Пересечение нашей буркинийской границы прошло успешно. Моё первое соприкосновение с этой страной состоялось где-то в начале восьмидесятых, когда я собирал коллекцию марок под общим названием «Карта мира». Конечно, матёрые филателисты могут меня и сейчас поднять на смех – вместо кропотливого собирания марок «по темам» я собирал марки «по странам». Но собирание марок всех двухсот стран мира да еще бывших колоний было и есть занятие увлекательное и полезное. Так вот, в киоске «Союзпечати» рядом со станцией метро «Речной Вокзал» я заприметил набор из четырех марок, посвященных футболу и принадлежавших стране под названием Haute Volta (Верхняя Вольта). Купить же этот набор я не мог месяца три: то киоскёр был болен, то вообще его не было. Так и смотрел я на Верхнюю Вольту через витрину. Но в конце концов купил.
 
  Потом настал 1983 год и о Верхней Вольте заговорил весь мир. Молодой капитан Томас Санкара вместе со своим другом Блэзом Компаоре совершил военный переворот и направил страну по пути строительства социализма. Этот красивый десантник в краповом берете смотрелся очень эффектно. Такой африканский Че Гевара. Он переименовал страну в Буркина Фасо – «Страну честных (достойных) людей». Красный пояс на западе Африки замкнулся: в зоне влияния СССР оказался громадный массив: Мали, Гвинея, Бенин, Гана, Буркина Фасо. Любимая французская колония в Западной Африке обрела новую любовь в лице далекой северной страны. Правда, любовь молодого капитана и престарелых генсеков не могла быть долговечной. С приходом Горбачова интерес к молодым прогрессивным офицерам из развивающихся стран в Советском Союзе пошел на убыль. Томас Санкара был убит во время государственного переворота 15 октября 1987 г.
 
  Томас Санкара провел массовую вакцинацию буркинийских детей, открыл множество школ и больниц, начал распределение земель среди безземельного крестьянства, поднял закупочные цены на сельхозпродукцию, ввел народно-революционный суды, одним словом, вёл себя как настоящий харизматический реформатор.
 
  Но, по мнению его ближайшего соратника Блэза Компаоре, тоже офицера и тоже парашютиста, Санкара изменил делу революции. Как честный человек Компаоре просто обязан был исправить ситуацию. И он исправил, расстреляв Томаса вместе с пятнадцатью членами революционного правительства.
 
  Однако, всё это дела давно минувших дней. Блэз Компаоре по сию пору является президентом Страны Честных Людей и его приветливое лицо смотрит на вас с многочисленных портретов и футболок повсюду в Буркина-Фасо. Его и его супругу часто показывают по телевизору. Вообще, если включить выпуск буркинийских новостей, создается впечатление, что вся страна заседает и проводит конференции по любому поводу. Честно говоря, меня такая картина просто умиляет. Дай Бог, и у нас годика через два будут показывать одни торжественные заседания и конференции; жизнь в стране наладится, будет течь она неторопливо и спокойно, народ будет счастлив, а если будет плакать иногда, то только от радости.
 
  Россию часто сравнивали с Буркина-Фасо, так что мы с нею просто братские страны. Когда хотели показать, какая Россия отсталая, её ВВП сравнивали с ВВП Буркина-Фасо. Сейчас другие времена. Про ВВП в Буркина-Фасо знают, конечно, и уважают. Но Ющенко они уважают тоже. И самое трогательное во всем этом то, что Украина дорожит дружбою со Страной Честных Людей:
 
  ИЗ СООБЩЕНИЙ УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ:
  «…В МИД Украины поступило приветствие от президента Буркина Фасо Блеза Компаоре в адрес Виктора Ющенко в связи с его избранием на должность президента Украины. Об этом сообщил глава пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский.
  «Ваше избрание на самую высокую должность в стране свидетельствует о доверии и уважении, с которым относятся к Вам граждане Украины. Это также является проявлением Ваших личных качеств как человека, который имеет четкое видение их стремлений и надежд», - говорится в послании.
  Президент Буркина Фасо выразил убеждение, что во время президентства Ющенко существующие отношения дружбы и сотрудничества между двумя странами обретут новую динамику.
  Компаоре пожелал успехов и благополучия всем гражданам Украины».
 
  Пожелаем и мы того же гражданам Украины, даже тем, кто находится на территории РФ нелегально, и продолжим наше вполне легальное путешествие по Буркина Фасо.
 
  Мы приехали в город Бобо-Диуласо уже к вечеру, но поскольку времени до заката было еще два часа, я направил наш автобус в деревеньку Коро, что в семи километрах от центра города. Бобо-Диуласо является вторым по величине городом Буркина-Фасо, и, по сути – его второй столицей. Объезжали город мы довольно долго, но нужно учитывать, что его солидные размеры обманчивы – большинство домов одноэтажные и именно этим объясняется столь большая площадь города.
  К деревне Коро можно подъехать по грунтовке. Сразу бросается в глаза отличие Буркина Фасо от Мали: при подъезде ко всем мало-мальски значимым для туристов объектам стоят будки. Кассиры собирают мзду с туристов (обычно около 1000 франков) за посещение. В Мали такого нет, хотя своя «туристская такса» существует и в Дженне, и в Томбукту. Но там будки не стоят, всё как-то завуалировано. В самой деревеньке почти нет жителей – все ушли в поля до конца сезона. Коро – это родовое гнездо для дюжины больших семей. Здесь похоронены их предки, здесь же их родовые фетиши, которым приносят в жертву курицу. Коро – деревня фетишистов, к коим себя причисляет добрая половина населения Буркина-Фасо. Деревня лепится на скалах, но сами дома невзрачны. Кроме нескольких женщин, детей и деревенской сумасшедшей мы никого там не встретили.
 
  В Бобо-Диуласо мы поселились в отеле, полном романтики времен гражданской войны. Во-первых, он носил название «Антанта» (Entente), во-вторых, в моем номере, по всей видимости, находился арсенал. Я не мог сначала понять, для чего в тридцати сантиметрах от пола сделаны массивные бронированные двери в заклепках и с мощными засовами. Оказалось, это просто шкафчики. Вероятно, в этих сейфах Оссендовский хранил золото Колчака. В ванной комнате можно было помыть взвод солдат. Наверное, раньше здесь была кардегардия.
 
  Главных достопримечательностей в Бобо-Диуласо три. Первая – это Большая Мечеть, построенная около 1880-го года из банко в «суданском» стиле. Она гораздо меньше Большой Мечети в Дженне и имеет бледный вид – покрыта желтоватой известкой. Смотрится нарядно. Прямо за мечетью лежит старый город Бобо-Диуласо, который является второй достопримечательностью. Он состоит из трех кварталов – Кибидуэ, Донома и Тугуссо. В основном город сформировался в XIV – XV веках, когда на территории Буркина-Фасо существовали государства народов моси и бобо (Бобо-Диуласо означает «город бобо и диула», угрожавших Империи Мали. Старый город Бобо-Диуласо – это мазанки рыжего цвета. Много мастерских и сувенирных лавок.
  Третьея достопримечательность Бобо-Диуласо – это грязная речушка, в которой живут «священные сомы». Местные жители их подкармливают, но сами не едят, ибо предков своих кушать большой грех… А души людей, как известно, переселяются в змей, крокодилов и рыб, т.е. в существ, связанных с водной стихией.
 
  В Бобо-Диуласо по совету пограничников мы решили поставить визу «Антанты». Но в полицейском участке человека, ответственного за визы, не было – он был на каком-то празднике. Праздники, концерты, фестивали проходят в Буркина-Фасо повсеместно и постоянно, так что чиновники всегда найдут повод не быть на своем рабочем месте. Обещали нам поставить визу ближе к вечеру. Уверили, что виза будет точно антантовская… Когда нам привезли паспорта, червь сомнения подсказал мне, что скорее всего это просто пролонгация той визы, что нам поставили в паспорт на границе. По крайней мере, слово «Антанта» в штампе я не нашел. Ну ладно, разберемся, узнаем обо всём эмпирическим путем. Мы хотели сэкономить страницы в загранпаспортах, а на деле нам одна только Страна Честных Парашютистов по четыре страницы «закрыла». Правда, с остальными визами вообще было весело; Бенин, к примеру, мы без виз проехали, но об этом позже, по порядку…
 
  Посольство Буркина-Фасо в Москве мы сами закрыли, за долги. Посольству нечем было платить за коммунальные услуги, а Лужков как-то не проникся. У честных людей денег всегда мало. Однако посольства можно лишиться и по глупости. Например, несколько лет тому назад посол Таиланда в Нидерландах продал невзначай здание посольства в Гааге неизвестным лицам. Подписал бумагу на голландском языке, которого не знал (хорош посол в Голландии, правда?). Пришли судебные приставы, описали здание.
 
  Несмотря на свою хрестоматийную бедность Буркина-Фасо не производит впечатления убогой страны. Я повидал много африканских стран, и не могу сказать, что Буркина-Фасо чем-то выделяется в худшую сторону. Другое дело, что страна эта сугубо транзитная для путешествий. Ехать сюда специально не стоит. По сравнению с живописными деревнями и старинными городами Мали селения буркинийцев выглядят довольно банально. Старый город Бобо-Диуласо не может сравниться со старым городом Дженне, это факт. Но в странствовании по Западной Африке Буркину-Фасо миновать трудно благодаря её географическому положению. Через Бобо-Диуласо и Уагадугу проходит трансафриканская автомагистраль, построенная ещё французскими колонизаторами. По ней можно промчаться с ветерком из Дакара в Хартум. Дорого в хорошем состоянии, но узкая. Впрочем, интенсивного движения на ней не наблюдается.
 
  У Буркины-Фасо теперь есть «свой» морской порт. Это Котону в Бенине. Из Уагадугу в Котону можно проехать за два дня.
 
  Природными богатствами Буркина-Фасо похвастать не может, большинство населения страны живет за счет натурального хозяйства. При этом в стране кипит культурная жизнь. Буркинийская музыка ценится во всей Западной Африке, в стране непрерывно проходят фестивали искусств, в том числе Всеафриканский кинофестиваль (раз в два года). Народная культура Буркина-Фасо считается одной из наиболее целостных, хорошо сохранившихся в Африке. Здесь живут догоны и лоби, отличающиеся большим своеобразием своего уклада. Лоби известны своими погребальными ритуалами и деревянными скульптурами (в отличие от догонов и бобо, знаменитых своими масками).
 
  Из Бобо-Диуласо мы поехали в Банфору, что в восьмидесяти километрах южнее. Место это широко разрекламировано. Однако не стоит рассчитывать на многое. Эстетический интерес представляют причудливые скалы, образованные выветриванием, чем-то напоминающие массив Исалу на Мадагаскаре. Вид портит трубопровод, который протянут в самом неподходящем месте. Хотя, честно говоря, местным жителям вода нужна, а не эстетика. Вода из Банфоры разливается в бутылки и продается как питьевая – она здесь отличного качества. Мы поднялись к каскаду водопадов, в котором наша группа устроила помывку. По счастливым лицам наших купальщиков можно было всерьез поверить, что «сказочный отдых» в Буркина-Фасо лучше, чем в Турции.
 
  Вообще насчет «сказочного отдыха» не могу не сделать очередное лирическое отступление. Недавно наткнулся в сети на сайт, посвященный (кто бы мог подумать!) «отдыху в Мали». Сайт предназначен просто для продажи, так что материалов на нем нет практически никаких. Создатели надеются, что найдет покупателя в лице турфирмы, озабоченной «раскруткой» этого направления. На главной странице помещена моя обрезанная фотография старика-шамана из страны догонов. Мне было очень весело, когда я обнаружил этот сайтик. Удивительно, как прилипчива эта турагентская терминология! «Отдых в Эфиопии», «Отдых в Тибете», «Отдых в Мали» - бред сивой кобылы. Ну какой может быть отдых в этих краях? Путешествие с элементами экстрима – это еще похоже на правду.
  В Банфоре мы жили в прекрасном отеле под названием «Сахарный тростник». Хозяин – бретонец, и этот отель можно признать самым стильным на нашем пути в Буркина-Фасо. Но как и везде в Африке, в нём есть хоть маленькая, хоть самая мизерная, но недоделанность. Володе Максимову досталось прекрасное бунгало, но в нем не было противомоскитной сетки, и даже мощный кондиционер не мог заморозить всех комаров. Кроме того, на унитазе не было сиденья. Володя прибежал на рецепцию отеля возбужденный. Он повел за собой в бунгало двух человек из персонала. После этого он вернулся еще более возбужденным и возмущенным. Он негодовал по поводу того, что они его унизили.
  - Ты представляешь, они стояли и смеялись мне прямо в лицо!
  Так унизить белого человека в Африке! Но мне самому стало смешно. Я представил себя на месте этих двух хлопцев. Большой белый господин, яростно жестикулируя и что-то страстно доказывая на совершенно непонятном языке, ведет к себе в бунгало, силой заводит, буквально запихивает в туалет, продолжает так же жестикулировать и что-то требовать, показывая рукою на унитаз. Какие всё-таки смешные эти иностранцы!
 
  «Нам так смешно, так смешно, мы сейчас просто описаемся!».
  «Сейчас вы еще и обкакаетесь – я водитель автобуса» (Из анекдота про автобус, который сам двинулся с места, а пассажиры смеялись над мужчиной, который долго бежал за ним следом).
 
  В отеле подают бретонские колбаски и настоящий сыр. Кроме того, из сахарного тростника, в изобилии произрастающего в окрестностях Банфоры, делают «домашний» ром, в том числе и ароматизированный.
 
  Из Банфоры можно поехать по грунтовой дороге на восток, в городок Гауа, в страну лобби. Правда, дорога эта большую часть года труднопроходима. Лоби живут отдельными хуторами, иностранцев привечают неохотно. Поездка к ним займет около трех дней, поэтому мы возвращаемся на шоссе в Уагадугу.
  Преодолев три четверти пути от Бобо-Диуласо до столицы мы делаем остановку в местечке Сабу. Указатель направляет нас к «Святилищу Крокодилов». Культ крокодилов как тотемных животных повсеместен в Западной Африке и относится к древнейшим религиозным пластам. Змей, дракон, крокодил – все эти динозавроподобные существа внушали уважение древнему человеку, который нутром чувствовал их еще большую хтоническую древность. Он отождествлял их с водной стихией, и одновременно поселял в них души умерших предков. Но в Сабу «культ» крокодилов перерос в некое подобие туристического представления. За скромную плату вам дозволяется посмотреть, как служитель с помощью дохлого цыпленка на веревочке выманивает крокодилов из озера. Крокодилы тут мирные и довольные, осознающие всю значимость их присутствия в этих местах. Их можно подержать за хвост и даже посидеть на них. Я читал, что дети даже катаются на спинах этих священных крокодилов, подобно тому, как их сверстники с Соломоновых островов плавают на спинах акул, таких же священных.
  Конечно, можно дать волю скепсису и спросить: «Что же это за священные крокодилы, которых дозволяется за хвост дергать?» Но от того, что за хвост подергали, святости не убавится, правда?
 
  Уагадугу город большой и местами даже красивый. Особенно хорош проспект Кваме Нкрумы, который бежит от площади Объединенных Наций к аэропорту. Памятник на этой площади в виде железного глобуса я прозвал Памятником Географии. Еще один памятник Географии находится в Москве, под землей. Где именно? На станции метро «Площадь Революции», у головного вагона в сторону «Курской». Бронзовые девочки-школьницы рассматривают глобус. Так что если я кому-то назначаю встречу в Москве у памятника Географии, то это именно там.
  В Буркина-Фасо вообще географию любят. Институт Географии находится в двух шагах от дворца президента. В здании Института есть магазин, где продают карты страны. Киоск от Института Географии стоит напротив аэропорта. Так что с Географией в Буркине всё нормально.
 
  Культурных учреждений достойных посещения в Уагадугу мало. Национальный музей являет собой пример долгостроя. На достаточно обширной территории построено несколько бетонных зданий в псевдоафриканском стиле. Я заглянул в одно из них через окно: в маленьком зале выставлена дюжина экспонатов, и более ничего. Музей закрыт, и когда предстанет во всей красе, непонятно. В Уагадугу есть еще музей музыки и несколько превосходных сувенирных рынков, на которых можно купить вещи отличного качества. Самые замечательные произведения – из бронзы. Попадаются настоящие шедевры. Цены – от 10 до 1000 Евро.
 
  Из Уагадугу мы поехали в Бенин. Транспорт пришлось сменить – у нашего «мерина» безнадежно отказали тормоза, и мы пересели на традиционную «Тойоту». Но это даже к лучшему. Новый автобус бежал резвее. А это значит, что до моря-океана доберемся быстрее. Переночевав в городке Фада-Нгурма и затарившись превосходным тёмным мёдом, по вкусу напоминавшим каштановый, мы оказались на границе Бенина…
 
  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
  ============================================
  ПРИЛОЖЕНИЕ:
  История и культура народов Буркина-Фасо (по материалам энциклопедии "Африка").
 
  Археологические находки свидетельствуют о заселении территории Буркина-Фасо в эпоху неолита. На Северо-Западе страны найдены неолитические стоянки и каменные орудия, на Юге — остатки древних укреплений и колодцев, в районе Ятенга многочисленные наскальные рисунки с изобажением охотников и диких животных. Образование государств моси на терр Буркина-Фасо большинство исследователей относят к 13 — 14 вв. Предполагают, что моси пришли с Северо-Востока Ганы в начале 11 в, и создали собственные государства (Государства Моси), о чем сообщают суданские хроники 18 в. Моси подчинили себе автохтонные племена ньеньесе, груси (гурунси) и буса. Догон, жившие на Севере, отступили в горные районы Хомбори и Бандиагара. В излучине Нигера моси образовали государства раннефеодального типа: Уагадугу, Ятенга и Тенкодого. Во главе государства стоял моро-наба (верховный правитель), который назначал высших сановников, управлявших провинциями. Реальная власть в государстве осуществлял разветвлённый аппарат, в котором большую роль играла аристократия — накомсе, выходцы из племенной знати, занимавшие высшие должности при дворе моро-наба. Моро-наба являлся верховным распорядителем земли. Часть ее находилась в его личном владении, остальную он передавал сановникам и вождям, которые собирали дань с сельских общин. Большое распространение получило рабство; в рабов обращали захваченных во время войн пленных. В крупнейших поселениях моси существовали рынки рабов, Основным занятием моси было земледелие, в Ятенга — скотоводство, а также различные ремёсла. Бобо,груси,гурма, сенуфо, догон, лоби занимались охотой, собирательством, земледелием, ремеслами. У лоби и догон сохранилось родо-племенное общество. Гурма создали раннегосударственное образование Гурма. В результате военных походов правителей моси к 15 в. расширились их владения на Севере и Северо-3ападе. Однако усиливавшаяся власть вождей некоторых провинций и их стремление выйти из-под власти моро-наба служили причиной войн. К концу 17 в. моси переживали период политической раздробленности.
 
  К началу 18 в. относится проникноеение ислама в Буркина-Фасо. В целях упрочения своей власти над провинциями моро-наба Дулугу I принял ислам. Немногочисленные моси-мусульмане составляли замкнутую социальную группу — ярсе. В 1806 г. на Севере страны появились первые экспедиции европейцев, основавших здесь свои поселения. В 1888 году французский отряд Л. Бенже проник на Юго-Запад Буркина-Фасо. В конце 19 в., воспользовавшись политической нестабильностью в государствах моси, ослабленных войнами, Франция начала колониальный захват страны.
 
  Военная французская экспедиция под командованием П. Вуле и Ж. Шануана, жестоко расправлявшаяся с местным населением, вынудила моро-наба Уагадугу подписать в 1897 году договор с Францией о протекторате. К началу 20 в. был полностью завершен захват всех государств моси, а также районов, населённых бобо, лоби, груси. Колония под названием Верхняя Вольта стала частью Французской Западной Африки (ФЗА) с административным центром в г. Уагадугу. Традиционные институты моси были приспособлены к нуждам колониальной администрации (сбор налогов, мобилизация местных жителей на принудительные работы и др.). В 1904 году Верхняя Вольта была включена в колонию Верхий Сенегал— Нигер, в 1919 — 32 годах являлась колонией в рамках ФЗА, в 1932 г. была расчленена и входила в состав БСК, Франц Судана и Нигера. Тяжёлые трудовые повинности, массовые насильственные рекрутирвания солдат в колониальные войска вызывали волнения среди африканского населения. В 1916 — 17 годах произошли крупные выступления груси, лоби, дагари, жестоко подавленные колонизаторами.
  Основой экономики Буркина-Фасо являлось земледелие и полукочевое скотоводство. Страна служила поставщиком дешёвой рабочей силы на рудники Золотого Берега и плантации в прибрежные колонии — БСК, Дагомею.
  5 авг. 1960 Верхняя Вольта была провозглашена независимой республикой. 4 августа 1984 года она стала называться Буркина-Фасо (Буркина - Родина достойных, Фасо - Родина революционного народа).
 
 
 
  НАРОДЫ, населяющие Буркина Фасо в настоящее время:
 
  Около 94% населения составляют народы, говорящие на нигеро-конголезских языках. К народам вольтийской подгруппы относятся моси, дагари, бирифор, кусаси и нанкансе, т.е. около половины населения страны. Лоби живут на Юго-Западе страны, бобо - на границе с Мали, к Северо-Востоку от Бобо-Диуласо. Груси живут в пограничных с Ганой районах, гурма - на границе с Бенином, сенуфо - на Западе страны и на плато Канкалаба, догон - в горных районах Бандиагара. Народы подгруппы манде (сонинке, само, диула) расселены отдельными массивами смешанно с вольтийскими народами на Северо-Западе страны. На западноатлантических языках говорят фульбе, туареги, сонгай. В городах живут хауса, ливанцы (левантинцы) и французы.
 
 
  МОСИ (моссе, мосе) живут в центральной части Буркина-Фасо и на Северо-Западе Ганы. Численность моси в Буркина-Фасо - около 4 млн. человек. Живут также в Республике Кот-Дивуар. Говорят на языке "море". Создали средневековые государства Моси. Традиционные занятия— ручное переложное земледелие, разведение крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы. Развито отходничество на плантации какао на Юге Ганы. Традиционные ремёсла — литье, изготовление железных орудий, чеканка,гончарство, плетение. Сохраняют традиционные верования, фольклор, часть моси — христиане (протестанты).
 
  Традиционная скульптура и маски моси имеют ряд общих черт с искусством соседних народов (бобо и догон). Маски тайного общества Ванго используются во время погребальных церемоний, посвященных вождям и старейшинам, и в сельскохозяйственных обрядах. Маски (мужские и женские) соединяют в себе слабовыраженные антропо- и зооморфные черты. Лицо в виде плоского или вогнутого овала с треугольными отверстиями для глаз, разделено по вертикали на две симметричные части узкой планкой с зазубринами В некоторых масках она расширяется кверху, образуя морду антилопы. Личины завершаются либо небольшими рогами антилопы коба (прямыми у мужских масок, плавно изогнутыми у женских), либо навершием, которое является наиболее выразительной частью маски и достигает иногда высоты двух метров. Навершия мужских масок — плоские, расписанные геометрическим орнаментом или резные доски. У женских масок навершия включают стоящую вытянутую женскую фигуру, которая опирается непосредственно на личину или прислонена к резной фигурной доске, служащей ей фоном. Все маски расписываются красно-коричневой, белой и чёрной красками.
  Круглая скульптура (по стилю близкая к навершиям женских масок) встречается у моси редко.
 
  ГОСУДАРСТВА МОСИ возникли в результате миграции моси из северо-восточной части современной Ганы (11 — 14 вв.) в бассейны рек Белая Вольта и Красная Вольта. Согласно устным преданиям, Уэдраого, сын дочери правителя дагомба и охотника. основал вдоль среднего течения реки Белая Вольта княжество Тенга Кодого (позже Тенкодого). Один из сыновей Уэдраого создал близ современного города Вахигуя (Уахигуйя) княжество Зандома. Внук Уэдраого — Убри, подчинив себе автохтонные племена ньеньесе, завоевал территорию до района Яко и создал княжество Убритенга со столицей в городе Лугури. Сын Убри — Ядега создал на Северо-Западе княжество Ятенга. Убри стал первым верховным правителем моси, ему подчинялись четыре княжества, фактически самостоятельные, — Тенкодого,Зандома, Убритенга и Ятенга, образовавшие так называемую империю моси со столицей в городе Лугури. Позже столица была перенесена в г. Уагадугу. Правитель империи считался главным среди вождей, он носил титул моро-наба. Реальную власть в государстве осуществлял иерархизованныи аппарат, в котором большую роль играла племенная знать — накомсе. Во главе госудасртв стояли мого-наба — высшие сановники и министры, назначаемые моро-наба. Государства в свою очередь делились на округа, возглавлявшиеся вождями наба. Моро-наба являлся верховным распорядителем земли, часть ее находилась в его личном владении, а основная — в условном держании его вассалов, собиравших дань с сельских общин и передававших её раз в год моро-наба. В крупнейших поселениях моси существовали рынки рабов. В середине 14 в. внутренние распри привели к распаду империи на два государства — Ятенга и Уагадугу, правитель последнего по традиции продолжал считаться старшим. т. е. моро-наба. В 15 в. государства моси принадлежали к самым могущественным в Западной Африке. Военные походы правителей моси расширили их границы далеко на Север и Северо-Запад.
  Наибольшего расцвета государства моси достигли в 16 в., однако стремление их правителей выйти из-под власти моро-наба привели к длительным войнам, значительно ослабившим центральную власть. В 19 в. государства моси переживали период политической раздробленности. Внутренние противоречия, борьба за власть между правителями госудасртв облегчили французским колонизаторам захват государств моси и включение их в состав Генерал-губернаторства Французская Западная Африка. Тем не менее моро-наба удалось сохранить символическую власть и его двор существует наряду с центр властью и в независимой Буркина-Фасо. Некоторые вожди моси участвуют в политической жизни Буркина-Фасо, занимаются предпринимательской деятельностью.
 
 
 
  ЯТЕНГА (от Ядега тенга — земля Ядеги), государство моси в 14 — 19 вв. на Северо-Западе современной Буркина-Фасо. В 13 в. Ядега, сын Убри, основателя империи моси, создал княжество под названием Ятенга. Расширив свои владения за счет соседних княжеств Гурси, Зитенга, Писила и Лаго, Ядега возглавил государство, которое вошло в состав империи моси. Правители Ятенги, отличавшиеся воинственностью, и в дальнейшем проводили активную захватническую политику. Ими были покорены независимые княжества моси — Сомниага и Зандома. В кон. 14 в. правитель Ятенги Геда добился раздела империи на два государства — Ятенга и Уагадугу. В 15 в. Ятенга на короткое время захватила один из важнейших торговых городов государства Сонгай (на территории Мали) — Валату. В 16— 17 вв. продолжалась дальнейшая консолидация Ятенги. Большое распространение получило рабство; в рабов обращали захваченных во время войн пленных. Политика захвата сопровождалась заменой правителей присоединенных территорий родственниками верховного правителя Ятенги, что порождало соперничество между вождями. Во время правления набы (вождя) Канго (1754 — 1787) Ятенга представляла собой хорошо организованное государство со столицей в г. Вахигуя. Ятенга-наба являлся абсолютным монархом и правил с помощью четырех высших сановников и военного вождя. Для укрепления государства правители Ятенги постоянно совершенствовали административную систему. Тем не менее в княжествах Ятенги шла ожесточённая борьба за власть, ослаблявшая государство. В 1885 наба Баого, против которого выступили другие претенденты на престол, обратился за помощью и покровительством к французским завоевателям, что положило конец самостоятельному существованию государства Ятенга.
 
  УАГАДУГУ (Ouagadougou) - государство моси в 13 — 19 вв, в бассейне Белой и Красной Вольты (территория бывшей Верхней Вольты, современной Буркина-Фасо). В 12 в. Убри из династии Уэдраого, основателя первого государства моси, обосновался в районе Зиньяра и Гилонгу, создав княжество под названием Убритенга (земля Убри), которое вошло в состав «империи» моси. Подчинив себе автохтонные племена ньеньесе и оттеснив догон в горные районы Бандиагара, а гурунси на Юго-Запад, Убри расширил владения на Восток и Северо-Восток до районов Яко и Кудугу. Убритенга стало одним из наиболее могущественных государств в "империи моси". В 14 в. «империя» была разделена на два государства — Ятенга и Уагадугу, большую часть которого составило Убритенга. Резиденцией моро-наба (верховного правителя) Уагадугу стал г. Лугури (в 8 км от совр. Уагадугу), бывший столицей «империи». В середине 16 в было завершено создание централизованного государства. Моро-наба обладал абсолютной властью над своими вассалами-министрами, вершил суд, назначал вождей. Моро-наба Кумдумей и его преемники продолжали политику дальнейшей консолидации государства и его расширения за счет захвата соседних княжеств гурунси. В середине 17 в. резиденция моро-наба была перенесена в город Уагадугу. С конца 17 в. в Уагадугу наступил период политической раздробленности. Стремление правителей некоторых провинций выйти из-под власти моро-наба, династические конфликты и т.д. служили причиной многочисленных войн. До конца 18 века правители моси упорно сопротивлялись проникновению ислама, однако растущее сопротивление покоренных племён центральной власти вынудило моро-наба Дулугу (1796 — 1825 гг.) принять ислам в надежде упрочить власть над непокорными княжествами. К моменту прихода европейцев могущество Уагадугу было сильно подорвано. В 1896 году, потерпев поражение от французов, моро-наба Уагадугу бежал в Золотой Берег (территория современной Ганы). В январе 1897 года французы назначили нового моро-наба, который подписал с ними договор о протекторате, положивший конец государству Уагадугу.
 
 
  БОБО (буа) - народ, живущий к Северу и Северо-Востоку от города Бобо-Диулассо, а также в Мали.
  Общая численность - около 1 млн человек. Разделяется на группы буа (бобо-финг — «черные бобо"), киан (бобогбе — «белые бобо"), таро (бобо-вуле «красные бобо"), ниениге (нинига), санкуру (зара) и др. Язык относится к гур языкам. Занимаются тропическим переложным мотыжным земледелием, разводят крупный и мелкий рогатый скот. Развиты ремесла: гончарство, обработка дерева и слоновой кости. Большая часть бобо — мусульмане-сунниты.
 
  ИСКУССТВО БОБО. Изобразительное искусство бобо представлено главным образом масками, выполненными группой этого народа бобо-финг (или «черные бобо") из района Бобо-Диуласо. Большинство масок связано с тайным обществом, культом и божеством, корые носят общее имя До. Иногда этим именем называют и сами маски. Условно маски можно разделить на три группы: декоративные и плоскостные, зооантропоморфные, объемные и натуралистические зооморфные и объемные антропоморфные (встречаются сравнительно редко). Зооантропоморфные маски имеют личину в виде плоского круга, иногда овала, на котором вырезаны (реже нарисованы) глаза в форме концентрических кругов (отдельные маски имеют две пары глаз). Нос обозначается условно, рот вырезан в виде ромба, иногда круга. По периметру личина может быть обрамлена простейшим резным орнаментом. Навершие маски выполняется в виде высокой вертикальной резной доски, украшенной орнаментом в форме ромбов, зигзагов, треугольников и т.п. И личина, и навершие помимо резьбы покрываются росписью красной, черной и белой краской. Зооантропоморфные маски "нво" имеют длинный изогнутыи клюв, идущий от основания навершия и нависающий над личиной (условное изображение совы или птицы калао). В отдельных случаях навершие располагается по горизонтали, образуя по сторонам личины подобие крыльев бабочки. Маски "байири" (змея) имеют длинное узкое навершие волнообразной формы. Встречаются также маски с удлиненной прямоугольной или заостряющейся книзу личинои, крайне условно передающей человеческое лицо.
  Зооморфные маски, обычно изображающие буйвола или барана, реже птиц, выполняются очень близко к натуре. Их выразительность строится на плавно закруглённых объемах, слегка стилизуются лишь изогнутые рога и передняя часть морды животного (подчёркнуто ритмизованные ряды зубов и отчетливо вырезанные ноздри). В пластике антропоморфных масок-шлемов заметно влияние скульптуры догон. Они имеют плоскую личину, длинный прямой нос, глаза и рот, выполненные в форме "кофейного зерна"; выпуклый, нависающий над глазами лоб делится пополам невысоким зубчатым гребнем, начинающимся у переносицы и доходящим до затылка. На лицо наносятся орнаментально переданные тонкие линии татуировки. Большинство масок этого типа имеет навершие в виде реалистически выполненной женской фигуры, очень редко — фигуры хамелеона.
  В районе Сан (Мали) известны маски «коро», которые целиком выполняются из листьев и растительных волокон.
  Круглая скульптура представляет собой столпообразные слаборасчлененные фигуры, отчасти напоминающие по стилю скульптуру соседей бобо - моси и лоби. Резьбой украшаются табуретки и другие предметы домашнего обихода. Известны миниатюрные бронзовые, а также примитивные ювелирные украшения (кольца, браслеты, подвески), выполненные в технике утраченной восковой модели.
 
 
  ЛОБИ - народ, живущий в верхнем течении реки Черная Вольта к Востоку и Юго-Востоку от города Бобо-Диуласо. Численность вместе с родственными народностями мбуин, га, турука (гбе), диан - около полумиллиона. Говорят на одном из вольтийских языков. Традиционные занятия - подсечно-огневое земледелие, разведение крупного и мелкого рогатого скота. Среди мужчин развито сезонное отходническтво на плантации какао в Гану. Традиционные ремесла - кузнечное, гончарное, ювелирное, ткацкое, кожевенное. Богатый музыкальный фольклор. Сохраняются матрилинейные большие семьи, традиционные верования, колдовство, магия. Часть лоби - христиане, на Севере есть мусульманские общины.
 
  ИСКУССТВО ЛОБИ. Круглая скульптура лоби имеет сравнительно правильные пропорции и обобщенно-круглые формы, близкие к натуре. Фигурки ("конторнбе" и "ко пвидма") из дерева и реже из необожжённой глины довольно слабо расчленены, подчеркнут выступающий вперед пупок, руки прижаты к туловищу, слегка укороченные ноги полусогнуты в коленях, ступни обработаны грубо. Наиболее тщательно исполнено лицо с расширяющимися носом треугольной формы, удлиненными глазами и выпуклыми губами (иногда почти прямоугольной формы), волосы передаются в виде тонких параллельных полосок, посередине головы идет высокий гребень, продолжающий линию носа. Маски лоби немногочисленны и изучены слабо. Интересны трехногие скамейки и подголовники, украшенные натуралистически выполненными человеческими головками, которые создаются в период подготовки к ритуальной церемонии "дьоро" (проводится раз в 7 лет), связанной с культом воды и земли. В технике утраченного воска лоби изготовляют различные ювелирные изделия из бронзы (браслеты и подвески в виде змей, хамелеонов и т.п.)...
 

Комментарий автора:
Указатель направляет нас к «Святилищу Крокодилов». Культ крокодилов как тотемных животных повсеместен в Западной Африке и относится к древнейшим религиозным пластам. Змей, дракон, крокодил – все эти динозавроподобные существа внушали уважение древнему человеку, который нутром чувствовал их еще большую хтоническую древность. Он отождествлял их с водной стихией, и одновременно поселял в них души умерших предков.

Страницы1

2,0/5 (1)

    Ваш комментарий