Мы в соцсетях

Грузия

На авто по Абхазии

Прежде чем поехать в Абхазию мы взрыли интернет в поисках информации о том, что там происходит. Мнения были разные, сведения отрывочные. Попадалась пугающая информация про бандитизм, разруху…

Опубликовано

Прежде чем поехать в Абхазию мы взрыли интернет в поисках информации о том, что там происходит. Мнения были разные, сведения отрывочные. Попадалась пугающая информация про бандитизм, разруху. Поскольку я сам не нашел убедительных ответов на собственные вопросы приподготовке к этой поездке, то в качестве вступления к впечатлениям дам короткую справку для автотуриста.

1. Граница.

Главная проблема — большие очереди с Российской стороны под вечер, когда абхазцы возвращаются домой. Потому следует приезжать утром. Заполняешь таможенную декларацию — и вперед. Внутреннего Российского паспорта достаточно для прохождения формальностей. Если Вы не собственник машины, то нужна генеральная доверенность. На Абхазской стороне все еще проще. Только машину надо временно зарегистрировать (150р на месяц).

2.Дороги

С учетом того, что они не знали ремонта со времен СССР, весьма неплохие. Однако быстро ездить по ним не рекомендую, так как очень много бродячих коров и лошадей, считающих магистраль своей прогулочной тропой. На машины они вообще никак не реагируют и есть опасность на скорости сильно влететь. Гаишники на удивление дружелюбные. Такой ерундой как проверка документов не занимаются. Нас тормозили трижды из любопытства- машина непривычная. Каждый раз желали хорошего отдыха и отпускали с миром. (наш отдых совпал с приездом в Сухум Лужкова. Он приехал, заложил там первый камень в «Дом Москвы» и уехал. А мы при выезде из Абхазии обнаружили великолепную, только что покрытую новым асфальтом и новой разметкой дорогу от границы практически до самых Гагр. Чудеса.)

3. Криминогенная ситуация.

Перед поездкой именно этот пункт вселял наибольшие опасения. В интернете встречались страшилки о том как кого-то в горах остановили мужики с автоматами, вытряхнули из машины — и с концами. Ерунда. Такого здесь сейчас нет. Мы с проявлениями криминала не столкнулись, хотя ездили очень интенсивно. Все очень спокойно и мирно. Туристов из России здесь определенно очень любят. Так что можете не опасаться. С воровством мы тоже не столкнулись.

4. Жилье

В большинстве своем частный сектор представляет собой «советское курортное счастье» с удобствами на улице и сдачей койко-места. Причем этот «колхоз» встречается даже во многих вновь построенных домах. Это видимо не столько от недостатка денег, сколько от непонимания, что именно ожидают сегодняшние туристы. Что касается замечательных белоснежных пансионатов из рекламных буклетов, то это все в прошлом. Большинство курортов погибло в войну, а те, что сохранились, требуют срочного капитального ремонта, так как со времен распада Союза здесь не чинилось вообще ничего. Для интереса мы посетили дом отдыха «Энергетик» в Гаграх, посмотрели люкс и простой номер.
Все драное, мебель требует срочной замены. Цена на ресепшн 800 рублей с головы с питанием. Исходя из вышесказанного, советую при планировании поездки о «звездности» вообще забыть.

5. Пляжи

Все в общем-то одинаковые, галечные. Иногда попадаются смешанные песчано-галечные, на которых гальки все-таки больше.

17 июля

8-22 подъехали к границе. Очередь 300 метров.
Прошли эа 3 часа.
Потом в поисках жилья доехали до Пицунды. Здесь обратились в 2 агентства и проверили несколько вариантов расселения. Самое приличное из того, что наблюдали это «Вилла Черноморская Ривьера», построенная в ноябре прошлого года. Есть 2 типа номеров — стандартный и люкс. Стандартный — это одна комната с душем-туалетом и небольшая терраска. Люкс — то же самое, но 2 комнаты.
Обстановка бедноватая, но все новое. До моря 100 метров. (N43°09.548` E40°19.708`)
В общем это российские **.

Картинка (Маршрут «Граница-Пицунда»)

В поисках чего-то еще мы проехали до озера Рицца. Но в горах частный сектор практически отсутствует. Впрочем, там отсутствует ВСЕ, что мы называем инфраструктурой туризма. Старое в руинах, нового еще не построили. Как правильно писали в многочисленных форумах, Абхазия — это прежде всего природа. Приезжайте на оз. Рицца с палаткой — получите незабываемые впечатления.

Маршрут «Пицунда- Рица»

18 июля. Пляжный день.

Идти до моря от «Черноморской Ривьеры» очень недолго. (N43°09.438`, E40°19.617`). Обстановка дремотно-расслабляющая.
В интернете я прочитал большое количество отзывов. Одни писали, что здесь страшно грязно. Другие спорили с первыми, что грязи не больше, чем на курортах Российского Черноморья. И даже меньше. По моему первому ощущению — так же. Если, конечно, не принимать в сравнение местность в окрестностях Красной Поляны, которая уже понемногу начинает напоминать среднеевропейский курорт.

Как же описать свое впечатление от Абхазии, чтобы и не сгустить краски и не погрешить против истины ? Наверное наиболее верным будет сравнение с первыми перестроечными годами, когда курортный бизнес только-только начинал зарождаться… Например, в Крыму. Однако, разница имеется. И она- прежде всего в отношении к отдыхающим. Абхазцы чрезвычайно вежливы. Они очень стараются. Пусть иногда не очень удачно, зато от души. Немножко удивительно смотреть на «картонные» павильоны кафешек, знакомые нам всем по бурным 90-м, слушать эту музыку из динамиков… Ощущение дежа-вю.

19 июля Новый Афон.

В этом городе находится много исторических мест. Одно из них – Новоафонская пещера, знаменитая не только своими подземными залами, но и тем, что к ним ведет узкоколейная железная дорога. Почти метро.

Маршрут Пицунда – Новый Афон

Станция посадки на поезд в пещеру.
В большом зале одна касса, в которую стоит с виду небольшая очередь. Правда тот факт, что она не длинная, еще не гарантирует быстроту процесса. С первого, еще неопытного взгляда кажется, что происходит нечто странное : тетушка (типичная советская кассирша) кажлые 20 минут приходит на рабочее место, продает 3-4 билета, молча встает и уходит. Потом все повторяется. Очередь недоумевает. Улучив очередной момент решительного исхода кассирши с рабочего места, отлавливаем не в меру мобильного работника кассы и просим объяснить происходящее. Оказывается, билеты тут продают в первую очередь группам, а всем прочим -что останется. Момент прихода тетки означает (как в СССР) завоз дефицита. Момент ухода — дефицит разобрали. Кто не прочухал — сам виноват.

Испытав незабываемые ощущения от аттракциона под названием «Вспомним былое», мы наконец-то попали на платформу узкоколейки с загадочным тоннелем вглубь горы.
Подошел маленький поезд из 3 вагонов и локомотива. В поезд помещается 100 человек. Люди набиваются как селедки в бочку.

На первой остановке все выходят и экскурсовод ведет туристов обозревать красоты подземелья. Это живописная череда залов, через которую проложена дорожка с перилами.
Подсветка намой взгляд могла быть и получше. Хотелось увидеть синеву подземных озер, о которой говорила экскурсовод, указывая нам на загадочный полумрак, но не получилось.

После пещеры

Посетили Иверскую часовню.
От стоянки пришоось пройти 1500 метров по древнему серпантину. На самой вершине горы находятся развалины крепости с часовней и святым источником. Атмосфера благодатная. Не надо сомневаться перед подъемом сюда «стоит или не стоит ноги бить». Стоит.

Дорога в страну призраков

Маршрут «Страна Призраков»

Вечером решили проехаться по одной загадочной дороге, ведущей на побережье. По мере продвижения по ней все дальше от трассы, местность становилась все более дикой. Асфальтовое покрытие,местами потрескавшееся, местами поврежденное микро оползнями, не знало ремонта с Брежневских времен. В некоторых местах дорога покрылась зеленым ковром мха. По всему видно, что пользуются ей очень нечасто. Продвигаясь по этому, петляющему между холмов серпантину, мы минуем несколько совершенно безжизненных населенных пунктов, частично поглощенных роскошным покровом буйной южной растительности. То там, то сям из разросшихся без всякой меры деревьев проглядывают черные проемы окон когда-то весьма фешенебельных гостиниц.

Этих гостиниц очень много. Чьи они ? Когда брошены ? Что здесь было ? Вопросы остаются без ответа, потому что в этом царстве призраков нет ни одной живой души.
Картина создает ощущение какого-то апокалипсиса. Точней, «через 100 лет после катастрофы». Цивилизация по каким-то космическим причинам погибла, оставив после себя лишь вот эти печальные свидетельства своего присутствия, обреченные на медленное и неизбежное забвение.

В Абхазии сейчас очень много брошенной недвижимости — начиная с частных домиков и заканчивая гигантскими комплексами, сравнимыми по масштабам с гостиницей «Космос» в Москве.

Внезапно в этой глуши мы встречаем отчаянно фыркающую по дороге, невероятно ржавую «копейку» с подмосковными номерами. Этот реликт, кажется, одного возраста с этой дорогой. На крыше возвышается сооружение из 2 надувных лодок. Внутри — семья. Премилые люди. Помахали нам в окно рукой. Мы остановились. Нас спросили, не ищем ли мы жилье ? Не заблудились ли ? А когда узнали, что мы просто осматриваем красивые места, показали дорогу на чрезвычайно интересное место.

Это была деревня когда-то. Сейчас от домов остались только фундаменты… И еще старинный Храм, которому по словам аборигенов из «копейки» 1500 лет.

Там же расположен отличный и совершенно безлюдный пляж. Да это место — просто рай для тех, кто мечтает поселиться вдали от людей и вообще всякой цивилизации в палатке, в двух шагах от древних артефактов. Правда, для этого надо не бояться приведений, которых просто не может не быть на этом затерянном берегу Реки Времени, в чарующем печальном безмолвии ушедшего великолепия.

20 июля Первая заправка в Абхазии

Заправляются в Абхазии на стационарных заправках, с бензовозов, из канистр и балонов на обочинах дороги.
Заправки здесь попадаются средней степени разрушенности и более новые.
С первого взгляда заправляться здесь не хочется нигде. Однако часто попадающиеся иномарки с российскими, реже с Абхазскими номерами говорят о том, что не все так плохо.

Хозяин «Ривьеры», где мы остановились, рекомендовал заправку, на которой здесь заправляются дорогие машины.

Вот ее координаты (N43°13.719`, E40°19.780`). На всякий случай я залил канистру и потом через носок влил эту жидкость в бак. Мусора на импровизированном фильтре не осталось, что порадовало. Однако этот «95 бензин» пах кроме собственно бензина еще ацетоном и керосином, что совсем не радовало. И если бы я не увидел как из этой же колонки заправился новенький внедорожник и благополучно уехал, я бы не рискнул влить странную субстанцию в бак.

После заправки наш Туссан благополучно завелся и мы поехали. Расход Топлива тут же вырос на 2 литра, что свидетельствует о явном несовпадении октанового числа содержимого бака тому, что написано на заправке.

Насколько я понял, все заправки в качестве 95 льют одно и то же, но где-то с мусором, а где-то без.

Водопад в Новом Афоне

Производит удручающее впечатление. Здание старинной электростанции смотрит на туристов темными окнами, давно лишенными стекол. Если подойти к окну вплотную и заглянуть в полумрак разгромленного помещения, то можно увидеть останки механизмов, которые давали свет задолго до появления второй (после Советской Власти) составляющей почившего ныне коммунизма. Массивные генераторы, распределительный щит возраст которого более 100 лет — все это настоящий антиквариат. Технические раритеты обдуваются ветрами, поливаются дождями, постепенно разрушаются.

В аналогичном состоянии пребывает плотина, с которой низвергается водопад. По левую и по правую сторону от дороги, ведущей к плотине, на нас печально смотрят пустыми глазницами выбитых стекол брошенные туристические центры. Только памятная мраморная доска, повествующая о посещении этого места российским императором, свидетельствует о том, что эти места знали лучшие времена.

Если пройти дальше за водопад, то попадаешь на очень живописную в прошлом станцию местной железной дороги. Все фонари разбиты, краска на некогда роскошном потолке облупилась, на стенах следы пуль. Ржавые рельсы выходят из одного тоннеля и теряются в черноте другого. Кажется, здесь ничего не может работать в принципе. Но вдруг, опровергая эту мысль, из тоннеля доносится зловещий гул, потом появляется облако пыли и на перрон выползает древняя электричка, которую тянет не менее древний электровоз.

Электричка с неработающими дверями, частично без стекол. Напоминает часть декорации к фильму «Водный мир». Этот «пепелац» принимает на борт немногочисленных пассажиров и потом уползает в противоположную пещеру.

Завершился день купанием в сероводородном лечебном источнике.

Маршрут «Пицунда – сероводородный источник»

21 июля Путешествие в Сухум.

Сухум – самая дальняя точка наших поездок в Абхазии. Дальше ехать мы не решились.
Дорога за Новым Афоном становится более запущенной. Периодически попадаются смотровые площадки, выходящие с серпантина на потрясающей красоты виды Черного Моря. В таких местах хочется смотреть вдаль бесконечно. Но стоит немного перевести взгляд в сторону, как в поле зрения попадает то, что когда-то было смотровой беседкой.

Перед въездом в Сухум мы проезжаем мост через глубокое ущелье и в конце его видим совсем недавно сделанный мемориал, посвященный погибшим в грузино – абхазском конфликте. Едем дальше. Через некоторое время дорога разделяется на две : та, что уходит направо – это окружная Сухумская, прямо – дорога в деревню Гумиста. Решили проехать прямо. 200 метров – и мы попадаем в странное место. По всему видно, что не так уж и давно здесь жило очень много народу и бурлила повседневная жизнь.

Сейчас в какой-то неестественной тишине мы медленно продвигаемся между частных домов, стены которых хранят следы обстрелов. Дыры от пуль решительно везде : на столбах, фонарях, стенах. Не все дома разрушены до основания, но так или иначе повреждены все и на 10 домов только один жилой. Постепенно Гумиста переходит в пригород Сухума. Здесь зрелище еще более удручающее : представьте себе большой городской квартал с многоэтажными домами, в котором практически никто не живет…. Хотя нет…. То там, то сям в пробитых стенах проглядывает сохнущее белье. Значит, там живут люди. Минут сорок мы, потрясенные зрелищем, ползем мимо этих руин. По повреждениям стен можно угадать откуда и чем стреляли. В голове пульсирует мысль о том, что это все какой-то сюр. Это не может быть реальностью. Как так получилось, что в стране, на которую никто не нападал как в 1941 году, могло случиться такое….. и каких масштабов ЭТО должно было быть, чтобы брат начал стрелять в брата ?

Последняя фраза – не для красного словца. Один местный (наполовину абхазец, наполовину грузин) рассказал, что часть его родни живет в Грузии и сражается в ее вооруженных силах, а часть – живет в Абхазии и сражается в абхазских ВС. И если начнется война, то они будут стрелять друг в друга. Причем он говорил это с выражением какой-то трагической неизбежности. «Ничего не поделаешь – такова жизнь».

Маршрут «Ужасы войны»

22 июля

Пробили колесо. Причем неприятность случилась с внутренней стороны сбоку. Объехали все шиномонтажи от Нового Афона до Сухума. Нигде такую проблему не чинят. Так что остается просто расслабиться и забыть про дырявое колесо до России. Благо запаска у нас полноразмерная.

23 июля

Поехали на пляж в Гагры.

Как и следовало ожидать, пляж тут тоже галечный. Взяли пластиковый шезлонг за 50 рублей и деревянный топчан за 20. На море сильное волнение и потому возле берега много мелкого природного мусора ввиде всяких щепочек-деревяшек- листочков. Вода довольно мутная.

Если расставить посещенные нами пляжи в порядке убывания мутности, то получится так: Гагры, Пицунда, Гудаута, Сухум. В Сухуме купаться не хотелось. Слишком сильно ощущается здесь война. После купания мы проехались по смотровым площадкам, расположенным на разных высотах над Гагрой. Красота неописуемая.

Маршрут «Смотровые площадки Гагры»

24 июля

День осмотра руин
На выезде из Гагры в сторону Пицунды есть эстакада с широкой трассой, уходящая вдаль настолько загадочно, что мы решили по ней проехаться, не смотря на знак, указывающий на то, что там впереди тупик. Примерно через километр мы наткнулись на взорванный мост. Полотно дороги провалилось вниз, образовав большую яму. Местные рассказали, что этот мост был взорван специально, дабы не допустить сюда танки противника. Они же показали нам тропу по которой можно объехать провал. Объездная трасса вокруг города Гагра проходит через 3 тоннеля и, как мы потом узнали, она не была закончена.

Через некоторое время мы подъехали к чернеющему жерлу тоннеля. Пошел довольно сильный дождь, который придал местности еще более фантастический вид. Дорога теряется в туманной черноте тоннеля, создавая ощущение преисподней. Стоя на краю света и влажного мрака, ощущаешь себя героем приключенческого фильма из серии про Индиану Джонса. Включаем фары и медленно погружаемся в клубящийся туман.

Освешение кое-где еще работает, но вентиляция давно разобрана. Видимость очень плохая и двигаться вперед по-настоящему жутко. Вот наконец-то впереди появился белесый просвет. Это выход. Еще несколько минут — и мы оказываемся в замечательном месте, где заканчивается один тоннель и начинается другой. Рядом с дорогой мы наблюдаем очередные развалины — это здание с механизмами, обслуживающими тоннель. Как и в других местах, здесь все разграблено.

Мои спутники пошли осматривать руины, а я остался возле машины. Вдруг с той стороны откуда мы приехали, раздался нарастающий шум. Из глубины тоннеля в нашем направлении что-то определенно двигалось. Звук, усиленный резонансом каменных сводов, становился все громче и грознее. Казалось, сейчас оттуда выскочит какой-нибудь фантастический монстр или как минимум очень большой автопоезд. Звук достиг максимальной громкости и пробрал до костей, после чего из жерла тоннеля выкатилась ржавая «копейка» и не сбавляя хода ушла в следующий тоннель. Уф…. У страха глаза велики.

Раз дальше кто-то проехал, значит дорога там есть. Садимся в машину, едем. Полное остуствие освещения многократно усиливает ощущения. Одновременно в памяти всплывают страшилки про «разтяжки» и противопехотные мины. Бррр. Но «копейка»-то проехала, а, значит, проедем и мы.

Замок Герцога Оденбургского

Во всех путеводителях есть упоминание о Замке Герцога Оденбургского, основателя первого курорта в этом благодатном месте. Искать замок долго не пришлось, поскольку это величественное и чрезвычайно красивое здание видно издалека. И если не всматриваться и не подъезжать близко, то может даже показаться, что с ним все в порядке. По узкой извилистой дороге мы доехали до этого здания и через давно выломанные двери попали внутрь. Ну что сказать ? Этот дворец был убит еще в то время, когда в нем обосновался пансионат «Чайка». Сейчас, пробираясь через кучи мусора, на полуобвалившихся внутренних стенах мы наблюдали слои истории: 1 слой — это очевидно что-то дорогое, из дореволюционных времен. Дальше идет слой краски, потом еще слой краски, потом слой газет 1935 года (тексты прекрасно читаются!). Потом обои, еще обои, опять краска. На первом этаже замка расположен каминный зал, не потерявший своего величия даже теперь. Взгляд скользит по резным окнам, стенам, чудом сохранившимся кое-где изразцам, и воображение рисует картины былой роскоши.

Здесь очень сыро. Кровля давно прохудилась. Когда на улице идет дождь, вся вода беспрепятственно проходит с верху до низу, пропитывая деревянные перекрытия. Во времена «Чайки» в каминном зале располагалась столовая. В середине, под красивой лестницей — остатки кухни, убранной дешевой кафельной плиткой.

На полу среди кучи строительного мусора лежат какие-то бумаги. Это столовские раскладки и бухгалтерские документы 1960-1972 годов. Как будто записи с другой планеты.

Вообще, путешествуя по Абхазии я постоянно ловил ощущение ирреальности происходящего. Как будто попадаешь внутрь визуального ряда какого-нибудь фильма наподобие «Ночного Дозора».

Ну где еще можно вот так беспрепятственно бродить по историческим памятникам мирового уровня и брать все, что приглянется в качестве сувенира?

25 –26 июля Пляжные дни.

Вечером 25 приходит информация о том, что Грузия начала какие-то действия в Кодорском Ущелье. Это далеко, но сразу всплыли в памяти страшилки из Интернета. Вечером по местным новостям узнали, что Грузия проводит полицейскую операцию против засевших там бандформирований. Благодатная многострадальная земля! Когда же люди перестанут разрушать и начнут строить ?

Бензиновый кризис

Поле обеда 26 июля пришло время очередной заправки : загорелась лампочка. Заезжаю на проверенное место и наблюдаю надпись «бензина нет». Сначала не придаю этому серьезного значения. Еду дальше. Вторая заправка — нет бензина. Третья — все то же самое. Начинает противно сосать под ложечкой. Хочется в Россию. Стрелка уже лежит на нуле, машина идет на парах. Вижу заправку с очередью. Значит, бензин есть. Какой? В одном ряду стоят Ауди, Уазик, автобус и Москвич 412. Все заливают из одной колонки, на которой написано «92».

Местные прямо говорили, что 92 бензин в Абхазии лучше не покупать. Но ситуация безвыходная : с этой колонки не заправившись я могу вообще не уехать.
Моя очередь подходит. Заливаю 10 литров в канистру и мы с женой пытаемся по запаху определить что это за жидкость.

Кажется это практически то же самое, что жидкость, продаваемая из колонок с надписью «95», только ацетоном и керосином от нее пахнет поменьше. Сразу рождается гипотеза, что бензин сюда завозят вообще 80. А потом разной гадостью догоняют октановое число до более-менее приемлемого значения. После импровизированного экспресс-анализа остается еще один вопрос : содержание мусора в этой жидкости. К проблеме грязного бензина мы подготовились еще в Москве: взяли с собой импровизированный фильтр, сделанный из носка. Через этот фильтр заливаю бензин в бак, потом проверяю носок : мусора нет.

Завожу. Мотор работает ровно. Трогаемся, едем. Через несколько километров понимаем, что перемещаться на этом бензине можно, не смотря на повышенный расход и серьезную потерю в мощности. Ну ничего. Залитых 10 литров хватит до российской границы, куда мы выдвигаемся завтра. А уж на той стороне заправимся настоящим бензином.

27 июля

Покидаем Абхазию.У границы очередь на выезд длиной в километр. Что делать ? Это часов на 6 – не меньше.
Маша пробует договориться с ментами проехать без очереди (опять-таки по мотивам рассказов в Интернете).

Я не верю в успех этого безнадежного дела. Однако происходит чудо. За 500 рублей менты сопровождают нас до самого начала очереди, пускают по встречке со словами «мы уже обо всем договорились, если спросят – скажите, что вы – от Руслана». Вот это да! Всю Абхазскую сторону границы проходим по встречке на-ура. С Российской стороны заставляют заплатить 50 рублей «за дезинфекцию». Представляете ? Более 100 лет мы ездили туда-сюда – и ничего, чумы не случилось. А теперь вот, понимаете, ДЕЗИНФЕКЦИЯ. Процедура обеззараживания автомобиля от абхазской пыли выглядит так : машина проезжает через небольшую такую яму, заполненную водой.

Колеса омыли – теперь террористически настроенные микробы, просочившиеся из Кодорского ущелья, в Россию не попадут, можно ехать дальше. В первом же от границы шиномонтаже ремонтируем колесо. Пол часа – и все в норме. Вообще разница между Россией и Абхазией бросается в глаза очень резко. С одной стороны границы – нищета, разруха и мало народу, с другой – бурлящий котел, где бурными темпами идет строительство, просто чудовищное количество народу, шум-гам.

Мы проехали по нашему побережью до самого Темрюка. 6 лет назад не было здесь столько народу. В нынешнем году занято все. Дороги – как в Москве забиты транспортом под завязку. Курортные города напоминают города заграничных курортов. На пляжах – яблоку негде упасть.

Маршрут «Граница с Абхазией- Темрюк»

Вернулись домой 30 июля. На сервисе нам по гарантии поменяли датчик содержания кислорода в топливной системе. Все-таки абхазский бензин не прошел для нашей машины даром.

13 комментариев

1 комментарий

  1. Михаил

    05.01.2007 at 06:10

    Все правда
    Был в Абхазии в 2003 году — ничего не изменилось! Все ошушения совпали с моими на 100%. Действительно, понравились люди — доброжелательны и гостеприимны.

  2. Obraztsova

    15.03.2008 at 09:09

    Без названия
    Были в Абхазии на машине в июне 2007,читая ваш отзыв пожалела только о том,что были там 2 дня(остальное время отдыхали в Сочи.)Природа незабываемая.Съездили на один день, вернулись в Сочи, но не смогли удержаться и поехали снова.

  3. Марина

    28.07.2008 at 06:33

    интересно
    спасибо автору за познавательное повествование, посетили на сутки Абхазию в июле 2006, после чего всё собираемся сьездить туда на авто, будем морально и физически знать, чего ожидать.

  4. Владимир

    04.08.2008 at 10:41

    Спасибо автору
    Огромное спасибо автору за не педвзятый рассказ!! Каждый год в Сентябре ежу всей семьёй в Абхазию!Живём в Сухуми.Люблю эту стану и её замечательных жителей. На машине был везде кроме Кодора Ездили в Отапские пещеры вот где эктрим, вот где живут нстоящие Горцы!!!

  5. Гость

    10.03.2010 at 06:30

    С 2000 г на автомобиле ездим отдыхать в Лидзаву ,в этом году решили поехать в Сухуми или в пригород .хотелось бы иметь информацию о пляжах,жилье,развлечениях и ценах.

  6. Гость

    27.06.2011 at 09:30

    c тех времен мноегое изменилось…не в лучшую сторону, милиция теперь не такая дружелюбная, свом правила в голове…штрафы соизмеримые с Российскими. поборов на границе стало больше, (ТО,Страховка типа осаго, которая не действует, страховка на каждого туриста-которая не действует и т. д., воруют все что плохо лежит или хорошо едит, надо внимательней быть, цены на отдых выросли…ну конечно дешевле все равно чем в Сочи…так, что с головой и там можно отдожнуть….море и климат там лучше, чем на всем побережье Черного моря…

  7. Гость

    06.07.2011 at 19:38

    Спасибо!Очень интересно и полезно,что мне ожидать, т.к.еду в Гагры 20 июля.

  8. Гость

    15.07.2011 at 14:02

    Отчет -просто сказка! Супер! Зачитаешься) как хорошая интересная книга) Была в Абхазии много раз. Согласна полностью с автором. Респект)

  9. Гость

    17.07.2011 at 12:16

    В Абхазии был в 2009, отдыхали в Цандрипше. Отдых просто сувпер!!!
    Народ доброжелательный, цены немногим выше чем в России, очень много экскурсий, большинство которых мы посетили оставили самые положительные и яркие впечатления!
    Но тогда мы добирались на поезде до Адлера, а потом на такси до границы, 20.07 еду на своем авто, судя по отзывам дороги и гаишники как в России, проверю на собственном опыте!

  10. Гость

    17.07.2011 at 15:39

    Интересный рассказ, спасибо автору. После 20.07 так же собираемся ехать на авто, все хорошо, но вот бензин оставляет желать лучшего…

  11. Гость

    24.07.2011 at 13:53

    спасибо автору! были в Абхазии на своей машине в сентябре 2010 очень понравилось только дороги уже лучше,местные сказали, что Краснодар ремонтирует, ждем сентября 2011_го! снова туда едем !!!

  12. Ирина

    01.09.2011 at 11:37

    Спасибо Сергей за информацию, тоже там была в том году, очень понравилось и собираюсь ехать еще в эти выходные))) А не расскажите про " Маршрут �Страна Призраков� ", как туда попасть? Очень интересно!!!!

  13. Миша хачкурузян

    11.08.2012 at 19:15

    мне лично 10 лет я ездию в Абхазию с1 года и каждый год узнаю что то новое советую с ездить хотяб на неделю море чистое иногда плотва плавает у берега

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное