Скользящие  тени меж зелёного бамбука - 3

(Письма другу из Пекина)

Письмо 6.

Искать мудрость вне себя - вот верх глупости.

Чаньские Изречения

 

Пришло время рассказать тебе ещё об одной жемчужине Пекина,  а именно о Храме Неба (Тяньтань), являющегося эмблемой китайской столицы. Но прежде и не менее интересным было то, что предшествовало моему посещению этого храма. А предшествовало вот что. Я сказал своему приятелю Сергею,  инсулинзавимому пациенту института, довольно богатому, совершенно без комплексов (но обладающему природным чувством юмора), что я собираюсь посетить Храм Неба. Он тут же решил присоединиться ко мне, но попросил заехать в одно место на такси, где продавалось  лекарство, купить которое ему посоветовал сам Мастер. То, что лекарство к его основному заболеванию имело косвенное отношение (оно затрагивало его мужскую сферу) и то, что он с этим вопросом он не постеснялся обратиться к самому Мастеру, особого значения не имело, надо было просто знать Сергея. А нужно сказать, что лекарство это было только в одном месте Пекина, а именно в аптеке на последнем этаже универмага “Люфтганза” ("Яньша"). Это довольно известное место в Пекине, в основном из-за своей «дороговизны», потому что в универмаге "Люфтганза" продаются вещи европейского качества и товары европейских брендов. Соответственно, все в этом многоэтажном универмаге сияет светом и чистотой: от полированной плитки на полу, до многочисленных бутиков на этажах. Вот туда мы и собрались: вышли из института, поймали такси, показали записку водителю с названием места, написанную Мастером и через 10 мин были на месте. По системе лифтов поднялись на последний этаж, показали записку продавщице, купили лекарство и вроде бы всё. Ан нет:  с моим напарником так просто не бывает. Как в «дорогом» универмаге там, на первом этаже,  продавались ни что иное, как "Мерседес-Бенц» и «BMW», там же был и  немецкий  пивной бар. И не просто пивной бар, а сооружённый по последнему веянию, когда между стойками бара расположены огромные медные бочки, где это пиво и варят. Так сказать, всегда свежее пиво и прямо на месте. Вот в этот бар Сергей меня и потащил. Я сначала недоумевал: я не пью ничего, он диабетик (ведь в пиве много глюкозы, как ты знаешь) – что нам там делать, спрашивается ? Но наши – и в Пекине наши ! Сначала Сергей выпил бокал светлого пива, затем бокал тёмного (в котором, как ты знаешь, глюкозы ещё больше, чем в светлом), я всё добросовестно переводил официантке на английский (благо, уж здесь с языками без проблем), а когда высказал озабоченность уровнем его сахара в крови, то в ответ услышал, мол, ничего страшного, «один лишний укол инсулина и всё будет нормально»…Вот это класс: выпил пива, укололся инсулином и вся проблема…

Я с этим Серёжей посетил в конце своего визита в Пекин ещё и Шёлковый рынок ("Сюшуй"). Попёрся я туда, чтобы купить подарок жене по совету одной пациентки, которая уже там была, что-то купила и даже дала нам визитную карточку павильона и продавца. Задумал я купить серьги и кольцо из жемчуга, причём черного и морского. Это я знал, но как отличить подделку от настоящего, я не знал и был рад наводке. Сережа обнаружил, что у него нет большого чемодана для многочисленных подарков и чая, которого он накупил в невероятном количестве и разнообразной упаковке. Но о китайском  чае я расскажу тебе позже.

          Все приехавшие в Пекин, туристы или бизнесмены, обязательно, хоть раз, но посещают шелковый рынок. Рынок расположен практически в центре Пекина (поехали мы туда, конечно же, на такси), состоит из 6 этажей и имеет 1500  (!) торговых мест. Основные посетители, как правило, обеспеченные иностранцы,  ведь для них свитера c этикеткой Gucci за 20 долларов, как подарок судьбы. На самом же деле, необходимо делить услышанную цену на число «пи» и только потом начинать торговаться (это кто умеет). Годовой оборот рынка, изобилующего  умело изготовленными подделками мировых брендов - одежды, часов, обуви - превышает $12 млн. США, сообщает ИТАР-ТАСС. Это я всё знал, но то,  что я увидел, ввергло меня буквально в шок; здесь было ВСЁ, или почти всё. На минусовом этаже сумки. кошельки, чемоданы и обувь (огромнейший выбор). На первом и втором этажах большой выбор одежды,  третий этаж – шелк. Здесь тебе также могут сшить костюм на заказ. Четвертый этаж - жемчуг и сувениры. Так же здесь можно найти игрушки, посуду и чай. Я такого изобилия товаров  не видел нигде, а главное, убивала сама «возможность» выбора товара, потому что среди такого изобилия было непонятно КАК себя вести, чем выбирать, да еще торговаться, да еще не нарваться на подделку, да ещё общаться с продавцом, объясняя ему, что тебе нужно (на каком языке?)… Словом, без определённой «наводки», тебя охватывала элементарная растерянность и паника от всего увиденного…. Но всё кончилось благополучно. Сергей очередной раз меня поразил, сбив цену на названную цену за чемодан  в 5-6 раз. Но главное было не в  этом, главное было в том, как он ходил среди бесчисленных торговых прилавков, орущих и хватающих его за рукав китайцев, предлагавших свой товар. Он ни на что не обращал внимания, но четко знал, что ему нужно. Например, помимо чемодана, он купил в подарок сыну пять (!) штук часов, все высококачественные подделки (это было ясно, только из цены), но известных брендов (Patek Philippe, Rolex), но и не просто известных фирм, а тех, что предпочитает такая  личность, как В.В. Путин (например, часы Patek Philippe, правда не за 50 USD, конечно). То, что у Путина часы стоят 20 000 $, а у него только 50 $, его совершенно не смущало.

Итак, после пивбара  в универмаге “Люфтганза” мы поймали такси и поехали в Храм Неба.

 Весь комплекс Храма выверен строго с Севера на Юг и состоит из трёх главных сооружений: павильона  Жатвенных молитв (зал Циняньдянь), павильона Императорского Небесного свода (Хуанцюнъюй) и мраморного  алтаря Неба  (Хуаньцю). Таксист привёз нас к северным воротам,  поэтому мы прошли его с севера на юг и закончили Южными воротами.

В признании ЮНЕСКО (год включения в Список всемирного наследия - 1998 г.) значения данного историко-культурного памятника особо подчеркнуты следующие три момента. Во-первых, Храм Неба является выдающимся произведением зодчества и ландшафтного искусства, наглядным и ярким воплощением важнейших космогонических представлений, повлиявших на развитие одной из величайших цивилизаций мира. Во-вторых, символичность пространственной планировки и архитектурной конструкции сооружений ансамбля Храма Неба на протяжении многих веков оказывали глубочайшее влияние на принципы и характер архитектуры всего региона Дальнего Востока. В-третьих, Храм Неба, благодаря своим уникальным конструктивным особенностям и пространственной планировке, служил символом "законности" феодального династического правления, господствовавшего в Китае более двух тысячелетий.

Кроме главных сооружений, здесь много специальных построек. Это Управа небесной музыки, площадка для одежды и инструментов, беседка для закапывания жертвенного скота, башня с колоколом, кухня для небожителей и т.д.

         Территория, на которой расположены главные культовые сооружения, занимает площадь 267 гектаров (это в 4 раза больше Запретного Города) и представляет собой огромный парк (засаженный соснами и кипарисами, которых высажено в разные династии огромное количество – около 100 тыс. деревьев) излюбленное место общения пекинских пенсионеров, объединяющихся здесь в неформальные клубы по интересам: кто по утрам занимается гимнастикой Тайцзи или У Шу,  кто, уже днём, играет в карты, кто - в китайские шахматы цы или в маджонг, кто играет на музыкальных инструментах, а кто и балуется рюмкой  рисовой водки. Толпы этих пенсионеров  мы видели, проходя через беседки парка.

           Общению императора с Небом предшествовал трёхдневный пост во Дворце Воздержания (Чжайгун), который находится в восточной части парка. Отсюда, очищенный от земных грехов (ещё бы !), император направлялся в храм Циняньдянь молиться.

          Зал Циняньдянь (Зал жатвенных молитв) находится на севере храма Неба. Он был построен в 1420 году, но в 1889 году сгорел от сильного удара молнии. Впоследствии его реставрировали в прежнем виде.  Зал Циняньдянь – это круглое здание с крытой черепицей трехъярусной крышей, которая увенчана позолоченной вышкой. Внутрь, конечно, не пускают, поэтому он облеплен фотографирующими китайцами по периметру, а ты вынужден просто заглядывать внутрь вместе со всеми. Он замечателен с точки зрения своей архитектуры. Высокая и тяжелая трехъярусная кровля поддерживается лишь гигантскими деревянными колоннами и соединенными между собой многочисленными перекладинами и брусьями. Поэтому, несмотря на большие размеры и почти 40-метровую высоту, зал храма кажется удивительно легким. 28 гигантских деревянных колонн, поддерживающих его, глубоко символичны. Четыре средние колонны символизируют 4 времени года, двенадцать колонн в среднем ряду – 12 месяцев, а 12 колонн наружного ряда – 12 времен суток. Помимо прочего, эти 28 деревянных колонн – символ и 28 небесных созвездий. Словом, и здесь китайская махровая  символика.

После совершения молитвы император торжественно шествовал по Почётному Пути, в центре которого проложена белокаменная дорожка, касаться её не смел даже он - Сын Неба. Тропинка эта, сооружённая вдоль всего 600-метрового императорского подиума строго по центральной оси юг-север, предназначалась исключительно только для невидимых божественных стоп.

Далее, преодолев 360 м пути по широкой (28 метров) каменной дороге, поднятой на высоту 2,5 м, император попадал в Зал Небесного Свода, где хранились поминальные таблички его предков.

 Здесь, в замкнутом кольце, образованном идеально круглой двухсотметровой стеной, начинаются различные акустические чудеса. Зал Небесного свода огражден Стеной Возвращающихся Звуков. Если, повернувшись лицом к стене, тихо произнести что-нибудь, то эти слова будут отчетливо слышны в любой точке противоположной стороны стены.

Этому, конечно, приходится только верить, потому что эти акустические чудеса «работают» только в тишине, когда нет толпы вокруг тебя и вокруг Храма Неба. В реальности же, стоит  гвалт и треск от говорящих и фотографирующих всё подряд китайцев, и услышать не только эхо, но и себя самого представляется проблематичным.

Звуковые эффекты не оставляют тебя и на самом южном сооружении культового комплекса - Алтаре Неба, построенном в 1540 году и представляющем собой открытую, расходящуюся, как круги на воде, трёхступенчатую белокаменную площадку, окружённую идеально круглой стеной, как будто бог Неба Тянь-ди очертил это место своим огромным божественным циркулем. Здесь всё подчинено магическому значению цифры «девять» - символу светлого мужского начала Ян. Диаметр верхнего центрального круга алтаря равен 9 чжанам, верхний центральный круг и сектор двух нижних круговых ярусов, разделённых лестницами, каждая из которых насчитывает 9 ступеней, в сумме составляют магическую девятку, даже число каменных плит, радиально уложенных от центра до границы окружности на каждом ярусе алтаря, тоже подчинены культу цифры 9.

На этом алтаре император, преклонив колени в центре Алтаря на выпуклом камне, держал ответ перед Небом за свои земные деяния, причём голос монарха резонировал, многократно усиливаясь, когда он обращался к Небесному Владыке с просьбой о ниспослании Поднебесной богатого урожая. Этот акустический эффект внушал мистический трепет многочисленной свите императора, доказывая его божественное происхождение.

          Восходить на этот камень (диаметром сантиметров 30) и беседовать с Небесами мог только властитель Срединной империи. Теперь же здесь фотографируются парочки и Серёжа,  который потребовал себя запечатлеть стоя на этом камне, зачем-то молитвенно сложив две руки перед собой.

Не испытав никакого трепета и звуковых эффектов, мы от Алтаря свернули направо (точнее к Восточным воротам) к расположенным неподалёку на зеленой травке метеоритным камням Семи звезд. Эти камни были положены здесь по распоряжению императора Цзяцзина, правящего во времена династии Мин с 1521 по 1566 г.г. Один даосский монах обратил внимание императора на пустующее место юго-восточнее  главного сооружения храма – Зала жатвенных молитв. Даос рассказал Цзяцзину, что эта пустота может пагубно повлиять на стабильность государства, а также это угроза здоровью и долгожительству Сына Неба. Монах посоветовал заполнить это место камнями. Цзяцзин был верным последователем даосизма и послушался совета лаосского монаха. Семь огромных камней с выгравированными горными мотивами были размещены на пустующем месте. Камни символизировали семь пиков горы Тайшань, входящей в число пяти священных гор даосизма. После прихода к власти в Центральном Китае маньчжурской династии Цин император Цяньлун, правивший с 1735 по 1796г.г., приказал разместить на северо-востоке от основных камней ещё один дополнительный камень. Этим он хотел подчеркнуть, что маньчжуры – одна из национальностей Китая, а все китайские национальности – общая большая семья. С тех пор на площадке лежит восемь камней, однако название камни Семи Звёзд  сохранилось неизменным.

Вот сюда мы и направились. Камни лежали сами по себе, а вокруг шумел парк со своими аллеями, павильонами, деревьями и буквально толпой пенсионеров, которые пели хором свои какие-то китайские песни, играли на досках в свои игры и производили впечатление просто довольных жизнью людей. У нас такого точно уж не увидишь. Все сериалы смотрят по домам, а здесь возрастная «общность» просто поражает.

Когда стало темнеть, вышли через Южные ворота, поймали такси и поехали в институт.

 

Страницы123

1,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai

    Xu Xiang Zhai - вегетарианский ресторан традиционной китайской кухни. И внешний вид, и интерьер выполнен с соблюдением классических традиций Китая. …