покаяние Марии Магдалины

Новочеркасск

звезда

Новочеркасск

лиловый дворец

Новочеркасск

кулачный бой

Новочеркасск

господа

Новочеркасск

домик

Новочеркасск

«ну чё, товарищ, скока вешать?»

Новочеркасск

медный наездник

Новочеркасск

нынешнее здание театра

Новочеркасск

харчевня

Новочеркасск

арка

Новочеркасск

политехнический разум крепнет здесь

Новочеркасск

цыплят по осени считают

Новочеркасск

у кадета выходной – пуговицы в ряд

Новочеркасск

возвращение отпускного сына

Новочеркасск

розовый бегемот

Новочеркасск

музей

Новочеркасск

третий по размеру собор в России

Новочеркасск

город на горе

Новочеркасск

Новочеркасск подобен древнегреческому Милету. Или восточнославянскому Санкт-Петербургу. Его отличают история появления (политическое решение), стройная, регулярная застройка и отличная литература, рожденная в тихих кабинетах.

Новочеркасск придумал Александр Первый: дабы казаки от рук не отбивались. Все-превсе совпало, и главное из этого всего – крепкая власть и организаторский талант Матвея Платова. Город был задуман на загляденье, а возводить его поручили талантливым питерцам под предводительством обрусевшего француза де Воллана. И пусть многие привлекательные дома Новочеркасска построены по проектам из пяти типовых каталогов 1809-1812 годов, и пусть его кафедральный собор дважды необратимо падал ниц (из-за безалаберности строителей), и пусть проблемы с водоснабжением были задуманы изначально (город расположен на горе).

И пусть казаков сюда пришлось заселять то хитростью, то обманом, а то угрозами, столица Земли Донской состоялась на славу. И удалью она вышла, и значением, и статью. С момента основания Новочеркасск носил особый статус войскового города, поэтому внимание центральных властей, некоторые преференции, а также имперские войны и гражданское побоище имели для него самое непосредственное значение. Он то цвел и наливался торжественным блеском, то сникал и превращался в «столицу вдов и беспризорных собак». Существенное влияние на развитие центра донских казаков оказывала близость к такому разудалому купеческому клондайку, как Ростов. И пусть Ростов получил статус города на год позже Новочеркасска, зато в дальнейшем казачья столица зачастую была в роли догоняющей: городское освещение, электрификация, телефонизация, трамвай… И, тем не менее, в плане изящности градостроительской мысли, продуманности классической, барочной и модерновой архитектуры Новочеркасск значительно интереснее своего мещанского соседа.

Вознесенский собор, Московская улица, Платовский проспект и центральные скверы красивы даже сейчас, особенно после недавнего 200-летия города. И это несмотря на наличие очагов «типового минимализма», на хрущевскую «борьбу с архитектурными излишествами» и на истинно провинциальное финансирование в советские времена.

Одно из следствий особой столичности и вольного генотипа казаков – нынешнее миропонимание новочеркассцев. Вот где гордость, всепобеждающие взгляды на жизнь, шлагбаумы во взорах и пламень в голосах.

Например, нигде и никогда на нас не обрушивалось столько запретов на фотографирование.

- Давайте я куплю у вас дополнительный билет или перечислю денюшку в какой-нибудь важный фонд, давайте я вам лично финансово посодействую, – увещевал я суровых администраторов Атаманского дворца и Музея истории донского казачества.
- Нет, низзя! – отвечали мне администраторы.
- Да почему же низзя? Я рассказу о ваших коллекциях многим неравнодушным людям, ведь как можно о таком молчать?
- Низзя же, я вам русским языков говорю, – отвечали, все как один, непоколебимые администраторы.
- Да почему же нет, – продолжал не униматься я в музее истории казачества. – Юный Шолохов у вас не один месяц документы перечитывал. А мне всего лишь золотую саблю Александра Первого сфотографировать не дают. И все на вас кивают, говорят, администратор запрещает.
- То Шолохов, а то вы. Сравнили тоже. И вообще. Некоторые фото экспонатов есть в нашем каталоге. Купите и любуйтесь.
- Да купил же. Прямо в здешнем киоске. Купил вообще все, что продается. Но мне хочется живых фото, настоящих (перевожу: фото в каталоге – полная дрянь).
- Купили и радуйтесь, а фотографировать низзя!
- Да почему же низзя?!!
И тут администратора выручил вахтер, судя по выправке, не меньше чем генерал-полковник в отставке.
- А потому, – прогремел бравый дед, – что на стене написано. Глаза раскройте. Видите вон там, рядом с рогами древнего оленя, надпись: ФОТОГРАФИРОВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!
- Вот оно как, – смирился я. – Если даже на стене написано, то дальше некуда. Сдаюсь, я проиграл…

Вы думаете, перечень новочеркасских запретов предсказуем и невелик? Да вы не знаете истинного казачьего духа.

Поэтому расскажу вам о походе в такую южнорусскую достопримечательность, как арт-салон «Бегемот».

Не каждый город размером с Новочеркасск может похвалиться наличием арт-салона, а потому не познакомиться с «Бегемотом» мы никак не могли. Тем более что во втором номере нового журнала «Новочеркасск» было указано, что хозяйка салона, Светлана Медведева, всячески заботится о привлечении заинтересованных клиентов, например, предполагает устраивать гостинно-художественные чайные вечера: под музыку камина и Вивальди.

Почему салон называется «Бегемот», мы начали догадываться еще в коридорчике, где, собственно, экспозиция уже и началась. Центральное место там занимала широко известная панорама города… Нью-Йорка. Притом, панорама не мене чем 6-ти летней давности, ибо башни-близнецы на ней стояли целые и невредимые. «Неужели «Бегемот», потому что хозяйке всё по фигу?», – переглянулись мы и зашли в основной зал, где, кроме двух привлекательных казачек и продукции из Хохломы и Златоуста, наличествовали действительно связанные с Донской и казачьей историей изделия любительского творчества.

Я подошел к приглянувшейся стеклянной витрине, нашел оптимальную фотокомпозицию и поднял свою зеркалку на уровень глаз.
- Фотографировать запрещено! – жестко сказала молоденькая продавщица.
У меня аж дыхание перехватило от неожиданности.
- Как? – выдохнул-таки я. – Почему?
- Потому что это указание хозяйки, – отчеканила девушка.
- Девушка, дорогая, – забормотал я. – Я бывал в немалом количестве стран и городов, приходилось посещать и многие арт-салоны. И я скажу вам, что, например, в Париже, Венеции или Праге фотографировать можно не только в художественных салонах, это поощряется даже в храмах. А в некоторых храмах – даже во время служб. Потому что в результате это привлечет новых гостей, туристов, почитателей, покупателей и тому подобное.
- Так то в каких-то там венециях и парижах, – будто нагайкой секанула девушка. – А у нас здесь Но-во-черкасск, казачья столица! Чувствуете разницу?
- Ну конечно, как не почувствовать?..

В Новочеркасске закаляют характер розовощекие суворовцы, черноглазые казачьи кадеты, многочисленные курсанты училища связи и еще более многочисленные студенты Южно-Российского технического университета (в 1907 году фактически переведен из Варшавы).

Непростой характер был и у работников градообразующего вагоностроительного завода, но, когда нашла коса на камень, камень оказался грозной скалой и косу ту сломал. И случилось это ровно сорок пять лет назад, в 1962 году. Светлая память погибшим.

А еще в Новочеркасске смогли сохранить такой акцент, что хоть из одного него песни слагай. Правда, шуточные. Потому что он не только протяжный и певучий, но и по-доброму забавный.

А еще здесь есть две триумфальные арки, одна из которых отреставрирована, Макдональдс, театр, в котором начинала В. Комиссаржевская и пел Ф.Шаляпин, огромная тюрьма и такой асфальт, что, пожалуй, по своей разбитости и неровности он может соперничать даже со знаменитым на весь мир саратовским.

Здешние облака цепляются за макушки тополей, до здешних звезд – пожарной лестницей подать
Здешние облака цепляются за макушки тополей, до здешних звезд (небесных, не земных) – пожарной лестницей подать (при нас не подавали, хоть и пылали они отчаянно-нещадно). В здешних женщинах по-новому играет турецкая и черкесская кровь (потому и Новочеркасск). В здешних мужчинах играет либо пиво, либо здравый смысл, например, желание искать работу в куда более богатом Ростове, до которого езды – нет ничего.

А еще здесь имеет резиденцию атаман Всевеликого войска донского господин Водолацкий. Войско у данного атамана, нужно признать, хоть и нарядное, но небольшое, перспективы его преимущественно патриотически-воспитательные, наверное, поэтому и риторика у казачьего головы мальчишецкая, задорная и плоская, как первомайский транспарант. И фамилию свою этот господин вставляет в витиеватый текст табличек любого из новых памятников, «мол, памятник установлен во времена войскового атамана Водолацкого и иже с ним») что служит поводом для местных анекдотов. Например, такого: когда Екатерина устанавливала подобного же Медного Всадника, то надпись себе позволила куда более короткую. «Петру Первому от Екатерины Второй» написала императрица. Никакой заботы о просвещении потомков у этой Екатерины.

А еще здесь можно найти настоящий советский магазин, учреждение с названием НКВД, деревянный домик постройки 1843 года, в котором никогда не было ни «бывшей почтово-ямской станции», ни нижеперечисленных господ и такое вот указание на страшный кулачный бой

А еще здесь есть лиричная бело-лилово-голубая подсветка Атаманского дворца (музей, не резиденция Водолацкого) и некоторых центральных зданий. Которая, увы, совсем недолгая: она научена гаснуть вместе с сумерками.

А еще здесь по праздникам свершается другое, даже более поэтическое световое зрелище: на одну из стен Вознесенского кафедрального собора проецируются сцены из Евангелий. Происходит это нечасто, как правило – по праздникам. И так как наше пребывание совпало с днем независимости России от тех, кого мы приручили, нам удалось посмотреть продемонстрированную добрую половину всемирно известной хронологии: от оповестительного сияния Вифлеемской звезды, до, почему-то, покаяния Марии Магдалины

И после данного лазерного действа мы направились пить свадебное вино, спать и готовиться к знакомству с Ростовом-на-Дону – нарицательным папой, любимцем шансона, сельхозпроизводителей и московских денег.

Но об этом - в другом рассказе.

* текст сопровождают фотографии, сделанные в ноябре 2006 и июне 2007 гг.
** фото Николая Колосунина

Комментарий автора:
Здешние облака цепляются за макушки тополей, до здешних звезд (небесных, не земных) – пожарной лестницей подать (при нас не подавали, хоть и пылали они отчаянно-нещадно). В здешних женщинах по-новому играет турецкая и черкесская кровь (потому и Новочеркасск).

Страницы1

5,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Музей ювелирного искусства Костромы

    Музей ювелирного искусства Костромы

    Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…