Метеоры – святое чудо света! Монастыри Метеора это в самой яркой форме борьба аскетической души с опасностью и лишением, за возвышение.
Много миллионов лет назад здесь было море, потом река. Каменные столбы вышли на поверхность в результате землетрясения и подъёма суши. Высота этих творений природы достигает от 300 до 500 метров над уровнем Фессалийской долины. Метеора представляет собой группу обрывистых скал и высоких утёсов, на вершине которых построены монастыри.
Ни головокружения, ни чувства страха я не испытал. Зато высота этой красоты и красота этой высоты остались со мной навсегда.

В Метеорах мы посетили монастырь святого Стефана и священный монастырь Варлаама. К сожалению, с погодой нам не повезло – весь день лил дождь. Мы показывали на небо и спрашивали, чем же прогневили бога. А греки нам отвечали, что дожди нужны для оливы.

Ещё в 9 веке это место облюбовали отшельники – уединённые пустынники. В расщелинах каменных скал селились аскеты, превращая небольшие пещеры в своеобразные кельи.
Первый поселенец скалы афонский отшельник Афанасий назвал её «Метеорон» («висящий в воздухе»). В 1356 году он пришёл в этом место, что сейчас называется Большая Метеора. Афанасий долго уговаривал уже живших здесь аскетов присоединиться к нему. Однако многие отшельники долго не соглашались, считая, что они не для того искали уединения, чтобы нарушить его, начав жить в монашеском общежительстве.

Я понимаю людей, которые сбежали от мира, чтобы найти успокоение в келье, которую подарила им природа. Питались они чем придётся, иногда выходя из своего убежища. Подъём и спуск осуществлялся с помощью верёвки, переставляемых подмостков и сетки.
Аскеты полагали, что в бегстве от мира они обретут долгожданный покой, необходимый для просветления души и обретения святости.
Это давняя проблема: искать мир в монастыре или монастырь в миру?

Монахов и отшельников из монастырей Метеоры – святого Харлампия, святого Спиридона, святого Стефана и других – вполне можно сравнить с нашим святым отшельником Серафимом Саровским.

В конечном итоге благодаря упорному труду сотен монахов в районе Метеоры появились 24 монастыря. В настоящее время в пяти из них живут монахи.

Экскурсоводы любят повторять, что «мы находимся в святых местах», и рассказывают о всевозможных «чудесах».
Поскольку и сами скалы, и монастыри на них называются священными, меня заинтересовало, что же вкладывают в понятие «священный».
Что такое святость?

Я полагаю, что святость – это сопричастность божественным энергиям.
В суетном миру, полном лжи и зла, трудно стать светлым и чистым, прозрачным для созвучности божественным энергиям. Поэтому люди, заботящиеся о спасении своей души, уходили из мира, ища уединения, в котором они могли бы очиститься и приобщиться к святости – чтобы чистота души соответствовала частоте божественных энергий.

Однако трудно представить, как можно монашествовать среди такого потока туристов?
Сохранилась ли духовность в этих залах, открытых для туристического паломничества?
Понятное дело, монастыри «кормятся» за счёт туристов.

Для одних Метеоры это место туристического бизнеса, для других место паломничества.
Некоторые монастыри совсем закрыты для посещения женщин, а некоторые женщины могут посещать и с непокрытой головой (в отличие от наших храмов). Причём не совсем понятно, почему проводить экскурсии в храмах можно, а фотографировать и снимать на видео нельзя.

Небольшие церквушки на вершине скал впечатляют не своими размерами и убранством, а некой аурой, которую невозможно не почувствовать, и которая несравнима ни с чем.

Почитание Божьей матери – она посредница между Господом Иисусом Христом и людьми – здесь, кажется, даже большее, чем самого Господа.

Трудно представить, как были построены эти монастыри, сколько лет и скольких усилий стоило.
22 года монахи поднимали материал для строительства храма, а построили храм за 20 дней!
У монахов была цель – показать, на что способна вера человеческая.

Я бывал в разных монастырях, и в России, и за границей. В том числе и в Оптиной пустыни, и в Сергиевом посаде, и на Валааме, и даже в поселении сектантов в Сибири.
Но монастыри в Метеорах особенно впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.

Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства – выдумка честолюбивых политиков.

Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, гораздо более скромное.
Особенно впечатлил резной иконостас без позолоты. Новые фрески. Очень красивая люстра.
Следует отдельно заметить, что никакой торговли в самом храме нет. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма!
Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования. Наверное, только в наших храмах до сих пор сохранилась торговля свечами.

Меня всегда мучил вопрос: а нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!

Или всё-таки молитва человека в храме более слышна Господу?

Хочется быть честным. Но этого мало. Нужно ещё и правильно понимать.
Очевидно, что ритуалы и обряды это концентрированный опыт поколений.

Я думаю, нужно рассматривать эти экскурсии как рекламу духовной жизни, как напоминание, что нужно думать о душе больше, чем о теле. «Делайте добро бескорыстно, и оно вам будет зачтено, и оно вам вернётся!»

Да, место это намоленное. Вот только до сих пор остаётся открытым вопрос: можно ли достичь гармонию в миру? или нужно непременно уйти от мира, чтобы обрести внутреннюю гармонию в душе?

Аскеты, жившие в пещерах, мне ближе.
Остаться бы здесь и жить вдали от всех отшельником.
Я бы хотел жить один, на горе, без людей.
Быть может, судьба моя стать отшельником?

Вдруг вижу перед собой сгорбленного старика с седой бородой.
— Вы что, отшельником живёте?
— Да, милый, отшельником. Давно уже сбежал сюда, в эту тихую обитель, чтобы уединиться, отгородиться от всех. Здесь сущий рай. Тишина. Птички поют. Вокруг никого. Как Адам в Раю живу. Пребываю в священном безмолвии. Устал я от мира, вот и сбежал сюда. Чтобы быть ближе к Господу, чтобы лучше слышать Его. Бог призвал меня, и я не смог уклониться. Здесь, в далеке от суеты и соблазнов мира, живу в приятном уединении, в сладкой тишине, рассудок мой свободен от забот, а дух спокоен и безмятежен. Любезное моё одиночество! Одиночество, в котором я не одинок. Ибо со мной Господь. Истинно счастлив я лишь наедине с Господом! Он для меня такая же реальность, как и ты. И потому один я не один. Он, знаю, никогда меня не бросит.

Живу здесь в потоке любви. А в миру я умер. Умер, потому что потерял смысл своего существования. Пытался любить людей, но они отвергли мою любовь. Вот и ушёл сюда, стал отшельником. Здесь я вернулся к естественному, чистому состоянию, здесь ощущаю, как вибрации моей души резонируют миру Горнему. Но прежде сколько в мирý натерпелся... Грешил, много грешил. Вот и захотел спрятаться от греха. Но грешен, до сих пор грешен, и не знаю, сотворил ли начало покаяния своего. Думал посвятить себя церкви, жил и в храме, и в монастыре. Только там, как в миру, а в миру, как в аду. Намеревался даже уйти в монахи, только вовремя понял, что храм — он везде, и здесь, быть может, более, чем в церковных стенах. Монастырь мой у меня в сердце. Смешно, когда святость определяется церковным чином. Служить Господу можно везде и всегда — верой, смирением и любовью.

Вначале, как поселился здесь, жил в восторге ежеминутном. Потом затосковал. А тут ешё голод, холод, звери дикие наведываются. Невольно дом вспоминался, тепло и уют, никакой нужды. Если бы не благодать Божия, не выдержал бы. А теперь не желания мной, а я управляют желаниями. И никаких ограничений, никаких обязательств, кроме внутренних, самим собой наложенных. Единственная забота — править собой. А в миру правят глупцы, ибо мудрый понимает, что собой-то управлять трудно, а толпой совершенно разных людей невозможно.

В мирý я отказался от всего, чтобы здесь, наконец, обрести себя. Здесь я странствие своё земное окончил. В конечном итоге, всё, что я хочу, это почувствовать Бога. В пустыньке моей — гармония! чистый рай! Каждый вечер и утро любуюсь зарей, и не надоело. Здесь впервые я ощутил всю прелесть благодати Божией. Господь всё даёт. Даёт, но и требует. Я отказался от всего, чтобы здесь обрести себя. И дух Божий в меня вселился, и стал я счастлив несмотря ни на что!

Как творец в ожидании заката на высокой горе я сижу. Но душа почему-то не рада, когда вниз на людей я гляжу. Солнца лик багровеет от гнева, оттого что подаренный день люди вновь промотали без дела, им подумать о вечности лень. Неизменны, увы, человеки. Красоту хоть какую дари, — им важней огород, да сусеки, чем наполнить желудки свои. Наслаждаться земной красотою, видя в этом и счастье и смысл, назовут они тратой пустою денег, времени, жизни и сил. Недостойны они благодати, посредине которой живут. Им пожрать, да скорей на полати. Жрут да пьют, пьют да жрут, жрут да пьют. Всё что можно вокруг уничтожить, они волей считают своей. Чтоб запасы свои преумножить, бьют ни в чём неповинных зверей. Красота восхищает до боли, что когда-то отсюда уйду. Ведь не может счастливей быть доли, чем встречать в новолунье Луну. Горы бархатом леса одеты. Серебрится змеёю река. Я в гостях у прекрасной планеты. Я парю — подо мной облака! Так и хочется с места сорваться, полететь за гора, за леса. Не могу этим налюбоваться. Это сон, или просто мечта!» из моего романа-быль "Странник"(мистерия)

P.S. Отдельно хочу сказать о женщине, повествующей в конце ролика о пережитом. Это наш гид – Лукия. 25 лет назад она вышла замуж за грека и уехала из России в Грецию, окончив башкирский медицинский институт акушерства и гинекологии в Уфе. После долгих мытарств, стала гидом, начав проводить экскурсии по паломническим маршрутам. По её словам, она была на краю пропасти, когда однажды на неё снизошла благодать, и после этого началась новая жизнь.

Хочется поблагодарить Лукию и компанию «Ольга тур» («Olga Tours») за отлично организованный приём, приятную поездку и интересные экскурсии. Компания «Ольга тур» была организована Ольгой Абаевой в 1997 года, и специализируется на обслуживании русских туристов. Надо признать, что за все семь дней поездки по стране (а это 2450 километров) у нас не возникло ни одной претензии ни к работе гида, ни к водителю (Константинос). А вот девочки из других компаний и не встретили нас, и ввели в заблуждение по поводу продаваемых экскурсий (рекламировали одно, а на деле оказалось несколько другое).

Хочется также отметить, что компания Solvex, в которой мы приобретали путёвки, обеспечила нам в качестве бонуса бесплатную морскую экскурсию к Афону.

ЭВХАРИСТО!!! - что по-гречески означает СПАСИБО!

P.P.S.Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древний театр Эпидавр», «Из Греции с любовью», «Парфенон – чудо света», «У дельфийского оракула», «Древние Афины сегодня», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «У Аполлона в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Страницы1

5,0/5 (2)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Национальный парк Парнита

    Национальный парк Парнита

    Национальный парк Парнита находится рядом со столицей Греции - Афинами. Он раскинулся к северу от города и представляет собой покрытую лесами гористую местность.…