На берегу
 
  Я родился в этом прекрасном городе – городе над Сажом! Больше 20 лет мы вместе, вместе радуемся и вместе грустим, вместе переживаем и в месте любим… Но, за столь серьезный период, я так и не узнал всех его тайн, переживаний, красот и, скрытых от глаз простого обывателя, мест. И всё не потому, что он такой огромный, наверное, просто, я не такой любопытный, или может мне немного не хватает смелости?? Чем бы это не было, это стоит исправить, ведь азарт ко всему новому просто не позволит жить спокойно. И, до конца не узнав свой родной город, я вряд ли смогу сказать, что я удавшийся путешественник! Так что, встретим 3-ий десяток впервые и заново узнавая о тайнах и красотах Гомеля, тем более, что для этого не так уж и много требуется. Желание и любопытство, вот они - спутники в моей Одиссее по улочкам детства!
 
  Давно я предполагал, что район “Монастырька” связывается с Любенским озером, но не как не решался проверить! Наверно, будет глупо, если я скажу, что не было времени. Оно, конечно же, было, скорее не хватало смелости, или даже нет – сумасшествия! И вот, стоя на старом, закрытом мосту через ж/д пути, я улыбнулся, ведь внутренний голос шептал: “как Колумб…”! И действительно, он тоже догадывался, что Земля круглая! И, поплыви он на запад, т.е. в даль от Индии, обязательно приплывёт к ней! Это сравнение придало уверенности и усыпило сомнения. Лёд тронулся!
  Первое, чего хотелось, это выбраться к водной глади. Интереснее всего представлялось запретное (охраняемое) место, там где холодные металлические конструкции ж/д моста зависли над седым Сажом. Я шагал по грубой мостовой, серпантином катившейся в низ. Люблю мощёные улочки, в них есть что-то оттуда, из прошлого, из вечности.
  Это был не первый визит в эти края, но всё-таки всё было ново! Увидев узенькую улочку, уходящую в неизвестность, я свернул – просто было любопытно… Одни дома карабкались в гору, другие, казалось, зубами и когтями вцепились в склон. По-моему, уютней всех здесь себя чувствовала дорога, а точнее тропа – слишком уж она узка!
  Вскоре я попал на перекрёсток. С одной стороны ломаная лестница уползает наверх и виднеется старое светло-серое с заманчивыми контурами здание. Но, я выбрал другой путь – вниз, потому что знал: вода поступила бы именно так! И снова знакомые места – я был тут однажды, на велике. Откровенно говоря, именно тогда я и проделал свой первый путь с берегов Любенского, через весь этот колоритный квартал, наверх, к центру города. Асфальтированная дорога вела меня то к реке, то в сторону, то снова к реке, и, казалось, что эта игра будет до самого вечера…. Сейчас же всё иначе, и даже маршрут противоположный.
  Но, вот я опять ныряю в один из узеньких переулков, и первое ликование высвобождает из груди клич не то монголо-татарских кочевников, не то солдат Красной армии – ура! Наконец то я на берегу Сожа, в тех местах, где ещё доселе не был! Крутой обрыв, вид на оба моста. Кривая лестница спустила меня на самый берег – к лодкам. Здравый смысл подсказывал, что к концу июля прошло достаточно времени, как ушла вода, однако глаза говорили обратное, да и нос с ними спорить не решался. Как во время настоящего морского отлива! – воскликнуло сердце. Обнажённое дно, зелёные водоросли, оттёртые до блеска ласковым речным течением камни, и лодки: потрёпанные временем и тяжёлой рыбацкой работой лодки.
  Обойдя какой-то странный закрытый объект (скорее напоминающий бомбоубежище времён “Холодной войны”), я очутился на прекрасном берегу, усыпанном камнями. Ивы – непременные спутники побережья Сожа, и тут ни чем не удивили. Нехотя склонившись, не то под тяжестью времён, не то от обилия листвы, они пристально вглядываются в тёмно-синюю гладь воды. Плакучие красавицы многое повидали на своём веку, но всё так же пугаются ветра и вздрагивают в такт прибою! Я, обогнув не большой мыс, ушёл уже довольно далеко. Но мосты всё ещё были видны, и пристань так же весело желтела на окраине старого парка.
  Красота! Широкая, слегка взволнованная поверхность воды, зелёные с песчаной проседью берега, и по пояс скрытый в воде и зарослях кувшинки рыбак – замерший, словно бронзовая статуя.
  Колючий ёжик! – это первое, что пришло в голову, когда я увидел старую, но пышную, отлакированную водой ветку. Она как бы росла из прибрежных камней, хотя было видно, что не могла расти уже как минимум лет 10! Следы весеннего половодья – высохшие водоросли, покрывали её всю словно пряжа, не принужденно качаясь на ветру. Этакое умиротворение. Оголив ноги, я опустил их в воду – секундный холодок, и снова умиротворение. И вот я уже, как частичка этого прекрасного уголка природы. А у природы других и не бывает, просто некоторые испортил человек своим невежеством, самолюбием и ещё большей наглостью.
  Глухой хлопок, брызги, и очередной камешек сверлит дырочку в воде, и тихо, не спеша, ложится на дно. Это занятие не может утомить, оно успокаивает и настраивает на философский лад. Мысли о камнях, воде, природе, жизни и нашем месте среди них.
  Стоя босой на камешке и щурясь, я вглядываюсь в путь, который предстоит проделать этой великой реке, и понимаю: как же редко мы вглядываемся в путь, который предстоит проделать нам….
  Вспоминаю о цели своей прогулки и, не спеша, просушивая ноги, собираюсь продолжить путь. Я лишь только взял на память об этом месте и мгновении пару приглянувшихся камешков.
  Сажусь на бережок, что бы с ног стекла вода, и моя рука непроизвольно нащупывает кусок коры – видимо опять ива, но очень старая! Этот кусочек напомнил мне древние иконы, те, что я видел в Ветке (в краеведческом музее), а точнее дерево, на котором их пишут. Добрый знак! Я прижал “иконку” к сердцу и поднял глаза к реке. Мне казалось, что она просто не хочет меня отпускать.
  Тут же, мой взгляд поймал выплывающий из под моста кораблик. А сердце безумно захотело на борт! Люблю корабли с детства! Не важен ни размер, ни назначение, ни даже место, где на нём ходить. Ведь можно иметь старое, ни раз перешитое судно с кривой мачтой и любить его всей душой. Поднять свой любимый, близкий сердцу “Бела-чырвона-белы сцяг”, и: “полный вперёд”! Была бы только вода, ветер и мечта….
  Снова встаю на камень-пирс, волны щекочут ноги, ладонь прижата ко лбу, глаза щурятся и пытаются рассмотреть каждую деталь. Небольшое, очень приятное и гармоничное судно шло точно по фарватеру. Мягко, совсем не нарушая местной идиллии, и оно тоже было частью этой реки. Мы были заодно, но как я хотел быть там, на палубе. “Каспер”! – воскликнул я. Почему-то, мне хотелось, что бы оно называлось именно так. Ведь, действительно, как маленькое доброе привидение, оно возникло из ниоткуда и, также не спеша, уходит в неизвестность. Однако в моём сердце оно останется навсегда. Маленький кораблик проходил через предрассудки и проблемы, как любитель детей – Каспер проходил через стены. У него можно многому научиться и жизнь станет легче и прекрасней! С этими мыслями, не отрывая руку ото лба, я провожал речного гостя, пока он не свернул. Да, свернул! Свернул именно туда, куда и лежал мой путь…
  Спокойствие нарушил озорной звук моторной лодки. Полный ход, расправленные, как крылья молодого бусла, руки парня. Он летел, нет, даже парил над водой. Вот она – свобода, а свобода это прекрасно! О, если бы он знал, как я его понимаю. Я сказал себе: ”нужно непременно это совершить, иначе в жизни будет не заполненная строчка”. Подошли волны и, хлопая меня по ногам, словно близкий друг хлопает по плечу, провожали в путь. Я точно не знал, куда нужно идти, но предполагал: куда-то туда, где скрылся от моего взора “Каспер”.
  Речной, Далёкий, 1-ый Заводской – куча проездов, но среди них так трудно найти нужный проход, который приведёт тебя к заветной цели. Блуждая по не знакомым улочкам, как серпантином горных дорог, я попадал на всё новые и новые перекрёстки, в новые тупики и на новые пути – всё как в жизни. И действительно, главное не останавливаться, а продолжать искать. И выход из тупика, нужный поворот и верная дорога непременно найдутся! Веря в это, я выбрел на уже знакомую улочку, хотя узнал я совсем не её, а старую, середины 20 века машину, которая явно стаяла тут без движения уже лет 15! Найти озеро далее оставалось делом техники. Я знал, что радоваться нужно не раньше, чем глаза увидят воду, а руки почувствуют её прохладу. Однако эйфория близости намеченной цели брала своё, и радость была на берегу раньше, чем мои ноги.
  И вот – свершилось! Как Колумб когда-то увидел земли Вест Индии, я увидел глади Любенского озера, и, в отличие от Христофора, я не ошибался – это то, что искал! Незабываемые речные виды. Я вышел к его берегам в том самом месте, где озеро сливается с рекой, образуя водную поверхность небывалой для Сожа ширины, такой, что противоположный берег практически растворяется в акварели горизонта. Красота!
  Пролив, который соединяет озеро с рекой, настолько узок, что мне стало любопытно посмотреть, как его проходят корабли. Однако раскаты грома не поддержали мою идею. Я шёл по берегу озера, глядя на воду и противоположный берег, и думал о том, что почему, если места дикие, но там бывают люди, то это очень заметно!? Мои глаза и нос не могли с этим не согласиться. Это портит любые впечатления. И кто сказал людям, что они могут делать с Природой всё, что пожелают. Если мы принимаем решения, и делаем, что-то не посоветовавшись с Природой, то тогда и не следует удивляться, когда Природа посылает нам различные стихийные бедствия, и не спрашивает об этом у нас с вами. Она просто ведёт себя по нашему образу и подобию….
  Вскоре, тропа, висящая между домами и водой, проводив меня через заросли ивы, как через туннели Альп, вывела к концу, а точнее к началу озера. Небольшой ручеёк, текущий из соседнего болотца открывал этот красивый длинный водоём.
  Поднимаясь вверх, я заметил картину: пожилой мужчина в гордом одиночестве, косо поглядывая на прохожих, жадно дохлёбывал содержимое бутылки, в определённых кругах именуемой, как “маленькая”.
  Романтика! – подумал я, когда мой взгляд снова был устремлён в спокойные и безмятежные дали. Как же прекрасна Природа, и как глупы, корыстны и наглы некоторые представители человеческого рода. Хотя, знаете, что самое смешное и печальное? Когда мы все с вами появляемся на Свет, мы такие же, как и она – добрые, ласковые, нежные, бескорыстные и честные, мы настоящая частичка Матушки нашей – Природы! А что потом….? Обнадёживает лишь то, что, натворив дел, мы, всё-таки, можем осознать свою не правоту, остановиться и раскаяться. Жаль, что иногда это бывает слишком поздно….
  Вскочив в открытую дверь уезжающего автобуса, я покидал эти места, но здесь оставалась частичка меня, моих мыслей, идей переживаний. В этот день природа дала мне очень многое, и я надеюсь отдать ей не меньше!
 
  Вот так интересно и не забываемо прошёл один из дней моего знакомства с родным Гомелем, таким знакомым и таким неизвестным. Надеюсь, сегодня мы стали ещё ближе друг к другу, и, я уверен, что таких дней будет не мало, а подобных открытий ещё больше. И всё это здесь, ”в двух шагах от дома”!
 
  Алесь Палескі, г. Гомель, 23 ліпеня 2005 года.
 

Комментарий автора:

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Костёл святого Симеона и святой Елены

    Костёл святого Симеона и святой Елены

    Костёл святого Симеона и святой Елены часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.…