14 день. Fenestrelle, Fort d''Exiles, Sacra di San Michele, Turin, Novara 508 км

 

 

Мы покидали Лигурию и направлялись в Пьемонт. Это был последний насыщенный день поездки, в который мы снова отправились на знакомство с Альпами, на этот раз близкими к французской границе. Правда нельзя сказать, что данное знакомство предполагалось первоначально. Такие планы появились в самый последний момент перед отправлением из дома, когда на глаза случайно попались фотографии из форта Экзиль и монастыря Святого Михаила, а потом и форта Фенестрелле. Поэтому-то последние два дня путешествия и оказались сильно скомканными, из-за чего мы не так подробно осмотрели Геную, а на Турин всего лишь успели взглянуть. Но сейчас мы совершенно об этом не жалеем, потому что получили в этот день одни из самых сильных эмоций за всю поездку.

Как я уже сказала, форт Фенестрелле, был добавлен в перечень объектов посещения в самый последний момент времени, но уж больно сильно захотелось взглянуть на «Китайскую стену Пьемонта», растянувшуюся на три километра с перепадом высот в 653 метра. Поэтому подъем в этот день оказался ранним. Что Фенестрелле, что Экзиль в свое время входили в систему, состоящую из восьми австрийских фортов, расположенных в Альпах и защищающих от нападения французов. Части данного региона относились то к Франции, то к Австрии, то к Италии. В настоящее время один из фортов расположен на территории Франции, а остальные в Италии.

Мы выехали из Генуи, когда небо было совершенно чистым, но подъезжая к горам, заметили темную массу, жутко нависающую над горным пейзажем. Я не знаю, как ее правильно назвать, туманом или скорее тучей, но это природное явление добавило нам немного адреналина. Сквозь него, как в дымке, вдалеке проглядывали заснеженные горные вершины на фоне ярко зеленеющей травы, что было безумно красиво, но выглядело очень нереально. В одном месте нам неожиданно перебежал дорогу олень. По пути начали попадаться знаки, запрещающие движение, если в машине не имеются цепи, которые для безопасности надеваются на колеса в зимний период времени. Период при этом ограничивался, если не ошибаюсь, началом мая, и я размышляла, можно ли считать конец апреля уже «практически» маем или все-таки нельзя.

 

 

Наметив дома стоянку у крепости, мы смело поднимались по горному серпантину, пока не достигли какого-то отеля, возле которого нас покинули другие машины-попутчики, туман вокруг сгущался.

 

 

Мы с сомнением поднялись еще чуть выше по дороге в гордом одиночестве до площадки, на которой стояла еще пара машин и нависала практически вырванная с корнем сосна. Муж с сомнением посмотрел на эту картину и заявил, что дальше не поедет. Встали мы на этой площадке, естественно подальше от опасно накренившейся сосны. Воздух был сильно прохладным, и поскольку обе куртки мы забыли в гостиницы Пизы, пришлось облачиться во все имеющиеся в наличии теплые вещи. Дальше наверх пошли пешком.

По дороге стали попадаться немаленькие кучи снега, которые мы пытались преодолеть по краю, чтобы не лезть в снег по колено. Но обходить иногда тоже было сложно, так как мешал обрыв, начинающийся сразу в конце асфальта. Да, на кучах снега мы заметили следы от тех пресловутых цепей, на которые нам так активно ссылались дорожные указатели. Муж сказал, что хорошо, что пошли пешком, так как он бы здесь не проехал, разворачиваться было попросту негде, ну а ехать на задней скорости по серпантину дороги, как-то совсем не правильно. И скоро мы увидели, насколько же он был прав, мы бы действительно не проехали, оказалось, что здесь в принципе никто не может проехать, даже с цепями, так как в паре мест дорогу преграждали длиннющие сосны, также вывороченные и торчащие далеко за краем обрыва. Видно последствия прошедшей зимы.

 

 

Но мы преодолели и эти преграды и дошли до ворот форта, сильно поросших мхом и лишайником. Красота вокруг радовала глаз. Влага осела на иголках сосен и, замерзнув, выкрасила их зеленую хвою в белый цвет, на освободившихся от снега склонах местами проглядывали бутоны дикорастущих крокусов. Ветер делал бреши в тумане и сквозь них становились видны фрагменты гор, словно образуя окна в соседний, нездешний мир. Но туман начал быстро сгущаться, еще более превращая видимую картину в декорации, как будто из какой-то сказки. И форт почему-то стал напоминать вход в замок Дракулы.

 

 

Остались видны только ближайшие деревья и строения, нас окружала тишина, пока откуда-то из-за тумана не раздались голоса переговаривающихся людей. Это оказались туристы, совершающие пешую прогулку в местных горах. Они вышли из-за тумана и посетовали, что ничего не видно, ну а мы отправились назад к машине. Я немного удивлялась тому, что форт закрыт, совершенно забыв, насколько он длинный, мне казалось, я видела информацию, что люди его посещали зимой, будучи на отдыхе на горнолыжных курортах. В густом тумане мы вернулись к машине и начали осторожно спускаться назад в долину, серпантин итак был непростым, а при такой видимости задача еще больше усложнялась.

 

 

Спустившись ниже уровня, нависающего над горами тумана и возвратившись в весеннее царство ярко зеленеющей и цветущей природы, мы проехали через деревню и наткнулись на еще один вход в форт. И тогда загадка разрешилась, именно сюда приезжают туристы, желающие посетить Фенестрелле, а мы заехали с заднего входа. Но ведь тогда бы мы не увидели той красоты, которая царила на верху, и не получили столько адреналина, путешествуя по серпантину в очень густом тумане. Мы ненадолго заглянули в крепость, но подробно знакомиться с ней уже не стали, так как отпущенное на данный объект время стремительно убегало вперед.

 

 

Дальнейшая дорога была конечно горной, а поэтому живописной, и пролегала по местам не так давно прошедшей Туринской зимней олимпиады, о чем свидетельствовала оставшаяся олимпийская символика. Вдоль дороги еще лежало приличное количество снега, талая вода небольшими водопадами иногда сбегала по сторонам, а дорожные указатели сообщали, что французская граница совсем близко и стоит только повернуть налево, как окажешься в этой стране.

 

 

Форт Экзиль оказался впечатляющим и достаточно компактным, но к сожалению немалая его часть была закрыта на реставрацию. Хотя конечно виды на долину реки Суза, которую и защищал форт, а также грозное эхо голоса, рассказывающего историю форта в полутемных безлюдных помещениях, не оставили равнодушным.

 

 

Дорога дальше пролегала вдоль Сузы, кое-где попадались развалины старых крепостей и многометровые водопады, аналоги которых мы первый раз встретили в Тренто. Монастырь Святого Михаила, благодаря своему расположению на горе, стал заметен издалека. Из-за этого ведущая к нему узкая дорога также представляет собой серпантин, причем достаточно сложный. То ли нам так показалось, после дня, проведенного в горах, но крутились по его поворотам мы долго. Иногда задачу усложняли встречающиеся велосипедисты. На стоянке все места оказались заняты, и мы, немного покрутившись, пристроились с еще одним бедолагой нос к носу посередине стоянки, муж еще порадовался, что они совместно придумали так хорошо встать. Но рано радовался, только мы отправились в сторону монастыря, как раздался невообразимый свист, полицейские попросили перепарковаться немного выше стоянки вдоль дороги. И вернувшись назад к машине после осмотра монастыря, мы поняли почему. На выбранном нами «шоколадном» месте в ряд выстроились туристические автобусы, заполнив стоянку до отказа.

 

 

Монастырь Святого Михаила является одним из трех наиболее почитаемых мест, посвященных Архангелу Михаилу. Кроме него, в этот перечень входят: расположенный во Франции широко известный монастырь Mont-Saint-Michel, который мы ранее посетили, путешествуя по Нормандии, и расположенный в Италии пещерный храм на горе Гаргано. Монастырь Святого Михаила поражает своей суровостью и крутизной лестниц, ну а о видах на долину Сузы и Альпы, я уже молчу. Конечно при таком расположении приходилось пользоваться подъемником, если и сейчас дорога настолько непроста, то каково же было в прошлые времена?

 

 

Поскольку ходить по монастырю можно только с гидом, застряли мы в этом месте надолго. На посещение Турина из жестко спланированного графика оставался всего лишь час, а если учесть, что запарковаться в центре города с учетом пробок мы пытались целых пол часа, то становилось совсем грустно.

Это был вечер пятницы, и местное население хлынуло гулять в центр города. Мы покрутились какое-то время на уличных парковках, но поняли всю безнадежность ситуации, когда увидели как паркуется на полностью помятой машине местный товарищ, причем помятой явно не один десяток раз, а втискивался он в дырку, недостаточную для машины. С трудом найдя место на подземной парковке, мы влились в толпы гуляющего народа и даже в течение часа стойко пытались посмотреть основные достопримечательности, что в такой толкучке оказалось не слишком реальным делом.

 

 

Правда порцию очередных казусов мы все же успели получить. Я долго искала статую «По», почему-то уверенная, что это памятник писателю, но когда нашла, сильно удивилась, потому что изображенная фигура оказалось слегка неодетой, что конечно несколько удивило. Мало того, напротив была тоже не очень одетая статуя женской фигуры. Только тут выяснилось, что эти статуи вовсе не памятники, а символы рек По и Дора, на месте слияния которых и расположен Турин. Еще один забавный случай произошел во время поиска башни Mole Antonelliana, символа города. Найти ее на узких улицах, заполненных достаточно высокими домами, оказалось не простым делом. И только обнаружив ее отражение в окнах современного здания, удалось отыскать строптивицу, причем для этого пришлось еще немного сориентироваться, чтобы понять, где же она все-таки расположена. В довершение ко всему из-за пасмурного дня неудачей закончился осмотр здания, украшенного надписью «MEHR MÁS PLUS PIU'' MORE»..., точнее как раз надпись то такую можно прочитать только в солнечную погоду или при ночной подсветке, когда на стену проецируется тень от трафарета-украшения. А поскольку мы толком не помнили, что должны увидеть, поэтому немного удивились, не обнаружив ничего красивого. Кстати надпись всего лишь означает слово «больше», написанное на немецком, испанском, французском, итальянском и английском языках. Видно Турин таким образом намекал нам, что пора бы уже завершать свою поездку, так как получить эмоций еще «больше», просто невозможно. Но мы итак это знали и уже с трудом впитывали новые впечатления, слегка подустав от насыщенного отдыха.

 

 

Такое суетное знакомство с городом не доставило нам слишком много радости, и сильно выбило из графика. Получилось, что город не подарил нам каких-то особенно ярких эмоций, и осталось ощущение, что сюда нужно обязательно вернуться, чтобы познакомиться с ним в других обстоятельствах и подробнее. На Piazza Castello начинался концерт. Мы же решили поехать к базилике Суперга, расположенной на горе, откуда открывается красивый вид на город.

Из-за собирающихся туч город виднелся сквозь плотную дымку, которая не давала возможности хорошо рассмотреть все детали, а увидеть Альпы и подавно. Турин был последователен в своем нежелании раскрывать перед нами свои секреты.

 

 

День клонился к закату. Мы поехали вниз в тесной цепочке местных, которые к тому времени тоже покидали смотровую площадку, но нам нужно было в Новару, последний город этой поездки. Его мы выбрали не из-за каких-то особенных достопримечательностей, а скорее из-за близости к Миланскому аэропорту, из которого до самого Милана ехать даже чуть дальше. Из-за насыщенного дня, мы решили сначала поужинать, съев на последок так полюбившуюся говядину и продегустировав к счастью последнюю бутылку вина, так как алкоголь уже не успевал окончательно выветриваться из наших организмов из-за длительности и активности потребления. В результате гулять пошли уже по ночной Новаре.

Правда муж предварительно успел заблудиться, пока искал место, куда ему посоветовали поставить машину. Он уехал парковаться, а я пошла распаковывать вещи. Когда через полчаса муж не появился, забеспокоилась. Оказалось, что он заблудился, пропустив нужный поворот, а потом долго ездил, пытаясь найти гостиницу, названия и адреса которой не знал, можно сказать, умудрился заблудиться в трех соснах. Зато я получила опыт на будущее, перед поездкой нужно обязательно на всякий случай дублировать названия и адреса всех гостиниц в его КПК.

После ужина мы немного посмотрели город при ночной подсветке и отправились спать, я, мечтая восполнить прошлую бессонную ночь, а муж, мечтая отдохнуть после дня, переполненного трудными горными дорогами.

 

 

 

15 день Aeroport Malpensa (Milan) 31 км

 

 

Мы вылетали утренним рейсом, так что съев в отеле самый невкусный за эту поездку завтрак, мы поехали в аэропорт, где сначала требовалось сдать машину. Данное мероприятие не вызвало у нас никаких сложностей. Дорогу нашли легко, по пути правда не успели заправиться, так как КПК почему-то, по ведомой только одной ей логике, выбрала путь по каким-то задворкам и проселочным дорогам, где нам приходилось проезжать с трудом помещаясь между зданиями. А в одном месте, где нужно было пересечь канал по слишком узкому мосту, муж даже засомневался, что он предназначен для транспорта, но судьба оказала мне помощь в виде попавшейся навстречу машины, на которую я гордо указала, воспользовавшись ситуацией. За все время пути нам попалась всего лишь одна заправка, и та какая-то полузаброшенная, рассчитанная на самообслуживание и оплату кредитной карточкой, что мы не рискнули сделать с таким допотопным агрегатом. Так что при возврате машины с нас списали сумму, равную оплате за половину бака, причем по более низкой стоимости, чем если бы мы заправлялись сами.

Домой, в весеннюю Москву, мы летели, любуясь из иллюминатора на проплывающие снизу заснеженные складки гор. Мы немного опередили московскую весну, ведь природа у нас еще не настолько проснулась от зимней спячки, но радовало, что совсем скоро и у нас все зацветет и  зазеленеет.

 

Страницы1234567891011121314

4,8/5 (19)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Италии Читать все

    Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

    Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

    Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм в Палермо, где хранятся мощи самой почитаемой на Сицилии святой - святой Розалии.…