Собор Бутруса в Гуш-Халаве

Гуш-Халав - край влюбленных и долгожителей

Скромная, по местным меркам, вилла

Гуш-Халав - край влюбленных и долгожителей

Колокольня церкви, похожая на купол мечети

Гуш-Халав - край влюбленных и долгожителей

Народный сказитель

Гуш-Халав - край влюбленных и долгожителей

Песни народные, блатные, хороводные...

Гуш-Халав - край влюбленных и долгожителей

Абу Луис готовится к сбору урожая инжира

Гуш-Халав - край влюбленных и долгожителей

В переводе с иврита «Гуш-Халав» - «молочная скала». Название арабской деревушки, раскинувшейся на одном из живописнейших холмов Верхней Галилеи, очень емко отражает характер этого края: земля, текущая молоком и медом, этакая Швейцария на Ближнем Востоке!

В начале сентября начнется сезон сбора инжира. Урожай в этом году выдался на редкость богатым - раскидистые ветви деревьев гнутся под налившимися соком спелыми плодами.

80-летний фермер Абу Луис заблаговременно готовится к горячим денькам: он заказал в Хайфе специальные картонные ящики и сторговался с водителями грузовиков. Дом Луиса виден издалека: стены громадного складского помещения, выкрашеные в ярко-оранжевый цвет, сияют, как спелый апельсин.

- Сколько у вас внуков, уважаемый? - спрашиваю я Абу Луиса.

- Трудно подсчитать, - хохочет он, - но десятка три - точно, а может - и больше! Вы бы еще спросили, сколько у нас с женой правнуков. Целая «хамула»!

В переводе с арабского «хамула» - клан, численность которого порою достигает нескольких сот душ.

Гуш-Халав - израильский аналог Абзахии: край долгожителей. При райском климате и экологически чистых продуктах сам бог велел крестьянам жить до ста двадцати лет и больше. Впрочем, ничто человеческое благообразным старцам не чуждо: кто-то до сих пор покуривает трубку с ароматным табаком, другие утоляют жажду сухими винами, произведенными из отборных сортов растущего прямо во дворах винограда.

Прогуливаюсь по улицам Гуш-Халава, точнее - по крутым склонам, на которых ловко примостились дома местных жителей.

Смотровая площадка, с которой открывается панорама на величественные холмы Галилеи, расположена на приличном расстоянии от центра Гуш-Халава, но даже в августовскую жару столь солидная дистанция преодолевается с необычайной легкостью: климат здесь европейский, лицо обдувает прохладный ветерок.

Мои попутчики, в большинстве коренные израильтяне, судорожно расчехливают цифровые камеры, чтобы увезти с собой пару десятков уникальных кадров. Археологи обнаружили в этих краях остатки строений и домашней утвари, относящейся к Византийскому периоду, - следы древнейшей цивилизации.

Историки свидетельствуют: порядка двух тысяч лет назад, когда в Иерусалиме еще стоял Второй Храм, древнееврейский город-крепость Гуш-Халав был захвачен римскими легионерами. Йоханан, бесстрашный защитник Галилеи, возвел вокруг городка надежную стену, но многочисленному римскому воинству удалось преодолеть эту преграду. Автор «Иудейских войн» Иосиф Флавий подробно описал, с какой нечеловеческой жестокостью римляне вырезали жителей Гуш-Халава - кровь окрасила воды Тибериатского моря.

До наших дней дошли остатки древнейшей синагоги, построенной в 250 году до новой эры и просуществовавшей минимум до 480 года н.э.

Сегодня большинство населения Гуш-Халава составляют арабы-христиане: мусульман здесь всего 35 процентов. Католический собор «Бутрус», возведенный на развалинах древней синагоги, соседствует с мечетью, в двухстах-трехстах метрах от нее высится причудливое строение маронитской церкви, купол которой, впрочем, изрядно смахивает на мечеть.

Гуляешь по улицам деревни, расположенной в семи километрах от Цфата, и испытываешь странное ощущение: кажется, что едешь на машине времени, переносящей тебя из одной эпохи в другую.

Комфортабельные виллы соседствуют с убогими приземистыми строениями, филиалы крупных торговых сетей - с примитивными доисторическими лавками, в каждой из которых можно купить всё, что твоей душе угодно, начиная с продуктов и кончая будильником. Звон колоколов перемежается с пением муэдзина, сияющие «мерседесы» уступают дорогу повозкам с впряженными в них трудягами-ослами... Ивритская речь прерывается арабской, в гармоничное двуязычие вплетается английский, русский, французский и даже японский: с некоторых пор Гуш-Халав привлекает не только израильтян, но и иностранных туристов.

Гордость деревни - народный сказитель Нимер Нимер, ходячая энциклопедия. В тенистом дворе его дома можно не только услышать витиеватые, будоражащие воображение истории, но и насладиться ароматным арабским кофе с гелем.

Пик экзотики - визит к музыканту Джорджу Самару. В палисаднике его дома можно расслабиться и отдохнуть, слушая восточные песни - то заунывно-грустные, а то и зажигательно-страстные.

Апогей путешествия, конечно же, обед в местном ресторане. Их в Гуш-Халаве целых два! В условиях жесткочайшей конкуренции каждый владелец изо всех сил старается угодить посетителям. Вегетарианцы, посетившие Гуш-Халав, убеждены: лучшего салата из свежих овощей нигде не откушаешь. Секрет прост: арабы мелко шинкуют помидоры, огурцы и другие овощи, а заправляют их соком свежевыжатого лимона.

Для влюбленных Верхняя Галилея - сущий рай: в любой деревеньке можно за умеренную плату арендовать царские апартаменты. Кое у кого в «циммерах» установлены бассейны-джакузи. Завтрак из свежайших овощей и фрукты гарантированы.

Добраться на машине из Тель-Авива до Гуш-Халава можно меньше чем за два часа. Главный ориентир - Цфат, всемирно известный центр изучения каббалы.

Комментарий автора:
...Йоханан, бесстрашный защитник Галилеи, возвел вокруг городка надежную стену, но многочисленному римскому воинству удалось преодолеть эту преграду...

Страницы1

5,0/5 (1)

1 комментарий

  1. Странник
    Странник 20 сентября

    израиль-вонючий отстой.Поезжайте в Египет или Сирию-не пожалеете!
    .

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад

Уникальный и удивительный Гефсиманский сад…