Отзывы о туристических маршрутах Китай
Путешествие на Гран При Формулы 1 в Китай
Захочешь поесть настоящих пельменей и по дороге подсобить Михаэлю Шумахеру в улучшении результатов статистики – вот и соберешься на Гран При Китая.
Впервые путешествие готовилось задолго. Вернее, и…
Впервые путешествие готовилось задолго. Вернее, идея, как всегда, зародилась еще в конце прошлого сезона, но чтобы состав отбывающих был полностью утрясен за 2 недели – это фантастика!
Китай, как оказалось в процессе – Поднебесная, так и остается для нас страной далекой и загадочной, поэтому отправляться туда дикарем было боязно. Но другого выхода не было: туристические фирмы предлагали поднебесные цены, да и вообще не очень то хотели браться за сложный маршрут, придуманный мной, после прочтения тонны литературы. Несколько собраний группы путешественников, где произошла корректировка маршрута и составлена смета поездки (все-таки на этот раз я путешествовала с двумя бухгалтерами!!!), получение виз, и вот мы в Шереметьево 2. Впереди 13 дней путешествия:
Гонконг – страна небоскребов
Макао – игорный рай
Ханжоу, Суджоу – рай в представлении Марко Поло
Шанхай – опиум для народа (кстати, курить нам его там всячески не рекомендовали, хотя не похоже, что он там вообще существует).
Сиань – родина пельменей и целого терракотового войска
Янцзы – величайшая река Китая (только очень туманная)
Пекин – столица Поднебесной, и, что важно, Олимпийских игр 2008 года.
По старой доброй китайской традиции перенимать имена жителей страны, с которой они работают или общаются (для облегчения понимания, так сказать). Павел Ли или Катя Чу – для русских, Джеки Чан или Брюс Ли – для американцев, мы также решили принять китайские имена на время путешествия:
Я – Ху За
Света – Ю Е
Миша — Ся Бися
Не могу сказать, что мы стали ближе китайскому народу, но звездами местного масштаба мы были несомненно (хотя какой-то здоровенный негр пытался, причем довольно успешно, составить нам конкуренцию).
Опустим все перипетии покорения сухопутных и водных просторов Поднебесной (а день без плавания на корабле или поднятия на фуникулере на гору, считался прожитым зря) и обнаружим себя в вагоне двухэтажного поезда, следующего из Суджоу в Шанхай, билеты на который были приобретены за 20 юаней в общей кассе, где мы отстояли огромную очередь из китайцев, дружно открывающих рты и радостно тыкающих в нас пальцами. В разговорнике нашлась спасительная фраза: «мне, пожалуйста, билет до Шанхая». Показав на руке 3 пальца, мы получили 3 билета!
И всю дорогу обсуждали степень нашего везения. Если бы нам нужно было не в Шанхай, то каким образом нам удалось бы вычислить иероглиф, подлежащий замене, не ясно. Хотя, Шерлока Холмса знают все (причем лично), и используя дедуктивный метод, мы бы разгадали тайну китайских пляшущих человечков (неизвестно, правда, успели бы мы на гонку).
Длиннющий состав мчится в Шанхай. За окнами мелькает (как практически везде в Китае) индустриальный пейзаж. В вагоне достаточное количество бледнолицых. Мы заводим спор на Формулу ли они приехали или нет. Оказалось, что да, так как мы их еще не раз встречали. Но с другой стороны, что они в пятницу делали в Суджоу, когда на треке идут свободные заезды?
Ну да бог с ними.
Гостиница у нас не заказана, поэтому выйдя на перрон, мы начинаем искать какое-нибудь туристическое агентство, предлагающее фешенебельные отели по сходной цене. К сожалению, такого не оказывается. И мы стоим, окруженные толпой доброжелателей, зевак, советчиков и предлагателей отелей за 2 юаня на год.
К толпе зевак мы уже давно привыкли и без нее уже чувствовали себя не в своей тарелке, а вот отели за 2 юаня почему-то доверия не вызывали. Поступает предложение выехать в центр и прошвырнуться с чемоданами в поисках отеля (Ю Е отличилась!) Два остальных члена экспедиции открывают рот, чтобы дружно одобрить гениальную идею, используя нецензурные выражения, но тут откуда не возьмись, подходит приличного вида абориген (о чем свидетельствовал костюм и очки), и тут же берется решить нашу проблему, так как великолепно владеет китайским и английским (что редкость). Да, и совершенно случайно у него у него оказалась знакомая турфирма, а сам он на вокзале встречал жену и т.д. Аферист? Мошенник? Добрый гений – вот правильный ответ!
Потратил он на нас полтора часа. Вначале просто дал мне телефон своего агентства, но поняв, что договориться мне никак не удастся, в связи с очень схематичными знаниями английского у девушки по ту сторону телефонной трубки, взял все в свои руки. Переговоры шли долго. Трубка сообщила, что с гостиницами в городе проблемы. В Шанхае, оказывается, проходит какое-то Гран При Формулы 1 (то-то мы удивились!), а потом долго и нудно выбирала нам нужные варианты.
У нас имелась русская карта Шанхая, поэтому места расположения гостиниц находились с трудом, но и с неподдельной радостью. Нахождение нашего нынешнего местоположения вызвало бурю восторга.
Тут уже приехала жена нашего знакомого и с удовольствием включилась в процесс помощи, купила китайскую версию карты города, которая, после наложения на русскую, окончательно прояснила ситуацию. Предупредила, что в Шанхае воруют, и особенно паспорта белых. Пришлось дать клятву, что документы и деньги будем хранить в самых укромных и потайных уголках нашей одежды. В это время туристическое агентство предложило чудесный отель недалеко от стадиона (что после наложения на карту выглядело Ясеневым или Митиным). Но деваться было некуда, и мы согласились. Цена 80 долларов на троих нас вполне устроила. И агентство обещало перезвонить нашему знакомому минут через 10, с подтверждением для Михаила (фамилии мы наши, по понятным причинам скрывали, при виде наших паспортов китайцы уходили в глубокий ступор).
Чтобы не терять времени, узнали, как добраться до трассы. Наш добрый гений был поражен (и вы туда же?) Он то на гонку не собирался – дела! Но объяснил, что от стадиона отходят автобусы до автодрома (как удачно, а мы живем рядом!). Тут же написал нам послания китайскими пляшущими человечками с английским переводом, название отеля и адрес. Но предупредил: билетов на гонку не было уже за месяц до события. Дружная семья проводила нас до стоянки такси, которую китайцы почему-то всегда прячут где-то под землей (не иначе, дают простор частному извозу), поставила нас в очередь и отбыла в неизвестном направлении, оставив нас мучиться сомнениями и догадками.
По информации, добираться нам от вокзала до гостиницы, было 40 минут (и 40 юаней соответственно). Все оказалось чистой правдой, даже то, что от гостиницы до центра ехать десять минут (но те же сорок юаней, что говорит о довольно большом расстоянии, преодолеваемом местными таксистами в рекордные сроки).
Перед нами Шанхай — из окон такси. Никаких опиумных притонов на первый взгляд заметно не было (да и как они выглядят, никто не знал). Зато поражало огромное количество гостиниц-небоскребов. Никогда не поверю, что все эти гостиницы можно заполнить, пусть даже сюда съехались все китайцы, все полтора миллиарда!
Наш отель оказывается тоже небоскребом, рядом с которым почему-то приземлилась летающая тарелка. Китайское название «В Сочи Лю» (как нам казалось по разговору с таксистом, радостно выкрикивающим эту фразу при прочтении наших иероглифов) что в переводе значило Astronautics hotel. Название многообещающее, хоть и жили мы на скромном 10 или 11 этаже.
Благополучно поселившись в гостинице, мы, по традиции, пошли мучить работников reception списком тщательно заготовленных вопросов:
— как добраться до центра
— где поесть
— как добраться до стадиона и т.д.
Поскольку 2 вопроса сразу задать китайцу нельзя (он теряется в выборе и надолго уходит в себя), наш разговор приобретает затяжной характер.
Стадион оказался в одной остановке на метро, и нам даже сказали, как туда доехать, но скудного запаса слов не хватило, чтобы объяснить маршрут нашего дальнейшего передвижения, когда мы все-таки выйдем на следующей остановке. На ресепшен приняли решение: «а вот вам, товарищи, лучше ехать на такси». И мы с ними были абсолютно согласны, так как узналось, что проезд на метро стоит 3 юаня на человека (а нас трое), а проезд на короткие дистанции на такси – 10 юаней. Конечно, экономия одного юаня на каждом проезде могла бы сильно поправить наше материальное положение, но с идеей накопительства капитала пришлось распрощаться.
А в метро мы ради интереса прокатились (опять-таки к восторгу аборигенов). Приятно, что вместо вагонов одна длинная колбаса или змея (так более по-китайски), и когда входишь в вагон всем тебя хорошо видно. Удобно толкать локтем соседа и исподтишка таращится на белых, а при случае даже толкнуть. Реакция нам показалась странной, ведь в Шанхае белые не редкость. Но вскоре даже у нас выступали слезы умиления при встречи с ними.
Выйдя, как нам казалось, на нужной станции, мы оказались в очередном подземном городе. Мнения, в какую сторону продвигаться, как всегда, разделились. Тут к нам подошел бледнолицый и сообщил, что лучший вариант – пересесть на другую ветку и проехать одну остановку. Нет уж, одну остановку мы так и быть пешком протопаем!
Так перед нами предстал ночной Шанхай! (на дневной посмотреть так и не удалось…) Весь в огнях! Толпы народа. Каждый небоскреб подсвечен и украшен. Все стараются перещеголять друг друга! А о святящихся — переливающихся рекламах, написанных иероглифами просто и говорить нечего. Смысловой нагрузки для нас они не несли, зато эстетическое наслаждение огромное.
Гуляя, мы пытались присмотреть себе какой-нибудь симпатичный ресторанчик, но, как всегда они все исчезли, только «Макдональдс» и KFC зазывали нас своими многоэтажными рекламами. Но мы то уже знали, что нет ничего вкуснее китайской кухни, поэтому упорно продвигались вперед, увеличивая скорость, а по знаменитой набережной BUND уже просто бежали (поджимало время, китайцы рано ложатся спать). Встретили шикарную немецкую пивнушку, набитую болельщиками. Эх, сейчас бы пивка! Но нет, мы же бежим, ища китайский ресторан, или ищем ресторан «бегя».
Не важно, но мы дали клятву обязательно сюда вернуться и выпить с немцами пивка. Слово дал – слово взял. Не получилось.
И вот, на какой-то улочке, мы наткнулись на вывеску итальянского ресторана. В любой другой стране мы бы с удовольствием согласились отведать итальянской пиццы, но тут дело принципа. И буквально в 50 метрах стоял небольшой скромный китайский ресторанчик. Нас приветливо встретили и проводили в зал.
Меню на китайском, английском и, для пущей убедительности, с картинками. Вначале долго выясняли кто, собственно, что хочет поесть (рыбу или мясо). Все остановились на мясе, и начинается долгий просмотр картинок. Потом, при помощи разговорника, где, слава богу, перечислены все виды мяса в виде иероглифов, начинаем сопоставлять, что, собственно это за мясо. Я выбрала какую-то приглянувшуюся мне на картинке свинину. Мишка мечтал о пельменях, настоящих, китайских! В меню имелось две картинки, и понять, чем они отличаются, мы не могли. Опять же при помощи разговорника, показа персоналу иероглифа «пельмени» мы выяснили, что симпатичные пельмешки почему-то имеют русский перевод: «клецки в бульоне». Заказав на свой страх и риск эти симпатичные клецки и утку (иероглиф этого блюда у нас всегда был наготове), мы могли бы спокойно попивать зеленый чай в ожидании ужина. Но нет, Свете не понравилась ни одна картинка в меню. Тогда находчивые официанты подвели ее к стенке ресторана, на которой была вывешена большая фотографическая коллекция блюд. Еще две понравившиеся картинки выбраны, также выбрано и пиво. Жизнь начинает налаживаться!
Поскольку все блюда ставят в центре стола, тут важно хорошо владеть техникой орудования палочками, иначе можно остаться голодным. Поскольку моя подготовка была хуже всех, мне приходилось тренироваться задолго до прихода еды, чтобы палочки «правильно легли». Но если уж это случилось, то под конец поездки я могла составить конкуренцию любому китайцу (а вначале поездки пришлось голодать…..)
Ужин прошел в теплой дружеской обстановке. На обратном пути мы прогулялись по набережной. Где-то в 11 вечера выключается основная иллюминация, город потихонечку пустеет (по китайским меркам. В Москве мы бы сказали, что это настоящий час пик)
На набережной, так же как и в других туристических местах, много мелких китайских бизнесменов, предлагающих сувениры, открытки и прочую дребедень. Тяня за рукав Михайловича, они громко кричали ему на ухо: «Хэлло, хэлло» «Лука, лука» «Чипа чипа». На что уже в конец озверевший Миша громко орал «NO» и беседа мирно продолжалась, пока мы не сбегали. На набережной сделать это было не легко: торговцы были везде, пришлось нам ретироваться в отель. После долгих подсчетов, во сколько нам выходить, будильники были поставлены на 5 утра. Завтра нас ждет квалификация.
Суббота
Утро. Бессознательные попытки собрать все необходимое на гонку. Не помню, каким ветром меня занесло на балкон, находившийся в конце коридора нашего отеля. Но именно там я встречала потрясающий рассвет над Шанхаем.
Попытка выпить чаю перед дорогой потерпела неудачу. Сложный «водораздающий аппарат» горячей воды не выдавал. Поход за термосом потерпел фиаско. Нам его обещали принести с минуты на минуту, а они у китайцев могут тянутся годами. По глоточку минералки и в путь.
Город уже не спит. Толпы велосипедистов пересекают в броуновском порядке улицу. Но мы уже научились морально настраиваться на переход улицы в положенных и что важно в неположенных местах. Миша ловко лавируя выбегает на проезжую часть, вылавливая такси. Одно из тех, что табуном мчаться по городу, обгоняя и подрезая друг друга, в любое время дня и ночи. Таксисту мы показываем весь запас иероглифовых записок, с объяснениями всех наших китайских товарищей, что нам нужно на Формулу 1, причем через автобусную станцию на стадионе.
Таксист по китайской традиции долго всматривается в наш текст. Надолго задумывается. Мы тоже терпеливо ждем. Мы абсолютно точно уверены, что записка содержит правильную информацию, так как иероглиф «Формула 1» мы прекрасно изучили: «F1» не очень замысловатый, но требующий отточенной каллиграфии рисунок.
Итак, водитель все же достает очки и читает наше сообщение еще раз. К тому моменту мы поняли, что все китайские водители слепые, чтобы не видеть это безобразие на дорогах (так я ласково называю организацию движения в Китае). Таксист все понял, радостно заулыбался, запрятал свои очки подальше и тронулся в путь.
Через 5 минут мы были на месте. Перед нами простиралась огромная стоянка, где находилось несметное количество автобусов. Такого количества собранных в одном месте автобусов никто из нас не видел. Тут же имелась довольно внушительная очередь. В первых рядах стояли русские ребята и громко обсуждали бурно проведенный вечер. Приятно услышать родную речь на чужбине. Естественно мы подошли к ним с нашими наболевшими вопросами. Ведь как всегда в этот субботний день мы были во всеоружии:
Деньги поменять забыли, настолько накануне были увлечены поисками еды
Билетов на гонку у нас в помине не было
Откуда смотреть гонку как всегда не знали и т.д.
Из ответа мы приблизительно поняли, что обменник где-то здесь есть, а на трассе нет, на автодром надо продвигаться на этом чудесном автобусе и ехать до него около часа. Вопрос с такси отпал, но встал вопрос обмена валюты. Мы быстро нашли «обменник 24 часа», где имелась чудо машина, меняющая одну наличную валюту на другую.
После некоторых усилий мы поняли, что сотни машина не брала. Ее устроили только «пятидесятки» и «двадцатки». На десятки и пятерки она уже тоже не разменивалась. Итак, вытряхнув все имеющиеся купюры, привлекательные автомату, мы имели эквивалент 200 долларов США, чего явно было мало, учитывая официальные цены на билеты (на Первый поворот — 250 долларов за штуку).
Оставив ребят кормить аппарат сотнями, я побежала искать какой-нибудь альтернативный вариант. Тут же мне пришлось влиться в бурное уличное движение, что требовало всегда максимальной концентрации. Зато, имея ее, можно быть полностью уверенным, что тебя никто не задавит. Главное двигаться по своей замысловатой траектории и не дать другим просчитать логарифм твоего движения.
Набрела я на станцию метро или просто какое-то бойкое местечко, где в центре композиции возвышалась стойка ИНФОРМАЦИЯ.
Симпатичные китаянки с удовольствием дали бы мне ответ на любой, волнующий меня вопрос, если бы я владела китайским. Каким-то образом они вычислили, что я его не знаю. Да и я догадалась, что без разговорника тут не обойтись. Иероглиф «обменный пункт» произвел фурор! Через 2 секунды передо мной стояла англо-говорящая девушка (как ей казалось). Она объяснила, что мне надо к 12 подъезду. Там будет все, что мне нужно, а обменный пункт находится прямо здесь (и она сделала неопределенный жест).
Я сломя голову бегу к моим друзьям, которые уже дали попробовать бездушной машине все наши купюры, тащу их к 12 подъезду. Мы поднимаемся по лестнице, требуем у охранника кассу. Он нас естественно не понимает, но машет рукой, типа проходите, ищите что хотите, не жалко. И мы обнаружили мирно играющих в пинг-понг китайцев. К олимпиаде готовятся, подумали мы. Решили вернуться к информационной леди.
Преодолевая, уже втроем все перипетии трафика мы предстаем перед информацией. Моя знакомая буквально перепугана. Как же так, я еще здесь? Оказывается, она даже не слушала мои вопросы, а просто сразу поняла, что мне надо на «Формулу 1» и отправила меня к билетным кассам на автобусы, уходящие на трек. Другой информацией она не владела или не хотела делиться или просто не могла.
Решаем все же продвигаться на место проведения соревнований. Я иду за билетами на автобус, а ребята последний раз мучить несговорчивый автомат. Бездушная машина все же одержала окончательную и бесповоротную победу. Встаем в заметно удлинившуюся очередь. Нам сразу предлагают билеты на гонку. Выбор огромен Трибуна «В4» стоит около 3000 юаней за 2 штуки, что в 2 раза ниже номинальной цены. Заманчиво? Да! Но мы решаем не торопиться, и ознакомится с ассортиментом официальной кассы.
Великолепная организация доставки на автодром. Автобусы отходят каждые 2 минуты. Каким-то неподражаемым способом китайцем удается определить, сколько человек нужно загрузить в автобус. Все действие происходит бегом. И мы на 100 процентов уверены, что пассажиров никто не пересчитывает. Они просто пеленгуют количество пассажиров, сопоставляют с количеством мест или это просто совпадение?
Час в дороге. Можно расслабиться, перекусить, вздремнуть, наконец.
Перед нами предстал автодром! Но мы сделали какой-то замысловатый вираж, объезжая его со всех сторон. Видимо это входило в 20 юаней доставки: «обозрение красот автодрома». Чуть позже эти красоты нам пришлось обозреть еще раз, но уже пешком.
Дело в том, что парковка автобусов находилась ровно на противоположной стороне от главных трибун и, соответственно, касс (как нам казалось).
Сверившись со схемой трассы, мы решили обходить ее справа, хотя расстояние слева могло бы быть короче.
Девять утра, а солнце уже нещадно палит. Но это ни коим образом не останавливает торговцев биноклей, толпами набрасывающихся на нас. Поэтому продвигаемся в быстром темпе.
Вот уже подтянулись продавцы билетов. Но мы упорно хотим побывать в официальной кассе.
Огибаем первый поворот, еще немного – и главная трибуна, главный вход. Стоп. А где же касса? Спрашиваем у контролеров. А где, собственно, можно приобрести билеты? В ответ – растерянные глаза. Мы не сдаемся. В разговорнике найден иероглиф «касса». А! Тогда все понятно. Получаем подробную схему автодрома (на китайском), где нам и указывают нужный иероглиф. Получается, что нам придется еще немного прогуляться по солнцепеку в сторону какого-то монументального сооружения с фонтанами. Люди мы упорные и, главное, любознательные.
Следуя схеме, мы набрели на что-то похожее на железнодорожную станцию. Там нам попался охранник. Ему то мы и показали иероглиф на схеме. На что он нам жестом показал направление вниз. Мы поняли, что вокзал подземный и решили спуститься в указанном направлении. Не тут то было. Он забежал впереди нас и закрыл проход огромными жалюзи, чем ввел нас в небольшой ступор. Понятное дело, мы не стали требовать объяснений его действий и решили найти кого-нибудь другого, посообразительней. Жаль, что в этом местечке было не многолюдно. Обследовав пару будок и бестолково пообщавшись с местным населением, мы поняли: КАССЫ НАМ НЕ НУЖНЫ, Пойдем к спекулянтам!
У главного входа уже роились сбытчики билетов. Первое предложение на трибуну «В4» – 700 юаней за билет. Стоп. Но нам надо как минимум два! Тут же нашлись владельцы двух билетов. После обычного ритуала торговли: размахивания руками, передавания друг другу калькулятора с разными вариантами цен, театральными сценами, разыгрываемыми как нашей небольшой кочевой труппой, так и местными продавцами-актерами, нашим финальным уходом, потом счастливым возвращением, билеты были проданы за 82 доллара каждый (что на 200 долларов дешевле государственной цены).
Обоюдному счастью не было предела. Китайцы радовались, что надули иностранцев (у нас было постоянно ощущение, что нас где-то дурят), а мы радовались цене билетов на первый поворот (в смете было заложено до 350долларов за штуку).
Надо сказать, что первые свободные заезды к этому моменту были уже закончены. Была бы надежда успеть на вторые, если бы не одно «но». Мне нужен был аккредитационный центр. Попытки опроса всех работников автодрома ни к чему не привели, а слов «аккредитация» или «центр» не было в разговорнике (кто их только составляет!)
Попытка найти всевозможные синонимы дала свои результаты. Выбрав издалека одинокую пару сотрудников, мы решили их поразвлечь, тыча им разные иероглифы, типа «газета», «журнал», ну, в общем, весь наш бессвязный скудный запас.
Первое и самое важное, что они поняли – это то, что просто так от нас им отделаться не удастся (я же говорила, сообразительные!)
Второе, что они поняли – без посторонней помощи им не справиться. И каким-то чудом опять нашлась англо-говорящая леди. Говорить то она умела, а слушать, как всегда нет. Она поняла, что я «газета и журнал» в одном лице и указала на вход в паддок для журналистов. Где мы и предстали через секунду. Естественно, у меня попросили пропуск.
И тут мирно проходившее утро в бестолковых шатаниях и брожения закончилось. Я начала орать, что если эти бестолковые бараны мне сейчас не объяснит, где я могу получить этот чертов пропуск, они будут убиты все. Что-то в моих интонациях проскользнуло китайское (и неудивительно, у многих китайских женщин такой тембр, когда они разговаривают между собой), и меня поняли! У парней тоже оказался разговорник. Они в нем нашли иероглиф «аккредитационный центр» и указали туда путь.
А путь, к сожалению, оказался неблизким: нужно обойти еще четверть трассы. Кажется, прощай вторые заезды тоже. Уныло бредем, осматривая автодром уже с другой стороны.
Понимаем, что можем потерять Михалыча: таскаться 2 часа по такой жаре с непокрытой головой очень опрометчиво. Находим небольшой платочек, с натяжкой напоминающий бандану – и жизнь спасена. Правда, внешний вид ни в коей мене не выдавал в этом болельщике человека разумного. Маскировка, однако!
Сверяемся со схемой. В нужном, как нам кажется, месте, стоит какое-то непонятное сооружение. Ой, как не хочется снова вступать в связь с работниками автодрома. А надо. Ритуал повторяется. И нам опять везет. Нас с помпой провожают до дверей аккредитационного центра, находящегося где-то в глубокой подворотне. Но это уже не важно. Здесь кондиционер, холодная вода. Нас встречают, как дорогих и желанных гостей. Предъявив подтверждение аккредитации, получаю свой пропуск и огромный пакет с подарком от организаторов. Большое спасибо! Пилить по солнцепеку с грузом куда приятнее, чем без него (подумалось мне). Ан нет, для дорогих иностранных гостей предусмотрен автобус до пресс-центра. Дружно забираемся в него и отправляемся в путь.
Почему-то мы поехали не кратчайшим путем, а вокруг автодрома. Так круг замкнулся снаружи автодрома: мы увидели все. Ребята удачно доехали до своей трибуны и даже еще успели на окончание свободных заездов. А я приехала на так называемый VIP паркринг для журналистов, где пересела на VIP шатл для журналистов от стоянки до пресс-центра, куда прибыла через 5 минут. Ох, и мудреная же у них организация движения.
По дороге я успела познакомиться с китайской журналисткой, которая, к моему сожалению, действительно великолепно владела английским. Она настойчиво интересовалась моими впечатлениями от автодрома. Пришлось сказать, что люди они добрые и отзывчивые, автодром отличный, большой, а главное потратили они на его строительство не больше 3 лет, что восхищает. «Естественно, — ответила она, — нас же много!» Отличный аргумент. В общем, мы подружились, не надолго, прямо до пресс-центра, далее нам пришлось расстаться (а китайских журналистов присутствовало много, а различить их я еще не совсем научилась).
Пресс центром оказалось одно из двух сооружений, перекинутых через трассу. Нас с китайской журналисткой приветливо встретили, выдали информационную папку (весом в пол тонны), по одному юаню для пользования личными ячейками, куда можно аккуратно сложить нажитое за это утро добро. Как пишущим журналистом нам полагалось место в пресс-центре. К сожалению, у окон все было занято (не удивительно, полдень субботы, а все приличные люди тут сидят с четверга!).
Но я все же выбила себе местечко у окошка. Поблагодарив всех, решаю обследовать территорию.
Оказывается, с противоположного окошка видна стартовая прямая, первый поворот и еще внушительный отрезок трассы, а из нашего окошка «только улицы немножко», а именно последний поворот и менее значительный кусок трассы. Не важно. В пресс-центре я просиживать не собиралась. Хотя здесь было уютно, прохладно и, главное информационно все понятно (благодаря экранам с трансляцией и таблицам). Но если я узнаю о результатах свободных заездов и квалификации на пару часов позже, чем все, это меня не расстроит!
Спускаюсь в паддок. Турникет. Магнитная карточка. Лениво наблюдающий за процессом охранник – китаец. Так сюда же можно целую толпу провести (мы же для них все на одно лицо)!
Итак, передо мной паддок шанхайской трассы. Огромное заасфальтированное пространство, несколько аккуратно посаженных деревьев, вокруг которых стоят лавочки. Непривычно. Нет ни одного командного грузовика, ни одного моторхоума, не раскинуты шатры командных hospitality. Все прячется в пирамидальных стеклянных домиках (по-моему, по три на команду), между ними проложены тропинки, мирно течет искусственная речка. Красиво. Но одиноко.
Народа практически нет (не удивительно, никто не хочет плавиться на солнце). Только телевизионщики терпеливо ожидают Михаэля Шумахера. Да редкие фотографы нехотя щелкают мимо проходящих или болтающих между собой знаменитых в узких гоночных кругах обитателей паддока. Пришлось устроиться на лавочке. Может и мне стоит достать фотоаппарат? Но тут как раз у меня появилась время изучить свою одноразовую аккредитацию: фотоаппарат был строго перечеркнут, а доступ имелся только в паддок и пресс-центр. Стало еще грустнее. Если бы мой фотоаппарат был простой мыльницей, а не огромным профессиональным цифровым фотиком – было бы здорово. Вынув сигарету, я решила значок не замечать и фотографировать все подряд. Получалось не очень. Я поняла, что мне не хватает внимательности. Настоящий фотограф за версту чувствует приближение своего объекта, а потом смело сует ему в нос свой объектив и делает бессмертные кадры (на некоторое время, ослепив своего героя).
Заставить себя подойти к Максу Мосли на полшага, сунуть свой объектив между ним и его собеседником, я физически не могла, поэтому держалась в радиусе трех метров, что сказалось на первых фотографиях. Пройдя пару раз по паддоку, столкнувшись с Роном Динисом, я поняла, что в принципе делать здесь нечего. Попыталась найти место для просмотра квалификации. Неудачно: терраса над боксами команд была зарезервирована для VIP гостей, и огромный негр объяснил мне, что попаду я туда только через его труп. Когда я начала жаловаться, что мне неоткуда смотреть квалификацию, он сказал, что даже если он меня пропустит, наверху стоит еще один негр и из него мне тоже придется сделать труп. Попыталась найти альтернативный выход: все перегорожено. Зашла со всех сторон. Везде меня остановили и уже настоятельно рекомендовали пилить в свой пресс-центр, пить халявный кофе, жевать чипсы и перемывать кости гонщикам.
Бреду в отчаянии восвояси. Навстречу попадается группа китайских товарищей, следующих по еще неизведанному мне маршруту. Присоединяюсь в конце цепочки. Через секунду я попадаю на подиум (не рановато ли?), далее они заходят в какую-то дверь, я за ними. Здесь то меня и разоблачили. Пришлось ретироваться.
До квалификации целых полтора часа. Решаю перебраться на шумную фанатскую сторону. Встреча назначена в Foster’s баре (их оказалось много, поэтому поиски друг друга занимают некоторое время). Да я еще окончательно заплутала. Приехала то я на шатле, а обратно они почему-то не ездили. Решила идти пешком, но по автобусным следам. В результате получилась отменная петля, плюс меня подхватил автобус для VIP гостей и насильно довез меня до VIP стоянки, находящейся в довольно-таки приличном расстоянии от трассы (как бы я не пыталась выйти у главных трибун). Пришлось бежать обратно. На главном входе мне сказали, что с моим пропуском вход с другой стороны центральной трибуны. Но я уже ничего не слышала. А так как по китайской весовой категории я XL, то спорить со мной бесполезно. Хорошо, что при расставании ребята выдали мне 100 юаней под отчет. Я смогла купить себе баночку пива и коротать время, грустно сидя на парапете в ожидании друзей.
И тут они выплывают. Счастливые, с новоприобретенным биноклем. Время они провели так.
Расставшись со мной ребята попали в объятия дружной братии продавцов биноклей. Так как наш бинокль почему-то остался к Москве (наказан?), решено совершить покупку. Ритуал торговли и за 100 юаней (вместо 500) чудо оптики защитного цвета и в потрясающем чехле стало нашим. Михаил Михайлович тут же убрал покупку, а зря: все новые торговцы хотели осчастливить ребят своим товаром. Тогда новый бинокль был водружен на шею.
Следующий вопрос, который всегда мучает обладателей билетов, купленных с рук, это их подлинность. А когда билеты приобретены в три раза дешевле номинала, этот вопрос мучает втройне. Простые билетеры, по старинке отрывающие купоны руками или пользующиеся дыроколом, были вооружены электронными машинами. А с автоматами отношения не заладились еще с утра. Ребята с боязнью доверили им свои билеты и им приветливо написали на английском: «GO». Предложение было переведено, как «проходи», а не «вали», поэтому ребята вошли на территорию трибуны «В4», где тут же были окольцованы специальными окольцовочными работниками. Браслеты у каждой трибуны разного цвета и выдавались каждый день разные. То есть за 3 дня гоночного уик-энда можно было обзавестись тремя великолепными пластиковыми браслетами. Но мы обзавелись только двумя.
Первый выход на трибуну, которая оказалась абсолютно пустой. Первый поворот. Великолепная видимость трассы. Вот оно – СЧАСТЬЕ! Квалификацию можно смотреть сидя, лежа, стоя, на голове, как угодно. Все это происходит в полном одиночестве, то есть обстановка интимная, поэтому романтическая. Но все же ожидаем появление большой профсоюзной группы товарищей, обязанных заполнить трибуну.
Подход китайцев к гонкам великолепен. Партия рекомендовала смотреть гонки – и этот призыв нашел отклик в массах. Группы заводчан, гос.работников и т.д. дружно приезжали на автобусах. Целые сектора (особенно на золотых трибунах) сформировывались по эстетическим канонам. Желтый сектор великолепно оттенял красный, зеленый — белый, синий — черный. Вопрос за кого болеть не возникал. В одежду какой команды одели – за ту они были готовы отдать душу. Болели неистово, рьяно, азартно.
А вот профсоюз или партийная ячейка, которая должна была обеспечить явку на трибуну «В4», видимо, услала всех на картошку, а сама приехала небольшой активисткой группой продавать билеты. Бизнес, видимо, был не ахти, т.к. трибуна даже во время гонки пустовала. Не удивительно. Слухи, распространяемые организаторами о полном отсутствии билетов уже за месяц до соревнований, не позволили многим желающим отправиться в захватывающее путешествие по Китаю. Соответственно, и спрос был невелик.
Вернемся к нашей трибуне «В4». Нам повезло, что солнце светило в спину и дул сильнейший ветер: все умирали от жары, а мы бы с удовольствием накинули на себя шубейку. Связь с паддоком поддерживалась при помощи SMS сообщений. Кажется, пора идти на встречу и глотнуть великолепного пива Fosters. По дороге ребята фотографируются с драконами и красивыми девушками.
Вот, наконец, вместе. Сидим на солнцепеке, приобретаем красный цвет кожи (успешно). Встреча с российскими болельщиками не состоялась, хотя мы честно обошли все бары и вглядывались в лица каждого посетителя, внимательно изучая русский он или нет. Если, после некоторых споров, в незнакомце или незнакомке были обнаружены русские черты (как нам казалось), мы с ними заговаривали, а когда нас не понимали, мы ретировались в поисках следующей жертвы. Иногда иностранцы заговаривали сами и их кандидатуры тут же отклонялись.
Так пролетело время. Ну что же, пора расставаться. Пойду смотреть на Михаэля Шумахера. Как он там готовится к квалификации.
Нашла кратчайший путь до пресс-центра. Он оказался очень удобным. Через 2 минуты я была по другую сторону барьера. Побродила по паддоку. Там опять никого: все готовятся к квалификации. Поднялась в пресс-центр и наблюдала безрадостную картину нового формата. Так и заснуть не долго. Снова спустилась вниз. Небольшая кучка журналистов и фотографов столпилась у боксов Феррари. Ждали кого-нибудь из пилотов. А Хитрый Рубенс вышел из соседней двери, сел на самодвижущийся самокат и укатил в логово команды незамеченным. Стало понятно, откуда ждать Михаэля. Он проделал тот же маневр: журналисты остались с носом. Прекрасная игра: кошки-мышки. Пойду досматривать квалификацию.
Зрелище это монотонное и однообразное. Где-то на десятой минуте, я заметила толпу, собравшуюся у технических боксов. Приглядевшись, я поняла, что пилоты после своего быстрого круга выходят в паддок и попадают в руки телевизионщиков. Отличная возможность увидеть всех пилотов. Нельзя ею не воспользоваться.
Достаю фотоаппарат, встаю перед входом, с каким-то профессиональным фотографом. Он всех окликает по имени. И великолепные фотки готовы!
Шумахер должен был стартовать последним. Вышел его пресс секретарь и сказал, что Михаэль к публике выходить не будет. А небольшой комментарий даст, как всегда, на пит-лейн. А пропуска на пит-лейн у меня нет…
Получаю SMSку с первого поворота: ребята прыгают от радости. Шумахер вылетел в первом повороте. Мишка впервые на гонке и тут такое счастье!
Иду на пресс конференцию, понимая, что Шуми там не будет. Захожу в зал – там никого, а трансляция уже идет… Неужели я опоздала? Кто-то из новичков тоже пытается прорваться к пилотам.
Милая представительница FIA объясняет, что сейчас идет телевизионная версия, и никто из журналистов на ней не присутствует, зато дальше будет настоящая, где нас с нетерпением ждут. Так я узнала, что пресс – конференции две… А пока мы все дружно наблюдали на экранах складный, хорошо заученный рассказ пилотов о тех трудностях, которые они преодолели во время квалификации, о тех долях секунд, которых не хватило или наоборот хватило для занятия более выгодной позиции на стартовой решетке. Пару слов на родных языках (кроме Баттона) и пилоты престали перед нами.
Журналистов было не много, поэтому я заняла место в первом ряду. Обстановка сложилась дружеская, непринужденная. Рубенса все время пытали вопросами о Михаэле Шумахере. Как же так, детская ошибка и как результат – последнее место на стартовой решетке. Каковы шансы на призовое место в гонке? Баррикелло вежливо объяснял, что его напарник великолепный пилот и если все в гонке пойдет гладко, он может претендовать на очки, а вот стать первым будет не легко (и в глазах блеснула надежда), хотя прецеденты уже были.
После пресс конференции я покинула паддок, так как нам нужно было успеть в город до 7 вечера, чтобы прикупить билеты на самолет в соответствии с заранее запланированным маршрутом.
A встреча с российскими болельщиками все-таки произошла!
Продвигаясь к своей трибуне, ребята встретили группу товарищей с российским флагом. В центре композиции – девушка. А мы как раз искали Наташу. Девушка действительно оказалась Наташей. Только не той… В свою очередь она поинтересовалась не из группы ли мы Юли. Но ребята ее разуверили. Они – из группы Светы. Группа Юли сидела на трибуне «В1» и с «В4» были отлично видны развивающиеся флаги России.
Квалификацию ребята смотрели во всеоружии. К проезду Михаэля Шумахера подготовились: у одного в руках камера, у другого фотоаппарат. А Шуми возьми да вылети. Так у нас получилось отличное видео и несколько неплохих (только очень мелких) снимков. Михалыч был так ошарашен, что не смог воспользоваться зумом.
Встретившись после квалификации, мы сразу рванули к стоянкам автобусов (путь не близкий, пол трассы все-таки). Где-то на четверти мы обнаружили огромную очередь, куда послушно и встали. Так бы там и провели долгое время, если бы разведка не доложила, что очередь эта не та и нам нужно пройти чуть дальше и просто забраться в свой автобус.
В дальней дороге мы успели перекусить, поспать, строго посмотреть на орущих китайцев и изучить официальную программу организаторов ГП Китая. Как всегда пилоты предстали в неожиданных ракурсах. Фотохудожник постарался на славу. Дэвида Култхарда не узнала бы даже родная мама. Также в программе подробно рассказывалось, как провести время в Шанхае. В том числе указана какая-то ресторанная улица. Ее то мы и решили посетить.
Также решался вопрос, каким образом добраться от стадиона до отеля. Такси? Представьте себе четверть населения Китая, доставленная в одно место, охотиться за свободными машинами. Шансов мало. Но есть одна хитрость: просто втихоря пробраться впереди всех и как ни в чем не бывало уехать через 2 минуты. Некрасиво? Но у нас была уважительная причина: агентство по продаже билетов закрывалось через 20 минут.
Стремглав влетев в отель, мы увидели плотно закрытые двери агентства. Ну что ж… Будет считать вечернюю программу открытой. Пошли с вопросом на reception. Нам ответили, что очень сожалеют, но агентство уже закрыто и мы могли бы прийти завтра. Здесь нам пришлось подробно рассказать нашу сагу (томов 10) о том, что в 6 утра мы должны покинуть отель, т.к. в наши планы входит посещение ГП Формулы 1. О том, что мы так торопились, что бежали всю дорогу. И, наконец, какого дьявола агентство закрыто, когда написано, что есть еще 15 рабочих минут, за которые мы легко успеем заказать билеты (здесь спикер срывается на крик, а остальные персонажи грозно вращают глазами). Также было ясно, что за 15 минут нам не справится с задачей никогда.
Дама впала в глубокое раздумье, возвращения из которого мы терпеливо ждали. Потом сообщила, что сейчас вызовет работника агентства и как только он придет, она позвонит нам в номер. На удочку «пойти в номер» мы не попались. И чтобы дама поняла всю серьезность наших намерений, расположились табором (вещей за день было нажито немало) на креслах перед reception.
Сотрудник не спешил. А мы изучали наши приобретения. Настоящий китайский товар: сумка с символикой трассы потеряла свое дно, не прожив и дня (к ней бы приложить китайский скотч), на бинокле значилась крупная надпись «made in Russia» (где-то на границе?)
Наконец то туристический работник прибыл, и мы начали долгую задушевную беседу (по-английски он не говорил ни слова). Разговорник, список китайских городов на 2 языках, вырванный в каком-то самолетном журнале и полный состав работников reception, каждый со знанием 2-3 английских предложений, помогли скоротать незабываемый вечерок.
Через час стали известны наши дальнейшие планы. Шанхай будет покинут нами утром в понедельник. Билеты значительно опустошили наши запасы юаней и что самое важное запасы юаней в отеле.
Незначительной суммы на еду на троих никак не хватало. Может быть, кого-нибудь оставить в номере? Нет! Принято решение искать обменный пункт до победного. И делать это на рекомендованной путеводителем ресторанной улице. Редкие пешеходы могут двигаться с такой скоростью: это мы осматриваем рестораны. Ни одного обменника, да и в ресторанах не были рады долларам США. Навстречу нам попались парни, которые при виде нас на чисто русском языке сказали: «одни америкосы вокруг»! Мы решили обратиться к соотечественникам, и они нам поменяли 100 долларов.
А теперь на поиск еды. Улица эта была рекомендована путеводителем не зря. Здесь собрана отменная коллекция разнообразных ресторанов: мексиканские, итальянские, французские, японские, немецкие, только очень мало китайских. Европейская еда в китайском исполнении никак не привлекала, а многие китайские рестораны оказались чайными (опять помог разговорник, где мы легко вычислили иероглиф «чай»). Наконец мы остановили свой выбор на в меру пафосном ресторанчике. Традиционно долгое изучение меню, и в результате: отменный угорь, блюдо, которое значилось крабами, а на поверку оказалось какими-то слизистыми кубиками в крабовом соусе (именно выяснению происхождения кубиков и был посвящен вечер: соя? Белок? Какая-то паста?), какое-то мясное блюдо и спасительное пиво.
Покидая ресторан, спасли угря, который выпал из аквариума (думаю, что ненадолго, кто-нибудь все равно его съест). По дороге зашли в бар, где призывно играла музыка.
Но настроение было уже не то, и мы ретировалась в отель, где прекрасно провели вечер перед голубым экраном телевизора. Все описываемые события произошли накануне празднования 55-летия образования КНР. И у нас была счастливая возможность встретить это событие с многомиллионным китайским народом. По всем тридцати (если не больше) каналам ТВ шли праздничные концерты. Стройные ряды хоров военных женского и мужского пола прославляли величие китайской Родины, Кобзоны, Львы Лещенки, собирались по двое и по трое и пели что-то задушевное. Китайские Винокуры и Петросяны искрометно шутили. Китайский «Аншлаг» во главе с Китайской Региной Дубовицкой из последних сил развлекал народ. Пришлось выключить телевизор… (под предлогом, что нам рано вставать).
Воскресенье
Ранний подъем. Гонец послан за кипяточком. У каждого было что развести. Ведь накануне недалеко от отеля мы обнаружили продовольственный магазин. А у каждого уже накопились тайные желания. Михалыч уже неделю пытался попить настоящего кофейку (и мы купили ему великолепную кружку с растворимым кофе), я мечтала попробовать настоящую китайскую лапшу (прикупили пару коробочек), и обнаружила сушеные помидоры и не смогла устоять. По пути в отель мы их дружно попробовали. Помидоры оказались сладкими. Сушеные сладкие помидоры – моя очередная роковая ошибка! Выбросить жалко, так они и проделали все путешествие по Китаю вместе с нами.
Светка мирно пила чай (и была абсолютно права). Я же решилась распечатать коробочку с супом. Нарисованное мясо оказалось порошковым, плюс выдавалось некое количество пакетиков с разнообразными субстанциями, которые я планомерно присоединила к лапше и залила кипятком. Попробовав полвилки (а именно вилка сервировалась к данному продукту), я залила горючими слезами весь номер. Остальным хватило понюхать дымящийся острый суп, и они присоединились ко мне.
Но Михалыч не растерялся, пожурил меня за распечатывание всех пакетиков (по его мнению, субстанция в них крайне остра), и преложил лапшичку промыть. Самое лучшее занятие в 6 утра, особенно если торопишься на парад пилотов, поэтому поддержано было единогласно. И все переместились в ванну. Кто советом, кто действиями, помогли промыть китайские макаронные изделия, которые все равно остались нестерпимо острыми. Времени на дальнейшие эксперименты, типа высушивания лапши и отряхивания с нее перца, пришлось отложить. На другие горячие напитки запаса воды в термосе не хватило.
Так мы и отправились на трассу. Наше мастерство в ловле такси росло на глазах слепых китайских таксистов. Через 2 секунды мы в машине, вооруженные карточками с иероглифами. У стадиона уже собралась внушительная толпа. Так как запас денег у нас пополнился не сильно, ребята рвутся навестить своего старого знакомого «автомат – обменник». Всеми правдами и неправдами мне удается их уговорить поискать обменник на трассе.
Встаем в заметно удлинившуюся очередь. Едем час в автобусе. На этот раз трассу обходим по внутренней дорожке (во-первых, это короче, во- вторых, скрываемся от продавцов биноклей). Чуть раньше назначенного времени (11.15) занимаем исходные позиции. Проходя через пресс-центр, я заметила небольшую толпу, наблюдавшую за боксами Феррари. Ведь Шуми будет стартовать последним, и болид остался в распоряжении команды. Вот они и тренировали смену колес и заправку. Упорно откатывали машину и начинали все заново. Длилось, видимо, это процедура достаточно долго, и энтузиазма у публики вызывала все меньше. Я тоже покинула наблюдательный пункт.
Захожу в паддок и наблюдаю уже не просто игру в кошки-мышки, а настоящую охоту: Михаэль Шумахер пересекает пространство между командным шатром и боксами (делает это почему-то пешком, что недостаточно быстро). Его преследует внушительная толпа. Ярко красная форма видна издалека. Те, кто находится на недостаточно близком расстоянии к кумиру, взвинчивают темп и переходят на бег. Переходит на бег и Михаэль Шумахер. Но одна китайская фанатка так разогналась, что, не рассчитав своих сил, спотыкается и падает под ноги Красному Борону. Он соответственно спотыкается об нее, но не падает (великолепная координация? Фитнес?) Но тут же попадает в неприятную ситуацию. С одной стороны, он находится в полушаге от спасительной двери, а народ, готовый заполучить в качестве сувенира «кусочек Шумахера», продолжает сбегаться, с другой стороны, бросить распластанную на асфальте пусть и китайскую, но леди (тем более все кругом фотографируют эту сцену) было бы не по-джентельменски.Через секунду китаянка на ногах, Шумахер в боксах. И у всех есть, что обсудить до парада пилотов.
Через некоторое время к техническим боксам сходятся все пилоты. Жаль, что кадров на карточке остается все меньше и меньше. По традиции в нужный момент все должно заклинить. Так и есть, самая большая карточка не читает ни одной фотографии, но говорит, что полностью заполнена. Паника? Пока нет. В общей сложности у меня осталось 50 фото.
Замечаю, что многие фотографы проходят на пит-лейн через соседние боксы. Поступаю так же и я. В неразберихе, царящей там, никто бы мне не помешал забраться в грузовик вместе с пилотами. Но все вежливо ограничиваются многочисленными фотографиями. Провожаем пилотов в путь. Фотографируем зрителей. Через некоторое время встречаем пилотов. И до гонки мы совершенно свободны.
Для ребят долгожданный парад пилотов длился ровно секунду: грузовик двигался по трассе на впечатляющей скорости. Его конструкция был удобна для пилотов (сидячие в глубине места), но не совсем позволила зрителям догадаться хотя бы по яркой одежде, о приблизительном составе участников.
Прохожу через пресс-центр, набираю китайские хот-доги (они как понимаете, холодные), перекусываем на скорую руку и отправляемся изучать стенды команд и сувенирные лавки. Традиционные фотографии с машинами, полное изучение ассортимента (покупки решено произвести после гонки, так как цены обычно бывают ниже). Только Михаил Михалыч сразу обзавелся новой кепкой Семикратного с китайским драконом сзади, в качестве второй серии проекта «по борьбе с солнечным ударом».
Теперь можно и пивка глотнуть. Вступаем в беседу с иностранными гражданами то ли немецкого толи голландского происхождения, живущими и работающими в городке неподалеку. Почерпываем массу информации о тяжелой жизни экспатов в Китае, а также о том, что в этих местах после 14.00 традиционно идут дожди прямо при безоблачном небе. Что-то нам не верится в дождевую гонку, хотя, поживем – увидим.
Назначив встречу после гонки, перемещаемся на места согласно купленным билетам. Ребятам то хорошо! Первый поворот! А мне всю гонку торчать в пресс центре и наблюдать за быстро ползущими разноцветными жучками. Эх, была не была, попытаюсь проводить в бой пилотов и прорваться на стартовую прямую.
Уже знакомый проход через технический бокс. Меня никто не останавливает. И я оказываюсь прямо у боксов Феррари, где китайские гости, механики, Вилли Вебер, Росс Браун и Жан Тодт провожают Шумахера в дальнюю дорогу (300 километров – шутка ли!). Присоединяюсь к провожающим. Шуми садится в машину. Нам приходится немного потесниться, чтобы дать ему выехать на трассу. Все прошло успешно. Жан Тодт с невестой отправились ждать Шумахера на заработанную неимоверными усилиями двадцатую стартовую позицию. Как никогда хотелось присоединиться к ним. Но тут я попалась на глаза представителю ФИА, который сразу распознал во мне настоящую француженку, и сказал, что на стартовую решетку мне никак не пройти.
Не беда! На трассе Шанхая отлично организован pit wall и при большом желании я бы легко его преодолела. Но решила занять позицию именно там. Продолжалось формирование стартовой решетки. Мимо проследовали все пилоты, удалось досконально изучить слаженную работу механиков, тяжелую работу фотографов и pit girl, а Шуми все не ехал. Неожиданно он появился сзади и снова заехал в боксы. Как же так? Старта не будет? Ничего себе проводили в дорогу. Видимо, решением команды стал старт с пит-лейн.
Ну что ж, мы люди не гордые, можем проводить Шуми и второй раз. Но один из механиков был категорически против и никак не хотел пропускать провожатых к машине. Все сделали хитро и, не вступая в конфликт, просто обошли его. Обходная тропа пролегала через командный мостик Феррари. Надеюсь, ничего там не пропало, так как вся команда была слишком занята.
Вторые проводы затянулись. Пятнадцать минут беспрерывной фотосъемки. Незнакомые люди просили щелкнуть друг друга на фоне Шуми. Механики команд уже покинули стартовую решетку. И только плотное кольцо вокруг одинокой Феррари все не расступалось.
Проводы пелетона на прогревочный круг я осуществила с pit wall. Машины быстро растаяли вдали. И я понимала, что если на этой трассе организована хоть какая-нибудь маломальская система безопасности, старт и всю гонку мне с этой позиции посмотреть не удастся. Неплохо бы переместиться на командный мостик Феррари (он находится ближе всего), но боюсь, меня там пока не ждут, хоть я и в красном топике. Есть еще одно местечко, где меня тоже не ждут, но некоторое время там будет не так многолюдно.
Решено прорваться на подиум. Охрану там так и не поставили. И три-четыре ушлых зрителя уже уютно расположились у перил. Некоторые даже покуривали.
Практически начало стартовой прямой. Неплохое место для просмотра. Жаль, нет экрана, но все подробности сообщает дико орущий громкоговоритель. Пусть в основном поток информации китайский, но фамилии то мы как-нибудь узнаем.
Старт. И уши заложило окончательно, а беруши где-то потерялись в дороге. Шумахер стартует позже всех. Через несколько кругов болиды более менее рассредоточиваются, и становится потише. Я прошу своих новых китайских друзей сфотографировать меня на подиуме. После некоторых колебаний, они соглашаются. Но как бы намекают, мне, что на первую ступень пьедестала мне пока лезть рановато, я понимаю, что на вторую и третью тоже. Поэтому скромно встаю рядом.
В гонке как обычно ничего не происходит. Только теперь ни один пит стоп не проходил без нашего участия. Все болиды заметно замедлялись. И не скажу, что для того, чтобы нас поприветствовать, просто недалеко находилась линия лимита скорости.
Внимательно изучила работу механика Феррари, отвечающего за информацию, вывешиваемую на pit wall для Шумахера. Долго и нудно он выставлял отставание от Вильнева.
Вот и середина гонки. Кажется, денек складывается отлично! Но тут на подиуме появились организаторы соревнований с призами. Оторопели, увидев нашу дружную компанию. Поскольку большинство «наших» было китайцами, нам просто указали на дверь, а не стали требовать подробных объяснений, каким образом нам удалось организовать неплохую трибуну на подиуме.
Пришлось подниматься в пресс-центр. Там я хотя бы узнала, какие события произошли в гонке. За пит стопами наблюдать было тоже удобно. Многие фотографы, вооружившись подзорными трубами, пристегнутыми к фотоаппаратам, делали бессмертные снимки выражения глаз заправщика или механиков, менявших колеса. А у меня скромно получилась маленькая машинка, окруженная стайкой муравьев.
Ральф Шумахер, кажется, столкнулся с Култхардом. И был по этому поводу очень не доволен.
За 8 кругов до конца, я решилась идти к подиуму. Но уже не через технические боксы (там ждали болиды победителей), а через специальные ворота для фотографов. Я надеялась, что китайцы не разбираются в тонкостях цветовой гаммы пропусков. Китайцы и не разобрались. А мой знакомый француз – Фиашник, сразу понял, что меня здесь быть не должно. Но мужественно сказал, что плохо видит, и в данный момент не видит меня совсем, но встать мне будет удобнее сюда, и он указал на специальный подиум для фотографов.
По одному прибывали победители. Выставили болиды у подиума, поприветствовали команды. Феррари в полном составе, включая Люку де Монтеземоло (размахивающего итальянским флагом), поздравляло Рубенса Баррикелло. Ведь именно он был первым, второй – Дженсон Баттон, третий – Кими Райкконен. Все остальные гонщики припарковались вдоль заезда на пит-лейн и отправились на взвешивание. Кроме Шумахера, который присоединился к командным поздравлениям Рубенса.
Подиум. Обливание шампанским. Традиционное сбрасывание с подиума бутылки для команды. Всеобщее ликование! Все места на подиуме были заняты достойными! Пойдем, поприветствуем ребят на пресс-конференции. Телевизионный вариант уже подходил к концу. И вот первые призеры Гран При Шанхая предстали перед нами. Традиционный обмен мнениями. Рубенс и Дженсон жестами сравнивают прохождение каких-то полюбившихся им поворотов.
Далее — вопросы из зала:
— Вы были самыми быстрыми гонщиками Китая в этот уик-энд. Скажите, что вы чувствовали, когда ездили по этому городу с китайскими водителями.
Рубенс сказал, что впечатлен ловкостью и кажущейся беспорядочностью стиля вождения китайцев. И предпочел бы этого совсем не видеть, так как собственные нервы дороже и езда лоб в лоб совершенно не в его вкусе.
Дженсон сказал, что оберег себя от нервного срыва достаточно просто. Его возили на мини автобусе, и он всю дорогу проделывал лежа, ни одним глазом не осмеливаясь взглянуть на дорогу.
— Понравилась ли вам новая трасса?
Рубенс сказал, что трасса великолепная, современная и т.д. Но если в следующем году на ней не будет отеля для гонщиков, он будет спать на полу прямо в пресс-центре. Жить в полутора часах сумасшедшей езды от трассы – это не в его вкусе.
Все остальные скромно согласились с предыдущим оратором.
Пора расставаться. Захожу в пресс-центр, беру всю информацию по гонке, пару хот-догов, чипсы и направляюсь в сторону выхода. Неожиданно лифт, который раньше нас свободно возил до первого этажа, изменил режим работы и окончательно перестал принимать людей на посадку. Вместо этого предлагалась логическая китайская система: спуститься на один этаж ниже на соседнем лифте и только потом пересесть на этот. Никакие уговоры и объяснения нелогичности не помогут: по-английски за время уик-энда так никто и не заговорил.
По случаю, этажом ниже, находились кабинки комментаторов. Решила навестить Алексея Попова. Заглянула повсюду, и везде мне были рады. Только «русский голос Формулы 1» не нашла.
Жду ребят на условленном месте. А они уже совершают первый набег на палатки. Основным лейтмотивом просмотра гонки стала дума, как же все будут уступать Шумахеру дорогу. Первым был Панис. Он ловко заехал в боксы, якобы следуя своей тактике. Но следующим был Вильнев, а всем известны лирические отношения этих гонщиков. Так они и ехали друг за другом, пока Шуми не развернуло, и он решил, что гонка «не его» и окончательно перестал бороться.
Такой феерический успех нельзя не отметить. Обмениваемся впечатлениями с очередной группой иностранных болельщиков. Фотографии на память! Пиво! А вот уже и темнеет. Скидки должны быть что надо! Делаем последние покупки и начинаем обход трассы. Делаем это неуклюже и медленно. Шесть вечера – а автодром полностью опустел. Ни одного зрителя, и даже мусор весь убран. Поторапливаемся. Не хотелось бы провести ночь в этом одиноко стоящем в поле сооружении. Уже практически бежим.
Тут сзади подъезжают мотоциклисты и жестами предлагают нас довезти. После некоторых колебаний соглашаемся. И с ветерком, на трех мотоциклах подъезжаем к стоянке. Стоянка посыпана плотным слоем гравия и только мне удалось жестами уговорить водителя подвезти меня прямо к автобусу. Остальные остались на въезде. И повинуясь стадному чувству, мой дурень к ним присоединился. Придется, утопая в камнях идти опять пешком. А случилось то, что, желая показать Михалычу мастерство вождения по бездорожью, мотоциклист заложил в щебне феерический вираж, в результате которого у пассажира образовались ссадины на руке и порвались брюки. И восторженный пассажир теперь нещадно торговался с целью снизить оплату за проезд. И это ему удалось!
Слава богу, автобусы еще ходили. Но не так резво. Мы присоединились к небольшой группе ожидающих. Двое из них оказались русскими. Но попытка заговорить с ними потерпела фиаско. Они притворились глухими русскими или русскими, понимающими только друг друга.
Наконец, подошел небольшой автобус. И мы уже выстроились в нестройную очередь. Но тут водитель заартачился и вступил в длительные переговоры с организаторами трансфертов до Шанхая. Разговор велся в эмоциональном ключе, и, поскольку, организаторов было больше, шофер был вынужден открыть двери. И мы все послушно влезли в авто. Но он не сдался! Только выехав за ворота, он остановился, открыл капот и стал всячески делать вид, что машина не исправна. Мы уже начали подумывать, что зря с ним связались. Спектакль продолжался некоторое время, пока нас не заметил работник стоянки, который просто дал нашему извозчику по шее. И машина починилась сама собой.
Но наши приключения только начинались. Оказывается, водитель просто не знал дороги в Шанхай (и никогда в нем не был?) Читать он, по-видимому, тоже не умел, так как не следовал огромным указателем с надписями Шанхай на всех языках. В результате мы осмотрели все окрестные деревни, спросили дорогу у дюжины прохожих. Вместо часа дорога заняла два.
Зато мы узнали некоторые особенности китайского характера от англичанина, уже два года проживающего и работающего в Шанхае. Например, о неумении китайцев стоять в очереди и пропускать кого-либо впереди себя. Неизменная картина, прибывающего на первый этаж заполненного до отказа лифта, открывание дверей и попытка всех ожидающих тут же забиться вовнутрь, не выпуская прибывших. Объяснить бесполезность этого занятия не удалось пока никому… Непринужденная беседа помогла убить время и, что главное, сдержала от убийства водителя.
Прибыв в Шанхай, мы тут же отправились осматривать башню «Жемчужина Востока», старый город, иллюминация которого гасла у нас на глазах. Было довольно поздно. Поужинать все же удалось в уже знакомом нам ресторанчике, где мы были последними посетителями.
А на следующий день мы распрощались с Шанхаем и отправились покорять центральный и северный районы страны.
Итак, в процессе путешествия мы узнали, что китайцы придумали пельмени, фарфор, чай, шелк, Венецию, порох, сады, казино, небоскребы, желудевый кофе, цирк, оперу (особенно Пекинскую) и т.д.
Не удивлюсь, если через некоторое время выяснится, что Формула 1 тоже была задумана этим неутомимым и трудолюбивым народом.
Комментарий автора:
Но Михалыч не растерялся и преложил лапшичку промыть. И все переместились в ванну. Кто советом, кто действиями, помогли промыть китайские макаронные изделия, которые все равно остались нестерпимо острыми.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
катя
25.06.2008 at 20:22
шанхай
меня зовут катя.последнее время живу в китае.так вот текст статьи мне очень понравился восприятием путешественниками происходящего происходящего вокруг нанаш вгляд странного.забавно то что нас удивляет китай одинаково когда смотришь на него в первые.прочитав рассказ я пережила знакомство с китаем вноь .милое ощущение ностальгии что ли сама на гоках не была но отлично помню погоду и настроение в шанхае но исправно посетила обе вечеринки посвящённые этому событию