Отзывы о туристических маршрутах Финляндия
Сайменский канал и города у озера Сайма (Лаппеенранта и Иматра)
Лаппеенранта всячески стремится к тому, чтобы стать одним из главных курортных городов Финляндии. Собственно, у города других направлений развития просто нет, но курортные – честно говоря, сомнитель…
Но есть судно, которое совершает круизные рейсы по Сайменскому каналу между Лаппеенрантой и Выборгом. Называется оно «Карелия», и совершает круизы с конца мая до начала сентября. Но не каждый день, а по расписанию, которое объявляется ещё до начала навигации. Трудно сказать, сколько лет ещё продлятся эти круизные рейсы – финнов, желающих прокатится по Сайменскому каналу, не слишком много, а русских совсем мало. Хотя билет в один конец стоит не слишком дорого – 25 евро (во всяком случае, я платил именно столько, но объявленная на лето цена – 32 евро). И это путешествие того стоит! Длина канала – всего 43 км, но на эти 43 км приходится 8 шлюзов. Правда, после третьего шлюза они начинают немного раздражать, а к 8-му уже тихо ждёшь, когда же это наконец закончится, но всё равно интересно. Канал в своём нынешнем виде построен в 1968 году, но это второй Сайменский канал. Первый был введён в эксплуатацию в 1855 г., в день коронации императора Александра II, и назывался «Каналом Императора». До сих пор финны сохраняют и поддерживают мемориальные плиты, на которых выбиты имена русских императоров, в царствование которых строился первый канал – Николая I и Александра II.
Пассажиры «Карелии» — почти исключительно финны, русские очень редки. Во всяком случае, в тот день, когда путешествовал я, то других граждан России на борту катера не было. Все остальные (человек 30 – 35) были финнами. По такому случаю меня одного и проверяли на финском пограничном посту Нуиямаа. Этот пост оказался совмещённым, автомобильно-водным, причём о водной его части я до этого и не подозревал. Да, и в завершение «пограничной» части рассказа – я попал как раз на время забастовки финских пограничников, по такому случаю въездной «евросоюзный» штамп (причём экзотичный – с корабликом) мне поставили, а вот выездной нет. Финские погранцы в порядке выбивания повышенных зарплат отказались осуществлять выездной контроль. Вообще любопытно – забастовка пограничников… Демократия демократией, но всё же есть профессии, представителям которых бастовать нельзя ни при каких обстоятельствах.
Если же говорить о финнах, которых я довольно долго наблюдал на борту катера «Карелия», то честное слово — ну ничем они не отличаются по своему поведению от наших людей. В самом начале пути, когда катер ещё только отплыл от Выборга, они начали «квасить». Компания из четырёх изрядно весёлых финнов, мерно употреблявшая наше пиво, столь же мерно выбрасывала банки за борт. Я было решил, что они так выражают свою неприязнь к России, но выбрасывание банок продолжилось и на финской стороне канала. Собственно, на «солнечной палубе» почти всю дорогу сидело три – четыре человека, включая меня. Вся остальная публика пьянствовала внизу, тем более что на катере есть магазинчик «дьюти-фри». Вот насчёт закуски – это хуже, на закуску они в основном курили, но как паровозы. У меня такое впечатления, что курили там просто все и непрерывно, исключая детей. Но были такие, которые немного пили и мало курили. Они играли в карты. В общем, всё как у нас.
Правда, экскурсовод (есть там и такая) по временем пыталась отвлечь публику от всех эти весьма увлекательных занятий, рассказывая про канал (теперь я энаю, что по фински канал называется «канава», это слово постоянно мелькало в рассказах экскурсовода), шлюзы, границы и т.д., но особого успеха её попытки не имели. Чтобы скучно не было, добрые пол-дороги двое мальчишек играли на баянах. Играли, надо сказать, отменно, просто здорово. Я так понял, что мальчишки эти – тоже часть экскурсионной программы. Однако их игра окончательно превратила среднюю палубу в некое подобие нашей распивочной «средней руки».
Но вот чего только финские «туристы» не вывозили из нашей великой Родины! Просто все её богатства – водку, пиво, сигареты. Особенно меня поразил финский дедуля, который вёз два веника. Больших таких веника для подметания полов. Любопытно – наши люди тащат из Финляндии швабры, они от нас – веники. Интересно, есть ли это проявление разных «уборочных» традиций?
Сам канал очень красив. Под Выборгом его пересекают высокие красивые мосты – автомобильный и железнодорожный. Все навигационные сооружения закреплены на гранитных опорах либо выставлены на островах. Часть трассы канала прорезана в скалах, там, где нет скал – песчаные берега с валунами. Берега покрыты лесом, который замечательно сочетается со скалами. Места просто замечательные, но на нашей стороне канал не заселённые совершенно. Причём не просто незаселённые, а не используемые вообще никак. Под самым Выборгом ещё есть кое-какие домики и коттеджи, люди ловят рыбы и загорают. Но дальше начинаются совершенно «дикие» места. Единственное, что оживляет пейзаж – ближе к границе вдоль канала идёт дорога от Выборга на Лаппеенранту. На финской стороне населённые пункты начинаются сразу же на границе (Нуиямаа – это посёлок, в котором и расположен финский КПП). В районе Лаппеенранты, перед последним шлюзом канала, если смотреть со стороны Выборга, расположен Сайма-терминал, главный порт канала, где осуществляется перевалка грузов с воды на дороги. Грузы в основном идут со стороны России – до 2 млн. тонн в год.
Когда катер проходит последний шлюз, он выходит в Сайменское озеро, и вскоре открывается панорама очень большого целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Экскурсовод даже с некоторой долей гордости поведала о том, что на комбинате работает 2,5 тыс. чел. (иногда она говорила по-английски). Следовательно, это очень большой комбинат, с годовым объёмом производства в несколько сотен тысяч тонн продукции. В начале рассказа было обещано поведать о том, почему Лаппеенранта вряд ли может рассматриваться как курортный город. Так вот именно поэтому – города, в которых есть целлюлозно-бумажные предприятия, уж точно не могут быть курортами. Безусловно, экологические проблемы на финских ЦБК решаются гораздо успешнее, чем на наших – я насчитал всего четыре дымящих трубы (одну большую и три поменьше). Но как ни очищай воду и воздух на этих комбинатах, там всё равно сбрасывается столько всякой дряни, что купаться в радиусе нескольких километров, если не нескольких десятков километров от них, уж точно нельзя. Что любопытно – в туристических буклетах и проспектах, на которые Лаппеенранта не скупится, о существовании ЦБК не сказано ни слова.
ЦБК расположен слева от гавани (если смотреть со стороны озера), справа – фабрика по производству кондитерских изделий. Изделия-то она производит, конечно, кондитерские, но вот сбросы у неё точно не шоколадные. Не зря озеро в районе фабрики затянуто травой. Но именно в этом районе расположены основной туристический комплекс Лаппеенранты – «Хухтиниеми». Здесь же – летняя гостиница «Карелия-парк». Меня, честно говоря, удивила гостиница «Сайма», которая находится практически «у забора» кондитерской фабрики. Удивила своей невероятной заброшенностью и запущенностью, как-то уж очень похожей на нашу. Под этой гостиницей – место, обозначенное на карте как пляж. Но на этом пляже к чистой воде надо продираться через какие-то травяные заросли. Над зарослями можно пройти по мосткам, но для этого надо иметь некоторые акробатические навыки – мостки проломаны посредине, через пролом перекинута доска (начало июня 2005 года). Кстати говоря, если вдруг соберётесь в Лаппеенранту и будет искать сведения о ней в Интернете, то учтите, что объективная реальность раз в пять хуже того, что выложено на разного рода «лаппеенрантских» сайтах.
С одной стороны кондитерской фабрики – полузаброшенная гостиница «Сайма», с другой – бывший гарнизон финской армии. Правда, я так и не понял, бывший он или нет – заборов и часовых нет, но внутри уж очень похоже на гарнизон. Даже флагшток в полной исправности. Впрочем, сильно подозреваю, что гарнизоны всех армий мира похожи друг на друга – ничего нового в принципе не придумать. У ворот, которые всё же есть – «грибок» для караульного, раскрашенный в бело-голубую полоску, и танк на постаменте. Танк с финской символикой, но на табличке рядом расписаны его технические данные. В первой строке – страна производства, Германия. Очевидно, танк выставлен в память о тех временах, когда финские оккупанты в союзе с немцами вторглись на северо-запад нашей страны, и дошли до Онежского озера.
Вообще же главная достопримечательность Лаппеенранты, на мой взгляд, вовсе не крепость, а Мемориальное кладбище в центре города. На этом кладбище – могилы тех, кто погиб за Финляндию в войнах 1939 – 1940 и 1941 – 1944 годов. Могилы не братские, как у нас, а «персональные». Правда, я так и не смог понять, могилы это или кенотафы. Посредине Мемориального кладбища – невероятно трогательный памятник, с одной стороны которого жена и дочь солдата, с другой – старики-родители.
К Мемориальному кладбищу (честно говоря, я не знаю, так ли оно называется на самом деле или нет, это я его так называю) примыкает памятник финским солдатам, призывавшимся с Карельского перешейка, с территорий, отошедших к нашей стране. Памятник состоит из двух частей – некоей абстрактной скульптуры, очертаниями напоминающей крест, и плит с названиями населённых мест и фамилиями солдат, среди которых есть и русские. Особенно много русских фамилий в списке уроженцев Терийок (Зеленогорска).
Войны сороковых годов финны помнят и будут помнить так же, как мы помним Великую Отечественную войну. Но не надо вслед за финнами твердить, что нападение Финляндии на СССР в июне 1941 года вопреки мирному договору 1940 г. было «продолжением» советско-финской войны 1939 – 1940 гг. В 1939 г. Советский Союз совершил наглую и ничем не спровоцированную агрессию против соседней страны – это действительно так. Но в 1941 году уже Финляндия в союзе с гитлеровской Германией напала на СССР, преследуя собственные агрессивные цели. Я не думаю, а уверен в том, что если бы даже СССР не напал на Финляндию в 1939 г., Финляндия всё равно вступила бы в союз с Германией и напала на нашу страну в 1941 г. – вместе с Румынией, Венгрией и другими гитлеровскими сателлитами. Я набрёл на ещё один памятник войне – если не ошибаюсь, на Кирккокату, если подниматься по ней от гавани. Скорее всего. это памятник финской женщине – солдату, вернувшейся с войны. А может, это памятник «Лота Свярд» (женской полувоенной организации, существовавшей в довоенной Финляндии)? Любопытно, что ни кладбище, ни этот памятник не упоминаются в туристических буклетах и на сайтах в числе достопримечательностей Лаппеенранты.
И ещё по поводу кладбищ. Совсем близко от железнодорожно-автобусного вокзала – православное кладбище Лаппеенранты. Начинается оно с могил конца 19 – начала 20 веков. На этих могилах большие православные кресты, надписи русскими буквами, и даже расписано, кем покойные были при жизни, могилы – в оградках. Дальше оградки исчезают, кресты заменяются плитами и обелисками, русские буквы сменяются на латинские, русские фамилии и имена пишутся на финский лад, а принадлежность покойных к православию обозначается выбитым на обелиске православным крестом. На могилах, в которых захоронены люди, принадлежавшие к разным вероисповеданиям (муж и жена, например), лютеранскому и православному, выбиты два креста – лютеранский и православный.
Собственно, больше достопримечательностей в Лаппеенранте и нет. Город очень современный, весьма ухоженный и постоянно реконструирующийся, но делать там, на мой взгляд, особо нечего. Разве что по магазинам ходить. Но это днём. А ночью там закрыто вообще всё. Есть только «павильончик» типа тех, которые у нас в изобилии существовали в 90-е и сейчас, наверное, кое-где остались. В этом павильончике торгуют гамбургерами и прочей подобной снедью с 6 вечера до 4.30 утра. «Макдональдс», на котором написано «24 часа», ночью торгует исключительно через окошко для автомобилистов. Правда, в первой половине ночи ещё работает несколько баров. Собственно, это всё – больше ничего открытого ночью в Лаппеенранте нет. Даже вокзал закрывается на ночь, и открывается только в 7 утра. Всё же приятно осознавать, что в чём-то мы обошли Финляндию – как-то странно выглядит всё это ночное безлюдье для русского человека. Да какое там ночное – народ с улиц исчезает уже в 10 вечера в городе, который позиционирует себя как курортная столица Южной Финляндии. Правильный образ жизни – это хорошо, но не до такой же степени! Правда, такой образ жизни свойственен не только Лаппеенранте, но и всей остальной Финляндии.
Видимо, поэтому финны так и «отрываются» в России. В Финляндии очень широко распространено убеждение в том, что все русские мужчины – бандиты, а все женщины – проститутки. Думаю, что основной источник этого убеждения в том, что в России не бывает трезвых финнов. Собственно, то, что я наблюдал на «Карелии», как раз и подтверждает эту мысль. А спьяну им чего только не мерещится, к тому же и попадают эти вечно пьяные в России финны в объятия людей, которые как раз и жаждут их подогреть и обобрать (в смысле – подобрать и обогреть).
Иматра совершенно не похожа на Лаппеенранту. История Иматры гораздо короче – город был образован в 1948 году из трёх посёлков, расположенных между Сайменским озером и границей. Граница настолько близко к Иматре, что кое-где без проблем ловятся российские сотовые сети. Собственно, эти три посёлка сохранились и по сей день, города как единого целого не существует, и внутренние расстояния в Иматре очень большие. Если Лаппеенранта расположена там, где Сайменский канал выходит в озеро, то Иматра – при истоке реки Вуоксы. Главные её предприятия – ГЭС и металлургический завод. Но в отличие от Лаппеенранты, где предприятия расположены на берегу Сайменского озера, в Иматре на побережье озера ничего промышленного нет. ГЭС, естественно, на Вуоксе, а ниже по течению реки – «Иматра Стил», металлургический завод. Ещё ниже, уже на нашей стороне границы – Светогорский ЦБК. Светогорск – бывший финский город Энсо, а нынешняя Иматра до 1940 г. было его пригородом. Два города разделяет только граница, если бы её не было, то они бы прямо продолжали друг друга. Граница в буквальном смысле в пределах этих городов – наш и финский КПП находятся, во-первых, у самой линии границы, и во-вторых, в паре сотен метров друг от друга. Кстати говоря, положительное свойство перехода в Светогорске – магазин «Дьюти фри» расположен метрах в десяти от самого здания КПП. Дальше просто нельзя – если бы он был на таком же расстоянии от КПП, как в Торфяновке, то стоял бы прямо на линии границы, если не в Финляндии.
ГЭС на Вуоксе, давшая жизнь нынешней Иматре, была построена в 1928 г., чтобы снабжать энергией формировавшийся в то время промышленный узел из металлургического завода и бумажной фабрики в Энсо. Значение ГЭС для города осознаётся в нынешней Иматре очень хорошо. В городе два очень своеобразных памятника, подобных которым я не видел. Это памятник турбине у самой ГЭС и памятник опоре ЛЭП (линии электропередач) неподалёку от электростанции. Им осталось только соорудить памятник пограничному столбу – пограничная стража и таможня сейчас одно из главных мест работы жителей города, значение которого резко усилилось после сравнительно недавнего открытия погранперехода Светогорск – Иматра. Сейчас это – наименее загруженный переход на российско-финской границе в Ленинградской области, но работает он с 7 утра до 10 вечера.
Главный туристический объект города – искусственный водоскат Иматракоски. До постройки ГЭС этот водоскат был вполне естественным, и со времён Екатерины II (а присайменские земли отошли под власть России ещё в 1743 г., в отличие от остальной Финляндии, присоединённой в 1809 г.), русские вельможи ездили на него смотреть. Во второй половине 19 века к вельможам добавляются купцы и разночинцы, и водоскат в Иматре становится одним из самых популярных объектов для экскурсий в окрестностях Петербурга. У самого водоската в 1903 г. строится гостиница в стиле модерн – нынешний «Рантасипи Валтиохотелли», архитектурный символ не только Иматры, но и всего Сайменского региона. Но после 1917 г. поток туристов из «северной столицы» по понятным причинам иссякает, и практичные финны решают – а чего это зазря льётся столько воды? Водоскат перегораживается плотиной, и создаётся водохранилище ГЭС. Сейчас воду через водоскат пускают по расписанию, летом – по вечерам, и этот пуск воды представляет собой основной «туристический аттракцион» Иматры.
Остров, разделяющий водохранилище и старое русло Вуоксы, занят Коронным парком, который также относится к числу достопримечательностей города. У входа в парк посетителей встречает стенд, на котором по-фински и по-английски излагается его история. Насколько я понял из английского текста (финский понимать мне, очевидно, не дано), парк этот был создан по указу Николая I, который повелел, чтобы водоскат и окрестности оставались в неизменном виде. Очевидно, что сами же финны с постройкой ГЭС эту естественность нарушили, но тщательно делают вид, будто ничего особенного не произошло и ГЭС стоит со времён Николая I. Вообще что очень любопытно – в современной Финляндии просто какая-то мода на слова «императорский», «царский», «коронный». И всё хорошее, что есть у них в стране, финны стараются «увести корнями» в годы русской власти. С чем это можно связать – не знаю, но памятники былого русского владычества не только не стираются с лица земли, но и тщательно сохраняются. В какой ещё стране, входившей в состав нашего государства, можно представить себе информационный стенд, с гордостью повествующий о деяниях русских императоров?
Но, собственно говоря, водоскатом и «Валтиохотелли» ограничиваются все достопримечательности Иматры. Город это совсем уже маленький, но очень уютный. Впечатления субъективны, но мне Иматра понравилась больше, чем Лаппеенранта. И по-моему, то, что промышленные предприятия выведены не на Сайменское озеро, а на Вуоксу, делает её в перспективе более привлекательной для туристов, чем Лаппеенранта. Единственное, чего не хватает Иматре сейчас – это «баз размещения». «Валтиохотелли», понятное дело, сильно недёшев – двухместный номер около 170 евро в сутки. Есть ещё «Кумулюс» и «Квалити», но больше сетевых гостиниц в Иматре, как я понял, нет. Есть несетевые – например, очень приятный и недорогой отельчик «Анна Керн». Что подвигло его владельцев назвать гостиницу таким образом – не знаю. Кажется, что там постоянно должны звучать стихи Пушкина, но этого уж точно нет. Отель как отель, единственное отличие от подавляющего большинства гостиниц Финляндии – персонал говорит по-русски. Причём так, что сразу становится ясным – русский их родной язык. Вообще же «полиглотство» финнов сильно преувеличивается. Люди, говорящие по-русски, в Финляндии встречаются столь же часто, как у нас – говорящие по-фински, то есть их почти нет. По-английски за пределами Хельсинки, Турку и Тампере поговорить, конечно, можно, но главным образом с самим собой.
А вообще присайменские края – замечательно красивые, Россия в пределах видимости и слышимости, Сайменский канал просто прекрасен. Съездить туда, несомненно, стоит, и съездить не только для того, чтобы по Евро- и Ситимаркетам пробежаться.
Комментарий автора:
В городе два очень своеобразных памятника, подобных которым я не
видел. Это памятник турбине у самой ГЭС и памятник опоре ЛЭП
(линии электропередач) неподалёку от электростанции.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Galina
06.06.2007 at 14:40
о памятнике в Лпр
Лотта — так называли воееных медсестёр. То, что вы видели — был памятник медсёстрам, которые работали в годы войны не менее самоотверженно, нежели русские.
Евгения
07.08.2011 at 21:36
Подскажите, пожалуйста, а билеты надо ОБЯЗАТЕЛЬНО покупать на данный паром или можно подъехать и купит на месте (что по идее, должно быть более бюджетно)
Гость
10.07.2012 at 18:32
Ездили с женой на днях.
Автобус до Лаппеенранты, экскурсия на кладбище, крепость, экскурсия на пароходике с проходом через один шлюз, автобусом до Иматры, там — аттракцион выпуска излишков воды, потом домой.
Турфирма "Серебряное кольцо".
Гость
10.07.2012 at 18:41
Что-то второй комментарий не сохранился:
Ещё заезжали в деревню Леми, ели национальное блюдо Сяря.
3 порции осилил.