26 сентября.

Утро в Порту, началось с интенсивного петушиного пения.
Удивительно в центре огромного города такое количество этих вестников зари .Хотя не зря петухи везде изображаются как символ Португалии, может они здесь гнездятся на крышах жилых домов, да и вообще заменили собой диких голубей.
Открыв окно в ванной Наталья удивленно вскрикнула и позвала меня. оказывается из нашего номера виден Океан.
В стоимость номера входит завтрак, жаль что не захватили с собой фотоаппарат ,очень стильное помещение столовой, красиво и дорого.
Загружаемся и с сожалением покидаем этот город ,график надо выдерживать …)))

В навигаторе мы выставляем Баталью ,это наверное даже не город хоть и имеет почти тысячелетнюю историю, это просто пятитысячное поселение вокруг Монастыря Санта-Мария да Витория .
Доминиканский монастырь ,его строили почти 300лет, а поводом послужила победа короля Жуана Первого над Кастильцами и обет который он дал перед битвой.
Основное отличие собора от аналогичных шедевров католического искусства в том что его строительство шло в период наиболее бурного мореплавания Португалии, когда буквально ежегодно .они открывали новые острова и осваивали неведомые земли .Туземцы обычно были не очень рады гостям ,и для Португальцев это стало такой проблемой ,что карнизы этого храма вместо химер и горгулий, украшают злобные дикари ,с оружием и без, есть реальные а есть и авансом придуманные, причем настолько чудные ,типа женщин с мужскими органами.
Рядом с собором бронзовая статуя Жуана Первого ,короля победителя.
Так как в Баталью мы приехали в воскресенье ,то в небольшом отдалении от собора несколько небольших рынков. Побродили между рядов, но ничего *заморского* что бы удивиться не нашли……)))

Теперь едем к вершине нашего тура, к его самой пиковой точке Мысу Рока.
Мыс Рока (Cabo da Roca ) самая западная точка Евразии.
По узкой дороге серпантином идущей по горе, через деревушку Азойя, мы выезжаем на Мыс Рока.
Здесь несколько довольно крупных паркингов, маяк и немного поодаль стела отмечающая именно крайнюю точку Евразии. Десятки таких же романтиков как и мы с восторгом мечутся от одного вида к другому, переполненные осознанием значимости этого места.
Мы зашли в сувенирный магазин что бы приобрести сертификат о посещении этого места ,но нам сказали что это не сувенир ,а официальный документ ,и право его выдавать есть только у туристического центра, созданного здесь муниципалитетом Синтры.
Для его получения мы заполнили анкету ,девушка внесла все данные в компьютер, дополнительно отметив в журнале из какой мы страны ,и после этого взяв перо витиевато красивым каллиграфическим почерком заполнила нам диплом.

В нём записано
….” Где кончается земля и начинается Океан…”
Где Дух Веры, Любви и жажда приключений побудили португальские каравеллы отправится в путь, в поисках нового мира…….
Удостоверяем, что Наталья и Сергей были на Мысе Рока в Синтре, Португалии,
В самой западной точке европейского континента, на самом краю света,

дальше двигаться некуда……. ОКЕАН…….

Теперь мы начинаем путь домой , путь навстречу солнцу !!!!

Координаты края земли 38° 46′ 51″ N, 9° 29′ 54″ W, и именно здесь всматриваясь бескрайние просторы океана, понимаешь почему именно Португалия была первой морской державой целые столетия, почему именно португальские мореплаватели открыли и освоили большинство островов ,и новых земель в средние века.

Океан в этом месте зовёт в дорогу, зовёт к знакомству …..

Так он звал когда то из этих мест Педро Кабрала , Бартоломео Диаса, Америго Веспучи ,Васко да Гамму. Именно благодаря их открытиям в средние века половина земного шара говорила на Португальском , хоть сейчас в это и очень трудно поверить.
Он звучал почти во всей Латинской Америке, Южной Африке,70% островов Атлантического океана включая Мадейру и Азорские острова, и до Китая на Востоке, причем и часть Китая благодаря Васко да Гамма была колонией Португалии.

К мысу Рока от Горловки колёсами мы прочертили путь длиной в 5950км.
Окинув взглядом в последний раз маяк на самом краю мыса, здание туристического центра и стелу с координатами , сбросив пару монет с высоко утёса прямо в Бурлящий Океан начинаем комбег.
И первый город на пути возвращения это Синтра, а точнее замок Пена.
Маленький городок вплотную прижался к горе ,тесные улочки заставили наш навигатор ,метаться и путать свои рекомендации. Видя на экране что флажок буквально рядом решили прекратить эту судорожную чехарду из мелких поворотов и их отмен .Припарковавшись спросили у местных далеко ли до замка если пойти туда пешком.
Километр ,ну максимум два был нам ответ….
Для таких заядлых пешеходов как мы с Натальей ,это только в удовольствие ,и мы уточнив направление смело отправились в путь.
И тут нас ждал сюрприз .Вся дорога к замку четко выдерживала подъём градусов в 60.
Так что пройденные 2 км, можно смело умножать на пять ,по нагрузке.
Дорога вверх шла между гигантских валунов , в тени пихт и сосен ,мы задрав голову вглядывались в световые разрывы между их крон…..Когда же наконец то, появится замок Пена, а он словно прятался от нас, и уже начало казаться что *местные* нас разыграли и путь нас ждёт ещё в несколько часов. А километраж в разы больше обещанного нам. Когда открылся паркинг для туристического авто, мы радостно заспешили думая что уже пришли .Оказалось нет….)))
Перед резными воротами, сбоку располагались две кассы ,и купив входной билет, мы продолжили подъём к замку, но уже по внутреннему парку ,и ухоженным дорожкам. Здесь были автобусы для туристов, те не спеша занимали места, что бы потом без всяких усилий проехаться ,непосредственно к дворцу. Но так как автобус был ещё на половину пустой, а скорее всего в путь он отправляется только когда будут заполнены все места. Мы разогретые предыдущим подъёмом решили не останавливаться, и уверенно пошли дальше. Дворец уже местами проглядывал сквозь кроны деревьев, и манил своей прогнозируемой близостью.

Сон нельзя потрогать руками ,и его необычность другим не покажешь. А замок Пена именно СОН ,волшебный сон средневекового кудесника, который смогли вопреки привычному мироощущению и законам физики, воплотить в реальностью. Только в отсутствии демиурга создавшего это чудо ,за ним плоховато приглядывали ,и сон изрядно запылился ,поблек , выцвел и затосковал.
Яркие краски только в некоторых защищенных от солнца и дождя местах ещё играют .Так что приходится додумывать как было бы здорово увидеть его свежеиспеченным )))

Замок строил , муж королевы Португалии Марии II, баварский принц Фердинад ,говорят что вложил в дворец все свои средства ,и строил его всю свою жизнь и душу. Так как он к рычагам управления государством доступа не имел , а мужчина был очень деятельным, в итоге замок Пена и стал тем делом в который влились все силы коронованной особы.
Жаль что фотоаппарат не делает снимок глубоким и сложно передать те ощущения что видит глаз. Но замок стоит на высокой скале и виды открывающиеся из его окон, заставляют подгибаться колени. …О-Очень высоко….)))

Спуск вниз это всегда легкое занятие ,но спуск под таким углом оказался то же утомительным, казалось что ещё чуть чуть и наши зады начнут касаться земли..)))

В Синтре недалеко от места где мы оставили машину ,пекли хлеб и булочки прямо на улице ,и местные довольно споро разбирали то что доставалось из печей.
Вокруг этой пекарни работал небольшой стихийный рынок, и лоток с орехами привлёк наше внимание .между миндалём и фасолью лежала кучка каких то необычных орехов ,формой похожей на купола церквей.
Я попросил жестами у дедушки продавца, возможность попробовать что из себя представляет такой орех .Тот отрицательно покачал головой .И что то стал мне убедительно объяснять.
……-Жадный дедушка.., решил мы ,но любопытство было сильным и я решил купить грамм 100 орехов на пробу.
Дедушка взвесил и стал со смехом наблюдать как я попытался разгрызть одну из своих покупок. Продолжая мне что то объяснять .Теперь и нам дошло ,что это не орех, а чудо типа фасоли ,и его надо варить ,и ёще и перед варкой пару дней держать в воде ,что бы оно чуть подмякло.

Лиссабон -здесь поселение у нас в отеле * Nacional *,расположен он в центре города, и имеет тут же поземный паркинг. Когда попросили жестами открыть нам паркинг ,удивились бурному веселью между портье ,причина стала понятна через пару минут, ребята оказались земляками, то есть выходцами из Украины .
Удобство отеля ещё и в том что буквально в 200х метрах о него остановка туристических автобусов.
Билет в зависимости от маршрута стоит от 17 до 22Э, самих маршрутов три.Синий,Красный и Желтый.
Город огромный- но это уже просто современная европейская столица, и не удивительно в 1755 чудовищное землетрясение снесло все строения в этом городе. Так что несмотря на долгую историю ,это молодой ,без старинных эксклюзивов город и конечно без той самобытности которая на каждом углу встречает вас в Порту.
Просмотрев город с верхней площадки автобуса, мы отметили те места что посчитали для себя интересными, и когда автобус пошел на второй круг, вышли на набережной в районе старого города.
Пешеходные зоны, это просто ряды кафе и ресторанов с вкраплениями сувенирных магазинов .Гуляем, рассматривая огромный выбор кафельной плитки со всевозможными по виртуозности узорами. Ряды декоративных петушков ,и прочие заманухи для туристов.
Затем выбираем интересный и самобытный ресторан, и заказываем себе сардин.
В Лиссабоне надо есть сардины ,впрочем и во всей Португалии тоже, хотя это не совет или наставление ,это просто у нас была такая установка ещё при планировании тура.
Вот мы ими и стараемся питаться, что бы пополнее проникнуться ,и создавая у себя условный рефлекс. Потом где бы и когда бы мы не попробовали сардинку, тут же ,по идее, должны проявляться воспоминания о Португалии……)))
Ещё из домашних заготовок у нас были выписаны пару мест ,где многие советуют послушать ФАДУ ,но при этом говорят что раньше 22.00 в такие рестораны приходить не стоит ,поэтому нагулявшись вдоволь мы в районе 11ночи,выставив в навигаторе
заранее сохранённый адрес ,отправились на поиски фаду.
По мере удаления от центра наш энтузиазм стал стремительно таять.
Сначала исчезли магазины, которые создают своей рекламой дополнительную подсветку улиц. Потом резко возросло количество мусора на асфальте, улицы стали сужаться, всё чаще на них начали появляться мутные личности, то спящие на грязных подстилках, то вяло гуляющие вдоль домов, придерживаясь за их обшарпанные стены. А когда впереди по курсу пошли улицы вообще без подсветки ,мы дрогнули……))
И решили что того количества дисков с легендарными исполнителями фаду, что мы прикупили в Порту, нам уже вполне хватит для ознакомления с этим жанром.
Затем развернулись на 180 градусов и очень уверенно припустили в обратном направлении.