Первый и последний раз я была в Свято-Даниловом монастыре по довольно прозаичному поводу: мне, первокурснице, поручили купить для родной школы колокольчик – тот, которым последний звонок в школе подавала собственноручно я, куда-то делся во время капитального ремонта, и не исключено, что он до сих пор украшает чью-то домашнюю полку.
 
  Где покупать колокольчики – я понятия не имела. Но мне очень нравилась церковь у Никитских ворот, где венчался Пушкин с женой, и туда-то я и направилась. Там в лавке, где торговали свечами и иконами, меня огорчили, что колокольчиков там отродясь не водилось, и направили меня в один из сонма монастырей, что стоят в районе Таганской-Пролетарской. В один из храмов этого монастыря как раз привезли какие-то очень важные мощи, и туда стояла очередь почище чем в Пушкинский музей, когда туда привезли работы Матиса (по молодости лет очереди в Мавзолей я не застала). Нагло пробившись через строгих теток, и поминутно заверяя их, что мощи мне без надобности, я достигла очередной лавки, где мне сообщили, что сюда пожалте покупать парчу, или украшения для облачений, а вот колокольчики – только в Свято-Даниловом.
 
  Вот так я и попала в Свято-Данилов монастырь, было это 11 лет назад. Честно говоря, единственное, что я помню – это толпу нищих по дороге от метро до ворот монастыря, и потрясающей красоты надвратную колокольню. А еще я была в красном костюме с узкой короткой юбкой и на высоченных красных же шпильках, и что удивительно – никто даже замечания не сделал, пока я во всем этом великолепии шлялась по территории монастыря. Колокольчик я купила именно там, и только через год добрые люди подсказали, куда нужно идти, дабы купить сей важный предмет побольше и позвончее – в сувенирную лавку при Историческом музее на Красной площади. Так что если вам нужен настоящий колокол, от звука которого будут сотрясаться стены спортзала (или где там линейки последнего звонка сейчас проходят), вам туда.
 
  Волею судеб 2 года назад наш офис переехал на Даниловскую набережную, и возможностей посетить монастырь было хоть отбавляй, но, как это обычно бывает, когда есть возможность – откладываешь это на неопределенный срок, и в итоге мы до него так и не дошли. Зато когда нам с мужем пришлось выйти на работу в субботу, то мы сразу вспомнили, что рядом есть где прогуляться после напряженного рабочего дня – с утра мы уже сходили в Донской монастырь, настала очередь и Свято-Данилова.
 
  Эти монастыри (Донской и Свято-Данилов) вообще удобны для посещения в один день – они расположены даже в пешеходной досягаемости – от Донского монастыря вы выходите на Серпуховский вал и совершаете неспешную прогулку до м. Тульская – минут 20-25.
 
  Для тех, кто едет на метро, добраться до Свято-Данилова монастыря тоже довольно просто – м. Тульская, последний вагон из центра, выходите к высоченному зданию МНС, от него влево, увидите небольшую серую часовню, отсюда и начинается путь до монастыря – не заблудитесь, вехами на вашем пути станут многочисленные и порой даже агрессивные нищие.
 
  Историческая справка
 
  Монастырь основан в 1282 году сыном князя Александра Невского, который был похоронен тут же, в монастыре, мощи можно увидеть в Троицком соборе монастыря. Однако монастырь получил свое имя не по имени князя-основателя, а по имени его святого покровителя Даниила Столпника. Монастырь был разорен во время татарского набега в 1293 г., пришел в запустение, и обрел прежнее величие только во время правления Ивана Грозного, тогда-то и были возведены каменные стены и башни монастыря, которые были изрядно порушены в 1610 году во время обстрела монастыря «тушинским вором» Лжедмитрием II.
 
  Война 1812 года не пощадила монастырь – он не был разрушен, но имущество, представлявшее хоть какую-то ценность, было разграблено, а на территории устроили бойню для скота и склады. Во время русско-турецкой войны здесь был госпиталь.
 
  В 1930 г. монастырь был закрыт (кстати, снятые с колокольни колокола монастыря ныне находятся в Гарвардском университете – интересно, можно ли подать на них за это в суд и отсудить изрядную сумму денег?:)) Действовал только храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, он работает и сейчас, расположенный несколько за территорией собственно монастыря.
 
  В 1982 году Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. А все могло сложиться совсем по-другому, и случись такое, чудесный и располагающий к прогулкам Донской был бы сейчас таким же, как Свято-Данилов…но об этом чуть позже. В следующем, 1983 году, территория монастыря передана РПЦ, и уже в 1988 монастырь стал центром торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.
 
  Сейчас в монастыре расположена резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
 
  Здесь тоже имелся свой некрополь, правда, гораздо менее известный, чем некрополи Донского и Новодевичьего монастыря. Более того, после революции кладбище было закрыто, и прах видных деятелей культуры перезахоронен на других кладбищах.
 
  Кроме церковных деятелей, здесь были похоронены представители российской аристократии: Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Горчаковы, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы, Щербатовы, Кутайсовы, Воейковы, Дашковы, Ермоловы, Языковы, Соллогубы, а также деятели культуры: писатель Н.В.Гоголь, поэт Н.М.Языков, духовная писательница А.Н.Бахметева, поэт, публицист, богослов Л.С.Хомяков, славянофилы: Ю.Ф.Самарин, кн. В.А.Черкасский и А.И.Кошелев, ученый-славист Ю.В.Венелин, юрист, историк и краевед П.В.Хавский, историк русской литературы Н.С.Тихонравов, художник В.Г.Перов, основатель Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн.
 
  Прогулка по монастырю
 
  Тульская площадь
 
  Прогулка начинается от Тульской площади, забитой транспортом, ларьками и народом. Через дорогу – одно из самых нелепых и уродливых зданий столицы – «упавший на бок небоскреб» - огромной протяженности здание, похожее скорее на заводской корпус, нежели на место, где живут люди, с подслеповатыми окошками. Через перекресток – Даниловский рынок, при виде которого муж каждый раз радостно потирает руки и предлагает его «сфотографировать немедля, а то вдруг упадет» - где-то прочитали, что это тоже работа товарища Канчели, и чуть ли не тот же проект.
 
  Первый объект, по которому вы сориентируетесь на месте – сложенная из серого камня часовня, построенная в честь князя Даниила Московского. Она довольно простая и малоинтересная, т.к. Новодел. Но заглянуть можно. Наверное, построили ее специально для тех, у кого нет времени идти ставить свечи в сам монастырь – до него еще минут 7-10 пешком – то есть маркетингово грамотно.
 
  Построена она в 1997 году, по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.
 
  Судя по фотогалерее на сайте монастыря, где-то на Тульской площади стоит среди деревьев еще и памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому, весьма приятный, но отчего-то мы его не увидели – обилие ларьков-палаток-стройки нового торгового центра и машин любознательности не способствует, но думаю, что мы его найдем вскорости.
 
  Via Dolorosa
 
  За часовней начинается тропка, и уже через дорогу – владения монастыря, судя по магазинам-ларькам, в названиях которых то и дело читаешь «освященные продукты», или «монастырские чего-то там». Даже стоматологическая клиника в логотипе содержит изображение святого и называется «Клиника Святого Даниила».
 
  Путь к монастырским воротам буквально усеян нищими всех мастей – грязные, плохо пахнущие, с похмелья, но при этом неизменно комментирующие всех проходящих. Хорошо, хоть не бросаются, как в Троице-Сергиевой Лавре, под ноги, подсовывая тебе под нос свой пластиковый стаканчик для подаяний.
 
  Через несколько минут начинается белая внушительной высоты монастырская стена. Это, конечно, не та, что была построена при Иване Грозном, а более поздняя постройка, но все равно внушающая почтение. Перед самым входом – обычный киоск с печатной продукцией, перед которым – огромное количество голубей, уж не знаю, чем они их там прикармливают.
 
  Надвратная часовня и первые впечатления
 
  Первое, что вы увидите в монастыре (кроме стен и башен) – надвратный храм Симеона Столпника, построенный первоначально в 17 веке, используемый после революции как жилье для рабочих, и воссозданный в 1988 году. Здесь же и колокольня монастыря, и значительную часть нашей прогулки мы слушали изумительного звучания колокольные звоны…
 
  Сразу у входа – лотки с сувенирами, свечами, и ряд палаток, в которых продают мед, чаи, травы, местную выпечку. «А свежи ли пироги с клюквой?» - осведомилась я у продающей дамы. «У нас все свежайшее», - строго ответствовала мне дама. Доказательством сего факта стал пожилой монах в рясе, который принес в магазинчик поддон со свежевыпеченными булочками. Вкусно.
 
  Как только вы прошли торговый ряд, оказываетесь в центре большой площади. Так, ориентируемся на местности. Слева от вас – храм с белыми стенами, зелеными крышами и золочеными куполами - храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, за ним проход закрыт, справа – грузная туша с желтыми стенами – Троицкий собор, через стену виднеются купола храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе, в центре площади – стройные арочки Надкладезной часовни в честь 1000-летия Крещения Руси, где толпится народ с пластиковыми бутылками.
 
  Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
 
  Возведен в 1561 году, перестроен в 1729 и 1752 гг. Двухэтажный, включает в себя несколько церквей, причем первый этаж находится сейчас на реставрации. На втором этаже многовато народу, но возможно, в будни бабулек меньше. Очень красивая стенная роспись, иконостас Костромской школы XVII века. Все подходили и прикладывались к какому-то образу (вероятно, то были частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского), за процессом утомленно наблюдал пожилой товарищ в казачьей форме с эмблемой охраны Свято-Данилова монастыря.
 
  На ступенях храма стоял дядька-священнослужитель, причем, судя по шапке, не рядовой. Увидев меня, он спешно прервал беседу с бабулькой, которая тут же посеменила в церковь, и злобно заволпил: «Как вы одеты! Тут нельзя так ходить! Немедленно оденьте платок!» Платка мы с собой не взяли, а монастырь мы еще не посмотрели, поэтому дядькину просьбу мы не уважили.
 
  Кстати, не так давно на одном из форумов, где я бываю, один из участников, сам священнослужитель, дающий консультации, утверждал, что находиться в церкви/монастыре в платке и в юбке необязательно – четко такое требование нигде не прописано, и бабки, что злобно шипят в некоторых церквях, действуют так по собственной инициативе, священникам же таких инструкций не дают. Более того - таких вот злобных теток призвано осаживать, потому что злобные замечания отвращают людей от церкви. Прочитав это, я воспряла духом и платок с собой носить перестала. Оказалось, зря. Интересно все же узнать – должны или не должны женщины носить платок? Муж предложил сходить тут же к Патриарху на прием, или написать ему письмо, дабы Патриарх дал мне персональное разрешение посещать церкви и монастыри без платка и юбки.
 
  Кстати, в прошлом году мы столкнулись с тем, что на территории монастыря нельзя находиться без платка и в брюках, в Ростове – но там туристов спасало то, что на входе выдавали косынки и юбки, напоминающие большие длинные фартуки. Но тут, во-первых, такого сервиса не было, а во-вторых, по территории благополучно разгуливали девицы с откровенными вырезами-разрезами, сильно накрашенные, в платках, и это священнослужителям не мешало.
 
  Троицкий собор
 
  Троицкий собор был построен в 1833-38 гг. по проекту архитектора Бове (в свое время он возглавил комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812 года, им были спроектированы Торговые ряды на Красной площади, Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Манеж (проект отделки), Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, 1-я Градская больница, особняк Гагариных, позже Книжная палата, на Новинском бульваре, купольная ротонда церкви «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке и церковь в селе Архангельском Московской области со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки).
 
  В соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» (17 век) и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (18 век), а также ковчег с частицами мощей князя Даниила Московского (они поделены на оба собора монастыря).
 
 
  Дальше мы просто гуляем по монастырю, вернее муж гуляет, а я озираюсь – не подкрадывается ли к нам тот самый дядька в рясе, дабы изгнать меня, недостойную, с территории. Стены и башни чудо как хороши – на стены, кажется, даже можно подниматься по скрипучим деревянным лестницам, но не рискнули.
 
  Резиденция патриарха
 
  За Троицким собором – четырехэтажное здание с зелеными стенами - Отдел внешних церковных связей, возле него стоит парочка дорогих автомашин. Со стороны сквера возле этого здания - памятник князю Владимиру, крестившему Русь (правда, Русь была крещена «огнем и мечом», но это такие мелочи по сравнению с мировой революцией).
 
  Небольшая аллея вдоль здания ОВЦС (см. выше) заканчивается довольно скромным зданием в бежевых тонах, с ликом Спаса по центру. Это резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, то есть русский Ватикан. Народу поблизости не наблюдается, даже вовсе безлюдно, и что удивительно – подобраться поближе и желания не возникло. Странно. Может, там силовое поле, отсекающее всех недостойных?:)
 
  Поминальная часовня
 
  Вдоль стены монастыря, мимо которой мы сюда пришли от Тульской площади, стоит милая Поминальная часовня – как свечечка. А сразу за ней вдоль стены – немногочисленные сохранившиеся надгробья и каменная плита с изображением креста (хачкар), подаренная монастырю Католикосом всех армян Вазгеном I в 1988.
 
  Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе
 
  Один из храмов, относящийся к монастырю, находится за крепостной стеной – это храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, чтобы дойти до него, нужно выйти через ворота за Троицким собором и пройти метров 50. На повороте нас опять подкарауливали нищие, но мы не поддались! Церковь века 18, построена в классическом стиле, осмотреть внутри нам ее не удалось - закрыто. Известна тем, что когда в 30-е годы монастырь был закрыт, все службы совершались именно здесь.
 
  Сразу напротив этой церкви стоит странного вида здание – то ли НИИ, то ли ведомственное, с закрытым двором, окруженным живой изгородью. Но все равно немногочисленным любопытствующим было видно, что во дворе происходит свадебный фуршет, по периметру скверика расставлены столы с закусками и выпивкой, арки с шариками и цветами. Интересно все же, что за здание?:)
 
  Кроме перечисленных, в монастыре расположены также следующие церкви: в честь Рождества Иоанна Предтечи, Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, Серафима Саровского. Вероятно, они расположены на территории, куда простым смертным ходить запрещено.
 
  Сравнивать монастыри (Донской и Свято-Данилов) не буду, хотя соображения на этот счет имеются. Посетить в целях ознакомления с культурными ценностями следует оба, но отдохнуть душой – лучше в Донской – там и потише, и к прогулкам место очень располагает, а в Даниловом – суета и толпа.
 
  Явки, пароли
 
  М. Тульская, последний вагон из центра
  Даниловский вал, 22.
  http://www.saintdaniel.ru/
  Вход на территорию монастыря бесплатный.

Прогулки по Москве. Эпизод 1 - Варварка, Ильинка и Никольская улицы
Прогулки по Москве. Эпизод 2 - Донской монастырь
Прогулки по Москве. Эпизод 4 - Зачатьевский женский монастырь и вокруг

Комментарий автора:

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Музей ювелирного искусства Костромы

    Музей ювелирного искусства Костромы

    Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…