Рождественские каникулы – дело, конечно, хорошее, но очень уж долгое. Что делать жителю славного города Санкт-Петербурга, когда ему становится скучно и неизвестно, чего хочется – то ли водки с хреном, то ли новой конституции? Правильно, ехать в Финляндию развеять грусть – тоску и посмотреть на цивилизацию. Так вот и получается, что мы каждый год в Рождественские каникулы ездим в Хельсинки. Зимой в Финляндии ездить-то больше в общем и некуда – всё в снегу. И как раз оказалось, что в первые дни нового 2006 года «Силья Опера» совершает последние рейсы между Хельсинки и Санкт-Петербургом. И на этом паромное сообщение между нашим великим городом, у которого всё в прошлом, и маленькой, но очень уютной столицей Финляндии, у которой всё в настоящем, прекращается, похоже, навсегда. Иностранцам Санкт-Петербург неинтересен, это очевидно. А наших людей на паром можно заманить только в очень долгие каникулы, от великого безделья. В общем, решили мы почувствовать себя пассажирами последнего парохода и отплыть в Хельсинки 6-го января. Но когда уже взяли билет, то оказалось, что в каникулы народ болтается через залив туда-сюда в большом количестве, и пароход оказался не последним, а предпоследним – последний уходил 8-го января. Кстати, по поводу билетов – если соберётесь плыть куда-нибудь на паромах «Силья Лайн», то прямая дорога в «Балттурс» на Казанской площади за собором. Бронируют билеты безо всякой предоплаты и комиссии, евро берут по курсу Центробанка, нужна каюта – покупайте каюту, нужно место – берите место. Очень прогрессивная система! Но это я отвлекся на рекламу, будем считать, что была рекламная пауза.

  6-го января в пять вечера (время отплытия парома – 19.00) мы были на Морском вокзале. Хотя узнал, где такой находится, потому что до сих пор уплывать из Петербурга морем мне никогда не доводилось. Очередь к окошкам регистрации была не столько длинной, сколько долгой. Компьютеризации я никакой не заметил, билеты лежали кучками, разложенные по буквам алфавита, и труженики «Силья Лайна» (а может, и Морского вокзала) добывали оттуда билеты с нужными фамилиями и именами. Наш билет вместе с гостиничным ваучером добыли, и отправились мы на паспортный контроль.

  Таможенный контроль вроде должен был быть, но по виду весёлых молодых таможенниц в джинсах и небрежно наброшенных форменных кителях было понятно, что мы им глубоко неинтересны. Но маеты хватало и без таможенной проверки. Наша как всегда неторопливая пограничная охрана проверяла документы с такой тщательностью, будто искала похитителей дочерей президента России. Очередь к пограничным будкам двигалась еле-еле, а колорита ей добавляли весёлые финны, причём некоторые были сильно весёлыми. Я так понимаю, что среднему финну в Питере нужно только одно – источник живительной спиртосодержащей жидкости, и почему-то, не зная ни слова по-русски, они эти источники без труда находят. Но вот кто внушил горячим финским парням, что лучший сувенир из России – это кроликовая шапка с двуглавым орлом, я не знаю. Видимо, они сами решили, что это так, и во множестве эти шапки закупили. В общем, в морском вокзале стоит очередь из пока ещё трезвых русских, которые вспомнают бурно проведённые первые дни нового года, и уже вполне пьяных финнов в шапках-ушанках, которые очень живо обсуждают между собой неизвестно что, невзирая на расстояние между обсуждающими. Если к нам прилетят инопланетяне, финнов они наверняка поймут без труда, а вот их соседи по планете на это не очень способны. Но постепенно вся эта толпа прожигалась глазами-прожекторами доблестных стражей границы – крашеных дам средних лет в форме не первой свежести, и перетекала на причал. У выхода из Морвокзала фотограф «щёлкала» всех проходящих в надежде, что кто-нибудь таки купит фотографию, и финнов здесь ждало ещё одно искушение в виде магазина «Дьюти фри». Мало кто из них прошёл мимо. Ну а на тот случай, если у какого-нибудь сына или дочери страны Суоми ещё остались рубли, у трапа вовсю наяривал духовой оркестр, игравший почему-то в основном революционно-патриотическую музыку (типа «и все должны мы неудержимо идти в последний смертный бой»). Где-то к семи вся эта суета закончилась, и паром отошёл от причала Морского вокзала.

  Очень интересным был выход из Петербурга – проплыть по Морскому каналу на высоте девятого этажа, знаете ли, впечатляет. Я впервые увидел наш порт с такой высоты и осознал, насколько он огромен. Заканчивается (или начинается?) порт огромной стелой «Ленинград». Наверное, она последняя такая осталась с советских времён. Посмотрев на великолепие родного города и порта зимней ночью, мы пошли бродить по судну. «Силья Лайн» в своих проспектах упорно именует их «кораблями», но у нас традиционно считается, что корабль может быть только военным. Всё, что не может стрелять – суда. «Силья Опера» отличается от других судов флота «Силья Лайн» тем, что она, по-моему, изначально строилась как круизное судно, не предназначенное для регулярных сообщений. У неё нет автопалубы, все каюты над уровнем моря, ресторанами и прочими увеселительными заведениями занять гораздо больше места, чем на судах линий Финляндия – Швеция. Магазины «дьюти-фри», естественно, есть, но они тоже не очень большие – продают скорее то, что может потребоваться в путешествии, чем то, что можно упаковками выгружать по прибытии. Жаль только, что эксплуатация этого судна, по всей видимости, убыточна – иначе «Силья Лайн» не отказывалась бы от неё. По планам компании, «Силья Опера» примерно месяц будет ходить на линии Турку – Стокгольм, а потом её или продают, или сдают в аренду (как «ФиннДжет», который ходил на линии С.-Петербург – Росток).

  Через пару часов после отправления набрались уже все, и финны, и наши. Обстановка на борту была самая что ни на есть интернациональная. Мне запомнился дядька лет 50-55, который упорно приставал к фотографу с вопросами на тему, выгоден ли у того бизнес, и рассказами, что сам он дома печатает фотографии, и они получаются существенно дешевле, чем на пароме. Если учесть, что дядька говорил исключительно по-русски, а фотограф пытался отвечать по-английски, то содержательная часть общения становится понятной без дополнительных объяснений. Нет, фотограф был трезвым, но как всякий финн, очень вежливым – он не стал гнать нашего дядьку нехорошими словами или действиями, он просто пытался ему сказать, что бизнес у него не очень выгодный (я просто стоял рядом, смеялся и изредка переводил реплики каждой из сторон). В конце концов дядьку увела его жена, а вконец измотанный этим странным диалогом фотограф сказал: «Вот спрашивает, выгодно – невыгодно. Ты дай денег, а потом спрашивай. Денег не даёт, а спрашивает». Фотографию дядька и правда не стал покупать – она стоила 9 евро с хвостиком. После полуночи народ стал потихоньку успокаиваться, правда, пьяные финские бабы где-то по соседству пытались петь свои песни. Ну что делать – видимо, алкоголь на всех действует одинаково.

  В Хельсинки паром пришёл чётко по расписанию, ровно в 10 финского времени. Но ввиду того, что и здесь надо было проходить пограничный контроль, высадка шла не слишком быстро. Однако намного быстрее, чем посадка на нашей стороне. Финские пограничники быстренько прокатывали визы через свои считывающие устройства, и моментально ставили штампы. Если на нашей стороне я простоял у будки минуты 3 – 4, то на финской – секунд 30. И всё, мы были уже законными посетителями стран Шенгенского соглашения. Большая часть соотечественников, плывших на пароме, собиралась на нём же отправиться и обратно. В чем счастье подобных путешествий - не понимаю. Проплавать в общей сложности больше суток, чтобы пробыть в Хельсинки 6 часов – странно как-то.

  В общем, мы плыли в одну сторону, решив назад уехать поездом, и пожить где-нибудь в Хельсинки пару дней в человеческих условиях. В данном случае под человеческими условиями понимался «Рэдиссон САС Плаза». Почему-то очень захотелось именно туда – наверное, потому, что по случаю начала нового года там, как всегда, были скидки, вместо обычных 130 евро – 84 евро за двухместный номер. Ну а скидки, как показывает практика, проявляются только в содержании завтраков – оно победнее, чем в обычное время. Сами номера и гостиница, как легко можно догадаться, ничем не отличаются от тех, которые предлагаются в «бес-скидочные» периоды. До гостиницы мы добрались вполне благополучно, заодно прогулявшись по центру Хельсинки и обзаведясь в информационном бюро по туризму на Северной Эспланаде двумя 3-х суточными туристскими билетами на общественный транспорт. Кстати о таких билетах – очень рекомендую! В Хельсинки они стоят 12 евро, но избавляют от размышлений на тему, надо ли ехать или можно пройти за бесплатно, где платить, кому платить и т.д. Купил – и езди, пока не надоест. Только после покупки их надо активировать – в каждом билеточитающем устройстве внизу есть специальная щель именно для этих билетов. После активации с ними делать уже ничего не нужно – ездите спокойно в течение 72 часов (есть такие же на 24 часа, стоят 6 евро). Можно, конечно, ездить и зайцем, но штраф 66 евро. Контролёры свою работу знают и любят, штрафуют вполне исправно – сам видел. Там ведь на входе в метро никаких турникетов нет, есть только надписи – дескать, входить на платформу можно только с билетом. Ну так и тянет прокатиться на халяву… Не нужно этого делать – если финна просто оштрафуют, то нашему человеку могут и какую-нибудь гадость в плане визы устроить.

  Добраться-то до гостиницы мы добрались, но сразу же поняли, что не одни мы умные на свете – вестибюль был полон людьми, говорившими по-русски, но приехавшими на автобусах с эстонскими номерами. Мы так поняли, что это «бывшие наши» из Эстонии решили прокатиться в Хельсинки. В общем, первый раз в моих путешествиях в четырёхзвездочной гостинице сразу не нашлось незанятых номеров. Нас это, надо сказать, не очень расстроило – всё равно собирались идти гулять, так что просто оставили на стойке регистрации чемодан и пошли, вернее поехали, в Вантаа, в научно-технический парк «Эврика». Может возникнуть вопрос – а как это вы с городскими билетами отправились за пределы Хельсинки? Да очень просто – до «Эврики» можно безо всяких проблем добраться на городском автобусе № 73, который отходит от Хаканиеми каждые 15 минут. До Хаканиеми от Раутатиентори можно проехаться на метро, можно на трамвае, можно пешком. Мы выбрали первое – уж очень мне нравятся ярко-оранжевые вагоны хельсинкской подземки. Доехали до Хаканиеми, сели на 73-й и поехали. Остановок на площади много, они прозрачные, но везде висят номера маршрутов и расписания – заблудиться сложно. Моя жена купила бутылку минералки и собралась её пить, а её начал воспитывать – дескать, как же так, здесь так не принято, не видишь, что ли, никто минералку на улице не пьёт, здесь цивилизация. А она молча смотрит на остановку через дорогу и улыбается. Посмотрел и я. Действительно, минералку не пьют – сидят три финна, на асфальте стоит бутылка водки, и они её тихо-мирно приканчивают под разговоры «за жизнь», я так думаю, поскольку закуски не видно. Разговоры, думаю, от наших в аналогичной ситуации ничем не отличаются, но финского не знаю, да и не слышно было.

  Выйти нам надо были выйти там, где маршрут 73-го пересекает III кольцевую дорогу, у магазина «Лидл», а мы одну остановку проехали (учтите наши ошибки!). Но даже с учётом того, что мы уехали дальше, чем нужно, прогулка до «Эврики» заняла минут 20 при том, что мы ещё и в магазины по дороге заходили. «Эврика» очень неплоха, для детей – просто наглядное пособие по всем отраслям знаний, от анатомии до астрономии. Вот только билеты туда подорожали – в том году были 11 евро, в этом 14 евро (без фильма в кинотетре «Верн», с фильмом – 18.50). Посетив «Эврику», решили мы зачем-то найти стоковый магазин «Стокманна» - вдруг вспомнилось, что он тоже в Вантаа. Лучше бы этого не делали! Оказалось, что это очень далеко, и то, что в этом стоковом магазине продаётся, совсем уже никуда не годится. Ну да ничего, погуляли по городу-спутнику Хельсинки, оказалось, что это один большой пустырь с кое-где стоящими домами. Вернулись в гостиницу, заняли свой законный номер для курящих, но меня удивило отсутствие фирменных спичек. Обычно в гостиницах подобного уровня в номерах для курящих есть не только пепельница, но и маленький коробок спичек с названием гостиницы. У меня их много накопилось. Но здесь – не было, и за всё время нашего пребывания не появилось. Может, спички тоже во время скидок не положены? Не знаю. Пришлось обходится зажигалкой.

  На следующий день мы были намечены две цели – зоопарк на острове Коркесаари и остров Сеурасаари, музей деревянного зодчества и место народных гуляний. С утра отправились в зоопарк. Летом до него добираться проще – ходят катера, а вот зимой надо ехать на метро, и от ближайшей станции Куолесарри/Бряндё идти минут 10 – 15. Правда, есть автобус № 11, ходит до самого зоопарка от станции метро Хяртиниеми (если я правильно воспроизвожу названия станций метро). Вход в зоопарк для взрослых – 5 евро. Зоопарк очень милый, звери в основном на открытом воздухе, даже такие теплолюбивые, как львы, леопарды и тигры. Живности всякой много, ламы, олени, обезьяны (тоже на открытом воздухе!), и так далее. В павильонах живут те, кто в наших широтах и летом умер бы от холода – животные Африки и Амазонии. Но в этих павильонах ничем не воняет!

  В центре острова-зоопарка – деревянный домик – кафе (8.50 – шведский стол, выбор неплохой). Домик по виду – ровесник таких же домов в Сестрорецке, но если у нас всё развалилось или разваливается, то там стоит и ничего с ним не происходит. Так что зоопарк – место замечательное, я почему-то думал, что там зимой неинтересно, оказалось – очень даже ничего.

  До Сеурасаари мы добрались уже в сумерках, пока гуляли там, уже совсем стемнело. Но ничего, походили, посмотрели – невзирая на темноту, всё видно, потому что подсвечивается. Набрели на длинный дощатый забор, очень характерный для наших краёв и непривычный для Финляндии. У ворот в заборе две стрелки «Мужской» и «Женский». Нет, это не большой туалет типа «сортир», как может показаться – выяснилось по изучении плана Хельсинки, что это вообще-то нудистский пляж.

  А в последний день нашего Рождественского путешествия покатались мы ещё раз на хельсинкском метро, побродили по улицам и магазинам – и пошли собираться отъезжать. Большое преимущество «Рэдиссон САС» - «поздний выезд». Надо с утра подойти к администратору, сказать, что отъезжаешь поздно, и во сколько именно. Никакой платы за это не берётся. Но с нами получился какой-то «сбой в системе» - номер-то сохранили на несколько часов, а вот карточки работать перестали. Поэтому лифт не ехал, а номер не открывался. Но всё это разрешилось очень быстро, и мы благополучно выбрались из гостиницы. Да, кстати или некстати – как кормились? Очень удобная вещь по всей Финляндии – «Пицца-буфеты». В центре Хельсинки такой на Миконкату, в двух шагах от вокзала, сразу за Атенеумом, ну и соответственно в трёх шагах от нашей гостиницы. Платишь 8 евро – и кормишься, пока не надоест. Очень мило. Народ там сидит целыми вечерами – всех возрастов, рас и наций. За 8 евро в Хельсинки больше нигде вечер не просидишь – «Макдональдс» для этого не очень подходящее место, да там и дороже выйдет. Так что – рекомендую.

  Что меня поразило – поезд Хельсинки – С.-Петербург был полным, ни одного свободного места. Народу в зимние каникулы стало ездить в Финляндия невероятное количество – я вычитал в Интернете, что только по одноразовым визам в Финляндию въехало на новогодние праздники до 50 тыс. чел. Интересно, чего ожидать в следующем году? Сотен тысяч? Очень на то похоже. Поживём – увидим.

Комментарий автора:

Страницы1

5,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

    Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

    Кто в Ленинградской области не знает реку Вуокса? Начало свое она берет из озера Сайма, и связывает озерную систему Сайма и Ладогу. Конечно, на Сайме прекрасно летом, но и зимой…