холм с пагодой в Мраук У

Записки о старой Азии

Тату в стиле паук у чинской старушки

Записки о старой Азии

рыбацкая лодка в Мраук У

Записки о старой Азии

Махамуни в Ракхайне

Записки о старой Азии

Галерея Будд в Kothaung Temple

Записки о старой Азии

Andaw Paya в Мрауке

Записки о старой Азии

«В твоих путях нет никакого проку. Ибо в каждую дорогу ты тащишь с собой самого себя…» Сократ

  Ч.1 СОКРОВИЩА РАКХАЙНА

 Триша выбиваясь из сил, пытается вскарабкать свой велик (со мной в коляске) на очередной холм. Безуспешно. Я встаю на ноги и иду рядом со своим незадачливым водителем. Он благодарно улыбается. День клонится к закату, и я почти уже добралась до Ситтве – центра штата Ракхайн. На обочине копошатся дорожные рабочие, собирая свои нехитрые инструменты – кайло и плетеные корзины. Целый божий день эти несколько подростков от 9 до 14 лет провели на палящем солнце, вручную дробя гранитные глыбы до размеров гравия, затем рассыпая и разравнивая корзинами камни на дороге ровным слоем. Они довольны – денег, заработанных сегодня, хватит, чтобы поужинать. Довольна и я, наконец, увидав за поворотом, блестящую гладь Бенгальского залива. На ней, распустив пламенеющие в заходящем солнце паруса, виднелись лодки ракхайнских рыбаков, отправлявшихся на вечерний лов в Индийский океан.

   Утром меня ждал шестичасовой переезд вверх по реке Каладан к предгорьям горной цепи Аракан-Йома в Мраук У – главное место, заманившее меня в Мьянму, и столицу обширного некогда Ракхайнского королевства. Его зеленые холмы укрывали народ чинов, чьи женщины издревле татуировали себе лица, чтобы не становится добычей врага, а также многочисленные храмы с виду похожие на крепости, но содержащие внутри бесценные рельефы и галереи Будд. Все в этом краю словно прятало свою истинную суть от какого-то неведомого мне врага. И я жадно всматривалась в заросшие манграми берега Каладана, подсознательно надеясь, найти ключи от этих загадок… Кругом золотились соломой рисовые поля, крестьяне гоняли буйволов, обмолачивая с их помощью последние остатки урожая, и затем радостно перевозили на лодках мешки с зерном в свои незамысловатые дома. Были там и многочисленные рыбацкие деревушки, чьи обитатели хитроумно использовали иравадийских дельфинов, заходящих в эстуарий реки на охоту, в качестве «рыбных ищеек».

      Мраук У встретил меня отсутствием электричества и веселым молоденьким ракхайнским гидом по имени Рен. Мы бодро зашагали от пристани по направлению к рынку, вызывая заинтересованные взгляды местных жителей. На меня оборачивался и старый, и малый, вне зависимости от пола и возраста. «Высадка инопланетянки в Вологде… Город взят без боя!» - промелькнуло в голове. «А куда мы идем?» - спросила я Рена. Он продемонстрировал безупречную улыбку и ответил: «Мы возьмем напрокат велосипеды для осмотра храмов, а потом пойдем к моему другу в ресторан есть лягушачьи ноги. Я заказал их для тебя, моя королева!» От этих слов меня швыряет на невидимую глазом железобетонную стену. Я останавливаюсь. Чешу незримо ушибленную голову и говорю коронную (в случае неприятностей) фразу моей подруги Елены Михайловны: «I have little problems!».

Ну что же сделаешь - я не катаюсь на велосипеде, не ем лягушек и не люблю, когда меня называют «Моя королева!». Рен искренне грустнеет: «Я сделаю все, как ты захочешь…» Я смягчаюсь: «Если тебе трудно называть меня Еленой, то давай придумаем мне ракхайнское имя!» Так на вторые сутки моего пребывания в Мьянме я стала - Kyi Kyi Khine – что на ракхайнском диалекте означает «ясная и сильная Кхайн», тем самым покрыв завесой тайны свое собственное настоящее имя.    

     Я удивленно кручу в руках фотоаппарат. Он не работает. Такое впервые случилось в Камбодже три года назад, когда я увидела Ангкор Ват. Не ожидала, что эти ощущения я испытаю снова. Тусклый свет едва проникает сквозь маленькие окошки в темные галереи Shitthaung Temple. Но это не мешает мне принять приглашение… Портал открыт… Они обитаемы – эти храмы-крепости. Жизнь ни на секунду не прекращается в них, даже когда они совершенно безлюдны. Там существуют короли и вельможи, архаты и надменные принцессы, злые орки и милостивые бодхисатвы, а у тысяч Будд – лица простых ракхайнцев – неповторимые и незабываемые. Серые камни все так же теплы жаром прошедших веков. И не надо фотографировать! Ведь память сердца не требует рамки для фото.

    «Вам было больно?» - спрашиваю я пожилую чинку, совершенно наглым образом осматривая ее лицо. «Это красиво!» - с гордостью говорит она. И я понимаю, что все женщины мира произошли от одной и совершенно одинаковы. Никакой страх перед врагами не может нас заставить терпеть боль. Только лишь желание быть красивыми!

   Наступил мой последний день в Мраук У. Еще затемно, мы с Реном выехали в Весали на руины самых ранних индо-буддийских поселений в Ракхайне. Раздолбанный британский виллис был по возрасту старше моей прабабки, и у себя под ногами на переднем сиденье я видела обширные дыры в ржавом днище. Да и сама я представляю странное зрелище – по уши закутана в теплое одеяло из отеля – ночной холод в январской Мьянме суров. Но то, что мне предстоит увидеть – стоит любых неудобств! Этот медвежий мьянмарский угол скрывает главную святыню всего буддийского мира – прижизненную статую Будды. И вот мы в Mahamuni Paya. Ничем не примечательное здание содержит то, ради чего бирманский король Бодавпайя завоевал Ракхайнское королевство в 1784 году, бывшее до этого суверенным четырнадцать веков. Завоевал – но не обрел! Ничего невозможно обрести силой – и об этом проповедовал сам Будда на холмах Ракхайна в 554 г. глубоко еще не нашей эры… Гордые и умные ракхайнцы подсунули солдатам Бодавпайи золотого огромного божка с лицом бирманца, а не индуса, каким был Будда. Отвезя подделку в свою столицу в Мандалай, бирманцы оставили Ракхайн в покое, и попыток найти истинную статую больше не предпринимали. Легкие победы всегда – мнимы… Я с замиранием смотрела на лик маленького золотого Будды. Он был очень добр, ироничен и совсем не пафосен. Такой же, как и все ракхайнцы, встреченные на моем пути…

 02.01-05.01.2010

      Ч.2 ПЛЕННИКИ ИРАВАДИ

 Берег и река сливались в единое целое мерцающей ртутью белесо-свинцового тумана. Наш ржавый паром, брошенный в Мьянме японцами в сороковых годах прошлого века, пришвартовался возле неизвестной деревушки на бескрайних сухих просторах реки Иравади на непредусмотренную ночевку. Бодрые французские бекпэкеры ухватили единственную лодку, способную в этот ночной час доставить пассажиров старого парома в конечный пункт нашего назначения - заброшенный еще в 13 веке город Баган. Вслед за французами сошли на берег и растворились в темноте путешествующие мьянмарские "челночницы", везущие нехитрый товар на продажу на рынок в древний город исчезнувшего ныне народа пью... На пароме остались только я и два мьянмарских монаха, направлявшихся в свой монастырь в Салае после паломничества в Мандалай. Взошел серп убывающей луны, обозначивший ночь на Старый Новый год... Стало холодно и сотни ночных мотыльков, привлеченных тусклым светом единственной лампочки на верхней палубе, истошно бились вокруг... Кряхтя и мысленно матерясь, я достала из рюкзака коврик и накрылась тонким пледом, присвоенным когда-то при полете с Qatar Airways. Монахи спокойно и неспешно улеглись рядом и паром погрузился в тягучую субстанцию ночи. Не спалось. Сквозь дремоту, меня не отпускал мираж ночного январского подмосковного леса с такой же тишиной и поразительной бесцветностью. Старый монах тоже не спал. Он что-то бессвязно бормотал, надсадно и тяжело кашлял, затем что-то сплевывал на пол. "Черт туберкулезный!" - зло подумалось мне. От холода я встала и стала нервно бродить по палубе от туалета до своего "койко-места"  в безуспешных попытках согреться. Неожиданно старик включил свой фонарик и стал им освещать мои передвижения по палубе, продолжая что-то завывать. Периодически он оглядывал и свои тряпки, которые составляли его постель и что-то бережно стряхивал. И тут меня осенило... Умирающие мотыльки, обжегшие крылья о лампочку, густо усеивали палубу и наши лежанки. Он не мог им помочь - просто не хотел их раздавить во время сна. Так и бодхисаттвы, взирая на страдания человеческих душ, не могут заставить нас стать лучше - а лишь сочувственно указывают нам путь... Взошло солнце, и на пароме завертелась круговерть обычной жизни. На пристани, у добродушной мьянмарской тетушки я купила самый большой и сочный ананас, который смогла найти. Я отнесла его старому монаху - он равнодушно взял его, и я впервые взглянула ему в лицо при дневном свете. Над худыми и впалыми щеками с чахоточным румянцем светились бесцветным иравадийским туманом его глаза. Они были абсолютно бесстрастны... 

 13-14.01.2010

 Ч.3 КОРОЛЬ ЛИР

   Звук багажного транспортера гулко раздавался по практически пустому мандалайскому аэропорту. Немногочисленные пассажиры янгонского рейса спешно разбирали свои чемоданы, пытаясь попасть в город до наступления темноты. Я уныло подхватила свой рюкзак, просчитывая в уме в какую сумму мне обойдется тридцатикилометровая поездка на такси до города. "Мадмуазель! Вам нужно такси до даунтауна?" - услышала я над своим ухом жутко грассирующий голос. Я повернулась. Передо мной стоял очень высокий, худой, нескладный, в очках, с растрепанными седыми волосами и сильно небритый француз неопределенного возраста от 50 и старше. "Меня зовут Мишель Брессон. Давайте поедем вместе! Мне тоже нужно в даунтаун. Здесь очень дорогое такси!" - начал снова тараторить он. "Вот открыл Америку! Для меня это не новость..." - подумала я. "OK!" - кратко ответила я. Мы побрели на стоянку такси. Сквозь предусмотрительно открытые водителем окна старой японской развалюхи  внутрь врывался терпкий и очень сухой воздух Мандалая. "У вас есть бронь отеля?" - снова подал голос француз. "Нет. Я еду в никуда. Так интересней..." - вяло бормочу я, уже начиная тяготиться необходимостью вести эту стандартную светскую беседу. Француз же напротив вдруг необыкновенно оживляется. Его словно прорывает и я слышу исповедь человека, прожившего действительно непростую жизнь. Это была современная французская реинкарнация знаменитой шекспировской трагедии о короле Лире. И я становилась невольной зрительницей последнего акта. Его прерывающийся голос и постоянно гаснущая сигарета выдавали неподдельную грусть. "Возьми меня с собой! Я здесь уже 10 дней. И я совершенно один..." - закончил он, глядя на меня преданными глазами старого сторожевого пса. Я не смогла ему возразить. В жизни каждого человека бывают моменты, когда одиночество убивает быстрее, чем цианистый калий. И мы поколесили вместе дальше по красновато-пыльным дорогам равнины Центральной Мьянмы, так неожиданно напомнившей мне африканские пейзажи - русская девушка и французский месье.
       
  "Лена! Почему это никто не видит и ничего об этом не знает?" -  разразился тирадой взволнованный француз. Я порадовалась произведенному эффекту и тому, что смогла его убедить отвернуть в сторону от основных туристических троп. Мы уже 2 часа абсолютно безмолвно бродили по двухсотлетнему тиковому монастырю Шве Ин Бин в Мандалае. Вокруг не было никого, кроме маленького монаха, робко приглядывавшего за двумя странными европейцами, неожиданно появившимися в их обители в этот утренний час. "Потому что в Lonely Planet не пишут, как и где нужно достигать нирваны. И слава Богу! Иначе здесь были бы толпы и мы не смогли бы так легко услышать дыхание Вечности..." - отзываюсь я. Ветер уносит обрывки моих слов в пустоту... Мы снова погружаемся не то в паралелльные миры, не то в мечты, вырезанные талантливейшими резчиками на тиковых балках монастыря... Мифический лес, звери и люди, ангелы и демоны, бодхисаттвы и Будда, сменяли друг друга и приглашали нас принять участие в этой моментально ставшей понятной и родной жизни... И состояние благости легко и запросто нашло дорогу в наши странствующие сердца... Именно здесь под громкое тиканье напольных часов, помнивших еще королеву Викторию, приходит осознание, почему же так много людей посвящает себя Богу...

   "Стань в дверях! Я хочу запечатлеть самый прекрасный город и самую лучшую девушку вместе!" - кричит мне король Лир и отбегает в темноту пагоды Тамбула. За моей спиной - бескрайняя панорама Багана, города 2000 храмов - магнита для паломников. Пытаюсь принять надлежащий торжественный вид, но тут же захожусь от смеха - Мишель выходит на свет, потирая очередной раз разбитую о низкий косяк голову. "Я куплю тебе каску, иначе к вечеру тебя придется госпитализировать!" - кричу ему я. "Тебе бы все смеяться надо мной, девушка из Руши!" - путать английский с родной речью для Мишеля было делом обычным. Да и я вскоре, вслед за ним, вдруг стала называть Рашу - Рушей. Мы еще долго смеялись над его координацией и нежеланием склоняться в темных и низких коридорах баганских пагод. Тем временем наша конка уже доставила нас к очередному храму. Я с сомнением смотрела на здание - малоизвестная пагода под номером 35 - Gu Pyauk Gyi... "А стоит вообще сюда идти? А она не современная ли часом? Ты дуришь меня, извозчик!" - напустилась я на нашего "водителя кобылы". Он усмехнулся и слегка подтолкнул к входу: "Иди. Не пожалеешь."  Я вошла в полумрак. Пожилая мьянмарка - смотрительница стала извиняться: «Электричества сейчас нет и вы не сможете как следует рассмотреть фрески.»

"Зато они смогут рассмотреть нас!" - перебила я ее. С противоположной стены на меня взирал краснолицый демон. У него был немигающий живой взгляд. Стало жутко. "Мишель! А что сейчас происходит снаружи?" - кричу я своему попутчику, не в состоянии оторвать глаз от фрески. "Лена! Луна закрывает солнце - скоро станет совсем темно! Я хочу это сфотографировать!" - слышу я. "Хорошо! Дай мне фонарик - я осмотрю пагоду, а ты фотографируй затмение" - отвечаю я и начинаю свой путь в темноте и одиночестве. Стены пагоды от пола до потолка расписаны так и не поблекшими за 10 веков красками. Не могу избавиться от чувства узнавания... Ну, конечно! Киевская Русь... Те же цвета, манера и стиль росписи, да и сюжеты схожи. Вот княжеская (или нет, простите, королевская) ладья с дружинниками, а вот и общий враг - монголы... А вот и Христос (да, нет - это же Будда!)! Так похожи - не отличить... Натыкаюсь на циновку в углу. Дальше помню смутно - я словно провалилась в какое-то безвременье, в думы об истинных ценностях и ценностях мнимых... Выхожу на свет.
"Тебя не было сорок минут. Я уже начал беспокоиться. Ты ведь сказала - недолго...Что ты там делала?"
"Как затмение? Мир спасен?"
"Да, все Ok! Ты как всегда ничего не расскажешь."
"Почему ты не вошел вслед за мной в храм?"
"Я не хотел вам мешать."
"Кому?"
"Тебе и Будде! У вас было всего сорок минут, чтобы спасти солнце..."              

 "Зачем ты едешь в Моньуа, Лена?" - допытывается Мишель. Как я ему это объясню? Нужно ведь будет рассказать ему всю мою предыдущую жизнь... И я начинаю с официальной версии - достопримечательность, пещерные храмы, редко посещаемый объект и пр. Месье Брессон слушает, кивает, но глаза его по-прежнему содержат все тот же вопрос. "Лена! Ты никогда ничего не делаешь просто так! Всегда есть какое-то основание..." - снова вещает он. Я понимаю, что отвертеться не удастся... "Это трудный вопрос... Настолько же тяжело, наверно, тебе было бы объяснить мне, почему все твои соотечественники не хотят с тобой общаться." - опять пытаюсь парировать я. Он на минуту замолкает, словно собираясь с духом... "Мы слишком хорошо понимаем друг друга для трехсуточного знакомства... И раз так вышло - нет смысла скрывать что-либо, ведь все равно это не является для нас слишком уж большим секретом..." - бормочет он. И я неспешно начинаю рассказывать ему об алхимике Хпа Вине, скакавшем тысячу лет назад по холмам Моньуа на гнедом волшебном жеребце с магической палочкой в руках... О том, что для него не было невозможного и любое несчастье обходило жителей Моньуа стороной. О том, что он дал людям возможность самим писать на страницах книги своей судьбы совершенно самостоятельно, и о тех событиях, которые раньше происходили с человеком только в мечтах... О том, что галереи сидящих Будд и фресок в пещерах Моньуа, возможно, все еще содержат эти знания... Лицо француза проясняется и он даже перестает курить, тем самым проявляя крайнюю заинтересованность. "Ты хочешь стать волшебником? Тогда просто выпей рому с колой и перед тобой не останется преград. Когда мы отмечали с тобой твой Старый Новый Год в Багане - не было на свете магии сильнее, чем твоя!" - неожиданно резюмирует он. И тут настала моя очередь удивляться. А ведь Мишель прав - все трудности и препятствия в нашей жизни не существуют в реальности. Они только воображаемы нами. Как только мы это понимаем - тогда и наступает настоящее волшебство. Без чужой алхимии и магических заклинаний...
   
Мы расстались с ним на борту самолета, одновременно летевшем и на озеро Инле (для Мишеля), и в Янгон (для меня). В Мьянме ведь одна и та же дорога имеет разные пункты назначения. Как и положено в волшебных сказках...

16.01.2010

Елена Бутько

Этнограф, туристический гид компании «Тайный меридиан»

http://www.exotravel.ru

Страницы1

4,9/5 (20)

6 комментариев

  1. Елена
    Елена 13 октября

    Фантастично....! Елена, возьмите меня с собой в путешествие, Пожалуйста! надоело ездить от турагенств, мечтаю о самостоятельном путешествии, но нет ни опыта ни знаний, ни подходящей компании....((

  2. Елена Бутько
    Елена Бутько 13 октября

    Здравствуйте! Если говорить о Мьянме, то я лечу туда 12 ноября, а потом 25 февраля. Камбоджа - 11 февраля.

  3. Elena
    Elena 13 октября

    Это самостоятельное путешествие? или тур, который опубликован на сайте 100dorog?

  4. Елена Бутько
    Елена Бутько 14 октября

    См. сайт: http://www.exotravel.ru/cat/304

  5. Владимир Русинов
    Владимир Русинов 04 февраля

    Очень интересно и легко читать. Понравилось!

  6. Михаил
    Михаил 11 мая

    Замечательно! Романтично! Может стоит книгу написать? Есть замечательная книга Ефремова про пустыню Гоби. Там человек описывает пустыню так, что оторваться невозможно )) Здесь задача полегче, но таких записок сейчас совсем нет. А тут слог легкий, автор прогрыз предмет до корня ) И главное, ему есть чем поделиться: так искренне и с любопытством на мир смотрят только дети! Правда! Книги живут дольше людей!

Ваш комментарий

Достопримечательности Мьянмы (Бирмы) Читать все

Пагода Чайттийо - Золотой камень

Пагода Чайттийо - Золотой камень

Пагода Чайттийо (или Золотой камень) - знаменитая буддистская святыня на вершине горы Чайттийо в Бирме и место паломничества в штате Мон в Мьянме. …