В усадьбе М.Тенишевой

Полоцк - Смоленск

Предрассветный Смоленск

Полоцк - Смоленск

Мирский замок

Полоцк - Смоленск

Закат на берегу Двины

Полоцк - Смоленск

Полоцк. Спосо-Ефросиньев монастырь

Полоцк - Смоленск

София Полоцкая

Полоцк - Смоленск

  (Полоцк-Мир-Несвиж-Минск-Смоленск, июнь 2004)
 
  Это было 2 года назад. Четырехдневные июньские праздники мы решили провести необычно. Кто-то сказал, что на расстоянии одной ночи поездом можно посетить средневековые замки. Этим мы и вдохновились. А плюс к тому - перспектива взглянуть на Софийский собор, коих в России всего пять-то и осталось. А необычность состояла в том, что решили ночевать мы только в поездах. И вот за неделю до заветной даты мы покупаем 4 билета: Москва-Полоцк, Полоцк-Минск, Минск-Смоленск, Смоленск-Москва.
 
  Итак, Полоцк. Древнейший город Западной Руси, основанный словянами-кривичами под предводительством воинственной Рогнеды, раскинувшийся по обе стороны живописной Двины (она же в верхнем своем течении - Даугава). Прибыв ранним утром в 7-45 по местному времени, которое на час отличается от московского, кажется, будто мы одни в этом чистеньком провинциальном городке. Даже не у кого спросить дорогу к собору. Идем бульварами, фотографируемся у большого памятника Симеону Полоцкому, и уже через 20 мин. находим храм, возведенный на обрывистом берегу. Опа, совсем не таким мы его представляли. Перед нами здание стиля барокко XVIIв. Оказывается тот древний Софийский собор, макет которого демонстрируется в музее храма, был по оплошности взорван во времена Петра I, устроившего в его подвалах пороховой склад во время шведской войны. Вот и показывают ныне экскурсоводы от первоначального храма лишь фундамент. А на верху сейчас - концертный зал, и мы с удовольствием слушаем произведения Шуберта и Баха, исполняемые на современном чешском органе (вход - 2500 "зайчиков").
 
  Покорив последнюю русскую Софию (впереди теперь Константинопольская), мы идем вниз по набережной, последовательно заходя в скуднявый краеведческий музей, устроенный в лютеранской кирхе, и уж совсем скушнявый музей белорусского книгопечатания (хотя библиотека книжника-просветителя Симеона Полоцкого в резных двухъярусных дубовых шкафах впечатляет своим размером).
 
  Далее наш путь лежит к духовному сердцу этого края - Спосо-Ефросиньевскому монастырю, куда стекаются паломники со всей Руси: Белой, Малой и Великой. Основательница монастыря - преп.Ефросинья, - женщина редкой судьбы для своего времени. Княжеская дочь, она предпочла монашество замужеству. Свой иноческий путь она начала с паломничество на Святую землю, оттуда - в Царьград, откуда привезла чудотворную реликвию - образ Эфесской Божией Матери (существует предание, что Богородица в последние годы земной жизни провела в Эфесе, там до сих пор показывают Ее домик на горе). Ефросиньев монастырь впечатляет размерами, дивной архитектурой храмов и особой теплой чистотой, свойственной женским обителям. Примечательная деталь, с которой в русских монастырях мы раньше не сталкивались: для того, чтобы приложиться к святыням, нужно снимать обувь (позже мы также будем разуваться в православных обителях Сирии). Покидая монастырь, мы позволяем себе обильную трапезу в кафешке «Спатканне»(по смешной цене) и едем на другой берег реки в современную часть города Из достопримечательностей: большой курган в центральном парке и современный католический костел во дворе новостроек.
 
  Наступает вечер, а поезд у нас ночью. Последний сеанс в кинотеатрах - 18 час. А что, погода хорошая, - гуляем по необыкновенно уютным городским бульварам и обнаруживаем незамеченный днем домик Петра I (близнец вологодскому). Наступают сумерки белой ночи. Дружелюбная молодежь, не спеша по домам, пьет пиво у фонтана центральной площади. А нам уже пора на вокзал. Мы вспоминаем этот день с чувством приязни к этому маленькому ныне городку с большой историей, обилием исторических и духовных достопримечательностей, с особым очарованием сдержанного провинциального достоинства.
 
  После второй ночи в поезде оказываемся на минском ж/д вокзале, неожиданно удивляющем своей современностью, размерами и благоустройством. Мы не погрешим против истины, если назовем этот вокзал лучшим на всем постсоветском пространстве. Тут же рядом, на автостанции находим отправляющийся автобус до местечка Мир. Через пару часов достигаем второй цели нашего путешествия - Мирского замка. Вот это красота! Отстроенный, отреставрированный, радующий глаз)) На лицо все атрибуты средневекового рыцарства: ров, массивные ворота, башни, галереи. Рядом раскинулся живописный парк с озером, руинами часовни (усыпальницей князей Святополк-Мирских). Последний представитель этой славной династии, вернувшись из Парижа на историческую родину, был, как водится расстрелян в 37-м. Особо примечателен яркий мозаичный образ Спасителя на фронтоне часовни. Посетили местное кладбище, где сохранились необычные могильные памятники: стволы вековых деревьев с интересными эпитафиями на них.
 
  Далее наш путь лежит в древний город Несвиж (еще 35км пути). Здесь примечательны: ратуша, огромное здание замка Радзивиллов, по архитектуре скорее напоминающее дворец на острове среди озер с роскошным парковым ансамблем (эдакий белорусский Версаль)); празднично украшенный костел, в котором молоденький ксендз распевает духовные песнопения под гитару: «Утолi мою надiю, забери с мене печаль»)) Трогательно… Короткий дождик пережидаем уже в православном монастыре бенедиктинок и на электричке возвращаемся в Минск. До отправления нашего следующего поезда успеваем эскизно осмотреть город. Немигу с ее неповторимым храмовым комплексом, рукотворный остров-мемориал на Свислоче, и одну из немногих, чудом сохранившуюся во время войны, церковь XVв. и Троицкое предместье - квартал средневековых особнячков. Вкусно поужинав острыми колбасками, заваливаемся спать в поезд, и после третьей ночи на колесах, туманным ранним утром мы прибываем в город на Днепре. Смоленск – один из самых древних городрв России. Он старше Москвы, ровесник Киева и Великого Новгорода. Мы уже слегка утомились к третьему дню нашего путешествия, но стоически совершаем пешеходную прогулку по некислых размеров городу. Прямо у вокзала фотографируем одну из немногих доныне сохранившуюся на Руси церковь Петра и Павла (XIIв.), узнаваемую по лаконичности стройных линий, лишенных всякого украшательства. Впечатляют руины древней крепостной стены города и огромный, отовсюду видный, зеленый Успенский кафедральный собор. Устали от продолжительной прогулки)) Но у нас есть еще один пунктик этого путешествия- посетить место, известное далеко не всем, но несомненно заслуживающее визита. И мы на маршрутке едем в Талашкино (пл.Смирнова, маршрут 104 +1,5км полем)- усадьбу известной меценатки начала XX века М.Тенишевой. Эксцентричная барышня выстроила церковь Святого Духа, в разработке проекта лично принимала участие, расписывать храм пригласила Н.Рериха. Но церковноначалие отказалось освятить это причудливое округлое, не канонически построенное строение. Главный жилой дом усадьбы, знававшей в былые времена богемные сборища декадентов, являет собой прикольный расписной терем. Выходной, здесь все закрыто. И мы возвращаемся в Смоленск.
 
  Уже три часа после полудня. И тут наши окончательно выбившиеся из сил организмы начинают малодушно протестовать против перспективы четвертой вагонной ночи! Но в кассах автовокзала билетов на автобус до Москвы нет. А сам автобус - вот он, стоит на привокзальной площади, и хитрюга- водитель с помощью мегафона зазывает в него народ с тем, чтобы деньги за билет оседали в его кармане. Мы успеваем урвать у судьбы два последних места в этот единственный на сегодня автобус, метнуться и сдать на радость оживившейся очереди за полцены свои плацкарты до Москвы, а потом, захватив вещи из камеры хранения, успеть в отправляющийся автобус. Который, кстати, уже до отказа заполненный пассажирами, заезжает все-таки на платформу автовокзала в положенный час отправления, где водитель делает необходимые отметки у диспетчера (бизнес по-русски, блин).
 
  И вот, спустя семь часов утомительной дороги (а все-таки в плацкарте путешествовать комфортнее:)) - здравствуй, Москва! Вот мы снова дома. И можно вытянуться на мягком диване. Прошло уже два года, но впечатления от увиденного - до сих пор ярки и приятны. Хоть после того мы побывали во множестве экзотичных мест, включая Индию, Италию и Ближний Восток. Так что маршрут, о котором вы сейчас прочитали, мы можем искренне рекомендовать - не пожалеете!

Комментарий автора:
…Главный жилой дом усадьбы, знававшей в былые времена богемные сборища декадентов, являет собой прикольный расписной терем…

Страницы1

0,0/5 (0)

3 комментария

  1. Юрась
    Юрась 07 мая

    западная русь?????
    Беларусь - гэта не "западная русь", гэта краіна з багатым мінулым, Вялікае Княства Літоўскае, і пакутлівай рэчаіснасьцю, але ў вас аб гэтым ў надручніках па гісторыі ня пішуць. Жыве Беларусь!

  2. taurus
    taurus 14 мая

    Беларусь
    Згодны з Вамi,але гэта былi проста уражаньнi простых вандроуцау, добра што яны увогуле прыязджаюць да нас i нават знаходзяць што паглядзець

  3. Ross
    Ross 09 июня

    В БЕЛАРУСИ ВСЕ СПОКОЙНО
    В БЕЛАРУСИ ВСЕ СПОКОЙНО В связи с выборами 19-20 марта мы решили посмотреть на всё вблизи и своими глазами. Последние 10 лет из разных источников можно было услышать, что население Белоруссии живёт лучше, чем в среднем по России, и даже людьми себя чувствует, хотя нет у этой страны ни ядерного оружия, ни сколько-нибудь значимых источников природного сырья, ни более выгодных, чем у соседей, климатических условий. И, мол, происходит это потому, что её президент действует иначе, нежели российские: вся прибыль, которую даёт хозяйство, вкладывается в улучшение и перспективу, бандиты и паразиты лишены возможности «самореализоваться». По этой причине мировая обстановка вокруг Белоруссии предельно накалилась. Поэтому у нас были основания предполагать, что Лукашенко будут валить любой ценой. Мы считали, что в основном это будут наёмники, но хотели в этом убедиться «лично и на месте»- а вдруг действительно что-то не так? Что движет непроплаченными противниками Лукашенко? Действительно ли они наивные дурачки-самоубийцы «советско-закатного» типа или нам из РФ не видно всей ситуации и что-то на самом деле плохо. Общее впечатление от города и граждан Первое и постоянное ощущение - ощущение покоя и нормальной, неопаскуженной никем жизни. К вечеру первого дня мы перестали опасаться пересчитывать деньги в общественных местах и напряжённо-агрессивно воспринимать прохожих - это стало бессмысленно, «московская защита» не требовалась. Я почему-то вспомнил, как в Советском Союзе подростком любил гулять по ночам один по городу - привычка быстро прошла после 93-го... Здесь я снова испытал желание пройтись по ночному Минску. Здесь живут, а не выживают. Это ощущение нельзя мгновенно создать или убрать пропагандой. Либо «жизнь для будущего», либо «город убийц, шлюх и воров». Одно другим не пахнет. Вокзал потряс. С таким вокзалом музеев не надо. Металл, стекло, гранит, хром, электроника, предельная функциональность, оптимальное расположение отделов и «точек», простор при сравнительно небольших размерах. И уют, чистота, дизайн - ничего лишнего, как в звездолёте. Метро - не хуже нашего, но есть проекторы и плазменные широкоэкранные телевизоры. Эскалаторы сделаны даже в некоторых подземных уличных переходах. Улицы просторные, чистые, красивые; архитектура гармоничная, нет сброда разноэтажных зданий. Количество красивых монументальных зданий, их взаимное расположение впечатляют. Чем дальше от центра-тем больше «разбегаются» жилые массивы, перемежаясь огромными зелеными зонами с великолепными ландшафтами, на окраинах и за кольцевой автодорогой видны районы, где идёт массовая застройка. Много памятников и скульптур, а от количества образовательных, культурных, спортивных и медицинских учреждений просто оторопь берёт. Точнее, от того, что их не меньше, чем торговых центров и супермаркетов, разных магазинов, «евроаптек», клубов и кафе. Такого соотношения я даже в Москве-СССР не помню. И никаких, блин, игровых автоматов на каждом шагу! Сейчас только вспомнил, что так непривычно было. И полуголых б... на рекламах, и алкоголя с сигаретами, да и других реклам на каждом метре - нет! Видишь город, а не «центр по продаже всего». Общественный транспорт-без турникетов. Не запихиваешься, как пробка в бутылку, просто ныряешь - как в бассейн. А ведь недавно этого у себя в Москве не ценил. Едешь в автобусе - и никакой мысли, что тебя вновь унизили! Цены либо равные московским, либо вплоть до половины от них. Метро - 6 путинских рублей, батон - 4, литр молока - 10-13 руб. В столовой около Дома Правительства мы в полупустом зале досыта наелись за тридцатку каждый. За ту же тридцатку перекусывали с хорошим кофе в любом кафе. В магазинах все те же, что и в Москве, товары - ассортимент ничуть не меньше. На улицах из легковых машин в основном иномарки, российские встретишь редко. Кстати, российский и западный разврат-тоже в том же ассортименте. Хошь - МК, хошь - «Жизнь», хошь - «Плейбой», а хошь кино-все те же DVD. Те же «Сволочи», те же «роты». Вот взял один диск в руки и читаю в описании: «...причудливые и ужасные сцены зверств и насилия над животными и людьми перемежаются подробным исследованием уникальных религиозных обрядов типа гавайского танца «хула»...». Кто тут «гнал», что в Белоруссии зажимается «демократия», как в СССР? Бери и «освобождайся»... Это - в обычном магазине под Площадью Независимости, рядом с Домом Правительства. Московской «фишки» - «интим-магазинов» с аршинными надписями по проспектам и шоссе - нигде не видел, маленькими - тоже. В афишах кинотеатров попадается маленькими буквами надпись «свободное кино» - словно в Москве начала 90-х по ДЕЗам спальных районов, да по российским провинциальным кинотеатрам. Теперь о ЛЮДЯХ Белоруссии. Среди минчан мата и пьяни просто на порядок меньше. Чтобы «куда-нибудь пойти и что-нибудь найти», мы обратились в эти два дня к очень многим горожанам. Я увидел лица и манеру обращения, похожие на те, которые нередко видел в Москве середины 80-х и которые мне нравились, - только лучше. Не цинично-пошлые, не агрессивно-напряжённые, открытое, с достоинством, спокойное, уверенное и доброжелательное отношение - без страха и скованности. Много улыбок, искренней радости. И дети-то другие - душа радуется. Милиция и гэбисты просто поражают. Вот к чему совершенно не могу привыкнуть - к человеческому обращению милиции. Нужно, блин, просить политическое убежище и пройти здесь период реабилитации. В метро и у метро красивых девушек к себе в машины и «служебные комнатки» не тащат, с прохожими общаются лучше, чем простые граждане между собой. У себя на «Домодедовской» по утрам иногда жуть берёт - у метро гребут всех подряд и по любому поводу, и не «чёрных», а своих, славянок... Как говорится, «до свидания - честь и мобильник». А здесь вот, к примеру, - задержали нас на 17-м участке «за незаконное проведение соцопросов». Отвели в тепло, напоили чаем, в это время составили акт и затем отпустили (в Москве в схожей ситуации я в лучшем случае увидел бы коровий взгляд и услышал бы примерно: «Сиди, б..! Какой тебе, на ..., чай).Это при том, что в общем со стороны минской милиции по отношению к нам чувствовалась неприязнь (типа-понаехало тут всякой дряни ломать мою страну), но держали они себя в руках. Белорусскую речь слышно крайне редко, в основном в официальных объявлениях по радио в метро и общественных местах. Значительная часть надписей на русском языке. Названия всех госучреждений дублируется на русском. Как я понял, белорусы в основном хорошо знают свой национальный язык, но за всё время пребывания здесь мне попался только один человек, да и тот ОБСЕрок, который сделал вид, что не знает русского. Наши первые впечатления мы подитожили так: обстановка лучше, чем в Союзе середины 80-х, разве что «прикрытости ядерным щитом» не чувствуется; атмосфера нормальной жизни, уверенная спокойная и дельная, в людях не чувствуется знакомого по Москве дискомфорта типа: «я работаю бог знает на что, а правители - чёрт знает кто, и, по-видимому, сволочи»; надо будет обязательно ещё раз вернуться в этот заповедник. Впору просить политическое убежище. На митингах оппозиции Вечера 19-го и 20-го мы провели, находясь в компаниях сторонников оппозиционных по отношении к Лукашенко кандидатов - Козулина и Милинкевича.19-го общее их количество иногда достигало, по моим оценкам, пяти тысяч человек, 20-го - тысяч десяти. Если для сравнения, визуально - как на «Антикап-2005», 20-го - в полтора-два раза меньше, чем людей на митинге годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в том же прошлом году в Москве. В телеинтервью Павловскому Лукашенко назвал цифры: тысячи две «актива», из них около четырехсот «готовых на всё» (боевиков, говоря короче). Насчёт «боевиков», т.е. лиц, способных пролить кровь и произвести разрушения, - подтвердить не могу, свидетелем ничего такого не был. А насчёт «актива» согласен, вместе со всеми выступавшими даже, возможно, чуть больше. Кстати, то, что «активисты» бессменно торчали на площади «всю ночь» с 20-го на 21-е, - это очень вряд ли (часов через 8 такой погоды они стали бы отморозками уже без кавычек), а вот автобусы - «группу привёз, другую увёз» - видел сам. Значительной своей частью «актив» болтался «день-до-вечера» там же, где и мы появлялись - на вокзале и в его окрестностях. Впечатление от лиц «актива» неприятное. У нас есть опыт наблюдения людей, которым предстоят серьёзные и опасные действия с непредсказуемыми последствиями. И, извините, видно, когда «жизнь - средство» («А я для того свой покинул окоп, чтоб не было больше потопа». В. Высоцкий), одухотворённость, отрешённость, открытость, а когда - «цель» и надо делать за «бабки» неправое дело - черты лица «мельчают», напряжённость, замкнутость, «крысиное» что-то, часто-наглость. На митингах эти ребята камер не любили и «советовали» объективы на них не наводить (патриотов обычно камеры не смущают, они, бывает, сами подходят и стремятся высказаться, объяснить, что делают здесь). И на вокзале, и в толпе на митингах и рядом с ними часто действовала на нервы английская и польская речь, особенно по мобильным телефонам. Подойти на достаточное для понимания содержания разговора расстояние не давали - оттеснял «друг» говорившего. Но «актив» составлял от половины до четверти митингующих, лица остальных были другими. Не чувствовалось, что «вышли - потому что уже нельзя не выйти», но видно знакомое до боли: романтика революции и «хочу большего, нет у нас Настоящей Свободы, как свободные европейцы нам рассказали». Это - у молодёжи, у тех, кому от 16 до 25 и кого большинство среди митингующих. Среднего возраста - меньше, из них большая часть женщины. Среди оппозиционеров в возрасте попадались суровые мины «матёрых диссидентов»: «многого не знаю и не хочу знать, но уверен, что получаю мало и власти нарушают!» По поводу речей ораторов не раз отмечал для себя, что на месте более-менее вдумчивых и бесплатных участников митинга я бы просто обиделся. Речи-то свои они запомнили, но исполняли их в общем «ниже троечки» - никаких «праведных» эмоций. Судя по интонациям и отсутствию импровизации в речах, это тянуло на спектакль, но явно не на «вопрос жизни и смерти». Ничего такого, что «должен чувствовать настоящий патриот, когда губят его страну». Спасала только дружная работа «актива» в массах - с аргументацией у выступавших была просто беда. И насчёт обвинений в «фальсификациях выборов и половины голосов у Лукашенко» (почти каждый, естественно), и насчёт «олигархии шкловско-могилёвского клана и плохих социальных условий» (Глушаков и, если правильно расслышал, Гулей), и насчёт «тонн хлусни и насилия» (Милинкевич, Ходонович), и насчёт «утраты своих исторических корней и духовных ценностей» (Козулин), и про «власть испугалась нас», и про «вся Белорусь поднялась и сейчас с нами» (тоже почти все) .При мне только Глушаков внёс разнообразие, сказав, что, мол, контрактная система - удавка и «нет свободного труда, а есть крепостные и жалкие подачки Лукашенко», да удивил провинциальный дед Петрушенко - «представитель партии коммунистов Белоруссии, поддерживавшей нашего кандидата Милинкевича», - тоже «приехавший сказать нет - диктатуре! За свободу! и выразить уверенность, что мы сохраним единство». 20-го ораторы выступали эмоциональнее. Какой-то Вячеслав Пивчик поминал «пераможные митинги» конца 80-х и надрывно взывал к защите «молоди», разбившей 4 палатки. Уговаривал, чтоб милиция была «с народом» - «истомилися мы от той... улады, которая ...уже 12 годов... в нашей краине» И своим профессионализмом вдохновил Милинкевича, который обратился к собравшимся (примерно около 21.30), чтоб остались «за свободу», помянувши «всё, что за нами» - от закона до Матери Божией, да так истово, что чуть слезу у меня не вышиб. Показательным стал такой момент. Козулин: «Мы тут подготовили декларацию... которую необходимо принять народу... я зачитаю её ...это должно быть мнением народа, а не отдельных Козулина или Милинкевича... секундочку... это мы просто готовим, чтобы эта декларация до вас дошла: Декларация народа Республики Беларусь...», ну и так далее - мы, граждане... субъект мирового сообщества... приверженность общечеловеческим ценностям... право на самоопределение... права и свободы каждого гражданина... требуем: 1,2,3,4,5. «Нету правды, нет свобод - совершён переворот, всё нарушил Лукашенко - прижимает наш народ...» (вольное переложение. - П.Л.), в общем - «выборы не признать и назначить повторные 16-го июня 2006 г. с ...реализацией международных принципов проведения открытых, свободных и равноправных выборов (как в Ираке, что ли? - П.Л.)... гарантией прав человека... Это - мнение народа, подымите руки, кто голосует за это!» (кстати, при этом один в толпе оказался против). Отметился Владимир Рыжков, заявивший что «видел все фальсификации» и знает «про сотни арестованных и отчисленных из университетов только за поддержку оппозиции» и, что «Россия - с вами!». Организаторы митинга не стали 20-го нагнетать обстановку, разжигая толпу, а дали крен на создание атмосферы этакого оппозиционного «философско-стёбового» шоу. Музыканты и «поэты», участвовавшие в митинге, принесли их «делу» пользу большую, чем все ораторы, особенности выступлений которых описаны выше. Слушая их в пол-уха, я в основном примечал реакцию людей - тех, что явно не из «актива». Реакция, по большей части, - как на шоу. Сюрпризом стало такое: когда какой-либо очередной «докладчик» старался особо рьяно «мазать» Лукашенко, в реакции большинства из этой категории собравшихся я наблюдал признаки, которые позволяли сделать вывод об ...уважении к Лукашенко. Последнее по митингам. Флаги - бело-красные, майданские, крестоносные (грузинские), власовские, ОБСЕшные, какие-то голубые с пегасами, какое-то «МЫ» (видимо, подарок от «чубайсолюбивого» Ю. Шевчука). Из плакатов помню только самый здоровый: «Верым, можам, пераможам». Личная атрибутика-те же рыжие шарфы, значки с какими-то кровавыми руками. Что показали опросы Приступили мы к ним 19-го, часов в девять утра. Опрашивали народ, выходящий с избирательных участков в Центральном районе, и просто прохожих. До серьёзных проблем с милицией успели опросить человек сорок. Ещё такое же количество разговаривать отказались. Не «послал» ни один. Вывод следующий: только два кандидата воспринимаются серьёзно - Лукашенко и Милинкевич. За Милинкевича примерно шестая часть опрошенных, за Лукашенко - остальные. И опять сторонники Милинкевича не порадовали обоснованной позицией и вообще общительностью. «Как характеризуете ситуацию в стране за последние 10 лет - ухудшилась или улучшилась она на ваш взгляд?» Большинство отвечало - «Застой», деградацию в чём-либо не подтвердил ни один. Те из сторонников Милинкевича, которые шли на более долгую беседу, в разговоре о различных сферах окружающей жизни отвечали примерно так: улучшение есть, но оно не связано с властью (?! - П.Л.). Основные претензии к Лукашенко: «отсутствие должной свободы слова» и... всё. Честно говоря, мы ожидали большего. От одного студента услышал просто «классику»: «программы не знаю, увидел недавно, но сразу понял-это Моя Мечта!» (Блин... как всё пошло и уныло. - П.Л.). Возраст этой группы электората составлял 20-40 лет. От сторонников Лукашенко получили куда больше - и аргументации, и вообще информации. Возрастная категория - от18 до 80. Вот мнения и округлённый процент людей, их высказавших (не всех обо всём успевали спросить): - жизнь за последний десяток лет в республике стала лучше - надёжнее, комфортнее, более рационально организована (100%); особенно - за последние четыре года (20%); - жить в Белоруссии лучше, чем в России и гораздо лучше, чем на Украине (50% - почти у всех либо родственники, либо «дела» в России или на Украине); - довольны уровнем соцобеспечения, средний размер пенсии около ста сорока долларов США (60%); - хорошо развиваются госпредприятия, особенно работающие в области науки и производства, на них увеличивается количество рабочих мест, неплохая (средняя-около 10 тыс. росрублей) зарплата, платят «белыми» и вовремя (60%); - у молодёжи есть широкие возможности бесплатно получить качественное высшее образование-(80%, один респондент сказал: «Только ленивый не выучится»); - большое внимание уделяется сельскому хозяйству, нет нераспаханных полей, поднимаются крупные хозяйства, неплохо зарабатывают занятые в них работники (70%); - также - программам развития спорта, идёт ввод в эксплуатацию и создание новых объектов и трасс (50%); - на высоком уровне здравоохранение (80%, особенно хвалили пенсионеры и инвалиды); - нет препятствий для развития частного бизнеса и разного рода предпринимательства - если их деятельность не угрожает интересам государства, разница в уровне их развития на территории Белоруси по сравнению с соседями по СНГ не ощущается (30%); - довольны отношением государства к своей истории (60%); - то же - к культуре, отмечают высокие достижения государства в сохранении и развитии культуры нации, удовлетворительно оценивают политику по размещению рекламы и её содержанию (50%); - дружественно относятся к России и её властям, но отмечают и неприемлют особенность большинства российских СМИ подавать в «передёрнутом» и искажённом в сторону негатива виде информацию по Беларуси (60%); - считают тревожной, но неопасной ситуацию в связи с возможными попытками оппозиционеров устроить «изнасилование по украинскому сценарию» по причине непопулярности их взглядов, а также хорошей подготовленности силовых структур (70%); - считают, что молодёжь Беларуси больше озабочена организацией своего комфорта, чем идеями строительства государства (30%); - оценивают уровень свобод в республике как достаточный (80%); - считают Лукашенко прагматичным и дельным патриотом-хозяином (90%). А теперь - про остальную интересную информацию, полученную нами в отдельных случаях. Самая «крутая» организация Белоруссии - не КГБ, а КГК - госконтроль, имеющий широчайшие полномочия по проверкам организаций всех форм собственности. Следствием деятельности комиссии являются, например: постепенная легализация реальных зарплат в частном бизнесе; единственный в СНГ прецедент «посадки на нары» руководителя «чубайсовского» типа - бывшего гендира Минского тракторного Леонова - с извлечением из швейцарий и лихтенштейнов всей «маржи»; отсутствие на улицах «хаммеров» и засилья близких к ним по ценам иномарок; ну и монополия государства в водочном производстве и ограничения по ночной продаже, которые привели к отличным результатам - и по качеству продукции, и по малому количеству дегенератов на душу населения. Минчане хвалят организацию и проведение властями культурно-массовых мероприятий, нет претензий по уровню развития «индустрии развлечений». Беларусь экспортирует в Европу и Южную Америку технику, текстиль, продовольствие в значительных объёмах, сама производит для своих нужд сложное и современное оборудование. Успешных руководителей крупных предприятий государство заставляет «поднимать» крупные сельские хозяйства, и примеры таких подъёмов уже не единичны. В Белоруссии - богатые профсоюзы; в экономику активно инвестируют Европа и Китай; создаётся то, что не создаётся у нас (например, на деньги Китая сейчас реализуется программа супердоступной по цене мобильной связи). В Белоруссии нет проблемы иммигрантов и национальных мафий, торгует своё население; контролируются все модельные агентства - нет торговли девушками и детьми; граждане Беларуси имеют возможность беспрепятственно ездить за границу; военные в Беларуси получают намного большие зарплаты, чем военные в РФ; государство создаёт реальные условия для воспроизводства населения - несравнимо большие, чем в РФ пособия на детей, предоставляются бесплатные квартиры и коттеджи многодетным, зачисляются в стаж и увеличиваются отпуска по уходу за ребёнком. Милиция в Беларуси в подавляющем большинстве «идейная», отлично ориентируется в том, что она защищает и почему. Наши выводы В Белоруссии сложилась и уверенно развивается самая настоящая демократия. Очевидно, Белоруссия сейчас, по совокупности факторов, - последняя настоящая демократия Европы. Страна работает на себя - на благополучие и всестороннее развитие своего народа и на перспективу. Признаков строя «предатели-олигархи-оскотиненные вымирающие массы» не обнаружено. Насколько угрожающе положение для этой демократии? Что хорошо: силовые структуры более «собранны», подготовленны к выполнению своих задач по обеспечению безопасности, чем мы ожидали увидеть, их моральный дух и миропонимание более высоки; «жиды» всех национальностей среди должностных лиц в государстве «прижаты» и вынуждены работать на её благо; большинство населения понимает, что причина и гарант её существования (их лучшей, по сравнению с соседями, жизни) - А.Г. Лукашенко; сам Лукашенко - гибкий, прагматичный и напористый политик. Что плохо: Паршева А.П. белорусам явно не преподают. Не только видна среди вышедших на «Кастрычницкую площу» непроплаченных граждан, но попадается и среди сторонников Лукашенко знакомо-жуткая уверенность, что какие бы действия они ни совершили и кого бы ни поддержали - устраивающие их условия, которые они имеют на сегодняшний день, - положение «непреходящее» и не ухудшится ни в каком случае. Нет достаточной культуры, т.е. понимания устройства окружающего мира, и, как следствие, - понимания того, во что превратится их страна и их жизнь по законам открытого мирового рынка и глобализации, если ею будут управлять «прагматики» типа латвийских, московских, украинских... Чьи интересы в современном мире «более понятны», чем лукашенковские. Это - «1-й синдром конца СССР», хотя и болеет им сравнительно небольшое число белорусов. Второй «синдром хорошей жизни» - когда люди «просто живут» и чем дальше - тем больше перестают интересоваться и реально воспринимать происходящее. Сторонники Лукашенко относительно беспечны, им кажется, что «у батьки всё под контролем». Кстати, на митингах оппозиции некоторые ораторы орали: «Лукашенко - это война!» - ребята подготавливают население к военному нажиму «цивилизованных стран». И третий, замеченный нами и тоже до боли знакомый «синдром», - непринятие всерьёз деструктивной направленности действий главной мировой политической силы, воздействующей на их страну. Мол, кто и зачем будет ломать хорошее, с таким трудом созданное? - Нет, это невозможно, просто вы чего-то не понимаете, у нас всё будет по-другому, как-то прогрессивно и разумно». Максима Калашникова, при всех его недостатках, я бы в программы образовательных учреждений тоже включил. Что еще плохо - при недостатке эффективной государственной пропаганды и образования - ей-богу, надо как-то ограничить доступ к идеям и «свободной» продукции «из-за бугра». Хотя выход этот труднореализуемый и хреновый, уж лучше ликвидировать указанный недостаток. Официальные белорусские СМИ, конечно, намного толковее советских (яковлевских), но и они в теперешнем виде могут «не спасти отца последней европейской демократии». Никто из опрошенных нами граждан не назвал руководство РФ предателями интересов славянских народов, а саму РФ - американской проституткой; отношение больше как к «другу, хотя и с не всегда логичным поведением». Это - ещё к вопросу об иллюзиях. С любовью к белорусскому народу И напоследок, мне хотелось бы, как участнику попытки расхлёбывания последствий 91-го в 93-м, сказать ещё несколько слов для непроплаченных романтиков-майданщиков. ...Наши советские республики вдруг стали «независимыми государствами»... А потом у нас был Гайдар, а потом - Чубайс... ...А потом я лежал, прижавшись к склону около Горбатого моста в центре Москвы, и мне по затылку молотили осколки его облицовки. Автоматный огонь из бойниц проносящихся мимо БТРов отечественных поборников «свобод и европейских коштовностей» был настолько плотным, что мы не могли занести над собой своё единственное оружие - бутылки с бензином. Другие наивные сторонники Демократии, пришедшие к зданию Верховного Совета исправлять ситуацию с основными правами и свободами граждан, сложившуюся после того 91-го, сидевшие ночью на газоне вокруг костров - всего в поле моего зрения несколько сот человек - после того, ещё первого, прохода колонны БТРов и её огня лежали и все полчаса, что я мог их видеть, так и остались в большинстве лежать на холодной земле без всякого движения... Так вот, ребята, в это время (мне было тогда 17 лет) я почувствовал, что стал действительно «свободным» - от всякой защиты и всяких гарантий будущего. Я понял одну «мудрость»: для сохранения своего благополучия и будущего сначала достаточно просто не совершать глупость. На втором этапе, после срабатывания «критической массы» глупостей, уже приходится прилагать серьёзные усилия и, возможно, рисковать жизнью, чтобы вернуть утраченное положение. Но если и здесь не увенчалось успехом - для приведения жизни в человеческое русло мучиться и гибнуть придётся уже поколениям. Вы слыхали, как свистят крылатые ракеты или как обращаются с людьми «миротворцы» НАТО? Съездите в Югославию, вам расскажут знающие люди. На мой взгляд, самое неприятное, что в жизни может случиться с человеком, - это когда осознаёшь, что в решающие её моменты ты был дураком, то есть работал против своих же собственных интересов (действием или бездействием). И не облегчает понимание - под воздействием чьей-то пропаганды, когда обнаруживаешь, что именно - сделал, именно - ты, именно со своим будущим, и что обратно неизвестно как отыграть, а твои «водилы» тебя уже бросили - твоё участие больше не нужно, взять с тебя больше нечего. Здесь, в «нашем-доме-России» с нами игра уже закончилась, я давно купаюсь в той «свободе», о которой вас «подвигают» мечтать, для меня она не абстрактно-розовая, а реально зримая, давно «достигнутая»: это «свобода быть каким хочешь г..., грызясь за выживание среди разных бл..., пока есть хоть какое-то здоровье, либо - небыть (загнуться)», а также «свобода любого слова, да хоть последнего крика, который никто не воспримет». На это споткнувшиеся о вашу страну НМПэшники уговаривают вас поменять вашу настоящую Свободу - иметь Достойный Человека Смысл Жизни и перспективы обеспеченной Жизни среди Людей. Признаки этой Свободы я помню на лицах многих граждан в СССР, их же я увидел и в вашей жизни.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Костёл святого Симеона и святой Елены

Костёл святого Симеона и святой Елены

Костёл святого Симеона и святой Елены часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.…