Отзыв для туристов, которые решатся на нестандартное путешествие.
Когда из прохладного самолета попадаешь в здание Ханойского аэропорта – создается впечатление, что попал в парную. Очевидно, что слабенькие кондиционеры недостаточно охлаждают новое громадное здание аэропорта.
Впрочем , заботы обременяющие ваше прибытие: проход таможенного и пограничного контроля, получение багажа, если вы его сдавали, поиск встречающих вас или поиск такси вскоре заставляют вас забыть о духоте. способствуют «оклиматизизации» в столичном вьетнамском аэропорту.
А когда вы сядете, наконец, в автобус или такси, оборудованные кондиционером – вы вздохнете совершенно свободно.
Мы с женой начали подготовку к поездке во Вьетнам более чем за полгода.
По долгу изучали материалы о вьетнамских гостиницах, транспорте, ресторанах и прочем. предлагаемые Интернетом.
Поиск затруднялся тем, что назойливо снова и снова предлагались шикарные четырех – пяти звездочные отели, туристические туры с самыми соблазнительными программами путешествия , трудно было найти то, что подходило нам по цене и совпадало с нашими желаниями.
Мы хотели свободно, без туристической путевки поехать во Вьетнам, отдохнуть пару недель у знаменитого залива Халонг бэй, поселившись в возможно не дорогой гостинице и на обратном пути остановиться на пару дней в Ханое, чтобы походить по улицам этого своеобразного города.
Жена моя за границей еще не была и теперь, в пенсионном возрасте, когда обстоятельства сложились так, что у нас появилась возможность поехать за границу – я решил, что повезу ее во Вьетнам и только во Вьетнам.
Я был далеко не новичок во Вьетнаме. В суровые годы войны ( в 1968-73 годах), мне пришлось работать на судах Дальневосточного морского пароходства и возить грузы во Вьетнамские порты.
Мне приходилось неоднократно видеть как вьетнамские города подвергались бомбардировкам американскими самолетами, а 10 мая 1972 года во вьетнамском порту Кам фа при бомбардировке порта американские самолеты – истребители F-105 разбомбили и сожгли наше судно «Гриша Акопян» , стоящее под погрузкой угля. Впрочем, если кому то интересно узнать подробности об этом случае – можно почитать статью Галины Дудко «Трагедия в Камфе» в Интернете на сайте http://www.vld.ru/ppx/Katastr/Kamfa.htm , или просто запросив через Yandex Трагедия в Камфе, а сейчас речь пойдет о современном Вьетнаме. Конкретно о туристических поездках в эту прекрасную страну.
Тридцать два года спустя (в августе-сентябре 2003 года) правительство Вьетнама пригласило группу моряков, участвовавших в грузовых перевозках по «мосту дружбы» и потерявших при этом свое судно , при бомбардировке которого погиб Юрий Зотов –наш боцман и семь человек были ранены , посетить Вьетнам. Так мне довелось снова оказаться в той самой гостинице Халонг1, где многие годы назад, после гибели нашего судно несколько дней размещался наш экипаж.
В те далекие годы эта гостиница была одной из лучших у залива Халонг, нам рассказывали, что еще недавно в ней жила Валентина Терешкова наша первая космическая женщина, будучи в гостях во Вьетнаме. Теперь в курортном городке Бай чай, где находится Халонг 1 множество первоклассных многозвездных отелей, Но мы были растроганы, оказавшись (кстати , совершенно случайно) в таком знакомом месте. Сохранилось бомбоубежище рядом с отелем, куда нам приходилось спускаться при объявлении многочисленных воздушных тревог (оказалось, что нынешние работники отеля совершенно не представляют для чего раньше служил этот погреб), выросло дерево на котором тридцать лет назад была привязана обезьянка и до самых нижних веток, которые были у самой земли, теперь уже не дотянешься рукой…
Сам отель значительно изменился. Вместо громадных лопастей вентиляторов, вращающихся под потолком появились кондиционеры, украсили быт холодильники и телевизоры, только по прежнему по стенам и потолкам бегали небольшие ящерки, видимо потомки тех, что были нам знакомы в 1972 году.
Впрочем, отель был как и прежде очень уютным, спокойным , а главное – располагался неподалеку от пляжа.
В ту поездку любезные хозяева в хорошем прохладном автобусе несколько дней возили нас по стране показывая современный Вьетнам и современных Вьетнамцев – жизнерадостных и приветливых. Мы побывали в пограничном с Китаем городе Мон гай, в порту Кам фа, где погиб наш Юра Зотов. На обратном пути посетили Ханой.
А к лету 2004 года мы запланировали поездку во Вьетнам вместе с моей супругой. Все-таки мы нашли, именно то, что хотели : отель Хаолинь в Ханое, расположенный в центре города с ценой 15 долларов в сутки (E-mail: [email protected]). Кроме того, когда я связался по электронной почте с администратором отеля DO QUANG HUNG – он любезно предложил мне встречу в аэропорту на автомашине. (самолет прибывал поздно вечером).
Мы попросил его связаться с Бай чаем и заказать нам отель по суточной цене не выше 28 – 32 долларов по возможности Халонг 1 , хоть я уже из Интернета знал, что стоимость проживания в Халонге 1 – 56 долларов… Ханг ответил, что за 28 долларов он смог договориться поселить нас в новом отеле Халонг 2, который, кстати, расположен неподалеку от Халонга1.
Итак мы прилетели в Ханой, после нескольких часов ожидания пересадки в Сеульском аэропорту. Не могу не сказать несколько добрых слов об этом аэровокзале. Один из крупнейших в мире Сеульский аэропорт производит самое лучшее впечатление на любого пассажира. Громадные чуть ли не километровые переходы по залам аэропорта оборудованы движущимися тротуарами, к услугам пассажиров множество очень удобных и легких колясок для багажа , чистейший прохладный воздух, ослепительная чистота в здании, множество фонтанчиков с питьевой водой , тишина и покой при непрерывных взлетах и посадках самолетов ( изумительная звукоизоляция) , кафе. рестораны, магазины, курительные и туалетные комнаты … В общем нас не утомили те пять – шесть часов, которые мы провели в ожидании самолета на Ханой. И вот мы в отеле Хаолинь. Номер соответствует той фотографии, которую мы уже видели в Интернете. Красивая резная кровать (ширина ее позволяет разместиться на ночлег четверым, как минимум), ванна с душем, кондиционер, телевизор, термос с кипятком, запасы зеленого чая и заварной чайник на столике. Кроме того в стоимость отеля входит завтрак и 30 минут ежедневного Интернета.
Правда, завтрак нам принесли из соседнего кафе (суп-лапша пополам с мясом, обычный завтрак вьетнамцев называется Пхо), подали масло, чудесный свежий хлеб и кофе.
Ханг, с которым мы наутро познакомились сообщил нам приятную новость. Когда в отеле Халонг1 узнали, что мы будем жить не менее 10 дней – они понизили для нас цену до 32 долларов в сутки и ждут нашего приезда.
Мы планировали утром выехать к Халонгу, но в отеле нам сказали, что они могут нас отправить лишь на другой день. Мы особенно не возражали. Отправились на улицы этого жаркого, необычного города. Уличное движение представляет собой поток мотоциклов, мопедов и велосипедов с редким вкраплением автомашин.
Поскольку звуковые сигналы не запрещены, а правил дорожного движения как нам показалось не существует вообще – стоит непрерывный рев клаксонов на разные голоса, что по началу несколько ошеломляет. Видимо, стоянок для транспорта или совсем нет или очень мало – тротуары на всем своем протяжении уставлены рядами мотоциклов, мопедов, велосипедов. Для прохода остается узкая тропка, вплотную к стенам и дверям. А в каждой открытой широкой двери лавка , а в каждой двери кафе или парикмахерская … Зачастую у входа в лавку, прямо на тротуаре ест пхо вьетнамское семейство, шустро орудуя палочками, а то и спит торговец, отчаявшийся дождаться покупателей.
Приходится обходить «затор» по проезжей части рискуя попасть под колеса шустро двигающихся двухколесных машин. Как ни странно, где то в Интернете я вычитал, что во Вьетнаме очень невысокий процент дорожных происшествий.
Очевидно транспортные средства не воруют, как я узнал, можно хоть на несколько дней оставить своего железного коня на тротуаре – ни куда он не денется.
Нас приятно удивили цены на товары в Ханое. Прекрасные, сделанные умелыми и талантливыми руками вьетнамцев сувениры, обувь и одежда, сладости , фрукты и овощи стоили баснословно дешево. Вскоре мы несли ( правильнее сказать тащили) полные сумки нужных, не очень нужных и совершенно бесполезных вещей.
Если вас заинтересует Вьетнам – постарайтесь посмотреть в Интернете на тысячи опубликованных там фотографий. Города и острова, отели и музеи, памятники и живые люди и пр и пр.
Мы заблудились в этом муравейнике, но это было совсем не страшно нас убедительно уговаривали сесть на коляску многочисленные рикши. Мы, наконец, решились, взгромоздились на одну коляску вдвоем и водитель закрутив педали повез нас в сторону нашего отеля, едва взглянув на показанную нами карточку отеля. Кстати, всегда нужно иметь с собой проспект или карточку того отеля, где вы живете.
Стоило это удовольствие нам «ту доллас», как потребовал рикша. Правда, я знал, что эта поездка стоила не дороже одного доллара, но мы торговаться не стали.
Кстати, прежде чем садиться в коляску или такси-мотоцикл – всегда договоритесь о цене проезда. При терпении договориться можно всегда, с помощью карандаша и бумаги , не зная практически ни единого вьетнамского слова. Торговаться нужно везде и обо всем. Там, у них это принято. Во всем мире знают слов Хау мач? (how much?) Сколько стоит?
Зачастую мы покупали вещи заплатив 100 тысяч донгов, хоть первоначально была запрошена цена 300 тысяч донгов!
15 тысяч донгов стоит один американский доллар, хоть сами доллары принимаются так же охотно, может быть это слегка нарушает закон, но повсюду можно оплатить все долларами и получить сдачу в долларах. Впрочем, всегда в любой гостинице вам поменяют доллары на донги.
А передвигаться во Вьетнаме лучше на такси. Это не дороже чем на рикше или мотоцикле-такси. Причем в такси работает счетчик, который указывает цену проезда, а таксисты зачастую знают немного английских слов.
Такси можно поймать в городе (в небольшом курортном городке Бай чай есть улочка в центре, на которой всегда с десяток свободных такси томятся в ожидании пассажира), можно вызвать из отеля, из любого офиса на улице, из любого кафе или ресторанчика.
Кстати о языке. В отелях, как правило, можно объясниться на английском . Хуже если вы не знаете английского. Но можно записать хоть несколько фраз и попросить у администратора в затруднительных случаях позвонить переводчику. Обычно в любой гостинице могут связаться по телефону с человеком, знающим русский и вы через него объяснитесь.
Через Интернет мы заказали и вскоре получили так называемую Вьетнамскую энциклопедию за сто с лишним рублей, наложенным платежом. Это небольшая книжонка с несколькими статьями о Вьетнаме и русско-вьетнамским разговорником , состоящем из нескольких сот фраз.
Правда, объясняться с помощью этого разговорника очень трудно. Вьетнамский язык строго требует определенного ударения в каждом слове и слово может иметь другой смысл и даже другое значение при перемене ударения.
Приехав на рикше в отель, мы приняли душ, отдохнули и снова отправились бродить по городу. Обедали в кафе, вкушая незнакомые но очень острые и очень вкусные вьетнамские блюда ( баснословно дешево! Обед обошелся приблизительно в два доллара, хоть мы ели обильные мясные блюда , салаты из овощей и много всяких фруктов).
Счет был – 40 тысяч донгов.
Посетили достопримечательность Ханоя Озеро возвращенного меча, которое находится неподалеку от отеля Хоалинь.
Отель расположен в так называемом старом городе. Каждая улица специализируется на продаже определенных товаров: улица обуви, улица посуды, одуряюще приятный аромат улицы приправ, улицы живых птиц и так далее.
А на следующий день , утром подошел небольшой автобус. В начале нас повозили по городу по разным отелям, набрали более десятка туристов, направляющихся к Халонгу, отвезли всех нас на автостанцию . И вскоре в громадном туристическом автобусе (между прочим , наполовину пустым) мы поехали в Бай чай. Ехали около четырех часов . В густо населенном Вьетнаме один городок сменял другой, в промежутках рисовые поля , посадки бананов, кокосовые пальмы и прочие экзотические растения.
У автовокзала в Бай чае нас уже ждал человек из отеля. Мы взяли такси и через несколько минут были у порога Халонга1.
Началась наша одиннадцатидневная эпопея отдыха и развлечений в Бай чае.
Мы купались и ели фрукты, пили кокосовое молоко, снова купались и снова отьедались фруктами. Я не люблю бананы. Когда то плавая на банановозе видел, как грузят еще зеленые плоды и при определенной температуре плоды за время рейса созревают, приобретая тот самый «мыльный» вкус бананов в России. Но там мы ели только что сорванные бананы, у них совершенно другой вкус!
В гостинице ежедневно нам ставили свежую розу на стол и свежайшие фрукты. В стоимость гостиницы входил завтрак ( кофе, сок, масло, хлеб, сыр и яичница с ветчиной). Завершался этот «скромный» завтрак фруктами ( ананасами, арбузами или чем то экзотическим – название ни о чем не говорит).
Обедали и ужинали мы в городе между купаниями. Нашли приличное кафе, где исследовали вкус различных вьетнамских блюд.
Персонал кафе – миловидные молодые вьетнамки очень быстро поняли наши вкусы и изо всех сил старались нам угодить.
Ели мы чаще всего ми- сабо (вермишель обильно смешанная с мясом, различными овощами и приправами), ком биен – блюдо из риса типа плова, только имеющее в своем составе гораздо больше ингридиентов (ком биен плов с мясом, ком миен – плов с кальмаром), салаты и фрукты. Пили сок или вьетнамский зеленый чай со льдом.
Обед обходился нам приблизительно в 60 тысяч донгов (четыре доллара).
У кафе на улице стояли большие аквариумы в которых плавали различные рыбы. Можно было заказать любую рыбу и ее тут же вам готовили.
Там же в аквариумах плавали и креветки и омары и лангусты.
Еду во вьетнамских кафе приходится ждать несколько дольше, чем у нас. Там пищу готовят непосредственно перед едой. Впрок почти ничего не готовится.
Прямо на пляже мы облюбовали небольшую забегаловку в которой, с некоторым трудом, объяснили, что нам хочется черного горячего чая с лимоном.
Использовали разговорник и нас поняли!
Мы постоянно, после купания пили сладкий крепкий Липтон с лимоном.
В заливе _Халонг значительные приливы и отливы море уходит во время отлива на добрую сотню метров, а во время прилива возвращается. Так что во время прилива нужно идти очень далеко по мелководью, пока достигнешь глубины и сможешь плыть.
В конце апреля и начале мая (мы приехали в Халонг 27 апреля и уехали 8-го мая) вода в море очень приятная совершенно не такая как в августе –сентябре, гораздо прохладнее.
Неподалеку от пляжа есть раздевалка и душ, но мы отдавали наши вещи девочкам из «чайханы», в которой пили чай и спокойно купались.
Старались ходить купаться по вечерам ( в тропиках темнеет рано), народу очень мало, а главное – не сгоришь на солнце.

Теперь о развлечениях.
В бытность нашу во Вьетнаме летом прошлого года, нас возили по островам на катере.
Мы спросили у администратора нельзя ли прокатиться по островам. Оказывается можно. Это удовольствие стоит 50 долларов, но с обедом.
Мы согласились. Путешествие было чудесным Катер ( рассчитанный человек на 20) возил нас двоих почти весь день с 8.30 до 16 часов. Мы посетили несколько островов, в том числе остров внутри которого громадный грот со сталактитами и с тысячелетними сталагмитами ярко окрашенных природой. Посетили остров Титова . Этот остров президент Хо Ши Мин подарил Герману Титову, о чем там написано на мемориальной доске.
На острове чудесный пляж, где мы искупались и немного сгорели, и высоченная гора на вершине которой маяк. Любознательные туристы карабкаются под палящим солнцем по примитивным ступеням к этому маяку. Но мы вспомнили песенку альпинистов « умный в гору не пойдет» и не полезли наверх, объяснив знаками команде катера, что готовы ехать дальше.. Потом нам предложили пересесть в джонку, на которой нас по подостровному туннелю провезут под одним из островов, мы тоже не согласились.
Накормили нас обильным обедом с пивом и вином. Обед состоял из морепродуктов: жареная рыба, креветки, лангусты, рис и, конечно, фрукты.
Мы хорошо отдохнули и сильно устали ( если можно так выразиться) сделали массу фотографий, правда можно дешево купить более качественные открытки с видами этих островов.. Открытки, впрочем тоже купили. Через день мы поехали в дельфинариум. На один из островов насыпана искусственная дамба , построена прекрасная дорога. На острове красивое , недавно построенное здание театра и громадный на несколько сот зрителей дельфинариум под легкой крышей , защищающей от дождя и солнца.
Дрессировщики дельфинов русские. Актеры Леночка и Игорь из Москвы. Их питомцы две белужки (вид дельфинов), привезенные из Владивостока, морские львы, тюлени делали чудеса в бассейне, над бассейном и вне бассейна.
После представления мы с ними (с Леной и Игорем и, некоторым образом, с их подопечными) познакомились и вместе сфотографировались. Кстати это были единственные русские которых мы встретили во Вьетнаме. Русских туристов во Вьетнаме НЕТ!
Почему – не понятно. Туристическую путевку можно свободно купить ( приблизительно 3000 долларов на двоих) в стоимость путевки входят авиабилеты, экскурсии, завтраки в гостиницах.. Правда, неминуемы расходы на обеды и ужины , на сувениры и пр. Но вам не нужно ни о чем беспокоиться. Вас отвезут, привезут покажут все, что обещали, поговорят за вас по английски ( или вьетнамски ).
Мы предпочли ехать дикарями. Обошлось значительно дешевле. Как нам показалось – интереснее.
Три тысячи долларов нам хватило и на билеты и на гостиницы и на питание и на покупку сувениров многочисленным родственникам .Около 300 долларов мы привезли обратно.
Судите сами: два билета туда - обратно Владивосток –Ханой (через Сеул) стоили 680+680=1360 долларов, гостиница в Ханое 30 долларов, гостиница Халонг1- 352 доллара. Расходы на питание, на экскурсии и поездки. В Ханое аэродромный сбор 14 долларов.
В Бай чае мы посетили Рояль парк. Это прекрасный парк развлечений. Правда билеты стоят по 7 долларов, но это на все развлечения: музеи, петушиные бои, кукольный театр на воде, шоу типа сборного концерта состоящего из танцев и песен, комнаты ужасов, лабиринты, павильоны с орхидеями и кактусами.
Рядом с Бай чаем на противоположной стороне залива довольно крупный город (столица провинции губернии или области Куанг нинь ) Хонгай. Через залив паром ходит постоянно. Несколько раз мы ездили в этот Хонгай. Город довольно красивый. С прекрасным супермаркетом, где можно купить все.
Сойдя с переправы в Хонгае мы не смогли поймать такси и поехали в центр на двух рикшах. Жалко было водителя (или ведущего) эту коляску обычным велосипедом, чтобы он вез нас двоих. Заплатили по 3 доллара. Между прочим, обратный путь на такси стоил два доллара!
Третье путешествие на рикшах мы сделали в Бай чае. Нам на улице предложили прокатиться две молоденькие девочки – рикши. Я предложил одной из них сесть в коляску, а за педали сяду сам . Она смеясь согласилась. Впрочем, я все же сел в коляску. Мы проехали метров 200, заплатили им по доллару и все довольные расстались.
Не рекомендуем ездить в городских автобусах. Обычно европейцы ими не пользуются и когда мы однажды влезли в автобус – это вызвало нездоровое изумление остальных пассажиров, а кондуктор содрал с нас как бы за такси.
Эти заметки рассчитаны на тех, кто захочет посетить Вьетнам, может быть я пишу их с некоторой предвзятостью, учитывая мое «вьетнамское прошлое», но самое главное – это красивая, экзотическая страна, в которой живут очень приветливые и отзывчивые граждане, понимающие, очевидно, что туристы приносят всем большую выгоду.
А таких чудесных мест, как восьмое Чудо Света залив Халонг мне нигде в мире увидеть не пришлось, хоть побывал я очень во многих местах, как писал известный поэт « Я чуть ли не весь земной шар обошел…». Помните, что билеты лучше покупать в агенствах «Вьетнам аэро» – это заметно дешевле. Такие агенства работают обычно при консульствах Вьетнама.
Если вы летите из Владивостока ( или через Владивосток ) билеты можно купить при Вьетнамском консульстве заблаговременно.
Лучше билеты брать туда – обратно, с указанием даты вылета. Мы купили билеты с открытой датой – возникли некоторые хлопоты с оформлением обратного вылета.
Отправляться во Вьетнам лучше всего в сентябре – октябре. Прекрасный месяц май, но есть опасность, что пойдут затяжные дожди и испортят поездку.
Будьте здоровы!
Супруги Н.
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы: [email protected]

Нам на улице предложили прокатиться две молоденькие девочки – рикши. Я предложил одной из них сесть в коляску, а за педали сяду сам. Она смеясь согласилась.

1. Igor`
    Igor` 05 июля

Молодцы!
    Возвращение в прошлое - это всегда здорово. А если к тому же таким самостоятельным образом, то тем более здорово!! Так держать!

без имени 11 января

поправка
    Более подробно о Вьетнаме здесь:

3. yuri
    yuri 11 января

поправка
    Более подробно о Вьетнаме здесь: http://neunilyuri.narod.ru/novaya.html

Гость 25 марта

Интересная статья! И сайт неплох. С вашего разрешения расскажу пользователям еще: volshebnaya-planeta.ru/?p=175

Чамские Башни Пошану

На окраине города Фантхьет находятся чамские башни Пошану. Они были построены тямами (чамами), населявшими эти места в древности и исповедующими индуизм.…