Вылет. 5 утра. Паспортный контроль. Странно, но 2 страны - Россия и Египет, где на паспортном контроле разговорить, и тем более, добиться улыбки у пограничника мне еще не удавалось. Тут впервые:
- Доброе утро.
Женщина пограничник :
- Вы так думаете?
- В общем – нет…
- Какой у Вас одеколон взрослый ;)

Летим в Каир, с пересадкой во Франкфурте. Странно, но во Франкфурте в аэропорту, 3-4 человека из 10 индусы. Начинаешь понимать, что не только китайцев млрд. :) В Каир прилетел в 9 вечера. Вся группа, за исключением меня, прилетела в Каир часа в 4 дня. По усмотрению авиакомпании Люфтганза - в отличии от остальных 12-ти человек в 9 вечера. Проболтавшись 5 часов в аэропорту Франкфурта - такое счастье хоть куда-нибудь долететь! Встречавший меня араб (надо признать, что организованно было нормально - за мной пригнали целый автобус) - провел мне обзорную экскурсию по Каиру. Похвастался сувениром, оставленным ему нашей группой - показывает коробку виски и достает из нее... пустую бутылку. Это так растрогало, что решил напоить товарища. Уже в номере, наливая ему виски, бабай заявил, что вообще-то он не пьет. Точнее пьет, но раз в году - на Рождество... Чем поставил меня в тупик. Дав товарищу на прощанье 10 $, выпроводил его. Надо сказать, в тот вечер давал чаевые всем подряд и много. Поэтому в отеле меня очень любили ;) Утром - экскурсия на пирамиды и в национальный музей. В музее, (видно для глубины ощущений, отсутствует кондиционирование) понимаешь, что чувствовали люди, заживо оставленные в гробнице - минут через 20 мы начали задыхаться. Да. Коллектив в поездке был интернациональным - все, ессно, русские, но были несколько фамилий, обладатели которых имели таки полную возможность не въехать на территорию суверенного исламского государства Судан ;) Сочетание суннитского ислама и вышеупомянутых фамилий, создавала некий шарм всей этой поездке.

Едем по Каиру. Экскурсовод, указывая на какое-то строение: "Построено в честь победы в 6-ти дневной войне."
- Спроси, а кто победил ?
- А кто победил в Бородинском сражении ?
- Наши.
- Аналогично!

Аэропорт Каира. Идем на борт "Каир- Порт Судан". Одна девушка из нашей группы, решила переодеть футболку. У народа истерика. Смотрю - какая-то дайверская тематика и надпись: ЭЛАТ. ИЗРАИЛЬ. ;) "Суданские авиалинии" заслуживают отдельного повествования ;) Выданный посадочный талон, содержит следующую информацию: "BOARDING PASS", SUDAN AIRWAYS. Все!!! Номер рейса, дата вылета (про посадочное место и не говорю) - понятия излишние - кто не верит, могу показать - его почему-то при посадке не забирают и ничего от него не отрывают (хотя место отрыва предусмотрено). Борт: Видя наш самолет на полосе понял, что его концепция не сильно отличается от посадочного талона. Видимо люди, заправляющие SUDAN AIRWAYS, являются почитателями Лао Дзе, с не совсем правильным представлением о "пустоте" - на борту не было никаких надписей!!! Ни номера борта, ни страны принадлежности, ни авиакомпании: просто белый самолет и все. Когда-то он был 737 боингом.

На борту:
Поменяв несколько кресел - почему-то сломаны спинки, плюхаюсь на очередное. Рядом со мной садиться арабский бабай лет 70-ти. Босиком. Впрочем, его это не смущает, т.к. он сидит в кресле с ногами. Достает металлическую банку, открывает - там что-то похожее на землю и какие-то корешки. Берет корешки, мажет их в этой самой "земле", после чего начинает мазать себя. Вонь стоит невероятная! Пытаюсь пересесть на соседнее место, но понимаю, что ноги весьма уверенно прилипли к полу. Видимо, это ноу-хау суданских авиалиний - т.к. пристегивание ремнем понятие не обязательное, пассажир прилепляется к полу. А может быть просто бардак... До этого меня тошнило 2 раза в жизни - в глубоком детстве и на последнем своем дне рожденья. Взлету предшествует молитва (по радио) экипажа самолета. Оптимистично. При вылете из Каира, нас предупредили, что с ввозом алкоголя в Судан могут быть проблемы. Мы конечно пытались какое-то кол-во уничтожить в процессе ожидания борта.

Взлетели. Народ в напряге. Интересует 2 возможные проблемы:
1. 3.14зданемся мы на этом самолете или пронесет.
2. Отнимут алкоголь по прилету или нет.
Очень хочется курить. Как истинный гражданин РФ иду в туалет. Выхожу, стюард:
- В туалете курить нельзя! У пилотов загорается датчик возгорания в туалете. Если хочется курить - курите в салоне!
Кормление на борту - оказывается, контейнеры из фольги, в которых подают горячее могут быть многоразовыми: впрочем как и разовые пластиковые стаканчики. Заходим на посадку. С глубокого детства люблю самолеты, поэтому факт перелета меня не пугает (в отличие от некоторых моих друзей, которых перед полетом надо "готовить") - поэтому то что увидел во мне вызвало истерический смех - в начале посадочной полосы лежит то ли сбитый, то ли не попавший на полосу самолет.

Аэропорт. На полосе стоит наш самолет - кстати, это единственное что сюда летает. Раз в неделю. Кроме этого, стоят 2 истребителя годов 60-х. Перед аэропортом зенитки (тех же 60-х годов). Зал прилета метров 40-50. На стене 3 будки для телефонов, которые в свою очередь демонтированы. Ессно, ни какие МТСы и БиЛайны не работают: Впрочем, как и имевшийся телефон крупнейшего английского оператора "Оранж" Эмоциональное состояние - такое ощущение, что тебя сейчас вызовут и растреляют. Кстати, паспорта и обратные билеты у нас изьяли. Паспорт вернули в день отлета, а билеты уже в аэропорту при посадке. Вообще, ощущение, что попал в 37г., только в исламском государстве.

В Судане есть дьюти фри!!!!!!! Площадь магазина 6-8м. Предлагаемый товар для безпошлинной торговли:
- 3 магнитофона неизвестного производства. Аналогичную по дизайну технику видел в комиссионном магазине на Садовом кольце, когда учился в 6-м классе.
- несколько кастрюль;
- сковорода;
- порошок "Тайд"

Мой вопрос о наличии крема от солнца, звучал как издевательство над свободным суданским народом. Увы, все это сфотографировать не удалось, т.к. ни в аэропорту ни в самом Порт-Судане фотографировать категорически нельзя. По информации полученной как минимум из 4-х источников, при попытке фотографирования, фотоаппарат представителями власти разбивается на месте, кроме того, могут еще и начать выяснять на чью разведку работаешь. Досмотр. Понятно, что при таком обилие туристов, тратить деньги на покупку сканера для просмотра вещей глупо. Да и все деньги государства на развитие гражданской авиации видимо были потрачены на вышеупомянутый боинг ;) Все досматривают вручную. Не выборочно, а тотально все. Алкоголь у меня был изъят. Попытка договорится с бабаем о возврате на коммерческой основе напитков для "неправедных" привела лишь к тому, что мне объяснили, что я турист, и поэтому еще не арестован. Однако, алкоголь в жестких коробках сошел за "итс эквипмент фор дайвинг". Таки мы провезли порядка 12-15л.!!!!! По выходу из аэропорта мы с трудом влезли в небольшой автобус. Ехать 24км. За это время автобус останавливали 5 раз. На улице темнота - луны нет (месяц появился 6 ноября - в день начала светлого праздника Рамадан). Понимаешь, что кто-то автобус остановил, но в окне никого не видно. Нигеры, простите, темнокожае африканцы, в черной форме растворяются в темноте. К слову, - умилило вооружение - тут принцип, кто чего достал, тот с тем и воюет. Наконец добрались но нашей яхты "ELEGANTE"

Маленькое отступление. Кто не знает что такое Судан. Исламское государство, в котором часть населения арабы, часть негры. Гражданская война. Временные перестрелки на границах с соседями ;) В 1998г. в Судан можно было попасть из Египта во время 2-х недельного сафари. После "охлаждения" отношений между этими странами, такой мазы нет. Русские почти не бывают в Судане. Последняя группа (перед нами) была в начале этого года. О чем Т.Скидоненко написал статью: "Судан. Хроника больше чем одного погружения" ("ОКТОПУС" №5 2002г), которую весьма часто вспоминали во время сафари..;)))) Дайвинг. В Судане 10 кораблей предлагают услуги по дайвингу. Все. Специальных "дайверских" кораблей нет - несколько парусно-моторных яхт, и несколько маленьких переделанных рыболовецких корабликов. Большинство ходит под английским флагом. Итак. Борт. Встречает дайв-гид Вилли. Бельгиец. Оказывается, нам следует еще уплатить по 150$ с носа за въезд в Судан. Попытки спора и объяснения, что у нас визы, что за визу брали деньги и т.п. привели лишь к тому, что был разбужен капитан Клаудио (итальянец) который обьяснил, что мы можем не платить, но корабль тогда в море не выйдет. А ему параллельно все. В статье (см.выше) Тарас выражал благодарность экипажу и капитану корабля. Согласен только с экипажем. С капитаном (Клаудио) не сложилось.

Капитан:
- Раз меня разбудили, поговорим о правилах на корабле. Это Вилли - он инструктор и ваш дайв гид… Есть механик XXX - он сейчас спит. Помошник YYY - он тоже сейчас спит. Кок ЙЙЙ: - общий хохот, в предвкушении следующей фразы - он спит! Я капитан Клаудио. Спал, пока вы меня не разбудили.
На попытки объяснить, что мы хотим есть, ужин там... Нас послали на... Сами сложите псевдо имена механика, помошника и кока.
- Я же сказал! Кок спит!!!!! Итак. Правила. 2 погружения в день. Если захотите 3-е - за деньги. Напитки (кока-кола и т.п.) - 2 $ банку.
Что-то предвещало начало конфликта... ;))) Попытка обьяснить, что по контракту у нас не лимитированы как погружения так и напитки на борту, привела к тому, что, проявив максимум гостеприимства и доброжелательности, капитан, несколько раз прокричав слово "заткнись" изложил, точнее прокричал.
- Мне все-равно что в контракте !!! Это мой корабль, это моя страна (????), не нравится убирайтесь с моего корабля вон!!!!!

Пауза.

В тот момент существовало только 2 желания – набить, нет - от3.14здеть капитана и уйти с корабля. Увы. Судан. С корабля уйти мы не могли - паспорта были изъяты, что исключало возможность схода на берег, впрочем следующий рейс из Судана - через неделю, что исключало возможность вылета из страны. Морду набить, так же было нереально - по этому факту нас однозначно бы упекли в Суданскую тюрьму. А наши российские тюрьмы, по сравнению с суданской это 5-ти звездочные отели. Кроме того, ввиду отсутствия связи как таковой, возможности связаться со своей страной нет. Т.е. засадят, и никто об этом и не узнает. У меня было желание уйти в море подальше от Порт-Судана и там продолжить базар. Кондиционеры на корабле не работали, хотя и были в каждой каюте. На сколько понимаю, не работали по причине неприязни нас капитаном.

Утро. Чай и по 1-му блинчику на харю. После чего брифинг. Надо признать, что до этого, рекорд по краткости и лаконичности брифинга принадлежаk SSSSS (На всякий, не указываю фамилию, шоб без слухов). Года полтора-два назад, после некоторых событий, мы с SSSSS нахрюкались (уважительная причина, кроме того, это было не наше сафари - мы там были отдыхающими.), после чего было : "Брифинг… Ночь." Так вот. Брифинги Вилли были чуть менее лаконичными. Называлось место, где мы будем нырять и примерные возможные ни к чему не обязывающие глубины. Причем только утром. В последующие дайвы это упускалось ;) (Надо признать, что ныряли 3-4 раза в день. Денег не платили. Видимо отойдя от берега, капитан несколько смягчился… Возвращаясь к статье "Судан. Хроника больше чем одного погружения" - "...К погружениям подход более чем серъезный." Подход к погружениям следующий. Команда действительно расторопная. При 13 дайверах (а реально за раз ныряло человек 10-11) работали оба зодиака, что объективно большой плюс. На бору действительно 15л. стальные баллоны с Н-вентилем, что позволяет использовать 2 первые ступени. (кстати, на др. кораблях, которые видел, такие же баллоны) - это огромный плюс, правда, 2-мя первыми ступенями пользовался только я ;).

Минус. Огромный минус, подход к погружению как к таковому. Единственное предупреждение было следующим: "Постарайтесь не получить ДКБ, т.к. барокамер в Судане нет, вывезти вас никто не сможет и страховки в т.ч. DAN тут не действуют." Не смотря на то, что все, включая дайв-гида инструктора Вилли и исключая меня, сертифицированы как реакреационные дайверы, ограничения по глубине и времени пребывания на ней не было!!! Что касается меня, то это была моя 2-я за поездка с абсолютно не знакомыми мне людьми. Состав: 4 или 5 дайвмастеров, парочка эдвансов, остальные рескью. 6 человек сертифицированы как солодайверы. У 9 человек более 100 погружений. У 5 - более 200. Плюс невероятное количество пафоса отдельных членов. (типа заявлений, что тут на борту самые богатые люди России) Мои скромные увещевания, что не стоит входить в декомпрессиию были неслышны. Когда после очередного погружения, одному весьма опытному дайверу сказал, что не стоит погружаться с сыном 14 лет. (сын Рескью джуниор ПАДИ - интересная вещь, однако. По стандартам NAUI минимальный возраст прохождения курса рескью - 17 лет. На основании этого, я отказал в прохождении курса дочери одного из ныряющих.).. отвлекся, не стоит погружаться с 14-ти летним ребенком на 65 метров и там находится несколько минут: На что был получен ответ: "Это твои предубеждения или это имеет какую-то объяснимую основу."

Узнав что я являюсь еще и инструктором по техническому дайвингу, народ решил, что пройти обучение стоит, но потом. Больше всего умиляло, самостоятельно изучение декомпрессионных погружений по инструкции к компьютеру Аладин... Зато Вилли, увидев мои инструкторские карточки, причислил меня к лику святых. Когда он на меня смотрел, у меня над головой включался нимб. ;) Впрочем ожиданий Вилли я не оправдал - мы несколько раз с ним ныряли в паре, при этом он был разочарован моим нежеланием идти смотреть на винты BLUE BELTa, находящиеся примерно на 85м. (на борту ессно был только воздух). А проникновение в этот корабль на 65м. - как малодушие ;) А когда все падали смотреть акул (50-65м.) он каждый раз разочаровывался, что я не ходил на 80. Странные эти люди бельгийцы:.Через несколько дней, нимб мой потускнел.

Итак, дайвинг как таковой. Не буду сильно углубляться, кому интересно - "Судан. Хроника больше чем одного погружения" "ОКТОПУС" №5 2002г. - там и история река "UMBRIA" и рэка "BLUE BELT" и описание рифов.
Общая особенность погружений - почти все ниже 30м. Из моих 19 погружений, 12 в режиме декомпресии.
- Рэк "UMBRIA" - затоплен в июле 1940г. Перевозил боеприпасы и несколько фиатов. На борту находится 360 000 бомб!!! Длина корабля 153м., ширена 18м. Действительно один из наиболее красивых реков. Лежит на боку. Горизонтально.
- Рэк "BLUE BELT" - перевозил автомобили - порядка 180 шт. Длина корабля 103м., ширина - 14м. Лежит днищем к верху под большим углом - верхняя точка прим 20-23м. Места проникновения в корабль - первое на глубине 30-40м., вторая 55-65м. Винты корабля ниже 80м.
- Лаборатория Кусто - ничего особенного - весьма убогонькое зрелище, ожидали большего. Второй раз на нее нырять не стали.
- Wingate reef - заслуживает внимания только с точки зрения чек дайва.
- Риф SHA"AB RUMI и SANGANEB - надо сказать, что рифы в Судане "несколько" больше, чем в Египте - некоторые рифы имеют длину несколько километров и нырять там можно до опупения ;) Основное зрелище под водой - акулы. На южном плато, как правило, стая баракуд. В целом, рыбы очень мало. Разве что, шишкоголовые попугаи - нечтопохожее на среднего наполеона с какой-то байдой на голове. Много мягких кораллов. Увы, мы приехали не совсем "в сезон" - очень теплая вода - самая низкая отметка - 31 градус!!!! Ессно, живности мало. Зато, планктона немеренно!!! Из-за него плохая видимость - 15м. при этом еще и полумрак - при обилии всевозможных мягких и не мягких кораллов, все какое-то бледное и не впечатляющее. Не сезон.

Еда на борту: Сказывалось происхождение капитана - если в основном макароны. Пару раз было мясо, хотя это слишком громкое слово для того, что подавали. Ну и ессно, рыба, которую постоянно ловили. Когда очень не хватало "поесть", примотал скотчем к вешалке дайверский нож, и с таким орудием охотились ночью ;) Отныряв и прийдя в порт, Вилли обрадовал нас, тем, что мы можем не спешить - рамадан, а на его практике (3 года сидит уже в Судане) самолет взлетит не раньше чем с 5-7ми часовым опозданием - пока стемнеет, пока помолятся, пока поедят. Мы уже были к этому готовы. Сидеть и ждать - с корабля мы сойти не могли. В аэропорту нас предупредили, что если найдут алкоголь, то теперь мягко не пройдет - рамадан - однозначно в полицию!!!! Это вызвало хохот!!! Какой нафиг алкоголь на обратном пути!!!!! Скорее бы дотерпеть до Египетского дьюти фри! ;)



Какое удивление вызвал взлет самолета абсолютно точно по расписанию!!!!!

Когда прилетели в Каир, первое желание было упасть и поцеловать землю. А первая мысль, пришедшая в голову: "Мы дома!" Египет после Судана казался верхом человеческой цивилизации.

Комментарий автора:
Надо сказать, что рифы в Судане "несколько" больше, чем в Египте - некоторые рифы имеют длину несколько километров и нырять там можно до опупения ;) Основное зрелище под водой - акулы. На южном плато, как правило, стая баракуд...

Страницы1

1,0/5 (1)

5 комментариев

  1. Денис
    Денис 03 июня

    Очень занимательно
    Собирался ехать сам. Знакомые были, сказали, что очень много молотоголовых и мант. Правда, вода была 24 С. Ты уверен, что совсем аллах акбар, или все-таки стоит съездить? Спасибо за интересеую историю.

  2. Анатолий
    Анатолий 03 июня

    To Денис
    1. Сейчас начали делать сафарийные программы из Египта в Судан (2-х недельное сафари)- без выхода на берег Судана. Относительно того, что сейчас в самом Судане. Посмотри гостевую книгу у меня на сайте: www.tecdive.narod.ru - там есть пару отзывов людей, которые побывали в Судане после меня ;) Судя по отзывам - отчет адекватен ;)

  3. Ян
    Ян 10 января

    Однако..
    Анатолий, ты не из Грота, случайно? Ну или бывал там? :). Впрочем, не так уж и важно. Рассказ приятен, только не понятно одно - почему все-таки не пощупали лицо капитану? :). Судя по всему придется это делать самим... Кстати, какое время наиболее приличное ( с точки зрения сезона и температуры воды)? Со спаркой дадут понырять?

  4. HOKA
    HOKA 13 декабря

    А что там с малярией?
    А как в Хартуме с малярией, не слышали? Нужна профилактика?

  5. Сергей
    Сергей 10 ноября

    Алкоголь
    Я там был 2 месяца и неделю (в Хартуме). Суров у них парламент. Слишком строг, на мой взгляд. Выпивку можно можно достать только в 1-ом месте на центральном рынке (воняющий духами спирт, но запах можно снять марганцовской). Ст-сть 1,5 л - 2.000 (в рублях это в 8 раз меньше). Но нужно, чтобы продавец тебя лично знал - у них с этим строго. Как там в остальных местах, в частности в Порт-Судане - не знаю, но от нашего брата белого человека ничего не слышал. Хотя доходят слухи, что гонят чуть ли не в каждом 2-ом доме. Кстати, китайцы там тоже как бы наш брат - белый :)

Ваш комментарий

Достопримечательности Судана Читать все

Пирамиды Мероэ

Пирамиды Мероэ

О самой африканской столице историк поведал: "После 12-дневного плавания пребываешь в большой город по имени Мероэ. Он, как говорят, столица всей Эфиопии. Жители его признают только…