Дорога лежит через Стокгольм. Но мы туда не будем заезжать. Время не позволяет в пользу программы на севере. Потом решение меняется и славные виды северной столицы радуют глаз. Солнце светит, прикрываясь иногда весенними облаками. Стены домов сияют от радости – зима отступила, и теперь несколько теплых месяцев позволят ловить каждый проглянувший лучик солнца. В Швеции, мне кажется, это национальный спорт – охота за солнцем.
  Помню, прошлым летом все островки архипелага, да и суша вблизи города были залеплены человеческими телами, как приморские камни чайками.
  Сегодня в отчаянном отдалении (не судьба пообщаться поближе) проплывают уже привычные картинки Стокгольма: величественный Stadshuset, размещающий мерию и Нобелевские празднества; многоуровневая крыша музея Васа над водой; подернутые зеленью листья романтического Дьюгардена. Позолотой поблескивают на солнце немногочисленные украшения Драматического театра, построенного в стиле югенд. Здание оперы проглядывает сквозь деревья парка Кунгстредгарден, обрамленной жесткими формами конструктивных зданий.
  Королевский дворец все на том же месте. Охрана в сине-голубых формах, с начищенными до блеска касках на страже Их Королевского Величества. Не удается сдержать восторженно-смешливые возгласы: для смены караула отряд вскрикивает и фигурным топотом с подтанцовкой пробегает к очередному рубежу. Шаг тоже нестройный и нечеканный - ну что ж поделаешь: Швеция уже больше 300 лет не воюет после битвы под Полтавой.
  Рядом с Королевским дворцом – впечатляющий массив Сторкиркан – собор с готическим интерьером, богатыми амвонами и совершенно уникальной скульптурой Св.Георгия-Змееборца. В соборе множество бесценных работ, включая серебрянный алтарь и картину - старейшее изображение Стокгольма, при этом интерьер очень теплый и даже уютный, нет давящих элементов и ощущения «малости», как во многих больших соборах.
  Последний штрих для новичков – подъем на высоту 155 метров башни Какнасторнет – телевизионной башни Стокгольма и одновременно площадки для обозрения. Город как на ладони, даже архипелаг проглядывает. Башня сама по себе интересна как произведение архитектуры 60х, конечно во вкусе шведской прототы и лаконичности.
  Дорога на север тянется среди полей, перемежающихся лесом. По обочинам часто виднеется каменная порода. Невольные сравнения с северной частью России, Полесьем, Прибалтикой – те же березы, ели; серое небо в темных облаках. Правда, домики все как на подбор, аккуратные, крашеные красно-коричневой краской. Чем дальше от Стокгольма, тем реже встречаются селения – плотность населения катастрофически падает. Что удивляет – заправок и кафе у дороги почти нет.
  Остановка в селе. Типичная шведская усадьба, которую переоборудовали в ресторанный комплекс. В одном из домиков когда-то жил Эрик Карсфельдт, писатель и лауреат Нобелевской премии. Рядом – антикварная лавочка, куда местные жители отправляют ненужности. Отдых в саду на солнышке под аккомпанемент старейшин общины в стиле фолк. Самое интересное, что играли от души, получая, наверное, большее удовольствие, чем слушатели. По дороге за чаем встречаю двух старичков – один мне подает руку и приветствует на шведском. Не понимаю. Тогда слышу в ответ «Здравствуйте, добро пожаловать!» и моя рука трясется несколько минут с неподражаемым радушием. Самое интересное, что когда мы стали садиться в машину, дедушки тоже засобирались и долго махали нам вслед. Подумала даже, что они специально для общения приезжали – вокруг немного домов, и туристы нечастые гости там.
  Край Даларна считается жемчужиной Швеции. Здесь красивая природа, которая позволяет наслаждаться собой в полном объеме: солнце и лето все же приходит, но нетронутость остается в силу малой заселенности. Символ Даларны – деревянная лошадка Дала, которая стала шведским сувениром. В Даларне находится живописное озеро Сильян, к которому и держим свой путь.
  Деревня Тальберг – это в своем роде музей под открытым небом, в котором проживают 250 человек. Почти все домики покрыты коричнево-красной краской, за исключением самых старых, сохранившихся еще с незапамятных времен (некоторые – 16-17 веков). Дома строить в деревне можно лишь по типичному проекту. Если есть большое желание выделиться – необходимо одобрение общины. Но такое не случалось на веку деревни. Мало того, община следит за другими проявлениями сохранения внешней культуры: например, во многих деревнях вокруг озера Сильян запрещено ставить во дворе пластиковые стулья, а лишь деревянные или металлические традиционные.
  Дома высотой более одного этажа тоже уже давно не строятся – чтобы не нарушать целостности ансамбля деревни; но и в большей мере чтобы не закрывать соседям вид на озеро – потому как вид, это, как понимаете, само по себе преимущество. Уважение к ближнему превыше всего, и что поражает – даже миллионы не помогают. А вид действительно стоит многого. Раз посмотришь – и нервы восстановились, и кровь гемоглобином наполнилась, и давление в норму пришло.
  В деревне Тальберг проживает много миллионеров. (Например, мы лицезрели одного из них – это самый сильный человек Швеции, чемпион по силовым упражнениям.) При этом никаких признаков роскошой жизни по типу 600х мерседесов, сказочных дворцов с бассейнами и салютов в честь крестин собачки пятой любовницы не наблюдалось: домишки по нашим меркам, никудышние. Скромность украшает этих людей.
  В деревне несколько высококлассных отелей, предлагающих различные мероприяния, включая спа-процедуры. Купание в лохани с видом на озеро – тоже не последняя роскошь. Отели расположены на склонах, конечно же с видом на озеро самые лучшие. Многие отели «расползаются», увеличиваясь – строить вверх нельзя, поэтому выглядят они несколько забавно: пристроечка к пристроечке.
  Наш отель тоже был перестроен, но более основательно. Отель «переродился» из старинного дома-сруба, принадлежавшего известному математику, обросши переходами и поглотившим его основным зданием. О старинном доме напоминает несколько комнат с оригинальной обстановкой, ставшими музейной ценностью. В этом месте хотелось бы сделать отступление с реверансом в сторону почитания шведами старины.
…на стенде в центре выставлена старинная зубная щетка в стакане, оба предмета в серебрянной чеканке. А подле батарея современных стертых зубных щеток разных цветов. Позже, подошедши к стене с натянутыми бельевыми веревками, на которых висели на прищепках прозрачные пакетики с невесть чем, мой интерес разыгрался не на шутку. Дело в том, что в пакетиках было все что угодно: использованные билеты, монеты, жетоны, марки, мелкие игрушки и все что не поддается описанию…   Такое впечатление, что шведы живут по принципу «никто не забыт, ничто не забыто». И это касается самых примитивных бытовых мелочей. Наверное, качество сие имеет и обратную сторону медали (как например, описанный в «Интердевочке» феномен несмывания пены с помазка), но на культурном уровне эта черта порождает ценности, которые остаются незыблемыми тысячелетиями и прошлое граничит с настоящим в полной гармонии. Шведы, на мой взгляд, помешаны на дизайне. И эта черта, как мне кажется, рождена именно из любви к мелочам и «незабываемости», из которой черпаются новые идеи.
  Ранее в Скансене в Седерталье я посетила музей вещей (точного названия не помню, простите). В музее несколько комнат и экспозиции неискушенному посетителю могут показаться несколько странными. Например, на стенде в центре выставлена старинная зубная щетка в стакане, оба предмета в серебрянной чеканке. А подле батарея современных стертых зубных щеток разных цветов. Позже, подошедши к стене с натянутыми бельевыми веревками, на которых висели на прищепках прозрачные пакетики с невесть чем, мой интерес разыгрался не на шутку. Дело в том, что в пакетиках было все что угодно: использованные билеты, монеты, жетоны, марки, мелкие игрушки и все что не поддается описанию. Возле стояла корзинка с пустыми покетиками и прищепками. Когда я наткнулась взглядом в плесневый хлеб, мой интерес все же потребовал пояснения (шведского не понимаю, так что пришлось расспрашивать). Все оказалось достаточно просто: мы живем сегодня и не думаем о том, что когда-то все станет историей; поэтому давайте думать о потомках и собирать то, что они потом могут посмотреть и понять, как мы жили! Конечно, я поспешила сделать свой вклад в мировое дело.
  Тальберг – это как раз результат этой креативной бережности шведов, блюдущих свою историю и культуру.
  Прогулка к озеру превращается в посещение музея, при этом плату не взимают.
  Озеро с холма очаровывает. У озера закат просто неотразим.
  У берега стоят пришвартованные церковные лодки. Это длинные лодки вместимостью до 60 человек. Название происходит из традиционных мероприятий: в таких лодках люди из соседних хуторов съезжались в церковь на службу по выходным.
  Бывшие отдаленные друг от друга хутора переросли в небольшие деревни, которые сейчас имеют все те же тенденции, как и во всем мире: молодежь уезжает в крупные города, оставляя стариков доживать на природе. Правда, многие деревни в силу своей живописности превращаются в дачные поселки.
  Однако жизнь продолжается в этих местах, о чем свидетельствует даже тот факт, что у жителей в округе озера Сильян насчитывается 75 ретро машин, с любовью облагороженных. Любители автомобилей каждый год летом проводят парады ретроавто, курсируя вокруг озера.
  Местные жители поддерживают традиции и умеют многое из того, что делали их предки: танцевать, печь хлеб, делать народные поделки. Все это они делают с большой охотой в мини-скансене и зачастую бесплатно – для поддержания тонуса, что ли.
  В крае Даларна есть еще одно чудо природы, умело претворенное в шедевр архитектуры. Это Далхалла - концертная площадка под открытым небом. История создания этого театра такая же древняя, как и озера Сильян. Оба объекта изначально образовались вследствие падения метеорита. Позже Далхалла стала местом добывания известняка, что по счастливому совпадению привело к идеальным формам кратера. После появления изумрудного цвета воды работы были прекращены и открытием стала классическая акустика места. После постановки летнего фестиваля оперной певицей место стало настолько популярным, что было принято решение установить стационарную сцену. Теперь посреди озера, на глубине 60 метров находится театр (еще один шедевр шведского дизайна), который привлекает тысячи туристов каждый год: со сцены поют оперу, фолк, рок и, говорят, действо превращается в настоящее волшебство с огнями, фейрверками и эффектами.
  Что интересно, во всех мало-мальски оформленных буклетах и проспектах с особой любовью и детализацией описывается история, архитектура и быт местности, объекта или даже отеля. Отыскиваются факты, которые для кого-то будут неважны – но в этом шведская натура – «ничто не забыть».
  Камни, дерево, вода и большое желание шведов сделать свою страну красивее и красочнее – вот так наверное, я описала бы то, что можно увидеть в Швеции даже за несколько дней. Простые древние основы мироздания – наверное, корни и мудрость предков помогают шведам творить и любить свой край.
 
 
 
 

Комментарий автора:
…на стенде в центре выставлена старинная зубная щетка в стакане, оба предмета в серебрянной чеканке. А подле батарея современных стертых зубных щеток разных цветов. Позже, подошедши к стене с натянутыми бельевыми веревками, на которых висели на прищепках прозрачные пакетики с невесть чем, мой интерес разыгрался не на шутку. Дело в том, что в пакетиках было все что угодно: использованные билеты, монеты, жетоны, марки, мелкие игрушки и все что не поддается описанию…

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Большая говорящая лампа

    Большая говорящая лампа

    Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …