город Люценр

спортивно-любовательная Швейцария

гора Пилатус

спортивно-любовательная Швейцария

праздник лыжного марафона

спортивно-любовательная Швейцария

город Самедан

спортивно-любовательная Швейцария

Как театр начинается с вешалки, так поездка – с покупки билетов, бронирования отелей и оформления виз. План поездки таков: сначала едем в Энгадин на лыжный марафон, потом в Цюрих, откуда и будем совершать все вылазки по стране. Билеты: в Цюрих летают самолеты Аэрофлота и СвиссЭйр. Аэрофлот летает в неудобное время (туда – поздно вечером, обратно – рано утром) из неудобного «Шарика», а Свисс - из Домодедова и дневные рейсы. Но аэрофлот, да еще по спецпредложению куда как дешевле выходит – каждый билет баксов на 120, а нас трое. Жажда экономии победила, поддержали российские авиалинии (хотя, разговор об экономии при поездке в Швейцарию сам по себе абсурден). Отели поразили своими расценками: минимум в два раза дороже аналогичных европейских, но выбор есть. Марафон проводится в Санкт-Моритце, но там подходящих отелей не нашли: либо нет мест, либо есть цены за ночь, сравнимые с телефонными номерами. Зарезервировали номер в гостинице соседнего городка Самедан (и не прогадали, но об этом позже). В Цюрихе же есть возможность снять комнату или студию по системе В&В, чем мы и воспользовались. Нам удалось зарезервировать место в самом центре старого города в двух шагах от вокзала (в отличие от Москвы, там это – плюс: поездов не слышно совсем, цыган, наперсточников, таджиков с мешками, бабок с семечками нет, зато отправная точка в любую сторону, включая аэропорт, а так же туристическая информация - под носом). Вообще говоря, я больше люблю маленькие отельчики или вовсе поселение в частном секторе. Не от прижимистости, разумеется, мне нравится уютность и домашность обстановки. Хочется наравне с обзором достопримечательностей прикоснуться к быту, посмотреть жизнь страны изнутри. Пусть в подобных местах нет метрдотелей и важных официантов, зато есть теплое отношение и самобытность. Например, в Германии мы как-то жили у бабулечки, которая все в доме украшала вязанными салфеточками и чехольчиками, даже яйца на завтрак и туалетную бумагу. Смешно, но мило.
  Все документы собрали, можно и за визой идти. Организованность сдачи документов приятно удивила: процедура заняла минут пятнадцать. Но вот получение паспортов являет собой многометровую очередь часа на 1,5.
  Накануне отъезда все СМИ пугали: Швейцарию завалило снегом, аэропорты не работают, на трассах многочасовые пробки. Смотрим прогноз: обещают потепление, а в день марафона – солнце и +8. Лучше не придумаешь!
  Ага, летим. Аэрофлот разочаровал нововведением: теперь вино и пиво к ланчу дают только за деньги, а бесплатно только сок и вода. Мы не алкоголики, но все равно как-то обидно. Приземлились в Цюрихе ночью, а там ливень. От аэропорта 15 минут на электричке – и мы в городе. Какое счастье, что наше жилье рядом с вокзалом: а то мы уставшие с чемоданом, лыжами и 2,5-летним ребенком в темноте под дождем… Карлос, хозяин В&В, радушно нас встретил, выдал кучу ключей, поселил в превосходной студии, причем ребенку досталась раскладная двуспальная софа. Завтраки в заведении принято приносить с вечера, чтобы утром не создавать ненужной суеты, а кофеварка, чайник, тостер есть в каждой комнате, так что нам было с чем попить чайку на ночь. И баиньки – завтра трудный день. Комната оказалась напичкана всякой техникой: cd, dvd, спутниковое ТВ на огромном экране и прочие блага цивилизации. Еще – куча всяких светильников, вазочек с саше, везде все чисто и приятно пахнет. Хотя обстановка – филиал ИКЕА, но в самых лучших ее проявлениях.
  Утром мы отправились в пункт аренды авто, заявку на которую сделали еще из Москвы. Впервые нам дали то, что и просили – пожалуйста, получите 307 пежо-вагон. Пробег всего 300км! А, надо подметить, что Швейцария – это не часы-сыр-банки, это только снаружи, а вот изнури это парковки-туалеты-режим дня. Расшифрую: с парковочными местами проблемы (впрочем, этим вряд ли кого удивишь), но швейцарцы взяли все под четкий контроль: везде, где можно поставить машину, висит либо запрещающий знак, либо автомат для оплаты стоянки. Но, чтобы всем можно было постоять, написано максимально возможное пребывание на стоянке (30 мин, 1ч, 3ч) и расценки, увеличивающиеся в арифметической прогрессии (например, 30 мин – 1 франк, 1ч – 3 франка, - 2ч – 8 фр). То есть оптом – дороже. Бесплатно только ночью (если повезет пристроиться, конечно) с 21-00 до 8 утра. Однако, чтоб утром не быть оштрафованным, можно с вечера проплатить 1-2 часа, и забрать машину на этот срок позже. А так, приходит тетушка типа кондукторши, говорит, что из парковочной полиции и пишет штраф. Еще есть крытые многоярусные стоянки, они дороже и оплачиваются на выезде, но очень удобны тем, что у въезда или на указателях к ним висит электронное табло с количеством свободных мест либо надписью «besetzt», то есть занято. На этажах указатели к свободным местам. Все четко и удобно, на благо человека. Туалеты – это вообще отдельная статья швейцарского достижения. По всей стране расползлась сеть бесплатных туалетов, причем, настолько чистых и приличных, что у нас не в каждом приличном заведении такое встретишь (о синих кабинках и вспоминать не стоит). Причем, это так поставлено на поток, что существуют даже сайты, посвященные им и карты городов с их местоположением. В частности, на официальном сайте Цюриха есть специальный раздел о туалетах. Заинтриговали еще перед поездкой так, что было понятно, что не посетить хотя бы один будет большим упущением.. И, наконец, режим: вот живут они все в одном ритме, и все тут. Привыкли они утром 2-жды завтракать, а вечером ужинать, оттого и подавляющее большинство ресторанов (за очень редким исключением) не работают 12 дня до 18 вечера. Нам же, привыкшим обедать часа в два (к тому же еще и у ребенка тихий час должен быть) приходится туго. Либо искать забегаловки самообслуживания (если повезет), либо задаться целью и носиться по городу в поисках работающего ресторана. Либо уж до вечера ждать, это для тех, у кого сила воли и нет детей. Кстати, о детях и ресторанах: во-первых, в Швейцарии любят и умеют готовить супы, так что накормить ребенка любого возраста – не проблема, во-вторых, при появлении малыша за столом ему тут же приносят карандаши, разукрашки и игрушки, так что можете есть спокойно, пока дите тешется.
  Итак, едим в горы. В путеводителе написано: «В Санкт-Моритце 320 дней в году светит солнце… Где кончается туман, там начинается Энгадин…» Может, и не врут: по мере приближения к горам тучки рассеиваются, осадки прекращаются. По приезде в Самедан погода нас порадовала как нельзя лучше: солнышко светит, небо чистое, +10. Единственное, что нехорошо – начало все таять и снег сделался мокрым и липким, по такому не очень-то хорошо катят лыжи. Ну да ладно.
 
  Городок Самедан очень живописный: узкие извилистые улочки, бегущие между сказочными домиками, каждый из которых можно разглядывать, как отдельное произведение искусств. Мы поселились в отельчике в самом центре города. Минус был только один – отель соседствует с колокольней, которая исправно круглые сутки отбивает каждые четверть часа. Но это как-то не беспокоило. С парковками тут проблема решается путем приобретения абонемента (цена его разнится в зависимости от набора стоянок и количества дней). До старта еще 2 дня, надо успеть попробовать снег и получить номера. Отправились за ними в Санкт-Моритц. Город ничем особенно не поразил. Но ощущение дорогого курорта дорогой страны появляется немедленно: по ценам в магазинах, ресторанах и парковках, а так же по разъезжающему автотранспотрту. Мы на своем пыжике смотрелись как-то куценько и сиротливо. Тем не менее, сами швейцарцы выглядят при этом более чем скромно. Конечно, на улицах и в ресторанах можно встретить женщин в дорогих мехах с телефонами со стразами Сваровски и мужчин в костюмах известных дизайнеров с пудовыми ролексами на запястье, но можете смело с ними здороваться по-русски – это однозначно наши. Швейцарцы свою состоятельность используют на свои блага, а не на мерцание перед чужими взорами.
  В лыжном городке, который расположился перед отелем Кемпински, жизнь бурлит полным ходом. Торговля инвентарем, экипировкой с символикой марафона и без, музыка, вакс-сервис, тест лыж, еда-напитки, знаменитый норвежец Бьерн Дели раздает автографы. Всех членов марафонского клуба Ворлдлоппет (стать им легко – стоит только приобрести паспорт) приглашают на коктейль в ресторан отеля. В этом все швейцарцы: фешенебельный отель с лепниной и канделябрами распахивает двери и вежливо угощает напитками дядек и тетек в трениках, лыжных шапочках и ботинках. Лыжи только желательно оставить у входа в специальных держателях.
  В день марафона неожиданно ударили морозы. Тучи заволокли небо, ртутный столбик опустился до -14 градусов (что в условиях повышенной влажности очень ощутимо), и задул сильнейший северный ветер. Причем, в лицо. Так я не утеплялась на соревнования еще никогда. Даже просто катаясь по Измайлово. Это везучесть: такой пагоды здесь практически никогда не бывает, да и сейчас не собиралось быть, но вот, пожалуйста. И это - в середине марта! Боялась, что за время марафона обгорит отвыкшее от солнечных лучей московское лицо, а оно обморозилось. Кстати в этот день на многие отели предложили специально по случаю марафона ранний (с 5-30) завтрак усиленный всякими фруктовыми салатами, цельными фруктами (включая почему-то маракую! Никогда даже и предположить не могла, что впервые ее попробую зимой в швейцарской глубинке), всякие овсяно-творожными десертами и прочими энергетическими блюдами. И опять парковки: мест на старте на всех не хватит (а участвовало порядка 13000 чел, даже если 1/10 приедет на авто, это уже много), поэтому парк-платц организовали за 5 км до старта и пустили между ними автобусы. Все организовано и платно (бесплатно только автобусы для участников соревнований).
  Хочу сказать несколько слов о лыжных марафонах. В Европе, а в альпийской ее части особенно, обычные лыжи очень популярны, даже, судя по численности катающихся, более, чем горные. В нашей же снежной стране стране, где гор не так уж и много, почему-то все наоборот. Необъяснимо. И лыжные марафоны – это праздник для всех от дошколенка до глубокого пенсионера, от олимпийского чемпиона до пастора Шлага. Дело в том, что за победу борются первая сотня, бегущая элитным эшелоном (кстати, этими любительскими соревнованиями не брезгуют олимпийские и мировые чемпионы и члены сборных разных стран), а основная же масса просто участвует, как это называлось у нас раньше, в «спортивном празднике». Это действительно праздник: музыка и анимация на старте, концерты на трассе и финише, многие приходят в смешных шапках, с флагами, в костюмах (в этот раз мною были замечены толстый дядечка в костюме пчелы с золочеными крылышками за спиной, парень в костюме панды с огромной головой, которую он потом вез в мешке за спиной, целая хоккейная команда в шлемах и с щитками, гномы и бог знает, кто еще). Местные жители встают целыми эшелонами вдоль трассы, подбадривают, подкармливают и поят теплым чаем (а иногда и домашним вином!). Требований к рядовому участнику не предъявляется никаких: инвентарь можно взять на прокат, на старте и каждые 5 км трассы располагаются пункты питания, вакс-сервисы (если не умеете смазывать лыжи, за вас это сделают профессионалы), медпомощь. Если вы устали, можете сесть в скутер к сервисменам и доехать до финиша с ветерком. Обычно в рамках одного марафона существует несколько дистанций: полный марафон, полумарафон, женский марафон, детский забег, спринт. Так что каждый может себе найти что-то по душе. Уверяю вас, проехать всю дистанцию под силу каждому. Зато на финише вам вручают медаль участника, кормят обедом, и продолжают праздник. Особенно занимательно для детей. Для них есть мини-марафонские дистанции (от 1 км до 10, зависимо от возраста), на финише они опять же получают медальки, шапочки и прочие важности, которыми ваше чадо будет еще долго гордиться.
 
  Далее начинается развлекательная часть. Подробно о достопримечательностях рассказывать, думаю, смысла нет – эти сведения можно почерпнуть из любого путеводителя и Интернета. Единственное, что надо знать заранее, это – план поездки (карты проезда, расстояния и проч можно добыть со специализированных сайтов, например, www.viamichelin.com), в каждом городе первым делом направляетесь в туристическую инфо, где разживаетесь совершенно бесплатно картой города с достопримечательностями, а иногда и с обозначенными пешеходными маршрутами, всякими информативными буклетами, там же можно купить билеты, получить какие-то нужные сведения.
  По дороге из Самедана в Цюрих заехали в город Кур. Светило горное морозное солнышко. На улицах – никого. Такое ощущение, что ходишь среди декораций к какой-нибудь сказке. Далее – Цюрих. Заметно повысился процент русской речи вокруг. В ресторанах встречается русское меню. Кстати, опять о ресторанах: как-то наблюдала картину, как нельзя красочнее иллюстрирующую размеренность и надежность швейцарской жизни. Как-то обедали в центре Цюриха, а за соседним столиком сидела старушка, этакая мисс Марпл, белоснежные волосы уложены в причудливый старомодный пучок, довоенного образца кофточка с оборочками и сумочка на замочке. Так вот, сидела она, заказав бокал вина, и заполняла какие-то квитанции. Боже мой! Наши бабульки о таком и подумать не смеют, штурмуя собес с авоськами наперевес. Два мира, две старости…
 
  Люцерн.
  По дороге в Люцерн заехали на гору Пилатус. Подняться на нее можно по старейшей в мире зубчатой железной дороге и обычным фуникулером. Первое - безусловно, интереснее, но зимой не работает. Фуникулер едет с пересадкой, где можно сойти, взять санки (как ни странно для Швейцарии, но бесплатно) и скатиться к предыдущей остановке. Повороты и спуски саночной трассы порой очень круты и лихи, и мы с маленьким ребенком не рискнули спускаться, но покатались с ближайших от пересадки горок с удовольствием. Какая же красота: морозец, солнышко яркое, на вековых соснах лежат шапки снега, воздух звенит чистотой. Тут же расположился детский городок с лесенками, канатными дорогами и подвесными мостами на довольно-таки внушительной высоте, но сейчас там никого нет. Это развлечение тоже летнее. Зато летом нет снега и санок. С самой вершины можно посмотреть на страну, горы, озера, почувствовать дыхание призрака Понтия Пилата. А потом поехали в Люцерн. Чудно погулять по его набережным, деревянным мостам, улочкам, поглазеть на расписные дома, и, конечно же, – умирающий лев. Честно говоря, фотография этого шедевра меня не впечатлила вовсе. Пошли его смотреть исключительно оттого, что это – лицо города, что Марк Твен писал, что это самая трагичная фигура из камня, из тех, что он видел. Но то, что предстало нашему взору, поражает воображение: в срезе каменной скалы лежит лев и УМИРАЕТ, отражаясь в воде. Слезы подступают. Честно.
 
  Лихтенштейн.
  Прикольно за несколько часов объехать и детально рассмотреть целое государство. Ничего особо примечательного в нем нет, кроме размеров, но погулять очень приятно. Главное, не промахнуться, потому что мы нечаянно уехали в Австрию по извилистой горной дорожке и долго искали место развернуться, чтобы не быть пойманными за нарушение границ. Правда, нами так никто и не заинтересовался. Из того, куда можно заглянуть: княжеский винный погребок, только будьте внимательны при выборе вина, потому что не все они лихтенштейнские, добрая половина испанских и французских; и лыжный музей – там собрали все, что относится к зимним видам спорта от позапрошлого века до олимпиады в Турине. Интересно. Еще столица Вадуц уставлена какими-то странными скульптурами, видать, и в Лихтенштейне есть свой Церетели….
 
  Рейнский водопад.
  Ездили на электричке. С пересадкой, всего около часа. Красиво, что и говорить. Хотя летом Рейн полноводнее и водопад активнее бурлит, но и зимой тоже очень даже не плох. Конечно, по сравнению с Ниагарским водопадом проигрывает в масштабности, но не в живописности. Построено множество лесенок и смотровых площадок вокруг него. Так что можно беспрепятственно осмотреть диво природы со всех сторон, а потом отобедать в ресторане со стеклянными стенами и видами на него.
 
  Цюрих.
  Кроме основных достопримечательностей, посетили зоопарк. Летом, опять же ассортимент животных должен быть побольше, но все равно хорошо погуляли, особенно ребенок. Ездили туда на трамвайчике. Как покупать билет на этот вид транспорта так толком и не поняли. Продает билеты автомат, и существует куча всяких тарифов и систем. Черт ногу сломит. Вообще европейцы питают какую-то нездоровую любовь к рельсам. Железнодорожное сообщение там налажено, как школьное расписание, а по городам шастают по неимоверной паутине маршрутов трамваи. Цюрихские трамваи – это отдельная статья. При всей бесшумности железной дороги, трамваи почему-то издают такие душераздирающие стоны, что кровь в жилах стынет.
  И шопинг. Глупо ехать за тридевять земель, чтоб шататься по магазинам, но, тем не менее, в разумных пределах это приятно и где-то оправдано. В Цюрихе центр покупок – Банхофштрассе и подземный торговый центр на вокзале. Есть все и в разных ценовых категориях. Например, около наших апартаментов был магазин шоколада. Мамочка дорогая! Попав туда, вырваться из этого сладкого мира невозможно. Детей водить туда просто противопоказано во избежание семейных конфликтов: даже взрослым там хочется купить все.
  А потом – домой. Шереметьево встретило, как всегда толчеей и неразберихой. Вещи к нам приехали почему-то по транспортеру с вывеской «Стамбул». Хорошо, мы всего на 10 дней уезжали, а то так потеряешь бдительность и не справишься с нашей абсурдной жизнью. Каково же тут приходится размеренным и разумным швейцарцам?
 
 

Комментарий автора:
По дороге в Люцерн заехали на гору Пилатус. Подняться на нее можно по старейшей в мире зубчатой железной дороге и обычным фуникулером. Первое - безусловно, интереснее, но зимой не работает. Фуникулер едет с пересадкой, где можно сойти, взять санки (как ни странно для Швейцарии, но бесплатно) и скатиться к предыдущей остановке. Повороты и спуски саночной трассы порой очень круты и лихи, и мы с маленьким ребенком не рискнули спускаться, но покатались с ближайших от пересадки горок с удовольствием. Какая же красота: морозец, солнышко яркое, на вековых соснах лежат шапки снега, воздух звенит чистотой.

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам)

    Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам)

    Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.…