Отшумели новогодние праздники, в офисе – затишье, привожу в порядок документы и мысли, планируем 2007, вроде, никакие бурные события не грозят. Но тут у нас в гостях появляется Виктор Владимирович Штыко, с хитрой улыбкой на лице он зовет (уже наверное, в третий раз!) в Монголию, на Хубсугул. На четыре дня, с пятницы по понедельник, в начале февраля – я с восторгом соглашаюсь, еще бы, столько уже слышано и читано про этот Хубсугул. Мои родные энтузиазм не поддержали – холодно, да и что Монголия… (ну, вы помните – курица не птица – Монголия - не заграница). Зато друзья из Европейской части России дружно голосуют «за» – Монголия это круто! И задают вопросы типа – «а откуда в Монголии рыба?»)))

Созвонились с друзьями по турбизнесу, компания подобралась – супер!!!! 2 февраля выезжаем. Едем на 3-х машинах. Проехали Култук – по дороге поземка, небо заволокло….как-то не хочется сумрака… Но мы уже у въезда в Тунку – тут находится ступа (буддистская) и позная, пока готовятся позы – пошли к ступе – в ней прорези в виде головы льва – туда нужно бросить монетку и можно чего-нибудь загадать, мы пошли просить погоду, которая все грустнее и грустнее… Пока бросали монетки, пока обходили ступу, фотографировались, - прямо над нами проявился «пятачок» голубого неба, вышло солнце – тучи и туман начали быстро расходиться в разные стороны от нас и умчались куда-то к Саянам в одну сторону и к Хамар - Дабану в другую, ну, что ж - тут нам рады, едем дальше. (Кто не верит про погоду – у меня свидетелей 8 человек!)

В Тунке красиво – справа белеют Саяны, над ними - потрясающе голубое небо, все это под музыку обожаемых Скорпов))) Вот уж угодил водитель Олег! Я говорю ему об этом – он заговорщески улыбается и…достает диск «Smokie»! поездка однозначно удалась!!!! Проезжаем ущелья, прямо в Иркут стекают огромные наледи – ледопады – не знаю, летом это водопады или просто вода бежит…, поднимаемся все выше и выше, и вот колесим по какому-то ровному участку – справа белеет пик Мунку – Сардык, основание горы где-то далеко внизу, даже и не видно, думаю, что надо бы сфотать, но жду, когда подъедем – впереди КПП, граница. Выходим из машин – ветер, солнце…, я иду фотографировать Мунку, выбираю подходящий ракурс (чуть ли не опираясь на колючую проволоку), снимаю, возвращаюсь обратно, боже ж ты мой – навстречу мне и Насте (которая тоже грешна – сфотала Мунку) бежит пограничник и буквально отгоняет нас от Государственной Границы – можно подумать, нам через КПП неудобно – полезем через проволоку)) Через пять минут – та же физиономия - требует уничтожить пленку – фотографировать в сторону границы – нельзя! Объясняю, что кадр с Мунку 30-й!!!! по счету, а перед ним еще 29 и все НЕ про границу – бесполезно! Вижу, что Витя уже заволновался – открываю фотоаппарат – отдаю пленку – так держать солдат!!! Доблестные пограничники промариновали нас около часа, а потом с доброй улыбкой на лице, «отпустили» к монголам, вернее на нейтральную полосу, где мы промерзли еще час, пока они смотрели машины. На мои просьбы передать нам пакет с бутербродами получила важный ответ, что «бутерброды еще не проверены» - да, на границе весело, конечно, но голодно и холодно… Монголы делают вид, что нас не видят, правильно, чего им нас видеть, машины то наши на территории России. Девчонки из Байкальской Визы просят погранцов сообщить монголам, что мы ждем с этой стороны, пограничник советует покричать, я спрашиваю про средства связи с монгольским постом – уверяют, что телефонной и прочей связи нет, я «искренне» удивляюсь – как же они передают государственные секреты? – Витя уводит меня к монгольским воротам, от греха подальше..

В отличии от нашего сарайчика, у монголов солидное помещение, самое главное – теплое!!!! Мы начинаем оттаивать, тем временем, монголы собирают с нас по 50 р, потом еще по 100 – Байкальская Виза высказывает мнение, что мы модно выглядим, и нас решили «потрясти», но оказалось, что просто платить за регистрацию нужно теперь не в Ханхе, а сразу на границе. На монгольском КПП, хоть и в тепле, нас продержали еще не меньше часа – в машинах проверили все – даже самые маленькие рюкзачки, причем, два раза – сначала пограничники – затем таможня.


Ну, вроде все – мы в Монголии – Ура!!! въезжаем мы под аккомпанемент «Smokie», «…to be free…»

Первое отличие – дороги больше нет. Вернее, она, как бы есть…, но совсем…как-бы)). Второе – я не поняла почему – но другим стало все…. Проехали не так много – встретили стадо яков – такие мохнатые, красивые, потом – лошади, маленькие, монгольские…

«Луна, изваянная в Монголии» – это у Бродского, а нас встречает Солнце – огромный золотой жидкий диск – кажется, он плавится на наших глазах и сейчас капнет. Но.. удержал все свое золото и мягко исчез за горами. Горы – хребет, на западном побережье Хубсугула, четко очерченные, очень графичные, на абсолютно акварельном фоне разлившегося за ними заката. Ну, а мы подъехали с восточной стороны, полюбовались закатом и скатились к базе. База Витиных друзей находится в самом Ханхе, на берегу Хубсугула. Шесть юрт для туристов, юрта – ресторан и юрта – кухня, на базе еще и деревянные постройки – в дальнейшем планируется благоустроенный корпус, бильярд и прочие прелести цивилизации.

Нас встречают два Сергея, монголы их зовут Сергей –большой и Сергей –маленький (маленький –мужчина лет 45, отец троих сыновей), Сергей большой – постарше. Оба «болеют» Монголией всерьез. Сергей -большой с трепетом относится ко всему, как и что происходит на базе (нам с Байкальской Визой даже слегка влетело от него, когда мы укатили на другой берег Хубсугула точно не сказав –куда мы, да точно мы и сами не знали, куда Катя Серышева рулила – туда и ехалиJ). Второй Сергей (который маленький) - точно наш человек! Он приготовил нам всем карты, показал мне снимок из космоса – Хубсугул и Дархадская котловина, и СТОЛЬКО ВСЕГО РАССКАЗЫВАЛ!!! Про дорогу до Хатгала, (200 км, которые иногда проезжают за двое суток) и про Дархадку (как он ласково называет Дархадскую котловину).

Но это я отвлеклась – сначала нас кормили!!!! И поили)) очень вкусно, сытно, (4 дня в Монголии – и мясом я сыта надолго, как после Китая – трепангами и прочими морскими и наземными гадами..) Из всех монгольских блюд самое впечатляющее (по крайней мере по приготовлению) – это хорхог. Берется баран, доводится до состояния мяса…, мясо рубится на крупные куски, разводится костер, в котором прокаливаются камни (годятся только абсолютно целые без сколов и трещин), затем камни достают из костра и вперемешку с мясом (сырым) засыпают в большую алюминиевую флягу, туда же идут овощи (картофель, морковь, даже капуста – думаю, это современная интерпретация, так как у монголов понятие огорода отсутствует, стало быть и овощи – из магазина), засыпается соль, перец, фляга почти герметично закрывается (гвоздем!), затем ее активно крутят (как не ошпарятся – пар пробивается, несмотря на гвоздь!). Доходит хорхог на костре, флягу снизу засыпают углями – через 40 минут можно есть. И нужно!!!! Это, правда, вкусно. Я, понимая, что фляга – это тоже достижение цивилизации, пытаюсь выяснить – а как же раньше? Выслушиваю версии – одна другой круче – чуть ли не в живого барана камни зашивали)), потом выяснила (из других источников) – готовилось все в козлиной шкуре.

Еще мы поучаствовали в приготовлении хушира (типа чебуреков), самое интересное в этом – мясо действительно РУБЛЕНОЕ, то есть берется огромный нож – мясо режется на тонкие пластинки, пластинки – на тонкие полосочки, полосочки – на кубики!!!!! Ну не признают монголы мясорубку!!!!! Завидное трудолюбие! А может – с мясорубками туго.

А вот рыба здесь не в чести – стоило посмотреть на брезгливое выражение лиц девочек монголок, когда менеджеры Байкальской Визы по команде Стаса пошли чистить огромного налима… Сами монголки даже дотрагиваться до него не хотели. Правда, Сергеи сказали, что рыбу помаленьку уже едят, но все равно – это первобытное отвращение во взгляде – это было!

Чтобы закончить тему еды расскажу о монгольском чае, они называют его Сути –цай, или что-то вроде этого. Готовится он из зеленого чая, который продается большими прессованными пачками, а на вид напоминает тонкие ветки кустарника (видимо, листья общипали китайцы…)., эти ветки крошат, варят в молоке, добавляют соль, масло – можно пить. В первый раз мне он понравился, на второй – не очень, на третий не смогла сделать даже глоток и перешла на кофе (3 в одном, гадость, конечно, но хоть привычная…)

Спасибо хозяевам базы – кормили нас не только монгольской экзотикой, а и вполне обычными блинчиками и кашкой, даже борщ варили (абсолютно монгольский вкус у борща получился от огромного количества мяса). Но еда вся была очень вкусная!

Пару слов о юртах. Все сокурсники по академии туризма, я думаю, помнят многократные выступления товарища Бережных о самом экологически чистом и экономически выгодном виде жилища. К юрте я относилась с бо-о-ольшим подозрением. Особенно, вспоминая запах мокрого войлока на какой-то базе на Малом Море…. Но на этой базе юрточки замечательные, нарядные, просторные – в каждой по 2-3 кровати, тоже монгольские, раскрашенные, красно – синие. В центре – печь. Над ней – окно, это единственное окно в юрте – в потолке))), мы приехали в полнолуние, поэтому даже ночью в юрте было светло (электричество, конечно, есть и даже с нормальным напряжением). Печка зимой – это дело пользительное! В первую ночь мы замерзли до безобразия, всю одежду, которая оказалась рядом с кроватью пришлось надеть на себя, и, когда ночью, стуча зубами, мы с Ольгой Орловой почти отважились выползти из-под одеял и подбросить дров в уже погасшую печь, в юрту зашел невозмутимый монгол, и за пару часов превратил нашу юрту в баню. Даже не знаю, что лучше… Но все следующие ночи топили как надо, и мы даже перестали просыпаться при приходе истопников.

Утром второго дня поехали по Хубсугульскому льду. Кто видел лед на Байкале, знает, что если на него лечь и присмотреться – на дне видны камни, несмотря на огромную глубину. На Хубсугуле – так же, кажется дно буквально в метре, но понятно, что глубина –ого-го, от берега мы почти в полукилометре. Самое удивительное – лед на Хубсугуле голубой!!!!! Чисто голубой, ну просто подкрашенный!!!! Это видно там, где он в торосах, глыбы смотрят на тебя голубыми сколами и теряется ощущение реальности! Как будто бродим по детской раскраске))

Рядом с берегом много лунок – круглые для людей, продолговатые, как корыта – для сарлыков и хайников (кто такие – про это чуть позже). Дело в том, что в Ханхе (а это совсем не маленький поселок, до 1500 жителей, если считать с прилегающими районами) нет водопровода и нет НИКАКОЙ ВОДЫ, кроме Хубсугульской (во всяком случае, зимой). И все жители ходят за водой на озеро. От малого до старого – возле лунок всегда кто-то есть, воду набирают пластмассовыми ковшичками в ведра и, что чаще, в бидоны и фляги.

Маленькие (совсем маленькие!) ребятишки набирают бидончики(2-3 литра) и идут с ними в гору…. Взрослые носят емкости побольше. Те, кто, видимо, живет совсем далеко от берега, возят воду во флягах на яках. Это движение за водой не прекращается никогда, в первый вечер мы пошли «поймать романтику» - прогуляться по льду, было совсем темно, но на льду был кто-то с фонарем! Я сначала даже подумала, что рыбаки, каково же было мое удивление, когда мы увидели двух монголов, набирающих воду ковшом из деревянного ящика! Ящик, как оказалось, ставится над лункой, из которой берут воду.

Представляете! Это сколько же надо воды наносить обычной семье, чтобы приготовить еду, помыться, постирать…. А они все ходят за водой и ходят…. Хотя, наверное, эти, которые возят на яках – может это их бизнес?! ?!

Кстати, о яках, - первых мы увидели почти сразу, как пересекли границу – такие славные, я их фотографировала прямо из машины, опустив стекло (еще не поняв, что у моего Никона грохнулся автофокус((((). Яки, по- монгольски, – сарлыки. Это невысокие животные с длинной, свисающей практически до земли, шерстью – черные, белые, пятнистые…. Короче, классика. Но…не надо быть биологом, чтобы понять, что среди сарлыков бродят животные явно другого биологического вида – в два раза выше, не с такой длинной шерстью и, вообще, похожие на коров. Мы с Настей Ольшевич два дня выясняли, кто есть кто, вроде – чего путаться, но одни знатоки утверждали, что все животные – это сарлыки, другие, что маленькие - сарлыки, а большие – яки, третьи – наоборот, и все недоумевали – нам то какая разница! Поймали мы монгола – показываем лохматого маленького – «сарлык»; большой – «хайник» - кто-кто? Хайник! Новое слово, и животное, наконец, названо. Хайник – это гибрид яка и коровы, кстати, есть и коровы, но, думаю, тоже не совсем «чистые» - уж очень лохматы))) Хайников тоже седлают, не знаю только для того, чтобы покататься или монголы на них тоже ездят (я не видела), но сама каталась – знаете, как проще всего взять «быка за рога»? - Сидя на нем верхом.

Верхом, конечно, надо ездить на лошади – монгольская лошадь явно не арабский скакун – маленькая, мохнатая, всегда немного сонная… (правда, когда я подошла к одному конику в костюме монгольского лучника в металлическом шлеме, тот проснулся и шарахнулся в сторону – давно, наверное, не видел монгольских лучников))).

Но сначала мы катались на лошадях в обычной одежде, и никто от нас не шарахался. Так как лед на Хубсугуле покрыт снегом, нам разрешили поскакать там. Когда выбираешь лошадь – смотришь на лошадь (чтобы красивая!), а смотреть надо на седло! Монгольские седла – деревянные! Просто выдолбленная деревяшка с брошенной на нее тонкой тряпочкой. Конечно, в них удобно сидеть, не скользишь, никуда не съезжаешь, как на казахских. Но это пока коник не побежал рысью! В этот момент седло превращается в антицеллюлитный массажер, останавливающийся при слове «тпру-у-у» и только вместе с лошадью. Когда мы с Сергеем потом планировали поездку в Дархадскую котловину, первое, о чем я спросила – какое у моей лошади будет седло?. Кстати, к тому, что лошадь главное средство передвижения мы привыкли быстро. Но, когда мы с Олей Орловой поехали на почту звонить родным, надо было слышать удивление ее мужа, узнавшего, что позвонить мы на лошадях прискакали!

ДА! СВЯЗИ СОТОВОЙ НЕТ! НЕ БЕРУТ НИКАКИЕ ОПЕРАТОРЫ - я там москвича вспомнила, который в 2002 году требовал на Малом Море карточку GSM! Но на почте позвонить можно –минуты три с Иркутском стоят около 50 рублей. В Ханхе, вообще, можно расплачиваться рублями, правда, сдачу могут давать тугриками. 1 рубль – 40 тугров.



to be free…..

Через два дня после возвращения из Монголии мне приснился потрясающий сон – какая-то безумная красота, просторы, Монголия, которую я еще не видела, (под впечатлением рассказов Сергея, видимо) и все это под музыку «Smokie»… на словах to be free… я проснулась. Действительно, когда только попадаешь в эти места, возникает ощущение свободы – от излишней цивилизованности, зашоренности, может быть некоторой искусственности нашей повседневной жизни. Ну,….. в общем, такая свобода есть)) Особенно, если считать ее осознанной необходимостью, как советовал кто-то из классиков….
На самом деле суровость окружающей действительности очень жестко ограничивает жизнь монголов (про воду помните???). Регламент на все повседневные действия – железный, только перестанешь крутить колесо своей жизни и жизнь, как таковая, видимо закончится. Скот, безумно тяжелое домашнее хозяйство, постоянный ветер, забота о малышах и о стариках, они живут очень тяжело. Конечно, мы это не совсем ощутили – мы приехали в гости, на все готовое, в теплой одежде..
Монголы встречали нас открытыми, радушными улыбками, начиная от пастухов почти на границе и заканчивая работающими на базе. И вообще, ВСЕ монголы, мимо которых мы шли, ехали – радостно улыбались нам. Помню, в детстве, меня поражало, что во всей советской фантастике инопланетяне –хорошие и добрые, более высоко цивилизованные, а в зарубежной – враждебные и злые, так тут сложилось ощущение, что для местных монголов мы заведомо хорошие.
В Ханхе монголы живут не в юртах, а в деревянных домах. Мне очень хотелось зайти к кому-нибудь, посмотреть - как живут, что в доме, но возможности не предоставлялось. Только посмотрели пустые дворы с покосившимися сараюшками для скота, заборами из жердей, на которых сушится белье… Дома строились, видимо по одному проекту – больше – меньше, но все какие-то одинаковые, окна «голые», без ставень – наверное, ставни – чисто сибирское изобретение))) Дрова сложены в поленницы – бревна длиной метра полтора – из них поленница. Дрова эти пилятся на склоне горы (лиственичник! местами одни пни остались), стаскиваются вниз, на лед, а потом на хайниках везутся в Ханх.
В один монгольский дом мы все-таки попали, не уверена, что он может служить показателем – это был дом шаманки. В таких суровых условиях необходимо во что-то верить… Верят в духов. Общаться с духами могут только шаманы, через них дух говорит – что делать, как делать и т д…Шаманка в Ханхе – местная женщина, ох уж мы за ней и побегали!!! В первый вечер она почему-то не могла (было полнолуние, может своим шаманила), на второй вечер –собрали мы по 100р, поехали по хубсугульскому льду на конец поселка – забрали шаманку, потом забрали из другого дома какого-то помощника, поехали еще куда-то… оказалось, к священному дереву – в потемках полезли на гору, где растет дерево – лиственница (других деревьев я в Ханхе не видела, но лиственницы – великолепны!) Стоим возле дерева, темно, только вспышки аппаратов мигают, …“шаманка чего-то проговорила –пропела и стала стучать в бубен – такой звук! Гулкий, мощный – если бы на обряд мы остались здесь – я бы, наверное, прониклась. Но мы, обойдя дерево три раза, покормив его российскими рублями и загадав желание, спускаемся, едем домой к шаманке”…шаманка чего-то проговорила –пропела и стала стучать в бубен – такой звук! Гулкий, мощный – если бы на обряд мы остались здесь – я бы, наверное, прониклась. Но мы, обойдя дерево три раза, покормив его российскими рублями и загадав желание, спускаемся, едем домой к шаманке.
По дороге, я вижу как над восточными горами начинает разливаться свет – всходит Луна, когда приехали – Луна уже появилась, сразу над горой – огромная, круглая и ТАК БЛИЗКО!!! Представилось, что можно забраться на гору и...достать луну с неба)))) Соглашаюсь с Бродским – в Монголии Луна изваяна, в Монголии….где-то здесь, над Хубсугулом. Мне кажется, если прихубсугульские монголы решили бы рисовать картину мира, то никому бы не пришло в голову изображать Землю плоскую, как блин, тут себя чувствуешь, скорее на дне утятницы – справа горы – слева горы, а в пространстве над ними дефилируют сменяя друг друга Солнце и Луна, словно присматривают за монголами… Но вернемся к шаманке – через большие сени проходим в дом – попадаем в кухню – очень большая, почти пустая – вся мебель и вообще, все стоит вдоль стен, в середине – хоть танцуй, дальше комната, намного меньше, да еще нас набилось 12 человек!
Шаманка (в маске, с перьями на голове – у нее тотем - сова) подышала благовониями и вошла в транс. При этом пару раз пронзительно крикнула, но, в основном, просто глубоко дышала, лицо было под маской, поэтому ничего особенного разобрать было нельзя. Затем она покружилась с бубном (в доме его звук был совсем не такой мощный) и стала обходить нас по кругу – останавливалась над кем - нибудь, словно прислушиваясь – иногда выводила к себе. Там человек сидел, держась за цветную ленту (забыла, как называется), а шаманка чего-то пела-говорила, рядом сидела мать шаманки и записывала ее слова. Затем мать пересказывала, а переводчик уже говорил на русском - Андрею (хозяин базы) посоветовали беречь себя и не носить красное, Любе из Байкал-Отеля – не ездить в июне в сторону запада и т д. Я очень не хотела, чтобы шаманка вывела меня, а то еще скажет «красное не носить», и что мне делать с любимым плащом?! Она меня и не вызвала. Потом мать помогла ей выйти из транса – шаманка сняла маску – совсем молодая монголка, да и ребятишки у нее маленькие. Заработала за вечер половину месячной зарплаты главы района (сомона)…..
Когда мы вышли на улицу, многие говорили о мощной энергетике, которую они почувствовали, о чем-то еще…, а я, если честно, понимала, что это такой же заработок, как и все другое, когда еще такая толпа русских нагрянет….
Вот и все про Монголию, которую я еще толком то и не видела. Я как-то совсем не стремлюсь в Улан-Батор, хотя там, может тоже интересно. Но Хубсугул, который рядом, Дархатская котловина (куда каждый вечер от нас скатывалось Солнце), и Гоби, про которую вообще ничего не знаю – я надеюсь, это то, что обязательно будет в моей жизни.

Присоединяйтесь!





Комментарий автора:
шаманка чего-то проговорила –пропела и стала стучать в бубен – такой звук! Гулкий, мощный – если бы на обряд мы остались здесь – я бы, наверное, прониклась. Но мы, обойдя дерево три раза, покормив его российскими рублями и загадав желание, спускаемся, едем домой к шаманке

Страницы1

0,0/5 (0)

1 комментарий

  1. без имени
    без имени 09 марта

    монголия
    Молодец мне понравился расказ

Ваш комментарий