Дербент вечером

Дагестан

Дербент. Нарын-Кала изнутри

Дагестан

Дербент. Вокзал

Дагестан

Махачкала. Джума-мечеть

Дагестан

Махачкала. На площади Ленина

Дагестан

"Вновь поют колеса нам,
Мы - попутчики всем ветрам!
И уходит в тревожную даль
Магистраль"

1. От идеи до воплощения

Мне уже давно очень хотелось попасть в Закавказье, но обстановка там внушала некоторые опасения. Недаром же из пяти непризнанных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, четыре возникли именно на Кавказе (Нагорный Карабах, Чечня, Южная Осетия, Абхазия). Долгое время идею поехать в сторону Кавказа приходилось отметать на начальном этапе (исключением являются лишь наши две поездки в Абхазию), но вот удалось наладить переписку по Интернету с русской женщиной Еленой из Махачкалы, которая уверила, что у них в городе и вдоль побережья находится вполне безопасно. А тут еще ГосДума в январе 2005 года объявила в России 10-дневные праздники. "Ну, точно надо ехать!" - решил я, собрав команду единомышленников. Определились с таким маршрутом: поезд до Махачкалы, потом Дербент, Баку, Тбилиси и далее как пойдет по Грузии.

Единственный нюанс - для попадания в Грузию россиянам необходима виза. Ее можно получить прямо на въезде в страну за 20 долларов (в портах Поти и Батуми, при поездке по Военно-Грузинской дороге или в аэропортах Тбилиси, Кутаиси), либо заранее запастись ей в Москве (несрочная готовится примерно неделю и стоит 10 долларов). Мы выбрали второй способ (посольство в Москве находится на улице Остоженка, дом 26).

Так как поездка проходила по территориям разных государств, решил выложить рассказ в виде трилогии: Россия, Азербайджан и Грузия.

2. Москва - Махачкала и Новый Год

Вечером 31 декабря 2004 года (выезжали именно в последний день года, так как в эти сутки Российские железные дороги делают скидку на билет: тариф примерно вдвое дешевле среднегодовой цены) наша команда встретилась в вагоне поезда 85 Москва - Махачкала. Мы - это химик Павел, журналист-эколог Валерий, программист из Питера Александр, математик Николай, и мы с супругой. Также, в соседнем вагоне, ехала неизвестная нам доселе девушка Катя, гидролог по образованию. Так вот, каким-то образом Валера накануне поездки сообщил ей, что мы едем в Махачкалу в одном поезде с ней, и чтобы она приходила в гости, вместе встречать Новый Год.

Паша, как всегда, заранее закупил пива. Но в этот раз он не просто его пил, а оригинальным образом каждый час непременно встречал наступление Нового 2005 Года вместе с жителями того пояса страны, куда он уже приходил. Сначала в 17 часов (время московское) он выпил пива вместе с жителями Владивостока и Сахалина, в 18 - с читинцами, в 19 - с иркутянами, в 20 - "Ура Красноярску и Абакану!", в 21 - вспомнил о новосибирцах и омичах, в 22 - выпил с жителями Урала, в 23 - "За Самару!". Наконец, пришел черед встречи Нового Года и жителям центральной и северо-западной России. Наш поезд катил по Тамбовщине и по расписанию должен был прибыть на станцию Мичуринск-Уральский в 0.01, но машинист электровоза тоже хотел поскорее добраться в свой пункт назначения (далее к махачкалинскому поезду прицепляют тепловоз), до Нового Года. И уже в 23.51 мы вышли на перрон, прихватив с собой пластиковые стаканчики и бутылку шампанского. "Пиво, пирожки, семечки" - покричали около нас двое подростков. "М-да, ничего святого у людей нет, даже Новогодняя ночь является обычной работой" - резюмировал Валера. К слову говоря, не отмечали это событие не только торговцы с родины известного биолога, но и подавляющее большинство пассажиров нашего поезда. Человек 5 еще вышло на улицу из нашего вагона (почти полностью его пассажирами были жители солнечного Дагестана), все остальные уже отошли в мир сна, всем видом показывая, что западноевропейские праздники чужды мусульманам.

"Дорогие железнодорожники! Поздравляем вас с наступлением Нового Года, желаем в нем успехов и счастья!" - раздалось из громкоговорителей вокзала. Паша взглянул на часы, сообщил, что остается еще минута. "Ба-ба-ах" - это я шумно откупорил шампанское, Марина зажгла бенгальские огни: "Ура! С Новым Годом!".

Ночью по поезду прошли наряженные Дед Мороз и Снегурочка, поздравили всех бодрствующих, а детям (спящим или разбуженным) давали конфеты и печенье. Удивительно, но такого не было даже в воркутинском поезде, на котором ровно год назад мы ехали в Великий Устюг!

Утром, сквозь наш сон, Николай попрощался и вышел в Саратове. Остальные же проснулись уже тогда, когда поезд мчал по Волгоградской области. Интересной особенностью данной линии Урбах - Верхний Баскунчак является то, что она дважды на небольших участках пересекает территорию независимого ныне Казахстана. К счастью, расписанием остановки на тех участках не установлены, поэтому никаких таможенных досмотров не производится. Но все-таки остановились на пару минут на станции Сайхин, и за пару минут кто-то выгрузил ящики. Вокруг почти постоянно была степь. После Баскунчака стемнело, но я догадывался, что поезд продолжает двигаться по степям: сначала по астраханским, потом по калмыцким.

Проснулись, когда поезд уже шел по Дагестану. Эта республика является своего рода буфером между Россией "среднестатистической" и Закавказьем. Уже в Кизил-Юрте, на перроне, ощущалось, что вокруг совсем другая обстановка (и не только тем, что снега здесь совсем не было), другие люди. Как встретят они нас тут, на Кавказе?

3. Дагестан

Утром поезд прибыл в Махачкалу, на улице небольшой дождь. На перроне Лена встречала нас под зонтом: "С приездом в многонациональный Дагестан!". Действительно, это потрясающе разнородная по числу наций республика. "Народности Дагестана" - так называют 38 коренных национальностей: аварцы, лезгины, кумыки и другие. Так что, когда говорят "дагестанец", то следует понимать это не как национальность, а лишь как факт проживания или рождения человека в Дагестане.

Прощаемся с Катей - она решает не останавливаться в Махачкале, а сразу пересаживаться на пригородный поезд до Дербента. Поразившись смелости этой девушки (ехать одной в места не столь спокойные), идем в вокзал - 3-этажное железобетонное здание. На входе сидят милиционеры, которые нас сразу и тормозят с нашими рюкзаками. К счастью, проверка проходит легко. Лена быстро проясняет им ситуацию: "я - местная, а это друзья приехали посмотреть город". Милиционеры посмотрели паспорта, бегло взглянули на вещи и пояснили, что комната отдыха есть, надо подняться наверх. Свободных мест полно, заселяемся в 2-местую и 3-местную комнаты (200 и 150 руб. с человека соответственно), удобства минимальные, но нам достаточно. Обращаем внимание, что в туалетах бумаги нет, зато стоят разрезанные пластиковые бутыли с водой.

Осмотр города начинаем с памятника у вокзала. Это Махач Дахадаев на коне - активный участник революционного движения на Кавказе и борец за советскую власть, его имя и носит ныне город (изначально населенный пункт, заложенный тут в 1844 году как крепость, назывался Порт-Петровском, в честь пребывания в этих краях Петра Первого и его похода против Персии в 1722 году). Далее мы движемся по симпатичному приморскому бульвару. Вот и он - "седой Каспий". В пасмурную прохладную (по местным понятиям) погоду он выглядит действительно седым, угрюмым. Вдоль берега расположен песчаный пляж, пустынный в это время года, но имеются кабинки для переодевания, несколько навесов. Минут 10 стоим у берега, безмолвно смотрим на пенящиеся волны. Потом идем в город.

Лена показывает основные проспекты города - Ленинский (его предлагают переименовать в проспект Расула Гамзатова), Имама Шамиля. В центре города - у дома Правительства - бетонные блоки, по периметру милиционеры с автоматами. В общем, чувствуется, что обстановка не совсем спокойная, впрочем, на улицах тихо, все идут по своим делам, а на площади перед памятником Ленину поставлена огромная нарядная елка. На здании почтамта висит надпись из гирлянд: "Махачкала - лучший город России" (действительно, год или два назад, этому городу было присвоено такое звание, правда непонятно, за какие заслуги). Город относительно новый, традиционных достопримечательностей немного. Например, огромная Джума-мечеть с очень наглядными плакатами-напоминаниями о вреде курения ("И запретил Всевышний вам мерзости". Сура "Преграды"). Или махачкалинский маяк, особенно эффектно выглядящий в темное время - вращающиеся два луча в темном небе. Есть еще Успенский храм, находящийся в районе станции Махачкала-сортировочная, но, к сожалению, мы туда не успели попасть. А еще в Махачкале есть "MaGdonal`s" (именно так и никак иначе!) с гамбургерами и чизбургерами.

В центре города, когда мы искали Джума-мечеть, состоялась интересная встреча. Паша достал карту города и стал ее изучать. Рядом проходил дядька средних лет, увидел это и подошел: "Путешественники? Что-то ищите в городе? Мечеть? Пошли со мной, я вам сейчас все покажу". Мы переглянулись, но Лена сказала, что раз пригласили, то надо идти, иначе обидим человека. Минут через 5 прошли сквозь невзрачные стены небольших домов и попали в дом "дяди Магомеда" (так он представился). Вот тут мы и ощутили, что значит кавказское гостеприимство. Он познакомил нас с женой и сыном, хлопнул в ладоши, и минут через 20 на столе появились различные блюда и местный коньяк. "Вы - мои гости, гости Дагестана, я обязан вас встретить хорошо. Вы - мои братья и сестры. И пусть ваш путь будет красивым! Вот я вас тут встретил и желаю вам хорошего пути. И если у себя встретите чужого человека, пусть и ему будет хорошо. Передавайте всем знакомым: мы тут за дружбу, за гостеприимство. Приезжайте летом, отдыхать на море!". Он был искренне рад встрече, и даже достал национальный музыкальный инструмент (типа домры), на котором собирался нам сыграть, но не вышло: инструмент не был настроен. Да, это было совершенно неожиданно. Так что, исполняя его просьбу, хочу передать слова "дяди Мага" всем читателям рассказа.

Городской транспорт Махачкалы представлен незначительным числом троллейбусов (наверное, по самой низкой в России цене 2 рубля за поездку) и довольно забитыми маршрутками. Вечером транспорт ходит плохо, зато много таксистов, наверное, тоже по самой доступной цене в стране: проезд по городу стоит 40 рублей за машину!

Вечером Лена нас пригласила в гости на вкуснейшее местное блюдо - хинкал.

Утром второго дня 2006 года отправляемся пригородным поездом (электровоз и 4 видавших виды плацкартных вагона) в Дербент. Быстрее ехать на маршрутке (с южной автостанции), но нам было интересно проехать по Дагестану именно по железной дороге. Занимаем свободную ячейку, Паша раскладывает карту. Появляется проводник - мужчина без формы: "Докуда едем? Дербент? По 25 рублей". Саша протягивает студенческий. "Эээ, брат, с 1 января никаких льгот нет".

Недаром эта местность названа Дагестан, то есть "Страна Гор" - авто- и железная дороги зажаты Кавказом и идут вблизи моря. Поезд едет не быстро - 118 км за 2,5 часа - но с другой стороны это и хорошо: изучаем местную природу. Едем почти по равнине: в правые окна видны горы, в левых - иногда показывается Каспий. Проезжаем станцию с поэтическим названием Дагестанские Огни, и вот он - Дербент.

Дербент - старейший город на территории России, ему более 5000 лет. Одновременно, это еще и самый южный город нашей страны. Население - примерно 80 тыс.жит.

Проходим через очень красивый вокзал (содержит много милиции, у нас сразу же попросили паспорта на проверку), сверяем расписание вечернего поезда на Баку и идем первым делом к морю (в 5 минутах ходьбы от вокзала), где минут 10 гуляем вдоль песчаного берега, любуемся горланящими чайками, собираем ракушки на память.

Движемся в город через путепровод над железной дорогой, по нешироким старинным улочкам. Застройка очень плотная, в виде 1-2-3-этажных каменных домов. По русскоязычным названиям чувствуешь, что ты еще в России, но колорит города пытается это всячески опровергнуть. Людей на улицах мало. Неторопливо поднимаемся все выше (город очень рельефно расположен, почти над городом нависают горы), доходим до Армянской церкви (XIXв., сейчас там музей, закрытый по причине праздников). Далее улицы становятся совсем узкими: легковые машины там едва проходят. Кварталы хаотично застроены - очень колоритно!

Становятся видны городские стены с башнями - бывшая граница города. Поднимаемся все выше по узким улочкам, а навстречу нам бегут ручейки. Вот, наконец, и крепость видна. В боковые проемы стены горожане выкидывают мусор, коровы пытаются среди него найти что-то себе в пищу. А над всем этим - уже совсем близко - нависают горы, которые (по причине низкой облачности) задевают тучи.

Заходим в крепость "Нарын-кала". В зимнее время работает с 10 до 16 без выходных. Сооружение взято под охрану ЮНЕСКО, о чем напоминает табличка на входе. Посещение крепости платное, но цена небольшая. Решили взять экскурсию за 150 рублей (то есть вышло по 30 рублей на каждого, вот еще почему хорошо путешествовать не в одиночку - экономно!). Молодой экскурсовод показал нам крепость и рассказал ее историю. Подробности оставлю (в Интернете сведения о крепости имеются), сообщу лишь кратко, что внутри крепости есть ханский дворец, канцелярия, гауптвахта, каменная цистерна с водой, ханские бани, и яма для узников. Все это бережно сохранено. Кроме этого, сверху открывается потрясающий вид на город, многоэтажные дома далеко внизу, Каспийское море. В общем, рекомендую!

Назад спускались уже по темноте. Где-то внизу, среди тусклых огней, из мечетей и минаретов доносились таинственные голоса муэдзинов. В вечернее время город слабо подсвечивается. Но мы уже и не торопились - поезд будет лишь около 22 часов. Искали магазины, но их мало. В результате долгих хождений, нашли кафе, где и заказали ужин.

Такси за 40 рублей с машины (впятером размещаемся в "Жигулях-копейке") до вокзала. Саша, как компьютерный спец, придумал какую-то хитрую программу и с помощью СМС получает ответ из ж.д.билетопродающей системы "Экспресс-2": на поезд 55 Москва - Баку много свободных мест. Берем плацкарт в самом свободном вагоне, и два часа ждем в вокзале (милиция еще раз подошла посмотреть документы, но все корректно). Пока сидели, видели, как приехал с границы и уехал обратно электропоезд. Шли последние часы нашего пребывания в Дагестане - впереди Азербайджан!

Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
(Расул Гамзатов)

Почти не страшный Кавказ. Часть 2: Азербайджан
Почти не страшный Кавказ. Часть 3: Грузия

Комментарий автора:
…Ночью по поезду прошли наряженные Дед Мороз и Снегурочка, поздравили всех бодрствующих, а детям (спящим или разбуженным) давали конфеты и печенье…

Страницы1

4,8/5 (45)

3 комментария

  1. ДаГеСтАнЕЦ 05
    ДаГеСтАнЕЦ 05 24 июля

    ассалам алейкума всем и каждому ! !

  2. Гость
    Гость 11 июня

    ва салам всем

  3. Гость
    Гость 03 августа

    на самом деле, люди там действительно благожелательные и радушные.

Ваш комментарий