Треккинг по маршруту Around Annapurna (Бесисахар-Джомсом)
30 октября - 12 ноября 2010 г.


В помощь планирующим треккинг по этому популярному маршруту выкладываю свежую информацию, так сказать, с фронта.

Миссия
Имея в запасе 2 недели отпуска, пройти маршрут Around Annapurna, ключом которого является перевал THORONG LA PASS высотой 5416 метров (всего на пару сотен метров ниже Эльбруса).

Организация тура/Бюджет
Организация треккинга в Непале обычно не требует обращения к посредникам, то есть в туристические агентства. Всё (трансфер, отель, гида, пермиты, билеты) можно заказать на месте.

Тем не менее, привожу наши выкладки по организации трека.

Общий бюджет поездки: Авиабилеты 1285$ + Расходы в Непале 750$ + Сувениры min 250$ = ИТОГО 2285 $ на рыло, и ни в чем себе не отказывайте. Исключив из рациона алкоголь и сэкономив на трансферах/джипах/самолетах, можно уменьшить статью Расходы в Непале баксов на 400$.

Подробности:
1. Авиабилеты. Прямых рейсов из Москвы в Катманду нет. Основных вариантов стыковок два:

  • Аэрофлот до Дели + Непальские/Индийские(Jet) авиалинии до Катманду (KTM).
  • Арабские авиакомпании (Qatar, Ethiad, Emirates) с пересадкой в столицах (Доха, Абу-Даби, Дубаи) до Катманду.

Поиск в интернете по этим направлениям давал либо дорогие (более 42 тыс.руб.) билеты с короткой стыковкой, либо сравнительно дешевые (до 38 тыс.руб.) со стыковками более 10 часов. Остальные варианты чересчур уж экзотические. В итоге, оптимальный вариант был найден с помощью милой во всех смыслах девушки Ольги из агентства Vamana (740-16-00): 38650 руб. Qatar из DME (вылет 20:00) через Доху (стыковка 1:20), прилет в KTM 9:00; Qatar из KTM (вылет 23:30) через Доху (стыковка 5:25), прилет в DME 12:50. Плюсы: умеренная цена, высокий сервис, большие комфортабельные самолеты А330, транзитный багаж, красивые стюардессы и т.д.
Все время местное. Кстати, о времени: относительно Москвы летом (до 31.10) KTM +1:45, Доха -1:00; зимой KTM +2:45, Доха 0:00.

2. Страховка. Покупал в Ингосстрахе стандартную страховку для путешественников, включающую медико-транспортные расходы и расходы по репатриации , с покрытием 50 000$. Стоит 900 руб. Работает ли в Непале – не проверял. Самому интересно, можно ли, например, вызвать и проплатить через страховую компанию вертолет при несчастном случае? Или придется платить 2500$ наличными, а потом разбираться с со страховой? Кстати, телефоны вертолетов-эвакуаторов – (01) 499-62-53/422-29-48, (061) 52-38-52/53-76-73.

3. Виза. Получаем по прилету в аэропорту. Стоит 30$. Нужна любая фотография 3х4. Выездной сбор (на обратном пути) – не требуется.

4. Курсы валют. Курс в Катманду примерно 1 бакс=70 рупий, в Покхаре 1 бакс=68,8 рупий. Менять можно везде, курс примерно одинаковый что в ларьке, что в обменном пункте. На треке в лоджах также берут баксы (70 рупий), но лучше поменять рупии заранее.

5. Турагентства. Из Москвы общался с двумя турфирмами, базирующимися в Катманду:

  • Русскоязычное. Royal Mountain Travel, Lal Durbar Marg,Kathmandu,Nepal
    Phone:+977-1-4444385, Ekaterina Goryshina, Fax:+977-1-4444380, mobile:+977-98510-47973
    e-mail: [email protected], [email protected], [email protected],
    ISQ 242925964, http://www.royalmt.ru, http://www.highland-villa.info.
  • Англоязычное (непальцы). Adventure Thirdpole Treks, Тамель, Катманду, Непал
    4423459, 4355123, www.thirdpoletreks.com, [email protected], P. O. Box 5503, Thamel, Kathmandu, Nepal
    Fax: +977-1-410834, Phone: +977-1-423459, Deepak Mahat
    Cell: 9851024794 / 9741140800

Мы хотели заказать трансфер Катманду-Бесисахар заранее. В итоге в ценовой битве победил Дипак.
До кучи, нам был впарен трансфер аэропорт-отель, заказан отель и изготовлены пермиты. О товарищах-непальцах могу дать только лестные отзывы. Почти все сделали как обещали, и даже очень помогли нам с одной проблемой, о которой чуть позже.

6. Пермиты ACAP И TIMS.

  • ACAP – это разрешение на вход в национальный парк Аннапурны. Стоит 2000 рупий/чел. Проверялось на каждом туристическом чек-посте на маршруте, ставилась печать о прохождении, ФИО записывались в журнал.
  • TIMS (Trekkers Information Management System) – удостоверение треккера. Стоит 20$/чел. Проверялось один раз на входе в нац.парк (где-то после Бесисахара).

И то, и другое Дипак принес нам в отель. Единственное, пришлось ему еще из Москвы по электронке прислать копии паспортов и фотографии. За распечатку фотографий взял 5 баксов с человека. В противном случае пришлось бы в воскресенье утром тратить время на оформление бумажек в иммиграционном отделе (в субботу иммиграционный отдел не работает).

7. Трансфер аэропорт-город-аэропорт. Дипак приехал встречать сам, комфортабельное авто типа минивена (Toyota Hiace) обошлось в 20$. Езды до Тамеля не более 20 минут. Обратный трансфер заказывали прямо в отеле. За 600 рупий подогнали минивен китайской конструкции, в который с трудом, но уместились 5 мужиков и 5 рюкзаков. Местное такси до аэропорта (маленькая машинка типа Сузуки) стоит 300 рупий.

8. Отели в Катманду. По приезду ночевали в Wonderland Trekkers Inn, 15$ номер с завтраком. Перед отъездом – в Lai Lai Holiday Inn, 15$ без завтрака. Номера с удобствами, горячей водой и телевизором.

У того, кто в Катманду впервые, в первый день будет культурный шок. Тут трудно что-то дельное посоветовать. Один совет все-же дам – при заселении в отель возьмите на ресепшене пару карточек с названием и адресом отеля, и носите их с собой. Потеряться в Тамеле – как два пальца об асфальт. Именно так с нашим товарищем и случилось по приезду. Ночью ушел один кататься на рикше. Пока был пьяный – было весело. Пришло время возвращаться. А как там, говоришь, отель-то назывался? А не помню… Все, пипец, приехали! Простым перебором отелей по Тамелю не получается. Там и днем-то завернул за угол – считай, потерялся. А ночью все двери закрываются, вывески тухнут, зажигаются другие. И наработанные ориентиры теряются. Искали с рикшами как могли (благо рикши – самые отзывчивые люди на свете). В итоге боец в поисках отеля проблуждал по Тамелю и окрестностям с 3:00 до 12:00 в шлепках. Натер себе кровавые мозоли. А мы искали его с помощью Дипака и его помощника, катаясь с ними на мотоциклах по всем злачным местам и допрашивая рикш. Нашли – Катманду город небольшой :) Пришлось заплатить лишние 4000 рупий за простой трансферного минивена.

9. Отели, лоджи, гестхаусы на треке. Средняя цена 300 рупий за номер. С условием, что будете ужинать-завтракать у них в ресторане. Если нет – штраф 1000 рупий с человека. Номера на 2-3 человек, отдельные кровати, белье, одеяла, одно полотенце на номер. Удобства (кафельное очко в полу, краник душа в стене) либо в номере, либо снаружи. Горячая вода – как повезет. В большинстве мест написано solar hot shower (нагреваю воду от солнца). Бывает, что уже остыла или всю потратили. С утра горячей воды никогда нет. Номера не отапливаются. Свет есть, иногда есть электрическая розетка. В любом гестхаусе кормят (меню достаточно обширное). Иногда есть fire room – теплая комната с камином. Но работает он только часов до 10, потом тушат. Если надо постирать вещи – можно отдать хозяйке рупий за 100-200 за тазик. Но к утру полностью не просохнут. Ноябрь считается высоким сезоном, но народу в отелях и гестхаусах немного, места всегда есть. Только в ключевых местах (Мананг, ТоронгПеди, Муктинах) плотность заметно увеличивается.

10. Отели в Покхаре. Все отели там на Lake-side – это такая туристическая улица с барами, ресторанами, магазинами сувениров вдоль озера. Лучше ближе к центру улицы – там самая движуха. Номер с туалетом, душем, телевизором - 1000 рупий.

11. Трансферы.

  • Катманду-Бесисахар. Toyota Hiace без кондиционера на 5 человек (реально поместится 10) обошлась в 175$. Дорога занимает порядка 5 часов. Рекомендуется выезжать из Катманду как можно раньше. Едем по шоссе Катманду-Покхара. На выезде из Катманду начинается серпантинчик, на котором перманентный ремонт дороги, пылища, огромные пробки и реверсивное движение по одной полосе. Там теряешь много времени. Не доезжая Покхары, сворачиваем направо к горам. Дорога становится однополосной. В Бесисахаре асфальт заканчивается. Альтернативой может служить местный автобус. Отправление с центрального автобусного вокзала Катманду, рейсы с 06:00 до 12:00 каждый день, билеты прямо на вокзале, цена, если не ошибаюсь 5-6$. Время в пути порядка 8 часов, много впечатлений гарантировано.
  • Бесисахар-Сьянге. Мы выехали из Катманду в 13:00, поэтому пришлось заночевать в Бесисахаре. От Бесисахара начинается собственно трек. Дорожка там по глубокому ущелью, красивая, но тяжелая, много подъемов-спусков. Если времени в обрез, можно его сэкономить (по разным оценкам, от половины дня до 2-х ходовых дней), проехав до Сьянге на джипе. Локальный джип – это большой автобус, набитый местными стоимостью 500 рупий на человека. Время в пути до Сьянге 4 часа. Надо выйти из Бесисахара и спуститься ниже к автобусной остановке. Со свободными местами могут быть проблемы, нас спрашивали, есть ли резерв. Поэтому нарисовавшийся тут же частник на джипе типа Махиндра (индийская подделка под Дефендер) был как нельзя кстати. Помещается 4 человека в салон и 4 в багажник. Рюкзаки можно на крышу (есть чехол). Стоимость 5000 рупий. Доехали до Сьянге за 2,5 часа. Полный экстрим и море впечатлений. Грунтовая, местами сильно разбитая дорога петляет вверх-вниз по склону ущелья. Слева скала, справа обрыв в реку метров 150. При этом надо как-то разъезжаться с локальными автобусами, форсировать грязевые ванны глубиной по днище, пересекать ручьи и водопады. После Сьянге метров через 200 дорога заканчивается совсем. Дальше только пешком.
  • Муктинах-Джомсом. С другой стороны перевала дорога проложена от Бени до Муктинаха (3700 м). Можно сэкономить ходовой день по пыльной дороге, проехав от Муктинаха до Джомсома на локальном джипе. Время в пути 2 часа. Тут уже не автобусы, а только Махиндры. Джипы государственные, билет стоит 500 рупий. Но должно набраться 12 человек. Мы не стали ждать и арендовали весь джип – 7200 рупий фикс прайс.
  • Самолет Джомсом-Покхара. Когда джип высадит вас в Джомсоме, надо идти в сторону аэропорта (на ту сторону речки, местные подскажут). Вокруг аэропорта, на центральной улице Джомсома, куча отелей и контор по продаже билетов. Мы купили в Nepal Airlines на самый первый рейс (6:30). На человека 6090 рупий вместе с аэропортовым сбором. Особых проблем с билетами нет. Были еще несколько авиакомпании (Yeti, Agni, Tara и еще что-то). С утра прилетело 3 самолета. Отлета прождали до 9:00 – не принимала Покхара. Потом улетели сразу все. Время в пути 25 минут. В крайнем случае (нелетная погода, нет билетов) можно за световой день доехать на шаттл-джипах до Бени, а дальше 3ч до Покхары на локальном автобусе. Пешком от Джомсома до Бени три-четыре ходовых дня.
  • Покхара-Катманду. В Покхаре, недалеко от аэропорта, есть автобусная станция, откуда ходит Greenline – туристические автобусы в Катманду. Два рейса, по-моему в 6:00 и в 7:00. Стоимость не помню, билеты можно купить в любом турагентстве на Lake-side. Там же, или в вашем отеле можно арендовать частный трансфер. Машина класса Toyota Hiace стоит 8000 рупий. Нам сначала подсунули какую-то развалюху, в ответ на вопрос «где тут написано Тойота?» пригнали Ниссан Патрол с тремя рядами сидений. Тесновато, но ехать впятером можно. Про дорогу см.пункт первый.

12. Еда. Средний счет в ресторанах на 5 мужиков с алкогольными напитками составлял 3000-4500 рупий. В Катманду в основном ели супы и рис различных сортов (вареный, жареный, с овощами, с карри, курицей в сладком соусе, с яйцами и т.д.). На треке – томатный, овощной, куриный супы, дал бат, тот же рис, обязательно мо-мо (тоже бывает с разной начинкой, от овощей и мяса яка до бананов), стейки из яка. Всю дорогу пили чай: имбирный (ginger), мятный (прямо с листом мяты в чашке вместо заварки), лимонный (разведен из юппи, но очень вкусный), черный высокогорный, тибетский (из молока с маслом).

Цены наверху:

  • Пиво (Туборг, Эверест, Сан Мигель, Гуркха) 300-400 рупий;
  • Мо-мо 300-350 рупий;
  • Кока-кола 150 рупий;
  • Термос чая (Small Pot) 150 рупий;
  • Суп 200 рупий;
  • Дал бат 350 рупий.

Описание трека.

1. Погода
В начале ноября в Непале идеальная для треккинга погода. В Покхаре и Катманду – лето, градусов 28, влажно. В Покхаре утром небо чистое, но уже часам к 7 утра панорама Аннапурны начинает затягиваться облаками.
В горах днем даже выше 4 тысяч очень тепло. В ущелье к обеду небо затягивает облаками. Когда вылезаешь выше трешки, облака остаются внизу, а над тобой только чистое голубое небо, а ночью гирлянды жирных звезд. Днем Солнце припекает так, что можно идти в шортах и майке. Выше 3000 иногда поддувает ветер. Но как только солнце прячется за вершину, наступает дубак. Ночью температура опускается до 0 и ниже, и в не отапливаемом помещении это ощутимо. Мы спали в термобелье, двух носках, спальнике, а сверху одеяло. Снег есть только на северных склонах. Даже тропинка на перевал в это время сухая. Но подъем на перевал (если выйти рано) проходит при минусовой температуре и сильном ветре. На спуске же начинает конкретно пригревать, раздеваешься на ходу.

2. Экипировка для трека
Практически всю экипировку покупали в Москве. В Катманду много туристических магазинов, но фирменные вещи там не встретишь. Можно купить там палки, штаны, что-то по мелочи. Но у купленных треккинговых ботинок в первый же день отвалилась подошва. На треке тоже встречаются магазинчики с ботинками, палками, перчатками и прочей мелочью.
Итак, must have:

  • Рюкзак 45-50 литров. Лучше с вентиляционной сеткой на спине;
  • Легкий спальник (до 0 градусов);
  • Палки треккинговые 2 шт. (можно купить там);
  • Налобный фонарь (можно купить там);
  • Фото-видео;
  • Легкие кроссовки в дырочку – для Катманду и Покхары;
  • Треккинговые ботинки – собственно для трека, там камушки и сыпуха кругом;
  • Несколько пар треккинговых носок разной температуры;
  • Шорты, майки штуки 3 (на теплую погоду в Катманду и Покхаре, и на трек);
  • Термобелье теплое (лучше 2 комплекта – в одном спать, другой для ходьбы по холоду);
  • Штаны легкие треккинговые или джинсы (для ходьбы днем);
  • Штаны флисовые (для утепления);
  • Штаны штормовые мембранные (на случай осадков и на перевал);
  • Флиска легкая (для ходьбы вечером и в ветер);
  • Флиска теплая (на ночь и на перевал);
  • Пуховка-безрукавка легкая (для утепления);
  • Куртка-штормовка мембранная(на случай осадков и на перевал);
  • Вьетнамки для душа (можно купить там);
  • Кепка от солнца(можно купить там);
  • Шапка (на перевал, можно купить там);
  • Перчатки флисовые теплые (на перевал, можно купить там);
  • Очки с защитой от ультрафиолета;
  • Крем от солнца, уровень защиты средний;
  • Полотенце быстросохнущее;
  • Средства гигиены;
  • Аптечка;
  • Конфеты детям (можно купить там).

3. Электричество на треке. Все населенные пункты в горах электрифицированы. Бесплатные розетки, если повезет, есть в номерах. Если не повезло, за небольшую плату (порядка 100 рупий в час) можно зарядить аккумуляторы в столовой или на рецепции. Поэтому брать с собой запасные аккумуляторы нет особого смысла. Возьмите с собой тройник, чтобы заряжать сразу три устройства. Возьмите также скотч – в местных розетках наши вилки держатся плохо.

4. Связь на треке. Мобильная связь есть не везде. Нам в турагентстве впарили симку оператора NCell, и сигнал благополучно умер уже в Бесисахаре. А Билайн работал практически на всем маршруте, кроме перевала и отрезка между Талом и Писангом. Практически во всех крупных поселках есть интернет (дорого и медленно), а также местные телефонные аппараты (200 рупий минута, звук не очень). Есть и Ip-телефония, но сколько стоит - не помню.

5. Маршрут и сроки. Когда готовились к треку и планировали сроки, основным затруднением было определить скорость движения по маршруту. Сколько уйдет дней, где будут ночевки, нужен ли день в Мананге, улетим ли сразу из Джомсома?
Турфирмы, организующие треки, закладывают в своих программах на отрезок Бесисахар-Джомсом 9-10 ходовых дней, включая день акклиматизации в Мананге.
У нас на все, про все ушло 14 дней, из них 7 ходовых:

30.окт Прилет. Ночевка в Катманду.
31.окт Трансфер Катманду-Бесисахар
01.ноя Ходовой Бесисахар(760м)-Тал(1700м)
02.ноя Ходовой Тал(1700м)-Тиманг(2600м)
03.ноя Ходовой Тиманг(2600м)-Писанг(3150м)
04.ноя Ходовой Писанг(3150м)-Мананг(3540м)
05.ноя Мананг. Акклиматизация
06.ноя Ходовой Мананг(3540м)-ТоронгПеди(4540м)
07.ноя Ходовой ТоронгПеди(4540м)-перевал ТоронгЛа(5416м)-Муктинах(3760м)
08.ноя Трансфер Муктинах(3760м)-Джомсом(2800м)
09.ноя Трансфер Джомсом-Покхара
10.ноя День в Покхаре
11.ноя Трансфер Покхара-Катманду
12.ноя Ночевка в Катманду. Вылет в Москву

6. Сам трек. Распорядок дня на треке такой: в 6 встаем, еще холодно. Завтракаем. Можно заказать еду на кухне, но готовить будут долго. Чтобы не тратить время, пьем чай и едим быстрорастворимую кашу, взятую с собой из Москвы. В 7 выходим. Переходы между цивилизацией (населенные пункты, гестхаусы или чайные домики) максимум 2 часа. Везде можно перекусить или попить чаю. Есть особо не хочется, останавливается на чашку чая, максимум на тарелку супа в обед, отдыхаем полчаса и вперед. Часам к 4 дня обычно приходим куда нужно. Есть время помыться, постираться, поужинать и расслабиться. В 6 уже темно. Отбиваемся часов в 8-9. Мы шли высоким темпом, торопились, старались наверстать потраченные в Катманду полдня. Если же есть в запасе 3 недели, дневные переходы могут быть короче, и трек получится гораздо более комфортным.

Теперь по пунктам:

  • Катманду. В путеводителях описано много достопримечательностей. Мы успели только дойти до реки (хит фото и видеоотчета), и подняться уже в темноте к ступе Сваямбунат (обезьяннему храму). Оттуда хороший вид на город, можно дойти пешком из Тамеля. Остальное время провели на улицах города.
  • Сьянге – Тал. Тут начинается собственно треккинг. Причем начинается сразу по-взрослому. Три жестких подъема, последний и самый мощный из которых перед Талом, в первый день убили напрочь. Но вокруг красиво. Глубокое ущелье, отвесные склоны, водопады, бурная река Маршанди внизу. Снежных вершин пока не видно.
  • Тал – Тиманг. Тут отрезок чуть попроще. Идем уже легче, проходим в районе Дхарапани ответвление на белеющий справа Манаслу. Все портит жесточайший подъем перед Тимангом. Причем на картах Тиманг на высоте 2270, а в реальности 2600. Под конец ходового дня это реальная подстава. Зато в самом Тиманге утром очень красиво.
  • Тиманг-Писанг. Утренний подъемчик после Тиманга к Танчоку разгоняет кровь и наводит на мысль, что до Писанга сегодня мы вряд ли доберемся. Реальность оказывается не такой ужасной. Дорога длинная, но крутых подъемов уже практически нет. После Чаме слева встают во всей красе снежные шапки Аннапурен. У огромной гладкой скалы Swargadwari Danda дорога, поворачивая влево, выходит из ущелья на высокогорное плато, и к темноте мы заваливаемся в Писанг. Есть 3000 метров!
  • Писанг-Мананг. Самый легкий кусок маршрута. Слева высятся вторая, четвертая, а потом и третья Аннапурны. Дорога почти всегда гладкая. Перед Хумде (где аэропорт) поднимаемся на холм Deuralidanda. Отличные виды на долину как назад, так и вперед. Барометр показывает 3330 метров. Аэропорт в Хумде запасной, два раза в неделю (в четверг точно - видели, другой день не помню) прилетает самолет. После Хумде слева открывается цирк между четвертой и третьей Аннапурнами – отличная точка для фотосъемки. В Мананг приходим рано.
  • Мананг. День акклиматизации. В Мананге провели две ночи. День потратили на отдых и акклиматизацию. В конце туристической части Мананга, рядом со ступой висит карта акклиматизационных выходов. Можно пойти вправо, к монастырям. Мы пошли влево, мимо озера. Поднялись сначала до закрытого ресторана Chongkor ViewPoint, потом еще выше до снегов. Получилось сильно за 4000. Можно еще выше, там везде флаги по тропинке развешены. Но мы поленились. Позагорали, пофотографировались на фоне Гангапурны и ее ледника. Мананг, вся долина, тропа в сторону перевала оттуда – как на ладони. Видно даже само седло перевала между характерными вершинами Khatungkang и Yakwakang. В Мананге довольно оживленно, встретили несколько групп соотечественников. Рекомендую прогуляться в тибетскую (нетуристическую) часть Мананга, там много интересного. В Мананге тропа разветвляется. Правее вдоль склона уходит тропа на перевал, а если уйти левее на другую сторону долины, попадаешь на тропу к озеру Тиличо. Некоторые треккеры успевают подняться к Tilicho Base Camp и спуститься обратно в Мананг, обнаружив в Тиличо отсутствие свободных мест. После ночевки на Тиличо мимо Нилгири можно спуститься сразу в Джомсом.
  • Мананг-ТоронгПеди. Выйдя рано утром из Мананга, у следующей деревушки оглянитесь назад – видок у поселка прикольный. Через час доходим до Гусанга – маленькой, в два гестхауса, но очень приятной деревушки. Некоторые треккеры (те, кто не торопится) акклиматизируются след.образом: доходят до ТоронгПеди, но не ночуют, а спускаются в Гусанг. И там у них день отдыха. После Гусанга дорога до ТоронгПеди проходит через Як Карку и Ледар. До них мы добрались быстро, путь несложный. К Ледару уже начинает чувствоваться легкий недостаток кислорода. Ущелье уходит вправо, перпендикулярно долине Мананга, и оглядываясь, видишь огромную ледышку третьей Аннапурны, с вершины которой постоянно сбегают лавины. Держите фото-видео наготове. Последние 250 метров по высоте к ТоронгПеди уже даются очень нелегко – дышать тяжело, ноги ватные. Очень кстати пришелся чайный домик после последнего, деревянного мостика. В ТоронгПеди приходим очень рано. Это плюс, потому что к вечеру тут собирается толпа народу. В ТоронгПеди только туристические бараки и пара ресторанов. Обстановка спартанская, горячей воды нет. Делать абсолютно нечего, все устали, даже пива не хочется. Вокруг нависают темные скалы. Ждем темноты, убивая время картами. У всех напряженное предчувствие завтрашнего штурма. Один из нас, ссылаясь на боли в колене, нанимает портера – 60 баксов (4000 рупий) до Муктинаха, 3000 рупий до перевала. Портер уточнил, сколько весит рюкзак. Цифра 15 кг встречена без эмоций. Жена тут же навешивает ему в нагрузку сумку для родственников, по виду еще килограмм 10. Можно также нанять лошадь, цены не помню. Напуганные информацией из интернета, мы хотим выйти в 2 часа ночи. Местные крутят пальцем у виска – зачем так рано? Уговаривают на 4 часа.
  • ТоронгПеди-перевал-Муктинах. Практически бессонная ночь. Очень холодно. Сердце трепыхается, как птичка в клетке. Постоянно просыпаешься с желанием хоть немного подышать. Встаем в 2, одеваем на себя все, что есть. Все железки и воду пихаем в рюкзак, предназначенный для портера. В 4 выходим. Сильный ветер. Темно, в свете налобного фонаря мельтешит поземка. Куда идти – непонятно. Пускаем вперед портера, тут же жалеем об этом – парень практически бежит вверх по крутому склону. Просим его идти максимально медленно. Мы одни из первых. Через примерно час одного из нас скручивает горняшка – потеря горизонта, вялость, рвота. Снимаем с него рюкзак, вешаем идущему налегке. Еще минут через 40 добираемся в High Camp. Отпаиваем товарища чаем, даем таблетку Диакарба, ему лучше. Через час еще один чайный домик. Идется очень тяжело, дышится еще хуже. Главное – держать один темп. Если сбился – все приходится начинать сначала. Народу на тропе все больше и больше. Портеры несут огромные тюки - по 5 рюкзаков в каждом. В 8 утра (уже давно рассвело), через 4 часа подъема, мы на перевале!! Пьем чай, фотографируемся, распиваем припасенную чекушку виски. Народ быстро сваливает вниз, мы же остаемся на перевале на целый час. Солнце уже светит вовсю, но пока не греет. Дышится нормально. Если подъем был 1000 метров по высоте, то спускаться в Муктинах – 1800 метров! Практически сразу становится жарко, приходится раздеваться до шорт и майки. Очень длинный спуск, и чем ниже – тем круче. На горизонте слева торчит пирамида Дхаулагири, впереди и справа - коричневые горы Верхнего Мустанга. Часа за три с половиной спускаемся к первым чайным домикам. Пьем пиво, никак не можем напиться. Еще через 30 минут мы в Муктинахе. Заваливаемся в Боб Марлей – 100 рупий номер, есть горячая вода, и вообще все круто. Но еда очень дорогая. К вечеру отель битком забит туристами, свободных мест нет. Но рядом есть еще парочка отелей. За ужином по нашей просьбе приносят в качестве бесплатного десерта травы на пару косяков - Боб Марлей все-таки :).
  • Муктинах-Джомсом. С утра идем в монастырь 108 водопадов (надо немного подняться обратно по тропе). Хорошие виды и фото. В 12 набираем пива и садимся в джип (остановка в 5 минутах ходьбы от Боба Марлей вниз, машин много, рядом будка кассы). Все, треккинг закончился. Через 2 часа мы в Джомсоме. Посвящаем остаток дня пьянству.
  • Джомсом-Покхара. Над Джомсомом господствует Нилгири. Мимо нее можно подняться на Тиличо. Но мы уже удовлетворили свою страсть к бродяжничеству. Нас ждем Покхара. Про самолет я уже писал в разделе Трансферы.
  • Покхара. Кроме посещения местных магазинов, ресторанов индийской, корейской и китайской кухни, мо-мо-шечных и увеселительных заведений, мы покатались на лодке по озеру, напились свежевыжатых соков и китайской водки, взяли напрокат велосипеды (400 рупий за 5 велосипедов на сутки), доехали на них до Ступы Мира (очень крутой серпантин), там же рядом водопад, сходили в Музей Гор недалеко от аэропорта, как следует накурились. Лучше бы мы еще один день посвятили настоящим горам (например, поднялись бы от Джомсома к Тиличо).


Сувениры. Последний день в Катманду посвятили покупке сувениров. Активно торгуемся!
Что можно купить:

  • Очень красивые картины в технике тханка (небольшая картина с мантрой 50$);
  • Ножи Кукури – от 800 до 4000 рупий в зависимости от размера и качества ножен.
  • Двусторонние шали ручной работы Pashmina Wool по 1000 рупий;
  • Монеты несуществующего государства Тибет;
  • Магниты с фотографиями Гималаев;
  • Расколотые черные голыши со дна древнего океана с золотистыми ракушками внутри;
  • Прикольные тибетские вязаные шапки с подкладкой из флиса за 200-250 рупий. Есть трех размеров. Детям берите средний размер, взрослым – большой. Совсем маленькие налезают только на младенцев. В комплекте можно взять перчатки и носки.
  • Безделушки, фигурки, медная посуда и т.д. и т.п.;
  • Высокогорный чай.

Эх, в Непал надо ехать на месячишко. Зацепить Тиличо, спуститься пешком по долине Кали-Гандаки, залезть на Пун Хил, дойти до Базового лагеря Аннапурны-главной, съездить в Читван.

Ну ладно, оставим это на другой раз….


Фотографии можно посмотреть на http://public.fotki.com/Savvina/2/2010-nepal/
Видео: Часть 1 - http://rutube.ru/tracks/3852571.html?v=2e828808880d2e366f1b4cca703839fb;
Часть 2 - http://rutube.ru/tracks/3851428.html?v=2414a66c8ce8184327d7cb1d0674b487


Пишите,
[email protected]

© 2010 г.

Страницы1

5,0/5 (7)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Непала Читать все