Отзывы о туристических маршрутах Россия
Край, где рождается Волга
«Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек»
Обычно если говорят фразу «страна 1000 озер», то подразумевают Фин…
«Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек»
Обычно если говорят фразу «страна 1000 озер», то подразумевают Финляндию. Однако есть и в России уголки, в которых озер не меньше. Один из них — Селигер. Это не только огромное озеро на стыке центральной и северо-западной России, вокруг него раскинулись огромным голубым ожерельем озера поменьше, причем часть озер находится на островах, то есть фактически «озёра в Озере».
…Как-то в начале сентября разговаривали о разных путешественных планах с другом Алексеем, и выяснилось, что он собирается проведать в конце месяца на машине свой любимый Селигер, закупить клюквы и брусники на зиму. Не хочу ли я с ним поехать? Конечно, хочу! Правда, ехать он собирался с дачи из-под Обнинска в субботу утром, поэтому решили, что я с семьей все-таки поеду в пятницу вечером поездом 604 Москва — Осташков, погуляем половину субботы по городу, а там и встретимся. Сказано-сделано. Взяты билеты в плацкартный вагон (250 рублей), в 20.00 пятницы 23 сентября 2005 года отправляемся с Ленинградского вокзала.
1. Москва — Осташков
Поезд. Когда-то в 1980-х на Осташков ходил фирменный скорый поезд «Селигер». В конце 1990-х пассажиропоток спал, малодеятельные линии вокруг Осташкова стали работать только в дневном режиме (ночью движения нет) и поезд сделали дневным (утром из Москвы, вечером в Осташкове, также и наоборот), а народ сбежал на ночные автобусы. В начале этого века железнодорожники поняли ошибку, и поезд вновь стал ночным.
Итак — обычный пассажирский поезд, причем из Москвы он уходит еще и сцепленным с поездом 682 Москва — Боровичи. Чтобы избежать ситуации с «двумя 9-ми вагонами» на вагонах боровичской группы около номера написано «Москва — Боровичи». В пятницу вечером вагоны заполнены почти полностью. Наш плацкарт видел и лучшие годы, но ехать-то всего ночь, так что все довольны.
Чуточку опоздав, в 7.50 выгружаемся в Осташкове почти из пустого вагона: большинство вышло на промежуточных станциях (Кувшиново, Селижарово, Пено). Железная дорога в этих краях была построена в 1907 году, это строительство курировал сам царь Николай II. Сейчас Бологое-Полоцкая дорога считается потенциальным ж.д. заповедником, здесь почти полностью сохранилась архитектура начала прошлого века. Причем, не только в облике вокзалов. Обратите внимание хотя бы на архитектуру (пардон) туалета в Осташкове и вы поймете, что денег на красоту царь не жалел. К 100-летию дороги группа любителей-энтузиастов пытается призвать руководство РЖД организовать здесь туристические поезда с паровозами, добавив к многочисленным достопримечательностям Селигера еще одну.
Первым делом ищем камеры хранения. К счастью, на местном вокзале еще сохранились автоматические ячейки, только уже не по 15 копеек, а по специальным жетонам за 40 рублей. Затолкав в ячейку почти все вещи, отправляемся на автовокзал. Дело в том, что Алексей собирался возвращаться в Москву лишь к вечеру понедельника. Я сумел отпроситься на понедельник, а супруга — нет. Поезд с Осташкова уходит в 17.50, что рано, в результате для любимой был приобретен билет на автобус в 22.00 до автостанции «Тушино» (360 руб).
2. Осташков — главный город селигерскогого края
Осташков — районный центр Тверской области, город с 1770 года, население 26 тыс. жит. Название произошло от древнего рыбака, поселившегося в этом месте, звали которого Осташок (Евстафий). Впоследствии возникла слобода Осташевская.
От ж.д. и автовокзала до центра легко добраться городским автобусом №3. Садимся в подошедший ностальгический ЛиАЗ-677М, отправляемся. Но не тут то было. Оказывается сели не в ту сторону (автобус делает заезд к вокзалу в обе стороны, но сейчас едет не в центр), поэтому кондукторша просит водителя тормознуть вне положенного места. Почти следом идущая «гармошка» Икарус того же 3-го маршрута (но уже идущая в центр) подбирает нас (проезд 6 рублей) и мы, счастливые, добираемся до речного вокзала. В советские годы отсюда уходили теплоходы почти во все концы Селигера, в том числе и на самый север — в новгородский поселок Полново. Сейчас, увы и ах, не выдержав рыночной экономики, рейсовых маршрутов не осталось совсем, остается лишь туристический рейс по выходным дням в Нилову Пустынь и обратно: 200 рублей за 3-4 часа. В эту субботу он был, но поздновато для нас, в 14 часов. В другие ближайшие выходные дни этот рейс назначался на 11.
Посмотрев на Селигер с причала, где кроме нас были лишь два рыбака, отправляемся к колокольне Преображенского храма (самого храма уже нет), практически у подножия которой находится памятник Ленину — смотрится немного парадоксально, но, тем не менее, все это мирно уживается. Разделяет эти два монументальных сооружения выключенный фонтан с фигурой «два малыша» в центре. Правее — памятник партизанам и освободителям Селигера от фашистов. Как известно, в этих местах шли бои, но врага удалось остановить. В числе прочих, в сражениях принимал участие и покойный ныне дедушка моей супруги. После войны он со своей семьей часто ездил на Селигер отдыхать, полюбив эти места навсегда…
Идем на север города и снова выходим к Селигеру. Осташков — город небольшой по российским меркам, но при этом имеет свой поезд на Москву, а летом еще и проходящий с Великих Лук на Петербург. А все потому, что город является основным на довольно большом пространстве селигерского края. Будто подчеркивая это, «столица королевства озер» с трех сторон окружена Селигером, находясь на полуострове. Название «Селигер» считается прибалтийско-финским, но есть две версии перевода на русский: «Богатое плотвой озеро» и «Озеро, имеющее много плесов».
На мостках люди полощат белье, сбоку красуются маковки Житенного монастыря. И тишина вокруг. Взгляд неожиданно натыкается на стоящий неподалеку теплоход типа «Москва», на который садятся люди. Смотрю на часы — 10.52, автоматически вспоминая слова Игоря Лапшова, что на севере города есть причал военных, откуда ходят рейсы на Городомлю. Так, а это случайно не оно ли самое? Быстрым шагом направляемся туда. И точно, в 11.00 будет рейс, билет (так как рейсы дотируются) стоит всего-то 10 рублей в одну сторону, садимся на теплоход «Былина» буквально перед отходом. Повезло, так как этот рейс идет почти без стоянки на Городомле и сразу возвращается обратно, а у нас уже в 14 часов намечена встреча с Алексеем у вокзала. Людей на теплоходе немного, путь до острова 25 минут, 5 минут посадка-высадка и обратный рейс. Со слов Игоря, раньше на Городомлю путешественников не пускали, но сейчас визуально никакого контроля на выходе не было. С одной стороны, наверное, интересно попасть туда летом с велосипедом, посмотреть внутренние озера, с другой — известно, что на острове была военная лаборатория, испытывали вакцины по борьбе с ящуром. Интересно, что все суда военных на Селигере начинаются на букву «Б»: Байкал, Блестящий, Братск и т.п.
Спустя 55 минут мы снова на пристани «Чайкин» в Осташкове (находится в Чайкином переулке). Выбираемся на главную улицу города — Ленинский проспект. Почти сразу попадаем в краеведческий музей, правда, осматривать его уже некогда, в другой раз. Покупаем буклет и взбираемся на колокольню (25 рублей). Вид оттуда впечатляет: видны многочисленные домики Осташкова, купола храмов, вдали синеет Селигер и золотистая листва, листва, листва…
На проспекте встречаем свадебные кортежи, очень часто для такого небольшого города. То ли день сегодня какой-то особенный, то ли осташИ любят выходить замуж и жениться. Чуть позже, при движении в Нилову Пустынь, мы встретим еще несколько свадебных кортежей, номера машин заклеены надписями «Кто куда, а мы жениться», «Пьяные гости» и в таком духе…
Книжный магазин достоин посещения, так как в нем краеведческая литература стоит дешевле остальных мест, в том числе и подробная карта Селигера (хотя можно купить и в городских киосках, в том числе и на автовокзале).
Успеваем посмотреть Знаменский женский монастырь. Еще остается немного времени для закупки продуктов на городском рынке, и едем автобусом на вокзал. Как и обещал, Алексей уже на месте. Перетаскиваем вещи из камеры хранения в машину, обедаем в кафе «Экспресс» (кормят средне: меню скудное, пирожки несвежие). Отправляемся параллельно с пригородным поездом Великие Луки — Бологое. Прощай, Осташков!
3. Начало «Большого селигерского кольца». Нилова Пустынь
Итак, начинается наше путешествие на машине вокруг всего Селигера. Когда еще такой шанс выпадет? Выезжаем на трассу в сторону Ниловой Пустыни. По пути затор перед мостом: машины гостей перекрыли проезды, все ждут, пока жених перенесет невесту через реку. Все понимающе ждут: обычай — есть обычай. Через несколько километров еще одна свадьба и снова перенос невесты по мосту. Но эти ребята оказались более смекалистыми и перекрыли лишь одну полосу моста, остальные объезжают по другой, сигналят молодым: «Поздравляем!».
Нилова Пустынь. Довольно людно, на стоянке автобусы с московским и ростовским(!) номерами. Оставляем машину, идем по дорожке через мост в сам монастырь. У моста стоит теплоход «Капитан Хоробрых», тот самый, что привез экскурсию из Осташкова — он как раз объявлял 5-минутную готовность к отправлению обратно.
Место это очень почитается всеми православными паломниками. Когда-то давным-давно, в XV веке, на острове Столобном поселился святой Нил (его образ встречает всех посетителей на входе в монастырь). Нил никогда не сидел и не лежал, даже спал он стоя, оперевшись на Крест. Вскоре люди прознали про чудеса этого места, освященного молитвами и трудами святого, и образовали Нило-Столобенскую пустынь. В 1910 году это место запечатлел изобретатель цветной фотографии С.М.Прокудин-Горский. После Революции монастырь был закрыт, но в 1991 году возрожден. Правда, реставрационным работам еще пока не видно конца. Хотя даже в этом виде чувствуется величие монастыря, не говоря уж о красоте этого места.
Погуляв минут 40 по монастырю, возвращаемся к машине, чтобы успеть засветло добраться на одно из небольших локальных озер цетрального Селигера. Алексей уже многие годы 1-2 раза в год ездит в эти места (начинал еще во времена хождения рейсового теплохода на Полново, и Свапуще, тогда же были вертолетные экскурсии над озером, потом стал ездить на машине) и прекрасно знает многие удобные стоянки и подъезды к ним. Хотя, он больше любит уединенные озера, а мы все еще находимся под впечатлением от просторов Байкала, нам ближе широкая водная гладь. Ну да ладно, мы все-таки гости, да и небольшие озера тоже интересно посмотреть.
По дороге интересуемся ценами на клюкву. Алексею нужно купить несколько ведер (себе и знакомым). Начиная с 200 рублей за 3-литровую банку в пригороде Осташкова, к деревне Турская постепенно цена опускается до 120 рублей. Договариваемся с женщиной, что завтра вечером мы вернемся и купим у нее клюкву.
Прибыли на стоянку в 19.00 — есть около часа насобирать дров, поставить палатку. Место хорошее, оборудованное: есть большой стол, скамейки из бревен, натянуты веревки для сушки вещей (на одну из них вешаем фонарик для освещения стола), сделаны ступеньки для спуска к воде. Спасибо природе за погоду — стояла теплая и сухая погода, хотя в иные годы Алексей помнил и неперестающие дожди и даже заморозки в эти последние выходные сентября.
Полюбовались закатом. На небо вышли звезды. Вечерние разговоры, ужин на костре и разбегаемся к спальникам: Алексей в машину, мы втроем в палатку.
Ночь прошла в один миг. С утра пошли смотреть озеро, а там уже Алексей гоняет на деревянном плоту. Пока завтракали, он вспоминал разные истории из селигерских путешествий: «Да этот плот мы давно знаем, тут же рыболовы бывают, они на нем на середину озера ходят… А вообще мы это озеро уже раза три по периметру обходили, тропинкой. Как-то идем, а на другом берегу три девушки сидят, пришли волоком на байдарке. Не побоялись ведь одни ехать, амазонки такие. Посидели с ними немного, поболтали, потом вечером перемигивались фонариками… А еще был случай, сидим у воды компанией, вдруг с того берега выходит лось и начинает в нашу сторону плыть. Взрослые затихли, а детвора как закричит «Смотрите, лось плывет!», ну он сразу же вбок ушел, здоровый такой…».
4. Сосница. Северное полукольцо Селигера
Выезжаем в сторону Заболотья, сегодня предстоит объехать всю северную сторону Селигера и успеть в Турскую к отходу автобуса на Осташков. Первая остановка в Соснице, где прямо над дорогой возвышается огромный деревянный храм-терем Германа и Нила Столобенских (Герман — основателя монастыря на месте кельи святого Нила). Храм построен совсем недавно. К нему от дороги идет красивая деревянная дорожка с перилами, такая же дорожка выводит к Селигеру. Любуемся храмом, озером.
На карте видим еще один «крестик» в стороне от Сосницы, едем туда. Это старый заброшенный монастырь на мысу. Разрушенные временем кирпичи стен, покосившийся крест, отверстия в иконостасе. Но в углу заботливые руки уже поставили полочку с цветами и небольшие иконы. Дойдет ли реконструкция сюда?
Заболотье — последнее село в Тверской области по этой стороне Селигера и последнее место, откуда можно автобусом доехать в Осташков. Въезжаем в Новгородчину. Небольшая остановка у деревни Высокая Гора. Выходим к озеру: взрослые любуются просторами и умиротворением, а ребенку, наоборот, интересно побросать в воду камни, разбудить тишину.
Красота. В смысле, это очередная селигерская деревня так называется, и действительно красота!
Но вот и Полново — самая северная точка озера, райцентр Новгородской области. Смотрим небольшую деревянную часовню, закупаемся в сельмаге провизией на ближайшие сутки. Но что это? При выходе из магазина видим какой-то непонятный тарантас. Мне сразу вспомнилась песня Сергея Никитина «Самоваро-паровозо-вертолет: он летит, свистит, пыхтит и чай дает». Пока фотографирую чудо-технику, Алексей узнает у хозяина, что собрал он ее из какой-то старой амфибии, приспособив для этого все, что было под рукой. Не перевелись на Новгородчине кулибины!
Сразу за Гославлем нас стопит бабушка преклонного возраста: подбросите до Ковряков? Пока едем, рассказывает о «прелестях» местной жизни: молодежь разъехалась, остались лишь старики, ближайший магазин в Новом Скребеле за 8 км, куда почти всегда приходится ходить пешком. Почти всегда, потому что иногда все-таки кто-то подбрасывает. Но это большая удача, так как трафик машин здесь составляет не более 1-2 машин в сутки — это самый глухой участок «вокругселигерской» дороги. Опять же благодаря сухой осени дорога еще более-менее, а так Алексей вспоминал, как пару лет назад вытаскивали засевшего в грязи «жигуленка», хозяин которого живет в Питере, а сюда ездит на дачу.
Преодолеваем глухую часть и возвращаемся в Тверскую область. Основательно закупаемся клюквой и брусникой. До автобуса на Осташков еще есть 1,5 часа и едем в Турскую полюбоваться в очередной раз на Селигер. В это время года листья расцветают разнообразными красками, особенно яркими в солнечных лучах.
Но вот уже скоро автобус. Посмотрев советский дот времен войны выбираемся к остановке и вскоре львовский автобус увозит супругу в направление Осташкова. Мы же отправляемся на озеро Ласцо, по пути посмотрев самое узкое место Селигера — протоку Полоновскую.
5. У истока великой русской реки
Последняя ночевка позади, и вот мы уже мчимся по последнему участку селигерского кольца. В Свапуще делаем поворот к месту, в которое я хотел попасть больше остальных на Селигере — это исток Волги.
На дороге знак — «река Волга». Но где сама река, вокруг одни деревья? Выходим разбираться. Да-да, вы уже догадались, что река на самом деле есть, но ее ширина… Мы привыкли, что Волга — это огромный размах между берегами (вспоминаю ее в Казани, Самаре и Саратове) и в голове не вяжется, что Волга может быть вот такой, менее десятка метров вширь, а по глубине не пройдет и байдарка. Вся волжская вода здесь с запасом умещается в три метровых железобетонных кольца трубы под автодорожной насыпью, то есть это даже и не мост.
Пока перевариваю эту необычную картинку, Алексей уже достигает Волговерховья. Сегодня понедельник и людей почти не видно: пара туристов, монахиня на дороге и «Запорожец» с надписью «Горячие пирожки». Алексей уже был здесь несколько лет назад, в выходные людей намного больше. Даже приходится «отсеивать» машины с туристами на въезде в деревню — там стоит шлагбаум.
Столько времени мечтал оказаться на этом месте и вот оно во всей красе! Слева деревянный Никольский Храм и фигура Николая Чудотворца, а правее — красный каменный Спасо-Преображенский собор. Эти здания составляли часть Ольгинского женского монастыря, основанного примерно век назад и переставшего существовать после Революции. Но не это необычно. Уникально то, что находится еще правее — исток Волги: арка с иконой и крестом, деревянная дорожка и часовня на месте рождения самой длинной реки не только европейской части России, но и Европы в целом (Дунай значительно короче).
Для сына главное удовольствие — побегать по дорожкам после неподвижного сидения в машине, мы же с Алексеем усаживаемся у часовни. Смотрим на воду. Вот она Волга, в самом начале своего трех с половиной тысячного пути по России. Поэт Николай Палькин написал замечательные строки, как нельзя передающие атмосферу места:
«Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.
Легкий дом, как девичья светелка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь ее и дом и колыбель»
С 1999 года в конце мая возрождена древняя традиция — водосвятие, освящение истока. В 1995 году мероприятие проводил сам Алексий II. Сама часовня закрыта, но в окна можно полюбоваться внутренним убранством. Позади нее установлен деревянный щит, где каждый желающий может оставить надпись «здесь был я». Кстати, вода вокруг часовни темная. А все потому, что места эти болотисты. Пробовать пить не стали, но умыли лица. Родник, бьющий внизу, и есть исток Волги. Но это сейчас мы так называем, а были и другие имена. Ра — так писал о ней Птолемей во II веке н.э. В средневековых хрониках река упоминалась под именами Итиль, Этель, Атиль (в переводе — «река»). Кстати, по-татарски она и сейчас Итиль. Наиболее принимаемая специалистами версия названия «Волга» — в переводе с прибалтийских языков это означает «светлая», «ясная».
Осматриваем снаружи храмы, первый волжский мостик, любуемся природными видами. Но время летит, а у нас еще длинная дорога до Москвы, пора в путь. Фотографии на память. Последний взгляд на исток, как и просит заложенный в 1989 году камень перед аркой: «Здесь зарождается чистота и величие земли русской, истоки души народной, храни их. Уходя оглянись».
6. Дорога к дому
И вновь мчимся по песчано-глиняной дороге, которая в районе озера Стерж становится асфальтовой. В юго-западной части Селигера, у поворота на Пено, стоит белая пирамида. Это одна из пирамид, установленных человеком с фамилией Голод. Еще одна такая, но больше размерами, попадет нам вблизи Москвы, в районе Нахабино. По гипотезе автора, пирамиды создают благоприятную ауру вокруг, а внутри их можно «заряжать» воду целебными свойствами.
Проскакиваем Осташков транзитом, последний раз пересекаем Селигер по мосту. Вскоре развилка: до Москвы можно ехать через Торжок и Тверь, а можно через Селижарово и Ржев. Выбираем вторую.
Всю дорогу Алексей нам показывал достопримечательности, а мы восхищались. Под конец пришла моя очередь удивить Алексея: «Хочешь увидеть настоящий работающий семафор? — Как это? Это тот, который поднимает и опускает палочки? — Он самый!».
Селижарово — последняя остановка в путешествии. Сворачиваем к вокзалу и потом еще с километр едем вдоль железной дороги. Вот и он, высоченный маяк стальных дорог — семафор. Сверяю расписание, в ближайшее время никаких пассажирских нет, семафор тоже закрыт. Смотрим его устройство, фотографируемся. Небольшой привал с местным кефиром и булочками. Как началось наше знакомство с Селигером со старой железной дороги, так и заканчивается на ней. И это добрый знак.
7. Заключение
Селигер — несомненно достойное для посещения место. Край этот способен удивить и очаровать любого, кто этого пожелает. Благодарю Алексея за то, что он 3 дня нас возил, рассказывал и показывал. Мы посмотрели само озеро Селигер (и несколько небольших локальных озер) и самые известные его достопримечательности-жемчужины: Нилову Пустынь и исток Волги. Но несомненно, что приедем сюда вновь — еще осталось много неизведанного, да и просто отдохнуть душой от городской суеты. И конечно, нет счета озерам этого края. Увидеть хотя бы самые крупные — Пено, Волго, Стерж, Вселуг!
Для старта лучше всего подойдет Осташков, здесь же можно и ночевать (гостиницы, комнаты отдыха на автовокзале). Правда, отсутствие своей машины несколько затруднит и удлинит осмотр достопримечательностей края (например, до истока Волги автобус не ходит — ищите рейс на Мосеевцы, а от поворота придется идти пешком 8 км). С другой стороны, Селигер расположен ровно посередине между двумя столицами, и приехать можно даже на обычные выходные. Незабываемые впечатления привезете с собой обязательно!
P.S. Вспоминаю, как сидели у часовни над истоком Волги. Вокруг невероятная тишина. Смотрим на воду и свое отражение в ней. Вот она Волга, только что родившаяся. И в голове образуется невольная параллель с жизнью человека — грудной младенец появляется на свет, радуя первым криком родителей и белый свет. Потом этот ручеек медленно начинает свой путь по России, он же еще слабенький и любая незначительная преграда — это проблема. Так и человек — маленькому все сложно: не то, что со стола игрушку взять, даже свою просьбу взрослым выразить. Ручеек крепнет, это уже речка, над которой появляются мосты, мелкие преграды уже не страшны. Человек крепнет, уже знает отдельные слова и самостоятельно передвигается в домашнем пространстве. Волга в Твери: уже есть возможность судоходства. Человек учится в школе: уже есть какая-то самостоятельность, азы образования и мышления. Волга в Угличе: появляется сила крутить небольшую ГЭС. Человек после школы: есть сила начинать работать. Волга наращивает свою мощь в средней части: крутит большие гидроэлектростанции, расширяется расстояние между берегами, сливается с Камой, по реке движутся огромные баржи и 4-палубные теплоходы. Человек работает, создает семью, увеличивая ее мощь, благосостояние. Волга ниже Волгограда: разнообразные пейзажи верхней и средней части сменяются однообразным степным видом. Человек стареет, он имеет свой вес в обществе, но палитра красок жизни уже не та. Волга ниже Астрахани расходится на несколько параллельных речек, сама Волга хоть и не ручей, но турбины крутить уже не получится. Человек выходит на пенсию, силы уже не те, зато он отдал их детям, идущим в жизни рядом. Волга впадает в Каспий, теряя себя в его огромных водах. Человек оставляет этот свет, попадая в другую форму сознания и бытия. Путь и Волги, и человека длинен и долог, но он уже предопределен: есть рождение, есть жизнь и есть ее завершение (в этой форме). Зато все совершенные добрые дела и польза окружающим сохранятся, в том числе тогда, когда и человек перевоплотится из «Волги в Каспий».
«Какая ж песня без баяна,
Какая ж зорька без росы?
Какая ж Марья без Ивана,
Какая ж Волга без Руси?»
Комментарий автора:
Здесь родилась Волга,
Здесь ее и дом и колыбель»
С 1999 года в конце мая возрождена древняя традиция — водосвятие, освящение истока. В 1995 году
мероприятие проводил сам Алексий II. Сама часовня закрыта, но в окна можно полюбоваться внутренним
убранством. Позади нее установлен деревянный щит, где каждый желающий может оставить надпись «здесь был я».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Алексей
15.02.2006 at 16:44
Первая ночевка на озере
Автор забыл упомянуть о названии озера:" Большой жетонег".А так в целом всё замечательно, в мае еду опять. Алексашка.
Ирина
17.02.2006 at 10:36
Спасибо, подсказали интересный маршрут. Скорей бы лето!
иван1001
10.02.2016 at 22:34
Мы тоже побывали на Волге. Очень хорошо тут. Тишина и благодать. Такой тихий монастырь. Ездили от пансионата Сокол на автобусе. Познавательно и увлекательно. Спасибо турфирме "Акварель" и лично гиду Валерию за экскурсию.
Андрей
18.08.2016 at 13:00
А мы ездили на своей машине. Маршрут разрабатывали, на основе инструкций на . На истоке понравилось. Очень красивые виды с колокольни Спасо- Преображенского храма.