23-24 сентября – аэропорт Бен-Гурион – аэропорт Атланта – аэропорт Лос-Анжелес –  Сан-Диего.

 

  Первый день путешествия, как и ожидалось, был утомительным и небогатым на события. Рейс Дельты Бен-Гурион – Атланта вылетал в 23.30, так что, как положено, уже в 20.30 были в аэропорту. В последние годы мы довольно много летаем – как минимум раз в год, а иной год и несколько раз. Даже обзавелись биометрическими идентификационными картами, которые позволяют без простаивания в очереди проходить пограничный контроль: провел магнитной картой, вложил пятерню в аппарат и … до свидания страна, здравствуй заграница! Только в этот раз нам пришлось потратить некоторое время, чтобы возобновить действие наших карт еще на пять лет.

      Летели Боингом 777. Каждое место оборудовано не просто экраном, а компьютером с тач-дисплеем, который позволял самому выбирать развлечения: фильмы, в т.ч. на русском, музыку или просто наблюдать информацию о полете. Кормили и поили вполне обильно и съедобно. Но 13 часов полета все же утомительны. Кроме того, свою отрицательную лепту вносит разница во времени. Уже в Атланте она составила минус 7 часов.

    Прилетели в Атланту в 5.30 по местному времени. По американским правилам при полете с промежуточными посадками паспортный и таможенный контроль производится в первом порту на территории США.

    Так что приходится сначала получать багаж и проходить таможенные формальности, а затем – паспортный контроль с не очень приятной процедурой идентификации отпечатков пальцев. Справедливо отметить высокую организованность всего этого процесса, вас везде сопровождают служащие и ненавязчиво направляют в нужном направлении.

    Аэропорт в Атланте огромный, несколько терминалов, перемещение между ними – поезда метро.

    Дальше летели уже внутренним рейсом Боингом 757. Продолжительность полете – 4.5 часа – это семечки по сравнению с предыдущим.

    Прилетели в Лос-Анжелес в 10.15 по местному и добавили еще минус 3 часа к разнице по времени – итого минус 10 часов, а всего в дороге -  больше 20 часов.

    Уже без всяких паспортных процедур получили багаж и направились выполнять следующий пункт программы – получение автомобиля.

    В аэропорту Лос-Анжелеса с этим не все так просто. Все прокатные компании находятся не в здании аэропорта, а в примыкающем к аэропорту городке Inglewood, куда ходит шатл – специальный бесплатный автобус от каждой компании. Мы к этому готовы, выходим из здания аэропорта на автобусную остановку. И, действительно, вскоре увидели подруливающий большой автобус с огромным плакатом нашей прокатной компании Alamo. Водитель шатла помог загрузить многочисленный багаж (автобус оборудован специальными полками для багажа) и уже минут через 15-20 мы въехали на площадку для получения-сдачи арендованных автомобилей.

   Отстояв небольшую очередь, подошли к стойке. И тут нас ждал не совсем приятный сюрприз. После того, когда, казалось, все улажено и мы фактически имели в руках ключи от заказанной машины Toyota Rav 4, служащая, как бы на всякий случай, спросила о количестве чемоданов и сумок. А их у нас целых пять, не считая тоже довольно объемных женских сумок. Увидев эту кучу, служащая безобидно пошутила, сказав, что в такую машину поместятся  либо мы, либо наши вещи.

   Мы в замешательстве. С одной стороны, мы и так знали, что багажник у Toyota Rav 4 небольшой и довольно весомую часть вещей придется грузить в салон. С другой стороны, мы не такие богатые, чтобы, заплатив кучу долларов, и еще терпеть неудобства в и без того сложной дороге.

   Начинаем заинтересованно выяснять во что и во сколько выливается upgrade, т.е. получение машины более высоко класса взамен заказанного. Оказывается, получение машины класса Midsize SUV вместо Compact SUV нам обойдется  в 300 с небольшим долларов, включая дополнительную страховку. Сумма значительная, но не смертельная для нашего отпускного бюджета. А что приобретаем? Более вместительную, мощную и комфортабельную машину с бортовым компьютером, например, уже включающим такую весьма полезную функцию как cruiser. Недолго посовещавшись, решаемся на upgrade.

   После переоформления бумаг нам предложили на выбор более десятка автомонстров и обещали подогнать еще парочку. Некоторые из них были настолько огромны, что при нашем среднем росте даже после максимальной регулировки сидения с водительского места видно только небо.

   Наконец, опробовав чуть ли не все машины, мы выбрали элегантно-серебристый Chevrolet Equinox: довольно компактная для своего класса машина, полноприводная 4X4, с мощным движком 3500 кубиков, автоматической коробкой передач. Единственный недостаток, который мы, правда, определили уже потом, это – прожорливость бензинового движка.

   Грузим наш многочисленный багаж, с комфортом размещаемся сами, подгоняем сиденья, зеркала, осваиваем навороченную панель управления. Как обычно, креплю GPS-навигатор вплотную к правой стойке лобового стекла и нацеливаю навигатор на гостиницу в Сан-Диего.

   Выбираемся из Inglewood''''а и вот мы уже на скоростной дороге 405, ведущей в Сан-Диего.

   Немного об американских дорогах. Все-таки у нас автомобильное путешествие и дороги в нем играют одну из главных ролей.

  О том, что Америка – легендарная автомобильная страна, мы и так были наслышаны, но теперь еще и убедились сами. Автомобильная инфраструктура, по крайней мере, в Калифорнии, просто поражает воображение: все для автомобиля и все ради автомобиля.

   В США давно существует и постоянно развивается Национальная система скоростных автомобильных дорог (National Highway System). Относительно недавно, в 1956 г. создана Федеральная система скоростных автодорог (это мой вольный перевод Interstate Highway System).

   Строительство Interstate Highway System было пролоббировано главными производителями автомобилей в США, а также  лично президентом Дуайтом Эйзенхауэром (Dwight D. Eisenhower), который, будучи молодым офицером , хорошо запомнил свое путешествие в 1919 г. через Америку по первой трансконтинентальной дороге The Lincoln Highway. Эйзенхауэр также получил представление о немецких автобанах как о необходимом компоненте системы национальной безопасности во время Второй мировой войны, когда он был главнокомандующим союзных войск.

   К настоящему времени общая длина данного типа дорог составляет более 75000 км, что является наибольшей в мире сетью автомагистралей и самым большим проектом для сооружений общественного значения.

  Эта система дорог соединила все главные города США с населением более 50 тыс. человек. Многие магистрали проходят сквозь города, через деловые районы (downtown). Примерно 30% всех поездок в США происходит по таким дорогам.

     После энциклопедических сведений несколько слов о том, что интересует рядового автопутешественника.

    Во-первых, мы, наконец, поняли разницу между терминами highway и freeway. Highway-ем называется любая номерная автомобильная дорога, а freeway-ем или, реже, expressway-ем, называется скоростная автомобильная дорога, НЕ имеющая на своем протяжении регулируемых перекрестков, например, со светофорами.

   Во-вторых, состояние дорог достаточно хорошее, рытвин и колдобин нам не встречалось, но дорожное покрытие далеко не идеальное, неровностей хватало.

Но много дорог с бетонным покрытием (ну, стучат колеса на стыках плит!). Кроме того, создается впечатление, что некоторые неровности искусственного происхождения, например, косые линии "елочкой" или поперечные линии типа "стиральной доски". Есть предположение, что делается это в целях безопасности движения (усиление сцепления колес с дорожным полотном или дополнительный шум, чтобы водитель не засыпал за рулем).

    Количество полос на freeway – не менее двух в одну сторону, а в районе мегаполисов приближается к десяти (в одну сторону!). Дорожные развязки обычно на двух-трех уровня, а наиболее сложные – на пяти-шести уровнях!

   Разметка на дорогах четкая, удобочитаемая, заблаговременная, но иногда очень обильная (не успеваешь прочитать!). Здесь на помощь приходит GPS-навигатор. По крайней мере, в IGO 8 на американских картах заработали несколько функций, которые не работали ни в Европе, ни в Израиле. Навигатор начал дублировать дорожные знаки и особо отмечать релевантные в соответствии с направлением движения. Кроме того, при подъезде к дорожным развязкам стала появляться разметка дорожных полос с указанием наиболее предпочтительных из них, опять-таки, в соответствии с направлением движения. Ну, очень замечательная штука этот Вовка-навигатор!

    По поводу разметки  дорожных полос еще надо отметить наличие специальной полосы, называемой CARPOOL, причем она всегда крайняя, но может быть как слева, так и справа. Сначала мы подумали, что это специальная полоса для автомобильных кортежей, но потом встретили плакат с объяснением. Оказывается, эта специальная полоса предназначена для автомобилей с числом пассажиров (включая водителя) не менее ДВУХ. Тем самым стимулируется объединение водителей, едущих в одном направлении, что, по замыслу, должно сократить количество автомобилей в часы пик. Не сразу, но потом мы нередко пользовались этой полосой. И, действительно, это иногда давало возможность обойти пробку, где большинство водителей-одиночек.

   Наконец, в-третьих, общая культура водителей высокая, практически любое нарушение пресекается неотвратимостью наказания. В этом мы убедились на собственном опыте уже в первые дни. А дело было так.

   Вечером мы возвращались в нашу гостиницу в Сан-Диего. Нам нужно было съехать с freeway на боковую дорогу. Я замешкался с навигатором и с опозданием дал команду на перестроение. Наш первый пилот нахально и, как оказалось, опрометчиво, пытается перестроиться в правый ряд, вокруг все начали сигналить, а уже через несколько секунд нам на хвост садится полицейский патруль, весело мигая своей красно-синей иллюминацией, но с грозным ревом и требованием остановиться. Мы не сразу поняли, что произошло, откуда взялся этот патруль, а, тем более, что от нас хотят.   

   Остановились на обочине. Ну, думаю, сейчас начнется, как в фильмах про американскую полицию: "Руки на капот! Ноги шире!", или вообще: "Руки за голову! Лечь на землю!". Говорю Розке: "Не ерзай, руки держи на руле".

   Подходит молодой полицейский, причем подошел с моей правой стороны, жестом попросил опустить окно и, обращаясь к Розе, начал быстро говорить. Я понял только первое слово: мэм. Тон не злобный, но строгий. Тут Маша, молодец, смело вступает в разговор и объясняет ситуацию. Вижу, как с течением разговора добреет вид и тон полицейского. Общение с американской полицией закончилось на дружелюбной ноте, подробным объяснением как нам лучше добраться до гостиницы и пожеланием доброго пути и уверенного вождения. Тем не менее, даже после такого весьма дружественного общения, у нас больше не было даже попыток глубже испытать уровень доброжелательности американской полиции.

   Мы больше не позволяли себе даже малейших нарушений, например, в отношении ограничения скорости, когда позволяешь себе иногда добавить десяток километров сверх разрешенных.

    Но вернемся к нашим …, то бишь путешествию.

    Итак, мы по дороге в Сан-Диего. Вовка оценил расстояние в 200 км и 2.5 часа пути. Кстати, как известно, в США расстояние измеряется в милях. В навигаторе есть возможность переключиться с километров на мили, но мы не стали этого делать, дабы окончательно не потерять ориентировку в пространстве (достаточно разницы во времени!). Кроме того, нам повезло, что спидометр в нашей машине имел двойную градацию: и в милях, и в километрах.

   Вот замелькали знакомые названия: Long Beach, Huntington Beach, Newport Beach, … Вовка уверенно диктует направление движения на сложных развязках. А вот мы вливаемся на Interstate 5, который тянется почти прямой лентой вдоль побережья. Вовка надолго замолкает: дорога ведь прямая, не требующая перестроений.

    Все побережье от Лос-Анжелеса до Сан-Диего славится своими ровными песчаными пляжами. Особенно они привлекательны для любителей серфинга.

    Как-то незаметно по времени и без остановок доехали до Сан-Диего.

    Наша гостиница должна находиться в северной части города и нам не нужно углубляться в него.

    Как мы и предполагали, въехав в город, съехали с freeway и оказались на улице со сплошной вереницей гостиниц. Выполнив под диктовку Вовки несколько маневров (много улиц с односторонним движением), въехали на парковку гостиницы Days Hotel Hotel Circle - SeaWord.

    Уладив течении 8-10 минут все формальности с поселением, подруливаем наш Chevy прямо к дверям номера. Разгрузили вещи и тут вспомнили, что мы уже на ногах больше 40 часов. Только теперь, расслабившись, почувствовали накопившуюся усталость и 10-часовую разницу во времени.

    Но мы готовы к такому раскладу. В завершение первого дня у нас по программе легкая прогулка в старый город и ужин в заранее заказанном ресторане.

    Выехав из гостиницы в сторону города, уже через 15 минут мы накручивали круги в старом городе в поисках стоянки. Здесь тоже была проведена подготовительная работа в Интернете и у нас имелись координаты нескольких парковок. Уже на втором круге мы заезжали на удобную подземную стоянку, получив на въезде талон со временем. Уточнили тариф и время работы парковки, убедились, что она работает круглосуточно, двинулись на прогулку.

    Мы лишь немного прошлись по кварталу газовых фонарей – Gaslamp Quarter и направились в ресторан Café Sivilla, который расположен в этом же квартале. На входе в ресторан выстроилась приличная очередь, но, имея предварительный заказ, мы гордо обошли ее и уже через несколько минут сидели за столиком в уютном зале. Великолепная испанская кухня и столь же прекрасное испанское вино было весьма кстати. Но усталость взяла свое и, быстро управившись со всеми блюдами, мы отправились в гостиницу. На такой вкусной ноте мы завершили этот неимоверно длинный день.

 

25 сентября Сан-Диего

 

   Итак, Сан-Диего – шестой по величине город в США и второй в Калифорнии, с населением более 1 млн. человек. Его называют гигантской игровой площадкой и для детей, и для взрослых и поэтому считается идеальным местом для отпуска. Здесь превосходный климат с теплыми солнечными днями, когда тихоокеанский бриз развеивает жару. Дожди случаются редко, заморозков не бывает никогда. И, самое главное, здесь огромное множество различных аттракционов и интересных достопримечательностей, причем многие из них уникальны.

    Мы начали  день с самого интересного – водного парка SeaWord. Его еще называют водным аналогом Диснейленда.

    SeaWord открывется в 10:00 и до этого времени мы успеваем заехать в офис AAA – Американской Ассоциации Автомобилистов. Членский билет ААА мы получили вместе с международными водительскими правами. Между прочим, очень полезная штука. По этому билету мы получили совершенно бесплатно целый набор прекрасных дорожных карт Калифорнии.

    Уже к 10:00  мы были у касс SeaWord и, заплатив 65$ за каждый из трех билетов и получив иллюстрированную карту парка и расписание аттракционов, начали соображать как нам объять необъятное, потому что территория парка огромна (что-то около 55 га), а количество аттракционов - несколько десятков.

    Поступили достаточно просто: в 12.30 начинается самое интересное Show Shamu – шоу косаток, а остальное – что успеем – смотрим ДО и ПОСЛЕ этого шоу.

    Сначала двинулись к павильону Wild Artic Interaction. Здесь уже выстроилась приличная очередь, но уже через несколько минут мы входим в небольшой зал.

    Тут мы столкнулись с типичной организацией американских аттракционов.

В зале на полу четко нарисованы точки (иногда звезды), распорядитель призывает посетителей занять (встать на них) свободные точки. Когда все или большинство точек заняты, открываются множество дверей, каждая из которых расположена напротив определенного ряда точек. Посетители заходят в основной зал и занимают места в ряду, где количество мест как раз равно количеству тех самых точек. Как говорится, просто, без шума и пыли!

    Сам аттракцион очень впечатляет! Вы сидите, привязанные к креслу, как в самолете, как бы в кабине вертолета. Перед вами огромный панорамный экран.

По радио звучит команда: пристегнуть ремни и приготовиться к взлету. Раздается характерный свистящий рев раскручиваемых вертолетных лопастей, ваше кресло и все вокруг начинает вибрировать и через мгновенье у вас в прямом смысле захватывает дух от ощущения полета. Вот вертолет резко взмывает вверх и несется над бескрайними снежными просторами Арктики. Вот стая белых медведей. А вот вы пролетаете над арктической станцией и люди внизу машут вам руками. Вдруг ваш вертолет резко падает вниз, удар! И вас несет по ледяному склону. Еще удар! Вертолет пробивает лед и … превращается в подводную лодку и вы созерцаете подводное (подледное) царство. Снова стремительный рывок наверх и вертолет вырывается из ледяного плена. Еще несколько кругов над ледяными торосами и идем на посадку.

    Выходим из "вертолета"  и попадаем в подледные коридоры арктической научной станции, всюду стеллажи с оборудованием и различными приспособлениями для исследования и жизнедеятельности во льдах Арктики.

    Идем по коридору и вдруг нос к носу сталкиваемся с огромным белым китом – белухой, рассекающим за стеклом ледяную полынью.

   А вот белый медведь. Он тоже за стеклом, совсем рядом. А дальше еще один, возится с ящиком, в котором, наверное, что-то съестное.

   Выходим из Wild Artic Interaction и переходим в следующий павильон Penguin Encounter, становимся на движущуюся дорожку, которая тянется вдоль стеклянной перегородки. По ту сторону стекла – кусочек Арктики и лежбище пингвинов и вы, как в мультфильме, наблюдаете картинки из их жизни. Вот здоровяк пингвин-папа, рядом переваливается кругленькая толстуха-пингвиниха-мама. А там шалунишки-пингвинята расправляют крылышки и бул-тых в воду.

    Но пора двигаться к Show Shamu. Это в другой стороне парка. По пути успеваем полюбоваться розовыми фламинго, морскими львами, дельфинами.

    А вот и круглый Shamu Stadium. До представления еще полчаса, но надо успеть занять места получше и повыше. Перед входом – щит с предупреждением, что в первых шести рядах  есть большая вероятность попасть под брызги или даже миницунами разыгравшихся косаток.

   Позволю себе краткую энциклопедическую справку об этом уникальном существе. Итак, косатка (именно кОсатка, потому что кАсатка – вид ласточки) - водное млекопитающее семейства дельфиновых. Английское название killer whale (кит-убийца) косатка получила из-за своей репутации опасного хищника. Косатки отличаются от других дельфинов контрастным чёрно-белым окрасом: спина и бока - чёрные, горло белое, на брюхе — белая продольная полоса. Внушительны габариты косаток: самцы – длина 9-10 метров, вес – до 7.5 тонн, самки – длина до 7 метров, вес – до 4 тонн. Кстати, уже после путешествия смотрел передачу по телевизору, там назывался точный вес одной косатки из Show Shamu – 3865 кг.

    В шоу участвуют 5 косаток и 5 тренеров, в т.ч. 2 девушки, каждый тренер работает с одной косаткой. Девиз – Believe. Trust. Create (Верь, Доверяй, Твори). Длительность – 25 минут. В течение шоу косатки носятся по огромному бассейну со стеклянными бортами с огромной скоростью – км 30 в час. Иногда с тренером на спине или на носу. Вращаются вокруг своей оси, а тренер, стоя на спине, бежит на месте. Впечатляют вертикальные прыжки из воды – огромное черно-белое тело косатки полностью выходит из воды, на мгновенье зависает и с фонтаном мощных брызг снова уходит под воду. Особый эффект – прыжки с тренером, который либо обнимает нос косатки, либо – это высший пилотаж! – стоит на нем. Очень эффектны синхронные прыжки нескольких косаток. Красиво, когда косатка выбрасывается на помост и вращается вокруг своей оси с загнутым вверх двулопастным хвостом. Очень весело принимаются маленькие пакости косаток: они своим мощным хвостом начинают брызгать водой в публику. Во всех этих упражнениях бросается в глаза слаженность и взаимное доверие между тренерами и животными. В завершение шоу косатки ластами аплодируют публике.

    Выйдя из Shamu Statium, мы подумали, что уже увидели самое интересное в SeaWord, и решили поехать в Balboa Park.

    Этот парк отличается тем, что культурные достопримечательности расположены более плотно, чем где-либо в Калифорнии. Кроме всемирно известного Зоопарка, только одних музеев около 20, а также рынок искусств и ремесел. В Зоопарк не пошли – этого нам на сегодня достаточно. Захотели отдохнуть от шума и суеты. Идеальное место для этого – Japanese Friendship Garden – Японский сад Дружбы. Погуляли по извилистым тропинкам в тени и прохладе, отдохнули в чайном домике.

   Стали решать, куда двигать дальше. Сначала было настроились посмотреть какой-либо музей, тут они выстроились чередой. Но потом надумали посмотреть еще что-нибудь интересное из намеченного и, в очередной раз бросив взгляд на карту Сан-Диего, двинулись в сторону полуострова Coronado.

   Coronado почти остров и соединяется с материком длинной и узкой песчаной полосой, называемой Silver Strand. До 1969 г. единственным способом попасть сюда была паромная переправа или долгая автомобильная поездка. Но после строительства моста San-Diego  Coronado Bridge – от центра города сюда можно доехать за считанные минуты. Вот и мы не преминули проехать по этому уникальному инженерному сооружению длиной 3.5 км, которое изогнулось на высоте более 60 м и делает вираж почти на 90 градусов над заливом San Diego Bay.

   В Coronado царит атмосфера другой эпохи, он похож на сказочную деревню.

   Главная достопримечательность – Hotel del Coronado, один из знаменитых мировых отелей, построенных в 1888 г. Это один из немногих оставшихся в "живых" примеров американского деревянного зодчества в викторианском стиле. Кроме того, это был один из первых отелей в мире с полностью электрическим освещением. Сам Томас Эдисон лично следил за монтажом электропроводки.

   Здесь останавливались множество знаменитостей, в т.ч. 16 американских президентов, включая нынешнего Барака Обаму. В 1977 г. отель стал Национальным Историческим Памятником.

   Значительную долю в популярность отеля внес также тот факт, что он служил съемочной площадкой для нескольких десятков фильмов голливудовских киностудий. Наиболее известный фильм "Some like it hot (Некоторые предпочитают погорячее)" с легендарными Мэрилин Монро, Тони Кертисом и Джеком Леммоном в главных ролях. В русском прокате этот фильм назывался "В джазе только девушки".

    Вот и мы узнали отель еще из далека по характерным очертаниям главного здания – эдакий красно-белый конусообразный теремок, который запомнился именно по фильму "В джазе только девушки". Было очень интересно бродить по территории отеля, вспоминать  сцены из фильма и примерять их, так сказать, на местности.

    В завершение этого дня мы побывали в еще одном замечательном месте – La Jolla. На слух мы слышали три варианта произношения этого названия – Ла Джола, Ла Йолла, чаще всего (на испанский манер) – Ла Хойя.

    Для того, чтобы попасть сюда из Сoronado нам пришлось выехать на freeway, пересечь весь Cан-Диего и выехать на его северную окраину, но по времени это заняло не более 20 мин.

   La Jolla – это прелестное местечко славится живописными обрывистыми берегами  с идиллическими пляжами. Один из пляжей, который тянется узкой полосой вдоль набережной Coast Boulevard, очень популярен среди глубоководных ныряльщиков. Здесь множество подводных пещер.  

   Мы не ныряльщики, но с интересом наблюдали, как большая группа любителей глубоководного ныряния облачалась в специальные костюмы и надолго уходила под воду.

    Еще было интересно бродить по извилистым улочкам, которые никак не укладываются в привычную американскую топографию, напоминающую шахматную доску, и уже замеченную нами в центре Сан-Диего.

    Итак, за один день мы увидели в Сан-Диего довольно много, но совсем мало по сравнению с тем, что еще можно увидеть. Оставим на следующий раз.

   Завтра нас уже ждет Лос-Анжелес.

   Продолжение следует ...

 

Страницы1

4,9/5 (47)

1 комментарий

  1. Гость
    Гость 19 марта

    А где же продолжение этого замечательного повествования?

Ваш комментарий

Достопримечательности США Читать все

Ниагарский водопад

Ниагарский водопад

Ниагарский водопад образовался несколько тысяч лет назад, когда сформировавшиеся после таяния отступающего ледника потоки воды промывали себе русло в мягких песчаниках. Река Ниагара…