Предисловие

Дети любят путешествия, но к сожалению, в поездках цели и интересы у детей и у взрослых не совпадают, поэтому часто споры и конфликты слегка омрачают отдых. Это относится конечно к путешествиям познавательным, когда родители, вооружившись фото- и видеокамерами сгорают от нетерпения осмотреть все красоты окружающей природы и шедевры местной архитектуры, а дети, не разделяя их стремлений жаждут иных развлечений – водных горок, аттракционов, мороженного, многочасового плескания в ближайшем водоеме и тому подобного.

Поэтому, опираясь на опыт, планируя в этом году отдых, мы пришли к консенсусу – в сентябре с мужем вдвоем летим в Испанию для активного ознакомления с этой страной, а в июле я везу своего ребенка на пару дней в Стокгольм. Именно Стокгольм я выбрала под впечатлением рассказа моей коллеги, которая весной уже побывала в этом городе, путешествуя с друзьями на машине по Швеции и Норвегии, о том, как замечательно поехать туда именно с ребенком. Немало повлияла на мой выбор также акция Райнейра, по котой билет из аэропорта Рига до Скаства Стокгольм и обратно обошелся в 23 евро на нос со всеми сборами! Правда, уже после того, как билеты были зарезервированы, я узнала, что от аэропорта до центра Стокгольма, где мы забронировали гостиницу, полтора часа езды на автобусе, соответственно по цене это еще один билет на самолет, но к счастью, моей дочке и ее подружке (которую я получила в довесок) еще не исполнилось 12, и на аэропортовском автобусе они ехали абсолютно бесплатно.

Хочу сказать, что этот мини-вояж был первым самостоятельным путешествием за границу в моей жизни, обычно организацию своего отдыха я доверяла туристическому агенству, в этот раз все пришлось делать самой – искать и резервировать гостиницу, планировать маршрут. Оказывается, это так затягивает! Это занятие не менее интересное, чем само путешествие. И несмотря на то, что наш мини-вояж кому-то покажется смехотворным, для меня это было очень важно – перешагнуть определенный барьер и почувствовать себя настоящим Путешественником!

1-ый день Рига-Стокгольм.

Полет прошел замечательно, если можно так охарактеризовать то, чего мы почти не заметили – всего час 10 минут, и мы в Швеции! Больше времени мы провели в аэропорту, куда приехали за 2 часа до вылета из-за панического страха моей дочки опоздать. Аэропорт Ставста оказался очень компактным, и в этом его большой плюс – нельзя заблудиться. Всех пассажиров с самолета разместили по большим суперсовременным автобусам и повезли по зеркально-гладной дороге в Стокгольм (цивилизация!). Правда автобус мы чуть не проворонили, потому что из интернета я заранее распечатала расписание и купив в кассе билетик, спокойненько себе наблюдала, как мои красавицы катают друг друга на багажной тележке. Спохватились только, когда в один из стоящих неподалеку автобусов с вопросом „Стокгольм?” забрались очередные пассажиры. Оказалось, что работники аэропорта специально подгоняют автобусы к очередному самолету, пока всех не соберут. Хорошо, что я не долго ушами хлопала, а то пришлось бы ехать со следующей прилетевшей партией пассажиров, а самолеты там случаются нечасто, к тому же солнце клонилось к закату и мне совершенно не улыбалось в темноте искать гостиницу.

Гостиницу нашли быстро, она находилась минутах в 15 хотьбы от центрального автовокзала, куда нас привезли. Гостиницу мы зарезервировали самую дешевую, какую только могли найти, отбросив хостели и студенческие общежития (за 2 ночи в 3-хместном номере заплатили 130 евро). Зато расположение ее было идеальным – разобрав вещи и перекусив привезенным из дома сухим пайком, мы еще успели вечером прогуляться по пешеходной улице до старого города. Самое яркое впечатление – в сумерках на мосту возле здания парламента, фонари отражаются в спокойной воде, людей мало, тихий плеск воды, останавливаемся, смотрим вниз, под мостом рыбак ловит рыбу с лодки огромной круглой сеткой, тихий вжжжжик, сетка как огромное сито, поднимается из воды, пустая. Снова вжжжик – сетка опускается в воду.

2-ой день Стокгольм-гуляем, пока ноги не начнут отваливаться!

Так как полноценный день для прогулки по Стокгольму у нас был один, я запланировала настолько плотный график развлечений, что потом сама удивлялась, как мы его успели выполнить! C утра поменяли евро на местные кроны и купили Стокгольмскую карту на сутки. Кто собирается в Стокгольм – очень рекомендую, платишь 270 крон за взрослую, 120 – за детскую, и сутки ходишь по музеям и ездишь на общественном транспорте не выкладывая ни копеечки! Окупается после посещения парочки музеев! Информация есть на сайте http://www.stockholmtown.com, можно даже переключиться на русский язык. Садимся в центре автобус и отправляемся на Djurgården – район, где находится главная цель моих красавиц – Grona Lund, парк аттракционов. Но перед этим мы планируем обойти несколько музеев и под девизом: начнете ныть, аттракционы отменяются, начинаем познавательную программу. На Дюргардене действительно много интересного для детей, смело можно ехать даже с дошколятами, даже мои девицы начали жаловаться на усталость только тогда, когда у меня самой ноги заныли. Сначала мы направились в музей Vasa – это огромный деревянный корабль, окруженный различными экспозициями на морскую тему, особенно девченки были в восторге от компьютерных игр (не помню уже на каком этаже музея находились компьютеры). Затем перебрались в Junibacken – музей сказок Астрид Линдгрен. Великолепная экспозиция, можно даже выбрать сопровождение на русском языке, не пожалели, что отстояли около получаса в очереди. Причем очередь состояла восновном из родителей с детишками мал мала меньше, изредка попадались туристы. Пока взрослые стоят в очереди, детишки развлекаются в игровом городке по мотивам сказок, с домиками, крылечками, лестничками, и даже мотоциклом. Мои девченки тоже пытаются развлечься, хотя инвентарь им слегка не по размеру.

Под впечатлением от масштабности музея сказок, направляемся в Аквариум, небольшой, но продуманный и аккуратный музей, полный морской живности. Особенно понравился большой аквариум с яркими рыбками и парочкой акул, внутри которого проделан такой лаз, со стеклянными стенками, в котрый можно залезть, над тобой, под тобой, впереди, сзади вода, над головой проплывают маленькие акулки.

Купив у уличного торговца каких-то резиновых тянучек, мимо которых дети не могут пройти, направляемся дальше, в музей под открытым небом SKANSEN. Вот где мы не успели всего посмотреть, в его этнографической части посмотрели всего несколько домиков (кстати, обстановку домиков почему-то нельза фотографировать, даже тайком не получилось – в каждом домике сидели работники музея, одетые костюмы, соответствующие времени и виду постройки и мы постеснялись). Больше времени уделили той части парка, где находится что-то типа зоопарка. Девченкам понравилось, тем более что в Рижском мы уже несколько лет не были. Часам к трем ноги начали заплетаться, и мы передохнув на скамейке и зажевав-запив впечатления запасами из моей дорожной сумки, двинулись наконец к долгожданной цели девченок – парку аттракционов, его башня свободного падения уже давно маячила перед носом и не давала спокойно наслаждаться этнографическими прелестями.

До этого я не бывала в крупных парках аттракционов, поэтому меня поразил размер Грона Лунд и разнообразие аттракционов. По Стокгольмской карте мы бесплатно вошли в парк, а вот за аттракционы пришлось платить отдельно. Девченки выбрали „американские горки” (не помню, как они там точно называются, но про Америку точно ни слова), жуткую крутилку под многообещающим названием „Экстрим” и Дом приведений на десерт. Сама я не любительница подобных ощущений, поэтому грелась на солнышке и наблюдала со стороны. Погода, к слову сказать, была замечательная, все время светило солнце, температура 24-25. Как я поняла, Экстрим оказался круче всех остальных, чему я безусловно поверила, потому как мне уже становилось плохо, когда я только смотрела, как крутится и болтается это устройство. На башню свободного падения мои красавицы решили не идти, честно признавшись, что страшновато.

Завершающим пунктом обязательной программы значилась экскурсионная прогулка на катере под названием Royal Tour, которая нам должна достаться бесплатно по Стокгольмской карте. Пристаней в Стокгольме очень много, город практически на островах, но нам повезло, и побродив по набережной минут 10-15, мы наткнулись на нужную нам (как я поняла, не все фирмы, организующие прогулки на катере, принимают эту карту, хотя про это ни в интернете, ни в книжке, которая прилагалась к карте, сказано не было). Обзорная экскурсия длилась чуть меньше часа, надо было взять наушнички и выбрать язык, на котором хочешь слушать сопровождение. Русского языка не было, я выбрала английский, а девченки всю дорогу грызли абрикосы из моей походной сумки и хихикали, переключая сопровождение с одного языка на другой. Ощущение после обзорной осталось, что в Стокгольме на каждого жителя по катеру – они пришвартованы везде! А вообще - красота! Острова, дворцы, замки, особняки. Жаль только, что сидели внутри каюты, палубы у катера не было, даже фотки ни одной не сделала – стекла были грязноваты, не хотелось чтобы кадры получились блеклыми.

Так вот получилось, что в старом городе мы снова оказались только к вечеру – пока переоделись, перекусили, было уже наверное часов 7. От дневных походов ноги гудели, но я соблазнила девченок сувенирными лавочками, и они согласились отправиться в старую часть города, чтобы хоть немного побродить и почувствовать настроение города. Для начала поднялись на Катарина-лифте (кстати лифтер очень колоритный -этакий пожилой степенный негр в ливрее, прямо со страниц Хижины дяди Тома), чтобы осмотреть панорамму города, освещенную заходящим солнцем, потом спустились вниз, к королевскому дворцу, к узким улочкам и площадям, кафешкам и сувенирным лавочкам. Накупив кружек, панамок и прочей белиберды со Шведской символикой, напоследок прогулявшись по узким улочкам, поплелись к станции метро чтобы вернуться в гостиницу.

3-ий день Домой!

Вылет был в 3 часа дня, поэтому уже с утра мы освободили гостиницу и направились к автобусной станции. До 11 утра еще была в силе Стокгольмская карта, и мы поехали на метро. Правду я читала в одном отзыве, что в Стокгольмском метро очень сыро, могу сказать, что мы там жутко замерзали, особенно на перроне - буквально за несколько минут, пока ждешь поезд, ноги превращаются в ледышки.

Оставив чемодан в камере хранения и зафиксировав перрон, с которого отправлялся наш автобус в аэропорт, я решила потратить оставшееся время на прогулку по городу близ вокзала и поиск магазина, где можно было бы потратить оставшиеся кроны. Девченки решили провести это время в Макдональде на вокзале, чему я не препятствовала, и оставив им денег на мороженное, а также взяв клятву никуда от Макдональдса не отходить, отправилась по магазинам.

Крон оставалось около 200, может чуть меньше, для начала я набрела на конфетную лавку, где набрала желеобразных конфет разной формы и вкуса, после чего решила купить мужу в подарок что-нибудь горячительное местного разлива. Порасспросив местное население, нашла магазин, торгующий алкоголем. В Швеции в обычных супермаркетах ничего крепче пива не продается, а их коктейли в баночках вообще вызвали у меня смех – крепость 2,5! Все, что у меня осталось потратила на бутылочку какого-то 40-градусного алкоголя, емкостью 0,3, зато местного разлива! (пока что бутылочку не откупоривали, поэтому даже не могу сказать, как на вкус, все что смогла перевести при помощи интернет-словаря, что это какой-то тип местной водки, подавать охлажденным к селедке и суши, так что может как-нибудь в зимний, по-шведски холодный вечер пригодится, под селедочку) В аэропорт приехали опять за 2 часа до вылета, снова из-за мании моего ребенка опаздать на самолет (не знаю, может в медицинском словаре отыщется подходящий термин), но у меня была с собой книжка, и в зале ожидания время пролетело быстро. В Ригу прилетели даже раньше чем в расписании, наверное потому что погода была такой беспроблемно-ясной, что всю дорогу можно было видеть землю, ни одно облачко ее не заслоняло.

Вобщем несмотря на столь короткое знакомство, город очень понравился, с удовольствием вернусь туда снова, чтобы познакомиться поближе. Город оставляет впечатление отрытости и доброжелательности. Городские улицы с широкими тротуарами, где на каждом шагу распахнули витрины уличные кафешки, а когда мы по вечерам возвращались в гостиницу, во всех витринах стояли телевизоры – шли финальные матчи чемпионата мира по футболу. В городе много зелени, парков, детских площадок, фонтанов. Люди доброжелательные и вежливые. Вобщем, только положительные эмоции!

Вцелом несмотря на дороговизну Швеции поездка нам не влетела в копеечку. В ресторанах и кафе в целях экономии не ели. С собой взяла кофе и кипятильник, так как без кофе не могу проснуться, а тот резко континентальный завтрак, который предлагали в гостинице не подразумевал наличие хорошего крепкого кофе. Пару раз ели в Макдоналдс к безмерной радости детей, готовых хоть каждой день питаться этой малополезной пищей. Много что брали с собой из дома – фрукты, бутерброды, сок, печенюшки, конфетки, орешки, без которых дети не могут обойтись. Из сладостей покупали восновном только мороженное.

Извиняюсь за такой подробный и неумелый рассказ, но может быть кому-то будет интересно почитать, может, кому-то моя информация окажется полезной! Всем желаю только положительных впечатлений от поездок!