Этот рассказ продолжает цикл «Мой «Гранд Тур», начавшийся опусом «Далянь в тумане».

Пекин, или, иначе – Beijing, переводится как «Северная Столица». И нашей группе в полной мере удалось прочувствовать, что такое китайский север в феврале…

Впрочем, по порядку.

Прилетев из Даляня накануне вечером, я по знакомой уже методе показал таксисту в аэропорту каталог, раскрытый на странице с описанием и, главное, фотографией отеля «Gloria Plaza» - и через каких-то полчаса уже заселялся в номер.

Пара слов о гостинице: обычная крепкая добротная китайская «четверка». Говоря «китайская», я имею в виду, что это гораздо лучше, чем 4* во многих европейских странах, хотя в российской столице о китайских отелях бытует диаметрально противоположное мнение. Ну, от незнания и не такое бывает… «Глория Плаза» очень удачно расположена – буквально в паре сотен метров от центрального проспекта, проходящего через весь Пекин строго по линии восток-запад, и в паре километров от сердца китайской столицы – Запретного Города и, соответственно, площади Тяньаньмэнь и любимой улицы собирателей сувениров – Ванфуцзинь. К тому же совсем рядом с отелем несколько универмагов, в том числе «Дружба» и бывший КВИК, а также знаменитый среди «челноков» рынок Ябаолу и несколько отличных и недорогих ресторанов, что для меня, как большого нелюбителя гостиничной еды, было бы неоспоримым достоинством отеля, будь он даже «оф старс». В отеле имеется пара ресторанов с барами (в лобби по вечерам – «живая музыка»), бары, массаж, сауна, крытый бассейн, бильярд и прочие увеселения. В номерах - ванная комната с ванной, ТВ, телефон, кондиционер, электрочайник и чай-кофе, холодильник с мини-баром и тапочки. В общем, вполне бюджетно и удобно.

Вечер провел на упомянутой Ванфуцзинь, неспешно разгуливая по ее пешеходной части, заглядывая изредка в сувенирные магазинчики и грызя по пути нечто жареное на шпажке, купленное у уличного торговца за два юаня.

Утро. Сижу в лобби отеля, пью плохой китайский кофе, любуюсь отвратительной погодой, царящей за стеклянной стеной, и жду группу – сегодня от московского туроператора «Гранд Тур вояж» прилетает человек двадцать, вместе с которыми мне предстоит путешествовать по стране в рамках стандартной программы «Гранд Тур». Оная программа включает осмотр достопримечательностей в Пекине, Сиане, Лояне, Шанхае и двух небольших городах относительно недалеко от Шанхая – Сучжоу и Ханчжоу. Тур насыщенный, много внутренних перелетов, автобусных и железнодорожных переездов, группа большая, и мне заранее становится жаль тех увлеченных своей работой китайских мальчиков и девочек, которые будут у нас гидами.

О! А вот и группа! Не выспавшаяся после ночного перелета, влекущая за собой целые выводки разномастных чемоданов и явно мечтающая только о горячем душе и хотя бы небольшом отдыхе.

С группой прибывают два сопровождающих от принимающей фирмы – знакомый мне Андрей, отлично говорящий по-русски, и то ли Петр, то ли Коля, сейчас уже не упомню, который на нашей мове говорит хуже Андрея, но тоже на уровне, вполне достаточном для того, чтобы проводить качественные экскурсии. А в составе группы тоже есть несколько знакомых – Юля, которая руководит этим коллективом от лица «Гранд Тур вояжа», Ольга и Татьяна – директора офисов той же сети. Ну, тем лучше, со знакомыми всегда проще!

Китайские друзья дают утомленным путешественникам время до полудня – ровно в 12 нас будет ждать автобус, дабы провезти по центру Пекина с целью первого ознакомления с городом и страной (собственно, я-то в Пекине уже далеко не в первый раз, в отличие от остальных, но крайний мой вояж был давно, лет 10 назад, так что многое в этом олимпийском городе мне тоже наверняка незнакомо).

В полдень с минутами освеженные и переодетые, любопытствующие и возбужденно галдящие, усаживаемся в автобус. Странно, что никого не пришлось искать, будить и пинками гнать в сырой туман, для больших групп это редкий случай.

Первый объект посещения, само собой, – площадь Тяньаньмэнь и, соответственно, Запретный Город (он же – Музей-Дворец Гугун), бывшая императорская резиденция нескольких династий. Автобусный осмотр города всегда начинается отсюда, поскольку Тяньаньмэнь (то бишь – «Площадь Небесного Спокойствия») сердце Пекина и, следовательно, всей КНР (к слову: в Пекине вообще очень много топографических наименований, несущих в себе означающий «спокойствие» иероглиф «ань»).

Гуляем по площади, пытаемся фотографироваться и фотографировать, что очень нелегко ввиду средней плотности тумана. Особенно негодует по этому поводу Андрей – профессиональный фотограф, за плечами которого висит большой опыт фотографирования и не менее большой рюкзак-кофр со всяческим фотооборудованием. Впрочем, и в тумане была бы определенная прелесть, не будь он таким промозглым и не задувай по квадратно распланированному городу мокрый ветер. К тому же наполовину это не туман, а извечный пекинский смог, и в солнечные дни растворяющий перспективу центральных проспектов и вызывающих легкий кашель уже на третий-четвертый день пребывания. По всему чувствую – без маотая вечером не обойтись… Как я уже говорил в спиче про Далянь, местное крепкое спиртное обладает еще и немалым лечебным эффектом. В разумных дозах, разумеется.

Обедаем в уютном ресторане в восточной части города. Для подавляющего большинства китайская кухня в диковинку, вместо палочек просят вилки, с подозрением ковыряются в прекрасных (на мой взгляд) блюдах. Я в очередной раз укоряю себя за то, что никак не соберусь сделать дома давно задуманный китайский стол (китайский стол в ресторанах – круглый, а в центре расположен круглый же вертящийся подиум меньшего диаметра, на который, собственно, и выставляются блюда с приправами; удобство сего сооружения в том, что не надо тянуться за приглянувшейся тарелкой через весь стол, вполне достаточно просто немного этот подиум покрутить – и искомое само подъедет к твоим рукам).

Нас возят по городу до сумерек. Кто-то из коллег-согруппников уже чихает, кто-то клюет носом – в Москве уже поздний вечер, но наш «around city» еще не закончен, нас ждет ресторан «Пекинская утка»!

«Пекинская утка» на поверку оказывается не то чтобы рестораном, а, скорее, неким ресторанным комплексом, основное назначение которого не накормить утомленного путника на склоне дня, а познакомить его с некоторыми изысками местной кулинарии. Судите сами: здание – 5 или 6 этажей, на каждом – штук по 20 комнат, в каждой комнате – по 2-3 стола на 10 человек, на посещение отводится около часа – в общем, этакий конвейер по скармливанию пекинской утки ненасытным лаоваям. Но утка действительно вкусная! Жаль лишь, что ее мало…

А поскольку утки было мало всем, после возвращения в отель решаем свободное время потратить на ознакомление с недорогим местным фаст-фудом (не все, конечно – кто-то завалился отсыпаться, кто-то по своей программе отчалил). Берем такси и вчетвером (Володя из Минска, Лена из Москвы и Света из Зеленограда) едем на… ну, конечно же, Ванфуцзинь! Это – «священная корова», надо новичков в первую очередь именно сюда направлять (я так думаю). Погуляли, нашли недорогой ресторанчик, юаней на 40 с мелочью вполне плотненько пожевали вчетвером (вместе с пивом). Вот скажите, реально в районе Тверской в нашей столице вчетвером с пивом пожевать на 5 долларов? То-то… Ну, это так, к вопросу о ценах.

Утром после обильного завтрака выходим в молоко… Не в смысле – мимо цели, а в смысле – в туман. Сегодня он какой-то маслянистый на ощупь и еще гуще, чем вчера. А это не шибко приятно, поскольку сейчас у нас – Бадалинская застава Великой Китайской Стены, и жаль будет, если мы ничего не увидим, кроме ближайших кирпичей и ступенек… По пути заезжаем на фабрику жемчуга, что заставляет меня нервно курить на улице и втихую материться – наши дамы явно решили если не скупить весь торговый зал, то уж как минимум все осмотреть и перещупать, хотя всех честно предупреждали, что лучше все эти цацки приобретать на здесь, а в Шанхае. В общем, добрый час потеряли…

Как я и предполагал, Стену почти не видать, все растворяется и расплывается. Но даже в тумане она грандиозна! Не спеша доходим до первой башни, после чего уклон резко крутеет градусов до 60 – стена ползет вверх по склону неслабой горы, ступени вытерты и разновысоки, идти неудобно, пока долез до второй башни, язык вольготно лежал на плече (как, впрочем, и у большинства). Отдышался, покурил – полез дальше, аки маньяк-высотник. А что, зря, что ли, ехал?

Возле третьей башни был уже почти в коме, но купил-таки футболку, по-английски утверждавшую, что я «лазил на Великую Стену», и круглый медальон, утверждавший то же самое (вот сейчас висит перед моим взором в офисе на стене и помогает все вспомнить). Вместе со мной из всей группы оказалось человека три – ну, оно и понятно. К тому же видимость отнюдь не улучшилась, окрестные башни еле-еле проклевываются сквозь туман…

На обратном пути обедаем в ресторане над фабрикой по производству перегородчатой эмали – это такой сугубо китайский народный промысел, вазы и прочая посуда, сотворенные по этой технике, получаются безумно красивыми (и не менее безумно дорогими, хотя оно того стоит). А после этого, видимо, в плане «прийти в себя», заезжаем в некий аквапарк, хотя ничего особо интересного там нет – по причине раннего времени искусственную волну не включили, и порезвиться не удалось. Так что просто полежали в теплых джакузях. Ничего, здорово восстановило силы!

А они нам вскоре понадобились, ибо впереди ожидал нас парк Ихэюань – очередная бывшая летняя резиденция Цинских императоров, вольготно раскинувшаяся на берегу искусственного озера Кунминь, окруженного возвышенностями с многочисленными дворцовыми и храмовыми постройками. Поскольку я информационно к поездке готовился, наибольший восторг вызвали ожидаемые вещи – «Длинный коридор» и «Мраморный корабль Цы Си» (Цы Си – одна из последних цинских императриц, тетка, судя по всему, недалекого ума, поскольку на постройку этого самого «мраморного корабля» и Летнего Дворца просадила все трудовые юани, отпущенные казной на строительство военно-морского флота – согласитесь, что умным такое нецелевое использование бюджета явно не назовешь).

Красиво здесь… Тихо, умиротворенно, никуда спешить не хочется, начинаешь понимать этих расслабленных императоров, которые сибаритствовали вместо того, чтобы империю из кризиса выводить. За что, собственно, в 1911-м и поплатились.

На выходе из парка, как обычно, упираемся в сувениры и прилично одетых молодых ребят с кейсами, радостно пытающихся сбагрить нам «реальный «Ролекс» по доллару за штуку. После недоуменных взглядов и становящегося уже привычным рявканья «Бу-яо!» цена стремительно падает до 5 юаней, кто-то из наших покупает. Говорит – на сувенир. Ну, правильно, через полчаса этот «Ролекс» больше ни на что другое и не потянет…

Вечером совершаем небольшой вояж в один из сувенирных магазинов на Ванфуцзинь, там как раз очень удачно подвернулась распродажа – все по 10 юаней, – купил пару резных шкатулок. Возможно, поторговавшись где-то в провинции, я бы их тоже по такой же стоимости прихватил, но уж больно торговаться не люблю!

Совсем вечером спасаю при помощи глинтвейна заболевших Татьяну и Ольгу. Собственно, к финалу второго дня заболело уже полгруппы, а оставшаяся половина готова к ним примкнуть при первом же порыве ветра. Надо напомнить Юле, сопровождающей группу от «Гранд Тур вояжа», что неплохо было бы заехать завтра в аптеку, а то такими темпами мы до Сианя доберемся с половинным составом.

Утром, как по заказу, едем в центр ТКМ (Традиционной Китайской Медицины), где все желающие (то есть, соответственно, все по списку) проходят диагностику у местных медицинских светил. Диагностика проводится характерным для ТКМ путем, то есть по пяти составляющим – осмотр белков глаз, осмотр языка, слушание пульса, пальпирование пуза и опрос. На мой взгляд, в половине случаев весь опрос можно было бы свести к банальному «Сколько вчера выпил», но мудрые китайские нетрадиционные доктора расспрашивают наших тетушек вдумчиво и долго, после чего всем предлагается, или, вернее, настоятельно рекомендуется купить по коробочке гомеопатических капсул стоимостью 60 долларов за коробочку, при этом уточняется, что это месячная доза, а для достижения устойчивого положительного результата нужно обеспечить себя хотя бы трехмесячным курсом. Ну-ну… Нет, я, конечно, верю в ТКМ (честно!), но за 180 долларов лучше «маотаем» лечиться буду, право слово!

Конечно же, кто-то из наших что-то покупает, причем именно по три коробочки.

Едем через весь Пекин (с остановкой для пообедать) в сторону Западного вокзала – программа тура немного изменилась, и вечером вместо переезда в Сиань нас ждет переезд в Лоян. Разницы, честно говоря, никакой, но я был сильно удивлен, что никто в группе не возмущался – обычно малейшая перестановка слагаемых (при безусловной неизменности суммы) вызывает крики «Нас кинули!» как минимум у двух человек из группы – а тут тишина! Видать, совсем Пекин смогом своим придавил сограждан.

По пути заезжаем в аптеку, набираем при помощи гида всевозможных антибиотиков, а то уже слушать страшно, как все носами хлюпают и разговаривают так, словно их с 78 оборотов на 33 запустили (если кто не помнит, что такое патефон или проигрыватель, объясняю – голоса становятся низкими и тягучими… Впрочем, это я, понятное дело, преувеличиваю. Хотя и не сильно). А Ольга вообще лежит на заднем сиденье автобуса в позе человека, задетого за живое шаровой молнией и потому ничем окружающим более не интересующегося. Видимо, надо было вчера в нее больше глинтвейна заливать!

Храм Неба – ну, без этого ни один тур по Пекину не проходит! Храм грандиозный, но бродить по его территории надо в хорошую погоду – туман съедает краски и не дает полноты ощущений… Зато антикварная улочка Люличан впечатлений доставляет массу! Конечно, по большей части здесь нынче сувенирку продают, но если покопаться, то можно встретить вполне раритетные вещи по относительно недорогой стоимости. Ох, и люблю же я копаться во всяком старье!!! Особенно в китайском! Хорошо, что улица прямая и не особо длинная, а то вряд ли бы удалось нам всех вовремя в кучку собрать – а поезд ждать не будет!

Еще не сумерки, но уже сереет. Смотрю, прижавшись носом к потеющему оконному стеклу, на проплывающий мимо город: серые стеклянные пирамиды выплывают из тумана, словно скалы на картинах-свитках художников Танской эпохи. Смотрю – и не узнаю город… Понятно – Олимпиада, то, сё… Но Пекин потерял себя, по крайней мере – мне так кажется. Если бы не иероглифы на вывесках и характерный запах с ресторанных кухонь, вообще было бы непонятно, где нахожусь – Манхэттен? Москва-Сити? Нет, тот Пекин, середины 90-х, мне был ближе. Хотя все равно я люблю этот город!

Или такой настрой – всего лишь созерцательная ипохондрия от растворенной в воздухе водяной пыли? Мы же не рыбы, мы не можем дышать водой…

На вокзал приехали задолго до отправления поезда. Поскольку дело происходит во время китайского Нового Года, провожающих на перрон не пускают. Гид дает Юле четкие инструкции и откланивается, а мы остаемся бродить вокруг чемоданов в зале ожидания – поскольку у нас билеты в спальный купейный вагон, мы являем собой нечто вроде ВИП, потому что народ попроще, из плацкартов, в сей зал вообще не допускается и тусит в громадном помещении с колоннами, но без скамеек.

К поезду нас пропускают тоже минут на 15 раньше всех прочих смертных, что дает нам возможность и спокойно разместиться в своих купе, и даже покурить на платформе, обсуждая такой безусловный плюс местных вагонов, как наличие умывальной комнаты на три рукомойника (помимо туалетов). Представляю, как это облегчает жизнь по утрам!

Потом из здания вокзала натуральным цунами накатывает толпа плацкартников, и мы, желая друг другу спокойной ночи, рассасываемся по своим купе.

Утром – Лоян, причем с самостоятельной выгрузкой и поисками гида, поскольку, как я уже упоминал, встречающих точно так же не пропускают на перрон, как и провожающих.

Ничего, нам не впервой!

Продолжение следует…

Страницы1

4,9/5 (7)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai - вегетарианский ресторан традиционной китайской кухни. И внешний вид, и интерьер выполнен с соблюдением классических традиций Китая. …