Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь. Часть 2

Седарз сноубординг

Лучший горнолыжный курорт Ливана - The Cedars - находится на высоте что-то около 3000 метров (чуть выше), и там, по словам местных жителей, еще более, чем достаточно, снега для катания, кувыркания и прочего зимне-катального веселья.
Снова через заваленный мусором Триполи… на этот раз - прямо через рынок. По пути купили свежайшей клубники (1000 лир ($0.6) за кг) и спросили как проехать у таксиста.

"А вот по этой дороге все время прямо и никуда не сворачивайте,"- ответил тот, и мы помчались дальше, выше, быстрее - в ГОРЫ! Ура!
Ехать по горному серпантину, который никак не огорожен от пропасти,- удовольствие весьма своеобразное. Просто вниз глянешь - уже дух захватывает! И такое природное шоу - часы напролет, ведь добираться до самой макушки горы - дело небыстрое, несмотря на то, что ехали мы весьма и весьма шустро.
По пути иногда Саша xma притормаживал, и мы, как японские туристы, доставали камеры и дружно пополняли карточки новыми видами, после чего отправлялись дальше в путь.

Прошло около часа, и мы уже начинали постанывать: "Ну, где же снееег.. где же снееег?" - как из-за очередного поворота - пока еще вдали - появилась огромная, неимоверных размеров, снежная вершина. Вот это было счастье! А всего 15 минут назад мы проезжали маленький стихийный горный водопадик… а теперь вот - снега. Красота!

Еще 20 минут крутых горных поворотов (и идеальной горной дороги, кстати), и мы въехали в городок. "Город Призраков" - так его вслух окрестил Саша.
Действительно, очень странное место: такое ощущение, что здесь начали ударными темпами строить сотни домов, отелей и прочих зданий, готовясь к приему миллионов туристов, и вдруг все умерли: дома стоят пустые, на улицах - ни души. Изредка видны одна-две припаркованные машины... и никого. И такая картина - следующие минут 10 пути. Странное шоу.

Через 10 минут мы добрались до рядов сувенирных лавок, где и решили остановиться, чтобы спросить, туда ли мы вообще попали. Продавец был приветлив, все объяснил, подсказал, куда ехать, сделал на кусочке кедрового дерева выжигательным аппаратом надпись "Natasha" - подарок для Наташи Neosky - и нарисовал все тем же агрегатом кедр. Очень мило получилось!
Через 5 минут мы были на горной базе. Оказалось, что продавец сувениров был владельцем и этого местечка. Так что знакомиться дважды не пришлось: сразу арендовали сноуборды, ботинки, костюмы (в сумме за 1 комплект около $20) и купили перчатки Thinsulate ($25 за три пары). Мы с Сашей на снегоходе были доставлены почти на вершину трассы. Внизу, пока мы сноубордили, Наташа каталась на снегоходе.

Когда меня везли наверх, я удивлялся: "фи... какой склон горизонтальный". Когда снегоход укатил вдаль, а я встал на доску и глянул вниз, по спине мурашки пробежали.. кхм.. Ну, не такой уж он и горизонтальный :) Особенно для первого спуска в жизни. Перед глазами уже проносились картины сальто через голову, гор снега за шиворотом и гимнастические трюки в виде закинувшихся за голову переломанных ног :)))

- Саш, а ты уверен, что по этому склону можно съехать? Стремно...
- Не бойся. Главное езжай почти перпендикулярно склону.. туда-обратно.. и так пока не почувствуешь себя уверенно.
- Ох, на%бнусь же...
- Все на%бываются поначалу! Сам уже год не катался..
- нда... ну, млин, поехали..

Вспомнились Мальдивы, где я учился кататься на вэйк-боарде.. Там каждая ошибка выливалась в принудительное выпивание океанской водички на глубине в 1-2 метра :) Тут снег… вроде чистый. Ну, ничего, снежку покушаем, если что.
Поначалу падал часто. Потом - все меньше. Ближе к середине склона уже стал направлять доску все больше вдоль склона. В душе - ликование. Совершенно идиотское, искреннее счастье: представляете, два с лишним часа назад мы были в гостях у Хезболлы, неслись по Триполи, по горному серпантину, а теперь вот мы здесь, на сноубордах, единственные туристы на огромном классном склоне с мягким рыхлым снегом носимся-нарезаем дуги! Это просто нереально!
Думал это, думал, отвлекся, ошибся, споткнулся и сделал головокружительное сальто через голову с тихим "хффффффрррррр" при погружении в снег. Встал, улыбнулся, оглянулся - позади нагонял Саша, у которого, как потом выяснилось, было сломано левое крепление ботинка на сноуборде..
Одного спуска было достаточно: ведь нам еще нужно было успеть обратно в Бейрут, так как дорога на Баальбек была завалена более чем 3-метровым слоем снега, и проехать в долину Бекаа через горы явно не получилось бы.

Мы сдали вещи, отказались от ночлега и, сфотографировав сказочный закат, отправились вниз по дороге - обратно в Триполи, обратно в Бейрут, чтобы принять в номере душ и отправиться в Саиду.

Бейрут-Саида, ночь

За пару дней за рулем Саша xma достаточно сильно устал, и мы решили устроить аттракцион "смертельный номер" в моем исполнении: я сел за руль. Лично для меня есть один большой плюс: терпеть не могу разных уродов, которые тебя в Москве той же с ног до головы обсигналят, ошибись ты на дороге. Здесь же, в Ливане, сигналы за двое суток стали восприниматься настолько естественно, что этот - единственный напрягавший меня - фактор потерял былое значение.
Итак, мы сели в МиниКупер и поехали. Вырулили на приморский хайвэй и поехали на юг - в сторону Саиды. В планах было добраться за несколько часов до Тира (Сура) и, может, чуть южнее - как получится. До въезда в город Саида мы доехали без приключений: не так быстро, как при пилотировании МиниКупера Сашей, но, в общем, нормально.

Решили припарковаться у въезда в город, чтобы обсудить планы на ближайшее будущее. Припарковались, коробка-автомат в положении "P" - паркинг,- глушу движок, общаемся. Решаем, что покатаемся по Саиде, а там посмотрим. Завожу машину, пытаюсь двинуть рычаг АКПП... не получается. Ну, думаю, может, что не так делаю (впервые за рулем же): перепроверил все. Снова пытаюсь - ощущение, будто рычаг приварили...
- Коробка передач полетела... - после нескольких совместных попыток поехать выдает Саша.

Что делать? 2 ночи, въезд в Саиду... справа - море, слева закрывается кафе. Весело! Тут Наташа вспоминает, что у нее мобильник прекрасно роумится в Ливане, и мы звоним в CityCar с новостью о поломке АКПП и о том, что нам ОЧЕНЬ хочется быстро этот вопрос решить.
В СитиКаре дают советы по тому, как разблокировать КПП, но ничего все равно не получается. Тогда в нашу сторону высылают эвакуатор и водителя на Рено Меган в качестве замены до утра, а к 9 утра обещают подогнать к отелю новый МиниКупер.

Пока все эти господа едут в нашу сторону, мы отключаемся: час-полтора поспать - неплохо после столь напряженного времени в стране. Только заснул - стук в окно: приехал эвакуатор.

Водитель эвакуатора - чудо: английского не знает и пытается мне объяснить, что я, мол, срочно должен загнать тачку на эвакуатор. Я выхожу из машины, говорю: "Попробуй, загони. Не работает АКПП".
Он садится в машину, спокойно переключает АКПП и показывает, что машина без проблем ездит. Весело. Но, если коробка один раз такой фокус выкинула, лучше взять другую машину: заблокируйся АКПП не в Саиде, а у Хезболлы в гостях, и черт его знает, где бы мы сейчас были...

Объясняю мужику, что в нашу сторону едет Рено Меган, и что у нас в машине полно вещей, которые мы сначала переложим в Меган, а потом уже загоним Купер к нему на грузовик. Его этот вариант не устраивает, и он начинает весьма активно просить загнать машину наверх. Ок, Саша загоняет Купер на грузовик. Мужику и этого мало: он открывает двери и начинает вытаскивать оттуда наши вещи, отдавая их нам. Периодически - в ответ на мою ругань - звонит в СитиКар по мобильнику и передает мне трубку. Я объясняю, что они охренели совсем: на улице дай бог +5, мы в футболках стоим на набережной, а тут какой-то придурок не может подождать лишние 15 минут, чтобы дождаться Меган.

Менеджер СитиКара жутко извиняется, но этот мужик - из страховой компании, и ему не подчиняется. И он, мол, обязательно подождет Рено Меган. Чтобы быть в этом уверенными, забираем из Купера техпаспорт, договор аренды и прочие документы на машину. На блеяния мужика отвечаем, что отдадим эти бумажки только менеджеру СитиКара, а он может ехать и без документов, если хочет.

К нам подруливает полицейский джип - выяснить кто мы такие и откуда. На слово "Россия" отвечают дружным: "А-а, Путин?" - "Путин-путин," - хмуро огрызаемся мы, окончательно промерзнув на улице. Проходит еще минут 10, и к нам подъезжает новенький Рено Меган. Выбегает водитель, отдает нам документы на Рено и забирает бумажки на Купер. Все, слава богу, у нас опять есть машина.

Садимся в Меган и едем в Саиду. Перед этим Саша пытается снять машину с ручника, но ручник ниже, чем уже есть, не опускается, из чего мы делаем вывод, что ручник находится в самой нижней позиции. Отлично! Едем.

Мотор ревет, как на гоночном автомобиле, а скорость - всего 60км/ч. Что такое, непонятно. Решаем, что на такой машине далеко не уедем, и лучше поехать в отель. Поворт направо - в какой-то переулок,- из него - снова направо - на хайвэй... и тут Саша решает остановиться около некого полуразрушенного здания: с машиной что-то совсем не так.

Выходит он из машины, и тут я чувствую едкий запах. Выскакиваю из машины, смотрю - задние колеса просто полыхают огнем! Ручник все-таки не был снят, и раскалившиеся докрасна диски уже не просто накалились, а реально ГОРЯТ.

- Горим, Саша! Горим! :)
- Да-а-а.. воды нужно где-то достать срочно.
- Наташк, просыпайся, выходи из машины - горим
- Да ладно, пусть сидит в машине.
- Ок, вон море в сотне метров. Там можно воды набрать.
- Хорошо, - говорит Саша, поворачиваясь в сторону моря.

Тут мы видим полицейский джип, который быстро направляется к нам. Ну, думаю, наши знакомые "путинцы". Но как бы не так: джип резко разворачивается около нашей машины, и из него так же резко выскакивают вовсе не полисмены, а военные: три автоматчика в масках и два их "командира".
Ситуация идиотская: на часах более 3 часов утра, мы стоим на темной улице у полуразвалившегося здания около машины, у которой полыхают пламенем диски и которая дымит на всю улицу, в машине спит Наташка, а военные активно рекомендуют нам не двигаться с места.

Автоматчики становятся по периметру, следя за нами. К Саше подходят начальники и спрашивают, что случилось. Он объясняет. Просят паспорт у него. Затем, проверив наличие ливанской и отсутствие израильской визы, направляются ко мне (Наташу, похоже, не заметили) - тоже требуют паспорт.
Они все еще не понимают, какого черта мы делаем здесь, у СЕКРЕТНОГО ОБЪЕКТА (как нам объяснили), в 3 утра, на дымящей и горящей машине. Объясняю им про МиниКупер, СитиКар и все остальное. Они почему-то напрягаются при виде мальдивской визы, но все же отдают мне паспорт.

- В Бейрут едете, говорите?..
- Да, он ведь по этой дороге?
- Да, там Бейрут, езжайте отсюда!

Садимся и под надзором военных уезжаем домой, в Бейрут. Едем по шоссе и понимаем, что оно какое-то странное: справа и слева - высоченные заборы и колючая проволока.

- Паш, смотри, че-то колючка везде и заборы..
- Ну, тебе ж эту дорогу военные подсказали?
- Ну, да..
- Наверное, они нас сразу в тюрягу и отправили :))) Таких идиотов, как мы, только там и надо держать в этой стране: Хезболла, сноуборд, Бейрут, убитый МиниКупер, а теперь вот тачку запалили около секретного объекта.. ну, и кто мы после этого? :)))
- Фак.. слушай, а, может, развернемся?! - Прямо тут? Через бетонную разделительную полосу?
- Да ну их нахрен.. лучше другой дорогой поедем..
- Да ладно.. поехали уж этой :)

Доехали. Оказалось, это просто параллельное более современное шоссе до Бейрута. Выспались в отеле, а утром нам пригнали новенький МиниКупер. А это только что-то типа вторых суток в Ливане началось.

Макдоналдс в Ливане

Кстати, о МакДоналдсе в Ливане: въезды и выезды из него охраняются двумя парами автоматчиков. Система та же, что и на блок-постах: подъехал, остановился, они на тебя внимательно смотрят, и если ОК, машут "проезжай". Мусорных баков снаружи МакДи нет. Только внутри.

Прежде чем выбросить что-то пакетообразное в мусорку, надо показать содержимое пакета охране МакДи (еще один охранник). Парковаться на территории МакДи нельзя. Только на парковке, которая расположена в 50 метрах от МакДи. Залы этого "рэсторана" в полдень и вообще днем абсолютно пусты. Ни души.
Работает 1 менеджер и 1 кассир. Вот такие дела.

Туристическое завоевание юга Ливана. Саида, Шато дель Мар.
Как же хорошо просто поспать! Если б вы знали! Просто вот так вот часов с 3 утра до 9 выспаться, а к 9-30 получить к подъезду новый МиниКупер, отдав обратно жуткую опаленую жертвенным огнем не снятого ручника колымагу РеноМеган (машина тоже хорошая, но совершенно без настроения).
Ну, что... снова едем на юг под смешки и хиханьки на тему "обратно в гости к нашим любимым военным, к тому самому секретному объекту, да?"
Выезжаем. Лететь утром над хайвэем на скорости 150 - это классно! Купить по пути пару килограммов СВЕЖИХ мандаринов (они продаются с зеленой веточкой и листиком! это так классно!) по 1000 лир за кг (1000 лир тут, похоже, разменная монета на все удовольствия мира:)... ммм! Доброе утро! Доброе!

Мандарины - с косточками, но это мелочи. Вспоминается осуществление вчерашних мечтаний: когда мы ехали в Бейрут после катания на сноуборде в Седарз, несясь по набережной, мы были совершенно, тотально, почти абсолютно счастливы, но все же вздыхали: "чего-то не хватает.. вот мелочи какой-то..." - и тут, резко: "САШ! ТОРМОЗИ!!!"

Саша притормозил у тротуара, а я побежал покупать... угадайте, что? Кукурузу! Вареную! С солью! Обернутую в кукурузные листья! По 1000 лир за штуку :).. А-А-А! Вот теперь счастье стало абсолютным. О-о-о, какой же кайф лететь по набережной и есть горячую вареную соленую кукурузу... ммм! :) Не хотите кукурузки?..
О чем я? Да, мы едем обратно в Саиду. Утром туда ехать куда интереснее: справа море плещется, на дороге народу немного, и можно погонять. Через 20 минут мы в Саиде. Первое, что видно справа по курсу - это крепость Шато дель Мар, вынесенная прямо в море. К ней мы и направляемся. Входной билет стоит что-то около 6000 лир (4 доллара) и действителен в течение всего дня.

Сделав первый десяток фотографий, вспоминаем, что у меня не заряжен аккумулятор, а Саша забыл дома камеру, и едем обратно в Бейрут.
Плюс Ливана еще и в том, что здесь все рядом: надо смотаться в Бейрут? Мелочи - садись, и через полчаса-час ты уже там. И вот через час мы уже снова в Шато дель Мар, с новыми аккумуляторами, с камерой и готовностью излазить здесь все. Я начинаю перепрыгивать с одних построек на другие (у одних есть лестницы, а у других - нет. А мне (ну, шило-то в одном месте...) непременно для фотосъемки нужно быть на среднем каменном кубе. И я с разбегу прыгаю на него, удачно приземляюсь, фотографирую. Но тут сверху выбегает мужик в военной форме и начинает громко и нецензурно меня ругать за слишком вольное передвижение по крепости :) Приходится спрыгнуть на площадь и отправиться в соседнюю башню - с глаз его долой.

Шато дель Мар - очень красивая крепость. Странные стены с цилиндрическими вставками, просторные комнаты в башнях.. да и вообще оригинальная конструкция: крепость, вынесенная в море. Естественно, здесь есть и пристань, и амбразуры... И вид на город отсюда хорош... Саша xma заметил над входом скульптурки, которые опознал как вавилонские. Знаток! :)

Из Шато дель Мар мы движемся дальше - в некое старинное здание. К сожалению, названия не помню: постройка с большим двором и массой комнат. Скорее, похоже на место обитания властьпридержащих прошлого. Несколько веков назад, может, здесь и было интересно. Сейчас тут скучновато: стены да площадь, в комнатах - только начавшийся ремонт... не хватает экшна.

Проходим дальше: там в старинном-старинном доме живут современные ливанские семьи. Арки, подвальчики, окошки - все выдает старину... и типичные восточные шумные семейки, магазинчики, пекарня прямо на улице - это все ближе к современности.. но если бы не припаркованные машины, то можно было бы ощутить себя там - в далеком прошлом. И это здорово.

Купив шоколадки с классным названием "МУРА" и томатную колу (кхм.. весьма оригинально:), отправляемся обратно в машину - чтобы двигаться дальше на юг - в Тир (он же Сур), и далее - до городка Рмейш, на пути к которому стоят последние блок-посты ливанской армии. Пока что это все напоминает приключение. Страшно будет потом. :)

Туристическое завоевание юга Ливана.

Тир: город и ощущение себя в тире.

Выехав из города Саида, мы двинулись дальше на юг, по пути решив (а потом передумав) заехать в городок Набатия.
Дорога до Тира(Сура) нас слегка удивила: ехали мы себе по хайвэю, ехали... и вдруг поворот направо - дорога на Тир. Узенькая. 2 полосы. Повернули, поехали по ней, минут 20, наверное, ехали... а вокруг - поля, редкие гаражи, где-то вдали - море плещется... в общем, деревня деревней. А должен был быть большой город.

Остановились у магазина шин. Спрашиваем у продавца:
- Is this the right road to get to Tyr?
- Tyre? What size of tyre do you want?
- :))) no, Tyr... Tyr City..
- a-ah, Tyr city.. yes, right there, 15kms more..

Вот так-то Тайр у продавца тайров спрашивать: ишь, шустрый, сразу размерами нашими интересуется. :)
Тир и правда появился километров через 15. До этого мы успели проехать по местности, на которой царил очень приятный запах. Саша опознал в этом запахе жасмин. Затем запах жасмина сменился запахом паленого - где-то в полях жгли костры.

Тир - город небольшой.. но чем-то он совершенно точно особенный. Ощущение странное в нем: люди более суетливые, но при этом более серьезные.. мм.. как бы это описать... Они продают мандарины, а в 50 метрах от них стоит закамуфлированная зенитная установка. Они идут по улице, а на другой стороне в полной боеготовности стоят танки. С юга в их город ведет дорога, проходящая через огромные мандариновые поля... дорога, перегороженная очень серьезным блок-постом, так как на юге периодами неспокойно.

У меня появилось ощущение, что они живут данным конкретным моментом: СЕЙЧАС хорошо, и ладно! Шаурма по пути в Тир - мы если настоящую шаурму, ура! - готовится на электро-печах, она там безумно вкусная! В Тире же и далее на юг ее готовят только на настоящем огне: наверняка вкус другой, ЕЩЕ более "настоящий".. Не знаю, не пробовали.

Дети искренне радуются, увидев МиниКупер. Бегают, пальцами на нас показывают. Вокруг - обшарапанные старенькие машины. "..И тут мы, на белом коне.." - то ли радоваться, то ли огорчаться, не знаю.

Видели что-то типа штаба: здание-коробка из железобетона, с двориком, накрытым во всех 4 направлениях, камуфляжной сеткой и окруженное забором. Ворота открыты, из-за стены в небо смотрит ствол зенитной установки. А в 5 метрах от штаба - магазинчик с Кока-колой, чипсами и шоколадками. C est la vie!
Продвигаемся дальше, минуем блок-пост и отправляемся южнее, сквозь мандариновые поля, их дурманящий запах и зелень листьев, укутывающую дорогу с обеих сторон...

Чем дальше от Тира, тем меньше городки и холоднее взгляды жителей этих городков. Шоссе переходит в горный серпантин. Мало-помалу возникает ощущение, что мы заблудились: указателей больше нет, есть только отличного качества дорога, зеленые склоны гор и взгорков, долины где-то внизу, редкие здания и еще более редкие автомобили.

За всю нашу поездку мы не видели ни одного подбитого или спаленного автомобиля и тем более бронетехники: все-таки тут не война. Тут ее то ли предвкушение, толи послевкусие. Здесь всегда готовы взять в руки оружие и проехать десяток-другой километров на юг, но пока что - и это лучше и для самих ливанцев - они на юге живут в относительном мире.

У одной из развилок решаем спросить дорогу у местного жителя. Он смотрит на нашу карту (она на русском), примерно показывает, куда нам ехать, т.к. названий он не понимает (я ему перевожу). Затем просит ручку и бумажку. Я спрашиваю: "Рмейш?" - и он пишет на ней: "40km". До Рмейша - 40 километров по этой дороге. Отъезжаем десяток метров, достаем камеры и снимаем красивейшие горы. Парень, увидев это, несется к нам, размахивая руками:
"NO! NO CAMERA! HEZBOLLAH! HEZBOLLAH!"

Благодарим, переглядываемся, отдаем камеры Наташе Neosky... "Наташ, убери их там подальше, окей?.." - "Ок!" - дальше мы поедем без фото- и видеосъемки.
Взгляды людей и пустынность городов напрягают. В воздухе витает напряжение и легкий страх. На самом деле страшновато: на дорогах появились белые джипы ООН, с патрулями чернокожих ребят. Они колесят по улицам, наблюдают.

- Наблюдатели из ООн... если нас тут замочат у них на глазах, они не вмешаются: их задача - наблюдать. :) Отметят где-нибудь у себя: "Во столько-то замочили трех придурков из России на МиниКупере," - и их миссия будет выполнена. Они поедут дальше... - сидим, нервно посмеиваемся.

Перед нами на дороге вырастает следующий город. На дороге стоят обтянутые черной тканью ворота. Сверху развеваются два зеленых флага Хезболлы, а по центру ворот - фотография кого-то из предводителей, я так понимаю...

Выглядит это весьма устрашающе.
- Ну, что... едем дальше?
- ...хм... ...поехали, конечно... фигли нам, кабанам, раз уж мы тут?..

Въезжаем в первый официально обозначенный Хезболлой город. Никаких существенных изменений нет: те же презрительные взгляды людей, мало машин и горожан на улицах.. достаточно тихо. Разве что нам навстречу по дороге теперь едут не джипы, а БТРы ООН с пулеметчиками на крыше. Саша машет рукой чернокожему пулеметчику, и тот машет в ответ, улыбаясь.

По пути Саша говорит что-то типа: "Спокойно тут..." - отвечаю: "Да.. вроде все нормально. Последние минут 15 посматриваю в заднее зеркало: хвоста вроде нет," - посмивается в шутку: "Параойя?:)" - "Может быть. Но вчера мы уже были у Хезболлы на севере, и теперь приперлись на юг... есть повод напрягаться..."
Едем дальше. Постепенно дорога становится все более раздолбанной, и мы приезжаем к блок-посту, и нас останавливает солдат. Он не говорит по-английски, но пытается объяснить, что ему нужен документ. Саша протягивает ему техпаспорт на машину. Солдат смотрит на техпаспорт, смеется. Показывает, чтобы мы отогнали машину на парковку.

Отгоняем. Начинает объяснять, что нужно что-то другое. Без английского сложно: знаками такие вещи не объяснишь. Тут приезжает его друг - он знает язык. Начинает переводить: снова вопросы о том, кто мы, откуда мы, что нам здесь надо, и какого мы вообще едем в сторону Рмейша? Есть ли у нас пропуск на эти территории? Пропуска нет, и поэтому у нас забирают паспорта и относят местному командиру. Минут 10 мы стоим без паспортов.
Через 10 минут меня зовут в штаб. Захожу туда под конвоем из двух автоматчиков. За спиной снова закрывают дверь. Автоматчики мило, но ехидно улыбаются. Спрашиваю: "does anybody speak english here?" - отрицательно качают головами. Весело... Командир говорит на арабском по телефону.
Минут через 5 передает мне телефонную трубку. Удивляюсь, но беру. Объясняет на ломаном инглише: "saut lebanon komandant. speak".

Разговариваю с командантом саут либанона. Начинается допрос: кто, откуда, зачем приехали, каков маршрут движения, почему едете через Рмейш, а не через другие города, из России, а откуда именно, где остановились, когда, когда улетаете, марка машины, где брали машину, есть ли спецпропуск, пресса или нет, что в машине,.. и так далее.. отдаю трубку командиру.. они снова говорят на арабском. Приходит англоговорящий друг, начинает что-то рисовать на бумажке (оказывается, Саша попросил его что-то нарисовать тут для командира:). Слегка облегченно вдыхаю: какая-никакая связь с внешним миром :) Снова дают мне трубку - снова общаюсь. Снова называю наши имена, нет, в Ливане раньше не были, в Израиле? Боже упаси :).. Что успели натворить в Ливане: на сноуборде покатались, фруктов поели.. вообще мы белые и пушистые, просто хотели посмотреть Рмейш :)

Похоже, мой собеседник не очень доволен ответами. Что-то рявкает на арабском. Просит передать трубку командиру. Говорит с ним еще. Командир листает наши паспорта, сверяют с чем-то. В углу шуршит рация, из окошка торчит спутниковая антеннка... Жду, улыбаюсь солдатам. Они натянуто улыбаются в ответ. Командир договорил с комендантом, передает мне трубку: "you will not go further. turn back and go back to Beirouth. fast". Мне отдают паспорта.
Возвращаюсь к ребятам, садимся в машину и едем обратно.

...когда мы проезжали блок-пост на въезде в Тир, постовой пристально посмотрел на нас, затем произнес: "a-ah! Mini-Cooper!" - и начал смеяться.

- Похоже, о нас уже и тут доложили.. видишь, как смеются..
- Может быть. Я с комендантом южного округа общался - может, он тут и заседает.
- даа :) какие-то придурки из России приперлись в Ливан, чтобы приехать на южные границы с Израилем,.. на МИНИКУПЕРЕ! В футболочках, без бронежилетов, без оружия, поооооооооооолные иидииииоооты! Это ж просто пиз%ец! :)))
- да.. наверное мы тут в вечерние новости попадем. :) ну, зато у солдат еще недели три будет что вспомнить.
- это точно, - говорит Саша и придавливает педаль газа.

Мы несемся на север, по пути решая заехать еще в пару маленьких городков. Заезжаем, смотрим на людей, на улицы, стоим в вечерней пробке, заблуждаемся в тупиках и переулках... едем обратно в Саиду и оттуда - в Бейрут... постепенно "отпускает": снова дышится легко, снова шутки-прибаутки... снова туристическая зона страны.

Все. Хватит экспериментов. Завтра едем в Библос. В настоящий Библос, а потом - на пляж и, если успеем, в Баальбек.

Ночной Бейрут

Ночью Бейрут практически полностью вымирает... но это не касается даунтауна, клубной улицы Mono Street и массы маленьких магазинчиков, которые работают круглосуточно: здесь все только начинается.
Как только лампочку солнца выключают (примерно в 18-50 темень такая, как в Москве в полночь-в час ночи), на дороге к даунтауну (центру города, в котором полно модных бутиков, кафе, ресторанчиков и т.д.) образуется пробка, которая пробкой и остается примерно до 1-2 часов ночи. Затем вдруг - также неожиданно - она сама собой рассасывается и пропадает, и по улочкам даунтауна можно ездить на весьма больших скоростях.

Каких только машин здесь нет: это просто еженочная выставка достижений автопрома! Да и молодежь подтягивается более стильная, чем та, которую можно увидеть днем: и, кстати, для вас это одна из немногих возможностей в Бейруте увидеть красивых девушек (с красотой у ливанских девчонок большие проблемы...). А вот парни, хоть и пытаются одеваться как-то по-модному,выглядят весьма убого. Забавное зрелище, когда из Порше выходит некое чудо-юдо а-ля "измайловский вещевой рынок"-стайл, и с ним - девушка "только что купила и надела самые классные вещи, какие нашла в дорогущих бутиках".

Очень странное отношение у ливанской молодежи к кафе: они тусуются ОКОЛО стильных мест общепита, а не В НИХ. Если в Москве друзья встречаются, садятся за столики, шумно обсуждают разные стороны жизни, то в Ливане народ тусуется на площадях около кафе, на улицах, на автостоянках (!) и т.д. Кафе пустуют, хотя вокруг - толпы людей! Забавно это выглядит...

Одно из самых чудесных мест в даунтауне - Virgin Megastore. Это 5-этажный торговый центр компании Virgin, в котором: на минус-2 этаже продаются компьютеры, околокомпьютерные финтифлюшки, игры, и тд, на минус-1 - музыкальная, ТВ и видеотехника, мягкие игрушки, настольные игры, нулевой уровень - бутики EYE-Q (оптика), одежда и пр., первый уровень - книги, DVD, видеокассеты, второй - музыкальный гипермаркет с неимоверным выбором музыки, со сценой (!) для живых выступлений групп, третий+четвертый уровень - салат-бар и интернет-кафе, а на крышке - DJ Cafe с фонтаном, столиками и небольшим танцполом... Что тут говорить о немощных "СОЮЗ"-ах и прочем подобном детском лепете? :)

Кафе, суши-бары и рестораны в даунтауне предлагают то же, что можно попробовать и в Москве: европейскую и японскую кухню. Скучно.
Из даунтауна выдвигаемся на разрекламированную нам ресепшнистом MONO STREET. Улица очень даже стерео, кстати! :) Слева, справа, куда ни глянь, - клубы, клубики, бары, диджей-кафе и т.д. И так - на протяжении сотен метров длины улицы. Машины здесь тоже стоят в вечной пробке, продвигаясь на 5 метров в минуту. Паркуемся и идем гулять.

Настоящий заповедник стильных людей! Опять же: перевес в пользу девчонок. Парни здесь ОЧЕНЬ любят вываливать гель на голову банками, отчего становятся такими блестящими и прилизанными :) Девушки ведут себя весьма забавно: с одной стороны, они всячески флиртуют с друзьями. С другой - никого близко к себе не подпускают: возможно, из соображений веры не идут на интимные контакты особо. И получается эдакий "танец" девушек и парней, в котором парни изначально проиграли. :)

Попробовали мы зайти в пару клубов, звуки музыки из которых соответствовали нашим желаниям. Увы, нам сообщили, что оба клуба были забиты до отказа. С одной стороны, в это верится: очередь у клубов весьма длинные. С другой, - скорее всего, нас не впустили из соображений фейс-контроля. Туристов на Моно-стрит я особо не заметил. И, думаю, клубы просто не хотят впускать приезжих, чтобы не отпугнуть локальных постоянных клиентов. Так что пришлось нам наслаждаться праздником электронной жизни снаружи :)

Самым крупным клубом, похоже, является CRYSTAL на той же Моно Стрит. Туда стремятся все, словосочетание "Кристал клаб!" можно услышать в пробке десятки раз. Это крайне популярное место, у которого только на парковке машин - на миллионы долларов.
Кстати, в отличие от российской "золотой молодежи", ливанские юноши и девушки не источают мегапафос. Они ведут себя свободно и непринужденно, их беседы не вызывают ощущения напряженного подхихикиванья "где надо" и вообще натянутого желания присутствовать в данном обществе. Атмосфера напоминает один большой клуб, в котором разные люди стоят, намереваясь войти в большие залы этого огромного заведения... весьма уютно. Ярко и интересно. Моно Стрит определенно достойна посещения.

В маленьких магазинчиках же собираются знакомые владельца и играют то ли в нарды, то ли во что-то еще... или смотрят футбол по ТВ. В общем, общаются и "тусуются" по-своему.

Цены на все здесь выше, чем в других местах в Ливане, но все равно ниже, чем в Москве. Та же модная одежда известных брендов, все же слегка, но дешевле Москвы. Полиции не видно, но есть пара-другая военных с автоматами. В целом: мегапозитивно. Будете в Бейруте, обязательно заскочите на Моно Стрит и в Даунтаун.

В Библос, к руинам и пляжам!

Вернувшись в отель в последний раз и выспавшись, мы с утра собрали вещи и, доплатив $30 за трое суток за номер (т.к. зарегистрирована была одна Наташа Neosky, а в номере тусили мы втроем:), мы выписались из отеля, сложили все наши вещи в машину и отправились в Библос. Я выспался, проснулся с отличным настроением, готовый к труду и обороне, и потому с радостью сел за руль. :)

Мы снова двинулись в сторону Триполи, на этот раз собираясь отыскать Библос, а также - обязательно! - посетить пещеры Жейта. Посмотрев на карту, мы поняли, почему в прошлый раз не нашли Библос: искать надо было указатель не на "BYBLOS", а на "JBEIL" (Жбейль) - городок, который и построили рядом с древними развалинами!

На этот раз найти нужный поворот не составило труда, и, еще немного бесполезно покатавшись по окрестностям в поисках археологической зоны Библос, мы нашли-таки и крепость, и останки стен и храма. Много лазили по всему этому безобразию, фотографировали, а на обратном пути закупились горами сувениров для друзей :)
Солнце в этот день припекало - было что-то около 30 градусов - и мы решили, что пора уже и искупаться. Ближайшим рекомендованным нам пляжем был HOT SPOT, который находится рядом с Библосом - по пути обратно в Бейрут. Valet Parking, платный (летом) вход, бассейн и чистый песчаный пляж.. ммм! Отлично!
Мне вода в море показалась слишком холодной, а Наташа, а затем (после долгих раздумий) и Саша решились-таки поплавать в средиземном море. А я - чуть позже - окунулся в бассейн, вода в котором была чуть-чуть теплее.

Чтобы успеть в пещеры, нам пришлось поспешить: всего 40-50 минут на пляж и бассейн, затем - в ресторанчик - надо же попробовать ливанскую кухню! - и в Жейту.

В ресторане Хот Спот были заняты все места, и мы решили найти что-нибудь по пути в Жейту. И нашли! Отличное место - Borge Al Fidar - в 2 минутах езды от Хот Спота.
Столы в ливанском ресторане - длиннющие. Сначала мы попросили столик покороче, но нас усадили именно за этот - "на 10 человек", как мы думали - стол. Увидев туристов, засуетился сам менеджер заведения. На вопрос, есть ли у них рыба, меня тут же отвели к полке, где во льду лежало видов 6 свежайшей рыбы. Выбрал пару рыбешек, заказал салат, хумус и колу (почему-то сделать свежевыжатый сок из имеющихся в наличии апельсинов они не могут).
Саша и Наталья заказали разные виды мяса. Прошла пара минут - и стол начали накрывать. Тут мы поняли, почему он такой длинный! :)))

Тарелки, салатница, хлеб в лепешках, кола, хумус, орешки такие, орешки сякие, какие-то еще бесплатные закуски - каждая на своей тарелке... Через 3 минуты стол был занят наполовину! А еще не приносили жаркое :) Пока мы перекусили салатом и попробовали хумус (ммм!! весчь!:) повара уже приготовили рыбу и мясо. Рыбу здесь готовят просто отлично: прожаривают ее так, что ВСЕ кости совершенно становятся безопасными: просто хрустящими, как и плавники :) Мясо на деревянных палочках (как мини-шашлык) - тоже выше всяческих похвал.

Ели мы долго, много и - что удивительно! - совершенно не возникало ощущения типа "объелся". Как-то так умудряются ливанцы готовить все, что нет тяжести, совершенно никаких негативных ощущений! Затем мы вспомнили, что к каждому заказу здесь бесплатно подаются фрукты, сладости и кофе, и с досадой вздохнули: все это в нас просто не влезет! :) Но отказаться от холодного арбуза, грушевого варенья, лукума, свежих фруктов - просто не смогли. И все это удовольствие на троих стоило... $45! Удивительно... :)

Поблагодарив хозяина ресторана, мы двинулись дальше - к пещерам Жейта.

пещеры Жейта

Опущу рассказ о том, как я впервые вел машину по горному серпантину. :) Сразу - к пещерам.
Мы почти опоздали. Почти! Касса закрывалась у нас перед носом, но мы быстро рассказали жалостную историю о том, как издалека мы прилетели, чтобы посмотреть на пещеры, которая тронула сердце кассира, и девушка заговорщически сказала нам: "Давайте, только быстрее - последний вагончик канатной дороги отходит!"

Мы заплатили по 18000 лир (12 долларов) за человека за вход и побежали к канатной дороге. Вагончик так тихо подкрался к Саше сзади, что чуть не сбил его :) XMA успел вовремя отскочить.

Погрузились мы в это чудо техники, и полетели над горной рекой ввысь - к верхней пещере. Что такое пещеры Жейта описать невозможно... это просто другой мир! Фотографировать внутри запрещено - специально ведь, чтобы только квадратными глазами и можно было показывать свое восхищение!
Люди, побывайте в пещерах Жейта! Это просто НЕЧТО! ОГРОМНЫЕ, НЕМЕРЕНЫЕ пещеры, со сталактитами и сталагмитами, с бесконечными провалами вниз и с высоченными потолками! В ОДНУ часть пещеры могут запросто поместиться ВСЕ крепости, которые мы посещали за 3 дня путешествий! А таких частей в Жейте очень много... дух захватывает!

Выйдя из верхней пещеры, мы сели на авто-поезд (как для детей в парках развлечений) и были приятно удивлены приветствием на русском языке от водителя - он знал пару слов на русском. Он же объявил по внутренней связи, что на борту - русские (а затем и поприветствовал друзей из Ирана, которые также приехали посмотреть на пещеры). И мы поехали вниз - ко второму, нижнему, уровню.

Что нас ждало там, мы и предугадать не могли. Там - ОЗЕРО. Внутри горы. С лодками. Всех туристов сажают на эти катера и проводят экскурсию по чистейшей воды горному озеру, которая завершается эффектным разворотом лодки на 180 градусов с креном на левый борт и идеальной парковкой у причала! Пассажиры не могут сдержать эмоций после такого мини-шоу и дружно аплодируют "капитану". Это правда неописуемо!.. И настолько захватывающе... Пещеры Жейта - чудо природы, не меньше, и 12 долларов - смешная цена за возможность увидеть их.

Dream Park

На обратном пути мы заехали в парк аттракционов, который увидели еще по пути в Жейту. Это была маленькая мечта, которой - как и многим другим мечтам - было суждено сбыться здесь, в Ливане. Мы очень хотели побывать в парке развлечений! Очень!

Саша с Натальей пошли на аттракционы SkyJump и на американские горки. Меня больше тянуло к картингу. К сожалению, из обещанных 5 л.с. в машинах была от силы одна полудохлая лошадь :) В общем, картинг в Ливане - обплеваться... напоминает гонки на газонокосилках: медленно и шумно.
Ходили, радовались, пили молочные коктейли, я стрелял по мишеням из пистолета и узнал, что я все еще неплохо стреляю :) Веселились и смотрели на людей... настоящее беззаботное детство, много радости и улыбок!

Дорога домой

Поотрывавшись в Дрим Парке, мы поняли, что в Баальбек в любом случае уже не попадем: путь неблизкий, а самолет через несколько часов. Решили не рисковать, оставив этот лакомый кусочек на следующий раз - а мы уже были уверены, что следующий раз обязательно будет.

Сели в МиниКупер и решили двинуться в сторону Бейрута: там есть даунтаун, магазинчики (вспомнилось, что в Ливане есть хорошее вино, и его стоит купить), любимый Virgin Megastore, уже ставшие любимыми улочки и - а как же без этого - кафешка Дяди Джо с его супер-энергетическими булочками.
Весьма долгое время я честно старался ехать по ливанским дорогам в темное время суток, но, когда на дороге в 4 полосы я по третьей слева полосе объезжал вставших на левый поворот, и какой-то старичок, двигаясь по четвертой полосе, вспомнил, что ему тоже надо налево, и резко нарисовался под 45 градусов перед нашим МиниКупером, я понял, что все-таки лучше будет, если ночью за рулем будет Саша :)))

Возвращаться нам было уже некуда: из отеля мы выписались еще утром, и потому "домом родным" на время стал Virgin Megastore, где мы с Сашей погрузились в недра Интернета, а Наталья - в недра самого магазина, вернувшись из этих самых недр в новой стильной футболке.

Приятно сидеть в ICQ, видеть в онлайне друзей... и, знаете, это ощущение... ощущение полного ОТРИЦАНИЯ, что прошло всего трое суток, а не неделя, две, три... это ощущение делало всю эту поездку волшебной. Совершенно нереальной. Казалось, сейчас откроешь глаза, и проснешься дома. Никуда ты не ездил. Не было Хезболлы, не было пляжа, не было снежных склонов, по которым ты несешься вниз, к парковке, где можно наткнуться на припаркованные БМП, не было тысячи километров дорог и ночного, дневного, утреннего Бейрута, Триполи, Жбейля, Библоса, Набатии, дороги на Рмейш и еще сотни других точек маршрута. Свежайшей клубники, ливанского ресторана, сладких-сладких мандаринов с зелеными листочками и холодных долек арбуза... не было крепостей и Моно Стрит. Ты просто сидишь в ICQ и болтаешь с друзьями...

- Паш, у них время на час перевели, прикинь!
- А куда?
- Не знаю.. куда-то перевели.. назад, наверное..
- А что-нибудь у них там еще происходит?
- Не знаю.. а у твоих что-то происходит?..
- Да вроде ничего...
- Вот и у меня ничего...

Как я писал в самом начале, когда ты находишься в спокойном и таком гостеприимном, красивом до невозможности и до невозможности же парадоксальном Ливане, именно Москва выглядит тем самым страшным местом, где что-то взрывают, кто-то гибнет, что-то рушится, а здесь, в Бейруте, строят новые, современные, дома, прокладывают дороги, лечат следы уже ставшей давней истории - войны,- открывают клубы и катаются на досках... А через месяц уже начнутся диджей-пати на крыше Virgin Megastore и на пляже HotSpot. И если там, в Москве, 90% людей так и продолжают закатывать глаза на слова: "Где я? В Ливане!"- и с ужасом вопрошают, жив ли ты, и как там вообще, полностью ассоциируя Ливан с Ираком... то здесь, в Ливане, можно точно также закатить глаза при словах: "Мы возвращаемся в Москву..."

Мы закрыли инет-сессию и пошли прогуляться напоследок по Верджин Мегастору. Наталья показала Саше, где купить стильные ливанские футболки и он, покорив одним взглядом девушку-сейлза, которая не разрешала примерять покупаемое до покупки, добился-таки от нее робкого: "Ну, ок, примерьте, только быстро!" Когда же Саша принялся снимать футболку, девушка смутилась и быстро-быстро запротестовала: "Нет-нет! Прямо на футболку! Не надо раздеваться!" :))) Так Саша стал обладателем отличной ливанской t-shirt.

Попрощавшись с любимым монстромагазином, мы двинулись в поисках ливанского вина и еще пары важных вещей: манго и авокадо. По слухам, ночью вино продавалось где-то в районе Dora... там же мы нашли и огромные фруктовые развалы :) На одном из них продавец убеждал нас, что авокадо в Ливане не водится, а на другом это самое авокадо через пару минут нам уже взвесили и упаковали. *пожимая плечами* Ливан...

Дорога в аэропорт

Последними делами в Ливане для нас было помыть машину (ее нужно сдавать в прокат чистой, а мы разве что на свинофермах за свиньями на ней не гонялись), что, как оказалось, сделать в 22 часа почти невозможно: все автомойки закрываются в 18 часов! Тогда на одной из заправок мы попросили служащего полить машину из шланга, а в магазине при АЗС я купил "Коврик для ванной" :))) - мягкий такой, пушистый... Этот коврик отдал свою пушистую жизнь за чистоту нашего МиниКупера.

Вообще, в этом магазине в то же время затоваривался местный полисмен, и он на пару с продавцом удивленно взглянул на меня, когда на кассе мне пробивали набор: Коврик для ванной, журнал ELLE, 2л питьевой воды и шоколадку.

А машину мы помыли, спрятавшись в темном переулке :)

Вторым и последним (как мы думали) этапом на пути домой была дорога в аэропорт на свежевымытой машинке. Ощущение, что "куда-то мы не туда едем" появилось, когда мы уже почти доехали до Саиды (35км от Бейрута). Развернувшись через провал в бетонной разделительной полосе, мы поехали обратно в Бейрут (еще 35км) и, пробравшись через окраинные районы города (где, впрочем, была припаркована еще одна Феррари:), мы нашли еще одну дорогу на юг - в аэропорт (еще 20км). Помянули добрым словом Сусанина и иже с ним, и, доехав до парковки, обнаружили, что, т.к. машина была мокрой, на нее налипла вся пыль, которую можно было собрать. "Ниче не знаем: тачку мы помыли," - посмеялись мы и пошли отдавать машину в прокат.

Вылет

И все же трижды любимый по всей камасутре "Аэрофлот" преподнес нам последний сюрприз: нашего рейса №518 не было в расписании. Был только рейс №509, но вылетал он не в 2-40, как "наш" 518-ый, а в 2-10! На часах - 1 час 50 минут. Мы в шоке. Бегу к пограничникам, меня пропускают, и я спешу к аэрофлотовской стойке.

Местный представитель авиакомпании возражает мне: "А у меня на экране 518-ый есть! Да, в 2-10 летит.. не знаю, почему в билетах 2-40.. Ну, поспешите же, опоздаете ведь!" Рядом стоит пилот "Аэрофлота": "Да вы не волнуйтесь, рейс на самом деле 510-ый, это он раньше 518-ым был.. да у нас всегда так: это просто объединенный рейс, вот и номер другой.. а в билетах пробили 518 потому, что, когда вы улетали, он еще был 518-ым.. а теперь он 510-ый.. это нормально. Тут всегда так".

Бегу обратно, хватаем вещи, быстро проходим таможенный контроль, несемся к стойке "Аэрофлота", чек-инимся, и - бегом по длиннющему залу до гейта №6. По пути оказывается, что нужно еще заполнить карточки выезда из страны. Заполняем. Снова бегом. Прибегаем, рожи красные, протягиваем служащему аэропорта бумаги для посадки на рейс (на табло горит "рейс 510"), и он, удивленно так: "Да вы не торопитесь.. ваш рейс только что совершил посадку .. он только в 2-40 и вылетит". Тихо материмся и садимся ждать. Здравствуй, Россия! Дух твой и здесь чувствуется... за сотни, тысячи километров.

"Пока наша страна остается страной идиотов, она остается великой!" - изрекаю я, глядя, как к тому же работнику несется на всех парах пожилая пара. Тоже русские. Тоже на рейс № 509, 510, 518 в одном флаконе. Тоже матюкаются, когда понимают, что их зря гоняли.

Но это мелочи. Удивление наступило позже - когда мы устроились в креслах Ту-154 и услышали: "...наш рейс совершает полет по маршруту Бейрут-ДАМАСК..." - тут уже просто "все упало". "Как в Дамаск?! Нам в Москву вообще-то!"
Оказалось, что сначала мы залетим в Дамаск, дозаправимся, а оттуда уже - в Москву. Хамовитые стюардессы, капитан корабля, который не представляется своим пассажирам и выбитая-таки из стюардесс конкретика: "раньше 11 утра прилететь в Ш-2 можете и не рассчитывать!" (на билетах время прилета: 7-40). Ну, что делать... спим.

Приземлились все же в 9-30, и уже в 9-40 прошли все процедуры и направились в сторону автостоянки... Москва встретила нас температурой +1, холодным ветром, серыми пейзажами и дорогой на работу...

Ощущение, что это все приснилось, только усилилось. Так не бывает. И все же так было.
И, сколько ни оглядываюсь на это путешествие, моя уверенность непоколебима: никто из нас не поверит, что мы отсутствовали в Москве всего три дня. Там прошла целая жизнь. Другая. Не лучше, не хуже. Просто другая.
И я знаю: мы вернемся в Ливан еще раз... или не раз... но обязательно вернемся.

THE END

Комментарий автора:
Действительно, очень странное место: такое ощущение, что здесь начали ударными темпами строить сотни домов, отелей и прочих зданий, готовясь к приему миллионов туристов, и вдруг все умерли...

Страницы1

1,0/5 (1)

6 комментариев

  1. Катя
    Катя 28 июня

    Су-у-упер! Хочу в Ливан!

  2. Илья
    Илья 29 июня

    а фотки-то где ?!
    Было бы еще неплохо посмотреть фотографии

  3. Vlad
    Vlad 30 июня

    Спасибо за замечательный рассказ!

  4. Натуся
    Натуся 01 июля

    Без названия
    Все очень точно описано,сама была в Ливане три раза и очень хочется съездить еще раз!

  5. Ani
    Ani 01 июля

    Павел - супер :-)!
    От души посмеялась - отличный рассказ! Спасибо :-). Я тоже обожаю Ливан, а Бейрут один из любимейших городов в мире. Есть ли у вас еще рассказы? С удовольствием бы почитала...

  6. Anhar
    Anhar 02 июля

    А мы только что вернулись
    Специально на 1 сутки в Бейрут приезжали из Сирии, чтобы фоток понаделать. Около 300-400 фоток цифровых. Сейчас завалы, которые за время поездки образовались, разгребу, и буду делать свой Бейрут.ру А то все времени нету.. Вот и висит там сиротливая Голубиная скала..... Заходите потом все, кто любит этот город. Мож быть, когда каждый из нас расскажет о своем Бейруте, прочие люди, наконец, поймут, как они неправы....

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Храмовый комплекс Баальбека

Храмовый комплекс Баальбека

Храмовый комплекс Баальбека - всемирно известный археологический памятник в Ливане.…