Зачем ехать

Чтобы посмотреть на столицу региона Абруццо и главные ее достопримечательности: фонтан «99 струй», построенный в память об основателе города Фридрихе II, и базилику Санта-Мария ди Коллемаджо.

Правда, раньше, чем через пару лет, в город ехать не стоит: после землетрясения 1997 г. соседний Фолиньо восстанавливается по сей день.

Из новостей на РБК: “Город, основанный императором Фридрихом II в 1230 году и получивший название в честь императорского орла (итал. l'aquila — "орел"), богат архитектурными достопримечательностями. По предварительным оценкам экспертов, в Аквиле сильно пострадали четыре церкви: романская базилика Санта-Мария-ди-Коллемаджо XIII века, колокольня ренессансной церкви Сан-Бернардино-да-Сиена, а также барочные церкви Святого Духа XVII века и святого Августина XVIII века. Лежат в руинах построенные в 1548 году в честь императора Карла V ворота — Porta Napoli. В Национальном музее, размещающемся в крепости XVI века, обрушился третий этаж. Такого сильного землетрясения Аквила не помнит с 1703 года, когда был разрушен практически весь средневековый центр города».

Тем не менее, будем надеяться, что по прошествии времени в Аквиле все восстановят как было, поэтому и я буду описывать город таким, каким он предстал нашим глазам в июле 2007 года.

Рейтинг: 4 из 5

Как добраться

1. на поезде из Терни (через Риети, который можно посетить по пути). От станции до городских ворот и знаменитого 99-струйного фонтана вверх в горку минут 10.
Время в пути и время отправления уточняйте, пожалуйста, на http://www.trenitalia.com/en/index.html
Железные дороги Италии – личный опыт - http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19

2. на авто из Терни, Риети, Ассизи, Перуджи.

Турбюро расположено на главной городской площади – пьяцца Дуомо.

История

Основателем города считается император Священной Римской империи (и король Сицилии, но это уже детали) Фридрих II, внук знаменитого рыжебородого Барбароссы. Легенда гласит, что вокруг высокой горы (той самой, 2912 м) лепилось целых 99 поселений и замков, жители которых никак не желали мириться друг с другом, проводя все свободное время в стычках и набегах на соседские стада (поблизости в античные времена располагался римский город Amiternum, разрушенный во время варварских нашествий, но от него практически ничего не сохранилось, кроме упоминаний в заметках римских историков). Императору нужен был городок, который стал бы одной из крепостей, на которые он бы опирался, воюя с Папой Римским за господство в центральной Италии.

В 1230 г. (согласно другим источникам – в 1240 г.) враждующие деревни и замки были объединены в единое поселение, которое получило название в честь геральдического орла на гербе Гогенштауфенов (всего-то через 38 лет, стоя на ступенях собора Сан-Лоренцо в Витербо, Папа Клемент IV отлучит от церкви последнего из Гогенштауфенов, принца Конрадина, внука Фридриха, прибывшего в Италию претендовать на итальянский престол – так, по сути, закончится противостояние Пап и династии Гогенштауфенов). Примерно с этого времени до 1861 г. город именовался Аквилой (L'Aquila), после объединения Италии зачем-то получил название Aquila degli Abruzzi, а после 1939 г. снова стал Аквилой.

Строительство городских стен было закончено в 1254 г., уже при сыне Фридриха, Конраде IV, а в 1256 г. Папа Римский Александр IV дарует городской церкви Святых Массимо и Джорджо статус собора, надеясь склонить горожан на свою сторону (на трон Сицилии после смерти Конрада претендовал сын английского короля Генриха III, Эдмунд, и Папа отчаянно интриговал против Манфреда, следующего короля Сицилии, правящего до совершеннолетия своего племянника Конрадина – см выше). За это король Манфред, сын основателя города, Фридриха II, и брат Конрада IV, в июле 1259 г. нападает на Аквилу и, стремясь прервать сеператные переговоры, разрушает все построенное отцом и братом с энтузиазмом, достойным лучшего применения. Другими словами, разрушает город-предатель до основания.

В течение долгих 7 лет город был покинут жителями, пока Манфред не был убит в сражении близ Беневенто в южной Италии Карлом II Анжуйским, который начал восстановление Аквилы и заново возвел городскую стену длиной 4 мили и высотой 6 футов, с 86 смотровыми башнями (некоторые ее фрагменты сохранились до наших дней). Каждый из четырех кварталов города имел свои ворота, названные точно так же, как и сам квартал – Санта-Хуста, Санта-Мария-Паганика, Сан-Пьетро-Коппито, Сан-Марчиано. В последующие века город рос, и ворот стало гораздо больше, как и кварталов, каждый из которых имел теперь не только свои ворота, но и флаг с гербом, а также свои объединения молодых рыцарей. Эти объединения сохранились по сей день, каждый год проводится несколько мероприятий, где люди в традиционных костюмах идут за штандартом своего квартала, правда, это не привлекает столько внимания и туристов, как палио в Сиене.

Аквила становится известной во всем христианском мире после событий 29 августа 1294 г., когда в здешней церкви Санта-Мария ди Коллемаджо посвящен в Папы Римские отшельник Пьетро дель Морроне, принявший имя Целестин V. С тех пор Папы Римские традиционно проводят здесь ежегодный религиозный обряд прощения, Perdonanza.

Время правления Папы Целестина считается золотым веком Аквилы – короли даруют городу значительные торговые привилегии, и Аквила богатеет на торговле драгоценным шафраном (выращиваемым в долинах) и на овцеводстве (овец разводят на горных пастбищах). Город также являлся важным перевалочным пунктом на так называемом «пути Абруццо» (via degli Abruzzi), который простирался от Флоренции до Неаполя, через Перуджу, Риети, Капую, и прочие важные для итальянской торговли города. Вскоре в Аквилу переселяется несколько известных тосканских купеческих семей, за ними подтягиваются и ремесленники. Уже к середине XIV века здесь образованы гильдии кожевенных дел мастеров, кузнецов, купцов и ученых, представители каждой гильдии заседают в городском совете (тогда он назывался Camera Aquilana, в течение всей длинной городской истории его название несколько раз менялось). В 1344 г. король дарует Аквиле право чеканить собственную монету.

С момента объединения управляется Аквила советом города, в состав которого входят мэры бывших 99 деревушек, позднее она переходит под неполитанскую корону, и скоро становится вторым по величине и важности городом Неаполитанского королевства, которое в ту пору занимает почти половину итальянского «сапожка», с юга почти по самый Рим. Неудивительно, что такой город требует профессионального управленца, посему король Карл II назначает сюда сборщика податей, искусного также и в управлении ("Camerlengo"), который становится председателем городского совета. Кроме того, с того времени в состав совета входил также и капитан городской стражи, назначаемый лично королем. Если монарх думал, что таким образом он заставит горожан подчиниться, то он сильно ошибся - жители Аквилы и окрестностей немало помотали нервы как королю, так и тем, кто пытался ими управлять – для иллюстрации несколько примеров из городской истории.

Одним из самых ярких управителей Аквилы считается Никколо дель Изола (Niccolò dell'Isola), сперва весьма любимый народом и получивший прозвище «народный рыцарь». Народное обожание длилось ровно до того момента, как управитель стал проявлять тиранские замашки, после чего тиран был убит в результате народного же заговора. Третьей ветвью городской власти вскоре становится Пьетро Кампонеши (Pietro "Lalle" Camponeschi), граф Монторио, великий канцлер Неаполитанского королевства, который забирает такую власть, что становится опасным, и вскоре гибнет от руки наемных убийц, действовавших по приказу принца Луи Таранто. Потомки графа несколько поколений боролись за власть, но никогда уже не достигли той той славы и мощи, какой обладал их великий предок. Последним великим лордом Аквилы стал Людовико Франки (Ludovico Franchi), бросивший вызов Папе Римскому, приютив в Аквиле Альфонсо д'Эсте, бывшего герцога Феррары, и детей Джампаоло Балиньони, свергнутого сеньора Перуджи. Этот правитель, как и многие до него, был свергнут и окончил свои дни в тюрьме, куда бросили его слишком любящие свободу жители Аквилы (и не без согласия неаполитанского короля).

Как и вся Европа, Аквила пострадала от эпидемий чумы 1348 и 1363 гг, а в 1349 г. была так страшно разрушена землетрясением, что жители даже оставили город, но ненадолго. На стыке XIV и XV вв. сюда переселяются еврейские семьи, а главы францисканского ордена выбирают Аквилу местом проведения орденских собраний , что свидетельствует о значимости города. Сам Бернард Сиенский посещает Аквилу дважды, и в 1444 г. умирает здесь. В 1481 г. Адам фон Роттвайль, ученик Гутенберга, устанавливает в Авиле печатный станок.

Не без влияния францисканцев ломбардские мастера возводят на северо-востоке города больницу Сан-Сальваторе (1446) и женский монастырь и базилику Сан-Бернардино, куда планировалось поместить тело святого Бернарда Сиенского. Строительство велось почти 30 лет, в 1461 г. очередное землетрясение разрушило уже возведенные стены базилики, и добрую половину города, но к 1472 г. церковь таки достроили и торжественно перенесли в нее мощи святого 14 мая 1472 г.

Аквила, расположенная на границе Неаполитанского королевства и Папского государства, активно интриговала, примыкая то к одной, то ко второй враждующей стороне. Когда Папа поддержал притязания Анжуйской династии на земли вокруг Аквилы, город также примкнул к анжуйцам. Тогдашняя королева Неаполя, Джоанна II, нанимает в связи с этим одного из самых известных наемников того времени – Браччио да Монтоне (Braccio da Montone), лорда Перуджи, Тоди, Ассизи, Спелло и Чези. За свои услуги Браччио получает от королевы титул и земли, и начинает 13-летнюю осаду Аквилы, где противостоит Браччио не менее прославленный полководец – Муцио Аттендоло Сфорца (Muzio Attendolo Sforza) и его сын Франческо. 2 июня 1424 г. в сражении у деревни Баццано, близ Аквилы, произошло решающее сражение между противоборствующими сторонами, во время которого Браччио да Монтоне получает смертельную рану и умирает три дня спустя в стенах города, который безуспешно осаждал. Несмотря на повеление Папы Римского похоронить военачальника в неосвященной земле, горожане называют в честь поверженнего, но отважного врага одну из главных улиц Аквилы.

Недолгий период свободы и процветания Аквилы заканчивается с приходом сюда испанских войск в 1529 г., которые разрушают город, отменяют все привилегии, и возводят на северо-востоке города огромную крепость. В 1703 г. во время землетрясения город разрушается до основания в третий раз (напомню, первый раз случился в 1259 г., после набега короля Манфреда, второй – 1349 г., после чумы и землетрясения), в дальнейшем землетрясения неоднократно разрушали и городской собор, и базилику Сан-Бернардино, чей купол был построен по образу и подобию Санта-Марии-дель-Фиоре во Флоренции (городские хроники рассказывают о разрушительных землетрясениях 1315, 1349, 1452, 1501, 1646 гг.). В 1799 г. город два раза брали наполеоновские войска, которые по пролетарскому революционному обычаю, развеяли по ветру прах святых Целестина и Бернардина, однако, обошлось без значительных разрушений.

В XIX в. жители Аквилы приняли активное участие в войне за независимость, во время мировых войн город подвергся бомбардировкам союзнической авиации. Про Аквилу как город контрастов по Италии ходят анекдоты, вроде той истории с романом Альберто Моравиа, который был запрещен местным архиепископом как неприличный – это в 1970е-то годы! Еще дальше пошла группа местных сектантов, собиравшая подписи за запрет 50-евроцентовой монетки, где была изображена обнаженная фигура человека.

Хочется надеяться, что через каких-то 10 лет землетрясение 2009 года станет для Аквилы всего лишь очередной страницей ее богатой многовековой истории, и самой большой проблемой для ее жителей вновь станет какая-нибудь неприличная статуя...

Маршрут по городу

Stazione FF. SS. - Piazzale della Stazione - via Tancredi da Pentima - Porta della Rivera - S. Vito - Fontana delle 99 Cannelle - via Borgo Rivera - S. Chiara D'Acquili - via Borgo Rivera - via Fontesecco - piazza Fontesecco - via Sassa - Monastero della Beata Antonia, Conservatorio - via dell'Annunziata - via Cesura - Palazzo Persichetti - piazza Santa Maria di Roio - S. Maria di Roio - Palazzo dei Duchi di Rivera - via del Cardinale - via San Marciano - piazza San Marciano - S.S. Nicandro e Marciano - via San Marciano - Oratorio di S. Antonio de Nardis - via San Marciano - via dell'Arcivescovado - piazza della Prefettura - Prefettura - S. Agostino - piazza S. Marco - S. Marco - via Independenza - Uffici Finanziari - via Independenza - piazza del Duomo - S.M. del Suffragio - Poste e Telegrafo - Duomo - via dei Rameri - Le Cancelle - via dei Rameri - piazza del Duomo - via Dragonetti - via Santa Giusta - piazza S. Giusta - Palazzo Centi - S. Guista - via San Michele - via Michele Jacobucci - viale di Collemaggio - piazzale di Collemaggio - S. Maria di Collemaggio - piazzale di Collemaggio - viale Giacomo Caldora - Porta Bazzano - piazza Porta Bazzano - via Fortebraccio - costa e Arco S. Flaviano - piazza S. Flaviano - costa due Stelle - via Fortebraccio - piazza Bariscianello - scalinata S. Bernardino - piazza S. Bernardino - S. Bernardino - via San Bernardino - via S.G. da Capestrano - piazza del Teatro - Teatro Comunale - via Giuseppe Verdi - via Adamo Rothwill - piazzetta della Commenda - via Assergi - Chiesa del Carmine - via Assergi - parc di Castello - viale Benedetto Croce - Castello - viale Benedetto Croce - viale delle Medaglie d'Oro - piazza Btg. Alpini L'Aquila - Fontana Luminosa - largo Tunisia - corso Vittorio Emanuele via Leosini - piazza S.M. Paganica - S. Maria Paganica - Palazzo Ardinghelli - via Paganica - via Garibaldi - piazza S. Silvestro - S. Silvestro - via delle Streghe - via Minicuccio D'Ugolino - piazza S. Pietro a Coppito - S. Pietro - via Roma - Univercita - piazza dell'Annunziata - Palazzo Carli - chiesa dell'Annunziata - via Andrea Bafile - piazza S. Margherita - Palazzo Pica-Alfieri - S. margherita - Palazzo dei Nobili - Comune - via Andrea Bafile - piazza Palazzo - Palazzo Margherita - Torre Civica - Biblioteca - via Patini - Museo Signorini Corsi - via Sallustio - via Cavour - piazza S. Filippo - S. Filippo - via Cavour - via Sassa - Piazza S. Biagio - piazza S. Biagio - S. Biagio - via Sassa - via Buccio da Ranallo - via S. Quinziano - piazza Angioina - piazza S. Domenico - S. Domenico - piazza Angioina - via delle Carceri - Chiesa delle Carceri - via Addolorata - piazza Addolorata - Chiesa - via del Calvario - costa delle Malve - via dell'Ortica - via Fontesecco - via XX Settembre - via Santo Spirito - piazza San Bernardo - S. Bernardo - via Santo Spirito - S. Spirito - costa Santo Spirito - via San Jacopo della Rivera - via E. Arco San Jacopo della Rivera - Porta della Rivera - via Tancredi da Pentima - Piazzale della Stazione - Stazione FF. SS.

От станции мы поднимаемся чуть вверх (она расположена в низинке) и сразу же попадаем к одним из городских ворот, от которых вглубь Аквилы ведет Via Francesco Filomusi Guelfi – но нам (и вам тоже) туда не надо, нам – вдоль городской стены (XIV в.) направо, поглядывая сверху этак снисходительно на дачные участки и сараюшки с лопатами, пока впереди не покажутся очередные ворота и указатель «Fontana monumentale 99 Cannelle», вот в эти ворота (Porta della Rivera) мы и ныряем.

Фонтан 99 струй (Fontana delle 99 Cannelle)

Как вы помните, городская легенда гласит, что вокруг местной горы теснилось 99 враждующих деревушек, которые были объединенных в единое поселение Фридрихом II. Фонтан, который является символом города, и одной из самых известных достопримечательностей провинции Абруццо, как раз и символизирует слияние 99 деревушек (струй) в единый город (фонтан).

Визуально это подвыпившая буква «П», по всему периметру которой равномерно распределены фонтаны – вода изливается из 99 разных масок. Сооружение интересно с архитектурной точки зрения: углы этой кривой трапеции ориентрованы на стороны света, стены построены из красного и белого камня, который под воздействием времени и осадков превратился в желтый с белым (фасад церкви Санта Мария ди Коллемаджо предположительно тоже построен из такого же камня и в это же время). Нехитрый подсчет позволяет установить, что всего в стену вокруг фонтана уложено 13 рядов квадратных камней – средневековые аквильцы явно не были суеверными людьми. Маски, через которые льется вода – это мужские и женские лица, монахи, ангелы, лошади, львы, собаки, сатиры и фавны, фантастические существа и даже король в короне – и ни одна маска не повторяется. Все маски расположены на высоте лица мужчины среднего роста (чтобы человек стоял лицом к лицу с фонтанными изображениями), расстояние между лицами – около метра. 93 струй выполнены в едином стиле, 6 струй добавили, вероятно, несколько позже – они расположены ниже остальных, в правом углу, и не оформлены никакими масками. Вода падает в бассейны, расположенные на двух уровнях.

Согласно надписи на самом фонтане, сооружение его было закончено в 1272 г. (строительные работы велись примерно 10 лет). Автором проекта являлся Танкреди из Пентимы (сейчас это место называется Корфинио (Corfinio)), древнего доримского города, где впервые было использование название «Италия». Заказчиками выступали местный губернатор, Луччессино Алета Тоскано и его преемник, Гвельфо ди Лукка, каковой факт увековечен на мраморной табличке в центральной части фонтана, где изображен и городской герб, на котором отчетливо заметны три переплетенные лилии, в честь родного города губернатора, Флоренции. Еще одна городская легенда гласит, что под фонтаном похоронен сам Такреди, казненный властями города да то, что в ответ на вопрос, построит ли он фонтан еще лучше (читай - для другого города), ответил, что уверен, что построит.

Изначально фонтан имел только две стороны, а не три, и струй на них было, соответственно, 40 и 23 (всего, таким образом, 63, что доказывает, что легенда об основании города из 99 деревушек появилась гораздо позднее, и уже под нее подгоняли количество фонтанных струй), южная стена, расположенная напротив городской стены, была пристроена между 1582 и 1585 гг., тогда фонтан увеличился еще на 30 струй. Название «99 струй» вошло в обиход гораздо позже окончания строительства (1272), после выхода в свет поэмы Буччо да Раналло (Buccio da Ranallo), где он излагает легенду об основании города (тогда-то, скорее всего, и были пристроены еще 6 струй к уже имевшимся 93 – чтобы соответствовать легенде), изначально же фонтан носил название Fontana della Rivera, по названию городского квартала Ривера, где он был расположен.

Нижний уровень бассейнов был добавлен в 1578 г., чтобы женщинам было удобнее полоскать белье – и с тех самых пор на ступенях, ведущих к воде, лежала намыленная одежда, оставленная на солнце для отбеливания – может, поэтому ступени сейчас такие скользкие и белоснежные? Во время эпидеми чумы 1657 г., унесшей почти половину населения города, во внутреннем дворе фонтана были установлены четыре огромных котла, где стерилизовали одежду целого города. Позднее внутри фонтана (в этом самом дворе) проводили банкеты в честь особо важных гостей города.

Считается, что звук 99 струй чрезвычайно благотворно воздействует на слух, подобно фонтану Треви в Риме, однако я, черствое существо, как-то ни там, ни там особо звуком льющейся воды не прониклась – вокруг Треви обычно масса галдящих туристов, кидающих в фонтан деньги, здесь же денег вроде не кидают, но довольно хорошо слышны машины, проносящиеся по шоссе за стеной, да и детишки, лезущие в воду, пока взрослые фотографируют фонтан, шума только прибавляют.

Церковь Сан-Вито (San Vito)

Расположена напротив знаменитого фонтана, через небольшую площадь Piazza San Vito. Имеет простой белоснежный квадратный фасад и солнечные часы в каждом верхнем углу (под правыми часами – остатки древней фасадной росписи – вероятно, что-то, связанное с астрономией и знаками зодиака), украшена простым окном с полосатым обрамлением, романским порталом с резными колоннами и фреской в люнете над входом.

Построена церковь была примерно в то же время, что и фонтан (конец XIII века), позже интерьеры были перестроены в барочном стиле, но потолок и портал сохранились от первоначальной церкви. Сейчас внутри все очень просто и свежеотремонтировано: белые стены, аккуратные ряды скамеек, и только потемневший деревянный потолок напоминает о своей многовековой истории. На крыше (куда вряд ли допускают туристов, но для полноты картины) имеются интересные символы, которые перекликаются с символикой фонтана, но это – материал для грядущих исследователей.

S. Vito - piazza del Duomo

От площади Сан-Вито мы поднимаемся выше в город по via Borgo Rivera, которая долго извивается и петляет, но через некоторое время приводит нас к святилищу Святой Кьяры Аквильской (Chiara D'Acquili) с прилегающим монастырем. Церковь расположена на месте более древнего приходского храма (1195) небольшого поселения, вокруг которого позже и выросла раннесредневековая Аквила. Посвятили церковь Мадонне, и в разное время она называлась и Санта-Мария де Аквила, и Санта-Мария–у-фонтана. В 1256 г. храм передали францисканскому ордену, его женской ветви, которая позднее получила название клариски/ орден Святой Клариссы (в честь Святой Кьяры, сподвижницы Святого Франциска Ассизского). С 1266 монахини активно строили и обустраивали возле церкви свой монастырь, и в 1333 г. церковь получила свое настоящее имя – Санта-Кьяра Аквильская (употреблялось также второе название – Санта-Кьяра-делла-Ривьера). После многих перестроек от первоначальной церкви ничего не сохранилось, нынешнее здание – первой половины XVIII в., украшенное внутри барочным алтарем, фресками мастеров ломбардской школы, которые расписали также и церковь Сан-Доменико, и фигурками святых XVI в. Церковь принадлежала ордену кларисок до 1809 г., затем использовалась как склад, в 1879 г. ее передали ордену капуцинов, которому она принадлежит и по сей день.

Далее мы следуем по той же via Borgo Rivera, которая вскоре переходит в via Fontesecco и заканчивается на piazza Fontesecco, отсюда следует идти по via Sassa, которая приведет вас к очередному городскому монастырю - Monastero della Beata Antonia и стоящей рядом консерватории (Conservatorio). Заложили приют и больницу для бедняков по приказу Джакомо Джалиотти в середине XIV в., рядом с фамильной резиденцией заказчика. Веком позде весь комплекс зданий стал закрытым монастырем. Войти сюда можно со стороны via Sassa, через ренессансный портал (если открыто, что случается нечасто). Если все-таки попадете вовнутрь, то увидите тихий монастырский дворик, где под аркадой видны остатки старинной монастырской кладки. Внутри церкви – фрески XV-XVII в. и мавзолей Святой Антонии из Флоренции, которой и посвящен монастырь. Резные деревянные хоры (1515) имеют 99 сидений – опять-таки в соответствии с легендой об основании города.

Если времени не очень много, по via Sassa вы попадете прямо на piazza del Duomo, если же есть время и желание, можно сделать небольшой крюк – пройти по via Cesura (она отходит под прямым углом от via Sassa) до огромного Palazzo Persichetti ((XVIII в., где хранится частная, но довольно известная коллекция живописи) и стоящих вокруг площади piazza Santa Maria di Roio церкви S. Maria di Roio (XIII, перестроена после 1703 г., барельеф на фасаде изображает Деву Марию с сыном между Святым Петром и Папой Целестином V) и еще одного дворца – местных герцогов - Palazzo dei Duchi di Rivera (1770, рококо).

Via Cesura переходит в via del Cardinale, по которой мы пришли к piazza San Marciano и церкви S.S. Nicandro e Marciano, от которой via San Marciano приведет к Oratorio di S. Antonio de Nardis. Церковь S.S. Nicandro e Marciano имеет привычный для Аквилы квадратный фасад, а площадь перед ней украшена фонтаном. Она датируется XIV в., но нынешняя постройка была возведена после 1703 г. Портал входа украшен каменным барельефом и фреской в люнете (XV), изображающей Мадонну с младенцем работы местного мастера Сильвестро дель Аквила. Интерьер церкви украшен работами XVII-XVIII вв. Оратория была заложена в 1646 г. Антонио Нардисом, напротив его фамильной резиденции. Интерьер выполнен в стиле барокко, стоит обратить внимание на деревянный потолок (1726) работы Фердинандо Моска (Ferdinando Mosca) из Пескоконстанцо с большой картиной, изображающей св. Антония работы Дамини (Damini); орган работы Л. Нери (L. Neri) (1650); алтарный образ на главном алтаре работы Груе (Grue) (1736) создан из 27 плиток с майоликой с изображением св. Антония, Девы Марии в центре и прочих святых вокруг, включая 4х патронов города.

Еще немного вперед – и перед нами здание городской почты и телеграфа (Poste e Telegrafo), которое главным фасадом выходит опять-таки на piazza del Duomo, но мы поворачиваем не налево, а направо, и по via dell'Arcivescovado (судя по названию, тут некогда была резиденция архиепископа) огибаем квартал, попадая на piazza della Prefettura, где стоит огромное здание Префектуры, а по соседству, на piazza S. Marco, две церкви - S. Agostino (у префектуры) и S. Marco.

Церковь Sant'Agostino и монастырь августинцев датируются 1282 г., но в начале XIX века монастырь был полностью перестроен в неоклассическом стиле, и сейчас в нем располагаются кабинеты чиновников префектуры. Церковь же в 1707 г. переоборудовали в театр Сант’Агостино, оставив от первоначального здания апсиду с небольшой галереей. Барочный фасад украшен в верхней части эпическим барельефом «Триумф св. Августина над еретиками».

Церковь Сан-Марко (S. Marco) - одна из самых старых городских церквей, заложенная в XIII в.. В начале следующего (XIV) столетия строительство церкви было завершено, на северной стене церкви все еще заметна кладка того времени, типичная для Аквилы, и сохранился портал XIII в., копирующий портал церкви Санта-Хуста (о которой будет сказано в свое время). С 1703 г., после разрушительного землетрясения, церковь восстанавливали около 5 лет: тогда-то и была добавлена верхняя часть фасада и полностью перестроен интерьер, в 1715 г. ломбардские мастера выполнили роспись стен. Две симметричные колокольни по бокам были возведены примерно в одно время с городскими стенами, пострадали от землетрясения и восстановлены в 1750 г. Внутри хранится почитаемое изображение Мадонны (Madonna del Popolo Aquilano).

По via San Francesco di Paola (она идет вдоль главного фасада префектуры) факультативно можно прогуляться до небольшой церкви San Francesco di Paola с типичным для Аквилы квадратным фасадом и намеком на более раннюю постройку (нынешняя церковь XVIIIв., построена на месте храма XV в.). От piazza S. Marco по via Independenza мы – ура! - выходим на центральную городскую площадь.

Piazza del Duomo, Duomo и S.M. del Suffragio

С той стороны, где мы вышли на пьяцца Дуомо, стоит терминал турбюро веселенькой охряной расцветки, где, как известно, можно разжиться бесплатной картой города с тремя маршрутами (которые мы взяли на себя смелость и чуть переработать и объединить в один) . Просторная площадь украшена двумя статуями юношей (работы Никкола Антино), стоящих в круглых бассейнах с водой, первый развернут лицом к турбюро, второй – к Дуомо, выходящему фасадом на противоположный край площади. Каждый день здесь с раннего утра до часу дня шумит рынок – мы пришли сюда как раз когда его свернули, и ничто не мешало осматривать церкви и дома. Это отголосок древней традиции, которой более 700 лет – когда Карл II Анжуйский предоставил городу торговые вольности и право иметь два рынка в одном городе. Один проводился по вторникам на Piazza Palazzo, второй – по субботам на Соборной площади.

Площадь, которую здесь, как и во многих итальянских городах, называют просто "Piazza", была заложена в 1257 г. вместе с собором S.Massimo (Святой Массимо/Максим – покровитель города), который был полностью разрушен в 1703 г. во время землетрясения и восстановлен только в XIX в. В 1928 г. к собору пристроили пару колоколен в неоклассическом стиле. Интерьер выполнен в стиле барокко, внимание стоит обратить на гробницу кардинала Агнифили (XV) работы Сильвестро дель Аквила; на росписи стен позапрошлого века, изображающие четырех покровителей города; на оформление купола (1828); алтарь, посвященный Св. Карлу Борромею (подарен городу диаспорой ломбардцев, живущих в Аквиле с XV в.); и, наконец, на деревянные хоры (1730) работы Фердинандо Моска из Пескоконстанцо.

С левой стороны, если стоять лицом к собору, стоит еще одна церковь – Святого Духа (Santa Maria del Suffragio), заложенная в 1713 г. по проекту римского архитектора Карло Буратти, учеником самого Карло Фонтаны. В 1770 г. церкви пристроили барочный фасад (его верхняя часть украшена статями Пап, в центре расположен медальон с изображением Девы Марии), а в 1805 г. – классический купол (который благополучно обвалился после землетрясения 2009 г.). В первой капелле слева не пропустите Святого Антония Падуанского работы Теофилио Патини.

В глубине квартала, за церковью Святого Духа, стоит Le Cancelle (туда можно пройти по via dei Rameri, идущей от piazza del Duomo между зданием телеграфа и церковью) – милый аутентичный квартал зданий XV века, перемещенный сюда в XIX в. с главной площади, чтобы освободить место для здания почты. Здания расположены террасами, почти в каждом из них расположен небольшой магазинчик, к которому вниз ведут ступеньки, истертые за века тысячами ног.

С другой стороны площади (на одной линии с киоском турбюро) начинается променад, называемый Portici – из-за того, что первый этаж здешних зданий выстроен аркадами. Это символический центр городской жизни и традиционное место встреч. Эта часть Corso была открыта в конце XIX века и заменила бывшую центральную городскую ось via Roma – via Fortebraccio. Целиком комплекс Portici был завершен в 1920х годах. Как вариант, можно не отвлекаться на эту улицу в середине прогулки по городу, а вернуться сюда после осмотра цитадели.

Piazza del Duomo - piazzale di Collemaggio

Мы покидаем piazza del Duomo по via Dragonetti (справа от киоска турбюро), и идем по ней до пересечения с via Santa Giusta, сворачиваем на нее (направо) и прогулочным шагом движемся по ней до piazza S. Giusta, где стоят величественное Palazzo Centi и церковь S. Guista.

Palazzo Centi был возведен в 1752 г. в барочном стиле, сейчас это резиденция управления делами провинции Абруццо. Если продолжить путь по via Santa Giusta, с левой стороны будет стоять еще один красивый дворец - Palazzo Dragonetti (XVIII) – с ренессансным внутренним двориком, аркадами и лоджиями на двух первых этажах (проект Сильвестро дель Аквила), один из элегантных дворцов благородных семейств, что будут построены в Аквиле вскоре после землетрясения 1703 г.

Церковь Санта-Хуста (S. Guista) была построена в центре одного из четырех самых древних в Аквиле кварталов в XIII в. Она по сей день сохранила свой романский фасад, украшенный готической розеткой (1439) с двенадцатью фигурами, и эффектным порталом, в люнете которого изображена Дева Мария со святыми. Интерьер церкви, как и прочих в Аквиле, пострадал во время землетрясения 1703 г., и был восстановлен позже в стиле барокко. Стоит взглянуть на деревянный свод XVIII в., алтарь из позолоченого дерева XIV в. и работу Кавальо Арпино «Мученичество св. Стефана» (1615). С правой стороны от церкви стоит фонтан – ровесник древней церкви, с гербом владельцев замка Баццано на боку.

Продолжаем путь по via Santa Giusta, которая за piazza S. Giusta переходит в via San Michele, а затем – в via Michele Jacobucci. С левой стороны у вас будет комплекс зданий правительства провинции (дворец 1888 г. постройки), а через дорогу от него – приятный парк. На перекрестке с viale di Collemaggio сворачиваем на нее и идем по ней минут 15 (будет ощущение, что вы уже покинули город). С левой стороны будет виден большой купол базилики Сан-Бернардино, чуть ближе - кварталы, построенные на склонах оврагов (этот район очень сильно пострадал от землетрясения 2009 г.). В той же стороне расположен автовокзал Аквилы, так что если вы прибыли в город на автобусе, то начать осмотр стоит с базилики, к которой мы движемся, а затем уже по нашему маршруту двигаться в центр города и осматривать все остальное. С правой стороны открываются симпатичные виды на долину и холмы.

А мы движемся по аллее, по сторонам которой растут сосны, и, в конце концов, попадем на небольшую скорее поляну, нежели площадь - piazzale di Collemaggio, где спят собаки, валяются на траве парочки, и одинокий музыкант что-то негромко наигрывает на своей la guitarra. На противоположной стороне площади – цель нашей прогулки, краса и гордость Аквилы -

Базилика Санта-Мария ди Коллемаджо (Basilica S. Maria di Collemaggio)

Если вы прибыли в Аквилу по древней южной дороге, то на подъезде к городу перед вами предстанет здание, больше всего напоминающее средневековый замок – надежное, крепкое, уединенное на холме. Если же вы, как мы, придете сюда по viale di Collemaggio, или пройдете через Porta Bazzano, то впечатление от церкви будет прямо противоположным: яркая зеленая лужайка, в конце которой высится поразительный фасад, который кажется резной шкатулкой, и вовсе не похоже, что это самая большая базилика в провинции Абруццо (но достаточно взгляда на карту, чтобы понять – это на самом деле так).

История основания базилики гласит, что в далеком и неспокойном 1274 г. отшельник по имени Пьетро из Морроне, совершая вояж по провинции Абруццо, возвращаясь из Лиона, где он испрашивал у Папы Римского разрешение на основание нового ордена (который позже.стал называться целестинским) заночевал на холме Colle di Maggio, за городскими стенами. Во сне ему явилась Дева Мария, окруженная ангелами, стоящая на вершине золотой лестницы, которая попросила монаха построить здесь церковь в ее честь. 13 лет понадобилось отшельнику, чтобы собрать деньги на приобретение земли и закупку стройматериалов, и в 1287 г. был заложен первый камень в основание базилики, которую освятили в 1289 г.. - еще недостроенной.

Холма, который дал имя церкви, более не существует – в 1854 и 1930х гг. местные строители окончательно выровняли рельеф (заполнив долину между холмами стройматериалами, оставшимися от строительства новго городского театра), чтобы сделать базилику более доступной для населения, но когда вы идете к церкви по viale di Collemaggio, представьте, что еще каких-то 200 лет назад базилика стояла там же, где она и стоит, а вот дорога была на уровне той самой ложбинки, которая слева – впечатляет, правда?

Кроме собственно базилики на холме был построен монастырь, предположительно строительство было закончено около 1294 г. 29 августа 1294 г. Пьетро да Морроне стал Папой Римским Целестином V, и в честь этого события провозгласил всеобщее отпущение грехов для всех, кто посетит базилику в Аквиле 28 и 29 августа и раскается. Это отпущение грехов получило название «прощение Святого Целестина», по-итальянски Perdonanza di S. Celestino, или попросту Perdonanza. Каждый год в Аквилу съезжаются тысячи паломников, которые входят в церковь через левую дверь, специально для этого построенную. В люнете этого портала имеется недавно восстановленная фреска XIV в., которая изображает Деву Марию с младенцем и святых Иоанна Крестителя и Целестина, которые даруют грешникам полное отпущение грехов.

Работы над базиликой продолжались еще около столетия, в результате чего изначально строгая романская церковь приобрела украшения в виде скульптур, фресок и мраморной резьбы, особенно после того, как ее основатель стал не только Папой, но и был канонизирован (1313). В 1327 г. его мощи были перевезены в Аквилу и базилика стала местом паломничества.

Прямоугольный фасад базилики , кроме разноцветной каменной кладки, украшен тремя входными порталами, каждый из которых богато украшен затейливой резьбой, над каждым имеется люнет с фреской, а чуть повыше – еще и окно-розетка. Именно базилика стала образцом для подражания для остальных городских церквей – большинство церквей Аквилы имеет подобные прямоугольные фасады. Эффект шкатулки создает чередование белого и красного камня на фасаде (который от времени выглядит больше желтым, чем красным) – рисунком напоминающее стену, которая окружает фонтан 99 струй. При более близком рассмотрении оказывается, что красный камень имеет форму креста, отчего стена становится похожей на гобеленное плетение. С тыловой стороны здание, напротив, выглядит суровым и массивным – вероятно, вы уже видели такой эффект на примере римского Пантеона. Именно здесь заметно, как достраивалась и перестраивалась церковь долгие столетия. С правой стороны церкви, на углу, стоит низкая восьмиугольная каменная башня, смотрящаяся как огрызок – это не вечный средневековый недострой, как можно было бы предположить, а остатки колокольни после землетрясения, так и не восстановленные.

Церковный интерьер выглядит аскетично: полутемное пространство с двумя рядами арок, которые держат деревянный потолок, пол выложен шахматным узором теми же камнями, что и фасад, на стенах тут и там – фрески XIV-XVI вв., выполненные местными безымянными художниками, изображающими сцены из жизни Девы Марии. Плюс 14 картин XVII в. работы Карла Ратера, монаха из Данцига, изображающими житие Святого Целестина, и распятие со святым Юлианом, который очень почитаем в Аквиле. В трансепте имеется два барочных запрестольных образа, перед правым стоит прекрасная полихромная терракотовая статуя Богоматери (XIV), приписываемая Сильвестро дель Аквила, ученику Донателло.

Главная реликвия базилики – мраморный саркофаг Папы Римского Целестина V в капелле справа от апсиды. Его подарил базилике преуспевающий цех шерстяников в 1517 г., выполнил работу по мрамору Джироламо да Виченца. Мощи и прочие реликвии помещены в серебряную урну, находящуюся внутри гробницы. Но долго урны не хранились - одну их них похитил в 1530 г. принц Оранский, в 1646 г. славную традицию похищения продолжили французы. Нынешняя урна, третья по счету, была выполнена в конце Второй Мировой ювелиром Луиджи Кардилли из Аквилы. Постройки монастыря представляют собой внутренний дворик с колоннадой, в центре которого стоит фонтан, монашескую столовую и кельи – все довольно типично для итальянских монастрей.

В 1972 г. была проведена широкомасштаная реконструкция, целью которой было приведение церкви к тому виду, который она имела в XIII в. В 2009 г. базилика очень сильно пострадала от землетрясения (судя по фото с места событий – обвалился потолок), и нам остается только надеяться, что ее снова восстановят в том же виде, какой ее увидели мы летом 2007 года.

Piazzale di Collemaggio - piazza S. Bernardino

Мы с сожалением покидаем piazzale di Collemaggio (обернувшись, делаем еще пару кадров – вдруг они получатся еще лучше, чем те, сделанные, когда мы шли к ней), и идем в центр города, но уже другой дорогой – огибая автовокзал, не прямо по viale di Collemaggio, а правее, по viale Giacomo Caldora, которая вскоре выводит нас к городским воротам Porta Bazzano (нынешние ворота построены в XVIII в., а некогда это были самые старые ворота города, сейчас они украшены буквами JHS и гербом рода Bazzano – эта дорога когда-то вела к их фамильному замку), за ними дорога раздваивается. Левый путь приведет вас на пьяцца Дуомо (это вариант прогулки для тех, кто приехал на автобусе или припарковался в той местности), правый, via Fortebraccio, ведет к базилике Святого Бернардо из Сиены – по нему мы и направляемся. По пути стоит седалть небольшой крюк – повернуть по левой стороне на costa e Arco S. Flaviano и посмотреть церковь S. Flaviano, обойдя ее кругом и вернувшись на via Fortebraccio по costa due Stelle. Путь заканчивается просторной площадью piazza Bariscianello, откуда к базилике ведет длинная лестница - - scalinata S. Bernardino – этакая Via Dolorosa. ....Эти средневековые лестницы придумали, наверное, инквизиторы в третьем поколении – ну почему не делать ступеньки более короткими и высокими? Но вот мы уже и наверху!

Базилика Святого Бернарда Сиенского (Basilica of San Bernardino da Siena)

Базилика издалека привлекает внимание огромным куполом (именно его видно от базилики Санта-Мария ди Коллемаджо) и эффектным белоснежным фасадом. Это самая большая церковь эпохи Возрождения в Абруццо.

Храм посвящен Бернарду Сиенскому (1380-1444), известному в те далекие времена проповеднику-францисканцу, который жил в Аквиле в течени нескольких лет и основал здесь конгрегацию, получившую после его канонизации название «братья-бернардинцы». Когда между знатными семьями города кипели средневековые страсти, именно Бернард Сиенский провозгласил верность имени Иисуса и ввел в обиход триграмму – три буквы, которые по сей день изображают на фасадах иезуитских церквей – JHS, усмирив враждовавшие стороны. Эти буквы сегодня можно найти в Аквиле не только на церквях, но и на потолках, дверных проемах и стенных росписях. Умер святой также в Аквиле, в 1444 г. Строительство базилики было начато около в 1454 г. учениками святого, Иоанном из Капестрано и Джованни делла Марка, и продолжалось примерно 20 лет. Рядом с базиликой в это же время вырос женский монастырь, также посвященный святому. В 1461 г. очередное землетрясение разрушило уже возведенные стены базилики, и добрую половину города, но к 1472 г. церковь таки достроили и торжественно перенесли в нее мощи святого 14 мая 1472 г.

В 1527 г. Николо Филотесио (Nicolò Filotesio), известный также как Кола дель Аматриче (Cola dell'Amatrice), создал тот самый белоснежный фасад церкви, который состоит из трех горизонтальных частей, выполненых в трех разных классических архитектурных стилях – дорическом, ионическом и коринфском. Все это сиволизирует тесную связь между греческой и римской архитектурой и христианским наследием. Как и на фасаде базилики Санта-Мария ди Коллемаджо, здесь три дверных портала, украшенных резьбой, и три окна-розетки над каждым из порталов. Теоретики от архитектуры указывают, что план церкви очень сильно напоминает план флорентийского Дуомо, а фасад – фасады работы Брунеллески (Санта-Мария дель Фиоре) и Микеланджело (Сан-Лоренцо).

Барочный интерьер церкви был сильно поврежден после землетрясения 1703 г. и долго восстанавливался. Богато позолоченный и украшенный росписью потолок – работа Фернандо Моски (Fernando Mosca), великого художника из Петроконстанцо, выполнившего также большой орган. Роспись потолка с большой монограммой JHS выполнил неаполитанец Джироламо Ченатемпо (Girolamo Cenatempo, 1720).

Главная реликвия церкви – саркофаг Святого Бернарда Сиенского, выполненый Сильвестро дель Аквила (Silvestro dell'Aquila), учеником Донателло, который работал над гробницей с 1480 по 1504 г. Скульптор успел выполнить главные фигуры гробницы, а вот художественным оформлением занимались уже после его смерти его ученики. Мощи хранятся внутри мавзолея в серебряной и хрустальной урнах, но 20 мая каждого года мощи открывают, и каждый верующий может прикоснуться к реликвиям. Достойны внимания также мраморная гробница Марии Перейры-Кампонеши (1488, супруги городского наместика – см. историю города), расположенная слева от главного алтаря, также работы Сильвестро дель Аквила, и великолепный запрестольный образ работы Андреа делла Робиа, внука и тезки знаменитого мастера – типичная для семейного мастерства керамика на синем фоне (южный неф, вторая капелла). В конце правого нефа чудом сохранилась маленькая готическая капелла с фресками XV в. – единственное напоминание о церкви до землетрясения 1703 г.

Basilica di S.Bernardino - Castello

Покинув базилику, мы выходим на улицу. идущую вдоль ее фасада - via San Bernardino (направо, как только вышел из церкви), и продолжаем свою прогулку по Аквиле. Свернув на следующем повороте направо, на via S.G. da Capestrano, мы попадаем на piazza del Teatro, где стоит яркое неоклассическое здание Teatro Comunale (1872) с двумя ярусами колонн по фасаду (не без намека на только что посещенную базилику). По via Giuseppe Verdi мы идем по via Adamo Rothwill, которая приводит нас к piazzetta della Commenda с небольшой церковью Chiesa del Carmine. От нее по via Assergi мы попадаем в parc di Castello (замковый парк, раскинувшийся на довольно большой территории) и по viale Benedetto Croce выходим прямо к испанскому замку, памятке о некогда испанском владычестве над этими землями.

Испанская крепость (Castello, Forte Spagnolo)

А началось все, как водится, из-за сущей ерунды – испанцы и французы в начале XVI в. схлестнулись из-за неаполитанского трона, и Аквила, которая была вторым по значимости и богатству городом в Неаполитанском королевстве (после Неаполя, понятное дело), торговавшая на экспорт шерстью и шафраном, приняла сторону французов, автоматически став врагом для испанцев. В 1504 г. город захватывают испанские войска, и только в 1527 г. горожане не без помощи французских войск отбивают Аквилу обратно. Год спустя Филиберто Оранский, действующий по прямому указанию императора Карла V, побеждает мятежников и повелевает построить над городом мощную крепость, точно в том месте, где в 1401 г. король Ладислас разместил гарнион, чтобы попытаться управлять непослушной Аквилой (безуспешно, впрочем).

Проект был поручен знаменитому испанскому военному архитектору Дону Пирро Алоизио Эскрива (Don Pirro Aloisio Escriva), который в это время начал строить Castel Sant'Elmo в Неаполе. Изобретение пороха и активное использование в войне требовало принципиально нового подхода к строительству крепостей – и дон Пирро великолепно справился с поставленной задачей, построив гигантскую цитадель с мощными стенами 60 м длиной каждая и толщиной 30 м у основания и 5 м в верхней части. Стены имеют некоторый наклон – чтобы отражать ураганный огонь вражеских пушек. Каждый бастион по углам крепости представлял собой независимую крепость с полным вооружением и своим собственным гарнизоном, а от города был отведен акведук, снабжавший цитадель собственной водой (и для того, чтобы лишить восставший город воды в случае необходимости). Между внутренними и внешними замковыми стенами было оборудовано специальное анти-минное пространство шириной около метра (доступно для осмотра), чтобы защитники замка могли проверять внешние стены на предмет заложенных в подкопы вражеских мин. Ров вокруг крепости 23 м шириной и 14 м глубиной никогда не был заполнен водой, но защищал от внезапного нападения на замок. Правда, за века замковой истории на него никто и никогда не нападал. На камень для фортеции была срыта целая гора, а все городские колокола были переплавлены для крепостных пушек, которые всегда были нацелены только на город. Вход в крепость украшен большим гербом Карла V, к нему ведет каменный арочный мост (1846), бывший некогда деревянным и легко разбираемым.

Крепость строилась 30 лет и обошлась побежденному городу в астрономическую сумму денег – и некогда богатейший город обнищал до такой степени, что горожане вынуждены были продать серебряную урну, в которой лежали мощи святого Бернарда Сиенского. В конце концов деньги таки закончились, и в 1567 г. испанцы прервали строительство – часть замка так никогда и не была достроена. В 1798 г. в Аквилу вторглись французы, но не стали нападать на крепость и стараться зря, уйдя вскоре восвояси. С тех пор здание использовалось как тюрьма, а после 1860 г. стало военным штабом. Во время Второй Мировой цитадель была занята немцами и позже пострадала от бомбежки. Между 1949 и 1951 гг. замок был восстановлен, и выбран как место для национального музея Абруццо (Museo Nazionale d'Abruzzo), где сейчас можно увидеть кучу всего интересного из истории Абруццо: палеонтологические находки (скелет мамонта, к примеру), предметы римского и предримского периода, а также работы средневековых художников (как местных, так и фладмандцев с неаполитанцами).

Castello - piazza S.M. Paganica

Обогнув цитадель по viale Benedetto Croce и выйдя на viale delle Medaglie d'Oro, мы достигаем piazza Btg. Alpini L'Aquila современного облика, в центре которой стоит "Люминесцентный фонтан" (Fontana Luminosa), в центре которого стоят две женщины, держащие большие емкости с водой (1930, Никола Антино). Далее наш путь лежит по largo Tunisia, переходя в оживленную corso Vittorio Emanuele, которая ведет прямо к пьяцца Дуомо (это я к тому, что если времени осталось маловато, можно сбежать в центр города и прорываться оттуда к станции или парковке). Мы же идем по corso , осматриваем небольшую piazza Regina Margherita с фонтаном «Нептун» (1881), стоящим у стены, оставшейся после разрушенного в XIX в. старинного францисканского монастыря.

Дальше продолжаем путь по corso Vittorio Emanuele до пересечения ее с via Leosini, сворачиваем на нее и выходим на аутентичную piazza S.M. Paganica, где расположено еще одно турбюро, и стоят церковь S. Maria Paganica и несколько примечательных средневековых дворцов.

Площадь в середине XIII в. была центром одного из четырех древних городских кварталов, тогда же была заложена романская церковь S.Maria di Paganica (ее строительство было закончено в 1308 г.). В XVI в. при благоустройстве города площадь была приведена к стандартному аквильскому виду: площадь-церковь-фонтан. Церковь имеет суровый фасад с незаконченной мраморной облицовкой, портал, украшенный резьбой и окно-розетку, внутри после нескольких землетрясений (особенно после 1703 г.) мало что осталось, но имеется несколько работ средневековых мастеров. Свое название церковь получила по имени владельцев замка в нескольких милях от Аквилы, которые спонсировали строительство. Позади церкви все еще можно различить примыкающую к стене церкви старинную колокольню, которая до 1529 г. была самой высокой в городе. Испанцы, захватив город, кампаниллу разрушили, чтобы ничто не было выше, чем цитадель (ну и чтобы с кампаниллы нельзя было вести прицельный огонь по крепости, вероятно). Звонница особенно хорошо видна от Chiassetto del Campanaro, средневековой аллеи позади церкви.

На углу площади и аллеи стоит дом дом XIV века, принадлежащий знаменитому аквильскому поэту Buccio di Ranallo, который воспел легенду об основании города и объединении 99 деревень и замков. На площади стоит еще несколько интересных зданий, к примеру, изящный барочный Palazzo Ardinghelli (XIV, перестроен в XVIII) с интересно оформленными окнами и балконами, построенный Франческо Фонтана для знатной флорентийской семьи; или Camponeschi Palace (XV), в котором сочетаются черты готики и ренессанса.

Piazza S.M. Paganica - piazza S. Silvestro - piazza S. Pietro a Coppito - piazza S. Margherita - piazza Palazzo

По via Paganica мы выходим на via Garibaldi, которая заканчивается piazza S. Silvestro с церковью Сан-Сильвестро (S. Silvestro, 1350е). Церковь многократно перестраивалась, но сохранила свой первоначальный вид с типичным для Аквилы горизонтальным фасадом с маленькими арками в верхней секции, симпатичным романским окном-розой в центре и колокольней XVI века. После недавней реконструкции готический интерьер был возвращен к романскому облику, но фрески XIV-XV вв. мастеров тосканской школы были сохранены (их можно увидеть в апсиде). От барочных времен остался мраморный алтарь (1798). В алтаре капеллы Бранконио (Branconio), кроме фресок Бедескини (Bedeschini, 1625), имеется копия рафаэлевского «Явления Девы Св. Елизавете», которое Рафаэль написал для своего друга Бранконио. Оригинал был вывезен из города испанцами и хранится сейчас в музее Прадо в Мадриде. Дворец семьи Бранконио (XV-XVI век) возвышается сразу за церковью. Герб над входной дверью включает в себя покрытый лилиями герб семьи Медичи, с котороми Бранконио были в родстве.

Далее наш путь лежит по via delle Streghe (улице Ведьм), получившей свое название по той причине, что на улицу не выходит ни одной двери, и далее, по via Minicuccio D'Ugolino мы попадаем на piazza S. Pietro a Coppito, еще одной важной «Capoquatro» (центр городского квартала). В центре площади высится церковь Сан-Пьетро (S. Pietro, суровый XIII век). Хотя в течение веков церковь часто подвергалась перестройкам и разрушениям, она все еще хранит оригинальный стиль во внутреннем убранстве. Фасад, реконструированный из оригинальных фрагментов, был выполнен в начале XIV века и имеет типичную горизональную форму. У портала, покрытого резьбой с цветочными и зооморфическими мотивами, с двух сторон стоят древнеримские львы. Интерьер церкви состоит из одного широкого нефа с потолком из деревянных балок, который разделен на две части двумя большими арками, отделяющими неф от алтарной части. Стоит взглянуть на цикл фресок, сделанных в XIV и XV вв. художниками тосканской школы.

Отсюда мы сворачиваем на via Roma, одну из главных улиц древнего города, которая идет мимо здания университета Аквилы (Univercita), и выводит на маленькую piazza dell'Annunziata с одноименной церковью и Palazzo Carli (XVI век, реконструирован после землетрясения 1703 г.) на ней. Дворец этот, с ренессансным внутренним двориком, спроектированным Сильвестро дель Аквила, сравнивают с лучшими образцами стиля во Флоренции. Сейчас он принадлежит университету.

Наша прогулка продолжается дальше вдоль via Andrea Bafile, которая приводит нас к piazza Santa Margherita (она отделена от piazza dell'Annunziata лишь большим дворцом, где заседает городской совет) с четырьмя выдающимися зданиями по сторонам площади: церковью Святой Маргариты (также называемой иезуитской церквью), дворец Palazzetto dei Nobili со статуей молодого Карла II Испанского перед входом, Ратушей на карте – Comune), и Дворцом Пика-Алфьери (Palazzo Pica-Alfieri).

Palazzetto dei Nobili – нетипичное для аквильской архитектуры XVII в. здание с тремя нишами на фасаде и окнами яйцевидной формы с маленькими балкончиками. Соседнее Palazzo Pica-Alfieri имееет любопытный вход с двумя дверями и четырьмя колоннами, который поддерживают открытую галерею. Смежный с ним Palazzo Quinzi старше на несколько десятилетий и был спроектирован Франческо Фонтаной, учеником Карло Фонтаны. Оба здания представляют собой прекрасные образцы барочной архитектуры в Аквиле.

На смежной с piazza S. Margherita Piazza Palazzo расположено еще несколько симпатичных дворцов, к примеру, дворец Маргариты Австрийской (Palazzo Margherita), который некогда был резиденцией капитана городской стражи. Его перестроили в 1573 г. для незаконнорожденной дочери Карла V. На углу здания высится Torre Civica – башня с часами, на вид намного старше примыкающего к ней палаццо. Из интересных зданий в округе отмечу дом нотариуса Якопо Нанни (Jacopo da Notar Nanni, XV) на via Bomina(вторая улица в сторону крепости от via Andrea Bafile, параллельная ей), с двойными ренессансно-готическими окнами и открытой галереей.

От Piazza Palazzo можно пройти до пересечения Corso Vittorio Emanuele и Via Roma, откуда начинается променад с аркадами, называемый Portici (помните, я писала об этой улице, описывая пьяцца Дуомо?) Здания были построены в середине XIX в., вдохновлялись архитекторы идеями Сансовино и Палладио. Отсюда можно закончить прогулку по городу на Piazza Duomo, а можно продолжить ее осмотром западной части Аквилы, правда, не столь насыщенной достопримечательностями, как остальные районы, но все же довольно интересной.

Piazza Palazzo - Stazione FF. SS

От Piazza Palazzo мы движемся по via Patini , мимо Museo Signorini Corsi, затем - по via Sallustio, с которой сворачиваем на via Cavour. Пройдя мимо церкви, мы попадаем на piazza S. Filippo с одноименной церковью S. Filippo. Затем можно спуститься по via Cavour на via Sassa, повернув на первом перекрестке направо – попасть на via degli Scardassieri. По ней мы достигаем Piazza S.Biagio, на которой стоит церковь Святого Иосифа и памятник Пьетро Кампонеши, (Pietro "Lalle" Camponeschi), графу Монторио, великому канцлеру Неаполитанского королевства, городскому наместнику (см. историю города). Спускаясь вниз по Via Sassa можно выйти к комплексу Monastero della Beata Antonia и стоящей рядом консерватории (Conservatorio), которые уже описаны в той части нашей прогулки, которая ведет к Дуомо от церкви Сан-Вито.

Если идти по Via Sassa до конца, перейти пересекающую ее Via Fontesecco и углубиться далее по Via Buccio di Ranallo, с которой свернуть вправо в третий (via S. Quinziano) переулок, то можно выйти на piazza Angioina, где высится церковь Сан-Доменико (S.Domenico). Строительство храма началось в 1309 г. по приказу Карла II Анжуйского. В 1712 г. архитектор Пьяццолла (Piazzolla) перестроил церковь в барочном стиле и существенно изменил интерьер.

Далее наш путь к станции пролегает следующим образом: piazza Angioina - via delle Carceri - Chiesa delle Carceri - via Addolorata - piazza Addolorata - Chiesa - via del Calvario - costa delle Malve - via dell'Ortica - via Fontesecco - via XX Settembre - via Santo Spirito - piazza San Bernardo - S. Bernardo - via Santo Spirito - S. Spirito - costa Santo Spirito - via San Jacopo della Rivera - via E. Arco San Jacopo della Rivera - Porta della Rivera - via Tancredi da Pentima - Piazzale della Stazione - Stazione FF. SS.

***

Вокруг Аквилы можно посмотреть также римские руины города Amiternum, старинные монастыри и многочисленные замки. Самым известным является, пожалуй, Rocca Calascio (используемый в 1980е для фильма «Леди-ястреб» с Мишель Пфайфер в главной роли), который является одним из самых высоких замков в Европе и самым высоким в Италии. Плюс к этому – несколько горнолыжных курортов, таких, как Gran Sasso d'Italia, или долина, где снимался фильм «Имя Розы».

Ссылки
http://en.wikipedia.org/wiki/L'Aquila
http://en.wikipedia.org/wiki/Forte_Spagnolo
http://www.italyworldclub.com/landmarks/abruzzo/laquila/laquila_castello.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/S._Maria_di_Collemaggio
http://www.abruzzoheritage.com/magazine/2001_06/0106_a.htm
http://www.italyworldclub.com/landmarks/abruzzo/laquila/laquila_99cannelle.htm
http://www.aquila.infn.it/aquila/

 

Фотографии http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=1815
(с) www.talusha1.narod.ru 

Страницы1

3,0/5 (2)

4 комментария

  1. Гость
    Гость 15 сентября

    Уже после первой фразы, содержащей фантастический по безграмотности ляп и, очевидно, единственного предложения в данном бессвязном наборе печатного текста, не передранного из бесплатных буклетов и википедий (чудовищные маршруты из гугла - нале-напра-кругом - не в счет), стало понятно, что и это произведение сетевой графоманке не удалось)))... Нет, погорячился - "фасад горизонтальной формы" - это несомненное ноу-хау авторши из тундры - крупного знатока и ценителя искусств и архитектуры...

  2. Гость
    Гость 15 сентября

    Добавлю, что практическая ценность фантазий автора равна значению скорее отрицательному, о чем ярко свидетельствует фраза, кАмпитентнА рекомендующая, надо думать, автопутешественникам(!!!) добираться до искомого пункта так: "на авто из Терни, Риети, Ассизи, Перуджи"... Видимо, автор уверен, что от Пескары или Авеццано туда никто не добирается... А уж про существование такого города как Рим, от которого добираться не дольше, чем от Терни - ближайшего к Л''Аквиле из приведенного списка взятых с потолка городков - авторша просто забыла... Для сравнения: я думаю, что любой человек, прочитавший в статейке, претендующей на путеводитель, к примеру, о Сергиевом Посаде, следующую фразу: "автомобилем до Сергиева Посада добираются от Можайска, Истры и Нарофоминска", подумает, что автор не совсем дружен с головой...

  3. Еще один гость
    Еще один гость 16 сентября

    Скажите, а кто-нибудь дочитал это до конца? Только честно... Кто-нибудь читает рассказы этой Натки? Неужели не жаль впустую потраченного времени?

  4. Altedo
    Altedo 17 сентября

    "Кто-нибудь читает рассказы этой Натки?" Ну конечно читает! Но их надо читать по одной фразе за раз - чтобы не упустить жемчужины мысли и стиля )) Такого количества ляпов, которые, кстати сказать, авторша, усидчивость которой обратно пропорциальна ее заниям, усердно исправляет после новых комментариев, больше нигде не встретишь... Чего только стОят могучие крепостные стены высотой шесть футов, описанные знатоком истории и архитектуры))) - надо думать, чтобы козы не разбегались, хотя там и трех достаточно...

Комментировать могут только Стодорожники!

Достопримечательности Италии Читать все

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм в Палермо, где хранятся мощи самой почитаемой на Сицилии святой - святой Розалии.…