Рассвет на Инле.

Янгон. Шведагон. Инфраструктура.

Янгон. Чаухатджай.

Мьянма. Превосходя ожидания.

Москва – Бангкок – Янгон – Баган – Мандалай – Мингун - Нгапали – Янгон – Бангкок – Москва (02.02.2007 – 16.02.2007)

Вся полезная информация: характеристика отелей, гигиена, питание, обмен денег и др. – в отдельном блоке в конце эссе.

История рождения этой поездки началась много лет назад.
  В конце 80-х - начале 90-х поток информации принес в своих мутных водах чудо-календарь, который по дате рождения определял предыдущее место жительства души. Сейчас-то, конечно, смешно об этом вспоминать, но тогда, будучи в очень нежном возрасте, я почти поверила, что моя душа раньше обитала в теле мужчины из Бирмы. Собственно, так я и узнала о существовании этой страны, нашла ее на карте и провела некоторое время в грезах, пытаясь заглянуть внутрь себя и воскресить в памяти события той самой жизни.
  Спустя годы все забылось, но слово «Бирма» стало выхватываться из моря звуков, проносившихся незамеченными. Я даже успела заметить, что Бирма сменила имя и стала Мьянмой.
  Весь 2006 год говорил о том, что мне туда надо. Я постоянно натыкалась на телепередачи о Мьянме, статьи в журналах, фотографии, которые оформляли невнятные желания в определенные формы. Но главное – я оказалась не одинока в своих устремлениях.
  Определившись с компанией и основными параметрами путешествия, в ноябре месяце я направила запросы нескольким туроператорам, предложив решить задачу, исходя из следующих условий: перелет в Мьянму через Тайланд, день в Бангкоке, дальше – экскурсионка по Мьянме и дня 3-4 на побережье Нгапали.
  По результатам кастинга откликнувшихся определился победитель, составивший мне подробнейшую программу, которая позже кроилась с учетом наших пожеланий.
  Предстоящее путешествие было многообещающим и очень волнительным. Сложнее всего было настроиться на 9 перелетов за 14 дней. И вот второго февраля мы в количестве 3-х человек приехали в Домодедово, чтобы совершить первый из них: Москва-Бангкок.
  День в Бангкоке прошел насыщенно. Я раньше в Тайланде не была и с большим удовольствием посетила королевский дворец и основные храмы. Но, про Бангкок информации много, поэтому я здесь этот день пропускаю.
  04.02. мы прилетели в Янгон. Нас встретил местный англо-говорящий гид Аунг Мя, который впоследствии сопровождал нас по стране, трепетно опекая, угадывая желания и всячески стараясь сделать вояж приятным и беззаботным. Даже молился в храмах за наше удачное путешествие.
  В Янгоне мы осмотрели гигантскую семидесятиметровую статую лежащего Будды с розовыми пяточками у монастыря Чаухатджай. Лицо Будды мыли монахи с использованием альпинистского снаряжения. Потом мы отправились к Шведагону – самой известной пагоде, и провели там достаточно много времени, восхищаясь ажурными храмиками, окружающими золотую ступу, львами и драконами, зеркальной мозайкой, золотом и драгоценными камнями. Атмосфера этого места совершенно головокружительная. Туристы, паломники, монахи, блаженные; молитвы и песнопения; ритуалы. Из-за некоторой гиперболизированности происходящего казалось, что находишься на площадке, где снимается восточная сказка. Все яркое, динамичное, необычное не укладывалось ни в какие рамки, кроме фантастических.
  Вечером мы обсуждали два прошедших дня (Бангкок и Янгон) и сожалели, что такая красота пришлась на начало путешествия. Мы думали, что уже ничто не сможет затмить впечатления от увиденного, но, к счастью…..
  05.02. мы отправились в Баган.
  Прилетели рано. Воздух был достаточно свежим, но градусник вряд ли опустился ниже 12 градусов. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что местные жители большей частью ходят в теплых шапках и куртках.
  Уже через 15 минут езды от аэропорта стало понятно, что в Мьянму стоило ехать хотя бы ради Багана. Дорога пересекала равнину, по которой разбросаны тысячи ступ, построенных многие и многие сотни лет назад (в XI-XIII веках). Они не ограждены, никем не охраняются, и большая их часть не посещается туристами. Можно было увидеть, как между древними ступами крестьяне пасут овец или пашут землю на буйволах. Здесь как-то по особому ощущалось время. Если быть точнее, то все увиденное существовало вне времени. Кроме того, складывалось впечатление, что и уклад жизни местного населения не сильно изменился за последние несколько веков.
  05.02 мы провели за осмотром самых значимых пагод, каждая из которых стоила того, чтобы уделить ей должное внимание. В ряду многих особо запомнились красно-золотой Швезигон и Ананда, где одна из четырех статуй Будды меняет выражение лица в зависимости от расстояния, с которого на нее смотришь.
  Логичным завершением дня стала встреча заката на высоченной пагоде Швезанда. Солнце не позволило проводить его до горизонта, утонув в дымке. Но мягкий свет долго окрашивал долину, и собравшаяся публика не могла оторвать глаз от выжженной земли, зеленых крон деревьев, пальм, рыжих кирпичных пагод и редких цветущих кустов.
  На следующий день мы отправились на гору Попа. Издалека она была чудо, как хороша: одинокая, сияющая золотом и зеркалами монастыря. Но в непосредственной близости картинка рассыпалась. Долгий подъем от основания до вершины утомил и не принес удовлетворения от созерцания окрестностей. Кроме того, приходилось бороться с неприятными чувствами, бредя босиком по лестницам, по которым бегали обезьяны. И если бы только бегали…
  Попа была единственной достопримечательностью, запланированной на 06.02, но день этот запомнился другим. Дорога проходила между деревенек, и мы периодически просили остановить наш микроавтобус, чтобы поближе посмотреть на то, или иное «диво». Ну, где еще увидишь вереницу буйволов, которые везут в деревню воду в бочках? Или человека, карабкающегося вверх по пальме, чтобы снять из под листьев горшочки со сладким соком?
  Вечером этого дня мы вновь встречали закат, но уже на другой пагоде, не столь популярной у туристов. Людей было меньше, а потому действие оказалось более камерным. Немного иной пейзаж, другой свет и то же чувство покоя.
  Думаю, что Баган можно изучать долго. Очень хороший вариант, практикуемый многими туристами – велосипедные прогулки.
  Дальше нас ждали 2 дня в Мандале и окрестностях.
  Утром первого дня мы отправились в монастырь Амарапура. Каждый мужчина в Мьянме должен в течение жизни побывать монахом. В Амарапуре буддизм практикуют тысячи монахов. У меня этот пункт программы оставил сложные впечатления. Нас привезли к тому моменту, когда монахи возвращались в монастырь с подаяниями, собранными в течение утра, и садились трапезничать. С одной стороны, любопытно посмотреть на такое количество монахов, на паломников из разных стран в диковинных одеждах. С другой стороны, странно осознавать себя частью толпы, собравшейся поглазеть на то, как люди, пусть даже необычно выглядящие, едят. Неловко. В общем, не стали мы там задерживаться и отправились к тиковому мосту.
  Мост старый, является одним из обязательных мест посещения туристов и не лишен определенной эстетики. Хотя, мне показалось, что прогулка по всей его длине является непозволительной роскошью в условиях ограниченности времени.
  Главным событием дня стало посещение холма Сагайн. Вроде бы очередной холм, очередные пагоды, но… отсутствие туристов, красота храма, с террасы которого мы любовались видом, аромат цветущих деревьев, звуки молитв… все это так удивительно дополняло друг друга!
  Вечером нас отвезли на холм Мандалай, чтобы, по традиции, проводить солнышко.
  А поутру они проснулись… и отправились по Иривади в Мингун. Спокойная, приятная поездка. Речные пейзажи: лодки, хижины и, конечно же религиозные сооружения. В Мингуне достопримечательностей не много: недостроенная пагода, которая должна была стать самой большой в мире; разрушенные землетрясением львы циклопического размера; гигантский колокол; белоснежная пагода, возвышающаяся над рядом каменных волн. И забавные детали: повозки с надписью «такси» мощностью в одну буйволиную силу.
  По возвращению в Мандалай, нам показали два тиковых монастыря Швенндау и Швеинбин 19 века с печальными следами времени. Деревянное зодчество в жарком климате недолговечно, а без надлежащего ухода и подавно… Позолота сошла, да и дерево потемнело. Но красиво.
  После обеда мы поехали к пагоде Кутодо, где под открытым небом сотни клонированных белоснежных ступ хранят тексты учения Будды, высеченные в камне. Это эффектное сооружение считается самой большой в мире книгой.
  Последним номером мандалайской программы стала пагода Махамуни. Очевидно, что место для бирманцев особенное. Невероятное количество людей, большая часть которых молилась около огромного золотого Будды. По мнению бирманцев, статуя создавалась при непосредственном участии Будды. Столетиями верующие наносили на статую золотые пластины, и сейчас тело Будды покрывает толстый панцирь. А лицо Учителя каждое утро умывают монахи.
  Утром 09.02 мы вылетели в Хехо, а оттуда на микроавтобусе отправились к озеру Инле.
  Озеро стало еще одним местом, которое превзошло все ожидания. Нас заселили в отель и попросили быстрее спуститься к пристани, чтобы застать рынок, организуемый раз в 5 дней. Мы сели на длинную узкую лодку и отправились в путь. Настроение было совершенно идиллическое. Над озером висел туман. Иногда его нежную синеву прорезали стайки взлетающих птиц и штрихи проплывающих мимо рыбацких лодок. Рыбаки управляли плавсредством стоя, обхватив весло ногой. Свободные руки использовались для того, чтобы опускать и поднимать сеть.
  На рынке продавалось все. От сувениров для туристов до еды, одежды и лекарств для местного населения. Продавцы, представляющие разные этнические группы, были одеты с учетом национальных и местечковых особенностей.
  Потом нас отвезли в дом, где живут длинношеие женщины. Таких домов на озере несколько. Возможно, когда-то давно традиция была живой, но сейчас это просто приманка для туристов. Только одна дама лет эдак 60 действительно имела длиннющую шею. Что касается молоденьких девочек, то ничем, кроме колечек на шее они похвастать не могли. И, слава Богу! Все-таки в наше время членовредительство – это дикость. Девочки исполнили нехитрый танец (может даже и не танцевали, а прикалывались), получили свои денежки, и мы расстались довольные друг другом.
  Целый день мы провели на озере, дрейфуя между пагодами, свайными деревнями и плавучими огородами. Швартовались у монастыря прыгающих кошек, а также у одной из священных пагод, в которой хранятся маленькие старинные фигурки Будд, совершенно потерявшие форму и похожие на снеговичков из-за толстенного золотого слоя, наносимого верующими.
  Вечер на Инле стал для меня необычным. На территории отеля на высоком холме находилась пагода. Перед закатом я решила туда подняться. Одолев не один десяток ступеней, я очутилась перед храмом. Стояла и слушала звон колокольчиков. Потом стала обходить постройку. И тут со мной поздоровались. Около пагоды сидел монах и учил английский. Он пригласил меня осмотреть храм, сам зашел внутрь, открыл все окна, чтобы осветить помещение. Затем подтащил к одному из окон плетеное кресло и сказал, что здесь мне будет лучше видно закат. Рассказал, что живет здесь, прямо в храме, уже три года, периодически посещая своих духовных учителей.
  Монах был очень добродушен и радовался возможности поболтать с кем-нибудь. Я ушла, и он снова сел не лавочку перед пагодой с учебником английского.
  Утром следующего дня мы отправились отдыхать в Нгапали. Любопытно, что местные аэропорты, мягко говоря, скромные, но аэропорт Нгапали – Тандве – в аскетичности превзошел все. Эдакая сараюшка, где в углу военные переписывают паспортные данные пассажиров, а багаж везут на тележках за «здание аэропорта», и на улице грузчики расхватывают чемоданы, чтобы отнести их к автобусам.
  Но вообще Нгапали – это рай. Я готова дать высший балл морю, пляжам, отелю. Инфраструктуры – никакой и спасибо за это большое. Отель – Amata resort&spa выше похвал. После долгого интенсивного путешествия необходим именно такой отдых: спокойный, вкусный, красивый.
  Несколько дней пролетели незаметно. 14.02 мы отправились в Янгон, 15.02 – в Бангкок и 16.02 – в Москву.
  Удивительное получилось путешествие.
  Описывала я его с противоречивыми чувствами. С одной стороны очень жаль, что такая красота «пропадает зря», что так мало туристов видят ее. С другой стороны, именно благодаря незначительному туристическому потоку Мьянме и ее жителям свойственна искренность. Почти все увиденное было именно таким, каким было, а не таким, каким его хотят показать.
  Я бы очень хотела, чтобы мои записки подвигли хороших людей на путешествие в эту необыкновенную страну.

Полезная информация.
  Деньги.
  Самая крупная банкнота – 1000 чат эквивалентна 0,7-0,8 USD. Курс черного рынка от 1:1100 до 1:1400. По нашим наблюдениям, местные деньги нужны в редких случаях. Практически повсеместно принимают доллары. Обменников как таковых не видела, сама как-то меняла деньги в кассе супермаркета (по курсу 1:1200). В остальных случаях эту заботу брал на себя гид.
  Отели:
  Янгон. Park Royal Hotel Yangon. Очень приятный отель. Смело рекомендую.
  Баган. Thande Hotel. Красивейшее место на берегу Иривади. Бунгало разбросаны вокруг здания, построенного в свое время специально (в начале 20 в) для принца Уэльского, посетившего Баган. Отличный ресторан. Номера разные. Наш был очень простым (класс – superior), но мы остались им довольны. Были и совсем скромные (стандартные). Если вопрос принципиален – надо уточнять. Кроме того, важно знать, что горячая вода поступает в кран и душ из накопительного водонагревателя емкостью 30 литров. Нас было трое и очевидно, что 10 литров для помывки одного человека было недостаточно. Первый вечер, пока мы не знали в чем подвох (нагреватель скрыт) прошел очень весело. Девчонки ходили мыться в пустовавший номер. Видимо, ситуация типичная и администрация отеля к этому готова. Во второй вечер мы разнесли график мытья на до и после ужина и таким образом решили проблему. Несмотря на это, по общему впечатлению, готова поставить отелю очень высокий балл.
  Мандалай. Mandalay City Hotel. Все было бы нормально, если бы не… На одной из трех кроватей не поменяли белье после предыдущих постояльцев. После обращения на ресепшн сразу же прискакала горничная. Кроме того, вода из кондиционера протекала на стену и от этого стена распространяла неприятный запах. Несмотря на то, что эти мелкие неприятности представляли собой частный случай, думаю, что среди многочисленных отелей Мандалая можно найти что-то получше.
  Инле. Hupin Khaung Daing Village Resort. Отель расположен в необыкновенно красивом месте у озера и внешне производит самое благоприятное впечатление. Но номера оставляют желать. Ничего ужасного, но несколько затрапезно. Особенно не удалась ванная комната – душ с дыркой в полу. Вообще-то отель располагает разными типами номеров и, быть может, бунгало на берегу озера хороши.
  Нгапали. Amata resort&spa.
  Восторг полнейший.
  Номера - бунгало в этническом стиле. Кровати под балдахинами. Мебель из ротанга. Симпатичная ванная. Тапки, халаты.
  Территория очень зеленая. Много кокосовых пальм.
  В отеле у нас был оплачен только завтрак. Обедать и ужинать можно тоже в отеле – вкусно, но дорого, либо в ресторанчике напротив. Королевские креветки гриль (4 штуки) – это одно из самых дорогих блюд в меню. Стоит 4 USD. В лавке рядом с отелем покупали ананасы, которые нам разделывали в баре отеля.
  Пожалуй, есть только 2 момента, которые, хотя и не омрачили общего мне впечатления, но для кого-то могут быть важны. Во-первых, по вечерам начинается борьба с комарами и воздух «обкуривают» дымом. В номера приходят горничные, которые обрабатывают противомоскитные сетки аэрозолем, поджигают антикомариную спиральку. Меры эффективные, но дым – есть дым. У людей с заболеваниями дыхательных путей могут быть проблемы.
  Во-вторых, совершенно непредсказуемая «изюминка». Во время нашего пребывания в Нгапали в близлежащем селении проводилась религиозная церемония, сопровождаемая круглосуточным пением молитв в громкоговоритель. Днем это почти не заметно, но вот ночью многим постояльцам отеля мешало спать. Такое звуковое оформление длилось не менее 3 суток (в день, когда мы приехали, песнь уже лилась).
  Транспорт.
  В нашем случае было много перелетов. Все организовано прекрасно. Никаких накладок.
  По земле ездили в микроавтобусах.
  Проката машин, думаю, нет. Даже бензозаправочных станций не видела.
  Гигиена.
  Бирма производит впечатление чистой страны. Но надо иметь в виду, что во всех святых местах (к коим относятся все (!) ступы и пагоды) необходимо снимать обувь. Носки не допускаются. Аунг Мя возил с собой запас дезинфицирующих салфеток для ног и выдавал нам после каждого разувания. Но определенный запас таких салфеток стоит взять с собой. Местное население ими, конечно, не пользуется, но мы не рисковали.
  Малярия.
  Девчонки пили лориам для профилактики. Я – нет. Мы ехали в немалярийный сезон (информацию нашла в этом документе: "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями. Методические указания. МУ 3.2.1756-03" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.03.2003)). У лориама куча побочных эффектов. Комары были в Нгапали.
  Связь.
  Интернет во всех отелях. Как правило, Интернет и почта разнесены на разные компьютеры. Стоимость – до доллара за одно письмо. Интернет – повременная оплата.
  Мобильный не ловится. Звонок в Россию из отеля – 5-8 USD.
  Напряжение, розетки.
  Напряжение – 230. В отдельных местах был нужен переходник (не везде). Причем даже в одном номере розетки могли быть предназаначены для 3-х типов вилок.
  Сувениры.
  По пути следования сувениров было мало. Самый большой ассортимент всевозможных сувениров собран на Bogyoke market в Янгоне. Там и резные деревянные фигурки, и картины, и палантины, и изделия из камня. Драгоценные камни тоже там.

1. Kirill Sakhalinsky
    Kirill Sakhalinsky 11 апреля

По отелям в Янгоне и Багане инфа абсолютно верна. Вот только курс къята к доллару стал выше. В Янгоне дают от 900 до 1000 кьят за доллар, в Багане меньше-до 900. Купюры должны быть абсолютно новыми. Очень трудно сбыть подержанные купюры, разве только таксистам.

2. Елена
    Елена 26 декабря

Спасибо, заинтересовали, прям загорелась, так хочется чего попроще, чтоб и интересно и за Россию не обидно

Пагода Чайттийо - Золотой камень

Пагода Чайттийо (или Золотой камень) - знаменитая буддистская святыня на вершине горы Чайттийо в Бирме и место паломничества в штате Мон в Мьянме. …