В середине февраля 2007 года мне выпало служебное задание на командировку в республику Таджикистан, город Душанбе. Вначале мне показалось это не слишком приятным заданием – помнится, слышал где-то, что там идет война, похищают людей и прочие «прелести». Однако, проштудировав Интернет, я выяснил, что там сейчас вроде все улеглось, и начал готовиться к поездке. В Душанбе летают две авиакомпании – Домодедовские авиалинии и Эйр Точикистон. Возможно, летал кто-то еще, но на глаза попались эти две. Выбор пал на «наших» и, как впоследствии оказалось, не зря. В расписании был указан тип самолета ТУ154, однако, к нашей радости, был ТУ204 Красэйр – более новый и комфортабельный самолет. Салон ТУ204 оказался заполнен гастарбайтерами, возвращавшимися с заработков и ведущими себя подобающим образом. Перелет занял около 4 часов, нас кормили ужином и поили соками и минералкой. Прибыли мы уже далеко за полночь и нашему взору открылся аэропорт Душанбе. На 150 человек, летевших в самолете, стоек паспортного контроля было две, причем организованной очереди, как у нас принято не было и в помине. Каждый норовил отпихнуть соседа и пролезть первым. Особо ретивые граждане засовывали в паспорт денежку и пролетали на «ура». В итоге мы и еще пара лиц европейской внешности оказались в хвосте и проторчали около часа на паспортном контроле. Первый опыт состоялся и не сказать, чтобы он был приятным. Тем не менее, вопросов на контроле к нам не возникло, и мы вышли в город, где нас встречал представитель нашего партнера. Он отвез нас в гостиницу SAAF, где нам были выделены вполне приличные номера с большой двуспальной кроватью, шкафом, телевизором, кондиционером, ванной с горячей водой и туалетом. Все это удовольствие оценивалось в 70 долларов за сутки, что, согласитесь, немного.

Денежная единица в Таджикистане – сомони, с ударением на последнем слоге. Курс к доллару США на середину февраля 2007 года - 1USD = 3.45 сомони. Средний ресторанный счет со спиртным составляет около 35 сомони. Такси по городу – 5 сомони.

На следующий день у нас было запланировано несколько деловых встреч, между которыми был шикарный обед в одном из ресторанов национальной кухни. Там нам был предложен традиционный суп-лапша, овощи, лепешки и, конечно же, шашлык, причем двух сортов: говяжий и свиной. Все оказалось весьма вкусным и питательным да настолько, что на следующей деловой встрече не хотелось ничего, кроме как сомкнуть глаза и вздремнуть. Ужин состоялся в ресторане Сириус, сделанным в древнеегипетском стиле, и был весьма насыщенным разными блюдами. Нам порекомендовали местную водку Шохона, которая оказалась на редкость хорошей. В этом приятном месте и закончился наш день.

На следующий день у нас выдалось несколько свободных часов погулять по городу. Погода выдалась прекрасная; было около +15 градусов, светило солнышко. Мы решили догулять до монумента, символизирующего Душанбе. На улицах было полно молодежи; было 14 февраля и в Таджикистане, как ни странно, тоже отмечают этот праздник, молодые пары дарят друг другу подарки и т.п. Мы дошли до монумента, однако он был обнесен цепями, и никого туда не пускали кучки милиционеров. Мы решили прогуляться вдоль, но один из ментов вдруг стал нам махать, мол, идите сюда, проходите... Мы подошли, он практически выхватил у меня из рук фотоаппарат и стал нас фотографировать на фоне монумента в разных ракурсах. Сделав около десятка снимков, он сказал: «У нас страна маленькая, но холодная – погрейте меня, пожалуйста!». Такого меня еще не разводили! Мы дали ему 10 сомони и он остался вполне этим доволен. Погуляв в одиночестве по парку возле монумента (из местных в парк никого не пускали) и, насладившись прекрасным видом на строящийся дворе президента, мы направили свои стопы обратно к офису.

На следующий день, как нам и было обещано, нас свозили в горы. Отъехали мы от Душанбе всего километров на сорок по Варзобскому ущелью, но и этого хватило, чтобы вокруг нас выросли горы с заснеженными вершинами (пик Авиценна, 2600м, чуть поодаль был пик 4600м). Ехали мы по дороге, которую в данный момент реконструируют китайцы, мимо президентской дачи, посёлка Варзоб, что находится на высоте 1029м над уровнем моря. Доехав до отметки 2000м над уровнем моря, мы остановились подышать и пофотографировать здешнюю природу. Внизу протекала небольшая речка, которая уже через месяц будет легко размывать дорогу и подмывать дома. Здесь же мы узнали, что Таджикистан – крайне сейсмически активная страна: в среднем здесь происходит от 1000 до 2000 землетрясений в год, однако большей частью толчки незначительны и, следовательно, незаметны. К счастью, нам не удалось испытать это явление природы на себе. Побыв еще немного в горах, мы вернулись в город.

Все хорошее обычно быстро заканчивается, подошло время и нам возвращаться на родину. Однако самое интересное только начиналось. Вылет из Душанбе был у нас запланирован на 02.40 по местному времени (разница с Москвой +2 часа). Расплатившись за гостиницу, такси и регистрацию (её обязательно необходимо делать, чтобы избежать поборов в аэропорту, стоит 15$) мы, как и обычно, приехали в аэропорт за полтора часа до отлета самолета и... остолбенели. У единственной на весь аэропорт стойки регистрации толпилось человек двести, причем об организованной очереди и речи не могло быть. Гастарбайтеры перли с сумками кто как умел, расталкивая «коллег» и стараясь проникнуть к стойке. С разных сторон к стойке запросто подходили «блатные» и, вне очереди, оформлялись на рейс. Причем, как потом выяснилось, наличие билета не гарантирует наличие посадочного талона и, очевидно, места в самолете. Мы, простояв в очереди и поняв, что таким образом мы пролетаем мимо этого рейса, стали потихоньку, но нахально, двигаться вперед. Через минут 30 мы оказались у заветной стойки. Получив посадочный талон, мы попали в другую толпу, стоявшую к таможенникам. Однако здесь среди сограждан, таджикские таможенники выискивали лиц европейской внешности и церемонно, вежливо провожали к стойкам проверки. Со своими согражданами он обращались гораздо более грубо, хватая их за куртки и насильно выстраивая в подобие двух колонн. К нам подошел таможенник и вежливо поинтересовался, заполнили ли мы декларации. Мы ответили, что нам нечего декларировать на что он возразил, что заполнять нужно по любому и проводил нас к столику, выдал нам бумажки, показал как заполнять, проверил и... поставил нас в самое начало очереди. Через минуту я уже был на стойке проверки, через три минуты – сидел в зале ожидания.

С самолетом (подали ТУ214, тот же Красэйр) вышла сходная ситуация. Из толпы выделили всех европеоидов, в том числе и нас, и вежливо усадили в первый салон. Потом, после того, как мы все расселись – организованно погнали таджиков. Рейс не был задержан ни на одну минуту, и мы вылетели в срок.

В заключении хотелось бы отметить, что в Таджикистане, как и во многих других странах Востока, очень сильна «клановость»: если ты из известной и уважаемой семьи – тебе открыты все двери, пути и дороги, если нет – не жди, что с тобой будут носиться. Наше путешествие оказалось удачным на 99% благодаря нашим местным партнерам, знающим все тонкости и особенности жизни в Душанбе и за это им огромное спасибо!