде права на 5-дневный безвизовый транзит, при
наличии визы страны следования.
Путешествие
Мы встречаемся в Москве рано утром. В образовавшемся “окне” до отправления нашего поезда во Львов, решено навестить мою
давнишних приятельницу Анхар, счастливую владелицу известного ресурса об Иордании www.jordan.travel.ru и чрезвычайно
компетентного специалиста по туризму в странах арабского Востока.
Сидя в гостях у Анхар с Димой, угощаясь пирогом с чаем, мы с Оксаной смотрели тот самый репортаж РТР “Вокруг Света”, в
котором фигурировала и моя физиономия. Речь идет об экспедиции сьемочной группы в Сирию и Иорданию, организованную с
помощью Анхар примерно два года назад. Кроме того, мне была дарована уникальная в своем роде книга – “Моя профессия —
Король”, написанная покойным королем Иордании Хусейном.
…Ближе к вечеру мы покидаем гостеприимных друзей и берем курс на Киевский вокзал. По пути заскакиваем на Поклонную
гору, где помимо величественных монументов, умиляемся десяткам свадеб, банально отыгрывающим один и тот же сюжет под
нестройные подвывания четверки бомжей-баянистов. Господа молодожены, ну где же ваша оригинальность ?
Ну что сказать о поезде ? Тихий ужас. За отсутствием купейных мест, оказываемся в плацкартном вагоне. Контингент –
украинские гастбайтеры, возвращающиеся с заработков. Кто-то впахивал на московских стройках, кто-то на Северах.
Обьединяет же эту публику тяжелый запах нечистых ног и звенящие в сумках бутылки с дешевой вокзальной водкой, которую те
обязательно употребят по дороге домой.
Изначально план таков – прибытие во Львов в послеобеденные часы, прогулка по городу, вечером – отправление в Ужгород,
откуда и планировалось перейти границу в Словакию. Тем не менее, уже на львовском вокзале планы в корне меняются. На
привокзальной площади мы совершенно случайно видим маршрутку, идущую до польской границы в Шегини / Medyka. Измученные
дорогой, ненавязчивым сервисом и нетрезвыми соседями, мы единогласно решаем немедленно покинуть пределы украинской
“Совдепии”, предпочитая переночевать эту ночь в приграничном польском Пшемышле, нежели снова в поезде на Ужгород.
Для информации: из Львова до Польши можно добраться одним из 3 поездов, идущих до Кракова. Однако, эти поезда считаются
международными со всеми вытекающими ценовыми нюансами. С автовокзала, что напротив ж.д вокзала, отправляются автобусы в
Варшаву (3 раза в день, через Замосць и Люблин), Краков (2 раза в день, через Пшемышль) и порядка 5 автобусов собственно
в Пшемышль. Стоимость проезда до Пшемышля составляет 29 гривен ($5,50).
Наиболее же экономичный вариант – воспользоваться маршруткой до погранперехода в Шегини, 90км, (в расписании фигурирует
как “Мостиська”), а оттуда – пешком в Польшу. Этот вариант обойдется в 6 гривен до границы (около $1) и еще 2 польских
злотых ($0,5) от границы до Пшемышля (10км).
Примечательно, что всю дорогу до границы мы с Оксаной, словно оправдываясь перед друг-другом за весь тот негатив, что
был выплеснут в отношении “Вонючей Совдепии”, все обсуждали пути, как нашу страну можно изменить к лучшему и что не все
так в ней плохо. Мне же стало неловко вдвойне, ибо покинув страну еще до распада СССР, я вряд ли имел моральное право
высказываться в подобном ключе.
Однако, словно в подтверждение наших первоначальных высказываний, уже на границе произошла следующая, весьма
характерная вещь: украинская таможенница, досматривая чемодан Оксаны, что-то бросила ей по-украински. Та, не расслышав
переспросила, а в ответ таможенница выплеснула на девушку ушат грязи, в котором проскакивали такие высказывания, как “Мы
ваш язык учили 70 лет, поучите и наш !”, или такое “Я не обязана вам тут пэрэводыть, я у сэбэ дома, это вы тут
понаыхали…москалы..!”. Я подключился к разговору и заметил, что готов пообщаться с украинской таможней на английском,
иврите и арабском, однако, уверен на все сто, что вы, уважаемые “незалежные” служаки, сядете в лужу. На что чумная
чиновница злобно сморщилась “-Нэ умнычай тут, нашелси умнык..!”.
Потом мы прошли с полкилометра по нейтральной территории до польского терминала. Все это время я убеждал расстроенную
Оксану в том, что в семье не без урода и не стоит расстраиваться из-за этой климаксирующей тетеньки в погонах.
На польской стороне вовсю шмонали украинских челноков. Из под одежды несчастных сельчан так и летели пачки сигарет,
ножницы и бог знает какая еще хренотень. Мдда, непомерный гонор некоторых “западэньцев” судя по всему держится на
спрятанных в трусах и бюстгальтерах сигаретах, вот вам и “поучите наш язык”. Мы с Оксаной лишь усмехнулись, наблюдая за
происходящим действом.
Сразу от границы мы поймали минибус и уже через четверть часа были в центре Пшемышля. Территория, на которой расположен
город, всегда имела важное стратегическое значение в войнах между Россией и Польшей. В конце 19 века австро-венгерские
власти возвели в Пшемышле массивную крепость, строительство которой продолжалось вплоть до Первой мировой войны. Помимо
этого в городе находятся несколько огромных старинных церквей и соборов, а на Замковой горе можно погулять по крепости,
внутри которой действует кукольный театр и ресторан.
Городок очень милый, с узенькими улочками 19 века, колоритными ресторанчиками и…ощущением полного спокойствия и
умиротворения. Мы остановились в маленьком отельчике на холме, под самыми стенами замка, кстати, отель так и называется
– “Hotelik Pod Baszta” . Это двухэтажное здание с великолепными видами на город. Номера
стоят 59 злотых ($15) за двойной номер с TV, но с удобствами на этаже. Место очень культурное и чистое. Хозяин –
колоритный и добродушный усач, долго рассказывал мне о достопримечательностях края, а потом дал почитать путеводитель
Lonely Planet по Польше. Ближе к вечеру мы отправились поужинать в ресторан…”Вырви грош” (!), да, именно так он и
называется и именно его советовал нам хозяин гостиницы и просто местная молодежь.
Что и говорить – не пожалели ! Отличный сервис, музыка, комфортно и приятно. Примечательно, что стоимость хорошего
ужина на двоих составила едва-едва $8. Согласитесь, ни в Москве, ни в Питере вы меньше, чем за 800-1000 рублей не
поужинаете и это с учетом того, что зарплаты в Польше вдвое выше средне-российских. Вот и делайте выводы.
После ужина мы посетили автовокзал и ж.д станцию, где прикинули, как нам добираться до Словакии. Никакого прямого
сообщения с соседним государством из Пшемышля не было и мы были вынуждены купить билеты на утренную электричку до
районного центра Жешува (80км), откуда, суда по путеводителю, можно было поймать автобус до словацкого Кошице. Для
информации – стоимость проезда на польских поездах зависит от типа поезда (местный, региональный, интерсити). Расклад
примерно такой: на электричке каждые 100км пути стоят $3, на региональном — $4, на интерсити — $6.
…Уже в 7.30 утра мы ехали на запад. Электричка делала остановки возле каждого села, или городка, однако, уже через час
с небольшим мы были в Жешуве. Первым делом отправились на автовокзал, где узнали, что единственный автобус в Словакию
ушел полчаса назад. Прикинув по карте, мы решили ехать до городка Кросно, что всего в 25км от словацкой границы. Наш
автобус отправлялся в 11 часов, поэтому оставшееся время мы посвятили прогулке по Жешову. Это типично индустриальный
региональный город, но и тут сохранился приятный исторический центр с мощеными улочками и несколькими интересными
соборами. Позавтракав в пиццерии, мы вернулись на вокзал, заняли места в автобусе и отъехали.
Кросно – малоинтересное место и не более, чем транзитный пункт в Словакию. Здесь мы пересели на другой автобус до
Бравинека на словацкой границе и уже к 14 часам добрались до погранперехода между Польшей и Словакией Brawinek / Vyshny
Komarnik. Граница проходит в горах и тут заметно прохладнее, чем в Жешуве. Кроме того, то и дело налетали порывы ветра,
а некоторое время спустя, пошел дождь со снегом. Границу мы прошли без проблем, но зато выяснилось, что с транспортом
тут худо. Ближайший словацкий городок – Свидник, расположен в 20 км к югу, а автобусы курсируют до границы лишь
несколько раз в день.
В результате мы были вынуждены воспользоваться автостопом и доехали до Свидника на польском семитрейлере. В Свиднике мы
думали сделать пересадку до автобус до старинного городка Бардеёв, где планировали остановиться на ночь. Но судьба
распорядилась иначе и автобус ушел буквально у нас из под носа, когда мы изучали расписание на автостанции. Таким
образом мы и далее продолжили путь методом стопа, на этот раз на словаком грузовике, следовавшим аж в Париж.
Бардеёв — средневековый городок, некогда важный торговый центр, через который в XV веке проходил основной торговый путь
между Россией и Польшей. До наших дней сохранились стены Старого города, сторожевые башни, старинные здания, узенькие
улочки и традиционные пивные. Мы заночевали в студенческом общежитии по адресу Hurbanova 20, что буквально в 3 минутах
ходьбы от старого города. К слову сказать, во всех общежитиях Словакии – стандартный тариф на проживание, а именно 200sk
($1=35sk) за человека в двухместной комнате.
На утро мы отправились с вещами на автовокзал и выехали на братиславском автобусе в Баньска-Быстрицу (200км).Билет
обошелся нам в 260sk ($7,50), иными словами цены на транспорт примерно схожи с Польшей.
Путь лежал через Стара-Любовню с ее мощным средневековым замком, старинный Кежмарок и индустриальный Попрад.
Баньска-Быстрица это третий по величине город Словакии, центр горнодобывающей промышленности. В первом же отеле мы
раздобыли карту города со списком гостиниц и общежитий. Довольно быстро добрались до студенческого дома при факультете
права, что по адресу Kameskеho 20, на горке, примерно в 10 минутах ходьбы от центра. Место отличнейшее, выше всех
ожиданий ! Свеже-отремонтированные комнаты, собственный санузел, недорогая студенческая столовая ! Цена все та же – 200
крон.
Город возник на перекрестке торговых путей, однако еще большую роль, чем торговля, сыграла в его истории обнаружение в
окрестностях золотых и медных залежей. Вообще, весь край и по сей день носит название “Край рудокопов”. Центр города
очень живописен – прекрасно сохранились сотни средневековых каменных домов, несколько красочных соборов, особенно Храм
Девы Марии. Старинные улицы вымощены камнем. Занятно, что в самом центре Старого города, возвышается аккуратный и
ухоженный памятник Советской армии и надпись по- руcски и по-чешски: “Вечная память павшим воинам Красной армии,
вернувшим свободу народу Чехословакии 1944-1945”. Замечу, что это сильно контрастирует с негативизмом тех же прибалтов
или поляков, по отношению к советской эпохе.
По ходу дела мы не переставали поражаться отзывчивости и доброжелательности словаков. Любой спрошенный нами прохожий,
бросал все на свете и обьяснял, провожал, подвозил, помогал. Официантка одного из ресторанов, где мы не нашли такое
блюдо, как “халушки”, сама лично побежала с нами через всю площадь и показала как минимум два ресторана, где можно
заказать данное блюдо.
К вопросу о еде – хочу порекомендовать ресторан национальной кухни “Slovenske jedla”, что на углу улиц Horna и
Komenskeho. Хороший и недорогой ресторан, где мы кушали все то время, что гостили в городке.
На следующий день мы предприняли турне в два соседних городка – Зволен и Баньска-Штявницу. Первый известен благодаря
своему замку, имеющему богатую и красочную историю, однако, по-моему мнению слишком уже вылизанному.
Баньска Штявница – вот это да ! Я бы сказал, что настоящая жемчужина Словакии. Небольшой живописный горняцкий городок,
не так давно пополнивший список Всемирного наследия человечества, под эгидой ЮНЕСКО. Городок чем-то напоминает Чешский
Крумлов (кто знает – поймет о чем я). Гуляя по крученым улочкам Штявницы, вдруг понимаешь, что именно тут ровным счетом
ничего не было изменено со времен основания в 15 веке. Помимо сотен памятников архитектуры, в городе сохранились 2
средневековые крепости, одна из которых напоминает мрачные английские замки эпохи Робин Гуда – более, чем впечатляет !
Кроме того, можно посетить сохранившиеся многокилометровые штольни под городом, уходящие вглубь на 15-17 ярусов.
Делается это в составе организованной экскурсии, при этом вам выдадут соответствующую одежду и горняцкую каску с
фонариком.
Дружеский совет – посещая Штявницу, уточните расписание заранее, ибо автобусы в Баньска-Быстрицу и Зволен отправляются
не чаще, чем раз в два часа. С другой стороны, отличная идея заночевать в самой Штявнице. Там как минимум 5-7 небольших
отелей разного уровня цен и комфорта.
На следующий день мы покинули нашу уютную “обутовну” (общежитие) и двинулись в Татры. Там, в горах, в местечке
Старый-Смоковец мы собирались провести оставшиеся 3 дня. К сожалению, нашим плана было не суждено свершиться. Уже на
подьезде к Попраду (откуда отлично просматривается Татраньский хребет), стало ясно, что погода совершенно не располагает
к отдыху в горах. Туман покрывал буквально все вокруг, шел мокрый снег, а дороги были забиты пробками. В итоге мы сошли
с автобуса в Попраде, пересели на электричку до Кошице и в несколько расстроенных чувствах, углубились в изучение
путеводителя.
Было решено, что этот день мы посвятим Кошице, а следующий – каждый из нас отправится по своему собственному маршруту
(Оксана – в Левочу и Спишский Град), а я – в соседнюю Венгрию. В Кошице мы очень быстро сориентировались и уже через час
отыскали очередное общежитие, в котором остановились на ночлег, ул. Медицна 2. Это в юго-западной части города, на
возвышении, современный 9-этажный дом. Туда можно попасть как на трамвае от вокзала (номера 4 и 9), так и пешком (ок. 25
минут, через Старый город).
Кошице – второй по величине город Словакии с населением в 500 тысяч жителей. По моему мнению – это наиболее живописный
город страны. Именно здесь вы увидите максимальное число красивейших архитектурных и исторических памятников. Особенно
поражает громадный собор Святой Елизаветы, что посреди главной площади. Он сильно напоминает Собор Св.Стефана в Вене.
Напротив собора находится потрясающе красивый городской театр, постройки 18 века, а также множество других
достопримечательностей.
Следующий день явил собой совокупность природных катаклизм и борьбы на выживание. Причем последнее явилось результатом
моего собственного авантюризма. Рано утром мы с Оксаной вместе дошли до вокзальной площади и каждый из нас отправился по
своему маршруту. Я – бегом, опаздывая на электричку, а Оксана – спокойно и не торопясь на автобус, до отправления
которого оставалось еще не менее получаса.
План был таков – на местном поезде доехать до местечка Словенске-Нове-Место, что в 65км к юго-востоку от Кошице, возле
границы с Венгрией. Там я планировал перейти границу пешком и уже в Венгрии сесть на местный транспорт. Все это – с
целью избежать покупки сравнительно дорогих международных билетов.
Однако, мало того, что я не успел купить билеты на вокзале и переплатил вдвое (!) за обычный билет у кондуктора (при
покупке у кондуктора платится двойной тариф), так еще и погода испортилась настолько, что видимость ограничивалась
несколькими десятками метров, плюс снегопад. Выходя на нужной станции уже через час, я был в некотором смятении, которое
впрочем несколько спало после посещения вокзальной уборной. Съеденный накануне гусь, с треском высказал свое последнее
“кря”, и я, в свою очередь, облегченно вздохнув, выполз на свет божий.
К моему крайнему изумлению граница оказалась прямо за зданием вокзала. Там тянулся неглубокий овраг, на противоположной
стороне которого была уже Венгрия. О наличии границы извещали невысокие полосатые столбы с надписью “Pozor ! Hranica !”
(Внимание, граница). Следуя за местными жителями вдоль оврага, я уже через пару минут оказался у перехода,
представляющего из себя небольшую будку и мост через вышеупомянутый овраг в Венгрию. Народ выстроился в очередь, и один
за другим проникал внутрь, а уже через минуту-другую выходил с другой стороны и счастливо топал через мост в соседнее
государство.
За столом сидят двое – словак и венгр. Люди подают паспорта первому, тот не глядя шлепает штамп, передает паспорт
второму, тот добавляет свой штамп и очередной сельчанин весело исчезает за дверью. Мой же паспорт вызвал некоторое
удивление у дружных пограничников. Те долго его изучали, а потом, на ломанном англо-словаком языке обьяснили, что сей
переход действует исключительно для граждан соседних стран – Словакии и Венгрии. Все остальные, вне зависимости от
визового, или безвизового режима, должны пересекать границу через международный погранпереход, что в 5 км отсюда.
Вдобавок ко всему, городишко настолько мал и удален от основных дорог, что выбраться из него можно лишь на электричке
назад в Кошице, которая будет только через 3 часа. Никакого другого транспорта нет и за неимением выбора, я решаю идти
пешком к погранпереходу. Это был настоящий “переход через Альпы” ! Холодный ветер со снегом буквально сбивал с ног, а
идти приходилось по грязной обочине проселочной дороги.
По левую сторону от меня тянулась граница с Венгрией – покосившийся сетчатый забор, со знакомыми уже табличками “Pozor
! Hraniza !”. Неожиданно со стороны Венгрии показалась стая собак, несущихся в мою сторону. Это был крайне неприятный
поворот событий, ибо псы явно были настроены очень агрессивно. Уже через полминуты псы пролезли под забором и со злобным
лаем окружили меня. Их было не меньше пяти – здоровенных дворняг. Они бесновались прямо у моих ног, а их морды то и дело
тыкались в меня на уровне колен.
Я стоял без движений, прижав руки к груди, что бы случайно не спровоцировать их к нападению. Зажмурившись, я повторял
про себя “Спокойно, спокойно, главное не бояться, ибо псы почувствуют мой страх и нападут”. Минут через пять, те
понемногу успокоились и для порядку облаяв меня еще раз, умчались обратно на венгерскую территорию. Я так и не понял –
были это пограничные собаки, или просто стая бродячих псов. В любом случае, уверен, что мне крупно повезло, ибо бежать
было некуда и помощи ждать не откуда.
Примерно через полчаса я выбрался наконец к погранпереходу. Словацкий пограничник, увидев мой паспорт усмехнулся “Это
вас там не пропустили, а ?”. Я грустно кивнул. Тот с пониманием вздохнул “Что делать – такие правила, вы уж не
обижайтесь”. Я снова кивнул.
На венгерской стороне удалось поймать попутную машину c молодой девушкой на “Шкоде-Октавии”. Она ехала до ближайшего
приграничного городка с труднопроизносимым названием Шаторальяхелей (Satoraljauhely). Там я собирался сделать только
лишь пересадку на Токай – старинный городок, куда и лежал мой путь. Но, в какой-то момент, спросив у одного из прохожих,
где тут автовокзал, был поражен, ибо этим прохожим оказался израильтянин венгерского происхождения по имени Шломо. Тот
приехал в этот город к своим родителям.
Он рассказал, что в этом городе до войны существовала большая еврейская община, что тут есть древняя синагога и
еврейское кладбище. В подтверждение своих слов, тот предложил прокатить меня по городу на своей машине и показать
основные его достопримечательности. Я поблагодарил парня от всей души, а тот, в свою очередь высказал свое крайнее
удивление тем фактом, что израильтяне добрались уже и сюда, в это венгерское захолустье. Кроме того, Шломо объяснил мне,
как удобнее всего добраться до Токая.
К сожалению, синагога оказалась закрыта, как и старинное кладбище. Парень, сославшись на занятость умчался, а я
направился к ж.д вокзалу. Там купил билет на ближайшую электричку до Серенча, узловой станции северо-восточной Венгрии,
что в 50км южнее Шаторальхелея. Там у меня вышла стыковка с ожиданием в два с лишним часа. За это время я прогулялся по
центру Серенча, посмотрел его средневековый серый замок, окруженный заполненным водою рвом, а кроме того пообедал в
местном ресторанчике.
От Серенча до Токая еще 20км, но сообщение тут довольно слабое. Автобусы курсируют раз в 2-3 часа, поезда – еще реже.
Токай – это столица одноименного винного края, известного своими Токайскими винами. От станции до городка – примерно
четверть часа пешком, а сам город представляет из себя исторический центр, полный 2-3 этажных изящных домиков постройки
18-19 веков, несколько церквей и даже синагогу. Все максимально вылизано и подогнано под массовый туризм. Горожане
занимаются исключительно двумя вещами – выращиванием винограда с его последующей переработкой в вино и продажей своих
творений. Что ни дом – вывеска “Wine”, тут много десятков винных погребов, а еще больше – небольших магазинчиков, где
каждый токаец может выставить на продажу свое собственное вино.
Туристов – тьма тьмущая ! Большей частью немцы. В целом, резюмируя посещение Токая, я бы сказал так – это город,
который следует посещать с семьей, или на худой конец с подругой. Тут можно остановиться на пару дней, по вечерам
отдыхая в тавернах и дегустируя десятки сортов вин. В плане достопримечательностей, Токай явно не тянет на уже виденные
нами словацкие средневековые города. Поэтому, это – место для ценителей и гурманов, искателей смысла жизни и
романтиков-растаманов.
Меж тем время начинало серьезно поджимать. На часах четвертый час дня и с учетом сложностей с транспортом, я всерьез
начал тревожится, как бы не пришлось ночевать в Венгрии, в то время, как все мои вещи и моя спутница – в словацком
Кошице.
На станции меня ожидало разочарование – ближайший поезд в Серенч отправлялся лишь только через 2 часа, иными словами
около шести вечера, но, при этом я не успевал на последнюю электричку из Серенча в исходную точку поездки –
Шаторальяхелей, где бы я мог пересечь границу в Словакию. Единственным вариантом возвращения оставался Мишкольц –
крупный современный город в 70км к западу от Токая. Оттуда, судя по информации, полученной из интернета, ежедневно в 21:41 отправлялся поезд “Краковия”, по маршруту Будапешт – Краков. Он идет с
остановками в Мишкольце, Кошице и рано утром прибывал в польский Краков.
До Мишкольца добирался в компании с местными студентами – чрезвычайно веселые ребята, они возвращались в свои общежития
в Мишкольце, после выходных у родителей в Токае. Путь был короток и весел в общении и часам к шести мы прибыли в
Мишкольц. Отсюда до Кошице всего 90км, однако, изучив расписания я понял, что иного шанса, кроме как ждать
девятичасового поезда у меня нет.
Вторая проблема оказалась языковая. В этом крупном, совершенно не туристическом городе, вообще никто не говорил
по-английски. Мне было крайне сложно разобраться в непонятных расписаниях поездов, а кассиры ни в какую не понимали моих
вопросов в отношении стоимости билетов и времени прибытия в Кошице. Несколько позднее я решил попытать счастья на
автовокзале, но и здесь пришлось туго – из пяти спрошенных людей, ни один не понял, что я имею в виду под загадочным
словом “Bus station”. В конце-концов мне удалось самому отыскать на вокзале карту города и разобраться где тут у них
автовокзал. Замечу, что в противовес благодатным Польше и Словакии, в Венгрии вокзал и автостанция чаще всего
расположены вдали друг от друга. Это создает массу сложностей и неудобств.
С грехом пополам доехал на автобусе до автовокзала, где опять же, после долгих переговоров с применением пальцев и
мимики, разузнал, что сегодня автобусов в Словакию уже не будет. Обратно шел пешком, решил срезать через дворы и боковые
улочки. Несмотря на довольно ранний час – в городе было совершенно пустынно. Улицы почти не освещаются, напоминая
“экономную” СНГовию. В какой-то момент замечаю, что за мной на расстоянии метров в двадцать быстрым шагом двигается
тройка то ли цыган, то ли албанцев. Не желая нарваться на неприятности, я просто рванул бегом через дворы, перескакивая
через скамейки и шлепая по лужам, хорошо, что додумался оставить рюкзак в камере хранения ! Мои наихудшие подозрения
подтвердились – те бежали за мной ! Бог знает чего они хотели – ограбить, просто избить – в любом случае, желания
поиметь с ними непосредственное знакомство, я отнюдь не испытывал.
Выбежав на пустынную улицу, я попытался упорядочить дыхание, ибо те отнюдь не собирались останавливаться. Вот гадость
то какая ! К счастью, после примерно километра быстрого бега, те явно выдохлись и отстали, я же в свою очередь перешел
на быстрый шаг, по ходу дела стараясь отдышаться.
…Поезд отошел по расписанию. В купе я был один. Удобно развалившись на трехместном диванчике, я мгновенно уснул после
всего пережитого за прошедший день. Ближе к полуночи, был разбужен пограничниками. Те проштамповали выездные и вьездные
печати (словаки и венгры проходят вагоны вместе) и вот я уже снова в Словакии ! В отель вернулся совсем поздно, но
Оксана не спала – ждала, волновалась.
Я не стал вдаваться в детали и пугать девушку тем, что имело место быть со мной в Венгрии, да и зачем..?
На следующий день мы покидали гостеприимную Словакию. Было решено ехать на автобусе до села Вышне-Немецке, что напротив
украинского Ужгорода. Такой вариант был вдвое дешевле стандартного прямого автобуса Кошице-Ужгород. Все ближе и ближе
граница, а настроение – хуже некуда. Особенно грустила Оксанка, уж слишком силен был контраст между увиденным ею и нашей
грубой и пьяной совковой реальностью.
Идя по направлению к украинскому пограничному терминалу, уже расставшись со Словакией, мы внушали друг-другу, что
теперь следует собраться с силами, не расслабляться, быть готовыми дать отпор злодеям, мошенникам, алкоголикам, бомжам и
другим сословиям пост-советских граждан, коих стало так много. Украинский погранец, заметив, что мы пытаемся открыть не
ту дверь, гавкнул что-то типа “Эй, глаза разуйте там, куды прете ?”.
На границе нам шлепнули какие-то непонятные транзитные штампы на 3 дня – эдакое новое изобретение братьев-украинцев,
видимо выдуманное специально, в ответ на проблему Керченского пролива. И вот мы, преодолев последний шлагбаум,
оказываемся на свободе. Перед нами громадный щит “Украiна. Закарпатська область”. До центра Ужгорода всего 5 километров,
но проще взять такси – оно тут не дорогое, всего 5 гривен за всю машину. Тем более, что топать через лесопарковую зону с
наступлением темноты – дело на любителя.
Ужгород – довольно милый старинный город, с массивным замков на холме и несколькими красивыми соборами. Старая часть
города включает в себя несколько гуляльных улиц, совсем недавно более-менее доведенных до ума. Тут много кафе,
ресторанов, но, первое что бросается в глаза после Европы – великое множество откровенно пьяных людей, причем
хулиганского вида. Какой-то пьяный бомж вынырнул из переулка и налетел бы прямо на нас, не уступи мы ему дорогу. Увы,
нет уже того ощущения безопасности, расслабленности и удовлетворения, которое охватывало нас в Пшемышле, или Кошице.
Впрочем, не буду драматизировать и без того невеселую ситуацию. ВУжгороде мы поужинали в совершенно прелестном
ресторане в историческом центре, по адресу Корзо 16. Прекрасный ужин, приятная атмосфера, культурнее и быстрое
обслуживание.
В час ночи наш поезд Ужгород-Москва тронулся, а мы, кутаясь в одеяла (проводник забыл принести уголь и не натопил
вагон), пытались уснуть. Приятное путешествия подходило к концу.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
- Отзывы о туристических маршрутах15 лет назад
Красивые голые женщины дикого племени Химба
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Чисто еврейская жизнь или как «кидают» в Израиле
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
В Турцию с маленьким ребенком
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Советы из личного опыта тем, кто едет на Кипр впервые.
- Путешествуем с детьми14 лет назад
Нудизм и дети
- Туристические отзывы15 лет назад
Полезные туристам советы при путешествии в Рим, Венецию, Флоренцию
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Отдых дикарем в Сочи (Адлер)
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Совсем не райское место Хайнань
Екатерина
31.10.2003 at 08:58
Многочисленные неточности:
Автобусы в Польшу отправляются не с автостанции Львов-8 возле вокзала, а с Центрального автовокзала, который находится далеко. Если сядете в маршрутку с надписью «Мостиська», то она довезет именно до Мостицкой, которая находится в 15км от перехода. Поэтому нужна маршрутка именно с надписью «Шегинi».
С главного автовокзала в Краков (Вроцлав) автобусы идут не каждый день и не через Перемышль а через Раву-Русскую. В Польше город Жешув – это не районный центр, это центр Подкарпатского воеводства. Далее, цена билетов в поездах не прямо-пропорциональна расстоянию проезда. Больше всего приходится платить именно за первые сто километров пути.
Автор рассказа (Саша)
31.10.2003 at 11:00
Благодарю за технические поправки !
1. Другое дело, что Вы так уверенно отрицаете лично мной проверенные факты, что я и сам начинаю сомневаться, а кто это вообще написал данный рассказ. Прям не знаю, что и ответить в такой ситуации 🙂
2. С учетом того, что я таки ДА добирался до границы в Шегини на мостьськой маршрутке, а прямые автобусы в Польшу таки снова ДА отправляются от привокзальной площади, охотно допускаю, что есть также и альтернативный вариант, описанный Вами. Другое дело, что у нас не было ни времени, ни особого желания искать другой автовокзал, когда нужный нам транспорт следует и от этого 🙂
3. А теперь о моем принципиальном несогласии. Транспорт из Львова в Краков НИКАК не может идти через Раву-Русскую. Посмотрите по карте, это же совершенно в противоположной от Кракова стороне. Через Раву идут автобусы на Варшаву, через Замосць и Люблин.
4. В отношении стоимости ж.д билетов в Польше — полностью с Вами согласен. В рассказе я указал примерный расклад, без претензии на 100% точность.Согласитесь, что не имеет принципиальной разницы для туриста, стоят первые 100км пути $3, или 3 бакса и еще центов 15, верно ?
Петр
04.11.2003 at 08:06
Маленькая неточность
Нет такого понятия "нейтральная территориия". В смысле вообще есть, но в данном контексте нет. Просто пограничные терминалы расположены не на самой линии границы, а немного вглубь каждой из территорий.
Miu
07.11.2003 at 21:01
Фобии
Что это вы все время то про украинцев, то про цыган, все-то люди у вас по национальному признаку делятся. Между прочим, это и есть самая настоящая совковость. Если весь мир через дырку в ермолке рассматривать, много не увидишь. А что меня удивило: удаленность венгерских авто и ж/д вокзалов. Я-то во всех венгерских городах всегда радовалась, как это они все рядышком.
Саша
08.11.2003 at 10:49
Miu, вы путаете национализм с этнографией !
Ни о каких фобиях речи не идет, как и о национализме. То, что имеет место быть в Западной Украине — факт. Отнюдь не все украинцы похожи на ту мрачную пограничницу. Как и не все цыгане — хулиганы и воры.
Во мне почти поровну кровей русских, украинских и еврейских. Могу ли я при этом быть "Анти" 🙂
C другой стороны, согласитесь, что путешествуя по миру, вы как раз и ставите себе цель увидеть РАЗНЫЕ народы, разную культуру, различный менталитет. Логично, что поляки, руские, цыгане, украинцы и евреи — это не одно и тоже. И ничего плохого в этом нет.
Однако, в отличии от тех, кто проводит параллели из националистических соображений, я в своем рассказе подчеркиваю этнический фактор лишь констатируя увиденное. Иначе, как бы я должен был написать не украинская пограничница, а "представительница северославянской ветви народов", или не цыгане, а "Эй, Ромалэ" ? 🙂
MIU
08.11.2003 at 18:45
Шапка загорелась
Этнография — народоведение, наука о человеческих племенах и народах, их материальной и духовной культуре. А про национализм я не говорила, это вы сами-с.
Саша
08.11.2003 at 19:02
Miu, а как с дырочкой в ярмолке ? 🙂
Вот Вы то как раз отшутились с националистическим уклоном. Шутка про ярмолку прикольная, призная — возьму ее на вооружение. Это примерно как сказать россиянину "Да бросьте вы смотреть на мир сквозь бутылку Столичной", а украинцу — "Отмойте руки от сала, прежде чем в Европу проситься" :)))
Ну а по сути дела…вокзалы в Венгрии бывают как близкой друг к другу, так и далеко. Как повезет 🙂
Автор рассказа (Саша)
09.11.2003 at 10:23
Несколько добавлений к рассказу
Добавления к рассказу:
1. Примечательный момент — городок Пшемышль (в русской традиции Перемысль) известен еще и тем, что именно зедсь был задержан рядовой Йозеф Швейк, герой незабвенного Ярослава Гашека. Именно тут Швейк по глупости переоделся в одежду беглого русского солдата и…был арестован своими же. Соответствующая глава называется "Швейк в эшелоне пленных русских".
2. Позднее я узнал занятную деталь и про непроизносимый венгерский городок Шаторальяхелей. Городок Нове-Место-у-Шятора (позднее переименованный в Шаторальяхелей), упоминается в Швейке Ярослава Гашека. Именно здесь имела место комическая сцена, в которой подпоручик Дуб обьяснял солдатам, указывая на подбитый австрийский аэроплан, что это сбитая русская машина. Предоставляю слово Гашеку —
"…Подпоручик был настолько глуп, что после ухода Швейка снова обратил внимание солдат на подбитый австрийский аэроплан, на металлическом колесе которого был четко обозначен австрийский герб.
-Этот русский самолет мы сбили под Львовом ! — твердил он."