«Страна сия имеет некоторые права на внимание наших соотечественников любопытною природою, совершенно отличной от русской. Обильная историческими воспоминаниями, страна сия была воспета Батюшковым, и камни её звучали под конём Давыдова, певца-наездника, именем которого справедливо гордятся поэты и воины.
Жители отличаются простотою нравов, соединённую с некоторым просвещением, подобным просвещению германских провинций. Каждый поселянин читает библию и выписывает календарик, нарочно издаваемый в Або для земледельцев».

Евгений Боратынский. 1825 г.

Наш замечательный режиссёр Карен Шахназаров в разгар перестройки снял не менее замечательный философский фильм «Город Зеро» с блестящим актёрским составом: Леонид Филатов, Владимир Меньшов, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили. Последний, как водится, играл склизкого субъекта – писателя- приспособленца. В его биографии, озвученной в картине, был характерный эпизод: в 1952 году он был обвинён в космополитизме за роман «Кандалы Кюхельбекера». Это название мне почему-то сразу запомнилось...

Проводится полуторачасовая театрализованная экскурсия  В поисках
королевской короны А вспомнилось в крепости Суоменлинна, бывшем Свеаборге, когда экскурсовод рассказала, что здесь томился в заключении Вильгельм Кюхельбекер... Так вот где происходило действие этого популярного, но никем не написанного и не прочитанного романа! И я решил восполнить пробел и написать не роман, конечно, но короткую зарисовку о стране пребывания. Дают же детям имена мифических героев? Так пусть родятся и «Кандалы Кюхельбекера»!

* * * * * * * * *

Финны на нас немножко обижены. Нет, не так как остальные прибалты или, скажем, грузины. Финны обижены за Зимнюю Войну 1939-1940 гг. За то, что сначали их породив, как государственную нацию, пытались эту государственность потом отнять, причём их же объявив агрессорами.

Финны нам очень благодарны. За то, что оттяпав Финляндию у Швеции в 1809 году, не в заурядную провинцию превратили, а в Великое Княжество Финляндское. До 1917 года это Княжество было самым прогрессивным в политическом отношении; даже избирательное право для женщин первым в мире провозгласило. После 1917-го понятно какое государство стало передовым – наше, советское. В Финляндии тоже была советская власть до марта 1918 года. Потом пришёл Маннергейм во главе войска белофиннов и краснофиннов разгромил. Самым известным краснофинном был Куусинен, на улице имени которого в Москве прошло моё детство. А в финляндских городах что ни главная улица, то его, Маннергейма, имени. Либо имени русских царей.

Русские цари Финляндию любили. В дела внутренние почти не вмешивались, но обожали приезжать сюда на рыбалку. Или посмотреть на Иматранский водопад. «Первым царственным туристом» финны считают Екатерину Великую В Лаппенранте в Южно-Карельском музее летом проходила выставка, посвящённая русскому «царственному» туризму в Финляндии времён Александра III и Николая II – “Царственные особы в Лаппенранте и Иматре». В Финляндии сложился даже своеобразный «народный эпос», посвященный русским царям. Типа полуфольклорных «Рассказов о Ленине». Только вместо Ильича в них бородатый Александр Третий фигурирует.

Финляндия – осколок Российской Империи. «Белофинны» сохранили у себя столько памятников русским царям, сколько ни одна страна в мире. На Сенатской площади в Хельсинки стоит памятник Александру II Освободителю. В кафедральном соборе в Порво – Алекандру Первому. В Университетском музее Хельсинки находится громадная коллекция портретов русских царей. У причала Южной Гавани в Хельсинки стоит корабль “Nikolai II”, как раз напротив памятной стелы с золотым дуглавым орлом в честь посещения Хельсинки Николаем I в 1833 году. Финны не стыдятся того, что корни их государственности уходят в имперское прошлое. Не переписывают истории, не придумывают нелепые рассказы о зверствах русских захватчиков. Был, конечно, «период угнетения» при Николае Втором, когда Финляндию действительно хотели русифицировать, но и о нём финны вспоминают без злобы.

Для финнов русское наследие ещё и хороший заработок. Для западноевропейцев и американцев, прежде всего туристов, Финляндия – почти Россия. Голливуд вообще всегда рассматривал Хельсинки как естественную съёмочную площадку фильмов о России. И самих финнов представляют в образе неких упитанных, белобрысых и простоватых увальней , вроде знаменитых братьев Юкка с канала “MTV”. Обижаются ли финны на этот телеканал, выяснить не удалось.

А вот с Вилле Хаапсало встретиться получилось. И поговорить о финском характере и вообще, о том, кто же такие «горячие финские парни».
После «Особенностей национальной рыбалки» для россиян Вилле – символ Финляндии. Правда, об этом в самой Финляндии догадываются далеко не все. Вилле говорит по-русски блестяще, без акцента, что и понятно: человек живёт на два дома – Финляндию и Россию, где у него, пожалуй, ролей даже больше. Вилле однажды пригласили сняться в документальном сериале о рыбалке. Съёмки проходили в разных областях России, но в эфир этот проект не «пошёл». Я думаю, что Вилле откровенно достало то, что его всё время пытаются ассоциировать с рыбалкой. Как Броневого с Гестапо.

Слава Богу, теперь у Вилле есть «Кукушка». Тема Зимней Войны и Войны-Продолжения 1941-1944 годах для финнов имеет особое значение. Если Зимняя Война является предметом безусловной гордости финнов (дали отпор непобедимой Красной Армии), то отношение к Войне-Продолжению неоднозначное. Теоретически это была война за возвращение территорий, отторгнутых СССР в 1940 году. Но фактически финны воевали на стороне Германии, и не так, как болгары (т.е. никак), а довольно активно. Не только вернули себе Выборг, но и Петрозаводск, который никогда финским не был. Правда потом, после заключения перемирия с СССР, финнам пришлось повоевать с немцами, и была малоизвестная Лапландская война. Но что интересно: финны не бравируют тем, что носили немецкую форму, свастикой существованием финского легиона СС. Общий настрой такой: «Да, всё это было. Но это было вынужденно. Финляндия на свою голову воспользовалась возможностью взять реванш, и сама от этого пострадала».

Зимой тридцать девятого Финляндию спасла «Линия Маннергейма». Её взяли, конечно, но ценой неимоверных потерь. Новая война была неизбежна, и весь вопрос состоял в том, чем ещё можно сдержать следующий красноармейский натиск. От Балтики до Баренцева моря решено было построить линию обороны. Не сплошную, конечно, а в стратегически важных местах. Так появилась Линия Салпа длиною почти 1200 километров, наиболее мощная на юге. В местечке Миехиккяля мы посмотрели один из укрепрайонов, спустились в бункеры, прогулялись вдоль рвов. Природа вокруг, конечно, чарующая... И кто сказал, что северная природа сурова? Нет, конечно, на северном полюсе она сурова. И в тундре зимою тоже. Но здесь, на «умеренном» севере, леса полны сочных, ярких красок, переливающихся с поэтикой «Калевалы». На Линии Салпа эта красота осталась мирной: Красная Армия до этой «второй линии Маннергейма» просто не дошла. Перемирие, а потом и мирный договор 1946 года надолго привязал капиталистическую Финляндию к социалистическому Советскому Союзу. А на Линии Салпа для фанатов военной истории проводятся сафариобразные экскурсии и игры в пейнтбол.

Маршал Маннергейм не только великий финский полководец, не только национальный герой, чей портрет можно встретить повсюду, но и секс-символ. Для финок он – идеал мужчины. «Настоящий полковник», так сказать, хоть и маршал. Отличная финская водка называется в просторечьи «Маннергеймовкой». Подаётся в высоких рюмках, запотевших, наполненных до краёв. Это «фронтовые сто грамм». Запотевшая рюмка – финский стиль. Особенно хорошо смотрится чёрная анисовая тридцатидвухградусная водка. Очень вкусная вещь, но быстро «даёт по мозгам», а потому для сознательной финской молодёжи не рекомендуется. Хороши также ягодные ликёры – черничный, морошковый, брусничный, клюквенный. На экспорт они не идут, но купить в Финляндии и привезти домой можно. Сухой закон напоминает о себе лишь тем, что напитки крепостью выше четырёх оборотов продают в государственных магазинах сети “Alko”. Так, тёмное синебрюховское пиво “Porter” можно купить только там.

Другой великий финский полководец более известен как граф Александр Васильевич Суворов. Ничего удивительного тут нет: родившийся в Ингерманландии, Суворов считал себя финном. Знал в совершенстве финский язык. В 1741 году Россия отвоевала у Швеции крепость Вильманстранд (нынешняя Лаппенранта), а в 1770-е годы начались работы по её укреплению и расширению. Одним из руководителей строительства был как раз Александр Суворов. Говорят, что он любил, переодевшись в гражданское платье, «ходить в народ» и слушать, о чём народ финны говорят, а потом собранную информацию передавал куда следует. То есть выполнял, по сути, оперативную работу на местах.

Под Лаппенрантой, в Нёйслотском полку, проходил невесёлую службу опальный Евгений Боратынский, который наряду с Пушкиным и Батюшковым был популярнейшим русским поэтом своего времени. И с Кюхельбекером, кстати говоря, дружил. Боратынский сочинил несколько стихотворений, посвященных Финляндии и поэму «Эда». Сюжет прост: русский гусар, который служит, по всей видимости, тоже где-то под Лаппенрантой, соблазняет финскую девушку Эду. Потом уезжает на войну со шведами (как раз идёт 1807 год)... Короче, все умерли. Такая вот история для кисейных барышень эпохи романтизма.

А вот другая история. В 1809 году в городок Порво приехал русский царь Александр Первый. И не один, а со свитой. Ну тут, конечно, в городке начался ажиотаж, дым коромыслом: в кои-то веки царь приехал! Бургомистр напудрился, и прямиком к царю. Пожалуйте, мол, Ваше Величество, к нам на бал! Общество у нас приличное, девицы симпатичные имеются. Царь согласился. На танцполе одна из девиц как бы случайно обронила веер. Царь, хоть и отцеубивец, был человеком воспитанным, вещицу подобрал и передал девице. Так начался роман Императора Александра I и финской барышни Урсулы Мёллерсвард, очень скоро перебравшейся в Петербург. От Александра у неё родился сын. А веер теперь покоится в витрине городского музея в Порво.

Между делом Александр провозгласил Финляндию Великим Княжеством. Произошло это на сейме, собравшемся в кафедральном соборе Порво. Сейчас на том самом месте, где Александр произнёс своё обращение к финляндскому сейму, стоит его статуя работы Вальтера Рунеберга, сына национального поэта Йохана Рунеберга, написавшего гимн Финляндии и прожившего в Порво сорок лет. Сам город Порво, известный с 1346 года как шведский Борго, маленький и симпатичный. Он стоял на пересечении «Королевского тракта» из Турку в Выборг и эстуария реки Борги, впадающей в Финский залив. Был преуспевающим купеческим городом. Кстати говоря, в Порво в 1917 году родился Владимир Кириллович Романов, последний «законный претендент» на российский престол. Как раз в доме, соседнем с рунеберговским.

Ещё одно имя, связанное с Россией. Нильс Адольф Эрик Норденшёльд (1832-1901) родился в Хельсинки, тогдашнем Хельсингфорсе. Он учился в университете Хельсинки, а потом за какой-то проступок был отчислен. Его карьера географа и геолога сложилась в Швеции. Но прославился он благодяря «русскому материалу»: в 1878-79 годах он на корабле «Вега» впервые прошёл по Северному морскому пути. За свои заслуги он первым из иностранцев был награждён золотой Константиновской медалью – высшей наградой Русского Географического Общества. А после его смерти его архив был куплен Николаем II и передан в дар Хельсингфорсскому университету. Вот такая история: этнический швед, родившийся в Финляндии, обошёл Россию по периметру, получил медаль от РГО и стал самым главным финским путешественником.

Памятник Норденшёльду стоит в парке в районе Койвопусто – бывшего «дачного посёлка» состоятельных петербуржцев. Он смотрит на Суоменлинну – самую большую крепость в Европе. Шведы её укрепляли почти сорок лет, а потом сдали русскому флоту почти без боя. Здесь в семье лекаря родился неистовый Виссарион Белинский. Даже доска памятная на доме том имеется. Теперь Суоменлинна что-то вроде городского курорта: на выходные народ туда валом валит на пляжи и пикники. Ещё там куча всевозожных музеев. Проводится полуторачасовая театрализованная экскурсия «В поисках королевской короны». Толпу туристов водят за собой три актёра, переодетые королём Густавом III, его слугой и служанкой. Эти двое ищут спрятанную злодеями корону, руководствуясь записками, находимыми в самых разных местах крепости. Такой вот «Последний герой» всего за 9 евро. Корону, конечно, находят. Естественно, в подземелье. На память об игре всем участникам раздают капельки цветного стекла.

Если меня всё же спросят, что мне больше всего понравилось в Финляндии, то скажу так: селёдка, ржаной хлеб и харвестеры. Харвестер – машина по заготовке древесины. Что-то вроде «Сибирского цирюльника». «Комбайнёру» ни о чём думать не надо: какие деревья и где валить подскажет компьютер, получающий сигнал со спутника. Трактор трактором, а в кабине интернет. Во время перекура можно на эротический сайт зайти.

Такая лафа нашим мужикам по лесосекам даже с большого бодуна представиться не могла бы...

Комментарий автора:
Проводится полуторачасовая театрализованная экскурсия - в поисках королевской короны. Толпу туристов водят за собой три актёра, переодетые королём Густавом III, его слугой и служанкой.

Страницы1

5,0/5 (1)

1 комментарий

  1. Читатель
    Читатель 09 сентября

    Коля верен себе -
    очередной переписанный путеводитель с учебником истории вкупе. Xотя и добротно переработанныe.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

Кто в Ленинградской области не знает реку Вуокса? Начало свое она берет из озера Сайма, и связывает озерную систему Сайма и Ладогу. Конечно, на Сайме прекрасно летом, но и зимой…