Одним прекрасным майским днем мне несказанно повезло: руководство нашей компании, направило меня в 5-ти дневную командировку во Францию. Мне повезло вдвойне, ведь командировка начиналась в первый рабочий день после празднования 60-ти летия победы в ВОВ, а значит мне удалось прибавить к поездке 4 дня майских праздников. Но и на этом везения не закончились: у меня нашелся попутчик, а именно один из коллег, которого командировали во Францию в это же время и который, также как и я, оказался непрочь погулять лишних 4 дня. А дальше уже дело техники: мне пришла идея, что не стоит 4 дня сидеть в Париже, а лучше всего махнуть на прокатной машине к Атлантике в Нормандию и Бретань. Коллега с идеей согласился? и мы принялись строить планы и намечать переезды.

В результате трех дней приготовлений за 12 часов до отлета мы имели следующее:

1.Резервирование машины в компании AVIS (http://www.avis.fr/) на 4 дня за 160 евро.Мы должны были взять автомобиль в аэропорту Шарль де Голь и сдать его в одном из городков центральной Франции (месте нашей командировки).

2.Бронь гостиницы сети B&B (http://www.hotel-bb.com/) в пригороде Гавр (Le Havre), местечке Арфлер (Harfleur) на 1 ночь (Нормандия)

3. Бронь гостиницы сети B&B в Сен – Мало (St Malo) на 2 ночи (Бретань)

4.Весьма слабое представление каки куда ехать, но чтобы обязательно были Монт-Сен – Мишель (Le Mont St Michel), и Канкаль (Cancale)

5. Распечатки маршрутов до предполагаемых гостиниц, сделанные при помощи специального сайта http://www.viamichelin.com/viamichelin/gbr/dyn/controller/Driving_directions. Данные распечатки не пригодились совсем.

6. Подробный атлас автодорог Франции, одолженный у коллег в офисе. Оказался самой нужной вещью.

7. Неистощимый запас оптимизма и огромное желание сделать что-нибудь такое – сами не знаем что.

7 мая 2005 года мы вылетели из Шереметьево 2 в направлении Парижа. Перед отлетом решили не нарушать старой доброй русской традиции и с удовольствием распили бутылочку бейлиса в зоне отлета. За распиванием проворонили начало посадки на борт. Опомнились минут за 15 до планируемого вылета и, забеспокоившись на тему того, что нас не сажают, рванули к посадочным воротам. В результате поднялись на борт последними, чего со мной не случалось никогда, так как в самолет я бегу всегда впереди планеты всей. Весь полет коллега настоятельно советовал мне поизучать карты, почитать путеводители, определиться более детально с маршрутом, а я лениво отмахивалась, решив, что мимо Монт-Сен-Мишеля все-равно не проедем, а все остальное – как повезет. В самолете удалось немножко поспать и вполне прилично позавтракать. Полет как всегда доставил удовольствие, особенно при взлете и посадке, когда интересно смотреть в окно на убегающую и наоборот приближающуюся землю. Кстати летели мы на самолете имени Чайковского, меня приятно удивило это новшество называть самолет не просто борт 766, а имени хорошего человека. Вот мелочь, а все-таки лишняя положительная эмоция в поездке.

Прилетев, мы отправились на паспортный контроль, где произошел весьма неприятный случай. Мы стояли себе тихо-мирно, когда подошла группа агрессивно-настроенных арабов и стала нагло пристраиваться впереди нас. Не люблю, когда лезут без очереди, это неприятие к халявщикам у меня еще с советских времен осталось, однако скандалить я тоже не люблю и уже было настроилась пропустить граждан, но их количество стало стремительно увеличиваться. Пришлось восстанавливать статус – кво и быстро бежать к стойке первой. Тут арабы стали скандалить и меня оттеснять, но неожиданно на помощь пришел французкий таможенник, который напомнил гражданам, о том как именно надо стоять в очереди и вообще отправил эту группу в другой пропускной пункт. Мы благополучно прошли контроль и отправились искать машину, руководствуясь схемами и указателями. И вот оно свершилось: наш прекрасный Опель Корсо дождался своих временных владельцев - Ура! Путешествие начинается!

И начинается оно с вопроса а куда ехать-то? В какую сторону Руан – первый город нашего маршрута? Франкоговорящий коллега решил спросить на стоянке у охраны, однако то, что они ему насоветовали мне совершенно не понравилось, еще бы ехать до Парижского перефирика, когда судя по карте, есть множество более коротких путей. Надо только найти эти пути, а это уже мое дело, коли я штурман. И мы отправились «вон туда, по той улице и направо», и конечно же сначала поехали в противоположном направлении. Количество дорог и развязок в районе аэролпорта Шарль – Де – Голль ужасало, и хотя ранее я «работала» штурманом на дорогах Хорватии и Португалии, этот прошлый опыт – ничто перед развитой дорожной инфраструктурой Франции. Я совершенно запуталась, нужные повороты мы пролетали, из-за того, что поздно замечали указатели, а когда ехали медленно, мы тормозили движение и вызвали неудовольствие потока. И если бы не мастерство водителя, вовремя успевающего перестроиться в нужном направлении мы бы и до сих пор колесили вокруг аэропорта Шарль Де Голль. Однако на третьем круге по одному и тому же месту я заприметила небольшой поворот на Сен-Дени и хотя искала я совсем другую дорогу, решила, что через Сен-Дени тоже можно поехать. Началась нескончаемая череда поселочков, разворотных кругов, улиц, куда очень хочется, но нельзя повернуть. Мы с честью преодолели все эти испытания и наконец-то вскоре оказались на трассе ведущей в Руан. Теперь можно было расслабиться, включить радио с непременно французким шансоном и наслаждаться дорогой. Между тем мы ехали по прекрасной французкой провинции, цветущие яблоневые и вишневые сады сменяли желтые и зеленые поля, живописные пригорки чередовались с равнинной местностью, старинные абатства мирно соседствовали с современными торговыми комплексами. Хотелось остановиться везде и сфотографировать все, приходилось изо все сдерживать себя, ведь если останавливаться у каждого желтого пятнышка поля цветущей горчицы и у каждого шато, то можно и к утру не доехать до нужного места, а ведь мы всего-то в 50 километрах от Парижа и все интересное у нас впереди.

К трем часам дня мы прибыли в вожделенный Руан, но в первую очередь нас интересовали, увы, не красоты этого древнего города, а всего лишь хороший французкий ресторан. Мы запарковались на узкой улочке с трудом протиснувшись в небольшое пространство между автомобилями и отправились на поиски пропитания. Но, а поскольку времени было много, то все рестораны естественно оказались закрытыми. Для информации, рестораны во Франции обычно открываются в 11-30 и работают до 13-30 , или 14 –00, предлагая дневное меню, а потом закрываются на перерыв до 19-00. К Парижу это правило не относится, там во многих местах дневное меню предлагают до 7 вечера. Однако вернемся к хронологии наших злоключений, в одном из мест после длительных уговоров нас согласились накормить. Мы уютно уселись и только тут я обратила внимание на атмосферу ресторана: все было выдержано в легко узнаваемом ориентальном стиле. Мы слишком торопились, когда сюда входили и даже не посмотрели куда попадаем, а оказывается любезно приютили нас в ресторане афганской кухни, местечке, принадлежащем семейной чете, приехавшей из этой когда-то дружественной нам страны. И хотя если бы я знала направленность ресторана, то будучи во Франции никогда бы туда не пошла , тем не менее еда мне понравилась: отлично замаринованное мясо, коего в Москве нигде не найдешь и на дессерт – прерасный морковный торт со взбитыми сливками. Вкус еды совершенно непривычный и оригинальный, кто будет в Руане – рекомендую: ресторан Аркадия на улице Виктора Гюго.

Подкрепившись, отправляемся смотреть Руан, город известный главным образом тем, что здесь на старой площади сожгли самую прославленную девушку Франции – Жанну Д’Арк. Однако легенды, связанные с казнью орлеанской воительницы лишь малая толика того интересного, что есть в Руане. Это и прекрасный готический собор Нотр-Дам, и башенные часы “Gros-Horloge”, и Дворец Правосудия, и церковь Сан-Маклу, и многое- многое другое. Но даже если всего перечисленного там бы не было, старая часть Руана все-равно манила бы к себе туристов со всего света большим количеством домов, великолепно декорированных в старинном стиле, когда деревянные перекрытия строения, представляют собой элемент его украшения. Хотя возможно средневековые граждане Руана, создавшие эту красоту и не подозревали, что творят произведения строительного искусства, а всего лишь руководствовались соображениями практическими – создать комфортный, безопасный и надежный дом. В отличие от многих других городов Франции, со зданиями в подобном стиле, в Руане используется не только черное и коричневое дерево, но и покрашенное во все цвета радуги, включая розовый и голубой. И если в других городах получился черно-бело-коричневый коллаж, то в Руане каждое здание имеет не только собственный уникальный рисунок линий деревянных перекрытий, но и собственный оригинальный оттенок. Смотрится очень красиво, словно талантливый сюрреалист нарисовал несколько хаотичных линий на белом холсте, добавил жизнерадостный цвет и вот каждый дом стал отдельной картиной.

К сожалению, наша прогулка по Руану была ограничена во времени – надо было успеть до ночи приехать в отель, поэтому пришлось покинуть город, предварительно купив в одном из супермаркетов, морепродуктов на ужин. Мы снова в пути, на этот раз в машине звучит классика от Рахманинова до Баха, и мы едем к месту нашей первой ночевки – отель B&B в Harfler. Сеть отелей B&B была выбрана нами еще в Москве по причинам наличия множества хороших отзывов о ней в интернете и по оптимальному соотношению цена – качество – 30 – 35 евро за одноместный номер. Один недостаток: мы могли ночевать только в тех местах, где были отели этой сети и именно потому нам пришлось ночевать в окрестностях Гавра. А если бы B&B не был бы на стоп сейле в Довиле, то специально в Гавр мы бы не поехали, ибо это крупный портовый, современный город, не представляющий для меня большой интерес. После заселения и ужина на ресепции отеля мы таки съездили в Гавр, посмотрели на яхты и круизные суда, сфоткались на набережной, полюбовались закатом и отправились восвояси. Первый день нашей поездки был закончен.

Второй день как было договорено накануне начался рано в 7-00, быстренько позавтракав, мы отправились в Онфлер. Краткий путь туда лежал через мост, оказавшийся одновременно началом платной дороги до Довиля (Deaville) и Кана (Caen). Стоимость вьезда – 5 евро. Признаюсь, у нас было мелькнула мысль не заезжать в Онфлер (Honfleur), а гнать прямо по трассе, но по счастью мы вовремя отказались от этой дурной идеи и, проехав один из самых известных мостов в Нормандии, свернули на Онфлер. Мы попали в средневековую сказку. Онфлер оказался именно тем местом, в которое я всегда мечтала попасть, но не знала где оно находится. Мы запарковались около милейшего садика с совершенно простыми по декору каменными фонтанами, клумбами и цветущими деревьями. Посидев на скамейки и подашав свежим воздухом атлантики, мы направились в центр. Осмотрели снаружи музей моря и красивое аскетичное здание непонятного назначения, по настоящему старое и очень запоминающие. Подумать только когда-то этот спокойный городок, в котором так комфортно и интересно, был штаб-квартирой банд фальшивомонетчиков и местом стоянки пиратских судов. Криминальные элементы Онфлера нанесли французкой казне немало убытка , а об их здорово прикрашенных приключениях, местные жители до сих пор слагают легенды. Однако вернемся в наше время, мы продолжали осмотр города и свернули на площадь Храма и Колокольни Святой Екатерины. Эти церковные строения датированы 15 веком , но являются действующими. Наша прогулка совпала по времени с церковной службой и по всей площади, залитой весенним солнышком разносился звук колокола, перекликающийся с доносившейся издалека барабанной дробью (где-то за домами шла подготовка к параду). Внутри церковь оказалась довольно аскетичной, впрочем не лишенной своеобразия и действительно старинной. От церкви в разные стороны ведут маленькие узкие улочки, где два человека уже с трудом могут протиснуться мимо друг друга. Потом мы наблюдали как выплывают катера из живописнейшего затончика в центре города и как рабочий с помощью умной автоматики поднимает мост, чтобы выпустить эти кораблики в открытое море. Поинтересовалась я и ценами на отели в этом милом месте, кажется номер в двухзвезднике стоит порядка 60 евро в сутки, а заодно я поразглядовала витрину агенства недвижимости. Как и ожидалось скромный домик со всеми удобствами можно приобрести за сумму в районе полмиллиона евро. Шикарные коттеджи обойдутся желающим еще дороже.

От Онфлера мы отправились в сторону очень популярного среди тех кто знает толк в хорошем отдыхе, курортного городка - Довиля. Теперь дорога шла по пригоркам вдоль моря, местами по небольшому серпантину. Queen напевали песню про чемпионов, их сменили Дорз, а потом Скорпионс с малопопулярной у нас песней про дикую реку. Прекрасные пейзажи сменяли один другой, а мы миновали Тровиль, проехали мост и оказались в Довиле. Надо было искать парковку и притом желательно бесплатную. Таковой в районах, прилегающих к центру Довиля не оказалось в принципе. После второго круга по городу мы запарковались в первом попавшемся удобном месте и стали соображать куда и как платить. Не поняв, - спросили. Узнали, что сегодня воскресение и все парковки бесплатные. Мы вздохнули с облегчением и отправились смотреть Довиль.

С моей точки зрения именно так должен выглядеть элитный курорт для богатых и очень богатых европейцев. Строгий английский стиль, без всякого налета всегдашней французкой безалаберности. Шикарные, элегантные, современные виллы, непохожие одна на другую, отели – дворцы, утопающие в цветах, великолепный широкий песчаный пляж с частными раздевалками, возле которых приделаны таблички с именами звезд мирового кино. Звезды правда к раздевалкам никакого отношения не имеют, по словам местных, эти таблички – символы города и напоминания о проходящих здесь кинофестивалях. В районе пляжа во множестве располагаются, конечно же тениссные корты и площадки для выезда на лошадях, занятия этими видами спорта до сих пор считается отличительным признаком принадлежности к элите. То тут, то там мелькают роскошные феррари, ягуары и ломборджини, однако народу не много – сезон еще не начался и купаться пока холодно. Цены в Довиле под стать антуражу – аренда лежака и зонтика – на день – 30 евро, а на весь сезон – 500 евро (оптом дешевле и тут), стоимость самого простенького обеда начинается от 25 евро на человека и т.д. Нам захотелось сыграть в Довиле в рулетку, уж очень обстановка располагала, мы нашли самое дорогое и знаменитое казино и приготовились выиграть как минимум миллион евро и купить виллу в столь понравившемся нам Онфлере, а заодно и феррари, чтобы периодически под настроение кататься в Довиль, но мечтам сбыться было не суждено, ибо вход в казино оказался 12 евро. Почему-то платить за вход нам показалось не стильным и к тому же по всему миру полно бесплатных казино, и мы покинули Довиль ради следующей точки на карте – города Кан. Вообщем – то мне понравился Довиль, хотя на побережье Ла – Манша много более живописных мест, из которых можно было сделать элитный курорт. Почему богатые выбрали Довиль – для меня останется загадкой.

По дороге на Кан популярный французкий певец прощался со своим любовником, а я пыталась сфотографировать пейзажи, что не удавалось из-за большой скорости движения.

После приморских городов, Кан не смотрелся, к тому же было облачно и накрапывал дождь. Мы погуляли по центру города с уже воспринимающимся как очередной готическим собором, осмотрели крепость, походили по крепостной стене, пофотографировали город свысока, мельком из окна машины видели аббатство. Кроме этого на Кан попало время обеда и мы перекусили в отличном французком ресторанчике. При отъезде из Кана неожиданно возникли затруднения, я не смогла разобраться с выездом на местное транспортное кольцо. Положение спас коллега, вовремя спросивший у прохожих куда ехать. Направление было найдено и мы помчались в Монт – Сен – Мишель - монастырь вырубленный на скале посредине моря.

Монт – Сен – Мишель – является одной из самых посещаемых во Франции достопримечательностей. Это рукотворный памятник человеческому труду. Вырубить из камня на крутой скале такую красоту, под силу лишь людям, либо одержимым идеей, либо , попавшим в чрезвычайное положение вследствие постоянной борьбы со стихией или иноземными захватчиками. Как бы там ни было, но мощь данного архитектурного сооружения очевидна даже на большом расстоянии - сразу как только это гора выплывает из-за горизонта. Пространство ощущается особенно остро, потому что гора, на которой построен монастырь, находится на абсолютно ровной местности. Фактически Монт – Сен – Мишель – единственная возвышенность, вокруг которой на многие километры простираются луга с пасущимися барашками. Идиллическая картина. Метров в 500 – 800 от монастыря предусмотрена остановка для транспорта. Здесь традиционно все выходят из автомобилей, чтобы сфотографировать Монт- Сен – Мишель издалека и (или) себя на его фоне. Непосредственно возле монастыря организована – платная (4 евро) парковка, при въезде на которую весит предупреждающая табличка, о том, что зоны 1, 2, 6 заливаются приливом в 19-30. Мы приехали во время отлива, когда вокруг горы можно было свободно гулять по песку. Было невозможно даже представить, что когда - нибудь в это песчаное царство придет вода, которую сейчас и разглядеть можно с трудом. Однако мы уже привыкли верить во Франции всем предупреждающим знакам, надписям и поняли, что для осмотра у нас всего три часа. На стоянке находилось как миним с 10 экскурсионных автобусов, позже в Париже, я узнала, что существуют однодневные экскурсии в Монт – Сен – Мишель из славной Французкой столицы, и стоят такие поездки – 90 – 100 евро.

Мы подходим к горе и оказываемся в сплошном людском потоке. Правда в сам монастырь идут не все: может из-за достаточно высокой входной цены в 8 евро, а может просто потому что предпочитают тусоваться на свежем воздухе во множестве садиков или гулять по песку вокруг острова. Мы осмотрели все, поднялись на самую вершину, походили по строгим каменным залам, посидели в монастырском дворике, спускались по узким витым лестницам, изучили гигантское устройство для подъема тяжестей. Все было очень красиво и интересно, но меня не покидало чувство, что я хожу по популярной туристической аттракции, а не по живому месту. То ли я просто устала в этот день, то ли туристов было слишком много, то ли бежали мы слишком быстро, но чего-то мне не хватило в этой прогулке по монастырю. Вместе с тем сейчас по просшествии времени, ничто не вспоминается так часто как именно это место.

Налюбовавшись Монт – Сен – Мишелем в отлив, мы решили съездить пообедать, а потом вернуться и посмотреть как играют волны вокруг стен древнего монастрыря. Поесть захотелось в настоящем деревенском ресторанчике, который еще надо было найти. Покрутившись по трассе мы обнаражили, то что хотелось – настоящую харчевню, обедая в которой можно разглядывать Мон – Сен – Мишель издалека. В ожидании заказа мы наблюдали как тысяча овечек переходит трассу, возвращаясь с лугов в родные стойла. Сплошной овечий поток, преградивший путь машинам, если не ты едешь в этой машине – есть весьма завораживающее зрелище. На ужин, что неудивительно, нам подали блюдо из ягнятины, сделанное в соответствии с кулинарными традициями этого региона. Вкусно перекусив, мы вернулись в Монт – Сен – Мишель и поразились произошедшим с ним переменам, издалека казалось, что гора растет прямо из воды, вокруг монастыря были волны, а там, где стояла наша машина – раскинулось море.

Надо было ехать дальше. Ситуацию осложнило то, что за ужином мы продегустирвоали не только ягнятину, но и вино. Здесь хочется спеть оду французким законам, позволяющим управлять автомобилем выпив немножко чудесного красного вина. Однако легкое опьянение затруднило процесс ориентирования на местности, хотя в конце – концов мы нашли и Сен- Мало и наш отель. Кстати успели вовремя – до закрытия администрации. Иначе пришлось бы заселяться через автомат, а общение с грудой железа пусть и умного, для русского туриста менее приятная процедура, чем личное знакомство с девушками, заселяющими гостей. Полученный номер был точно такой же как и в предыдущей гостинице. Наверное номера во всех отелях B&B абсолютно одинаковые. Перед сном меня потянуло на добрые дела, а именно накормить невесть откуда взявшегося голодного кота остатками вчерашнего ужина. Коллега мой порыв не разделил, и наблюдать, как котик за обе щеки уплетает дорогие морепродукты мне пришлось в гордом одиночестве. Когда кошачья трапеза подошла к концу, я отправилась к себе в номер спать. День второй был закончен.

Третий день был самым расслабленным так как длительных перездов не предстояло. Первое место, в которое мы поехали был Динар (Dinard). С архитектурной точки зрения город милый, но без каких-либо изысков. В Динаре хороша прибрежная зона, когда смотришь на кажащуюся бирюзовой воду со смотровой площадки - сквозь ветви елей и кипарисов. Как ни странно, чем ближе спускаешься к воде, тем сильнее меняется ее цвет, а на самой набережной море уже не биюрзовое, а темно – синие. Такой вот интересный обман зрения. От Динара по совету одного из встреченных в отеле бекпакеров, мы направились к мысу Фреел (Cap Frehel). Выбрали в высшей степени поэтическую дорогу, в объезд полуострова, вдоль моря мимо рыбацких поселков St Lunaire, ST Briac и других. А теперь представьте себе: синяя гладь воды, по которой разбрасаны зеленые островочки, небольшие бухточки с прекрасным желтым песком, стоянки маленьких лодочек и катерков, отсутствие людей, маленькие домишки и шикарные коттеджи, и все это умело вписано в природный ландшафт. Идеальное место для отдыха, но надеюсь никто и никогда не догадается сделать здесь курорт, ведь иначе все очарование пропадет.

Тем временем мы выехали на трассу, нашли поворот на мыс Фреел и поехали по узкой проселочной дороге. В одном из мест на попался указатель «Кальвадос, Сидр – 500 метров» и мы решили придерживаться этого направления, уже очень захотелось настоящих Бретонских спиртных напитков. И мы их получили сполна: взяли аж 6 бутылок Сидра, ибо в меньших количествах сей напиток не продавался. Честно разделили по три бутылки, и я стала думать, что делать со своей частью, не тащить же в Москву. Впоследствии, когда я распила бутылочку с коллегами, выяснилось, что это отличнейший сидр, который невозможно купить в супермаркете, что делают его в очень ограниченном количестве и по специальной методике.

Крестьянское хозяйство, где мы купили спиртное, было очень оригинальным: маленький садик, с подстриженной травкой, невысокими деревьями, стоящими на земле декоративными гномами и утками, все очень чисто и пахнет свежескошенной травой, которая вылажена в маленькие декоративные стога. Понравился флигель в виде мельницы и крохотный игрушечный колодец, на клумбе с маргаритками.

После дегустации, осмотра и покупок наш путь продолжился и скоро мы прибыли к мысу Фреел. Когда-то я была на мысе Рока в Португалии и он поразил меня своей мощью и величественностью. Мыс Фреел совсем другой по атмосфере и ничего общего с мысом Рока не имеет. Все-таки мыс Рока – это признанное туристическое место, со стоянкой для больших автобусов, сувенирными лавками и т.д., мыс Фреел несколько более дикий, хотя во Французком понимании дикий, это не в русском понимании. Там есть и маленький ресторанчик и туалеты, и отделенные веревкой пространства, чтобы туристы не вытаптывали траву, вообщем все блага цивилизации. Дикий – это скорее ощущение, чем реальность. На мысе Фреел – действительно красиво, высокие скалы, покрытые розовыми и белыми цветочками, небольшие каменные остравки, особенно впечатлило место со скалой в виде высокой каменной башни, где сотни чаек нашли свое пристанище. Стояла отличная погода, солнечная, безветренная и сидеть на скалах, смотреть как плавают катера, слушать курлыканье чаек было сплошным удовольствием.

Однако даже в этом райском месте не все оказалось так безоблазочно, как хотелось бы, когда мы вернулись с прогулки и подошли к машине, мы обнаружили плачущую женщину. Как выяснилось из паркованного рядом с нами автомобиля, принадлежащего пожилой чете украли деньги, документы, карточки, камеру и что-то еще. Я тут же кинулась проверять на месте ли наши паспорта и билеты, спрятанные в багажнике. К счастью, все было в целости и сохранности, но этот эпизод быстренько вывел меня из состояния безмятежности, возникшего на мысе Фреел. В человеческом обществе расслабляться нельзя, а ценности нужно хранить в сейфе, хотя и это гарантией не является. А людей было искренне жалко, теперь им надо было ждать милицию, составлять протоколы, день будет безнадежно испорчен.

Наступало время обеда, а откушать мы еще утром решили не где-нибудь, а в устричной столицы Бретани – городе Канкале. К часу мы прибыли в желаемое место, и поехали не в центр, а сразу в порт – этакую мекку любителей устриц. К слову сказать в центре Канкаля, мы так и не побывали. В порту царит неповторимая атмосфера обжорства, никогда ранее мною не встречаемая, вдоль всей набережной тянется нескончаемая вереница ресторанчиков, где практически нет свободных мест,. Даже для парковки найти места на набережной и в прилежащих закоулках, оказалось нереально, несмотря на то, что все эти парковки платные. Остановились мы достаточно далеко, но возле неработающего автомата оплаты за парковку и платить естественно не стали, мы очень торопились присоединиться к этому миру кушающих устрицы. Кстати, чтобы поесть устрицы вовсе необязательно идти в ресторан, можно за копейки закупить их на маленьком рынке и расположиться прямо на парапете набержной. При покупке, вам откроют устрицу, выдадут тарелку и половинку лимона, а дальше кушайте на здоровье.

Мы решили поесть в ресторане, это для начала, а потом догоняться устрицами на набережной. Мой праздник желудка начался сразу как только официантка поставила блюдо с 9 штучками четвертого размера. Устрицы самого большого размера гордо носят номер 0 и они не выращиваются специально, это все дикие экземпляры. Мы успели в Канкаль очень вовремя, ведь еще неделя и у устриц начнется сезон размножения, а тогда их вкусовые качества заметно изменятся и не в лучшую сторону. А пока устрицы великолепны, сдобренные лимонным соком или уксусом, они приятно обжигают язык. Сейчас в Москве я думаю, что лучше бы я их вообще никогда не пробовала, ибо меня теперь просто неудержимо тянет назад в Канкале еще поесть устриц. Эти девять штучек я ела очень долго, растягивая удовольствие и конечно запивала белым вином. После устриц была вкусная рыба, с гарниром из кислой капусты и отличное фисташковое мороженое, а потом мы сытые и довольные побрели к устричному базару. У меня уже не было сил есть что –либо еще и я, оставив коллегу дегустировать дальше, направилась фотографировать устричные поля.

Пейзажи в районе порта Канкаля – просто невообразимые: кругом на песке валяются лодки, очевидно еще утром, здесь было море, а сейчас оно оставило прибрежную зону и синеет где-то вдали. Если пройти до конца по мосту, то можно увидеть едва заметный, но точно узнаваемый холмик вдали – Это Мон – Сен – Мишель. Но вернемся к устрицам, я долго гуляла по полям, где их выращивают. Там построены небольшие резервуары, наполненные водой и в них живут устрицы. Причем если устрицы не продаются за один день на рынке, то они возвращаются обратно в резервуары и лежат там до следующего дня. А вообще устрица хранится не более 5-6 дней, после чего протухает и становится опасной для потенциального едока.

После устричного пиршенства мы поехали смотреть город, где у нас была гостиница – Сен – Мало. Там есть страя часть, окруженная стеной. Как и многие города Сен – Мало строился по принципам военной крепости, видно пираты активно злобствовали в этой части побережья. Однако сейчас старый город превратился в самое, что ни на есть туристическое место, с огромным количеством бутиков, сквериков и ресторанчиков. Можно подняться на крепостную стену и вы будете вознаграждены видом на море, отличный песчаный пляж, камни и очень симпатичный старинный форт. Мы долго думали где- бы нам поужинать: с одной стороны неудержимо хотелось в Канкаль к устрицам, но с другой стороны хотелось еще походить по Сен – Мало. В этот раз культурологические пристрастия победили кулинарные, мы наскоро поели в одном из ресторанчиков в старой части и еще гуляли по городу и его набережной. В какой-то момент прогулки нам попалось казино, реанимировав мечту о миллионе евро и вилле в Онфлере. Мы было ринулись играть, но рулетка не работала, а сбрасывать деньги одноруким бандитам желания особого не было.

Поскольку следующий день обещал быть самым тяжелым, все-таки надо было преодолеть 500 километров, мы решили не ехать в ранее запланированный Динан, милый средневековый городок поблизости, а отправиться спать. К слову, утром мы тоже не заехали в Динан по разным причинам, о чем сейчас я страшно жалею.

Наш последний перед работой день прошел в дороге. Ехать по Франции легко и приятно, дорожные покрытия хорошие. Единственное, что не понравилось – часовая пробка возле Ренна (Rennes). Сначала мы мирно стояли в ней как и все законопослушные французкие граждане, но в какой-то момент «русская энергия без вектора» дала о себе знать, и мы объехали пробку по самой крайней полосе, предназначенной для полиции и скорой помощи. Французы удивленно наблюдали за нашими маневрами из окон, а мы, стыдясь и говоря себе, что это первое и последнее нарушение ехали вперед. К счастью, быстро показался наш поворот, и мы съехали с этой забитой автомобилями трассы. В этот раз мы нигде не останавливались для осмотра достопримечательноятей, а лишь поели в придорожном кафе для дальнобойщиков. Еда в этом кафе оказалась вполне вкусной как почти везде во Франции, а персонал дружелюбным. Правда в этом месте, я оказалась единственной девушкой и все смотрели на меня с нескрываемым удивлением.

Последние километры до места нашей командировки мы ехали с опасением, что бензин может закончиться прямо на дороге. Нам не попалась вовремя заправка и мы тянули из последних сил, надеясь на «авось». Авось не подвел и в этот раз, мы доехали, залили машину бензином и приготовились сдать ее обратно в AVIS. В итоге за 4 дня мы проехали 1184 километра и заправились на сумму ровно 100 евро. По приезде мы рапрощались и разошлись каждый по своим уже рабочим делам и встречам. В субботу меня ждал Париж, но этот город как известно «стоит мессы» и отдельного рассказа. В целом ездить по Франции легко, приятно, интересно, а проблем с ориентированием и безопасностью практически нет и уж если мне еще выпадет в жизни шанс повторить подобную поездку, то я его не упущу.

Монт-Сен-Мишель - монастырь вырубленный на скале посредине моря. Монт-Сен-Мишель - является одной из самых посещаемых во Франции достопримечательностей. Это рукотворный памятник человеческому труду. Вкусно перекусив, мы вернулись в Монт - Сен - Мишель и поразились произошедшим с ним переменам, издалека казалось, что гора растет прямо из воды, вокруг монастыря были волны, а там, где стояла наша машина - раскинулось море.

1. Ольга
    Ольга 23 мая

спсибо
    за хороший рассказ. Скажите, а много ли вы заплатили за автобаны? Говорят, там все автобаны платные.

2. Lora
    Lora 23 мая

От Автора
    Единственное за что мы заплатили - 5 евро за вьезд на платный мост. В остальном мы избегали всех платных дорог. бесплатыне имеют отличное покрытие, и виды красивее на них.

3. kagen
    kagen 30 мая

Ольге / Автору
    В Бретани нет платных дорог, этим-то она и хороша.

4. Lora
    Lora 30 мая

От автора
    зато в Нормандии платных дорог полно.

5. kagen
    kagen 01 июня

Автору
    Да, одна - из Руана в Кан - :)

6. Lora
    Lora 02 июня

от автора
    Одна? ну может быть, но что-то нам без конца попадались указатели на платную дорогу, может на эту одну...

7. Татьяна
    Татьяна 30 октября

отличный рассказ! Захотелось в Нормандию немедленно! Но собираемся в следующенм мае, так что для меня очень полезна вся информация. А как быть, если не владеешь ни французским, ни английским? Только чут-чуть немецким? Кто там нас поймет? ...

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire – Включенный в список шести лучших ресторанов мира 2005 года…