Вашему вниманию предлагаю текст, написанный два года назад для друзей. За это время многое, конечно, могло измениться. И Внуково уже не такой противный, и в Турции, кажется, деноминация прошла, и курс возможно изменился. Но в остальном, думаю, все по-прежнему. И София стоит на том же месте, и чистильщики обуви все так же назойливы, и город такой же интересный.
  Эта поездка была нашей первой «дикарской» вылазкой. Поэтому не обращайте внимание на некоторую наивность:)

Стамбул, Турция
  Декабрь 2003 – январь 2004

«...еще вчера меланхоличный серый дождь постукивал по карнизу окна нашего номера в отеле «GOLD», расположенного между районами Лалели и Бейязид славного града Стамбула.
  Как вы все догадались вчера я вернулся из новогоднего путешествия.
  Все началось 30-го декабря 2003 года в 5:30 утра - подъем, водные процедуры, завтрак, маршрутка, метро, снова маршрутка, аэропорт Внуково.
  Помыкавшись в поисках дешевого коньяка, мы в итоге нашли лавку торгующую «Квинтом» по 120 рублей за 100 грамм. Успешно заправившись, мы прошли регистрацию (где, кстати, заправились еще раз), паспортный контроль, и, наконец, посадку. Надо сказать, что стояла страшная суета и полное "оплевывание" бедных туристов со стороны служб аэропорта. Например, пришли три типа с большими телегами и попросили девчонок, мирно сидящих на лавочке в зале ожидания, встать. Девчонки встали, а мужики погрузили все скамейки на телеги и увезли в неизвестном направлении.
  Ладно, все это лирика.
  Полет прошел нормально. Спасибо Кавказским Минеральным Водам). И (о, чудо!) я впервые пролетал над открытым водным пространством. Кстати, облачность, тянувшаяся от Москвы вплоть до берегов черного моря, резко над этим самым морем заканчивается. Довольно прикольное открывается зрелище: море, блики солнца, корабли, береговая линия, и т.д. и т.п.
  Приземлились в аэропорту Ататюрк. За бортом +15. Свежий теплый ветер, голубое небо, зелень повсюду, и турки. Далее обратите внимание на тот факт, что багажная телега приехала к самолету одновременно с пассажирскими автобусами. Нас привезли в здание порта...
  Вот это аэропорт!!! Я был так поражен что у турков есть такой аэропорт!!!
  Во-первых, удивило отсутствие народа в залах прилета. Все очень красиво, модно, удобно, чисто, одним словом, приятно. Куча, просто куча, бесплатных (!) туалетов по всему аэропорту. В том числе и в зале прилета и в каких-то, на первый взгляд, чисто технических помещениях.
  Далее окошки, где продают визы. Что приятно - для америкосов виза стоит 100 баков, для бедных русских - 20. (Хотя там были и такие нации, с которых просят только 10). Все очень быстро, и без лишних проволочек. Как раз к тому времени, как мы добрались до выдачи багажа, там уже автомат выплевывал сумки на конвейер. Все очень быстро.
  Нас встретил человечек, который говорит по-русски как русский (в последствии выяснилось, что он никогда не был в России), нас посадили в зыкий маленький автобусик и повезли в отель.

Впечатление первое: все очень ярко (наверное из-за погоды), и колоссально узко - главная дорога, так скажем трасса из аэропорта в город, уже чем даже улица Дубнинская (или для тех кто не знает Дубинскую, то шириной как ул. Молдагуловой). Дорога была прелестна. Я был так воодушевлен, что пером не описать. Смотрите, справа море, в котором играют солнечные блики, корабли на рейде, набережная зеленая и похожа на парк (причем тянется она много километров), слева дома. Тут остановимся поподробнее.
  Даже не знаю как начать-то. Дома стоят тесно друг к другу. Но это не главное. Много зданий в аварийном или разрушенном (разрушающемся) состоянии. Много старых зданий. Старых, это времен византийской империи. На них зачастую настроены более новые. Короче, этакая свалка из архитектурных стилей и состояний. Не смотря на то, что ехали по узкой дороге, ощущения тесноты не было (все-таки море справа), но как только въехали в город... будто плечами шаркаешься о стены.

Впечатление второе: Лалели....передать это словами, боюсь, у меня не получится. Я пытался сфотографировать, но не уверен, что эффект от фотографии будет хоть немного такой же. Это как торговый центр, весь район - большой торговый центр, где фасады зданий это витрины. Узкие улицы, здания в четыре-пять этажей, где наверху шьют, а внизу продают. Куча народу, и все пытаются втюхать тебе что-нибудь. Повсеместно манекены, тюки, горы шмоток... короче, Черкизовский рынок.
  Отели натыканы на каждом шагу. Их так много, что наш был почти пустой; в то же время, довольно милый, персонал говорит по-русски, лифты чудные, номера симпатичные, ничего лишнего, ТВ с ОРТ, завтраки (немного необычная еда, но в целом, нормально).

Город.

Первый день мы выбрались только посмотреть округу. Прошлись по главной улице района (она главная для всего старого города) в поисках банка, чтобы сменять наши доллары на их лиры. Это позже мы поняли, что DOVIZ значит обменник (причем цивильный, красивый, а не такой, как у нас бывает). Нашли. Там ни вывесок с курсом, ни собственно окошечка для обмена валюты. Мне показали тетку в очках, сказали, мол, иди к ней. Она на бумажке написала мне курс (1 380 000), я дал ей доллары, она ушла. Если честно, то я думал, ушла она с концами. Однако лиры я получил. Это большие разноцветные купюры с волчьим лицом Ататюрка. Причем мелкие, милионные, купюры затасканы до состояния плохих половых тряпочек.
  Немного пройдясь по округе, мы свернули на нашу улицу, где проходя мимо какой-то харчевни, нас «поймал» ее хозяин. По-русски он пригласил нас отужинать. Надо сказать, что все официанты, продавцы, и просто какие-то люди пытаются тебя затащить в свое заведение.
  Нас покормили chicken kebab. Это шаверма, только поструганная в тарелку с рисом и овощами. В целом, вкусно. Выпили сок. За все с нас попросили 12 миллионов.
  На следующий день мы предприняли настоящий туристический выход.
  Пройдясь по главной улице вниз, рано или поздно, попадаешь на площадь Султанахмед. Это самое красивое, на мой субъективный взгляд, место из тех, что мы видели. Милая, компактная, зеленая площадь. Разноуровневая, с множеством ступенек и площадок, со старинными элементами, стенами и проч. С этой площади открывается великолепный вид на Голубую Мечеть - самую большую и снаружи очень впечатляющую, о шести минаретах. Много зеленых деревьев, названий которых я не знаю. Много котов и кошек. И это бросается в глаза. В городе нет собак. За пять дней я видел только одну и еще пару слышал. А вот коты чувствуют себя в городе совершенно вольготно. Их много и они холеные, а некоторые красивые. Также на площади много чистильщиков обуви (о которых я был предупрежден. Ха-ха). Это молодые повесы и старые бомжи. Короче, выглядят они по-разному, но у них есть общее - они все стараются почистить тебе боты. Подходя к «клиенту», они громко кричат «шушайн», что, предположительно, должно происходить от английского «shoe shine». Если ты говоришь нет, они предлагают все сделать бесплатно. Если ты отказываешься, они просят монетку, банкноту, что угодно. Настырные и назойливые. В конце концов мне даже приходилось орать на них типа NO!!! GET AWAY BASTARD!!! I don`t need clean my shoes.

Голубая Мечеть.

Спустившись с площади Султанахмед, пройдя через пространство, на котором стоит три памятника древней культуры (не стоит о них), оказываешься перед входом в Голубую Мечеть. Как только мы вошли во двор мечети к нам обратился очень респектабельного вида турок с тростью «where are you from my friend?» - спросил он. (Как заметила моя спутница, в моем обществе, ее для турок словно не существует. Они обращались только ко мне). Ну я мол говорю, что мы из раши, а он говорит ПРИВЕТ, ДРУГ. ПРОХОДИ ПОЖАЛСТА. Я говорю спасибо и прохожу мимо, а он мне ХОЧЕШЬ КОЖА НЕ ДОРОГО? А я ему: «Мы туристы, мы не торгуем». Он сразу заулыбался шире и ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ. (Вообще турки довольно приветливы, вежливы, и учтивы. Они обратятся к вам, когда вы их не ждете, но будут предельно дружелюбны).
  На пороге надо снять обувь (это понятно). Как в больнице бахилы, так тут пакеты для обуви в больших корзинах. Внутри все просто: ковры, мимбар, тусклые лампы, куча туристов. Ничего особенного. Зато снаружи я обнаружил совершенно потрясные объекты.
  Во-первых, мечеть немного приподнята и в цоколе, под лестницей, расположился ряд табуреток и краников, где благоверные турки не только моют руки, но и стирают носки. Это меня позабавило. Во-вторых, чудный двор, или площадь с северной стороны мечети с видом на Святую Софию.
  Далее мы направились к Софии, но, вот жалость, кончилась пленка в фотике. И каково было мое удивление, когда я узнал сколько она там стоит. Причем не только в туристических точках, но и в обычных магазинах вдали от туристских троп. За кодак 36 400 просят 10 миллионов (это 6,5-7 долларей). Поторговавшись могут сбросить до семи (4,5 доллара), но не больше. И мне даже один продавец на вопрос, что ж так дорого, блин, ответил - это у вас в России все дешево, а Истанбул - дорого. Вот так то!
  В Софию в этот день мы не попали. Оказалось, что вход стоит 15 мильёнов с человека (это больше 10 баксов), а лир у нас было мало, а доллары музеи не принимают. Ну мы пошли искать обменник и дошли до Гранд Базара.

Гранд Базар.

Это такой город в центре старого города. Он крытый и очень огромный. Мы прошлись только по малой его части, но купили все-таки кальян-табак-уголь. Написал о нем мало, но он впечатляет своими размерами. Просто не знаю, что вам о нем еще рассказать. Разве что – торгуйтесь обязательно! Цена может упасть вдвое по сравнению с начальной.
  Выйдя из базара зашли в кафушку поесть. Выпили Эфеса (которым турки очень гордятся), съели кебаб. Пошли домой. Вечер, однако. Хоть это и был Новый Год, ничего особенного мы не предпринимали. Я купил себе новогодний костюм, купили ракы (анисовая водка, фу!)... короче, все понятно.

Следующий день посвящали морю. До моря решили ехать на супер трамвае, который мозолил нам глаза с самого дня приезда. Это металлический, ультра современный поезд о трех вагонах соединенных меж собой. Вход на остановку через турникет. Жетон стоит мильён (0,60 бакса). Приехали в Эминёню, портовый район. Над Эминёню стоит жуткий рыбный запах (и вообще местами в городе довольно странно, как-то кисло, пахнет). Снует тыща народу, шкиперы предлагают свои услуги, начинается Галатский Мост.
  И это следующее впечатление: над мостом торчит тысяча миллионов удочек и с моста висит тысяча миллионов лесок. Миллион рыбаков расположились вдоль перил, у них банки с мелкими рыбами и креветками, и лотки с большими селедками (а на рыбном рынке продают таких рыб (гримаса отвращения), которых я никогда не видел). Тут же продают устриц. Тебе ее сломают руками-щипщами-не-знаю-чем выдавят туда лимон и пжлста ешьте. Фу! Окромя устриц, по всему городу продают жареные каштаны и фисташки. Огромные телеги с этими орехами двигаются по городу не спеша и покрикивая что-то на турецком. Каштаны мне понравились, впрочем, как и фисташки.
  За Мостом торчит Галатская башня. Как вы знаете, Стамбул стоит на семи холмах. Галатский холм, возможно не самый крутой, но зато самый видимый благодаря башне. По улице, которая есть крутая лестница мы поднялись на холм. Башня хоть и старая, но в ней модные лифты (!) поднимут тебя на обзорную площадку всего за 6 мильёнов. Вид - красивейший.
  Ужинали в пиццерии, за все про все 26 мильёнов. (Там есть, кстати и макдоналдс и бургер кинг, но мы ими пренебрегли).

На след день мы наконец-то добрались до Св. Софии. Ну я вам скажу, это что-то с чем-то. Что-то - это христианские святые на потолке, и вообще византийская эстетика. И как вы думаете с чем это? С мусульманско-арабскими вставочками! Над мимбаром апостол Гавриил выглядывает из-за огромного зеленого щита с арабской вязью. За библиотекой султана, на стене - Иисус Христос сотоварищи. Многое затерто и замазано. Посередь всего стоят леса реставраторов. Они такие большие и причудливые, что тоже достойны восхищения.
  Далее. Пространство огромное. Снаружи она не кажется такой большой. Высота потолка просто забубенная. Там забавно подниматься на второй этаж: по узкой, низкой, будто выдолбленной в стене мостовой. Не по лестнице, а просто по тропке каменной какой-то.
  После Софии прошлись до дворца Топкапы. Зашли в первый из множества дворов, но во дворец заходить не стали. Посидели на улице попили чай (больше похожий на отвар ромашки с шалфеем) и пошли гулять вдоль трамвайных путей. Вышли к вокзалу. Поехали домой, где ужинали не помню.
  Наверное осталось вам рассказать только о новом городе. Добираться туда надо так: от Эменёню (как туда ехать вы уже знаете), переходите мост и садитесь в метро. Жетон стоит 650 000. Приезжает один (!) вагончик. Все заходят в него и едут одну остановку, прямо до конечной. Дело в том, что в гору ловчее подняться на этом фуникулере. На выходе остановка трамвая, в который можно даже на ходу запрыгивать. Он гремя-звеня-тресясь прокатит вас по улице вроде нашего Арбата и привезет на площадь Таксим. Там современные дома, публика поприличнее.
  Потолкались на площади, и спустились по ужасно крутой улочке к морю. Там на берегу стоит дворец Долмабахче. У парадного входа стоит турецкий воин. Я поначалу думал он не настоящий. Стоит не шевелится.
  Попили на берегу чай, сели в автобус, поехали домой.

Я уже сам устал писать и потерял нить событий и всякую жалость к читателю. Поэтому буду заканчивать.
  В целом мне все понравилось. В конце концов я привык к городу и его обитателям (ко мне даже уже никто не подходил втюхать что-либо).
  Город с великой историей, и базарной судьбой. Остались места, которые хотел бы, но не посетил. По сему думаю, что когда-нибудь вернусь в сей чудный град, чтобы закончить начатое этой зимой.

Повествование получилось корявым и нескладным, так что если у вас есть какие-нибудь вопросы, не стесняйтесь, звоните-пишите».