Письмо 1.

Вспоминать здесь о России – все равно, что орать блатные песни  на детском утреннике.
Владимир Динец  

        Привет дружище !

Вот решил тебе писать письма о своём пребывании  в Поднебесной.

 Во-первых,   потому, что ничто так, как письмо, не дисциплинирует мысль, а, во-вторых, сама поездка в столицу Китая обещает стать интересной и многообещающей…  

Для начала, хочу тебе процитировать Владимира Динца, автора эпиграфа к этому письму. Как раз сейчас, читая  в Интернете его «Журавли на снегу» (это путевые заметки о Японии),  я в самом начале этих заметок прочитал следующее: «Каждый из нас немножко писатель. Мы пишем свою жизнь - кому как удается, в зависимости от способностей и везения. У кого-то в результате складывается мыльная опера, у кого-то детектив, бухгалтерский отчет, повесть на производственную тематику, бульварное чтиво, бортовой журнал, диссертация или история болезни. Мой жанр определился очень рано: за что бы я не взялся, получается приключенческий роман».

  Всё это так, но, во-первых, всегда достаточно трудно определить  свой жанр письма. Во-вторых, пожалуй, тебе я смогу преподнести свою, возможно, излишнюю «философичность», которую, с одной стороны, ты сможешь воспринять вполне адекватно и не упрекать меня в ней, как большинство из окружающих, но и, с другой стороны, эта манера письма и  смешивает все  жанры и затрудняет определение. И, в-третьих, как ты помнишь, у нас всегда была такая «игра»: определить ту главную и основную составляющую любого события ли, поездки ли или  явления в жизни, чтобы, так сказать, «не растекаться по древу», а суметь выделить то, что следует рассматривать, как некую суть явления…. 

Итак, начнём с Божьей помощью…

Самым неоднозначным для меня оказался одновременно и самый банальный вопрос, заданный мне соседкой, по моему возвращению из Пекина: понравилось ли мне в Китае ? По крайней мере, он заставил меня именно задуматься над этим, вроде бы, самым простым вопросом….

 А теперь мой ответ. Ты вот только представь себе любую китайскую инструментальную музыку: все эти струнные, трещотки, удары палочек и барабанов… Представил ? А если это не эпизод и эта мелодика сопровождает тебя всё время, пока ты не спишь ? И к этому можно привыкнуть ? Я гарантирую, что выдержишь ты недолго. А чем  таким реальным жизнь китайцев отличается от их музыки ?

Поэтому, на мой взгляд, самым главным, что ожидает европейца в Китае, его, выражаясь языком А.А. Ухтомского, доминантой  пребывания его в Поднебесной, является, ЧУЖЕРОДНОСТЬ  среды  обитания,  как таковая. Ты погружаешься в мир, не то, чтобы чуждый тебе, а просто настолько необычный, что наружу выползает столько несуразицы, нелепицы и анекдотов из окружающей тебя жизни, что сразу и не объяснишь себе, как же они живут во всём этом,  бедолаги.  

Буквально каждый твой шаг и каждый твой взгляд, в любое время суток, упирается в нечто настолько чужое, что никакая логика и осмысление происходящего здесь и не ночевали. Причём, эта «ксенофобия» твоего окружения  никак не зависит от твоих знаний истории  Китая, его обычаев и особенностей менталитета китайцев. От этого ведь  ты китайцем не станешь, да и твоей любви к их пониманию символизма, ритуальности, особенностям нумерации, да и просто бытия, не особо прибавится…

 И эта «чужеродность» касается буквально всего, от еды и аптек до туалетов.

 Вот ведь какая интересная картина складывается, когда цитируют Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нём актёры». Как-то все забывают, что речь ведь здесь идёт не только об  актёрах, вернее не столько о них, но ещё и о «мире театра», т.е. декорациях и антураже, а не только об актёрских кривляньях в этих «декорациях».

Так вот, эти особенности декораций, обустройство сцены  и является отнюдь не последней составляющей в этой среде обитания.

         Писать о Пекине трудно. Как, впрочем, и о любой другой чужой цивилизации. А в том, что это не просто  столица Поднебесной, но и другая цивилизация, сомневаться не приходится. Чужую цивилизацию трудно полюбить, но всегда есть варианты: её либо совсем не принимают, либо пристально всматриваются, приноравливаются к ней и приспосабливаются. Любить это совершенно не обязательно, да и не получится у нормального человека.  Чужое всегда вызывает отторжение и чтобы эмоции не преобладали в тебе, нужен элементарный ум. Когда-то Сергей Гандлевский написал: «Можно любить китайцев, можно не любить. Но это не умно…». Пожалуй, это самое уместное здесь слово, потому что любовь здесь абсолютно ни при чём.

 Первый путь всегда крикливо-эпатажный. И поэтому бездарный. Его я слышал и видел в аэропорту Пекина, когда при посадке на обратный рейс до Москвы  за спиной возникло: «У, понабежали уже, узкоглазые… Сколько же их тут…». Эти же добры-молодцы при входе в самолёт бурно выражали свою радость при виде бортпроводниц славянской внешности и громко скандировали «Россия, Россия…», когда самолёт коснулся земли.

 Подобный «патриотизм», возможно, и вызовет у кого-то положительные эмоции (честь и хвала им !), но мне вспоминается только старый советский анекдот  про то, какой национальности были Адам и Ева. При аргументации француза, что только француженка может отдаться за яблоко, пассаж русского был безупречен «Только русский может ходить с голой жопой и думать, что он в раю…».

Второй подход, конечно же, более сложен и требует постоянного труда. Причём, как в осмыслении мест посещения столицы, так и бытовых мелочей, из которых и складывается (причём, в гораздо большей степени) твоё пребывание в Поднебесной.

Конечно, разница в культурном коде будет присутствовать всегда:  китайцы есть китайцы и справиться с ними  невозможно; «рожи» то у них другие и на тебя не похожие. Это уж точно. Но нас ведь и никто не заставляет уподобляться Гогену, жениться на местной уроженке и жить с ней в этой среде. А вот осмыслить происходящее вокруг мы обязаны, раз здесь оказались.

 В следующем письме я тебе напишу,  как я там оказался.

Страницы123

5,0/5 (2)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai - вегетарианский ресторан традиционной китайской кухни. И внешний вид, и интерьер выполнен с соблюдением классических традиций Китая. …