Это отчет о путешествии по маршруту Москва-Таллинн на автомобиле (Daewoo Nexia 1997 года), которое состоялось с 11 по 15 июня 2004 года.

Наше путешествие началось, естественно, с его подготовки. Я прочитал массу информации в Интернете, в основном на на www.travel.ru и http://www.travel.auto.ru/ (FAQ по Эстонии). Надо сказать, что она очень помогла, тем более что путеводителей и карт Эстонии в Москве не найти. Визы и гостиницу мы делали через компанию Балтик-Тур www.baltik.ru. (это не реклама!), там же мне любезно предоставили карты Таллинна и Эстонии.

Так как поездка предстояла на июньские праздники, то с местами в гостинице была напряженка – особенно в двухзвездочных, которые нас особенно интересовали. Жить в хостелах не хотелось, но в то же время не хотелось тратить деньги на более высокие категории, так как мы не планировали много времени проводить в номере. В итоге нам подтвердили гостиницу Stroomi 2* (~55 евро), расположена она примерно в 300 метрах от городского пляжа и примерно в 10 минутах езды от центра. Автостраховку купил самостоятельно в Ингосстрахе – около 35 евро (для сравнения: при покупке на границе цена возрастает до 100 евро)

Выбор проселочной дороги оказался явной ошибкой, мы наглотались пыли... Выехали за МКАД мы где-то в 7 утра. Было решено пересекать границу на пограничном пункте Кунья Гора, сразу за Печорами – там вроде бы народу бывает поменьше. Поэтому путь наш лежал по Новорижскому шоссе до Пустошки, затем до Острова, потом через Палкино к Старому Изборску, и вот уже Печоры (около 15.30). Ничего примечательного по пути не происходило, правда между Пустошкой и Островом в одной из деревень я был пойман ДПС за превышение скорости и обгон в населенном пункте…пришлось расплачиваться за невнимательность и спешку… дальше я был осмотрительней. Очередь на границе была машин 10, двигалась она довольно быстро и уже через полтора часа, около 17.00 мы были в Эстонии. Все-таки не зря мы выехали в будний день, сэкономили время и нервы. Правда, далее от радости по поводу успешного прохождения границы (все-таки первая поездка на машине за рубеж и определенное волнение присутствовало) я решил срезать путь и свернул на проселочную дорогу к Orava (надо было ехать дальше в сторону Varska). Это явно было ошибкой, мы наглотались пыли, камни из-под встречных машин оставили заметные отметины на лобовом стекле и вообще … по времени в итоге мы почти не выиграли.

Я сразу решил, что в Эстонии я буду дисциплинированным водителем – во-первых, штрафы не чета московским, а во-вторых, хотелось отдохнуть от московской спешки и агрессивного стиля вождения.
А так как вне города основное ограничение скорости в Эстонии 90 км/ч (иногда – 100 или 110), то путь до Таллинна от границы занял у нас около 5 часов и в гостинице мы были около 21.00 по эстонскому времени (разница с Москвой – минус один час). Итого дорога заняла 15 часов.
Несколько раз дорогу перелетали цапли, причем довольно низко и прямо перед машиной – возможно, у них это такой экстремальный вид спорта, вроде любимого испанцами бега перед стадом разъяренных быков.

Гостиницу Stroomi могу вполне порекомендовать всем отдыхающим, и не только тем, кто приехал на автомобиле – на автобусе до центра можно добраться за 15 минут. Небольшие, но уютные номера с телевизором, телефоном, душем, вполне достойный завтрак в симпатичном ресторане, вежливое обслуживание, выход в Интернет.
Да, и бесплатная сауна с небольшим бассейном по утрам с 7.00 до 10.00! Ранее я никогда не посещал бани и сауны утром и не предполагал, как это здорово, тем более сауна оказалась как бы персональной, других посетителей почти не наблюдалось. Кроме русских, в гостинице жили большие польские и японские группы – к недостаткам гостиницы я бы отнес плохую звукоизоляцию, так что постоянные переклички поляков по коридорам были нам хорошо слышны.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Первый день в Таллинне мы начали с поездки в Старый Город. Кстати, не могу сказать, что езда по Таллинну первое время доставляла такое уж удовольствие – дороги в городе несколько хуже, чем за его пределами, но особенно не понравились указатели – плохо различимые и установленные зачастую не совсем там, где надо, поэтому приходилось постоянно сверяться с картой и частенько плутать. Впрочем, благодаря этому мы увидели большую часть города. Ограничение скорости в городе – 50 км/ч, и меня так частенько и подмывало прибавить газу, тем более что носящиеся вокруг горячие эстонские парни явно не очень уважали местные правила… но я твердо решил быть законопослушным.

Да, Старый Город понравился, по нему очень приятно бродить. Я не буду описывать его достопримечательности, поскольку это уже многие делали до меня. В принципе, Старый Город напоминает центры многих европейских городов, но у него есть и свое обаяние, своя индивидуальность. Это и крепостные стены, и парки, окружающие эти стены со всех сторон, и масса непохожих друг на друга красочных зданий. Наверное, в Праге центр несколько больше и живописней, но в Таллинне мы чувствовали себя спокойнее и безопаснее, чем в столице Чехии, где безнаказанно промышляли русскоязычные бандиты (впечатления пятилетней давности).

В двух шагах от центра в банке мы купили кроны на доллары (в принципе, могли купить и на рубли), кстати, в соседнем обменном пункте курс был просто грабительский и хорошо, что мы не стали торопиться и не поленились поискать банк.

Так мы гуляли до обеда, пока ноги и желудок не повели нас в один из местных ресторанов. Выбрали известный туристам Olda Hansa’, примечательный своим средневековым антуражем. Ну что могу сказать… конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но лично нам не очень понравилось.
И сам антураж, и теснота, и необычные гарниры, и цены…
Тем более потом было с чем сравнить… но об этом позже.

После обеда мы направились в Рокка-аль-Маре – музей под открытым небом.
Мы гуляли по парку, заходили в разные древние строения, слушали песнопения эстонцев, собравшихся большой компанией в одной из изб, выходили на берег Финского Залива и проникались какой-то неторопливой умиротворенностью. Месяц назад мы были в подобном музее под Новгородом (Витославицы) и, конечно, постоянно сравнивали. В Витославицах было тоже очень здорово, но были и небольшие, но очень существенные и показательные различия. Под Новгородом музей закрывался в предпраздничный день в 17.00 и задержавшихся туристов выпроваживали милиционеры.
Здесь же избы и строения закрывались в 18.00, но гулять по территории можно было до 20.00, чем мы с удовольствием воспользовались. В Витославицах тетушки в избах были далеко не всегда доброжелательны, а тут … ну в общем, даже немного грустно стало, как бывает иногда грустно за границей, когда насмотришься на чистые улицы, ухоженные домики и улыбающихся людей.
На обратном пути заехали в местный торговый центр CityMarket за продуктами на ужин, закупили также Vana Tallinn , разные шоколадные изделия кондитерской фабрики ‘Калев’ и марципан – в общем то, что обычно рекомендуют привозить из Эстонии.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Позавтракав, выехали в Пярну – около 120 км на юг от Таллинна. Приехав, припарковались возле гостиницы ‘Пярну’, взяли в ней карту города и пошли гулять. Пярну – курортный город, насколько вообще слово ‘курорт’ подходит к городу, в котором можно загорать и купаться по большому счету только один месяц. Очень нам в нем понравилось – симпатичная архитектура, маленький аккуратный центр, пляж, на котором как раз проходили массовые соревнования по пляжному волейболу (хотя погода не очень располагала к этому), парки. В центре мы как раз и наблюдали любопытное мероприятие: по улицам бродили какие-то люди разных возрастов (большинство – женщины), наряженные ковбоями. Через некоторое время они выстроились длинной шеренгой посередине главной центральной улицы, словно ожидая чего-то… и скоро дождались – из динамиков послышалась музыка и вся группа (несколько сотен человек) начала зажигательно танцевать, причем довольно согласованно и синхронно. Я заметил у некоторых из них на одежде надпись Estonian line dancers , типа танцующие в линию , по-видимому, они время от времени устраивают подобные акции для поднятия настроения окружающим, а может просто из любви к танцам. К ним присоединились и некоторые туристы, выглядело все это прикольно и окружающие не могли сдержать улыбок и с удовольствием смотрели на бесплатное представление. Через некоторое время возникла пауза и в центре внимания оказался круг в центре площади, в котором находились примерно с десяток инвалидов на колясках. Снова зазвучала музыка и … они начали свой танец, разъезжаясь и съезжаясь на своих каталках. Больше всего меня поразили улыбки на их лицах – не напряженные и вымученные, а довольные, какие бывают у людей, которым нравится то, что они делают.
В целом акция проходила довольна долго, она продолжалась и спустя три часа, когда мы уже уезжали из города.
Пообедали мы в китайском кафе Мандарин – это сеть кафе, которую рекомендуют многие побывавшие в Эстонии. Я присоединяюсь к рекомендациям! Всего за 300 крон (около 600 рублей) мы наелись до отвала, причем все было исключительно вкусно, а сервис – ненавязчивым и приятным.
Не смущали и галдящие подвыпившие финны, пристававшие к симпатичной официантке и вообще чувствовавшие себя как дома.

Из Пярну мы поехали в Таллинн не сразу, а заехали на запад от столицы, в местечко Лохусалу, которое расхваливал автор одного из рассказов о путешествии в Эстонию. Нас, по правде говоря, увиденное не впечатлило – хотя вроде бы и расположение интересное, на мысе, и сосны вокруг красивые, но море и берег какие-то неухоженные, везде пахнет гниющими водорослями… хотя возможно, мы просто не знали, где правильные места.
После этого заехали в Keila-Joa, посмотрели на небольшой, но довольно впечатляющий водопад, окруженный лесопарком. Приятное место – мы не пожалели о потраченном времени. Среди посетителей, кстати, были одни русские.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Был посвящен Таллинну. Сначала мы поехали в Пирита – посмотреть на яхт-клуб и развалины монастыря Святой Бригитты. Правда, погода была неласковой – ветер и дождь, поэтому вылазки из машины мы делали довольно короткие и до яхт-клуба не дошли. Развалины монастыря мы обошли довольно быстро, я все искал лестницу наверх, откуда должен был, если верить интернетовским рассказам, открываться отличный вид. Лестница в итоге нашлась, но вход на нее был закрыт, что подтвердил дедушка на входе.
Резюме - наверное, в хорошую погоду впечатления остались бы более приятными, но все равно было любопытно.

Дальше проехались к ботаническому саду, но подъехав, передумали заходить – его внешняя сторона была как-то не очень презентабельна. Возможно, мы зря испугались – судя по фотографиям в Интернете, внутри все должно было быть интереснее и ухоженнее. Впрочем, у нас была более завлекательная цель – Кадриорг, который сравнивают с Петродворцом. Ну, все же не Петродворец, но прогулка была довольно приятной – цветы, фонтаны, здания дворца и музеев (правда, в понедельник почти все было закрыто), потрясающе чистый воздух… впрочем, по всей Эстонии воздух очень чистый, после возвращения в Москву у меня в даже было что-то вроде кислородного голодания – организм привык к хорошему и не желал воспринимать загазованный воздух центра Москвы.

После Кадриорга остаток дня был отдан небольшому шоппингу и прогулкам по Старому Городу. Кстати, пообедали мы в ‘Peppersack’ – очень приятный ресторан по всем параметрам, всем рекомендую.
Расположен он прямо на Ратушной площади, счет – около 50$ на двоих.

Обратная дорога прошла и спокойно и быстро – всего 13 часов, а границы вообще просто пролетели за 40 минут без всяких проблем. В Москву приехали, когда только начинало темнеть.

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Впечатления очень приятные, но в целом в идеале имело смысл оставаться еще только дня на 2-3, я бы, пожалуй еще съездил в Тарту, сходил в Таллиннский зоопарк…. да и все, пожалуй. Можно, конечно, было бы поехать на острова (Сааремаа, к примеру), хотя, если честно, из рассказов в Интернете я так и не понял, ради чего их стоило бы посетить. Так что это тот случай, когда после путешествия осталось чувство приятной завершенности.

С эстонцами мы общались в основном на английском языке – частью из-за того, что молодые эстонцы не очень понимают русский, частью из-за желания почувствовать себя за границей. Пару раз в ресторанах предлагали выбор: English?’; ‘Русский’. Все официанты выбирали английский. А вот в гостинице попали как-то в забавную ситуацию: выходя на завтрак, хотели попросить горничную пока не убирать в номере.
Английский она не понимала, мы пытались показать жестами на номер – дескать, мы идем завтракать, не надо пока убирать, но она восприняла все в обратном смысле и порывалась тут же бежать и убирать номер. Тут мы догадались перейти на русский, что вызвало у нее громадное облегчение, и, кстати, симпатию.

Какого-то негативного отношения к русским я не заметил – разве только некоторые люди старшего поколения слегка напрягались… но не более. Кстати, наш последний день в Эстонии был в республике днем траура по десяткам тысяч эстонцев, выселенных в Сибирь… А вообще как-то я посидел минут 20 в Интернете за компьютером у ресепшн и был свидетелем тому, как общаются туристы с гостиничными портье. Ну, наши соотечественники не были образцом хорошего тона, но поляки и финны были не лучше, а в чем-то даже и беспардонней… я искренне посочувствовал работникам отеля, их работа требует большого терпения.

Погода была переменчивая, временами шли дожди, но в целом было не холодно, 15-20 градусов.

Для автолюбителей - с 92-м бензином проблем не было, он был на всех заправках ЛУКОЙЛ (а их вполне хватало) плюс еще на некоторых. Цены на бензин – как уже писали, в 2 раза больше московских.
С собой я брал пятилитровую канистру (вроде бы можно было и 10л по таможенным правилам), но она не понадобилась.

С банковскими карточками проблем не было, принимают их почти везде (исключением было упомянутое кафе ‘Мандарин’), да и банкоматы присутствуют в достаточном количестве. Менять наличные, по моим наблюдениям, лучше в банке, но при этом помнить, что в воскресенье они не работают.

В целом, получилось очень приятное и относительно бюджетное путешествие, оставившее очень хорошие впечатления. Если будут дополнительные вопросы – готов ответить.

1. Слава Сорокин, Питер
    Слава Сорокин, Питер 25 июня

А вот мы в Витославлицах побывали после 17.
    Пока ездили, пока смотрели Юрьев монастырь, пока плутали (там дорога односторонняя) - наступили 17 часов ровно. Мы ж не знали, что Витославлицы так рано закрывают. Приехали, а народ выходит. Мы туда-сюда, "Мы ж из Питера специально приехали!". Всем пофиг. А милиционер нам аккуратно говорит: "Погодите пока обслуга уедет, я вас пущу". Мы подождали полчаса, он нас пустил. Только мы половину обошли, идет тетка, оказалось, начальница всего комплекса. "Кто такие, откуда?" Тут и милиционер подвалил, говорит: "Наверное со стороны полей зашли". Мы старательно киваем, нельзя же человека подводить. Повели нас на выход, а милиционер опять говорит: "Погодите за поворотом, пока начальница уйдет". Мы еще полчаса попрятались, тетка уехала на автобусе, и нас опять пустили. Ну, мы там все оглядели, жена до сих пор вспоминает :)

2. Lara
    Lara 16 июля

как эстоноземельцу
    мне понравилось:) думаю, если целью был именно таллинн, то вы практически все увидели. если же цель - эстония вообще, то вы практически ничего не увидели. тем более, что преимуществом было наличие машины. лучше всего сравнивать четыре части эстонии: южную (как раз Пярну), западную (Таллинн), северную (острова) и восточную (Нарва, например). мне кажется, виноваты как раз мы, эстоноземельцы, не рекламируем возможности туризма в эстонии нашему восточному соседу, либо рекламируем недостаточно. на наших местных сайтах инфа в основном на эстонском, что в корне не верно. а вообще рада, что вам понравилось! и готова всем помочь, кому нужна информация и ответить на интересующие вопросы: [email protected]

3. Андрей
    Андрей 02 ноября

Ксенон и Эстония
    Друзья, подскажите, как быть. На машине установлен ксенон (не штатно). Что делать - снимать?

Дом Братства Черноголовых

Дом Братства Черноголовых находится на улице Пикк. Таинственное название скрывает образованный в 14 веке союз купцов. …