В этом году сын закончил школу и поступал в университет. Для нас это было главным событием лета с не особо предсказуемыми временными рамками, и поэтому мы не строили заранее никаких планов на путешествия. Но когда абитуриентская неопределенность наконец обрела четкие студенческие очертания, мы решили не пропускать сезон и куда-нибудь все-таки поехать. Сравнительно быстро можно было получить визы в Хорватию, что мы и сделали, предусмотрительно оставив две недели на получение венгерской транзитной визы. Эта предусмотрительность не оказалась чрезмерной. Жена простояла под венгерским консульством в Киеве три дня прежде чем смогла подать документы, причем в последний день поехала занимать очередь в 4 утра. И еще пришлось ждать неделю, чтобы забрать готовые документы.

Выехали из Киева утром, первая остановка на ночь традиционно в Ужгороде. Наш любимый отель «Изумруд» поднял цены до 300 гривен за двухместный номер против прошлогодних 190, поэтому остановились в изрядно поношеном «Закарпатье», в котором ничего не менялось и не улучшалось с тех пор, когда он носил гордое советское звание «Интурист».

Утром на границе обнаружили хоть и небольшую, но неприятную очередь. Неприятность ее заключалась в том, что за нами в очередь никто не становился, все проезжали вперед. В основном это были видавшие виды автомобили с местными номерами. К нам тут же подошли два пацана и предложили помощь в прохождении границы за 50 долларов. Мы отказались. Вскоре за нами стал автомобиль и мы разговорились с его водителем – местной женщиной, говорившей по-русски с сильным акцентом. Она обьяснила нам, что по местным правилам тот, кто не хочет ждать в очереди, платит пограничникам 20 гривен за право вьехать прямо в зону контроля. Что мы делали дальше рассказывать не буду. Упомяну только, что в зоне контроля повсюду расклеены напоминания об ответственности за предложение материального вознаграждения служащим пограничного перехода.

Венгрию пролетели одним махом. Ну если не считать Будапешта, где мы потеряли около часа в пробке, вызванной ремонтом на М0.

Перед поездкой я распечатал взятые с какого-то сайта мини-разговорники хорватского и венгерского языков. Считается, что к иностранцам благосклоннее относятся, если они хотя бы пару слов скажут на местном языке, прежде чем говорить на английском. Пока жена была за рулем, я проводил лингвистический ликбез. Особенно понравилось мне венгерское Джо Эстет - Добрый Вечер. И тут как раз вечереет и мы подьезжаем к венгро-хорватской границе. На мой вежливый Джо Эстет я получил в ответ такое перекошенное злобой лицо и понятную даже без переводчика ругань девушки-пограничника, что окончательно решил на будущее в Венгрии всякие лингвистические опыты прекратить. Прошли контроль, иду к будке с надписью CHANGE менять деньги на хорватские куны. Какой-то больно низкий курс в обменнике. На всякий случай поменял 10 Евро. Смотрю в квитанцию – там все по-венгерски, хотя общался я с кассиршей по... в общем по-славянски. И тут только вспомнил, что читал в одном отчете, что хорватский контроль находится на приличном расстоянии от венгерского. То есть я еще из Венгрии не выехал, а решил, что уже в Хорватии. Исправили ситуацию, прошли хорватов и опять же пошли менять деньги в отделение банка. Несмотря на название – Загребачка Банка (а бывает еще Привредна Банка) курс обмена был нормальный 5.57 кун/доллар, но мне сказали, что они уже не работают. В круглосуточных обменниках курс был невеселый, выручил банкомат.

Уже хорошо вечерело, надвигались тучи. Мы ехали по автобану и спорили заезжать нам сейчас в Загреб или нет. Я предлагал ехать сразу на Плитвицкие озера. Поскольку я был за рулем, то моя точка зрения и победила. Пошел дождь, над автобаном засветились электронные табло с ограничением скорости 100км/час и надписью MOKRO. Понятный язык, подумали мы, уже зная из мини-разговорника, что здороваются, заказывают выпивку а также дакают и некают здесь, как в России, а прощаются, как в Польше. Увидели заправку имени моей жены INA и вспомнили рекламу «Долить, отлить?». Как потом оказалось стоимость бензина в этой сети – самая низкая – 8 кун за литр Евросупер 95. На других заправках цена в пределах 8.25-8.76 кун. Это долить. С остальным вообще без проблем. Туалеты приятно удивили своей чистотой и бумажными салфетками вместо электросушилок, что, как мы потом убедились, в этой стране норма.

Было уже темно, когда мы остановились на ночлег в городке Слунь (Slunj). Просто повернули в боковую улочку, куда указывала одна из многочисленных табличек Sobe/Zimmer/Room. В первом же доме, куда мы заглянули, нас ждали две опрятные комнаты за 33 Евро. Третью комнату сняла польская семья, а их автохолодильник сильно и противно гудел в коридоре так, что было слышно и в комнатах. Мы пожаловались хозяйке и она перенесла его в в ванную. Утром она принесла нам кофе, тем самым представив нам еще одну приятную сторону этой страны, с которой мы потом сталкивались повсеместно в Хорватии, – приветливость и доброжелательность ее обитателей. Позавтракав мы отправились к мосту через речушку, где еще накануне в темноте разглядели удивительной красоты места. Несмотря на то что накрапал мелкий дождик, мы с огромным удовольствием погуляли и полюбовались этим замечательным местом. Река там распадается на несколько больших и не очень ручьев, между которыми образовались островки. На островках - красивые ресторанчики с террасами, берега живописно украшены декоративными растениями.

Однако же главная цель дня – Национальный парк Плитвицкие озера. Об этих озерах написано много, я пересказывать не стану, отмечу только, что место действительно очень красивое, но в тот день было очень много людей., может от того, что воскресенье, а может от того, что август, а может там всегда так. Кроме того посещать парк наверное лучше в ясную погоду, тогда цвет воды в озерах более яркий лазурный. У нас была возможность сравнить, так как первая половина дня была пасмурной, а потом прояснилось. Мы провели там не менее 6 часов и это был лишь беглый осмотр на ходу. Билеты по 100 кун и их никто не проверял, кроме как при входе на кораблик, где их даже прокомпостировали. Кораблик преследовали утки. Они попрошайничали и туристы щедро бросали в воду кусочки хлеба. Учитывая, что кораблики ходят там каждые минут 10-15, можно было только удивляться как эти прожорливые утки еще не лопнули.

Едем опять на автобан. По дороге попалось село брошенное жителями и разрушенное, похоже, недавней сербо-хорватской войной. Неподалеку памятники погибшим в боях.. Проехали тоннель Свети Рок (Sveti Rok). Стало значительно теплее. По ту сторону было 14-15 градусов, а здесь сразу 20. По автобану ехали не долго. Мы решили останавливаться в небольших городках или деревнях – нет так людно и дешевле. Поэтому проезжаем поворот на Задар (Zadar) и потом сворачиваем с автобана. Первый городок, в который мы заехали, Пакоштане (Pakostane), нам ужасно не понравился. Толпы людей, узкие улочки, какая-то уличная торговля, дым от грилей – такое мы не любим. Город тут же окрещен Пакистаном и вычеркнут. Следующий городок Драге (Drage) – то что нам надо. В турофисе нам подобрали апартамент за 50 Евро. Не у моря, но очень хороший, двухкомнатный и прекрасно оборудованный. Хозяйка сказала, чтобы мы ночью укрывались одеялами, а не то замерзнем. Ночью дует бура – сказала она. В путеводителе мы читали об этих ветрах – бора, которые якобы дуют в Хорватии ночью постоянно, но, забегая наперед, скажу, что за всю нашу двухнедельную поездку мы с этой бурой-борой так и не столкнулись. Вот и в ту ночь мы будем спать под простынями и все будет нормально. Вечером зашли в небольшой продуктовый магазин, который работал несмотря на восресенье и позднее время. Цены на продукты значительно выше, чем у нас. Мне показалось раза эдак в 2. Пополнили запасы провизии, а заодно и словарный запас. Хреновки – это сосиски, а крух – это хлеб. Овощи и фрукты называются иначе, чем у нас. Остальное – понятно.

Кстати о языках. При всей понятности для нас славянских языков, встречаются приколы, когда вроде похожее для нас слово, может иметь абсолютно противоположное значение. Так, например, в чешском языке есть слово, которое напоминает наше слово «черствый», а на самом деле означает «свежий». А в хорватском языке есть слово, похожее на «скупо», а означает оно – «дорого».

Кофе утром в этот раз не было, но была полная тарелка спелого инжира. Едем на пляж. Подкованные путеводителем, готовы к бетонным набережным. Но пляж на удивление приятный. Мелкая щебенка устилала берег и полосу дна у берега. Сосновая роща подступала вплотную к пляжу и оттуда доносилось стрекотанье неутомимых цикад. Людей немного. Вода в море теплая, и я уже в воде. А как же выходить, тут же кругом полно ежей. А я даже не знаю как они выглядят. Осторожно ощупываю ногой дно и становлюсь. Прошу сына кинуть мне маску для ныряния. Посмотрел под ноги и похвалил себя за осторожность – стою как раз посреди ежей. Тут же начинаю их исследовать и при попытке подковырнуть камешком колючего получаю иголку под ноготь. Несильно, но предупреждение внушительное. Накупавшись отправляемся в Шибеник (Sibenik). Гуляем по старому городу и смотрим Собор св.Якова. Там же покупаем тапочки для купания по 40 кун.

Выехали из города, остановились на пустынном берегу, перекусли привезенными с собой бутербродами и фруктами и опять хорошенько покупались. Шибеника показалось мало, добавляем Примоштеном (Primosten). Старый город там находится на небольшом круглом острове, связанном с материком узким перешейком. Приятный городок. Солнце уже садилось за море, закат был очень красочный. На следующее утро не без некоторого сожаления уезжаем из нашего апартамента. Кто знает удастся ли еще остановиться с таким комфортом. Но.. новое и неизведанное манит. Первым делом конечно на пляж. А затем в Сплит. Там нас ждет не дождется дворец Диоклетиана. Лет поди 1700 уже ждет. Сплит не подкачал. Правда цена парковки 10 кун/час немного огорчила. Так то с непривычки. Положа руку на сердце Перистиль - сердце старой части Сплита - того стоит. Потерли палец ноги статуе Гргура Нинского и задуманное при этом желание согласно путеводителю должно было непременно исполниться. Надо было задумать желание, чтоб уехать сегодня же паромом на остров Хвар. А я не задумал. Буквально на 5 минут опоздали на паром, а следующего надо было ждать 3 часа. По жаре неохота. Поэтому едем дальше по побережью. Городок Брела (Brela) выглядит с дороги как хорошее место для следующей остановки. Заезжаем на окраину и через турофис находим вполне сносный апартамент за 45 евро недалеко от моря в тихом месте. Тут проведем две ночи. А днем сьездим в Макарску (Makarska). Она нам не показалась, а на остров Брач сьездить паромом нам не удалось, так как стоять в очереди в раскаленном городе не было никакого желания. Может очередь и ненадолго, но мы не уточняли. Скорей прочь из жаркого города к морю, где и провели остаток дня аж до сумерек. Пляжей в Бреле по утверждению местных жителей 6 км. Пляжи галечные, то есть мелкая щебенка, но есть и камешки откуда можно попрыгать-понырять. Опять сказочно красивый закат. Фотографировали его и себя, снимали на видео.

Наутро едем в сторону Дубровника. Хозяйка, узнав куда мы едем, пишет нам адрес и телефон своей родственницы в деревне под Дубровником, у которой, по ее словам, мы сможем удобно остановиться.

Мы еще никогда не ездили паромом. А очень хочется узнать что это такое, и на острова хочется, поэтому когда по дороге увидели, что из Дрвеника (Drvenik) можно без задержки уехать паромом на остров Хвар (Hvar), решаем, что Дубровник может подождать. 122 куны и через полчаса мы в на острове в г.Сучурай (Sucuraj). Паромами управляют асы. Они так быстро и в то же время плавно подлетают к причалу, так быстро швартуются, запускают и выпускают автомобили, что переправа паромом не вызывает никаких задержек. В турофисе Сучурая интересуемся кемпингами на острове. Девушка на хорошем английском рассказывает: вот эти кемпинги нудистские, а эти.... я подсказываю: нормальные. Ну это смотря что считать нормальным – улыбается она. Подарила нам карту острова и мы отправляемся на другой его конец. Он более населенный и там находятся главные достопримечательности. Ехать вроде недалеко километров 60. И дорога вроде неплохая, хотя хуже, чем на материке. Только сильно покрученная и узкая. К тому же по бокам дорога просто обрывается. Не то чтоб пропастью, нет. В некотрых местах пол-метра, в некоторых полтора. И никаких отбойников нет. Так что, если разьезжаться со встречным неаккуратно, колесо может запросто соскочить с дороги. Хорошо, что встречного транспорта немного. Я с непривычки при встречных разьездах сильно сбрасывал и без того невысокую скорость. Поэтому ехали часа 2. Остров полностью покрыт зеленью, но одна его часть сильно пострадала от пожаров.

Кемпинги в Елсе (Jelsa) и Врбоске (Vrboska) нам не понравились. Людно, друг у друга на голове, рядом с дорогой. Едем дальше. Видим указатель на кемпинг с примечанием (нудист). Я читал, что обычно кемпинги разделены на зоны нудистскую и обычную. Но этот оказался чисто нудистским. Пока мы разговаривали с рецепционистом, неподалеку прошлепала тетя с огромной голой задницей и такими же огромными сумками высящими на плечах. Не получается с кемпингом, будем искать апартамент. По дороге видели один особенно симпатичный. Поинтересовались ценой – однако - 105 евро за двоих. Я уже стал сомневаться, правильное ли это место для экономичного отдыха. И тут по указателям находим еще один кемпинг. Поначалу мы даже не поняли, что это было. На берегу небольшой бухты стояло штук 7 палаток и один кемпер. Чуть повыше виднелось 4-5 красивых домиков и все это утопало в зелени. Мы таких кемпингов раньше не встречали. Поэтому не сразу его оценили и начали было разворачиваться, чтобы ехать дальше. Но потом я вдруг понял что это именно то что нам нужно. Тихо, чисто, малолюдно, палатки в тени, место защищено от ветров. На море никого. И при этом полный комфорт – теплая вода, абсолютно чистый туалет, душ, электричество и даже холодильники и гриль. По 6.5 евро с человека. Единтсвенное неудобство, что машины стоят отдельно от палаток. «Добрый вечор», – здороваюсь с новыми соседями, возле них мы будем ставить свою палатку. «Добрый вечор», – отвечают они приветливо. Однако дальше приходится говорить по-английски - наши соседи из Штутгарта. Пока поставили палатку и забили колышки в каменистый грунт, изрядно вспотели. Тем приятнее было упасть в море. В море там надо именно падать, берег обрывистый, для выхода из воды приделаны лестницы. Потом готовили ужин, потом ужинали при свечах.

Утром вместо умывания опять-таки - море. Кстати в 8 утра в Хорватии на море практически никого. Народ собирается к 11-12. После завтрака опять – море, а потом едем смотреть города Стари Град (Stari Grad) и Хвар (Hvar). Стари Град - такой себе небольшой городок. Население его наверное исчисляется сотнями человек. Старый его город неяркий, но приятный спокойный. Другое дело Хвар. Тут много достопримечательностей. На вершине над городом – хорошо сохранившаяся крепость, откуда открывается захватывающая панорама города, бухты и множества небольших зеленых островов. Главная площадь вымощена гладким камнем и одной стороной выходит к морю. С другой стороны красивый собор Св. Екатерины с колокольней. Несколько других колоколен видны в других частях города. Если обогнуть бухту, то с противоположной стороны очень хороший вид на Хвар, особенно в лучах заходящего солнца. В бухте битком яхт, корабликов, катеров и лодок. Город людный, шумный, но очень красивый. На обратном пути заезжаем в большой современный супермаркет, вот уж чего меньше всего ожидал здесь встретить.

Весь следующий день провели у моря. Расположились в стороне от кемпинга в тени раскидистых сосен. Купались, ныряли, читали, просто лежали. Исследовали берег – неподалеку оказалась уютная бухта, похожая на нашу, с несколькими домиками.
  К вечеру в наш микро-кемпинг приехало сразу три кемпера с итальянцами на борту. А надо сказать, что у нас об итальянцах сложилось предубеждение как о людях шумных и несколько бесцеремонных. Вновь прибывшие не намеревались разрушать это предубеждение. Они деловито обошли кемпинг, остановились возле нашей палатки и размашисто жестикулируя показали друг другу, как на местей нашей палатки замечательно станет их кемпер. Мы действительно собирались наутро уезжать, но ведь еще не уехали. Мы бы остались им назло, но боялись, что не выдержим такого шумного соседства. На следующее утро мы обнаружили одного из итальянцев (они ночевали в своих кемперах, поставленных на стоянке) сидящим в шезлонге неподалеку от нашей палатки с журналом в руках. Было абсолютно очевидным, что таким образом он «забил» место, которое освободилось бы в случае нашего отьезда. Я так и не понял, почему они не спросили у нас о наших планах. Тем временем оказалось, что кроме нас уезжает еще несколько обитателей кемпинга. Так что смысла забивать место у же не было. И интрига резко пошла на убыль.

Нам предстояло опять проехать весь остров Хвар, чтобы из Сучурая паромом вернуться на материк. Вообще то паромы ходили и из этой части острова, но во-первых мы решили, что в Сучурае меньше вероятность очередей на паром (дело было в воскресенье), а во-вторых так нам было более по пути в направлении Дубровника. В этот раз дорога показалась нам не такой трудной и скоро мы были у переправы. Очередь таки была. Я насчитал ровно 70 машин перед нами, а это означало, что нам предстоит пропустить еще два рейса (один паром берет 35 легковых машин). Правда вскоре выяснилось, что в случае большого пассажиропотока паромы начинают ходить не по графику, а непрерывно туда-назад. В этом месте интервал составлял 30 минут. То есть через 1.5 часа мы были уже на борту. Ожидание в очереди не было тягостным – все это время мы купались в море.

Едем на Дубровник. Виды с дороги очень красивые. Море, острова. Великолепный вид на Бачинские озера. Интересна долина реки Неретва (Neretva) – абсолютно плоская и очень зеленая низменность, окруженная горами. Там вдоль дороги много торговцев фруктами. Отрезок дороги, который проходит по Боснии и Герцеговине ничем особенным не запомнился. При вьезде в БиГ нас даже не остановили, при выезде хорватский пограничник проверил наши паспорта. Недалеко от Дубровника заехали в кемпинг «Rudine» в населенном пункте Orasac. Кемпинг нам понравился. Очень просторный, много тени, много уютных уголков, где можно стать практически в одиночестве. Правда к морю надо было спускаться по ступенькам, но это не есть большой недостаток. Мы решили иметь его ввиду, а тем временем посмотреть что-нибудь еще. Вот и Дубровник. Остановилсиь на площадке перед мостом на подьезде к городу, чтобы полюбоваться его видами. К нам подошел гражданин с хитроватой физиономией и предложил апартамент за 60 евро. Я поблагодарил и сказал, что для меня это дорого. Он тут же снизил цену до 50. Интереса ради я посмотрел на фотографии апартамента, которые он мне показывал, и постепенно пришел к мысли, что предложение не такое уж плохое. Решили поехать посмотреть. Надо было вернуться назад 3 км в городок Затон (Zaton). Оказалось все просто чудесно. Тихое место, хоть и небольшой, но новый современно оборудованный апартамент недалеко от моря с кондиционером, гаражом и огромной террасой, потрясающий вид на море и залив. На террасе росли лимон и киви. Мы не колеблясь согласились. Разузнали у Мато, так звали хозяина, где купить продуктов и поехали в супермаркет Getro, где по его словам продукты стоят в 1.5 раза дешевле, чем в небольших магазинчиках. Приготовили ужин и отлично посидели на террасе любуясь закатом. Поздно вечером термометр показывал 29 градусов, поэтому кондиционер оказался как раз кстати. За все две недели больше нигде у нас его не было и он не был нужен.

Проснулись в утренних сумерках от страшного грохота. Я спросонья подумал, что землетрясение. Читал в путеводителе, что Хорватия находится как раз на разломе и там частенько потряхивает. Оказалось все не так страшно. Сильные порывы ветра перевернули столы и стулья на террасе над нашей комнатой. А заодно и горшки с цветами. Мы оделись и пошли спасать мебель и растения. На удивление кроме нас на грохот никто не отреагировал. Наверное привикли. Пока сносили мебель и вазоны в безопасное место - рассвело и спать уже не хотелось. Покупались в море, позавтракали и поехали в Дубровник. Несмотря на ранний час найти парковку непросто. Наконец на одну из них нас пускают со словами: «Поищите, поиграйтесь, может повезет. У вас 10 минут бесплатно». Поискали, поигрались и втиснули таки свой автомобиль. Дубровник действительно хорош. Совсем как новые, городские стены с красивыми воротами и мостами. Монастыри-музеи с уютными двориками. В двориках буяет зелень. Среди всего прочего апельсиновое дерево со зрелыми плодами. Собор Вознесения с картиной Тициана и реликвиями. Фонтаны Онуфрио. Город древний и в то же время живой. Вот дети играют в футбол на каменной мостовой у крепостной стены. А вот сохнет белье на веревке, перекинутой через узкую улицу между домами. Но уж слишком много туристов. В одном месте висит карта старого города, на которой отмечены увечья, причиненные недавней войной. Если верить карте, потери были огромны. Но сейчас от них не осталось и следа. Очень хороший вид на город открывается с вершины небольшой скалы, на которую можно попасть, если выйти из крепости через главные ворота и поверуть налево. На этой скале тоже есть маленькая крепость.

Потом едем в Цавтат (Cavtat). Не вдохновил. А может уже устали. По дороге в Цавтат – смотровая площадка откуда делаем такое же фото Дубровника, какое можно видеть во всех путеводителях. Поскорее в свой апартамент и в море – смыть с себя дневную жару.

Наутро опять в путь. Мы поднимаемся обратно в Северную Далмацию и планируем остановиться где-то в районе Шибеника, чтобы посетить Национальный парк реки Крка и, может быть, Корнатские острова. По дороге остановились передохнуть и покупаться в населенном пункте Drasnice. Пляж там нам очень понравился. Проезжали мимо Трогира (Trogir), решили заехать. Один поляк нам сказал, что если были в Примоштене, в Трогир можете не ехать. Мы не послушались и правильно сделали. Этот город нам очень понравился. Особенно его улочки. Как на хороших илюстрациях к детским книжкам.

В Шибенике заехали в супермаркет Merkator купить продуктов, заодно купили одноразовую фотокамеру для подводных сьемок и пообедали в ресторане с очень демократичными ценами. На кассе нам дали в подарок карту автодорог Хорватии. За Шибенником начали смотреть кемпинги. Очень многие из них примыкают к главной дороге и не подходили нам именно по этой причине. В Grebastica мне понравился небольшой семейный кемпинг Ante & Toni. Правда стояли там исключительно кемперы немцев. Но моя семья не одобрила. Пришлось ехать дальше. Свернули с дороги налево в направлении Водице (Vodice) и там в городке Srima остановились в семейном кемпинге без названия, зато с тремя звездами. Оборудован он был и вправду отлично. Стояло там аж 2 палатки, одна из которых одноместная, и прицеп-дача. В палатке побольше жила пара чехов, привезших с собой велосипеды.
В одноместной - жил француз с овчаркой. Овчарка спала на улице. А когда француз шел в туалет, овчарка, которая его везде сопровождала, ложилась в соседней кабинке и французу приходилось за нее извиняться, поскольку кабинок было только 2.
В одноместной - жил француз с овчаркой. Овчарка спала на улице.
А когда француз шел в туалет, овчарка, которая его везде сопровождала, ложилась в соседней кабинке и французу приходилось за нее извиняться, поскольку кабинок было только 2. К морю надо было идти «целых» 50 метров. Пляж оказался не очень хорошим. Многолюдно и много лодок и катеров на приколе недалеко от берега. Кемпингом мы были очень довольны. Аж до 3 часов ночи, когда проснулись от грохота дискотеки. Дискотека была где-то неблизко, но то ли ветер к 3 часам начинал дуть в нашу сторону, то ли влажность воздуха повышалась и следовательно повышалась его звукопроводность, но с 3 до 5 спать становилось невозможно. Первую ночь мы еще продержались, а после второй решили уезжать. Причем уехали и все наши соседи. Стоил нам этот кемпинг немало -182 куны в день. Это был единственный раз, когда мы платили за жилье кунами.

В Национальный парке реки Крка мы посмотрели только одну его часть - Skradinski buk. Нам очень понравилось, несмотря на то, что многие считают этот парк менее красивым чем Плитвицкие озера. Чисто ради памятных снимков полезли в воду возле водопада. Особого удовольствия от купания не получили. Ужасно много людей. По совету наших соседей по кемпингу чехов едем в Задар. Задар покорил нас своим покоем. Улицы относительно широкие, мощеные камнем, как и везде в Хорватии (я имею ввиду старые города на побережье). И так немноголюдно, так хорошо. Есть там и чего посмотреть, но на наш вкус это был далеко не самый красивый город из тех, которые мы посетили.

Ну а остановиться нам захотелось на острове Паг (Pag). Много слышали и читали о его необычном почти лунном ландшафте. И действительно, очень сильное впечатление сразу же после Пагского моста (Paski most). Точь в точь как написано в путеводителе: «...кажущийся безжизненным ландшафт...ярко-белые скалы резко контрастируют с лазурью моря.....». Не останавливаемся, так как уже вечереет, а нам надо искать жилье в этом «безжизненном» месте. Каким-то образом занесло нас в деревню Повляна (Povljana). Там присмотрели райончик и пошли искать апартамент. Не особо хотят брать на 2 дня. Из трех хозяев только один согласился. Посмотрели его апартамент. Две большие спальни и кухня за 35 евро. Но между его домом и морем строится новый дом, поэтому вид из окон на стройку. Это смущает. Едем в город Паг. Там нам совсем не понравилось. Поэтому возвращаемся обратно и берем этот апартамент. Разговорились с хозяином. Весь этот дом – 3 этажа и ресторанчик принадлежит ему. Последнее время дела идут не особо. Посетителей в ресторанчике нет. Поэтому персонал распустил. Раньше, пока по соседству не было апартаментов, а были только комнаты, дела шли хорошо. У хозяина 18-летний Рено и 25-летний мопед. Зимой он помогает отцу содержать овец. Почему-то мы прониклись к нему большой симпатией. Особенно сын, который стал следить за экономией электричества, воды и газа, чего никогда не делал даже дома.

На следующий день едем в Новалию (Novalja). По городу проехали, не останавливаясь. И поехали сразу на известный пляж Zrce. Это был самый цивилизованный пляж за всю нашу поездку. Там даже была гладкая галька. Были там также дискотеки и казино. А также буксировочное приспособление для катания по кругу на водных лыжах, вейкбордах и т.д. 30 кун за 4 круга.
  Но надвигалась страшная черная туча, поэтому мы быстро покупались и уехали. Есть там неподалеку еще песчанный пляж, о чем гласит указатель. Мы туда заехали посмотреть, но тут начался дождь и пришлось уезжать, чтобы не забуксовать. Поэтому хорватского песка я так и не увидел. Потом остановились на перевале над городом Паг. Оттуда красивый вид на сам город и залив. Решили попробовать знаменитого пажского овечьего сыра (paski sir). Его там продают повсеместно. Покупать 300 г сыра на Паге - все равно что искать апартамент на 2 дня. Все хотят продать головку на 2 кг. При цене 150 кун/кг на вкус сыр как сыр, ничего особенного. Может мы просто в нем не понимаем, а может нам такой попался. Остаток дня гуляли по променаду Повляны и наблюдали закат, который в тот вечер из-за переменной облачности был очень красочным и динамичным.

Наше знакомство с Хорватией подошло к концу. На следующий день нам предстояло выехать пораньше, потому что была суббота и мы опасались как бы не угодить в пробку в тоннелях на автобане. Дело в том что на автобане Загреб-Сплит есть два тоннеля длиной более 5 км и их еще не успели достроить. Поэтому движение на них по одной полосе в каждую сторону. При большом трафике возле тоннелей возникают многокилометровые очереди. Итак, проснулись рано (рано по-нашему это 7 утра), выехали в 8, остановились ненадолго возле Пагского моста пофотографировать и бросить на прощание монетку в так понравившееся нам Адриатическое море. Мы все правильно расчитали и в пробку не попали. Зато в сторону моря была пробка длиной 14 км. К вечеру того дня мы были уже в Ужгороде, а к вечеру следующего – дома.

Может возникнуть впечатление, что путешествовали мы чисто спонтанно и к поездке не готовились. Это конечно же не так. Мы знали, что хотим посмотреть, а вот в какой последовательности - это можно было подкорректировать на месте в зависимости от обстоятельств, погоды, настроения и т.д. Предварительно было просмотрено очень много материала на Интернете, прочитаны отчеты о поездках в эту страну, в том числе и на сервере «100 Дорог». Большую помощь оказали участники конференции, посвященной автопутешествиям, на auto.ru, а также их отчеты. Понравился путеводитель по Хорватии из серии «Путеводители Томаса Кука». В нашем атласе Марко Поло подробной карты Хорватии не оказалось, поэтому я купил карту на месте. Правда карта оказалась не совсем удачная - масштаба 1:500 000 для нас было недостаточно. Предварительно распечатал расписания движения паромов из Интернета. Иметь их под рукой оказалось удобным. А вот распечатанные списки кемпингов с адресами нам не пригодились. Кемпинги лучше искать на месте и видеть. Есть там они повсюду и их очень много.

Общие наши выводы о путешествии таковы: Эта страна идеально подходит для любителей путешествий вообще и путешественников с ограниченным бюджетом в частности. Там можно прекрасно сочитать отдых на море с осмотром достопримечательностей. Очень легко найти жилье. Много нешумных мест. Великолепные виды. Визовая система пока помягче, чем в странах Евросоюза. Местное население доброжелательное, язык понятный. Короче, от Хорватии мы в восторге.

Киев-Дубровник-Киев
  август 2006.

1. Horvat
    Horvat 09 сентября

Хорватская виза?
    Как открывали хорватскую визу? Сколько стоила процедура и как долго по времени?

2. Друд
    Друд 11 сентября

Визы открывали через турагентство
    Времени это заняло дней 10(чисто на посольство - 7) . Стоимость в данном случае не будет информативной, так как мы делали визы через знакомых.

3. Наташа
    Наташа 15 сентября

Про Джо Эстет
    Правильно по-венгерски это звучит "Йо эштет" :). Наверное, именно поэтому ругалась противная венгерка. Они вообще мне всегда кажутся не очень дружелюбными к туристам. Было очень интересно читать ваш рассказ - мы проехали почти по такому же маршруту, тоже в августе и тоже из Киева.

Загребский собор

Название кафедрального собора Загреба полностью звучит как Собор Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава. Это центральный католический собор страны.…