Люди, имеющие отношение к разнообразным проявлениям творчества…как бы это поточнее выразиться … скажем так – по большей части нескучные. Найти в данной категории личностей кого-то в общепринятом смысле нормального – та еще задачка. Ну может только если Церетели…но вот творчество ли то, чем он балует почтенную публику– вопрос открытый. Биографии музыкантов, художников, поэтов изобилуют нестандартными жизненными коллизиями, неожиданными поворотами судьбы, трагедиями, комедиями, словом – богатство внутреннего мира провоцирует нестандартный жизненный путь. 

Однако даже в плотной череде как предшественников , так и современников, славных помимо покорения творческих высот разнообразными эскападами, ведущими через расширение сознания к распаду личности, Сальвадор Дали возвышается словно Гулливер среди лилипутов.

Нам кажется, что и жизнь свою он сознательно превратил в object ‘d art – настолько всё в его так сказать, деяниях, было подчинено единой цели – стать САМЫМ. Самым обсуждаемым, самым нетривиальным, самым высокооплачиваемым, самым популярным, самым чудаковатым, самым романтичным, самым наконец сюрреалистичным художником ХХ века.

И цели этой Дали добился, став по сути явлением не только живописи, но и поп-культуры. В этой связи у меня, как у человека от живописи в общем – то далекого, в противовес Рите, напрашивается сравнение с The Beatles. Можно их ( и «Битлз» и Дали) не любить, не воспринимать, но признают, что вклад их в мировую культуру бесценен – все без исключения.

В данном так сказать, культурологическом контексте совершенно естественным для нас было, проведя 4 дня в Барселоне в гостях у Гауди а затем некоторое время отлежавшись – отъевшись на гостеприимных песках Коста Брава, в приветливом, пусть шумном и бестолковом Ллорет де Маре, оказаться в экскурсионном автобусе, держащем неблизкий путь к местам боевой славы «одного гения». А именно в городок Фигейрос, где расположен музей Дали, им же самим и созданный в выкупленном у властей старом городском театре,

и в село Пуболь, в котором находится замок его возлюбленной Галы.

 В Порт Льигат, где Дали родился, нам попасть не удалось, хотя конечно жаль… Что ни говорите, а в самом процессе экскурсии хороший экскурсовод – больше половины дела. Плохой способен полностью уничтожить впечатление от самого что ни на есть распрекрасного, интересного места. До сих пор с ужасом вспоминаем нашу вылазку из Рима в Неаполь-Помпеи, во время которой мы больше устали не от дороги или впечатлений, а от постоянной необходимости напрягаясь переводить на человеческий язык экскурсоводческие перлы…мда…Благодаренье господу, большая часть из попадавшихся нам на пути были хорошими. А вот здесь, в Фигейрасе – самая лучшая. Имени девушки, сопровождавшей нас, и всю дорогу подкармливавшей исключительно грамотно изложенными фактами, искусствоведческими теориями, забавными случаями из бытия Дали, память не сохранила, а жаль. В любом случае низкий ей поклон – ведь обладала она поистине энциклопедическим знанием предмета, и непоколебимой уверенностью в нужности своей работы. Ведя себя при этом для экскурсовода на расслабленном испанском курорте на редкость…деспотично. Сами посудите – полный автобус утомленных отдыхом людей, вознамерившихся в массе своей просто поставить галочку «здесь был». 8 утра. Дама начинает неторопливо что-то вещать в микрофон, хорошо поставленная речь, достаточно увлекательно, но… так хочется спаааать… Заметив, что кто-то ряду на пятом начинает неудержимо клевать носом, наша экскурсовод резко прерывается и устраивает засыпающим форменный разнос из серии «вы не спать на эту экскурсию поехали, вас никто в Фигейрос силком не тащил, а посему – проявляйте ко мне уважение, и хватит храпеть. Я Вам, между прочим рассказываю такое, что мало кто расскажет». Девушка оказалась дипломированным искусствоведом, безумно влюбленным в творчество Дали, и слушать её было – одно удовольствие, так что пристыженные спящие нимало не возмутившись только извинились и впредь обещали. Это был тот самый редкий в нашей практике случай, когда от рассказчицы совершенно не хотелось отходить. Она нянчилась с нами, как с детишками, искренне радуясь, когда нам удавалось на картине разглядеть изображение тореадора,

и напротив огорчаясь, когда мы не смогли идентифицировать на полотне Авраама Линкольна.

Рассказывала про «Дождливый Кадиллак»

 

и про Трон Галы. Слушая её, создавалось впечатление, что Дали ничего в своей жизни не делал случайно. И каждый предмет, каждая деталь интерьера, что в музее, что в замке Галы - на своем месте, и имеет свою забавную или трагическую историю. Историй этих было так много, что уместить их в один рассказ – по меньшей мере расточительно. Нот вот три из них нам запомнились особенно. Посему – учитывая то, что для поклонников Дали и Фигейрос и Пуболь сродни Мекке для правоверного, учитывая популярность самого Дали – информации о нём в сети чуть меньше, чем о Дженнифер Лопес, мы позволим себе не рассказывать в подробностях об этих местах. Ограничимся лишь рекомендацией, нет, даже не рекомендацией а указанием – оказавшись в Каталонии непременно включить Фигейрос и Пуболь в свой экскурсионный маршрут – это потрясающе и незабываемо. А теперь – расскажем-ка мы Вам то, что не все знают – наверное, это наиболее ценно в поездках – вынести что – то уникальное, а потом поделиться… Итак…

История первая. Дали и скафандр.

Скафандр на балконе 2 – го этажа встречает нас аккурат при входе в музей. И ничего странного – подумаешь, скафандр. То ли еще будет,- подумали мы.. Однако… Как-то раз Дали, к тому моменту уже маститый художник, должен был читать лекцию в каком – то профильном заведении в Париже. Академия живописи, или еще что, вот уж забыл начисто. «Эксцентричность прежде всего»,- подумал мэтр, и …вышел к аудитории в водолазном костюме…вот этом самом. Кстати вполне герметичном, то есть хоть сейчас под воду. Микрофон закрепили внутри шлема. Выступление начинается. Гала, выполняя роль конферансье, представляет забавляющейся публике супруга – и уходит со сцены, плотно прикрывая дверь за кулисы. Всё бы хорошо, только этим самым она пережимает шланг, который тоже тянется за кулисы, и по которому воздух к Дали и поступает… Лектора хватило ненадолго. Произнеся пару фраз, Дали закричал – «Воздуха, дайте воздуха!» Аудитория, ожидавшая от мистификатора всего, чего угодно, разразилась овацией, приняв всё происходящее за очередную эскападу маэстро. «Идиоты, вы что, не понимаете, мне дышать…» после чего Сальвадор препотешно замахал руками и грохнулся на пол. Пришедшие на лекцию уже рыдали от хохота, и бессвязные мычания Дали тонули в бурных аплодисментах. Слава богу, грохот от падения тяжеленного глубоководного скафандра заставил Галу предположить, что что – то идет не совсем так, как задумано. Дверь была открыта, Дали спасен, после чего он не пожелал расстаться со скафандром, в котором он обрел «вторую жизнь».

История вторая. Дали и радиатор парового отопления.

Местечко Пуболь назвать даже городком достаточно затруднительно. Экскурсовод сразу предупредила нас, что место сие – вполне обычная каталонская сельская глубинка, куда и асфальт-то проложили совсем недавно. Что, впрочем, не остановило Дали от приобретения сооружения, которое когда-то возможно и было замком, а к моменту покупки пребывало в достаточно плачевном состоянии. Зато уж и фантазии художника было, где разгуляться. «Любимая, я всё, что ты хочешь, построю тебе сам»,- сказал Дали Гале и с головой погрузился в проектно – строительные работы, поминутно советуясь с женой, - «чего ты хочешь здесь, голубка моя, нравится

ли тебе ?» В частности, был по эскизу Дали изготовлен и трон, на котором Гала должна была восседать, давая аудиенцию супругу… которому в свою очередь предписывалось перед каждым посещением замка испрашивать на то письменного разрешения…

Высокие отношения. Впрочем, отвлеклись. Однажды Гала обратила внимание Дали на радиатор парового отопления, по её мнению, диссонировавший с интерьером одной из только что отремонтированных комнат. «Он безобразен, милый»,- сказала Гала. «Убери его, если можешь, или хотя бы замаскируй как-нибудь. «Да, дорогая»,- ответствовал любящий супруг. Собственноручно нарисовал эскиз, собственноручно изготовил экран для батареи, собственноручно установил… Но что – то не устраивало тонкую натуру. Чего-то не хватало… Через какое-то время Дали пригласил Галу оценить результаты его трудов… Батарея была спрятана за белым экраном, на котором был нарисован…радиатор парового отопления…

История третья. Дали и лошадь.

Вернувшись из Штатов, богатый, знаменитый, обласканный вниманием критиков, прессы и поклонников Дали решил на некоторое время остановиться в Барселоне, поселившись в отеле. Названия отеля не помним, убей бог. И больше всего хотелось человеку, как ни странно, покоя. Однако поклонники, как простые, так и высокопоставленные, не давали маэстро желаемого. Мечталось им только об одном – засвидетельствовать кумиру почтение. Приобщиться к легенде. Посему как только местоположение Дали и Галы перестало быть секретом,- на супружескую чету обрушился шквал звонков и визитов. Надоела такая ситуация довольно быстро, и портье в отеле было дано строжайшее указание – не пущать. Ни под каким предлогом. Поэтому, когда в очередной раз зазвонил телефон, тон подошедшего к телефону Дали сложно было назвать благожелательным. «Синьор Дали, - сказал портье в трубку,- «человек, называющий себя Вашим большим поклонником очень просит Вас спуститься в холл, дабы вручить вам очень дорогой подарок.» « Этого еще не хватало»,-

ответствовал Дали,-«возьмите подарок и принесите в номер». Долго портье блеял в трубку, что это невозможно,- Дали был непреклонен. «Несите подарок в номер и всё тут» - говорил он. Каково же было удивление художника, когда за окном номера на 5 – м этаже замаячила стрела подъемного крана, на стреле которого на стропах висела…живая лошадь. Поклонник был вознагражден за свою находчивость и за

исполнение условия Дали «несите в номер» поистине королевским приемом, а с лошадью художник с того дня не расставался ни на день. И даже когда она двинула кони, или там отправилась к своему лошадиному богу на небеса, для Дали сделали чучело животного, которое и находится сейчас в Пуболе. При этом в полу второго этажа сделано довольно большое отверстие, которое прикрывает стеклянный стол, обеспечивая возможность любоваться лошадкой сверху.

 

Как мы уже говорили, историй таких в жизни Дали было неисчислимое множество. Все не перескажешь. И – наше пребывание в Фигейросе можно назвать одним из лучших дней в нашей жизни в том числе и благодаря тому, что - повезло нам их услышать. А теперь и вам рассказать.

Последняя, неоконченная картина Дали. Копия, конечно.

 

Могила Галы, и надгробие, которое Дали приготовил для себя. Но похоронен он в Фигейросе.

Мир Вам.

Еще некоторое количество фотографий можно увидеть тут: www.tbg-brand.ru/diaries/6204/

Страницы1

4,7/5 (13)

2 комментария

  1. zanoza
    zanoza 13 декабря

    Отличный рассказ о замечательном месте.

  2. Иваноff
    Иваноff 28 декабря

    Спасибо.)

Ваш комментарий

Достопримечательности Испании Читать все

Мадрид Испания

Мадрид Испания

Мадрид Испания Музеи …