Февраль выдался ужасно напряженным. Когда я заикнулась об отпуске меня даже не сразу поняли, вместо подготовки пришлось сидеть на совещанках, в судах, звонить, писать... Вобщем возможности ехать за билетами, страховкой, визой не было, пришлось остановиться на дешевом туре в 2-х звездочный отель Colonia Joze Menino.

Итак, Гоа

Первый раз я еду в Индию как турист. Нас встречают с табличкой, сажают в автобус, везут в отель, грузя по дороге всякой хренью. Что касается представителей туроператоров... страна пребывания их, видимо, не интересует и при хорошем английском, живя в Индии, они о ней ничего почти не знают, а потому и рассказать ничего не могут кроме шаблонных фраз, коими забит туристический рунет. Через 30 минут трепа нам раздали бумажки с расценками на экскурсии, я нашла слово Хампи - 3 дня - 199 баксов. Спрашиваю у представителя турфирмы про Хампи - она меня отфутболивает к гиду, спрашиваю про Бадами - она не знает что это и т.д. Ответила лишь на 1 вопрос о местных средствах от ожёгов, посоветовала кокосовое масло... мы воспользовались советом... сгорели страшно.

пляжи гоаЧерез час приехали в Варку. Отель оказался целым комплексом, состоящим из четырех номерных довольно чистеньких домиков. Здесь живут преимущественно англичане. Отель в километре примерно от пляжа. Место тихое, малонаселенное, но до магазинов, аптек и прочего пешком не дойдешь. До ближайшей деревушки идти около 30 минут, дорога идет по полю, от солнца спрятаться не где.

У входа в отель таксеры с нереальными ценами, сторговаться удалось лишь 1 раз, и то после того, как таксисты поняли, что нам проще на автобусе рейсовом поехать, чем переплачивать. По прейскуранту заплатили 800 рупий + 100 на чай за поездку в Панаджи и обратно с заездом в Маргао. На поездку ушло часов 6, авто с кондером в Дели на 8 часов стоило год назад 550 рупий - почувствуйте разницу. Рикши дешевле, но они в округе не водятся. В ресторанах Гоа цены тоже пропорционально завышены по сравнению с индийскими: мое любимое банана ласси везде стоит 20-25, в Гоа 30-40.
Но я ведь и приехала совсем за другим....

Готовясь к первой проездке я прочла о культурном шоке, который вызывает Индия у европейцев. И после высадки из самолета, понимая, но еще не веря, что я в Дели, в качестве противоядия крутила в голове: "Это моя страна, это мой народ...."

Сейчас я поймала себя на мысли, что чем больше я езжу по Индии, тем меньше я могу писать о ней. Приезжая сюда снова и снова, я перестала ей удивляться, как бы срастаясь с ней внутренне, о ней уже не хочется думать, только чувствовать ее, плыть в ее бытии, растворяясь в ее пестрой толпе или сумраке ее храмов. И осыпающиеся потолки, жгучая еда, местные жуткие дороги и прочая - это как прививка, проверка на вшивость. Если можешь это проглотить и переварить Индия приоткрывает другое существование, где пространство и время лишь элемент Лилы. И тогда, проваливаясь в безментальность и бестелесность, уже ничего не нужно понимать, только вдыхать ее пронзительный и пьяный аромат, замирать в восторге перед ее чудесами, склоняться перед ее грозными, чувственными или игривыми Богами, каменными, но порой более живыми, чем люди. Как об этом написать? Этим можно только жить...

Обычно про Гоа пишут - сказка, рай....
Да, чисто, много пальм, море теплое, полно ресторанов по побережью, в некоторых даже русское меню.
Но Гоа - это не настоящая Индия, это в первую очередь бывашая португальская колония и модный современный курорт со всеми сопутсвующими недостатками.
Первые дни - самые напряженные, культурная акклиматизация Инны и Наташи, которую я встретила в отеле, они обе в Индию попали впервые, очень много вопросов. Первая попытка поесть на пляже - неудачная: я говорю без чили, мне приносят нечто, от чего жжет даже губы. Я выражаю изумление, местный народец хихикает, правда потом приходит хозяин, пробует мою еду, рассыпается в извинениях, приносит просто жаренные овощи. Позабавились - не нужны им, знать, мои деньги. Первая поездка в рейсовом автобусе, в который Наталья сначала отказывалась садиться без темных очков...

Сразу ощутила, но не могла понять - местый народ так холоден, отстранен и неприветлив по сравнению с Севером Индии. Когда ехали в автобусе почувствовала - большая часть населения не индуисты, они - католики, у них своя тусовка. У них свои, т.е. почти наши, понятия и тараканы, никакого тебе ТАТ ТВАМ АСИ, а потому никакого единства и перетекания Ананды.

Шанти Дурга

Костёлов в Гоа полно, а вот с индуистскими храмами плохо, храмы начали строить только когда иноземцев выгнали.
Инна захотела непремено поехать в храм Дурги. Ближайший от Варки храм - Шанти Дурга - находится в Чаторпе.
Шанти Дурга мандирНа подъезде к храму - ворота, украшенные разноцветной скульптурой - арка над дорогой, уходяшей вдаль через чисто поле.

Храм Шанти Дурга - современный, розово-бежевый с красной черепичной крышкй, аккуратненький, выглядит как игрушечный, хотя и большой; с башней, стоящей перед мандирой, и над мандирой тоже высится башенка, а по периметру раскрашенные фигурки Деви.
Покупаем рыжие цветочные гирлянды для Деви. Девочки заходят в мандиру с опаской - это их первый индуистский храм.

Внутри прохладно и прозрачно. Старики сидят поближе к алтарю, некоторые спят у стен. Родители приводят детей и дают им деньги для подношения. Молодая мать куркумой ставит бинду на лобик грудному малышу. Люди добродушно улыбаются нам. Пуджари указывает куда положить цветы. Садимся. Атмосфера легкости и покоя, совсем не хочется двигаться. Ощущение - будто лежишь на облаке.

Потом бродим вокруг храма. У крыльца лежат коровы, на голове одной из них сидит ворона, корова поворачивает голову мне вслед, ворона на ее голове взмахивает крыльями, но не взлетает.... Дети скатываются с бокового крыльца мандиры и смеются, завидев меня машут ладошками и смущенно прячутся за перилами.... Мимо идет местный брамин в традиционной одежде - белом лунги и священном шнуре через плечо... Ко мне с лаем подбегает собака, я с ней здороваюсь, но она продолжает лаять, хотя и беззлобно; проходящая мимо нас женщина берет с земли палку, я поднимаю руки и открываю ладони, женщина улыбается мне и бросает палку, что-то говоря собаке, собака виляет хвостом....

Время почти не движется.

МахаШиваРатри - великая ночь Шивы

Накануне Инна забыла свой фотик в такси, погоревали и забыли.
Утром 8 марта мы вспомнили, что снимали наше вчерашнее такси, посмотрели номер, написали объявы и отправились на поиски. Подняли на уши окрестных водил, добрались до места, где вчера брали машину, вытрясли из местных таксеров имя и телефон, созвонились, договорились, что водитель привезет вечером фотик в наш отель. На это ушло пол дня.

10 марта мы с Инной должны были ехать в Хампи. Наташа сначала планировала посетить водопад, плантацию специй, но потом засобиралась с нами. Мы поехали в Маргао за билетами. Я никогда не ездила на слиппербасе, даже не видела их, но много про них слышала. Билет стоил на сидячее место 400, на лежачее 500 рупий.

Большой Шиваитский храм есть только в Понде, до которой 30 км. от Маргао.
Завершили дела, прошлись по книжному, поели в жутвом месте горючей еды, попили чая в крохотной кафешке, под конец встретили тетку из нашего отеля, скучавшую в одиночестве и с жадностью вцепившуюся... Все было ужасно томительно, как жвачка, которую жуешь долго, вкуса нет, но тянется.... Уже 4 часа дня. Мы в Маргао. Инна решила вернуться в отель. Через 2 часа начнет темнеть, но ехать-то нужно! когда еще представится такая возможность, а главное что все в этом году сложилось именно так что бы попасть на главный шиваитский праздник... Я собралась уже отправиться одна, но Наташа решила составить мне компанию.

Мы сели в автобус, который привез нас к другому автобусу за пару минут до отправления. Приехали в Понду, тут же к нам подошел таксист и предложил отвезти в Шивмандир за приемлемые деньги - 100 рупий за 10 км., по дороге сторговалась на ожидание и обратный проезд. В машине обнаружилось, что денег у нас маловато чтобы заночевать в Понде в приличной гостиннице.

Праздник МахаШиваРатриПриехали в храм, когда начало темнеть. Храм современный, немного похожий на Шанти Дурга мандир. Вошли в храм, положили приношения. Внутри человек 30-40 браминов при параде и с женами. Вышли, на улице к этому времени собрался оркестр из труб и барабанов, что они играли не знаю, но это было нечто потрясающее, я такого я в жизни не слышала, вибрация из воздуха в тело переползает и состояние меняет! Атмосфера праздника! Сели на скамеечку, напротив нас сидела семья из Карнатаки. По-английски никто из них не говорил, но общаться с нами очень хотелось. В конце концов я села к ним, меня все по-очереди пообнимали и девочка закрепила мне белый цветок в волосы, радости-то было у семейства! Сфотографировала я их конечно, показываю, а они требуют, что бы я фотку достала из камеры и им отдала. Зажглась иллюминация, стемнело совсем.

Вокруг ни одного белого, атмосфера... я ее люблю, но Наташа забеспокоилась, и мы пошли к машине. Грустно, конечно, уезжать до начала праздника, но видимо так нужно. Водитель нас ждал у выхода и привез сразу на станцию к автобусу на Маргао. Я закурила и увидела расписание на борту автобуса - 1 автобус в час или в полтора, докурить не успела, автобус отправлялся. Когда платила за билет перепутала и сказала "до Варки", потом поправилась, но народ понял куда мы едем, поэтому нам предложили десантироваться не доезжая до конечной. И тут же подошел рикша - с заманчивым предложением за 150 рупий до отеля.

Вобщем поехали в нужное место в нужное время, и Шива открыл нам "зеленый корридор".
Приехали и встретили Инну с фотиком.
Индийские Боги милостивы!
Полезные совета и инструкции для путешественников - дикарей смотрите в коллективном путеводителе по Индии

И удачных Вам путешествий!