ИНДИЯ-2007. ЗАПИСКИ ПРОСВЕТЛЕННОГО.
 
  ода-пролог
 
  Индия – особое, абсолютно уникальное место на планете. Это страна, где соединяются явь и сон, сказка и реальность, внешний и внутренний мир, не уступающий один другому по своей необъятности, глубинам восприятия и масштабам открытий. Страна, овеянная легендами, на-полненная загадками, напоенная волшебством... Индия легко превращает законченных скепти-ков в очарованных странников, закоренелых прагматиков в восхищенных романтиков, запад-ных циников – в восточных мудрецов... Это – мое видение. Хотя по Интернету я читала и по-лярные мнения об этой стране. Позже я поняла, что каждый видит там то, что хочет видеть, на-ходит то, что ищет, испытывает то, чего готов испытать. И это одно из проявлений многолико-сти мира и великой мудрости мирозданья. Именно Индия дарит человеку эту удивительную возможность.
  Ну, а теперь по существу...
 
  предыстория
 
  Моя поездка в Индию созрела внезапно, в ответ на неожиданное предложение моего старого приятеля из Минска. В течение нашего многолетнего знакомства мы лишь изредка обменива-лись электронными письмами и звонками. Однако он из тех людей, встреча с которыми не яв-ляется чистой случайностью, а связь, пусть не очень тесная и регулярная, продолжается годами. Накануне своего дня рождения я получила от него SMS-поздравление с лаконичным пост-скриптумом: «Тебе пора в Индию!». Ни больше, ни меньше! Решение было принято мною прак-тически без раздумий и колебаний. Почему не было сомнений? Возможно, я позволила принять это решение не голове, а сердцу. Оно мудрее. Оно знает. Оно чувствует...
  Мое состояние до поездки в течение месяца менялось от паники до эйфории, от гложущих со-мнений до радостной взволнованности, от страха до спокойной уверенности. Но вот билеты ку-плены, виза оформлена, вещи упакованы, последние приготовления окончены. Каким-то непо-стижимым образом рассосались житейские проблемы, решились деловые вопросы, заверши-лись этапы и расставились точки над «i»... Сидя на чемоданах, я с трудом могла себе вообра-зить, что через сутки буду почти на экваторе, в тропиках, в стране с совершенно иным ритмом жизни, ментальностью и настроением. И, тем не менее, сознание констатировало факт, что мне предстоит удивительное и необыкновенное путешествие, такое, какого у меня не было прежде. Именно так и случилось!
  В этом повествовании я сократила до минимума свои внутренние ощущения, глубоко личные переживания и сокровенные мысли. Так, чтобы оставить возможность каждому читающему эти строки, самому «открыть» для себя Индию в будущем. Ведь она раскрывается каждому – своя, неповторимая и многоликая. И я искренне желаю вам, друзья мои, сделать в скором времени свое Открытие! А пока – мои наблюдения...
 
  прибытие
 
  ...Последние часы по насыщенности их событиями, эмоциями и испытаниями стали для меня настоящей «маленькой жизнью». Сейчас сижу на боковой полке плацкартного вагона поезда-экспресса, мчащегося в Бангалор, гляжу в окно и пишу эти строки. А за окном мелькает сюр-реалистический индийский пейзаж, на глазах погружающийся в фиолетовые сумерки. Розовое раскаленное небо, плотно прижатое к приземистым дымчато-синим горам на горизонте, коко-совые пальмы с растопыренными, выжженными зноем листьями, череда пыльных убогих лачуг, тростниковые, табачные и чайные плантации, то там, то здесь прочерченные зигзагами рыжих каменистых дорог... Это – Центральная Индия! Многоголосие звуков, какофония незнакомого языка, коктейль пряных запахов, ярких красок заполняют до краев, заглушая усталость, умаляя дикую путаницу и неразбериху, преследующую нас по пятам.
  Наша компания, состоящая из восьми человек, разбилась по каким-то необъяснимым обстоя-тельствам. Выехали мы на двух «Амбасадорах» (допотопные индийские такси типа нашей «По-беды») до локального аэропорта Бомбея, а там почему-то не встретились. Ждали полтора часа, потом решили добираться самостоятельно до Путтапарти на поезде. Сейчас нас – четверо. Это-му недоразумению предшествовало некрасивая история. Прилетев в Бомбей, мы здорово все перессорились: начали судить-рядить, как добираться дальше, долго спорили, не могли опреде-литься, как, когда и на чем ехать. Бегали как оголтелые туда-сюда, замучили бестолковыми рас-спросами весь персонал аэропорта и местное население, – стыдно вспоминать. Сейчас, по истечении времени, понимаешь, что это была типичная дорожная суета, свойственная всем евро-пейцам, попавшим впервые в Индию. Сказалась и бессонная ночь, и ощутимая усталость от перелета и смены часовых поясов. Как бы то ни было, в результате, через час после приземления наши пути разошлись в буквальном смысле этого слова. Единственная надежда – встретиться в ашраме «Прашанти Нилаям» – конечной точке нашего следования. У той, другой части группы осталась моя сумка с самыми необходимыми вещами (зарядное устройство, косметичка, английский разговорник и т.д.). Вот так жизнь отучает меня от привязки к цивилизации и привыч-ки полностью контролировать ситуацию!
 
  бомбейские трущобы
 
  Итак, потерявшись, мы не растерялись, а взяли такси и поехали на железнодорожный вокзал «Виктория» (хорошее название!). Дорога заняла около полутора часов. Пока ехали, смогли ос-новательно погрузиться в жизнь бомбейских трущоб. Раньше я видела такое только по телевизору, а теперь – воочию. Вдоль улицы на многие километры тянется нескончаемая вереница крошечных хибар из драной фанеры и картонных коробок, крытых пальмовыми листьями. На площади 6-8 квадратных метров спят вповалку все члены семьи. Остальная жизнь проистекает прямо на улице. Здесь, чуть ли ни на проезжей части, стирают и стригутся, рубят кур и доят коз, бреются и моются, плетут мебель и чинят одежду, готовят еду, едят и тут же выбрасывают объедки. Маленькие дети голыми попками сидят прямо на грязном тротуаре возле мусорных гор и сточных канав. Могут спокойно так сидеть или играть возле колес проезжающих автомобилей. Когда захочется, тут же пописают и покакают. Рядом в пыли спят собаки, отдыхают старики на каких-то подобиях раскладушек с переплетенными лоскутами вместо брезента, бродят черные жесткошерстные кабанчики и волоокие коровы. И что самое поразительное, в глазах этих лю-дей нет страдания, печали, гнева, ненависти, обиды. Они воспринимают свою жизнь, как дан-ную Богом...
  Тем временем трущобы сменяются одно- и двухэтажными строениями, в которых размещаются конторы и лавки. В одном из таких полуразрушенных зданий замечаю офис банка и... нату-ральный банкомат на стене. А вот забавная вывеска: «Халва-инжениринг». Что бы это значило? Торговцы фруктами и дешевыми сувенирами подбегают прямо к окнам автомобиля, предлагая свой товар. Солнце, между тем, достигает зенита. Каждая остановка в пробке или на светофоре сопровождается тепловым ударом зноя и духоты. Не помогают ни открытые настежь окна, ни бутылка теплой питьевой воды. Глаза слипаются, одежда прилипает к телу, тело прилипает к сидению. Ну вот, наконец, послышались первые признаки близкого вокзала: тревожный гудок паровоза, глухой стук колес.
 
  чудеса начинаются
 
  Вот и «Виктория». Но встречает она нас отнюдь не как победителей. Черный как смоль индус в дхоти сообщает нам, что билетов нет, и в ближайшие дни не будет в связи с массовым наплы-вом людей, прибывающих на праздник Шиваратри. Нас эта информация не радует, как и не ра-дует его предложение отправиться к нему в офис, что за углом, чтобы заказать билеты на само-лет. Ну, нет уж, обратной дороги я не выдержу! Состояние близко к отчаянию. Я мысленно со-глашаюсь на все и отказываюсь работать мозгами, потому что здесь и сейчас они оказались со-вершенно бесполезными и к тому же изрядно перегретыми. Как только отпускаю ситуацию, по-является шустрый абориген с объявлением, что через 20 минут отправляется проходящий поезд и он, дескать, может посодействовать нашей посадке на него. Решение приняли мгновенно. Плохо соображая, побежали вслед за индийцами, ловко погрузившими наши сумки на тележку и покатившими ее в неизвестном направлении. Тем временем Анатолий, единственный мужчи-на в нашей группе, помчался к кассе вместе с нашим благодетелем, чтобы выкупить билеты. Все произошло в считанные минуты. И вот мы уже сидим в поезде, ошалело озираясь по сторо-нам, и переспрашиваем, действительно ли этот поезд следует до Путтапарти. «Да, – отвечают нам, – все правильно». Позже выясняется, что его нет ни в расписании, ни в Интернете. Люди, которым мы потом рассказывали о своем приключении, только пожимали плечами и удивля-лись не меньше нашего. Вот и не верь после этого в волшебство!
 
  попутчики
 
  Хочется рассказать о необыкновенных попутчиках, встретившихся нам в поезде. Это – индий-цы, доброжелательные и простодушные, словно дети, люди, что не мешает им проявлять на-стоящие глубины мудрости. Один из них – пожилой сухонький старичок в нашем плацкартном отсеке. Поначалу, обессиленные суетой и тяготами дороги, мы его приняли чуть ли не в штыки, кто, мол, такой, и что здесь делает. А потом оказалось, что это светлый добрый человек, очень деликатный и скромный. Ехал с семьей в Ченнай, но все они были разбросаны по разным мес-там в вагоне. Всю дорогу этот человек заботился о нас, как о собственных детях: помогал об-щаться, подсказывал какие-то дорожные мелочи. Особенно тронул меня эпизод, когда, уже за-сыпая на второй полке, я почувствовала, как он заботливо подтыкает одеяло мне под ноги. Он же разбудил нас на нужной станции (Дхармаварам) и помог выгрузиться из вагона. Кстати, он оказался католиком. Я подарила ему красивый брелок в коробочке, и он радовался, как ребенок, и носил показывать подарок жене и детям. Позже я поняла, что индийцы обладают потрясаю-щей способностью радоваться. Радоваться каждой мелочи, будь то утреннее солнышко, вкус-ный масала-чай, добрая улыбка прохожего или нехитрый сувенир.
  В том же поезде ехала русскоговорящая индианка (вот так сюрприз!). Она 15 лет прожила в Москве. А теперь вместе с мужем и парой друзей, ехала в тот же ашрам, куда и мы. Так что ос-таток пути провели вместе. По дороге она рассказывала нам о Путтапарти и угощала сушеными фруктами. Дорога проходила среди пустынных красно-терракотовых пашен, перемежаемых пальмовыми рощицами и живописными нагромождениями причудливых камней. В девять утра мы прибыли на место.
 
  ашрам
 
  «Прашанти Нилайям» (что в переводе означает «Блаженный Покой») поразил меня яркой вы-чурной восточной красотой, идеальной чистотой и ухоженностью, так контрастирующим с кар-тинками, увиденными в Бомбее, огромным скоплением паломников со всего мира и совершен-но неповторимой атмосферой. Весь многоликий, разноголосый, многоязычный мир сошелся здесь под одним «небом золотым». Вокруг – распахнутые глаза, улыбающиеся лица, заинтере-сованные взгляды, располагающие жесты. Энергия Любви лучится, источается и обволакивает каждого, кто сюда попадает. Для этого не нужно быть кем-то особенным, достаточно быть со-бой. Встречаются здесь разные люди: и поистине просветленные, и духовно ищущие, и духовно «развлекающиеся», и просто любознательные, и по человеческим меркам странные...
  Картинки обычной мирской жизни чередуются с вездесущими проявлениями духовности. С од-ной стороны – оживленная торговля свежими соками, чаем-кофе и индийскими сладостями, бойкое снование груженых носильщиков, шумное строительство нового шеда, обмен валюты... С другой... Вот женщина-европейка замерла в экстатическом безмолвии возле башни-лотоса. Вот совершенно неземные светлые глаза мальчика-индуса. Вот доносящиеся с мандира много-голосные бхаджаны, уносящие душу куда-то ввысь...
  Жизнь в ашраме складывается из ежедневного посещения мандира (огромная крытая площадка перед храмом, вмещающая до 20 тысяч человек), пения бхаджан (священных песнопений) и мантр, медитации, участия в разного рода духовных ритуалах, общения с интересными людьми (как духовного, так и мирского), осмотра местных достопримечательностей, неспешных прогу-лок и размышлений. К этому можно прибавить чтение, занятия йогой, освоение духовных прак-тик, аюрведический массаж и/или лечение, шопинг. Но главное, ради чего сюда приезжают – это обретение внутреннего просветление, поиск выхода из жизненных тупиков, решение слож-ных проблем и получение ответов на, казалось бы, неразрешимые вопросы. В ашрам приезжают голливудские звезды и крупные политики, миллиардеры и пенсионеры, целители и неизлечи-мые больные, от которых отказалась традиционная медицина, молодежь и старики, успешные бизнесмены и знаменитые спортсмены, люди разных национальностей и вероисповеданий. Здесь побывали многие наши знаменитости: Гребенщиков и Макаревич, Павел и Тамара Глоба, Назарбаев с женой и даже, поговаривают, Путин.
  Ашрам напоминает сложный огромный организм, в котором непостижимым образом все рабо-тает и развивается, без видимых внешних воздействий и вопреки стандартным технологиям управления. Духовный основатель ашрама «Прашанти Нилаям» – нынешний Аватар Свами Са-тья Саи Баба. Есть в Индии и масса других ашрамов, у основания которых стоят великие Учи-теля и Святые. Кто-то из них живы, кто-то уже «ушли» (здесь не говорят «умерли»). Многие паломники несут севу (безвозмездное служение) в ашраме, в том числе миллионеры, звезды и политики. Здесь все становятся просто людьми, учениками, искателями Истины. По внешнему виду практически невозможно определить ни материальный уровень, ни социальный статус, ни род занятий. Только, может быть, национальность, да и то не всегда.
 
  практическое приложение
 
  Поселилась я в комнате главного корпуса Норд-8. Сначала меня определили в шед – это такая огромная казарма человек на 70-100, вся забитая людьми. Там не было даже матрасов, кровати все были заняты. Мы с Анатолием пошли разыскивать матрасы. И тут он случайно встретил свою хорошую знакомую из Белоруссии. Невзначай, слово за слово, пристроил меня к этой доб-рой женщине. Я стала девятой в их комнате, чему несказанно обрадовалась. Так разрешилась моя ситуация по проживанию. Стоимость проживания до смешного мизерная: в шеде – 300 ру-пий (200 руб.) в месяц, в комнате на 8-10 человек – 750 рупий (470 руб.), в семейной комнате на 2-3 человека – 1500 рупий (940 руб.). Практически коммунизм! Примерно за ту же цену 1500-2000 рупий (940-1300 руб.) в месяц можно снять комнатку в «аутсайде» (за воротами ашрама). Стоимость местных гостиниц – от 200 до 600 рупий в день.
  В ашраме работают три столовые, способные удовлетворить любые запросы и вкусы, но все они – вегетарианские. Южно-индийская столовая – самая непритязательная, аскетичная и недорогая – 10-15 рупий (6-10 руб.). Здесь едят руками. Пенджабская столовая – более разнообраз-на, но также состоит из традиционно индийских блюд: чапати, пури или доса (пресные лепеш-ки) с острыми приправами, разнообразные овощные рагу, рис со специями, чечевица или горох с карри, мягкий сыр, самоса (фаршированные жгучей начинкой, хрустящие пирожки). К блю-дам полагается чистая питьевая вода или кислый местный йогурт. Особая песня – индийские сладости на основе муки, орехов и меда, либо сформованные в рассыпчатые шарики, либо про-питанные медовым сиропом. Все очень-очень вкусно! Пообедать в пенджабской столовой стоит 15-25 рупий (10-15 руб.). И, наконец, для консерваторов – европейская столовая с традицион-ными блюдами типа овощных салатов, пиццы и сэндвичей, бисквитов и мороженого – 25-40 рупий (15-25 руб.). Лично я просто влюбилась в индийскую кухню, и по возвращении долго об-ратно привыкала к пресной европейской. Надо сказать, так до конца и не привыкла. Теперь в моей кухне целый арсенал диковинных специй, которыми, по мнению моих домочадцев, я сильно злоупотребляю!
  Еще в Путтапарти на каждом шагу фруктовые лотки с аппетитным изобилием: манго и папайя, арбузы и виноград, гуава и финики, дыни и бананы... Все спелое, благоухающее и... нереально дешевое! И конечно кокосы – местный эликсир здоровья!
  На территории ашрама есть также торговый центр, в котором можно купить практически все, необходимое для жизни. Так что смело можно ехать туда налегке, лишь с документами и день-гами. Здесь же, у центральных ворот, расположен переговорный пункт, из которого легко и опять же дешево можно звонить куда угодно.
  Из всего вышеизложенного видно, что жизнь в ашраме (с материальной точки зрения) пред-ставляет собой некое подобие профсоюзного санатория.
 
  люди, встречи
 
  Одно из самых сильных потрясений – люди, повстречавшиеся мне в Индии. Среди них – и ста-рые приятели, друзья детства, с которыми не виделись десятки лет, и земляки-воронежцы, пред-ставшие здесь в совершенно иной ипостаси. Поистине пути Господни неисповедимы! И порой нужно уехать за тысячи километров, чтобы узнать по-новому тех, кого давно знал, и встретить-ся с близкими по духу людьми, живущими рядом в родном городе...
  Появились и новые колоритные знакомые из разных уголков России и планеты, поражающие своими историями и судьбами, покоряющие и очаровывающие раз и навсегда. Наверное, нет смысла перечислять поименно всех друзей и единомышленников, которые появились у меня в этом путешествии (хотя так хочется написать о каждом!). Перефразируя знаменитую песню из старой советской кинокомедии, скажу лишь что «друга ты никогда не забудешь, если с ним подружился... в Индии»! Именно так!
  Если говорить об общении в ашраме, то можно выделить несколько впечатляющих моментов. Во-первых, не надо думать, будто бы здесь собрались исключительно «ангелы во плоти». Слу-чаются и нелицеприятные сцены, и негативные всплески, и прочая муть. Что поразительно, здесь, в ашраме, как под увеличительным стеклом видишь все свои проблемы. Порой тебя ок-ружают «люди-зеркала», отражающие в гипертрофированном виде твои комплексы и недостат-ки. Вокруг формируются события, подчеркивающие слабые места и моменты, которые нужно отрабатывать. Главное – осознавать это и трансформироваться.
  Второе наблюдение: здесь очень открыто заявляют о своих намерениях, и вообще люди чрез-вычайно открытые и искренние. Если, например, кто-то ищет спутницу жизни, так прямым тек-стом и говорят об этом, без обиняков и реверансов. Если хотят плакать – плачут, смешно – смеются, радостно – поют песни. Если хочется побыть одной, можно смело об этом говорить, не боясь никого обидеть. Если чего-то наоборот не хочется – не делай. Здесь слова «имидж», «реноме», «репутация», «статус» не имеют ровно никакого значения. После закрытой «цивили-зованной» жизни со всеми подобными «прелестями» нелегко привыкнуть к этой открытости, «обнаженности души». Словно скорлупа отваливается от сердца, буквально физически чувст-вуешь боль освобождения.
  Еще один момент. Жители ашрама – люди неординарные, уникальные, особенные. Многие из них обладают необыкновенными способностями: среди них – целители и ясновидящие, аюрве-дисты и мастера Рейки, литотерапевты и астральные путешественники... Уже не говоря об их духовной «продвинутости» и просвещенности. Многое вокруг кажется непостижимым. Люди порой говорят на языке, пока еще плохо мне понятном, они могут читать по лицам и разговари-вать без слов, чувствовать настроение и предвидеть события. От этого слегка «сносит крышу»!
 
  дежавю
 
  Как-то мы с Валентиной, соседкой по комнате, ходили в торговый центр ашрама (он работает в строго определенные часы, отдельно для мужчин и женщин). На обратном пути меня остановил русскоговорящий поляк. У него были квадратные глаза и взволнованный голос. Он утверждал, что лицо мое ему знакомо до последней черточки, потому что он 16(!) раз видел меня во сне, причем накануне серьезных жизненных перемен, как то: бракосочетания, кардинальные изме-нения в карьере и бизнесе и тому подобное. Здесь, в ашраме, считается, что таким образом че-рез дежавю и подсознательные узнавания встречаются близкие люди, «завязанные» в предыду-щих воплощениях. И сводит их судьба для отработки кармических долгов и распутывания все-возможных узлов. Очень важно осознавать это и соответствующим образом отрабатывать, что-бы шлейф не распутанных отношений не тянулся в последующие инкарнации. Ежи (так зовут поляка) пригласил меня попить кофе и пообщаться. Но я забыла об этом и спокойно пошла на йогу. Здесь у меня вообще что-то происходит с памятью. Она почти полностью заблокирова-лась. Не помню имен, часов, мест, цифр, договоренностей... Быть может, так отключается мой мозг для того, чтобы обратить внимания внутрь себя, к сердцу.
 
  йога
 
…“Вечером ходили вместе с друзьями на йогу к доктору Рао в аутсайд. Такая картинка: полыхаю-щее закатом небо, на глазах угасающее в ночь, раскаленная крыша пятиэтажного дома, не-сколько десятков людей разных возрастов, комплекций, национальностей в затейливых позах на соломенных циновках и среди них 83-летний индус, демонстрирующий чудеса гибкости”…   Вечером ходили вместе с друзьями на йогу к доктору Рао в аутсайд. Такая картинка: полыхаю-щее закатом небо, на глазах угасающее в ночь, раскаленная крыша пятиэтажного дома, не-сколько десятков людей разных возрастов, комплекций, национальностей в затейливых позах на соломенных циновках и среди них 83-летний индус, демонстрирующий чудеса гибкости.
  Занятие начинается со смехотерапии (раньше видела по телевизору). Со стороны эта процедура может показаться тайным сборищем восторженных умалишенных. Смысл вот в чем: люди на-чинают по определенной методике смеяться, особым образом дыша и массируя диафрагмой внутренние органы. Через несколько минут упражнений искусственный смех превращается в натуральный. Потом – набор асан Хатха-йоги. Многие из них мне знакомы, некоторые – новые. Доктор Рао при этом гнется как крендель, шумно дышит, шутит, и, прохаживаясь между учени-ками, приговаривает «Good!» или «Very good!». Заканчивается сеанс хоровым исполнением мантры на санскрите и медитацией под звездным небом. Лежишь себе, так, смотришь на со-звездия, и через какое-то время небо будто бы обрушивается на тебя, или наоборот, ты взмыва-ешь в небо. Впечатляет!
 
  здесь или там?
 
  У жителей ашрама всегда существует соблазн сравнить, как «здесь», и как «там», и сделать вы-бор в пользу пожизненного проживания в «Прашанти Нилайям». Некоторые действительно жи-вут здесь годами, либо перебиваются от ашрама до ашрама. Однако Учитель говорит, что это выбор ленивых, злых или слабых духом (за исключением тех, кто призван Богом). Ленивых, потому что не желающих трудиться по созданию своего пространства Любви, в том месте, где они живут. Злых, потому что не умеющих творить добро там, где оно больше всего требуется. Слабых духом, потому что не способных развиваться самостоятельно, в предложенных жизнью обстоятельствах, а не в «тепличных условиях» ашрама. Ашрам – это не только «рай на земле», коммуна единомышленников, но, прежде всего, могучее «чистилище», переплавляющее людей и их судьбы. Здесь у каждого идет своя работа Души. Кто-то впервые осознает свою божест-венную сущность, кто-то – очищает кармическую грязь поколений и собственных воплощений, кто-то – посвящает себя служению, кто-то – принимает санньясу (отрекается от мирского, ста-новится путешествующим монахом)...
  Приезжают новые люди, появляются новые лица... Комната наша постепенно стала казаться мне родной, обжитой, уютной. Каждый день у алтаря горит свеча, курятся благовония. Каждый вечер хором поем бхаджаны, причащаемся вибхути и разделяем фруктовый прасад. Что-то вро-де кельи.
 
  музей
 
  Музей Чайтанья Джети, что в десяти минутах ходьбы от ворот ашрама, представляет историю жизни и учения нынешнего Аватара, Сатьи Саи Бабы. Открылся он всего 7 лет назад. И первое, что поражает воображение – это само здание музея, величественно расположившееся на каме-нистом склоне горы. Архитектура его представлена эклектичным сочетанием различных сти-лей: здесь восточная роскошь соседствует с готической строгостью, римские арки – с мавритан-скими куполами, крыша в форме китайской пагоды – со скульптурами индуистских божеств. Таким образом, воплощается важнейшее послание Свами о единстве людей и всеобщей Любви во Вселенной. Нас сопровождала русская пара (муж и жена), исполняющая севу в роли гидов. Сильное впечатление произвел видеофильм о состоянии нашей планеты Земля – вопиющий глас, призывающий к осознанности и трансформации. В музее представлены различные экспо-наты, свидетельствующие о фактах, событиях, эпизодах жизни Саи Бабы, история его учения. Вот один из реальных случаев, ставший живой легендой.
  Много лет назад к Саи Бабе приехала молодая женщина с мертвым полуторагодовалым ребен-ком на руках. Она провела в дороге более 2-х суток. Обезумевшая от горя мать бросила завер-нутый в пеленки трупик к ногам Свами со словами: «Ты же всесильный, сделай что-нибудь!». Баба наклонился над умершим мальчиком, долго неподвижно стоял над ним, потом вытащил из груди ребенка большой черный камень и... мальчик очнулся. Сейчас это молодой мужчина, же-натый на казашке много старшей его, получивший благословение от Свами. Живут они в Пут-тапарти, в так называемом «Русском доме». Несут севу – помогают русским паломникам, при-езжающим в «Прашанти Нилаям». Желающие могут увидеть воочию воскрешенного Бабой че-ловека и даже пообщаться с ним (он хорошо говорит на русском).
  На особом стенде в музее собраны пророчества, возвестившие о появлении нынешнего Аватара. Много материалов о чудотворении Свами, в том числе рождении лингамов. Здесь же отражены деяния его учеников и последователей. В музей можно ходить хоть каждый день, открывая для себя и в себе все новые и новые экспонаты, детали, факты, ощущения и состояния.
 
  Маха Шиваратри
 
  «Гвоздем» и основным событием нашей поездки в Индию стало участие в великом индуист-ском празднике – Маха Шиваратри. По преданию, в эту священную ночь новолуния (в этом году с 16 на 17 февраля) Бог Шива предстает в образе лингама. Слово «лингам» произошло от санскритского «лияхт» («растворение»). Лингам – это божественный символ в виде яйца – формы, в которой растворяются все прочие формы. В этот праздник важно осознать и почувст-вовать Бога в себе, и тогда ничто не сможет повредить отношениям человека с материальным миром, ибо все вокруг будет восприниматься им не иначе, как тело Бога, в котором он раство-ряется. Божественная сущность человека должна проявляться в его поведении, мыслях, словах и поступках, наполненных Любовью. Тысячи верующих со всего мира (не только индусы) сте-каются в ашрамы Индии, чтобы испытать чудо возрождения, обновления и преображения.
  Праздник Маха Шиваратри – испытание не для слабых. Тридцать часов поста и служения. Поч-ти двое суток без сна и еды, сидя на мраморном полу мандира. Проверка физической выносли-вости и стойкости духа. Добровольный акт аскезы.
  Ночь на 16 февраля почти не спали, в шесть утра поднялись, в семь – заняли очередь, в девять начали рассаживать в линии, в десять стали запускать в Мандир. На праздник приехало беспре-цедентное количество людей, по слухам около 50 тысяч человек! Обстановка была накалена до предела, все желали попасть в Мандир. Огромные толпы желающих осаждали ворота. Было много полиции. Случались и стычки между индианками и европейками. Индусы очень ревно-стно относятся к своему Аватару, стремятся пробраться поближе к нему любой ценой: толка-ются, активно работают локтями, норовят проскользнуть без очереди. Особенно это характерно для низших каст из беднейших районов юга Индии. Иногда вспыхивали ссоры, и даже случа-лось рукоприкладство. Но были и другие примеры, когда индуски сами шли на контакт, помо-гали, заступались перед севадалками, проявляли знаки внимание и дружескую заботу.
 
  личное испытание
 
  А вот какой со мной приключился случай. Под утро, отсидев почти сутки в мандире, я ненадол-го вышла по физиологическим потребностям. Было это где-то без пятнадцати четыре. А верну-лась я в половине пятого. Назад уже не пускали без специальных талонов, которые начали вы-давать с четырех часов. Я, конечно, не подозревала об этом и была в отчаянии: просидеть сутки без еды и сна и не попасть на заключительное действо! Какая нелепость! Я попыталась, было, привлечь внимание севадалок и объяснить им свою ситуацию, но когда подошла к воротам, бы-ла оттеснена разъяренной толпой индусок. Какая-то сморщенная лысая старушенция буквально впилась в мою руку ногтями, отрывая ее от поручня. При этом она громко верещала на своем языке, видимо, выказывая недовольство моим присутствием. Кругом были одни аборигены, и мне сделалось жутковато. Ведь запросто могут затоптать (как это случилось по рассказам оче-видцев на прошлогоднем празднике)! Но тут я увидела двух русских женщин, которые оказа-лись в аналогичной ситуации. Мы сплотились в тесную группку и решили держаться вместе. Тем временем стали высаживать в линии на утренний Даршан. Надежда попасть обратно в Мандир таяла вместе с темнотой – дело шло к шести. В поле нашего зрения попала старшая се-вадалка, отличающаяся громогласным грубым голосом и солдафонскими манерами. Она посто-янно хмурила брови, делала страшные глаза, ругалась и замахивалась палкой. Мы взмолились к ней, пытаясь объяснить на ломаном (но очень эмоциональном!) английском, что мы вышли все-го лишь на минуту и нас ждут два места внутри мандира. И случилось чудо! Она бросила в на-шу сторону сердитый взгляд, сказала «Go!» и мы, не веря своему счастью, резво побежали за ней. Севадалка впустила нас в ворота, которые после этого уже не открывались ни для кого. О чем эта история? Да о том, что нет хорошего и плохого, черного и белого, правильного и непра-вильного. Все люди, все ситуации нас окружающие, суть проявление единой Атмы – великой, справедливой и божественной.
  Считается, что в ночь Шиваратри вся дурь, дрянь и грязь прут из людей наружу. Важно отно-ситься к этому с пониманием и с любовью и смирением проходить критические ситуации и от-ражать негатив. А еще говорят, что побывавшие на Шиваратри, очищают семь поколений впе-ред и семь поколений назад.
  На празднике Саи Баба дважды произносил речь. Меня поразил его голос: тихий, мягкий, высо-кий, немного женственный и слегка сиплый. Речь на телугу, его родном диалекте, звучала не-обыкновенно завораживающе. К сожалению, английский перевод не помог мне понять полный смысл выступления. Я прочитала его, переведенное на русский, позже. Но уже тогда было ясно, что говорит он о простых истинах, содержащихся практически во всех духовных учениях и ре-лигиях мира. Еще Свами упомянул о России, о своей любви к ней и всем русским. На Шиварат-ри присутствовало более 2000(!) россиян. Он их особенно поприветствовал и тут же в воздух взметнулись тысячи рук. Пели много бхаджан, интересен эффект перепевок между мужской и женской половинами мандира. Ближе к полудню раздали прасад: острый рис на пальмовых ли-стьях – национальное индийское блюдо. Вообще большая удача, что мы оказались внутри ман-дира – далеко не всем так везет! Праздник прошел грандиозно и величественно, хотя и крайне изнурительно.
 
  пуджа
 
  Сегодня побывала на церемонии «пуджа» – ритуал очищения огнем. Очень красивое, впечат-ляющее действие. Посвященный жрец совершает древний обряд богопочитания. Он включает в себя чтение старинных мантр на санскрите, перемежаемое звоном тибетского колокольчика, омовение символа божества (в данном случае лингама) водой, посыпание его цветами и рисо-выми зернами, возжжение священного огня на коровьем масле и окуривание благовониями. Потом жрец идет по кругу и окропляет присутствующих освященным маслом. Завершается ри-туал личным участием в церемонии: каждый вливает каплю масла и бросает горстку риса в священный огонь. В конце участники вкушают прасад – освященные фрукты: виноград, бана-ны, манго.
  Пуджа – это не только завораживающая игра огня и зрелищное шоу. Прежде всего, это освобо-ждение от накопленной негативной энергии, искупление неправильных поступков, слов, мыс-лей. И от того, насколько искренне и открыто ты отнесешься к ритуалу, настолько сильным бу-дет его воздействие. Здесь некого обманывать, здесь нет нужды казаться кем-либо, что-то изо-бражать. Здесь требуется только одно: быть самим собой – медитативным и расслабленным. Те глубокие внутренние вибрации, которые вызывает пуджа, способны полностью преобразить и трансформировать человека. А, собственно, за этим паломники и отправляются в ашрамы.
 
  новый год
 
  Вот и наступил Новый год по восточному календарю. Этому был посвящен волшебный Дар-шан. Мандир был красиво украшен красными китайскими фонариками, национальным декором и гирляндами огней. В ашрам приехала большая делегация китайцев (600 человек) и группа буддийских монахов. Невероятное зрелище, когда бритоголовые монахи расселись в кружок на лужайке в своих ярких оранжевых и бордовых накидках, и стали молиться, напевая тибетские мантры. На даршане им было выделено особое место, а они приготовили специальную про-грамму. Сначала буддистские монахи пели свои песни: мощная акустика мандира плюс непере-даваемая энергетика Тибета создавали потрясающее ощущение! Во мне вибрировала каждая клеточка, в ней отражались, как в капельке, вся Вселенная. Потом китайцы пели бхаджаны и раздавали прасад. Вечером праздник продолжился. На этот раз китайская делегация подготови-ла большое театрализованное представление с красочными декорациями, яркими костюмами, национальными песнями и танцами. Я не все понимала (спектакль шел на английском), но было ясно, что речь идет об отношениях родителей и детей. Здесь многое становится на свои места. Оказывается, наши души сами выбирают себе души родителей, а потом и тела, после чего идет большая совместная работа по обоюдному развитию. Так что расхожая поговорка о том, что «родителей не выбирают» не имеет под собой почвы. Очень даже выбирают!
  Словом, праздник удался! Такой встречи нового года у меня никогда не было. Все, как я мечта-ла когда-то: под открытым небом, в экзотическом месте, вместе со всем миром.
 
  русское кафе
 
  Вчера ходили в русское кафе. Это в старой части города, недалеко от пересохшего старого рус-ла реки Читравати. Раз в несколько лет она наполняется подземными водами и превращается в мощный бурлящий поток, а в остальное время на ее пустом раскаленном песчаном дне сушат сари. Считается, что так они наполняются особой энергией спящей реки. Русское кафе, или как его еще здесь называют «Ласточкино гнездо» (за высокое расположение и прекрасную панора-му сверху), это 4 столика под выгоревшим тентом, тибетец Басу, умеющий готовить борщ, фо-нотека русских песен (в основном шансон) и русскоговорящие посетители со всего Путтапарти. Тут можно встретить свободного художника, вдохновенно набрасывающего угольком зарисов-ку, влюбленную парочку, наслаждающуюся огненным имбирным чаем, потного краснолицего паломника, ностальгирующего по родине вместе с Катей Огоньком перед тарелкой жареной картошки, пилигримов-музыкантов в дредах и с расшитыми слонами котомками...
  Вокруг, насколько хватает взгляда, – яркие краски, будто с полотен Рериха: розовое предзакат-ное небо, окрашенной густым золотом, малиновые отблески на горах, сиреневые тени и зелено-ватые облака. Полный сюр! Здесь, в Путтапарти, я прочувствовала истоки вдохновения битлов и голливудских звезд, писателей и художников, поэтов и музыкантов. Теперь я легко могу по-нять, почему и зачем люди остаются в Индии, почему и зачем стремятся возвращаться сюда вновь и вновь. Мне хочется назвать эту страну Матерью Человечества...
  Чувствую себя обновленной и ожившей в самом высоком смысле этого слова. Ощущаю жизнь во всей ее прелести, полноте, непредсказуемости и величии!
 
  Мамалапурам
 
  Спустя три недели моего пребывания в ашраме, родилась идея съездить к океану. Мы с моей попутчицей из Новосибирска, недолго думая, купили билеты на ночной автобус Путтапарти – Ченнай, побросали вещи в легкий рюкзачок и налегке отправились в путь.
  И вот мы уже в Мамалапураме – маленьком, «как бы» курортном городке на побережье Бен-гальского залива. «Как бы» потому, что для приверженцев комфортабельного «цивилизованно-го» отдыха признаки курорта будут не сильно заметны. Дорога была довольно утомительной, но зато из окон автобуса глазели на настоящую Индию. Я вообще очень люблю дороги и всегда наслаждаюсь мозаикой впечатлений, которую она непременно дарит. Так и в этот раз. Мелька-ние интересных фактурных лиц, забавных бытовых сценок, колоритные ландшафты... И все это под непрестанное бибиканье автобуса. Даже ночью. Так что спать почти не пришлось, что, впрочем, не сказалось на самочувствии и настроении. День прошел полный событиями и эмо-циями. Устроившись в гостиницу, первым делом пошли «поздороваться» с океаном.
  Океан – это не море. Мощь приливной волны в несколько метров утюжит прибрежную полосу, зализывая следы и сметая мелкие препятствия. Мутный прибой, угрожающе ревущий, шумно перемещает пласты песка. Индусы купаются прямо в одежде, заходя по колено в воду (дальше – опасно). Здесь можно встретить индианку в мокром соленом сари, пасущую выводок детишек. Вот им – раздолье! До 3-4 лет они могут купаться голышом, не считая браслетов и оберегов на шее. У маленьких индийцев необыкновенная внешность: на детском лице – взрослые осмыс-ленные глаза, мудрый взгляд, диссонирующий с округлыми щечками и щербатой улыбкой. Они непосредственны, милы, забавны. И очень открыты. Любимое занятие – попасть в камеру!
  На берегу разбросаны рыбацкие лодки и скомканные сети. Пляж не отличается чистотой: попа-даются и ананасовые очистки, и кокосовые скорлупки, и... человеческие фекалии. Европейцы обычно уходят вдоль косы на сотню метров влево от городского пляжа, чтобы относительно спокойно раздеться и поплавать. Белых – мало: отчаянные голландцы, любознательные немцы, да отважные русские! Вода – не просто теплая, а реально горячая (я думаю, больше 30 градусов однозначно!). На песчаном пляже прямо в линии прибоя в норках живут маленькие крабики с глазами «на ниточках», поразительно шустрые. Солнце жжет нещадно – за каких-нибудь 15 минут можно начисто спалиться. Что мы и не замедлили сделать.
  После океана пошли в местный ресторанчик. Цены здесь, конечно, не ашрамовские, но все рав-но вполне приемлемые. Можно пообедать за 100-150 рупий (60-100 рублей). Мы заказали све-жевыжатый ананасовый сок, рыбный супчик, зажаренные кальмары с острым овощным соусом и чай с имбирем и лимоном. С аппетитом поели, чуть передохнули в тени и отправились в Парк Камней.
  Как всегда очень повезло с компанией. Еще в автобусе познакомились с чудной парой из Сара-това, которые «пестовали» нас все время нашего пребывания в Мамалапураме. Дело в том, что они здесь уже бывали и знают все «ходы и выходы». Помогли нам поселиться в гостиницу, подсказали, где поесть, куда отправиться, что посмотреть и т.д. Вместе гуляли, кушали, ходили на океан. Атмосфера в городке отличается от ашрамовской – больше вольностей в одежде, еде, режиме.
  Порой удивляешься, как много людей путешествует по Индии! И что характерно: приехавший сюда однажды, обязательно возвращается вновь и вновь. Индия притягивает и завораживает, манит и зовет. К ней прикипаешь навсегда, она становится почти как вторая родина. Почему? Может быть потому, что здесь человек становится самими собой, просто человеком, мужчиной или женщиной, свободным от пороков цивилизации и своих собственных «шор»...
 
  парк камней
 
  Мамалапурам считается городом каменных дел мастеров. В течение тысячелетий здесь жили и живут потомственные камнерезы. Парк Камней – это большое огороженное пространство, со-четающее в себе естественные причудливые ландшафты каменистых нагромождений и высе-ченные из них храмы и барельефы разной степени древности. Одна из основных достопримеча-тельностей – «падающий камень Будды», который так никак и не упадет. Он замер на склоне скалы, опровергая все законы физики и логики, как он держится – одному Богу известно! Ин-дуистские старинные храмы поражают воображение своей невозмутимой монументальностью, богатством форм, изяществом и тонкостью проработки деталей. И все это вырезано из единого монолита, без чертежей, просчетов и эскизов! По этому каменному царству спокойно разгули-вают козы, козочки, козлята и козлища всех мастей, а также целые семьи обезьян. Если первые – скромны и деликатны, то последние – наглы и вызывающи. Макакам ничего не стоит вырвать банан из рук ребенка или, агрессивно продемонстрировав нешуточные клыки, выпросить у ту-риста бутылку с водой. Но в целом никто никого не трогает, только с любопытством разгляды-вают. Из местной фауны можно отметить еще стаи пеликанов, которых великое множество на побережье. На самой верхней точке Парка Камней расположен мощный океанический маяк и одно из наиболее древнейших культовых сооружений. Сверху открывается роскошный вид: с одной стороны – панорама городка, с другой – безбрежная даль Индийского океана, с третьей – мелководные лиманы, табачно-чайные плантации и пальмовые рощи. Все это чудо постепенно погружалось в сумерки, меняя оттенки от золотисто-розового к иссиня-фиолетовому прямо на глазах! Закаты и рассветы здесь происходят стремительно.
  Стемнело быстро. По дороге домой, совершенно неожиданно для себя мы купили по лунному камню в подвеске. То ли настроение было соответствующим – лунным, то ли торг оказался за-предельным (начался со 100, окончился на 10 рупиях), то ли сама Луна нашептала – было пол-нолуние... После ужина снова пошли на океан. Совершенно фантасмагорическая картина: яркая ясная луна, отбрасывающая тени на белый в темноте песок, мерцающие в черном бездонном космосе звезды, мощные волны, каждый раз захватывающие все больше и больше суши (начи-нался прилив), густой, насыщенный соленой влагой воздух... Ты, Космос и Океан!
 
  океан
 
  Сегодня утром встречали рассвет... Рассвет на океане – это то, что не подлежит пересказу. Уви-девший это уже никогда не будет прежним, что-то меняется внутри мощно и безвозвратно. По-пыталась запечатлеть это великолепие в фотокадрах. Но главное, я навсегда запечатлела это в самом надежном месте – в своем сердце.
  Незабываемое физическое ощущение – купание в океане! Вышли рано утром, когда рыбаки расправляли сети, заводили моторы и выводили лодки сквозь шквал прибоя в открытый океан – ловить рыбу. Утренняя вода такая же горячая, как и вечером. Волны – выше. Кстати, это мес-течко тоже в свое время пострадало от цунами. Но сейчас все давно восстановлено. Сильное течение вдоль береговой линии легко может снести даже опытного пловца. Так что купание сводится к заходу в воду примерно по пояс и энергичные подпрыгивания, чтобы преодолеть волну. Если замешкаешься, волна собьет с ног, может даже перекувырнуть или оттащить на глубину. Поэтому лучше всего подпрыгивания осуществлять коллективно, находясь в поле зре-ния друг у друга. Кстати, в этой части океана водятся акулы. Я не могла отказать себе в удо-вольствии побултыхаться в самом Индийском океане. Несколько раз я не успевала сориентиро-ваться, и нахлебалась-таки соленой горечи. Всем телом: кожей, мышцами, суставами, внутрен-ними органами, глазами, ушами, носом ощущаешь необыкновенную мощь и энергию стихии. Могучие пенящиеся волны буквально физически «выбивают» из тебя дурь, грязь, болячки и ду-ховные нечистоты...
  После обеда, освежившись под душем, пошли в Sea Tempo, древний храм, расположенный на косе, глубоко врезавшейся в океан. Там расположена чудотворная скульптура спящего Криш-ны. По седым камням снуют веселые бурундучки, под узорчатым карнизом расположились гирлянды летучих мышей. Потом посетили Музей Скульптур с редкими экспонатами, собран-ными из окрестных храмов, прошлись по исторической улочке мастеров-камнерезов, где, как и много веков назад, трудятся потомственные ваятели, из-под рук которых выходят величествен-ные статуи, чудесные орнаменты, изящные фигурки.
  А нам пора возвращаться в Путтапарти.
 
  Мамалапурам – Путтапарти
 
  На обратном пути мы снова попали в переделку. Дело в том, что назад мы ехали под вечер вос-кресенья. Жители Ченная, приехавшие на уик-энд в Мамалапурам, отправлялись домой. Авто-бусы были переполнены, на дорогах – пробки, на улице – жара (+45) при влажности 100%(!). Одежда буквально липнет к телу. И тут на помощь снова пришли саратовцы, они вызвались нас проводить, помочь донести вещи и посадить в автобус. Это было как нельзя кстати в обстанов-ке всеобщей паники и нашем скудном знании английского. Сергей (наш саратовский «покрови-тель»), не растерявшись, обратился к кудлатому голландцу, перебросился с ним парой фраз и, мгновенно сориентировавшись, буквально впихнул нас в старый драный bus, который еще не доехал до конечной остановки, чуть ли не на ходу. Автобус дыхнул на нас бензиновым перега-ром и нехотя впустил в свое огненное пыльное чрево. Нам пришлось, правда, немного уподо-биться индусам и активно поработать локтями и ногами. Что поделаешь – естественный отбор! В итоге через 10 минут нашего пребывания на автостанции мы неожиданно для себя уже сиде-ли на местах, держа на коленях свои вьюки. На прощание только успели махнуть рукой нашим добрым провожатым-помощникам. Автобус затарахтел и тронулся вместе с висящими гроздья-ми в дверях индусами. Дорога назад прошла в созерцании красот и благодарности Судьбе, так заботливо опекающей нас в пути.
  На автобусном терминале Ченная устроили настоящий праздник простой индийской семье. Я подарила симпатичной маленькой девочке, проявляющей интерес и белокожим тетям, пуши-стую коровку-брелок. Тут всех охватило радостное волнение и суета. У индийцев считается хо-рошим знаком, когда европеец обращает внимание на кого-либо из них. Стали щелкать фото на мобильники, произносить много слов на разных языках (кроме русского), которые, впрочем, легко замещались эмоциями. Долго махали руками и кивали головами, пока не сели в автобус. А мы с Татьяной налегли на индийские деликатесы: острые самосы и ореховые коврижки с ма-сала-чаем.
  Долгий изнурительный и бессонный путь назад под непрерывное бибиканье, сквозняки и без-жалостные укусы комаров. Но это приключение без сомнений стоит того!
 
  послесловие
 
  Позади долгая дорога, трудные переезды и перелеты, дорожная суета и расставания... Вот и окончилось мое индийское путешествие. Сижу в зале ожидания Павелецкого вокзала и жду от-правления поезда Москва-Воронеж – последний отрезок пути домой. Завтра – встреча с родным городом, родными людьми, адаптация и возвращение к обыденной жизни, которая для меня уже не будет той, что раньше. Окидывая мысленным взором свое пребывание в Индии, пони-маю, что все от начала до конца иначе, чем Чудом, не назовешь. Дивная природа, потрясающие состояния, удивительные люди, полная трансформация сознания, радикальный переворот в мыслях, в душе... Я осознаю, что это всего лишь первые скудные ощущения, последствия при-дут позже. И я верю, что это будут благостные изменения и для меня, и для всех, кто меня ок-ружает. Есть чувство, что запущен некий спусковой механизм, и жизнь моя теперь потечет в ином русле...
  Я пришла к определенным внутренним решениям. Через уста разных людей до меня дошел ис-тинный смысл происходящего и показался выход из тупика, в который я загнала себя в послед-ние годы. Когда я думаю о Боге, вспоминаю ашрам, волна безотчетной радости поднимается со дна моей души. А душа теперь иная: облегченная, посветлевшая, очищенная... Такое ликование, такое блаженство испытываешь оттого, что Бог рядом, он в тебе, и во всех, и во всем вокруг...
  Я становлюсь другой. Мне легко и спокойно. Я обрела то, что так долго искала. Конечно же, я соскучилась по дому и по родным, но уже сейчас мечтаю о следующих путешествиях. И я верю, что мои мечты и желания непременно исполнятся! Да будет так!
 

Комментарий автора:
Вечером ходили вместе с друзьями на йогу к доктору Рао в аутсайд. Такая картинка: полыхаю-щее закатом небо, на глазах угасающее в ночь, раскаленная крыша пятиэтажного дома, не-сколько десятков людей разных возрастов, комплекций, национальностей в затейливых позах на соломенных циновках и среди них 83-летний индус, демонстрирующий чудеса гибкости

Страницы1

4,8/5 (5)

8 комментариев

  1. Дронова Ирина Андреевна
    Дронова Ирина Андреевна 02 мая

    Спасибо за рассказ!
    Лена! Рассказ очень необычный, так как поездка,действительно, состояла из приключений. Я очень рада, что ты можешь себе позволить жить вот так, среди единомышленников, а не в каком-нибудь отеле. Пиши! У тебя замечательно получается.

  2. Nellie
    Nellie 07 февраля

    Без названия
    Милая Лена! Рассказ очень порадовал, особенно простой четкий и, вместе с тем, очень колоритный язык изложения. Ко всему, что связано с Ашрамом Саи отношусь с трепетом, поэтому читала с большим удовольствием.Следующий раз не забудьте побывать в Амрит Мандире, где вибхути образуется на изображениях Сатья Саи, и источается амрита (эликсир бессмертия).

  3. achadidi
    achadidi 04 декабря

    рассказ очь понравился! хотела просить Вас републиковать его на новом сайте об Индии, который мы делаем www.indonet.ru если это Вас не очень затруднит, конечно;) с уважением, Анна

  4. Гость
    Гость 31 октября

    Вот тоже в Индию собираюсь. Жить, возможно, придётся в ашраме. А есть ли там хоть какая-то возможность иметь отдельную, не на сто и даже не на девять человек, комнату? очень хочется узнать

  5. 8Lena
    8Lena 01 ноября

    Внутри ашрама - нет, но в аутсайде можно снять комнату и посещать ашрам с 6.00 до 22.00, а ночевать за его пределами.

  6. Гость
    Гость 10 декабря

    Пожалуйста, сообщите координаты доктора Рао, имейл, сайт, телефоны, адрес - что-нибудь конкретное

  7. Александр
    Александр 23 января

    Круто,..прошло столько лет,интересно узнать где вы сейчас

  8. 8lena
    8lena 24 января

    Здравствуйте, Александр! Сейчас я вот здесь: http://alenadal.ru/ и по-прежнему иду своей дорогой)

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Тадж-Махал

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире.…