Ну что сказать, из всякой, даже не очень простой командировки надо постараться извлечь выгоду. Ну, например, посмотреть что-то интересное, или выкроить денек отдыха для восстановления сил. Вот, например, нам в составе Road-Show группы, путешествующей с конференциями по городам Сибири, посчастливилось побывать на "святом море" - озере Байкал. Два слова о нашей поездке вообще и о составе группы в частности. Поездка проходила по трем городам Сибири, а именно Новосибирску, Иркутску и Хабаровску. В каждом городе проводилась конференция по примерно одному сценарию - презентации, показ технологий и техники и торжественный фуршет. Короче, мы всеми силами несли современные информационные технологии в региональные массы. Ну а шоу-группа (или, если угодно, цирк-шапито, как мы себя в шутку назвали) состояла из шести человек - я, Алексей, Елена, Андрей Петрович, Олег и мистер Годенц Жуон. Последний - представитель маленького, но гордого швейцарского народа, что является немаловажным фактом для всего повествования.

Итак, пасмурным утром, на следующий день после конференции в Иркутске и, соответственно, завершающего её фуршета, мы загрузились в микроавтобус, и в сопровождении гида отправились в однодневную экскурсионную поездку на Байкал. Наш гид - Игорь, с ходу начал сыпать туристическими историями, в том числе про местных энцефалитных клещей, описывал их опасность для жизни и здоровья граждан. Накануне, нас уже неоднократно запугивали этой опасностью, связанной со все большим распространением этих паразитов. Рассказывали страшные истории из жизни, при этом приговаривали, что сами то они (Сибиряки) все делают прививки, а вот приезжим приходится туго, если что случится. Советовали закрывать все участки тела одеждой, а также почаще осматриваться, причем лучше осматривать друг друга. Особенно тщательно предлагали осматривать друг друга в бане, куда мы должны были пойти на байкальской турбазе. И, конечно, шутки на эту тему в адрес Лены - единственной представительницы прекрасного пола в нашей группе - последовали незамедлительно.

Первая остановка в супермаркете на Байкальском тракте. Мы закупаем еще немного провизии к той, что уже закупил Игорь. Покупаем фрукты, выпивку и, вот парадокс, чистую байкальскую воду в бутылочках по 0.5 литра. Да, так уж получилось, что мы повезли на Байкал воду из самого озера разлитую в пластиковые бутылки. Как написано на бутылке с водой, взята она с глубины 400 метров из самого озера. Так мы впервые почувствовали всю значимость и чистоту этого огромного резервуара питьевой воды. Байкал хранит 22% мировых запасов пресной воды (включая ледники и айсберги). И какой воды - чистой, прозрачной, слабоминерализованной, уникальной одним словом. А при нашей попытке взять в продуктовую корзину, помимо красного чилийского вина (для эстетов и иностранцев), две бутылки водки, гид-Игорь вдруг заявил, что-то типа "ну зачем вам столько?", мол, он уже взял 2 бутылки, так что должно хватить. Мы как загипнотизированные взяли еще только одну бутылку. Неудивительно, что уже скоро мы об этом пожалели. По своей традиции, я взял еще пару бутылочек пива, и не потому, что очень хотелось по состоянию здоровья после фуршета, а просто ради пробы качества работы местных пивоварен. Ну, такая уж у меня традиция. При этом Годенц заинтересовано смотрел на меня, когда я открыл бутылочку пивка, прямо возле супермаркета. Видимо пиво по утрам не входит в традиции европейцев. Интурист заметно заволновался. "Рашэн традишэн" - успокоил я его. И, как оказалось, эта фраза стала девизом дня. Наш путь к озеру пролегал по 70-ти километровой трассе - Байкальскому тракту. Местность живописная - сопки с березовыми рощами, в которых, то и дело, были заметны крыши коттеджных поселков и периодически появляющиеся среди деревьев водные глади заливов Иркутского водохранилища. Рассказывают, что еще в советские времена, ушлые таксисты, чтобы не гонять зря до Байкала, возили интуристов из города на эти заливы, выдавая их за сам Байкал.

Очередную остановку наш гид предложил сделать у так называемых "вязочек". Это такое место, где по местному (бурятскому) обычаю должен остановится всякий путник по дороге на Байкал и воздать должное богам, чтобы дорога его была легка, коротка и быстра. Остановившись и выйдя на улицу из автобуса, мы оказались на небольшой площадке. Все деревья вокруг нас были увешаны ленточками из материи различного цвета. Это и есть один из обычаев, нужно оторвать с себя часть одежды и повязать лоскуток на дерево. Мы с удовольствием воспользовались любезно предоставленным носовым платком Андрея Петровича (А.П.), и, разорвав его на куски, украсили лоскутами деревья.

Но это была только часть обычая. Еще (опять же по обычаю, но уже видимо не совсем бурятскому) все должны выпить водки, но перед тем как пить, вылить часть водки из своей рюмки на землю, в жертву богам. Когда Игорь достал бутылку водки, наш швейцарец насторожился, а уж когда мы стали разливать по стаканам, он прямо спросил, не собираемся ли мы пить водку. Конечно собираемся, сказали мы. И более того ему тоже придется пить с нами, такова воля богов, такой обычай, рашэн традишэн, так сказать. В противном случай не видать нам хорошей погоды, и, не дай бог, еще что случится в дороге. Немного поломавшись, мол, он пьет водку только по вечерам, Годенц все-таки уступил нашим уговорам. Так, отдав дань уважения местным богам, мы двинулись дальше. Впереди был священный Байкал. И вот первая остановка на Байкале. Точнее в том месте, где из озера вытекает Ангара - единственная река, которая забирает воды Байкала и несет их в Енисей, и дальше в Северный-Ледовитый океан. При этом впадает в Байкал 336 рек и ручьев. Исток Ангары - самый широкий и крупный в мире исток реки. Ширина истока 863 метра. На самой середине реки в ее истоке стоит Шаман-камень. Много легенд и историй связано с этой, святой для местных народов, скалой. Приведу здесь легенду появления Шаман-камня.

Легенда об Ангаре и Енисее.
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?" Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды, прости меня, и дай мне хоть одну капельку воды". Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слезы!" Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю".

Так гласит легенда. Сейчас, после того как на Ангаре построили плотину, и уровень воды поднялся, Шаманский камень выглядит, конечно, не столь внушительно. Но, несомненно, привлекает как туристов (местные жители организуют для желающих лодочные экскурсии вокруг камня), так и существующих до сих пор байкальских шаманов, часть обрядов которых связано с этим камнем. Еще один "шаманский" обычай связан с участью неверных жен, которых окрестные жители привозили вечером и оставляли до утра на камне. Если к утру холодный ночной ветер не сгонял женщину в глубокие воды Ангары, то ей оставляли жизнь. Но поговаривают, что часто неверных жен забирали отнюдь не воды, а самые обычные лодки с родственниками, хотя это и было против воли шаманов.

Но вернемся к реальности, на площадке напротив Шаманского камня (вертолетной площадке, как я позже узнал) вовсю торгуют сувенирами и рыбой. Сувениры разные, от стандартных матрешек (видимо для японцев), до поделок из полудрагоценных камней, добытых, как утверждают продавцы, исключительно из Байкальской породы. А рыба, тоже местная, предлагается свежекопченая, причем как холодного, так и горячего копчения, а также вяленая и соленая, большая и маленькая. Гид-Игорь советует пока не брать рыбу, будет еще один рынок - побольше. Садимся обратно в микроавтобус, и взбираемся на небольшую горку, откуда открывается прекрасная перспектива на великий и священный Байкал. Приведу немного фактов. Байкал - самое глубокое озеро в мире, глубина достигает 1640 метров, при этом дно илистое и слой ила тоже может достигать десятков и сотен метров. Периметр озера - 2100 километров. Прозрачность воды достигает 40 метров. Байкал это огромный природный резервуар с пресной водой - это 23 тысячи куб. км (22% мировых запасов) чистой, прозрачной, пресной, маломинерализованной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды. Название Байкал, скорей всего происходит от тюркских корней Бай и Куль, то есть Богатое Озеро. Подсчитано, что 60% из 2630 видов животных и растений, встречающихся в озере, не встретишь больше нигде в мире. Среди них и рыба голомянка, и нерпа, и знаменитый байкальский омуль.

Самый крупный остров на Байкале - Ольхон. Удивительное место, требующее отдельного рассказа. Но мы, к сожалению, до него не доехали, так что скажу только, что в районе Ольхона бывает 320 солнечных дней в году, что больше чем, например, на Лазурном берегу - в Ницце. В Прибайкалье удивительным образом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. Так, любуясь видами байкальских берегов, мы доезжаем до рынка в поселке Листвянка, конечном пункте нашего путешествия по Байкальскому тракту. На утреннем рынке разворачивается торговля. В основном представлены различные поделки-сувениры, преимущественно из минералов. Большую часть рынка занимают дымящиеся коптильни. Аппетитно пахнет копченой рыбкой.

Наша группа начинает торговлю с продавцами, хочется купить в Москву такой красивой и, как нам обещали, вкусной рыбы. Но ушлые торговцы, мигом оценив нашу платежеспособность, начинают взвинчивать цены, благо о ценниках на Байкале знают только из кино. Забросив вещи на специально зафрахтованный для нас катер, мы отправились в Музей Байкала, который расположен прямо там, в Листвянке. Экспозиция музея включает стандартные экспонаты, как-то, камни, плакаты и чучела животных - представителей местной фауны. Ну, и еще часть представителей фауны можно было наблюдать в спиртовках. Кроме этого на стенах был представлен рельеф озера в разрезе, с указанием ширины и глубины водного массива, а в одном из двух залов шла лекция. Лектор используя телевизор, рассказывал группе школьников, сидящих на полу, все, что можно рассказать о Байкале. Мы тоже немного послушали фактографической информации, но, к сожалению, почти не впитали её в себя. А для Годенца главным выводом после осмотра музея, было то, что по площади Байкал оказался немного меньше Швейцарии, что, несомненно, успокоило интуриста, и без того уже достаточно пораженного сибирским размахом.

После музея, мы отправились прямиком на катер, причем как это не удивительно, но имени у этого судна не было. Дело в том, что капитан никак не мог придумать ему имя, и, в конце концов, даже радиопозывным катера стал «Безымянный». Отходим от пристани - очень холодно, так как дует ветер, а солнце прячется среди облачной дымки. Садимся в кают-компанию - есть омуля. Ну что вам сказать? Свежий омуль горячего копчения, это не просто вкусно, это вкусно до умопомрачения. Мы так увлекаемся, что за обсасыванием каждой рыбьей косточки, забываем, что у нас есть с собой водка. Хорошо, что Игорь не забывает, и гостеприимно наполняет наши рюмки. Удивительно, но даже продрогшие на ветру ценители вина (включая женщину и швейцарца) тоже решают пить водку (вот где нам с А.П. опять пришлось пожалеть, что мы не взяли еще пару бутылок беленькой). После еды и питья становится теплее. Осматриваемся через иллюминаторы – мы идем на юго-запад озера, вдоль северного берега. Первое что мы видим это завод по розливу Байкальской воды, той самой, что мы купили в супермаркете. Если бы не антиреклама в виде целлюлозного завода, то, наверное, это был бы очень прибыльный бизнес. На второй рюмке, Игорь вспоминает об еще одном местном обычае. Чтобы удача и хорошая погода сопутствовала нам, необходимо разделить водку с Байкалом. Мы, все вместе, выходим на палубу, и выливаем часть водки из рюмок в озеро, остальную выпиваем сами. Швейцарец без вопросов повторяет за нами – Рашэн Традишэн. На берегу, по правому борту, тянутся высокие байкальские сопки, под ними пролегает Круглобайкальская Железная Дорога. Уникальное сооружение начала прошлого века. Множество мостов и З9 тоннелей длиной до 700 метров. Дорога действующая, хоть и тупиковая. Дело в том, что часть её затопило после строительства плотины на Ангаре. Уровень самого Байкала в то время поднялся на один метр.

Погода разгуливается, солнце греет все больше, видимо помогли наши водочные жертвоприношения. Однако, Игорь рассказал, что на севере озера еще есть льды, да и снега на хребтах Саян, которые мы видим в дымке на горизонте, красноречиво говорят, что весна еще только приходит в Прибайкалье. И вот после 2-х часового перехода мы высаживаемся на берег, в районе турбазы местного отделения МПС. Поднимаемся к полотну железной дороги, там нас ждет мужик с дрезиной. Привод у дрезины - ручной, то есть к дрезине приделана рукоятка из березовой дубины, держась за которую нужно катить дрезину по рельсам. Мы сложили наши вещи на дрезину, а сами пошли в другую сторону смотреть на старинные паровозы. Удивительно, но чувствуем мы себя так, словно совсем не пили. Вот он какой - целебный байкальский воздух. Музей под открытым небом состоит из американского и советского паровозов. Они очень даже неплохо смотрятся на рельсах запасного пути. Кстати, сами рельсы тоже очень старые. Рассмотрев их поближе мы без труда находим на них надпись, сделанную дореволюционном шрифтом, и дату - "1903 год". Годенц совсем уже освоился в Сибири. Несмотря на наши многочисленные предупреждения об опасности клещей, он буквально лег в траву, чтобы сфотографировать надписи на рельсах. Ну и окончательно он меня добил другой своей выходкой. В какой-то момент, он с видом местного аборигена, зашел за паровоз. Где, уже с европейским достоинством, справил небольшую нужду. Порадовало только, что паровоз был американский.

В бане, как нас и учили, прежде всего мы осмотрели себя на предмет наличия клещей. Ну и отправились в парилку учить интуриста премудростям русской банной традиции, посредством березового веника. Еще, можно сказать в шутку, мы предложили швейцарцу после третьего захода в парилку, бежать из бани в Байкал. Тоже ведь традиция. Годенц с удовольствием закивал головой. Мысль ему явно понравилась. А мы даже и пожалели о своем предложении, испугались за него, ведь не мальчик уже - 63 года, все таки. Но слово было сказано, и чтобы не ударить в грязь лицом, пришлось всем бежать в озеро. На берегу осталась только Лена, которой я передал видеокамеру, чтобы она зафиксировала столь значительное событие как плюхание 5-ти мужиков в Байкал. Камеру я ей конечно передал, но вот только в спешке забыл выдвинуть видоискатель, или открыть жидкокристаллический экран. То что происходило дальше можно с некоторой долей достоверности воспроизвести по видеозаписи, ведь я успел научить Елену нажатию на кнопку Record. Итак… Мы бежим по лестнице вниз от бани к озеру. Сбрасываем полотенца, и пытаемся по камням зайти в Байкал. Годенц - в первых рядах. Тем временем, Лена, стоя возле бани, пытается увидеть в задвинутом видоискателе камеры объекты съемки на берегу. Но резкость не наводится, и камера беспорядочно сканирует береговую линию и наши, пардон, части тела. Лена ругается, и пытается рассмотреть хоть что-то без камеры. Годенц забегает дальше всех, Леша даже начинает махать ему рукой зазывая обратно, еще не хватало, чтобы ему что-то свело. Остальные ограничиваются окунанием в озеро на мелководье. Лена продолжает немыслимую съемку, вращая камеру во все стороны, видимо пытаясь открыть жидкокристаллический экран. Мы выходим на берег, и бежим обратно в баню.

Ощущения замечательные. После байкальской воды, чувствуешь себя новым человеком. Вот только Годенц не хочет идти обратно в парилку, может опасается что мы вспомним еще какую-нибудь традицию? С трудом, но мы его уговариваем, хотя он заверяет, что лучше чем после озера он себя давно уже не чувствовал. В завершение нашего пребывания на байкальской турбазе, была душистая уха из свежего хариуса и шашлык. Рассказать про обратную дорогу особо и нечего. Все прошло как по маслу. Катер, воды Байкала, микроавтобус, сорок километров по Байкальскому тракту и отдых в гостинице. А вот зато на обратном пути в Москву, нашей байкальской рыбой пропах весь самолет.

Комментарий автора:

Страницы1

5,0/5 (2)

6 комментариев

  1. Андрей
    Андрей 04 декабря

    Несколько авторских фото с Байкала
    Смотрите тут... http://cs.isa.ac.ru/home/cherry/PHOTO/SIBIR_03/Baykal/page_01.htm

  2. Irina
    Irina 14 июня

    Zavıduyu... beloi zavistyu!
    ochen hochetsj na Baikal :)

  3. Якут
    Якут 07 октября

    Без названия
    Считай, что на Байкале ты не был.

  4. Mike
    Mike 18 мая

    Фото Байкала
    www.ballpaper.narod.ru

  5. Baikfoot
    Baikfoot 14 июля

    У нас меткую поговорку Путина: "Потри любого русского - выскочит татарин." переиначили: "Потри любого сибиряка - выскочит бурят."

  6. Baikfoot
    Baikfoot 14 июля

    Капать водкой на стол ("бурханить") это бурятский обычай. Сибиряки помнят свои корни (хотя считают искренне себя русскими). Советую после баньки или купания в Байкале выпить водочки под "сагудай" очищенные кусочки замороженного омуля с толченым перцем, солью и луком.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…