Наш младший сын родился раньше срока, наших старших детей не удалось сбагрить бабушке, попутчики в пеший поход не отыскивались. Обстоятельства были против нас.
  Тогда мы решили, что машина – это средства передвижения. И раз уж мы собираемся впятером куда-нибудь передвинуться, то пусть это место будет чистым, красивым, безопасным и таким, что без машины мы бы вряд ли туда добрались.
  Первый план нашего автопутешествия я разработала, глядя на карту мира. Въезжаем в Финляндию, с севера по касательной объезжаем Ботнический залив, потом выезжаем в Норвегию, любуемся фьордами-водопадами, переезжаем Швецию насквозь, на пароме переплываем Ботнический залив и снова оказываемся в озёрной части Финляндии..
  Визу нам помогла сделать турфирма Скантревел, они же продали нам билеты на паром. От услуг по оформлению визы можно было отказаться и самим подавать документы в посольство. Никаких кемпингов заранее мы не бронировали, но в маршруте были чётко указаны все города, через которые мы собирались проехать, и примерные места ночлега. Более того, я даже привела ссылки на сайты и телефоны предполагаемых кемпингов. Тут уж, конечно, приходилось смотреть на подробные карты. Паром действительно стоит бронировать заранее, в середине лета мест может не хватить.
  Страховки тоже оформляли сами, в Росно. И на людей, и на машину. Не поленились даже съездить, получить международные права (никто никакими правами у нас ни разу не поинтересовался).
  Назначили выезд на 5.30 в субботу, 21 июля, забили багажник нашего Логана большими клетчатыми сумками и улеглись спать.
  Экипажей было два: семья Тужилиных (Коля, его дочь Валя 12 лет и его сын Боря 9 лет) на ВАЗ 2109 и мы (Лёня, Боря 8.5 лет, Яков 5.5 лет, Марик 5 мес. и я) на Рено Логан 1.4.
  Первый день, когда все ещё не привыкли к переездам, мы разбили пополам и заехали в древний город Торжок. Полюбовались руинами, поразмяли ноги. К вечеру доехали до Великого Новгорода, осмотр которого также входил в культурную программу. Остановились в «автокемпинге», жуткой ночлежке, и долго потом жалели.
  На следующий день отправились в Кремль. Вход туда открыт с 6 до 24 часов, а музеи открываются ближе к 11. Город очень красивый, но мы не слишком задерживались, ведь предстояло пересечь границу и доехать до кемпинга там, в Финляндии.
  Наша машина не вызвала вопросов, а к Коле довольно долго придирались: почему без жены едете и куда, и где будете спать, и есть ли у вас деньги. Коля махал карточками, бумажкой с маршрутом и паспортом с визой.
  Эту часть Финляндии я особенно люблю. Неброские озёра, сосны, камни и черника.
  Дороги превосходные. Очень приятно ехать и знать, что тебя никто не подрежет справа, что обогнавший тебя БМВ (если он вообще захочет тебя обгонять) не даст перед тобой по тормозам, никто не требует у тебя, чтоб ты убрался с дороги. Более того, машина, стартующая с обочины, не встанет в первую возникшую дырку, а дождётся момента, когда её старт и набор скорости никому не помешают. О толково расставленных знаках и грамотной разметке и говорить не приходится. Скорость все немножко превышают, ровно настолько, чтобы не получить штрафную квитанцию. Но в некоторых местах висят щиты, предупреждающие о наличии видеокамер, измеряющих скорость. Наверное, это борцы за неприкосновенность личной жизни обязали полицию поставить такие щиты. Мало ли, вдруг люди не только скорость в машине превышают, а ещё чем-нибудь этаким занимаются. Пусть знают, что Старший Брат смотрит на них.
  Маршрут спланирован так, чтобы ехать в среднем около 4 часов в день. Старшие дети читают, а Якову скучновато, читать он ещё не умеет.
  Каждый из нас составляет свой рейтинг кемпингов: Коля оценивает купание, Лёня тишину, мальчишки – наличие батута, Валя – количество малины, а я – чистоту места и обустроенность кухни.
  По пути вносили коррективы в маршрут. Заметили кемпинг, расположенный на острове, с видом в открытое море (недалеко от Оулу). Паромные переправы были нам ещё в новинку, и загнав машину на корабль, мы бегали и фотографировали всё, что видим. Дорога по острову упёрлась в маяк, а рядом нашёлся довольно большой кемпинг.
  Что такое кемпинг? Это территория, на которой можно поставить палатку или кемпер (автодом). В кемпинге есть небольшие домики (иногда все заняты, особенно в плохую погоду) и хозяйственное здание. В последнем располагаются туалеты (чистые, с обычной сливной системой), душ, кухня, место для слива биотуалета и прачечная. Иногда там же находятся сауна и комната для пеленания. Всегда есть «grill-place» - место для разведения огня, с дровами и решёткой для гриля. Стоимость места под палатку – от 15 до 25 евро (в зависимости от числа людей), стоимость домика – от 38 до 50 евро за домик. Обычно в кемпингах очень чисто, и на пляже, и на территории, и в туалете.
  Скандинавы очень любят путешествовать в автодомах или с прицепом-дачей. Они сажают в машину всех своих светловолосых детей, своего лабрадора (реже таксу), берут любимый сервиз и любимые подушки и едут. Приехав в кемпинг, они оттягивают от машины тент, ставят под тент стол, стулья, зажигают свечи и фонари и идут выгуливать детей и собак.
 
  На этом острове дети оценили мелкое море и песчаные дюны, на которых так весело строить замки. Оставив детей под надзором 12-летней Вали, мы с Лёней ушли исследовать местные «экологические тропы». В самых красивых местах финны устраивают тропинки, обозначают такие места на карте и обеспечивают доступ к ним людям на инвалидных колясках. В нашем случае показывали великолепие болот и подболоченных озёр, мхи, болотные экосистемы и дюны. Для прохода по болотам построена надёжная гать. Вернулись мы с грудой грибов.
  Дети не выскочили нам навстречу с дикими криками, а шушукались в палатке и что-то скрывали. Оказалось, минут за 10 до нашего прихода Яков упал с дерева. Осмотрели. Множество ссадин и один глубокий разрез. На разрез положили коллагеновую губку и перебинтовали, а ссадины промыли и залепили пластырем. Яков орал так, что я опасалась – не вызовут ли соседи полицию. Но у ближайшего соседа было трое детей, и он, по привычке наверное, даже не перестал храпеть.
  Прибалтика нам настолько понравилась, что и следующий ночлег мы устроили на берегу моря, правда уже в Швеции. Граница между двумя странами обозначена вечнозелёным светофором. Кроме того, у Шведов скорость на магистралях ниже, чем у Финнов (110 против 120), зато магистралей больше.
  Швеция, хотя входит в Шенген, не входит в зону евро. Поэтому в ближайшем крупном городе мы поменяли евро на кроны. Впрочем, ночёвку удалось успешно оплатить с карточки.
  Вечером мы попробовали национальный продукт – те самые фрикадельки, которые подают в ресторанах Икея.
  На следующий день мы добрались до Сторфорсенских порогов. Описывать их словами бесполезно. Здесь чувствуешь воду как чистую Стихию, мощную и великую.
  Здесь вечером произошёл второй несчастный случай. Всё тот же Яков схватился за котелок (который я строго-настрого запретила трогать) и обварил себе пальцы. Дали полтаблетки анальгина, положили на волдыри пантенол и перебинтовали.
  После Сторфорсена наш изначальный маршрут существенно изменился. Решено было ехать севернее, чем планировалось, через Лапландию.
  Лапландия началась в городке Арвидасьюр, с голубых глаз лайки. А потом на дорогу стали выбегать оленята и выходить олени. Причём ни разу они не выходили в тех местах, где висели предупреждающие знаки. Наверное, не умеют читать.
  Дорога забиралась всё выше и выше наверх, пересекла полярный круг, вскарабкалась на плато, миновала очередной зелёный светофор (границу с Норвегией) и устремилась вперёд, к Атлантическому океану. Обратное пересечение Полярного Круга обставлено Норвежцами с большой помпой. Построено здание и какая-то попсовая скульптура. Не хватало только обрывков тряпочек, навязанных на деревья, но деревья там не росли, дул ветер и было холодно.
Погода испортилась. Видимо, норвежские ведьмы нашептали, наколдовали, наворожили. Погода испортилась. Видимо, норвежские ведьмы нашептали, наколдовали, наворожили. Флисовки снимать не хотелось, а в атлантическом океане омыли лишь обувь (сами не купались). Но даже дождь не смог скрыть красоту фьордов и водопадов. Чтобы любоваться последними не надо было даже сворачивать с дороги, водопады были повсюду, кое-где дымка от них висела прямо над трассой.
  О, эти норвежские трассы! Некоторые из них имеют маркировку «National tourist road», и верно, тот кто по ним проедет достоин значка «Турист Норвегии». Представьте себе горный серпантин, не имеющий разметки, знаки ограничения скорости отсутствуют (можешь – езжай 80), знаки «крутой поворот» или «опасное место» тоже отсутствуют, асфальт щербатый. Слишком просто? Тогда представьте себе всё то же самое, но в одну полосу. (то есть без встречной). Или в туннеле. Один из туннелей назывался Hell-tunnel и представлял из себя однополосную извилистую трубу без освещения. Ощущения непередаваемые, а о том, что вторая полоса обходит туннель сбоку, узнаёшь только на обратном пути. Забавные ощущения остаются от длинных, более 5 км, туннелей. Чувствуешь себя машинистом метро. Но совсем не забавно становится на платных дорогах, мостах и паромах. Полтора километра по мосту стоили около 15 евро, а паромы обходились в суммы от 10 до 25 евро. В результате, в казну Норвегии перекочевало более 150 евро только за проезд по стране. Не говоря уж о дорогущем бензине и разорительной плате за парковки.
  Зато фьордами можно любоваться прямо с дороги или с парома.
  В Трондхейме мы попали на дни святого Олафа. На площади между собором и дворцом архиепископа стояли палатки, играли на волынке, колёсной лире и флейтах. Работали кузнецы, камнерезы и отливали солдатиков из олова. Дети могли сами попробовать отковырять кусочек от камня или сделать себе солдатика.
  В парке Йостедаль мы планировали совершить треккинг. Увы. Мы смогли полюбоваться и ледником, и горным озером, и водопадом, но о пешем походе пришлось забыть, погода поблажек не давала. На второй день мы даже спрятались в домик, чтобы обогреться и обсушиться.
  После заезда в Берген, покинули неласковое атлантическое побережье и, минуя Осло, выехали в Швецию. Нет нужды говорить, что погода немедленно наладилась. У Якова зажили все его многочисленные травмы, и мы с удовольствием купались в замечательном кемпинге недалеко от Стокгольма. Этот кемпинг завоевал в рейтинге детей самое высокое место. Плюс к песчаному пляжу и вышке для прыжков, в нём была отличная площадка. От кемпинга до Стокгольма проще всего было доехать на электричке, оставив машину на бесплатной стоянке около вокзала.
  Каждый пассажир имеет право бесплатно провезти 2 детей до 16 лет, но мы узнали об этом только в поезде, у проводника. Он посочувствовал нам, заплатившим довольно дорого за билеты для детей, и прибавил, что «знание стоит денег». Но Лёня так просто не сдался. На обратном пути он подошёл к кассе на вокзале, объяснил ситуацию, продемонстрировал билеты и кучу детей.
  -Да-да, - согласились в кассе. - Вы не должны были платить, поэтому мы дадим Вам обратные билеты бесплатно. Но остаток денег мы не сможем Вам отдать наличными, а сможем только перевести на карточку. У Вас есть карточка?
  Карточка, конечно, была. Только, судя по всему, российским гражданам запрещено принимать на свои счета кроны от проклятых буржуинов. Поэтому, деньги были списаны с Лёниной карточки и отправлены назад, на счета шведской железной дороги. Ох, теперь бухгалтерия дороги намучается, пытаясь пристроить эти несчастные 40 крон!
  На пароме Стокгольм-Турку мы впервые за две с половиной недели спим на чистом белье. Точнее, спят все, кроме меня. А я маюсь зубной болью. Дети спят счастливые, они обнаружили на одной из верхних палуб игровую комнату с лазилками и пневматической пушкой. Мужчины спят довольные, они играли в теннис рядом с детской игровой комнатой. Я выпросила на «пункте информации» две таблетки панадола и тоже засыпаю.
  Утром, на выезде из порта стоят хмурые полицейские и заставляют всех дуть в трубочку (всех, а не только русских). Это разумно, так как многие не донесли бутылки из дьюти-фри даже до каюты. Нам делают строгий выговор за Якова, который не пристегнулся.
  Осмотр Турку начали с собора, потом долго-долго ходили по музею ремёсел, где всё можно было посмотреть и потрогать, потом собирали бочку в музее древнего Турку и слушали, как Валя играет на клавесине в музее Сибелиуса.
  А ночью, в грязноватом кемпинге около Турку, я листала страховку, чтобы понять, что делать с подлым зубом. Позвонила в Росно. Меня выслушал очень внимательный юноша, посочувствовал и сказал, что постарается помочь. Что он прямо сейчас постарается, а если не получится, то поможет рано-рано утром. Обезболивающее подействовало, и я уснула, убаюканная сказками страхового агента.
  С утра снова позвонила страховщикам. Выяснилось, что ночной юноша даже не почесался. Обещают перезвонить чрез час. Не перезванивают. Звоню, ругаюсь. Говорю, что мне срочно нужна помощь. Мне обещают перезвонить через пол-часа. Не перезванивают. Звоню и требую телефон-фамилию начальства. Не говорят. Хранят как военную тайну. Обещают перезвонить через 10 минут, а я обещаю суд. Через 10 минут сочувствующий юноша звонит и сообщает, что у дантистов Турку сегодня общий выходной, а в клинике меня могут принять только завтра: надо было записываться в 8 утра. Предлагает вызвать скорую помощь, чтобы меня накачали обезболивающими. Вы видели меня в гневе? Я была страшна. В экспрессивных выражениях я объяснила, что у ночного юноши было 5 часов, чтобы записать меня в клинику, и что я вернусь и остатками зубов перекусаю весь персонал компании Росно, и что Общество защиты прав потребителей отгрызёт им всё то, то не отгрызу я. Перезвонивший юноша тоскливо обещал, что попробует помочь, а мы поехали на reception, узнавать телефоны стоматологий. Сотрудница кемпинга отнеслась к нам участливо, вытащила два огромных тома и предложила обзванивать все стоматоглогии. Однако, в первой были каникулы, во второй праздник, в третьей выходной, а четвёртая не работала. Параллельно мне звонили из Росно и утешали меня, что они ищут и роют землю носом и, возможно, найдут. Решили ехать в Москву, но тут... Раздался звонок, и милая девушка из Финляндии (превосходно говорившая по-русски) сказала, что я смогу посетить стоматолога в 15.30. Появилась надежда. По условиям страхования, острая зубная боль является страховым случаем, но расходы на лечение возмещаются только в пределах 100 долларов. Росно прислало врачу гарантийное письмо.
  Догадаться по фасаду дома, что в нём спрятана стоматология, невозможно. Надо знать номер подъезда и фамилию врача, и тогда на втором этаже окажется не квартира, а небольшая клиника. Врач пожал мне руку и сообщил, что плохо говорит по-английски. После серии снимков, он заявил, что болит вовсе не тот зуб, который болит, а другой. Гнусный зуб мудрости, который никогда ничего, кроме неприятностей мне не приносил. Пока челюсть замораживалась, со мной велась душеспасительная беседа: что я должна сказать своему дантисту, когда приеду домой. Зуб успешно удалили, лекарств велели не пить, Денег не взяли, с лихвой хватило страховки. Позвонила в Росно и сказала спасибо тому юноше, который всё-таки мне помог.
  Пока ждали приёма у доктора, успели посетить замок Турку и Форум Марина (музей кораблей).
  Два последних кемпинга запомнились, как райские места (кстати, не далеко от границы), где лес подступает прямо к воде, а в воде снуют рыбки, маленькие с ладонь, а большие - с руку. Но мы не поймали ни больших, ни маленьких.
  Путешествие подходило к концу. Мы заехали в спортивный магазин в Лапеенранте и купили Боре замечательный рюкзак, а Лёне треккинги. Не всё ж нам на машине ездить.
  Обратный путь по России оказался лёгким, только непривычными казались ранговые разборки, подрезки и какое-то общее хамство на трассе.
  Проехали 6750 километров, потратили около 420 литров бензина, около 80000 рублей (из них 15000 на бензин, столько же на ночлег, 17000 на еду, 11500 на паромы-парковки-дороги, 8000 – визы, страховки, около 4500 на музеи, карты и связь – около 5000)
 

Комментарий автора:
Погода испортилась. Видимо, норвежские ведьмы нашептали, наколдовали, наворожили. Флисовки снимать не хотелось, а в атлантическом океане омыли лишь обувь (сами не купались). Но даже дождь не смог скрыть красоту фьордов и водопадов. Чтобы любоваться последними не надо было даже сворачивать с дороги, водопады были повсюду, кое-где дымка от них висела прямо над трассой.

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Большая говорящая лампа

    Большая говорящая лампа

    Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …