3. ТЕОТИУАКАН
 
  В 2006 году в малоизвестной стране под названием Босния, в никому неизвестном местечке Высочица еще менее известный археолог любитель Семир Османаджич начал раскапывать холм, который по его мнению является насыпной пирамидой. На такую мысль его натолкнуло сравнение холма в Высочице с пирамидой Солнца в Теотиуакане. Как это ни странно, экспедиция Османаджича действительно натолкнулась на гладкие строительные блоки у основания «пирамиды», которые образовывали как бы ступени. Несмотря на это, большая часть маститых европейских археологов отрицает, что в Высочице вообще может быть пирамида. Я полагаю, что если эту пирамиду откапают полностью, то сразу закопают обратно и постараются забыть, что она вообще была. Потому как она станет костью в горле всей исторической науке, также как мексиканские пирамиды – папским искоренителям ересей, лжеучений и суеверий, сжигавшим на кострах инквизиции индейские манускрипты.
 
  Самой известной пирамидой, как известно, является гора Кайлас (Кайлаш) в Тибете. После неё идет пирамида Хеопса, а за ней – в Теотиуакане. Впрочем, с точки зрения материалистической науки принадлежность Кайлаша к пирамидам еще не доказана. В нашей стране самой большой пирамидой в истории была «МММ», изучением которой занимаются не эзотерики и археологи, а совершенно иные структуры.
 
  Возникает вопрос: а как вообще можно «откопать» пирамиду, ведь перед этим кто-то её может зарыть? А как закопать пирамиду высотой семьдесят метров?
  Разумеется, закапывают не люди, а природа, помноженная на время. Пирамида зарастает травой, в проемах между камнями начинают расти деревья, разрушая раствор, который может быть очень непрочным. Пирамида осыпается, в том числе под действием землетрясений. Результатом деятельности растений образуется «культурный слой», который через столетия покрывает пирамиду толстым зеленым слоем. И вот пред взором любознательного путешественника предстает долина с холмами, заросшая кустарником, и поди разбери, что это.
 
  Как выглядел Теотиуакан до того, как его начали раскапывать и восстанавливать, можно узнать по картинам англичанина Уильяма Буллока (1823) и мексиканского художника Хосе Мария Веласко (1840-1910), написавшему вид Теотиуакана с вершины пирамиды Луны спустя сорок лет.
 
  Теотиуакан – памятник человеческому разуму, воплотившему в камне свои высшие знания, и человеческому тщеславию одновременно. Дело в том, что тому Теотиуакану, который мы видим сегодня, мы обязаны диктатору Порфирио Диасу и его шурину Леопольду Батресу, исполнявшему обязанности «министра культуры». К 1910 году Батрес должен был воссоздать памятник мирового значения – пирамиду Солнца – чтобы продемонстрировать в год столетнего юбилея начала борьбы за независимость то, как заботится о своей стране Порфирио Диас (вскоре началась гражданская война и Диас бежал из страны). Со своей задачей Батрес справился блестяще, а спустя полвека, в 1960-х годах, были расчищены и восстановлены другие пирамиды и храмы Теотиуакана.
 
  Конечно, получился «новодел». Желающим прикоснуться к настоящим камням пирамид Теотиуакана нужно эти камни еще поискать. Дело в том, что Батрес скрепил то, что валялось у подножия пирамиды Солнца, а также те камни и блоки, которые осыпались в процессе очистки пирамиды, новым, более крепким раствором. То есть камни эти древние, но лежат уже не в том порядке, который был в начале. Впрочем, пирамида достраивалась за свою жизнь несколько раз и можно посчитать для самоуспокоения, что ХХ век просто докончил начатое создателями пирамид на заре нашей эры.
  А «качать энергию» на вершинах пирамид Теотиуакана у новых солнцепоклонников всё равно получается, не взирая на их «аутентичность». Я наблюдал небольшой обряд в полдень, когда солнце было почти в зените. На бетонированной квадратной площадке на вершине пирамиды Солнца люди сидели в позе лотоса, повернув ладони к светилу. Кто-то просто лежал, разбросав руки, словно курортник на пляже. Жрица в белых одеждах расставила по краям площадки апельсины с воткнутыми в них ароматическими палочками. Обратившись к Ярилу, она закрыла глаза и начала читать молитвы.
 
город построили инопланетяне, а рассекающая его прямая Дорога Мертвых не что иное, как взлетная полоса
  Теотиуакан вообще являет собою комплекс универсального эзотерического значения. Даже адепты уфологии находят здесь что-то «своё», считая, что город построили инопланетяне, а рассекающая его прямая Дорога Мертвых не что иное, как взлетная полоса. Эзотерики сходятся в том, что Теотиуакан представляет собой коридор высших космических энергий. Масоны считали, что Теотиуакан был построен атлантами, а именно Атлантида являлась тем центром, откуда по земле распространялись тайные знание, все основные достижения человеческой мысли, т.е. та древняя пранаука, осколками которой пользовалось человечество последние 9500 лет. И если вы думаете, что я к таким теориям отношусь критически или насмешливо, то глубоко заблуждаетесь. Я могу, конечно, поиронизировать немножко, но только в меру, в силу своего саркастического склада ума. Дело в том, что человеческая история – штука спорная. Одна археологическая находка может поставить всё с ног на голову. Или, представьте себе, прилетят на землю инопланетяне, и расскажут, как всё было на самом деле. И полетят в тартарары и теория Дарвина, и мировые религии. Или, наоборот, настанет Второе Пришествие. И тогда полетят туда и инопланетяне, и Дарвин… Короче, Дарвин в любом случае пострадает, прежде всего потому, что теория происхождения человека от обезьяны самому человеку кажется банальной, скучной и неинтересной.
 
  Гораздо занимательнее размышлять о том, кто такие были эти теотиуаканцы, и как могли они создать такое чудо, как город Теотиуакан, научить другие народы Центральной (а возможно и Южной) Америк таким премудростям. Тайна их происхождения покрыта мраком, её раскрытие оказалось недоступным ни ацтекам, ни тем более испанцам, которые если и записывали старинные предания мексиканцев, то мало в них вникали. Теотиуакан – особый феномен, ядро всей цивилизации Нового Света. Его создателем был неведомый народ-астроном. Каждое культовое сооружение Теотиуакана стоит на своем месте в соответствии с грандиозным замыслом – создать модель Вселенной и Солнечной системы. Каждая линия, каждый метр имеет значение. Теотиуакан – это Каббала в камне, архитектурная магия цифр. А эта магия, как известно, универсальна и не находит противоречий с другими религиями, ибо основана на вечных и неизменных законах математики.
 
  А ведь эти люди не знали плуга, колеса, вьючного и тяглового скота. Всё делалось «вручную». Возможно, что чрезмерное увлечение «архитектурной астрономией» наряду с довольно хрупким сельским хозяйством, основанном на подсечно-огневом земледелии, и привело к катастрофе, разразившейся около 750 года н.э., когда Теотиуакан был покинут своими обитателями. В период расцвета город насчитывал до 200000 жителей. Расцвет этот длился со II по VII века. Начало строительства пирамид относится примерно к 100 году.
 
  Хочу обратить внимание на то, что современное понимание места Теотиуакана в мировой цивилизации – плод умственных изысканий европейцев, включивших Теотиуакан в цепочку планетарных духовных центров. У ацтеков же и предшествовавших их тольтеков было своё видение Теотиуакана, сугубо конкретное. Здесь, в этом месте, родилось солнце последней эры человечества (о первых четырех я уже рассказывал вкратце в первой главе). Единой версии того, как это произошло, к сожалению нет. Если бы от ацтеков осталось больше исторических трактатов, то даже принимая во внимание разночтения в них, методом отбора и статистики можно было бы определить доминирующую версию. Но источников, как говорится кот, вернее, оцелот наплакал.
 
  Рассмотрим ацтекские гипотезы сотворения этого мира в городе Теотиуакане в изложении Валентины Ефимовны Баглай («Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних». М, 2005):
 
  «Древнеацтекские мифы о происхождении пятого Солнца, а вместе с ним и Луны демонстрируют, что вполне понятно, определяющую роль богов в этом процессе. Согласно одной из версий, великий бог Кетсалькоатль захотел, чтобы его сын стал пятым Солнцем а бог дождя Тлалок пожелал сделать Луной своего сына от богини вод Чальчиуитликуэ. Совершив необходимые в таком случае магические действия, боги приступили к осуществлению своих намерений. Они сделали огромный костер, в который Кетсалькоатль бросил своего сына. Из пламени вышло Солнце, которое и стало освещать землю. После того как огонь погас, бог дождя Тлалок бросил в пепел своего сына, oн превратился в Луну, которая по понятным причинам менее яркая, чем Солнце…
  …Идея самопожертвования великих богов с некоторыми вариациями передана и в других мифах, но с обязательным сохранением главного смысла: современное Солнце возникло и
  существует благодаря великой жертве со стороны богов, и это же требуется от человека в его отношении к богам.
  …Любопытно наблюдать, как эта уже понятная версия мифа обрастает новыми подробностями, в которых отражалось мировосприятие, духовная атмосфсра древнеацтекского общества.
  В XVII в. монах-францисканец Х. Мендиета записал в своей, работе вариант, в котором сообщается, что боги, решившие создать Солнце, сначала сделали большой костер. Самый отважный из них бросился в огонь и «спустился в подземный мир».
  Оставшиеся боги заспорили с перепелами, саранчой, бабочками и змеями о том, с какой стороны света появится Солнце. Так как никто из этих существ не угадал, то боги принесли их в жертву. С тех пор якобы у ацтеков идет обычай приносить в жертву бабочек, змей и пр. Между тем Солнце появилось на востоке, но не двигалось. Боги послали к нему ястреба с приказом продолжать предназначенный ему путь. Солнце ответило, что не начнет движение до тех пор, пока они не умрут. Боги рассердились, и один из них взял лук и попытался пронзить Солнце. Однако оно, направив эту стрелу обратно на землю, убило дерзкого. Увидев все это, боги потеряли мужество и поняли, что против воли Солнца нельзя выступать. Выполняя волю Солнца, один из них совершил кровавое жертвоприношение богов, а затем убил и себя. Солнце же, удовлетворенное и успокоенное, начало наконец свой путь.
  Любопытно отметить, что действия богов в данной версии менее добровольны и безропотны, чем в предыдущей. Кроме того, в этом повествовании дается объяснение кровавого ритуала обычая вынимать из груди жертвы сердца, поскольку именно таким образом боги были принесены в жертву. Люди обязаны богам не только самим Солнцем, но и тем, что оно получило движение, а значит должны действовать аналогично богам, принесшим себя в жертву.
  К числу необычных, специфических сюжетов относится и миф о превращении в пятое Солнце бога, все тело которого покрыто язвами. Примечательно, что он известен по целому ряду источников. В одном из таких мифов рассказывается, что, когда перед богами возникла необходимость осветить землю светом, они собрались в Теотиуакане, священном городе древних мексиканцев, и стали обсуждать, кто из них, бросившись в огонь священного костра, превратится в Солнце. Оказалось, что только двое из них отважились на это — бог по имени Текукистекатль и бог-прокаженный, больной, отталкивающего вида, по имени Нанауатцин.
  Превращение в светила очень ответственное дело, поэтому оба избранных бога приступили к совершению особого ритуала, который длился четыре дня в специально построенном для этого храме. Во время этого обряда бог Текукистекатль принес в жертву очень ценные предметы — драгоценные перья птицы кетсаль, вместо обычно принятых в таком случае цветов, золотые шарики вместо особых шариков и соломы, пропитанных приятной богам ароматической смолой вместо колючек агавы, покрытых кровью, показателем ритуального самоистязания, пожертвовал иглы, сделанные из драгоценных камней. Напротив, больной бог Нанауатцин принес в жертву стебли тростника, колючки агавы, покрытые его кровью, соломенные шарики, пропитанные не смолами, а содержимым его ран. На внимающих содержанию мифа индейцев особое впечатление должно было произвести то, что Нанауатцин был настолько самоотвержен в исполнении ритуала, что не пожалел своих болезненных ран, хотя, конечно, для современного человека эта составляющая часть ритуала представляется весьма необычной.
  Как бы то ни было, на пятую ночь началась заключительная часть церемонии. Для нее в соответствии с жертвами, принесенными каждым, были облачены боги: Текукистекатля одели в пышный наряд, украшенный перьями кетсаля, а Нанауатцина, принесшего скромные дары, облачили в весьма скромные одежды. В полночь боги выстроились в два ряда по обе стороны костра, а Текукистекатль и Нанауатцин между ними и лицом к огню костра. Затем участники этого священного действа стали ободрять Текукистекатля, призывая его первым броситься в костер. Но огонь пылал так сильно, что Текукистекатль не решился броситься в него, использовав все положенные попытки. Когда же наступил черед Нанауатцина, он бесстрашно бросился в пылающий костер. Лишь после этого, осмелевший Текукистекатль последовал его примеру. Миф сообщает, что в тот же костер попал орел и с тех пор у всех орлов темные крылья с подпалиной. Туда же заскочил и ягуар, опалил себе шкуру, поэтому у ягуаров пятнистая шкура.
  Боги стали ждать дальнейшего развития событий, и их ожидания оправдались. Небо вокруг озарилось, предвещая появление Солнца. Так как это было впервые и боги не знали, с какой стороны оно взойдет, среди них возникли споры: одни указывали на юг, другие на восток и т.п. Наконец именно на востоке, как и должно быть, появилось ослепительно сияющее Солнце-Нанауатцин, а вскоре и Луна — Текукистекатль. Оба светила сияли одинаково ярко, хотя должны были светить по-разному, ибо Текукистекатль, ставший Луной, бросился в огонь уже после Нанауатцина. Боги возмутились дерзостью Луны-Текукистекатля, и один из них, бросив в сторону Луны кролика, ударил ее. С тех пор, сообщает миф, Луна светит не так ярко, как Солнце, а на ее лике осталось пятно, напоминающее кролика.
  Появившиеся на небе Солнце и Луна оставались неподвижными, и боги поняли, что светила отправятся в путь только в том случае, если они принесут себя в жертву. «Налетел ветер, и боги умерли». Только один из них по имени Шолотль не хотел умирать и плакал так, что у него вытекли глаза. Когда ветер, принесший богов в жертву, приблизился к Шолотлю, тот бросился бежать, спрятался в кукурузном поле и превратился в двойной початок кукурузы. С тех пор земледельцы такие початки называют «шолотль». Когда ветер там его обнаружил, Шолотль опять ускользнул и превратился в растение агаву, затем обернулся рыбой. Однако ветер в конце концов настиг его и убил. После завершения жертвоприношения богов ветер подул так сильно, что Солнце начало свое движение. Что касается Луны, то она начала свой путь только тогда, когда Солнце зашло на западе. С тех пор Солнце светит днем, а Луна ночью…».
 
 
  В сам Теотиуакан можно попасть через трое ворот, у которых расположены кассы. Южные ворота находятся напротив так называемой Цитадели, а северные выводят к пирамиде Луны. Соответственно центральные ворота нацелены на пирамиду Солнца. Для того, чтобы неспешно осмотреть весь храмовый комплекс, нужно около четырех часов. Но оптимально, чтобы действительно всё посмотреть, провести в Теотиуакане целый день. Нужно учесть, что кое-что очень интересное находится в стороне от центральной оси Теотиуакана – Дороги Мертвых. Кстати говоря, само это название мне не совсем нравится, и не только мне одному, впрочем. Оно родилось из-за незнания того, что скрывают поросшие травой холмы вдоль неё. Они слишком напоминали могильные холмы. Но уж если здесь родилась наша цивилизация с присущими ей Солнцем и Луной, давайте тогда её в Дорогу Жизни переименуем!
 
  Итак, минуя сувенирные лавки, мы оказываемся напротив Цитадели, еще одного неудачного, но прижившегося названия, данного европейцами малопонятным для них сооружениям Теотиуакана.
  Действительно, в плане этот храмовый комплекс похож на крепость, но только внешне. Он был восстановлен Мануэлем Гамио, который заменил Бартеса на посту «главного археолога» Мексики в 1917 году. Комплекс «Цитадели» был раскопан и восстановлен в 1920-х годах. Квадратную в плане площадку окружает «вал», на котором стоят 15 храмов-алтарей. Посредине площадки – высокий алтарь, который закрывает собою «фасад» пирамиды Пернатого Змея (Кецалькоатля). Этот пятиярусный фасад украшен карнизами по обеим сторонам лестницы со скульптурными «масками» Кецалькоатля и (как полагают) бога дождя Тлалока. Местами сохранилась полихромная роспись.
 
  С храмом Кецалькоатля связана одна находка, которая в свое время разочаровала некоторых идеалистов. Позднее аналогичные находки во внутренних камерах пирамид Солнца и Луны усилили это разочарование. Речь идет о связанных скелетах людей, принесенных в жертву. Как известно, отправившимся на тот свет естественным путем людям связывать за спиной руки особой надобности нет. Логичнее ноги связывать, чтобы назад не возвращались и пока еще живых почем зря не беспокоили. Однако находки скелетов указали на то, что Теотиуакан подарил народам Мезоамерики не только астрономические знания, космогонические мифы и пантеон богов, но и практику человеческих жертвоприношений. Раньше в этом подозревали тольтеков, пришедших сюда спустя триста лет после угасания Теотиуакана. Тольтеки передали знания ацтекам и майя. Как бы то ни было, все равно «культурное ядро» было для всех одно – Теотиуакан.
 
  Посмотреть на скелеты несчастных жертв можно в Музее Теотиуакана, который неходится у южного подножия пирамиды Солнца и куда от храма Кецалькоатля ведет асфальтрованная дорожка. Мы приехали в Теотиуакан в понедельник и музей официально был закрыт, но мексиканцы народ радушный, и нас вместе с другими иностранцами в музей пустили. В музее можно познакомиться с ритуальной керамикой теотиуаканцев, а также с их живописью, которую находят на стенах внутренних храмовых камер, дворцов и жилых домов. Кое-что можно лицезреть прямо на улице, например, фреску с изображением пумы на полпути от пирамиды Солнца к пирамиде Луны. На северо-западном краю Теотиуакана, к западу от пирамиды Луны, находится специальный тематический Музей Теотиуаканской живописи, а в начале Дороги Мертвых по левую сторону находится комплекс жилых помещений и дворцов – Conjunto de los Edificios Superpuestos. Там тоже можно полюбоваться фресками.
 
  Дорога Мертвых сплошь «засажена» храмами и алтарями, как городская аллея тополями. Впереди – пирамида Луны, а по правую руку – шестидесятитрехметровая пирамида Солнца. Если хотите прикоснуться к «настоящим» камням пирамиды, то идите к южному склону – первые два яруса разрезают контрфорсы, они и есть «самые подлинные». Восстановителей пирамиды Солнца ругать особо не надо. Пирамида наращивалась столетиями, скрепляющим раствором служила глина и известь, перемешанная со щебенкой, а строительным материалом служил пористый вулканический камень «тецонтли». Во время раскопок кладка разрушалась буквально на глазах. По краям каждого яруса пирамиды нашли скелеты детей, которые тоже рассыпались. Оставлять раскопанную пирамиду под тропическими дождями, которые Тлаток упорно насылает на Мексику каждое лето, было бы полным безумием. Поэтому реставраторам надо сказать спасибо за то, что солнцепоклонникам есть где собираться каждый год в дни солнцестояний и равноденствий.
 
  Надо сказать, что в тот момент, когда мы забрались на пирамиду Солнца, другая наша группа совершала кору вокруг Кайласа в Гималаях… Мы установили с участниками тибетской экспедиции телепатическую связь, выяснив, что у них всё в порядке, а посланный нами мощный пучок энергии помог некоторым участникам совершить священную «кору» вокруг Кайласа за один день.
 
  На макушку пирамиду Луны подняться нельзя, только на площадку на высоте примерно одной трети до неё. Вообще мексиканцы сейчас тотально запрещают подниматься на пирамиды по причине крутизны их ступеней и из опасения за жизнь туристов. Но пирамида Луны просто не раскопана и не «доделана» до конца, в чем можно убедиться, взглянув на неё с противоположной стороны. Пирамида Луны ниже пирамиды Солнца, но предполагается, что изначально они задумывались как равновеликие.
 
  Если спуститься с пирамиды Луны и повернуть налево, то можно подняться ко двору (патио) Кецальпапайотля (Кецаля-бабочки) и дальше попасть в другие дворы, стены и колонны которых украшены резьбой, а внутренние покои - фресками. Это «дом крылатых раковин» и «двор ягуара». На западной окраине Теотиуакана находятся остатки жилых помещений с очень любопытными фресковыми сюжетами – «усадьбы» Ла Вентилья, Тетитла, Атетелько, Сакуала, а на восточной окраине – Тепантитла. Одним словом, Теотиуакан – это мексиканские Помпеи, в том смысле, что здесь представлены все виды искусств, от величественной архитектуры до фресковой живописи.
 
  К западу от Теотиуакана находится Тула (Толлан) – столица тольтеков, а в двухстах километрах к востоку – Эль-Тахин, церемониальный центр уастеков и тотонаков. То, что на дороге из Мехико в Теотиуакан находится базилика Святой Девы Гваделупской само по себе очень символично. Два мегасакральных центра современной Мексики являются по сути соседями.
 
  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Магия магея. Магическое путешествие в Мексику. Часть I.
Магия магея. Магическое путешествие в Мексику. Часть II.
Магия магея. Магическое путешествие в Мексику. Часть IV.
 

Комментарий автора:
Теотиуакан вообще являет собою комплекс универсального эзотерического значения. Даже адепты уфологии находят здесь что-то «своё», считая, что город построили инопланетяне, а рассекающая его прямая Дорога Мертвых не что иное, как взлетная полоса.

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Теотиуакан - Город, где родились боги

    Теотиуакан - Город, где родились боги

    Это развалины древнего города, находящиеся в полусотне километров от Мехико в Мексике. Считается, что Теотиуакан - старейший город на Западе. Его правильно и четко расположенные улицы…